Сухое валяние. Формирование головы куклы (сухое валяние) Как свалять голову куклы из шерсти

Фотографии фей, сделанных из шерсти многие из вас, наверняка видели уже не раз в интернете. Они такие милые, нежные, воздушные и сказочные. Несмотря на то, что таких куколок уже великое множество, все же они отличаются друг от друга. Вы удивитесь, как легко сделать такую игрушку своими руками. По опыту проведения мастер-классов, могу сказать, что даже если вы новичок, незнакомый с валянием, на ее изготовление у вас уйдет не более 3-х часов. Никаких особых навыков не нужно, важно нужно только понять по какому принципу делаются подобные куколки. Немного фантазии и вы сделаете свою, неповторимую фею.

Для работы вам понадобятся:

  • Шерсть для валяния: белая, бежевая, розовая, рыжая, светло-зеленая и темно-зеленая
  • Иглы для валяния: № 36, 38 и №40
  • Губка для валяния
  • Проволока тонкая медная
  • Игла швейная
  • Игла для вышивания бисером
  • Ножницы
  • Золотой шнурочек
  • Металлизированные нити золотого и серебряного цвета
  • Нить обычная хлопковая черная
  • Бисер золотой, серебряный, черный
  • Клей прозрачный «Момент. Кристалл»
  • Цветочки бумажные для скрапбукинга

Итак, начнем!

Для начала нам нужно свалять шарик. Отрываем кусочек от гребенной ленты бежевого цвета, скручиваем его и придаем форму шара.

Кладем получившуюся форму на щеточку и начинаем валять иглой № 36, равномерно переворачивая шар из стороны в сторону.
Валяем шарик

Теперь берем медную проволоку и делаем из нее каркас для куколки.

Далее, точно таким же способом, каким мы придавали форму шарику – делаем туловище овальной формы. Его необязательно плотно проваливать. Можно работать только грубой иглой № 36. Туловище по размеру должно соответствовать тельцу из каркаса.

Теперь обмотаем каркас шерстью. Начнем с шеи куклы. Для этого оторвем тонкую полосочку шерсти от гребенной ленты бежевого цвета, промажем медную проволоку клеем и оборачиваем ее шерстью. Обязательно надо оставить сверху «штырек» торчащей проволоки, на него будет крепиться голова куколки.

Вставляем в серединку свалянное туловище, отрываем тонкие полосочки от гребенной ленты бежевого цвета и обматываем каркас так, чтобы проволоки видно не было, приваливаем шерсть к туловищу иглой №38.

Теперь белой шерстью обматываем руки кукле. Для этого отрываем тонкую полосочку белой шерсти и приваливаем ее к туловищу, далее обмазываем клеем проволоку и обматываем руки шерстью дважды, оставшийся кончик снова приваливаем к туловищу.

Теперь приклеим голову куколки к каркасу. Для этого в свалянном шарике проделайте отверстие ножницами. Сам штырек намажьте клеем, насадите на него голову и прижмите пальцами ее к плечам. Подождите минуту, дайте клею засохнуть. Проверьте, крепко ли держится голова куклы на каркасе.

Наша заготовка куколки готова. Сразу же пришейте глазки-бисеренки, закрепляя узел на затылке и выводя нитку туда же (ниток видно не будет за приваленными волосами).

Отрежьте кусок розовой гребенной ленты, сложите его пополам и примерьте к кукленку. Это наше будущее платье. Коротким и тонким оно быть не должно, лучше пусть будет длинным и пышным (все равно часть шерсти «выщипается» при расчесывании). Теперь снова разверните, разгладьте руками и проделайте в середине отверстие.

Одеваем платье. Вот, что у нас должно получиться.

Берем золотой шнурок, применяя пальцами платье, загнув сбоку края – перевязываем и делаем на обратной стороне узел, но не такой крепкий (не забудьте оставить «хвостики» длинной 6-7 см.). Обвязывать мы будем платье крест-накрест, и, надо учитывать, что под шнурок с внешней стороны нам нужно будет продеть шнур, завязанный нами ранее на спине.

Сделав так дважды, уведите остатки шнура назад и завяжите узлом на спине. Лишние концы можно обрезать, а можно завязать бант.

Вот, что у нас должно получиться в результате:

Теперь приваливаем волосы к голове. Тут уж, насколько вашей фантазии хватит (хотите, чтобы они были длиннее или короче), отрываете двумя пальчиками объемный кусочек шерсти рыжего цвета от шерсти, ровно расположите его на голове и приваливайте легонечко к теменной части, закрепите волосы двумя-тремя проколами в той части, где у куклы должны быть уши.

Далее аккуратно натяните верхнюю прядку снова на теменную часть и снова, уже сильнее приваляйте (чтобы волосы смотрелись объемнее), сбоку снова, и тоже сильнее сделайте несколько проколов двигаясь от нижней части к затылочной.

Переверните куклу лицом вниз, «подберите» оставшиеся локоны и ровно посередине, двигаясь от затылка приваляйте до конца головки. Пряди сложите одну на другую и приваляйте к голове. У вас должна быть пышная макушечка, на которой будет держаться венок.

Веночек делается очень легко, берете несколько оттенков шерсти зеленого цвета, скручