Люди в Иране. Какие они? Подпольный Иран: как на самом деле живут люди в этой стране

В последние лет 20, и особенно с 2013 года, когда президентом Ирана стал реформатор Хасан Рухани, государство стало гораздо менее пристально рассматривать под микроскопом частную жизнь своих граждан. Преследований нужно опасаться правозащитникам и журналистам, их прессуют даже сильнее, чем раньше. Но частные вечеринки, короткие юбки у девушек, западная мода, алкоголь и прочие приметы модернизации остаются «за кадром», до тех пор, пока не слишком бросаются в глаза.

Иранская молодежь стремительно модернизируется и в большой степени секуляризируется. Хотя большинство иранцев считают себя мусульманами, им претит государственная религия с её системой жестоких наказаний и навязчивой озабоченностью поведением женщин. По факту исламское правление привело к спаду рождаемости в Иране, а в Тегеране оформилась устойчивая тенденция к разводам. В обычных семьях – не более двух детей.

Самые популярные сферы интересов у иранцев, как показывают результаты поиска на фарси, помимо секса – английский язык, компьютеры, наука и способы эмиграции на Запад. Никак не шиизм и не ислам. А подпольная жизнь Тегерана и других крупных иранских городов – это отдельная тема, и в некоторых её аспектах они могут составить конкуренцию ведущим мировым столицам.

Власти, конечно, прекрасно осведомлены, что у себя дома иранцы смотрят запрещенные «сатанинские» фильмы, слушают израильскую певицу иранского происхождения Риту и грешат не только вином, но и виски. Режим все это терпит, пока такое аморальное поведение граждан не выходит за личные рамки и не переходит в публичную сферу – примерно как в застойных 70–80-х годах в СССР.

Четыре малоизвестных факта о современном Иране

  1. Иран - вторая страна мира после Таиланда по количеству операций по смене пола, и здесь государство оплачивает своим гражданам часть стоимости трансгендерного перехода. При этом в стране преследуются однополые отношения, одним из наказаний за них может быть смертная казнь.
  2. Алкоголь в Иране находится под запретом, однако широко распространенные и доступные по цене наркотики обеспечивают стране один из самых высоких в мире уровней зависимости. По официальным данным, не менее 6 млн иранцев (8% населения) имеют проблемы с наркотиками.
  3. Полиция нравов следит за тем, чтобы иранские женщины соблюдали исламский дресс-код и носили хиджаб. При этом женщины составляют более 60 % студентов иранских университетов. В отличие от Саудовской Аравии, женщины в Иране имеют право голосовать и избираться в парламент, водить машину и самостоятельно путешествовать.
  4. Уровень грамотности в Иране самый высокий среди стран средневосточного и североафриканского регионов и достигает 97 % для населения в возрасте 10–49 лет (такой же показатель у Греции и Кипра). Число женщин, поступающих в местные университеты, превышает число мужчин. А по количеству выпускников инженерных специальностей Иран занимает третье место в мире после Росси и США.

По материалам изданий

Обзор о положении женщины в Иране, устройстве иранского института семьи и брака, подготовленный по первоисточникам.

Отметим, что в последние три-четыре года иранские власти стали меньше проводить публичных казней и порок, стараясь лучше скрывать неприглядные стороны устройства иранской семьи и брака.

Самое главное о семье и браке в Иране:

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин ;

Молодые женщины выдаются замуж, при отсутствии отцов, официальными опекунами, которые надзирают за надлежащим поведением мужа по отношению к жене;

Мужчина может иметь до четырех жен ;

В Исламской Республике Иран все вступающие в постоянный брак должны принадлежать к одной религии ;

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак;

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Для женщин установлен перечень причин, при которых она может быть разведена ;

При разводе дети, как правило, остаются с отцом;

Мужчина обязан при женитьбе выплатить лично жене , который является частью капитала жены, в том числе на случай развода. Муж обязан нести все расходы бюджета семьи и расходы по воспитанию детей, выплачивая жене финансовое содержание «нафака»;

Сексуальные отношения вне брака (временного или постоянного) в Иране запрещены под угрозой смертной казни ;

Не признается право на существование сексуальных меньшинств . При доказанном наличии неподобающих отношений обвиняемые в этом могут быть казнены;

Подробнее в этом обзоре


Положение женщины в Иране, а также о том, как институт семьи и брака регулируется нормами шариата.

Исламский брак называется никях.

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 для мужчин .

До 2002 года в Иране минимальный разрешенный возраст для брака был для женщин 9 лет и 14 лет для мужчин .

Исламское духовенство всегда поощряло вступление в брак как можно в более раннем возрасте, т.к. это предотвращает, на взгляд улемов, связи вне брака, за которые в Иране предусмотрены тяжкие наказания (о них ниже, в разделе «Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние»).

В Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии .

Данное ограничение не распространяется на временный брак.

Об особенностях обычного брачного союза в Иране чуть ниже, а пока о временном браке.

Временный брак

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак .

При этом он может быть бессрочным. На него не распространяются ряд ограничений связанных с постоянным браком. Можно в него вступать и представителям различных религий (т.е. мусульманин может брать во временные жены немусульманку). Но, видимо, подразумевается, что если муж и жена из разных религий, то перейдя в постоянный брак иноверец (иноверка) обратятся в ислам, иначе такой брак будет незаконен. Почему незаконен? Дело в том, что в Иране запрещен переход из ислама в какую-либо другую религию , поэтому в мусульманин или мусульманка не могут сменить религию на религию жены или мужа. Однако есть возможность заключить постоянный брак с иноверцем, выехав за пределы Ирана, по законам другой страны, но при этом иранский мусульманин или мусульманка должны остаться в своей вере. Тогда иранские власти постфактум, по возвращении пары в страну, признают, но без особого восторга, такой брак.

Временный брак — это очень удобный для мужчины-мусульманина институт, т.к. он позволяет одновременно без большой волокиты брать несколько жен (до четырех). Правда, если мужчина-мусульманин сможет их содержать. Женщина может вступать единовременно только в один временный брак.

Заключение временного брака является удобным способом для иранцев обмана властей, т.к. в Иране сексуальные отношения вне брака запрещены . При этом, во временном браке женщина не имеет никаких прав на детей, они всегда остаются со отцом (правда, и в иранской семье, где заключен постоянный брак, мать, по сравнению с отцом, не имеет почти никаких прав на детей).

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 25/09/2016 о временном браке в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории, в передаче оправдываются):

  • аудио файл №1

Многоженство

Радиостанция «Азаттык» (казахская служба РСЕ/РС), исследуя тему многоженства в Иране отмечала в феврале 2012 года, что согласно действующим в Иране законам шариата — свода религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на Коране, — мужчина может иметь до четырех жен. Хотя в шиитском Иране многоженство не так распространено, как у суннитов. Станция отмечает, что правительство иранского президента Ахмадинеджада с 2007 года пытается провести через иранский парламент, в дополнение к шариатскому праву, и т.н. «Закон о защите семьи», который будет требовать от жены покорно принимать следующую супругу ее мужа.

Глава Комиссии исламского меджлиса (парламента Ирана) по правам человека Зохре Элахиян:

«Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин...»

«Глава Комиссии исламского меджлиса по правам человека Зохре Элахиян, выступая с речью на женевской сессии Комитета по правам человека ООН, посвященной положению прав человека в Иране, в ответ на вопросы о правах женщин и равноправии мужчин и женщин в Исламской Республике Иран, заявила:

«В основе политики Исламской Республики Иран и идей мусульманских идеологов лежит равноправие мужчин и женщин на макросоциальном уровне, но это не означает сходства в деталях, ибо мы придерживаем того мнения, что разница между мужчиной и женщиной заложена самой природой для образования семьи и воспитания поколения. Поэтому ислам предусматривает специальные права для женщин как матери и супруги».

Элахиян добавила: «У нас имеется исламское предание о том, что во главе семьи стоит женщина, причем исламская религия полностью защищает достоинство и положение женщины в семье, поэтому существуют и специальные права для женщин. Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин, а имеем в виду равенство в правах».

Брак в Иране

Как уже отмечалось, брачный возраст в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин .

«Подросткам разрешается вступать в брак; девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования , как это показано двумя традициями Пророка (МЕИБ): «Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его)». Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга» (Бадави, стр. 23, прим. 11).

Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (приданое или выкуп) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа .

Отсутствие финансовых обязательств — результат меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским девушкам и женщинам.

Обычно сыновья получают две доли наследства, в то время как дочери — только одну .

Отец не имеет права лишать своих детей наследства в соответствии со Священным Кораном («Женщины», 4:11).

По достижении возраста половой зрелости и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены Исламом».

Таким образом, в Иране, как правило, вопрос замужества решается родителями или родственниками. При этом для слишком юной жены назначается опекун, который следит за тем, чтобы муж не обижал ее . О экономических положении иранской женщины в семье подробнее чуть ниже, а пока о главной ее функции, согласно иранским официальным воззрениям:

«В исламском воззрении, главная функция женщины — материнство . Это объясняется тем, что мать, правильно воспитывая ребенка, дарит обществу здорового и нормального человека, что очень важно для здоровья общества. Ислам обязывает мужчину обеспечивать пропитание, своевременно и без лишних напоминаний выдавать жене деньги на расходы, чтобы женщины, считающиеся символом любви, эмоции и спокойствия, имели возможность в спокойных условиях заниматься воспитанием детей. Следовательно, с точки зрения ислама, женщины не несут ответственности в связи с обеспечением расходов жизни . Их главная ответственность — выполнять материнские и супружеские функции и потом работать».

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 01/01/2016 об институте брака в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории в передаче либо оправдываются, либо смягчаются, так практически обходится вопрос о возрасте, допустимом в Иране для вступления в брак):

  • аудио файл №2

Развод в Иране

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Дети при разводе остаются с отцом .

В сообщении, переданном в апреле 2010 года, «Голос Исламской Республики Иран» коснулся процедуры развода:

«По исламским законам, право на развод сохраняется за мужем. Однако и жена может при особых условиях воспользоваться этим правом, например, если при заключении брака супруги договорились о праве жены на развод.

В Исламской Республике Иран жена может при замужестве потребовать для себя определенные права, которые называются брачными условиями. В брачные условия входят, например, право на развод в случае наркомании, жестокого обращения, прекращения выплаты «нафаки» (т.е. денежного содержания Прим..п.

Конечно, даже в тех случаях, когда жена по брачным условиям лишена такого права, ее защищает исламский суд. Это значит, что, если муж будет несправедливо обращаться с женой и отклонится с правильного жизненного пути, тогда жена может обратиться в суд и востребовать свои права. Как было сказано в этом цикле передач, ислам наделяет женщину таким же человеческим достоинством, как и мужчину, и в достижении гуманных высот не видит между ними никакой разницы. Ввиду этого, все усилия исламской религии направлены на сохранение достоинства и мужчин и женщин и обеспечения их счастья у семейного очага.

Лидер исламской революции его светлость аятолла Хаменеи придерживается того мнения, что главной ролью, которую может играть каждая женщина, независимо от уровня своих знаний, своего образования, исследовательского и духовного звания, — эта роль матери и супруги».

«228 аят суры «Бакара-Корова»:

«Разведенные (женщины) должны выжидать, (снова не выходя замуж), три срока регулы (менструальных цикла). Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют (по отношению к мужьям) права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах — великий и мудрый». (2:228)

Этот аят выступает в защиту семейного очага и детей и повелевает, что женщина не должна сразу же после развода выходить замуж. Она должна выждать как минимум три месяца , чтобы, во-первых, определить беременна ли она или нет, и если да, то чтобы можно было защитить права новорожденного. С другой стороны, может быть, появление на свет ребенка устранит разногласия, между супругами и упасет их тем самым от развода.

Во-вторых, может случится и так, что в этот период разводящиеся передумают и вновь вернутся к совместной семейной жизни.

Заключительный фрагмент аята для устранения неприятностей и обид и примирения супругов сосредоточивает внимание каждого из них на очень важном моменте. Вначале, обращаясь к мужчинам, он повелевает: «Не смотря на то, что на женщинах лежат обязанности по дому и семейные дела, мужчины в той же мере обязаны достойно выполнять свои обязательства в отношении женщин, которые обладают юридическими и гуманными правами».

Затем, обращаясь к женщинам, этот аят повелевает:

«Мужчина должен командовать и управлять семейными делами и в этой связи мужчины более достойны этого занятия».

229 аят суры Бакара-Корова:

«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Вам недозволенно удерживать что-либо из дарованного (в качестве калыма), если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом . А если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (за счет оговоренного при замужестве калыма). Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха, — нечестивцы». (2:229)

Вслед за предыдущим аятом, в котором говорится, что женщина должна выждать три месяца после развода, в случае если она захочет вновь выйти замуж, этот аят отмечает что мужчина имеет право два раза давать развод своей жене и после каждого развода возвращаться к ней, и если мужчина в третий раз даст развод своей жене, то он уже не сможет вернуть ее как прежде.

Далее в аяте дается общий принцип, необходимый для управления семьей для мужчин, отмечая, что мужчина должен либо серьезно отнестись к жизни и провести ее достойно со своей супругой, либо, если он по определенным причинам не в состоянии управлять семьей он должен по хорошему отпустить ее и естественно уплатить ей ее мехр — сумму денег, которая оговаривается перед свадьбой и выплачивается женихом невесте. Если же развода требует женщина, то она может простить мехр, — т.е. выплату мужем денег, причитающихся ей и развестись.

Итак, подчеркнем главные моменты из этого аята:

1. Кроме гуманных прав, должны соблюдаться также и финансовые права супруги и мужчина не имеет права присваивать себе что-либо из имущества женщины или ее мехра.

2. Если все-таки развод становится неизбежным, то он должен сопровождаться благими деяниями, а не ненавистью и местью.

3. Счастливая семья — это семья, отношения в которой основаны на божественных законах. Если же отношения основаны на греховных поступках, то для такой семьи лучше развод, чем продолжение существования.

230, 231, 232 аяты Священного Корана, суры Бакара:

«Если же муж дал жене развод (в третий раз), то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если (новый муж) разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться (к супружеской жизни) при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это -законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных». (2:230)

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их (у себя), согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая (закон). А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем». (2:231)

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с (прежними) мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так (будет) благороднее и чище для вас. Аллах ведает (о том), а вы не ведаете». (2:232)

Исходя из того, что Ислам уважает законные и естественные желания людей и поддерживает любую возможность с тем, чтобы воссоединить разорванные брачные союзы и чтобы дети могли воспитываться и расти под сенью своих родителей, если женщина вышла замуж во второй раз и развелась, то она может вернуться к первому мужу, в случае если они оба захотят начать новую жизнь. Очевидно, что опекуны со стороны девушки и или кто-либо другой не в праве помешать им в этом благом деле и для заключения законного брака достаточно согласие разведенных супругов.

Выделим наиболее важные моменты из этих аятов:

Нельзя игнорировать выбор девушки во время брачного союза и следует уважать его. В принципе сам брак основывается на согласии обоих сторон.

Мы надеемся, что верующие мужчины и женщины будут уважать права семьи и каждый из супругов, уважая права другого, не позволит охладить теплый очаг семьи ваших детей. Да поможет нам всем и вам, в частности, в этом Бог».

Махр, иначе Мехр или Михр, содержание — «нафака», наследование женщиной семейного имущества и финансово-экономическое положение женщины в семье в Иране

В передаче от апреля 2010 года иранское иновещание пояснило вопросы выплаты т.е. калыма, который жених должен уплатить будущей жене (но не ее семье!), вступая в брак. А также вопросы финансового содержания — «нафака»:

«В правовой системе ислама ответственность за управление бытовыми и экономическими делами семьи возложена на мужчину. Таким образом, женщины, не несущие ответственности за обеспечение семьи средствами к пропитанию, имеют в своем распоряжении удобные средства для выполнения семейных обязательств и воспитания детей. После бракосочетания женщина получает право на признательность мужчины, т.е. мужчина дарует жене часть своего имущества, денежных или финансовых средств, которая называется «михром» . Конечно, количество михра определяется в зависимости от реальных материальных возможностей мужа.

Всевышний Аллах в аяте 4 Суры «Женщины» обязывает мужчин к выплате михра:

«Даруйте женам их михр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо из михра, то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».

С точки зрения экспертов, михр свидетельствует об искреннем отношении мужчины к жене. Мусульманский мыслитель мученик Мутаххари в ответ на тех, кто выдвигают вопрос о равенстве женщины и мужчины и выступают за отмену михра для женщины, пишет: «Михр в действительности согласован с законом природы, будучи признаком того, что любовь была предложена со стороны мужчины, и женщина отвечает на его любовь. Мужчина в знак уважения к жене делает ей подарок. Поэтому нельзя под предлогом равенства прав женщин и мужчин отменять закон михра, введенный Творцом бытия».

До ислама михр считался ценой за покупку женщины. В эпоху невежества, когда никакого права за женщиной не признавалось, михр получали отец или брат женщины. Ислам поставил крест на этих невежественных убеждениях, объявив михр достоянием женщины, которой муж преподносит с крайней душевной искренностью.

Другим правом женщины в семье является «нафака» или расходы на существование . После бракосочетания и начала супружеской жизни, женщинам выделяется право на обычные расходы. А это в современном мире касается существенных потребностей женщины в жилье, питании, одежде, личной гигиене, медицинском лечении, товарах первой необходимости. Мужчина обязан удовлетворять потребности жены в соответствии с ее значением и престижем в обществе.

В современном мире феминисты и некоторые западные идеологии расценивают финансовую зависимость женщины от мужчины, в том числе михр и нафака, как дискриминацию и неравенство прав мужчин и женщин. Тогда как михр и «нафака»были установлены с учётом разницы в физических особенностях и функциях мужчины и женщины. Изнурительная задача рождения потомства и беременности от природы возложена на женщину. Это обстоятельство само по себе делает женщину уязвимой с физической и психической точек зрения. Если же женщина и мужчина будут нести равную ответственность за обеспечение семьи средствами к существованию и закон не будет поддерживать женщину, перед ней возникнут сверхтяжелые проблемы.

Мутаххари считает женщину заслуживающей получения «нафака» за то, что она выполняет трудную и ответственную задачу рождения и воспитания детей. Женщины и мужчины не равны по своей физической возможности выполнения тяжелой работы и трудной экономической деятельности. Всевышний Господь при распределении жизненных функций возложил обеспечение экономических способностей женщины на мужчину, который с эмоциональной и душевной точек зрения врожденною нуждается в сосуществовании с женщиной...

Женщины для реализации своего законного права «нафака» должны соблюдать некоторые условия, в том числе повиноваться мужу. Под повиновением мужу подразумевается послушание мужу в супружеской жизни .

С правовой точки зрения, в супружеских отношениях имеется два аспекта: общий и конкретный. Общий аспект состоит в том, что женщина, наряду с выполнением своих обязанностей по отношению к супругу, соглашается с управлением финансовыми делами семьи на традиционном уровне. Также женщина должна согласовывать с мужем свои общения с другими и выходы из дома. Супружеские отношения в их конкретном аспекте заключаются в удовлетворении естественных потребностей мужа . Важный факт, который надо принимать во внимание, что обычные домашние работы женщины делают из своей супружеской и материнской любви, и они не входят в ее главные задачи.

Некоторые идеологии, и в частности феминизм, считают повиновение жены мужу половой дискриминацией. Они считают, что женщина в роли секс-рабыни находится во владении и распоряжении мужа. Разумеется, что между правами и задачами женщины и мужчины есть некоторая разница. Дискриминация приобретает смысл только тогда, когда два или несколько человек при равных условиях не пользуются равными правами и привилегиями. Ислам с гуманистической точки зрения считает женщин и мужчин равноправными и не согласен ни с какой-либо дискриминацией между ними. Однако в силу физической, физиологической и психической разницы между мужчиной и женщиной предполагает для них разные права и обязанности...

С точки зрения ислама, ответственность за содержание, опека над детьми по закону и шариату возлагается на отца. Отец обязан оплачивать расходы на жизнь и «нафаку» за содержание детей с тем, чтобы мать со спокойной душой воспитывала детей. Ввиду этого, роль матери в жизни и воспитании детей весьма существенна. Семейный очаг похож на плодородную землю, на которой дети растут подобно весенним цветам. По мнению ряда мыслителей, счастье или несчастье детей скорее всего исходит из семейных условий и воспитательных методов. Разумеется, что при изучении значения семьи, матери отводится существенная роль»...

«Одним из главных прав женщины в семье является право наследования. Законы наследования в исламе были введены с учетом большой значимости семьи и ее сохранения. Поборники равенства прав женщин и мужчин утверждают, что ислам в вопросах наследования игнорирует личность и человеческое достоинство женщины...

Ислам как правовая система впервые в мире предоставил женщинам право наследства и отменил все несправедливые законы эпохи невежества. Ислам привёл законы о наследовании в соответствие с финансовой ответственностью и функциями жены и мужа в рамках семьи и общества. У ислама закон о наследстве как финансово-экономический вопрос вытекает из принципа социальной справедливости. Женщины пользуются экономическим правом на получение михра, «нафаки» и т.п. и может даже накоплять всю свою долю в наследстве, ибо она не имеет никакой обязанности расходовать из своей доли, тогда как на муже лежит обязанность выплачивать жене михр и «нафаку» и обеспечивать другими средствами существования , и при желании жены он обязан выдавать ей пособие за кормление грудью и воспитание детей. Таким образом, значительная часть доходов мужа фактически расходуется на содержание семьи, супруги и детей.

Представьте себе брата и сестру, каждый из которых получил свою долю из наследства. Доля брата вдвое больше доли сестры. Сестра выходит замуж, но ответственность за покрытие семейных расходов возлагается на мужа. Она накопляет унаследованное ей имущество, а домашним хозяйством управляет на средства мужа. Однако брат, получивший бόльшую долю наследства, обязан содержать свою семью, обеспечивать пропитание и одевать супругу и детей, и на эти цели он вполне может израсходовать наследственные деньги . Вот поэтому, получая бόльшую долю наследства, мужчина с более спокойной душой выполняет свои финансово-экономические задачи в семье. К тому же, мужчины как правило чаще женщин пускают свой капитал в экономический оборот.

Конечно, не во всех случаях женщина наследует меньше мужчины. Есть случаи, когда размеры наследства женщины и мужчины равны. Например, когда сын умирает, родители наследуют имущество в равной доле и отец не получает больше матери. В редких случаях, даже доля женщины превышает долю мужчины. Например, когда у покойного нет наследника, кроме отца и дочери. Естественно, что дочь получает в наследство больше своего отца».

Положение иранских женщин: другие аспекты существования

Необходимо отметить, что в Исламской Республики Иран в отличие, например от Саудовской Аравии, женщины экономически и политически довольно активны. В парламенте есть депутаты-женщины; иранские женщины довольно активно участвуют во всевозможных политических исламских обществах и манифестациях .

Согласно особому закону меджлиса (парламента), иранские женщины служат в полиции. Также иранские женщины служат и в особых воинских частях .

При этом везде, по возможности, применяется принцип — отделения служебных мест мужчин от служебных мест женщин (Политика отделения практикуется и в общественном транспорте, салоны которых разделены на мужской и женский, на пляжах, где существуют отдельные пляжи для мужчин и женщин, и как принято в исламе, в мечетях). При этом иранские женщины должны всегда быть правильно, согласно исламу, экипированы. Неизменным атрибутом правильной одежды для женщин являются платок, длинное пальто и брюки . Интересно, что более миллиона мусульман-иранцев (в основном женщины) были задержаны религиозными патрулями gasht-e ershâd в 2007-2008 года, согласно имеющейся на Западе статистике, за нарушения дресс-кода в одежде и подвергнуты наказаниям — штрафам, или тюремному заключению от десяти дней.

Несмотря на то, что иранские женщины, согласно законам шариата, должны получать одобрение на свою работу, общественную деятельность у мужа, в Исламской Республике Иран, в отличие от соседней Саудовской Аравии, нет, например, запрета на вождение женщинами автомобиля. Иранские женщины также, в отличие от саудовских женщин, пользуются избирательными правам и (правда, необходимо отметить, что избирательными правами женщины в исламских странах теперь пользуются повсеместно, за исключением Саудовской Аравии, где объявлено о их введении с 2015 года).

Отставание Саудовской Аравии в вопросах прав женщин от Ирана, а Саудовская Аравия, ныне главный конкурент Ирана за влияние на мусульман, вызывает усмешку у иранских медиа. Иранский государственный спутниковый телеканал на английском языке Press TV некоторое время назад гордо заметил:

«Женщины в Саудовской Аравии лишены элементарных прав — им не разрешается даже водить машину. Тогда как иранские женщины активно участвуют в общественной и политической жизни страны».

«222 и 223 аяты суры «Бакара-Корова»:

Они спрашивают тебя о (сношениях при) регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся. (2:222)

Ваши жены — Ваша пашня (где вы сеете семена потомства) Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя (грядущее добрыми деяниями), бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой вестью верующих. (2:223)

Одной из целей, которую преследует брак, является продолжение рода человеческого. Мужчина и женщина играют важную роль в этом деле, однако, Творец всего сущего возложил на плечи матери главную обязанность — воспитание ребенка с момента, когда он находится еще в утробе. Коран неописуемым красноречием и выразительностью делает сравнение между женщиной и готовой пашней, которая берет от мужчины семя будущего ребенка и взращивает его в себе в течении 9 месяцев, а по истечении срока дает цветущему саду общества еще один росток. Однако эта пашня прежде должна быть подготовлена для принятия семени, чему способствует месячный цикл женщин. Поэтому Бог повелел не приближаться к женщинам в определенные дни месяца, чтобы не нанести им вреда, как в физическом, так и в духовном плане, и не заставлять их мучиться, ибо в этот период они неспособны зачать».

Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние

Основатель Исламской Республики Иран имам Хомейни о побивании камнями, и своем несогласии с тем, что эта традиция не является частью исламского правосудия:

«Дела, которые разрешались в суде шариата за один два дня, (при шахе, принявшем западную судебную систему, — книга была написана в 1970-м году, еще до исламской революции 1979 г.).... растягиваются на двадцать лет...

Агенты империализма иногда пишут в своих книгах и газетах, что судебная система Ислама слишком жестокая. Один даже додумался написать, что законы Ислама так жестоки потому, что заимствованы у арабов!

Я поражаюсь ходу мыслей этих людей (шахского правосудия). Они убивают человека за хранение 10 граммов героина и говорят: « Таков Закон!» ...

но наказание должно соответствовать преступлению....

Но когда Ислам препятствует употреблению алкоголя, предписывая пьянице 80 плетей, или когда за прелюбодеяние виновный приговаривается к 100 плетям или побиванию камнями, если виновный — женатый мужчина или замужняя женщина, они начинают вопить и жаловаться: « Что это за жестокий закон, отражающий жестокость арабов!»

Они не понимают, что судебная система Ислама сохраняет великую нацию от разрушения и развращения. Прелюбодеяние приобрело сегодня такой размах, что разрушает нынешнее поколение, развращает юношество и является причиной безобразного отношения к любой работе. Они предпочитают предаваться всевозможным порокам, привлекательным и все более доступным. Почему жестоко — выпороть виновного публично, чтобы он не развращал молодых людей, чтобы уберечь юношей от порока?..

Во времена Пророка (мир Ему) законы не только разъяснялись и распространялись, они и выполнялись. Посланник Бога сам и был исполнителем закона. Например, Он приводил в исполнение постановления по уголовным делам: отсечение руки вору, наказание плетьми и побивание камнями. Преемник Пророка делал тоже самое; его задача не законотворчество, а исполнение священных законов, которые предложены Пророком».

(Хомейни. Из книги «Исламское правление»)

Если мужчина или женщина в Иране не находятся в браке, включая временный), но при этом практикуют секс между собой в любом виде, то они могут быть наказаны за прелюбодеяние поркой или смертной казнью .

«Прелюбодеяние считается большим грехом с точки зрения всех божественных религий, в том числе ислама, однако доказать этот грех весьма сложно и если обвинителю не удастся доказать предъявленное обвинение, то он сам будет наказан .

Поскольку разврат угрожает здоровью семьи, в частности, и общества, в целом, коранические аяты предостерегают мусульман, мужчин и женщин, от блуда и уподобляют его многобожию (За ересь многобожия, а иначе говоря вероотступничества, для мусульманина по законам шариата полагается смертная казнь. Прим. сайт).

Те, кто совершает этот грех, подвергаются наказанию для того, чтобы остальные усвоили урок.

Но в священном Коране ничего не сказано о побивании блудниц камнями. В иранском законодательстве доказательства этой вины и наказание за нее требуют крайне точной и сложной процедуры, что свидетельствует об уважении прав людей, в том числе грешника.

Однако заслуживает внимания тот факт, что в Иране с 2003 года были запрещены даже немногочисленные случаи побивания камнями. Иногда фанатические жители небольших городов и сел подвергают блудниц этому наказанию, что правительство считает незаконным ».

Необходимо отметить, что соответствующие статьи о побивании за прелюбодеяние камнями в Исламском уголовном кодексе Ирана (аналог Уголовного Кодекса), введенные в качестве наказания на четвертый год после исламской революции 1979 года, насколько известно, сохранены .

В принципе и иранское иновещание в приведенном выше сообщении и не отрицает этого. Оно утверждает, что процедура доказывания так сложна, что процессы забивания камнями крайне редки, а сейчас и вовсе приостановлены. Причина свертывания практики побивания камнями прямо не называется, но явно это происходит из-за негативного отношения в мире .

Чтобы изменение позиции не выглядело отступлением, иранские власти заявляют, что нормы попали в исламский кодекс из обычного права, и не освящены исламом.

Страница с сайта иранского иновещания с цитируемой здесь, среди прочего, заметкой (от февраля 2010 года), где «Голос Исламской Республики Иран» отрицает, что в Иране власти одобряют побивание блудниц камнями. Из заметки можно сделать вывод, что одобрялось это в первые годы революции 1979 года.

Однако, как бы то ни было, и в 2011 году, пришло несколько сообщений из Ирана о вполне официальных процедурах побивания камнями за прелюбодейство (это при том, что смертная казнь за это преступление сохраняется без обсуждения, власти просто колеблются — нужно ли побивать камнями или просто расстреливать и вешать, а при учете смягчающих обстоятельств лишь подвергать порке ).

Вот что, в частности гласит: Исламский уголовный кодекс Ирана на тему прелюбодеяний:

«Прелюбодеяние наказывается либо поркой или забрасыванием камнями, если доказано свидетельскими показаниями четырех мужчин, или только трех мужчин и двух женщин» (Ст.74).

«Прелюбодеяние карается только поркой, если может доказано показаниями только двоих мужчин или четверых женщин» (Ст.75).

Забавно, что в Исламском уголовном кодексе Ирана ценность показаний мужчины намного превышают ценность показания женщины , как мы видим и в приведенных выше статьях. Это штрих к положению иранской женщины.

Необходимо отметить, иранский уголовный кодекс «милостиво» делает некоторое послабления для заподозренных в прелюбодеянии.

Например,

«Беременность незамужней женщины не должна сама по себе стать причиной наказания...» (Ст. 73);

«Прелюбодеяние замужней женщины с несовершеннолетним наказывается поркой.»(Ст.83)

»... если замужняя женщина не имеет доступа к своему супругу, в связи с поездками, заключением в тюрьму или аналогичные препятствиями, то это не требуют побивания камнями...«(Ст. 84)

«Если прелюбодей или прелюбодейка кается до раскрытия акта прелюбодеяния, он или она не должны быть наказаны...» (Ст.85),

Также предусмотрены отсрочки для прелюбодеев от наказания на период болезни, а также для женщин на период беременности и если мать кормит ребенка грудью и.т.п..

Исламский уголовный кодекс Ирана в нескольких статьях «заботливо» расписывает процедуру побивания камнями прелюбодеев, как и их порки.

Например:

«забивание камнями прелюбодея или прелюбодейки осуществляется в то время как каждый из них помещается в отверстие и засыпается землей, он по пояс, и она до линии выше груди.» (ст.102).

Положение сексуальных меньшинств в Иране

На ней изображена казнь двух молодых людей в Иране, как утверждается, за нетрадиционные сексуальные отношения.

В современном Иране запрещено принадлежать к нетрадиционной сексуальной ориентации .

До недавнего времени осуществлялись смертные казни мужчин, начиная с 16 лет, путем повешения за это т.н. называемое «преступление», или, как иногда говорят, «преступление без жертв». Однако, учитывая мировое возмущение, Исламская Республика Иран, согласно сообщениям, позднее стала казнить за это псевдопреступление, начиная только с 18 лет, или, всего лишь, ограничиваться наказанием плетьми.

Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран в статье 110 указывает «сексуальные отношения между мужчинами караются убийством, и судья сам принимает решение каким образом произвести убийство за это». Статьи 112 и 113 данного кодекса гласят о семидесяти четырех ударах плетью для каждого, если партнеры незрелы (возраст не уточняется, но, видимо, подразумевается до 18 лет).

Также законодательство Исламской Республики Иран позаботилось и о том, что «поцелуй между друзьями с вожделением наказывается шестидесятью ударами плетью » (ст.124) и если было «совместное обнажение без веской причины двумя мужчинами, то (это) наказывается девяносто девятью ударами плетью» (ст.123).

Что мне нужно знать о системе здравоохранения и транспорта в Иране? Какова ситуация с безопасностью для эмигрантов в Иране? В нашем руководстве для проживания в Иране есть ответы на все эти вопросы и многие другие.

Здравоохранение в Иране

Здравоохранение в Иране поддерживается государственно-правительственной системой, частным сектором и неправительственными организациями. Иранский народ имеет право на государственное медицинское страхование; Однако это не распространяется на эмигрантов, которые должны будут платить за собственное лечение. Большая сеть государственных клиник страны предлагает базовое медицинское обслуживание, но больницы общего и специального назначения, которыми управляет Министерство здравоохранения и медицинского образования, обеспечивают лучшее качество медицинской помощи. В крупных городах богатые жители и эмигранты предпочитают дорогие частные клиники и больницы.

Здравоохранение дешево по сравнению с другими странами. Качество помощи варьируется от больницы до больницы; Лучшее качество, как правило, в крупных городах, которые будут иметь больницы и врачей международного уровня. Вы можете использовать веб-сайт Международной ассоциации медицинских консультаций для путешественников, чтобы найти врачей с лучшей подготовкой. В противном случае ваше посольство должно быть в состоянии помочь. Иранская община также полезна и услужлива, и где бы вы ни были, вам будет предоставлена ​​информация, необходимая для получения помощи.

За пределами крупных городов медицинская помощь недоступна, и большинство иранцев посещают местную аптеку, чтобы приобрести необходимые медицинские принадлежности.

Как правило, эмигранты организуют себе частное медицинское страхование, чтобы покрывать свои потребности в области здравоохранения. Стоит заранее выяснить, будет ли ваш страховой план напрямую оплачивать поставщиков или возмещать вам расходы на здравоохранение, поскольку страховщики могут не платить врачам напрямую в Иране.

Транспорт в Иране

Иран имеет обширную и прочную асфальтированную дорожную систему, которая связывает большинство его городов. Транспортные услуги являются частыми, пунктуальными и очень дешевыми, в Иране существует множество вариантов поездок для эмигрантов.

Такси — популярный вид транспорта как для эмигрантов, так и для местных жителей. Существует три основных типа: общее такси, частное такси и такси агентства. Большие города имеют системы массового транзита, которые используют автобусы; Есть также частные компании, которые предоставляют автобусные услуги между городами. Цены на автобусные билеты сравнительно дешевы, а билеты можно купить в небольших кабинах вдоль основных улиц или в местных автобусных терминалах. Однако автобусы могут быть переполнены, поэтому, если вы точно не знаете, куда идете (трудно ориентироваться, если вы новичок в стране), вы можете отправиться на метро или использовать железнодорожные сети Ирана.

Путешествовать на поезде не дорого, это эффективный способ избежать дорожно-транспортных происшествий в стране. Другой вариант — путешествовать на самолете, используя недорогие внутренние воздушные услуги Ирана, в частности Iran Air, национальную авиакомпанию или ее конкурентов: Iran Aseman Airlines, Mahan Air и Kish Air.


Вы также можете рассмотреть возможность вождения самостоятельно, но для этого вам нужно иметь международные водительские права. Однако вождение в Иране не для слабонервных: теоретически, все едут справа, но это не может быть гарантировано.

Безопасность в Иране

Правительство Ирана не публикует статистические данные о преступности, а в международных и местных новостях сообщается лишь о части совершенных преступлений. Тем не менее, лучше всего принять необходимые меры предосторожности.

Процветает черный рынок украденных паспортов, поэтому держите свои вещи при себе и будьте начеку. Остерегайтесь переполненных базаров, охотничьих угодий для карманников и общей уличной преступности. Такие районы, как Систан-Белуджистан, Бам и область к востоку от Бама и Джаска, являются известными горячими точками для бандитизма и незаконного оборота наркотиков, поэтому избегайте этих районов.

Ваша безопасность, скорее всего, будет скомпрометирована на дорогах. Иран имеет одно из самых высоких показателей смертности в мире на душу населения; Местные жители, как правило, не уделяют слишком много внимания правилам дорожного движения. Противоположные автобусные полосы, быстрые мотоциклы и пешеходные переходы представляют собой опасные зоны, поэтому будьте особенно осторожны с ними. Если потребуется, номер экстренной службы полиции — 110 (112 с сотового телефона). Однако преступления против иностранцев редки. Приложите все усилия, чтобы приспособиться к иранскому образу жизни, и к вам будут относиться с вежливостью и уважением.

  • 77.3k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Привет! Меня зовут Кристина, мне 25 лет. 5 лет назад я встретила иранца, мы полюбили друг друга, и теперь я живу в одной из самых загадочных стран мира - в Иране. Жизнь этой страны окутана множеством страхов, мифов и предрассудков. Я расскажу о том, как здесь все происходит на самом деле.

Миф 1: Иранские женщины кутаются в черное с головы до пят

После Исламской революции 1979 года в Иране действительно введен дресс-код для женщин: нельзя открывать голые ноги, рукав должен быть как минимум 3/4, нельзя носить обтягивающую одежду, показывать бюст. И самое важное: каждая женщина должна носить платок.

Я ни разу не видела в Иране женщин в парандже (это одеяние полностью закрывает тело, оставляя открытыми только глаза). Религиозных иранок, в основном старшего поколения, можно увидеть в чадоре - это черная одежда, которая скрывает тело, но оставляет лицо открытым.

Платок и дресс-код - это закон, в то время как далеко не вся молодежь Ирана столь религиозна. Джинсы, босоножки, каблуки и модные фасоны в пределах допустимых норм не запрещены, поэтому иранки выглядят очень стильно и модно. Платок чаще всего используется как модный аксессуар, и его скорее накидывают на голову, а не кутаются в него.

В Иране существует некая «полиция моды». Ребята стоят в местах скопления туристов и выцепляют нарушителей. Туристов отправляют «за платком / кардиганом», а вот местным могут и штраф выписать.

Не все иранки в восторге от дресс-кода в своей стране: как только самолет из Ирана набирает высоту, многие девушки переодеваются и за рубежом ходят без платка. Так что все дело не в религии, а в законах страны: их приходится соблюдать, но все-таки молодые женщины все равно одеваются красиво и современно.

Миф 2: У женщин в Иране нет никаких прав

Женщинам в Иране живется намного проще, чем в некоторых других мусульманских странах.
Иранская женщина имеет право быть кем угодно. Хочет - женой и домохозяйкой, а не хочет - политиком, таксистом, продавцом, да кем пожелает! Я уже видела иранок полицейских, переводчиц и даже журналисток. Иранки спокойно ходят по улицам одни, ездят на такси и за рулем, им можно сидеть за столом с мужчинами, и большинство сотрудниц во всевозможных учреждениях - женщины.

Более того, главой семьи чаще всего является женщина. Именно она распоряжается семейным бюджетом, в семьях часто работают домработницы, поэтому жене не приходится заниматься хозяйством 24/7. Также иранка имеет право подать на развод и уйти от мужа, водить автомобиль (в Саудовской Аравии разрешили только в этом году!), опять-таки устроиться на работу, поехать учиться за границу. Иранки очень общительные и открытые: спокойно заводят разговоры с незнакомыми мужчинами на базаре, очень любят туристов и с радостью соглашаются сфотографироваться.

Миф 3: Иран - это очень опасное место

Репутация Ирана подмочена по причине непростых отношений с США и санкций, наложенных на страну. Скажу сразу: здесь нет военных действий. Более того, есть такой показатель, как «Глобальный индекс терроризма», он учитывает количество терактов, пострадавших и прочее. Первые строчки занимают Ирак, Афганистан, Нигерия, Сирия. Россия находится на 33-м месте, США - на 32-м, Германия - на 38-м. Иран, согласно данному рейтингу, стоит на 53-м месте. Возможно, Ирана боятся, потому как эта страна похожа по звучанию на Ирак?

Из-за санкций в Иране нет большинства крупных брендов и фастфуда, не работает Facebook и некоторые другие соцсети, правда, жители все равно легко обходят блокировки.

Миф 4: Жених и невеста знакомятся только на свадьбе

Зависит от семьи. Да, в Иране есть семьи, живущие строго по Корану: там родители запрещают детям вступать в отношения до брака, сами выбирают им пару и молодожены практически не успевают узнать друг друга до свадьбы. Но это отдельная категория людей, их меньшинство.

Большинство молодых иранцев не прячутся - они ходят на свидания, держатся за руки. В то же время здесь не принято целоваться на людях по-французски и всячески демонстрировать свои чувства, но и за поцелуй в щечку вас не арестуют.

Чтобы начать жить вместе, пара оформляет временный никах : делается он быстро, а длительность его может быть прописана какой угодно. В Иране принято устраивать шикарные свадьбы, но не у всех есть на это деньги. Молодые люди живут вместе во временном никахе, копят на свадьбу, и никто не смотрит на них косо.

Пары в Иране часто заключают брачный контракт, и есть в нем одна любопытная составляющая - мехрие. Это подарок невесте, который жених делает либо сразу, либо его размер прописывают в брачном договоре: таким образом жена не останется без финансового обеспечения в случае развода, а о выплате мехрие позаботится суд. В качестве мехрие могут быть золотые монеты, а также более креативные желания, например, 500 000 роз, переписанный рукой мужа сборник стихов и прочие.

С мифами разобрались. Хочу рассказать и о некоторых особенностях, которые меня удивили в этой стране.

Пожалуй, по количеству сделанных операций на нос Иран смело может занять первое место. «Новый нос» здесь чуть ли не у каждой второй иранки: зашла в аптеку - фармацевт с пластырем на носу, гуляю по городу - одна, вторая, третья - через одну девочки с послеоперационными повязками на лице. Иранки не скрывают, что делали операции: наоборот, это своеобразный способ продемонстрировать, что в семье есть деньги, чтобы пойти к хирургу. Самое забавное, что некоторые девушки просто клеят пластырь на нос, чтобы сойти за обеспеченную девушку.

И не сказать, что иранские носы сильно горбатые - просто так получилось, что ринопластика стала модной. Большинство девушек идут к хирургу за «легкой курносостью». Мне кажется, что это выглядит как под копирку, ну а иранкам нравится, впрочем, это их дело.

2. В Иране есть своя уличная еда. И она очень оригинальная

В качестве стритфуда на улицах городов продают не только бургеры и хот-доги: в Иране также можно отведать тушеную свеклу, печеную картошку и жареную фасоль. Торговцы стоят прямо на улице и готовят еду в кипящих чанах.

В то же время иранцы любят и умеют вкусно готовить, а еще всегда очень радушно встречают гостей и накрывают огромные столы со множеством национальных блюд. Когда я только приехала в эту страну, мы чуть ли не каждый день ходили по гостям и знакомились с родственниками мужа: и в каждом доме для нас накрывали стол и дарили подарки. И еще здесь очень любят чай: кажется, его готовы пить все 24 часа в сутки!

3. Подъезды выглядят как холлы в отелях, а квартиры - как музей

Конечно, в Иране, как и во всем мире, есть абсолютно разное жилье: и попроще, и пошикарнее. Но что меня удивляет, так это то, как выглядят дома и квартиры среднего класса (родственники моего мужа относятся скорее к нему). Когда мы проезжаем мимо элитных районов, даже не верится, что это Иран: уж слишком там все шикарно.

К примеру, сестра моего мужа живет в новом спальном районе. Там отличная инфраструктура - сады, школы, магазины, 3 торговых центра, куча ресторанов, красивый парковый комплекс, в каждом из домов находится спортклуб.

Отдельного упоминания заслуживают подъезды. Все зависит от того, новый дом или старый.
В новых есть ресепшен, секьюрити и диваны. В некоторых домах идут еще дальше - там стоят телевизоры, аквариумы с рыбками. А еще в лифтах играет музыка. Заходишь в лифт, выбираешь нужный этаж, и тут включается цветная подсветка, а из динамиков играет «Одинокий пастух» из фильма «Убить Билла».

Если во дворах и подъездах такая красота, представьте теперь, что в квартирах. Иранский стиль - это, конечно же, роскошь: позолота, округлые формы, красный цвет. Для иранцев семья - главная ценность, поэтому они стремятся сделать дом максимально уютным и комфортным . В интерьере все продумывается до мелочей, в каждой квартире (даже небольшой) обязательно будет просторный зал с креслами, диванами и чайными столами. Иначе никак: гостей в иранском доме всегда много, да и размеры квартир обычно позволяют. Апартаменты площадью 100 кв. м - это не «вау», а «ладно, сойдет».

В домах всегда очень-очень чисто: да, многие иранки не работают, но 100 кв. м! Белые диваны, ковры, а вокруг маленькие дети с чипсами - как они вообще рядом сосуществуют? А свечи на столе - каким чудом они дожили до прихода гостей?

Я много раз наблюдала подготовку к приему гостей в доме мамы мужа. Там ковры так пылесосят, что иногда кажется, что ворс оторвется. В кухне моют даже плинтус за холодильником. Кстати, про ковры: иранцы их очень любят, а еще это показатель состоятельности семьи. Ковры ручной работы стоят огромных денег, но даже в самом скромном жилище обязательно будет ковер - правда, обычный, фабричный.

4. Повсюду много интересных архитектурных решений

Это не означает, что человека что-то бесит: цоканием люди говорят «нет». Вам цокнут иранские друзья, если захотят отказаться от предложенной шоколадки. Цокнет ребенок, который не хочет идти в школу. Цокнет старик на рынке, если на ваше предложение снизить цену ответ будет «нет». Это необычно, но быстро привыкаешь и однажды «ц» перестает казаться обидным.

  • Запросто можно встретить мужчин, целующихся при встрече в щеки или обсуждающих что-то в обнимку.
  • В Иране разрешены операции по смене пола. Правительство считает так - операции можно проводить, если они помогают человеку определить его настоящий пол. Более того, государство частично спонсирует операцию на сумму примерно $ 3 000 и осуществляет полный контроль за процессом, начиная от первой консультации у психотерапевта, заканчивая визитом к хирургу. По количеству операций по смене пола Исламская Республика уступает только Таиланду.
  • Стоит ли приезжать в Иран?

    Туристы боятся приезжать в Иран, а все из-за плохого имиджа и скандала с США. К тому же, увы, некоторые приравнивают Иран к Ираку, но это совершенно разные страны. Здесь живут потрясающие, гостеприимные люди, здесь нет войны, здесь безопасно, тепло и интересно.

    Кому же стоит приезжать в Иран? Любителям колорита. Здесь нет толп туристов и путешественник будто бы попадает в новый и удивительный мир. Можно привезти множество аутентичных подарков (ковров, посуды, специй, чая), посетить потрясающие мечети, увидеть розовое озеро Урмия, отведать местную кухню. Приезжайте, и вы все увидите своими глазами!

    Расскажите, а что вы слышали раньше про Иран? Удивлены, как все обстоит на самом деле?

    Пишет блогер Станислав Горбунов:

    Иран нынче в тренде. Эта страна, как магнит, притягивает к себе внимание путешественников. Среди желающих ее посетить есть и огромное количество женщин.

    Сомневающимся могу смело заявить, что в Иране им ничего не угрожает. Эта страна безопасна и к своим гостям относится с уважением. Но все же стоит знать многие нюансы и тонкости местного законопорядка вкупе с менталитетом. Ведь Иран - это типичная восточная страна с патриархальной формой правления. Женщина здесь не расценивается как полноправный член общества, и есть огромное количество правил и обязанностей, которые она должна соблюдать. Многие из них в той или иной мере касаются и путешественниц из других стран. О них стоит знать и мужчинам, которые собираются приехать сюда со своими вторыми половинками.


    Иран уже почти 40 лет живет по этим законам. И наибольшее количество правил и ограничений касается именно женщин. Наверное, почти все знают, что все женское население здесь (начиная с 9 лет) в обязательном порядке в общественных местах обязано покрывать голову, а также руки до кистей и ноги по щиколотку. Мужчины на улицах также не должны замечать никаких аппетитных женских форм, поэтому поверх одежды желательно ношение длинных кофт, сарафанов или чего-то в том же духе.


    Тона одежды должны быть темными, в идеале черными. Светлые или яркие цвета расцениваются как развратные. Поверьте, исключений практически нет! За этим пристально наблюдает полиция нравов, которая останавливает неподобающе одетых представительниц прекрасного пола для воспитательных бесед. Еще не так давно за нарушение этих правил давали до двух лет тюрьмы. Правда, к туристам отношение более мягкое, но все же пренебрегать этими нормами поведения и обязательным дресс-кодом не стоит.

    Вроде бы это несложно и понятно. Но теперь представьте реальную картину. В Иране температура воздуха часто превышает 40 градусов по Цельсию. Солнце печет невыносимо. Каково быть женщиной в таких погодных условиях, никого не волнует. Платок нельзя снимать даже при приеме пищи или во время поездок на автобусах и перелетов на самолетах.

    Моя жена уже на третий день проклинала эти правила и расслабиться могла только в номерах гостиниц. Надо было видеть, как на обратном пути домой все женщины без исключения скидывали опостылевшие им платки, как только переступали порог самолета Turkish Airlines на посадке в аэропорту Тегерана!


    Дальше больше - женщинам в Иране нельзя курить, танцевать и даже петь песни! Лишь совсем недавно в Иране разрешили пользоваться косметикой, теперь местные дамы отрываются в этом плане по полной. Также женщинам возбраняется ходить на любые спортивные состязания. Если вы женщина и любите футбол, смотрите его по телевизору.


    Да и вообще, ислам для женщин пропагандирует, причем очень навязчиво, такие главные добродетели, как смирение, покорность мужу, брату или отцу, а также богобоязненность во всем. В идеале женщина вообще не должна покидать своего дома без сопровождения мужчины.

    Чтобы держать женскую часть население под контролем, здесь принято выдавать своих дочерей замуж уже с 13 лет (до 2009 года с 9 лет). Мужчина имеет право в любой момент развестись со своей женой, при этом детей оставить себе. В Иране нет женщин-судей, а в случае любых судебных разбирательств суд чаще всего будет на стороне мужчин.


    Женщина же в свою очередь имеет право не работать. Работать и обеспечивать семью обязан мужчина. А задабривают своих жен мужья богатыми подарками. Только вот брачный договор здесь не просто рекомендация, а норма жизни, если не хочешь в один прекрасный день остаться абсолютно без детей и каких-либо средств к существованию.

    С малых лет мальчики и девочки учатся раздельно, то же самое касается студентов вузов и университетов. Тут даже ездят раздельно! В метро, к примеру, вагоны делятся на женские и мужские. Мы с женой ехали вместе в мужском (это допустимо). Так вот, ближе к центру вагон был набит битком иранцами. При всей толкучке вокруг моей жены оставалось около метра свободного пространства. Прикасаться к чужой женщине здесь табу, которое соблюдается даже в таких обстоятельствах.


    Да что там прикасаться, смотреть на женщину тоже неприлично! И если иранцы почти всегда с удовольствием позируют для фотографий иностранцев, далеко не все иранки могут позволить себе делать то же самое.

    Кажется, женщины здесь давно смирились с таким положением вещей, считая, что им даже повезло. В Саудовской Аравии в этом плане все намного хуже. При этом надо признать, что женщины в Иране удивительно красивы и грациозны. Трудно понять, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях.


    Наверное, стоит знать, что в Иране не всегда было так. Более двух с половиной тысячелетий назад здесь был широко распространен матриархат. Женщины тогда управляли государствами и занимались торговлей. Ислам радикально все изменил. Но, когда чуть меньше 100 лет назад к власти пришла династия Пехлеви, правила начали меняться.


    С 1936 по 1941 года даже было запрещено ношение хиджабов, а женщины вплоть до исламской революции 1980 года обладали многими правами наравне с мужчинами. Но исламисты во главе с аятоллой Хомейни вновь изменили радиально все.


    Идеалом для всей женской половины населения была объявлена Фатима, дочь пророка Мухаммеда, отличавшееся особой преданностью перед мужем и богобоязненностью. Мужчинам разрешили многоженство, а за измену и нарушение порядка женщин начали публично казнить.

    Наша знакомая из Исфахана, 26-летняя иранка, рассказала нам, что нынче ситуация меняется. Власть религиозных фанатиков ослабла, а молодежь стала позволять себе намного больше, чем раньше. Она нам в телефоне показывала фотографии своей семьи, причем почти всегда на них женщины были без пресловутых платков. Сама она до сих пор не замужем, работает дизайнером настенных плиток для домов и мечтает объездить весь мир. Когда смотришь на нее, начинает казаться, что Иран понемногу меняется. Правда, далеко не так быстро, как этого бы хотелось.


    В Ширазе мы с женой решили зайти в очень известное в Иране место - мавзолей Шах-Черах. Здесь более шести столетий назад были похоронены потомки пророка Мухаммеда - братья Имама Резы, очень почитаемого в исламском мире.


    Этот комплекс гробниц, мечетей и фонтанов является одной из главных достопримечательностей города и рекомендуется к обязательному посещению.


    При должной удаче можно попасть внутрь усыпальниц, куда доступ для иноверцев закрыт, и увидеть великолепные зеркальные интерьеры. Правда, так повезти может, только еcли вы путешествуете в чисто мужской компании. Нас же бдительный охранник мигом выцепил из толпы посетителей еще на входе.


    Нас тут же разделили, а жену увели в неизвестном мне направлении, заверив, что мы встретимся внутри комплекса. После очень поверхностного досмотра моего рюкзака я уже через минуту был внутри. Здесь я бесцельно слонялся минут 15 и уже начал беспокоиться. Но вскоре я увидел жену, закутанную с ног до головы и в сопровождении молоденькой иранки-гида.

    Оказывается, на входе ее обыскивали и одевали аж трое местных сотрудниц. В карманах у нее нашли (о ужас!) сигареты и зажигалку, которые тут же с презрением были выкинуты в мусорку. Далее девушка-гид не спускала с нас глаз вплоть до самого выхода. Также она сопроводила мою жену до туалета. По словам моей супруги, там зрелище было тоже незабываемым. Десятки дырок в полу без каких-либо перегородок и толпа справляющих нужду местных дам, завернутых в чадру с ног до головы, такой вид действительно трудно себе представить.


    Конечно, в таких условиях о том, чтобы попасть внутрь мавзолеев, уже можно было даже не думать.


    В конце нашей прогулки наша любезная «надсмотрщица» пригласила нас зачем-то зайти в местный офис. Здесь нам был предложен сок, чай и печеньки. Причем бесплатно! Я уже начал подозревать - а не хотят ли нас завербовать куда-нибудь? Но все оказалось намного прозаичнее.


    Девушка включила большой настенный телевизор и под пристальным вниманием дедушек-аятолл начала нам показывать фотографии внутренних интерьеров гробниц, тех самых, куда нас не пустили. Естественно, мы ими не стали восхищаться, а лишь заметили, что туристы навряд ли могли бы навредить этому иранскому чуду...


    С этого раза моя жена начала с огромной осторожностью относиться к моим идеям посещения той или иной местной мечети.


    Честно говоря, мне трудно объяснить подобное неравноправие полов в Иране. Патриархат дает почти абсолютную власть мужчинам по отношению к женщинам. Кому-то это явно понравится. Наверняка найдутся и женщины, которые будут за подобные устои.

    В одном я уверен точно! Нашим женщинам обязательно стоит побывать в Иране. Хотя бы уже ради того, чтобы понять, как им повезло родиться и вырасти не в Иране...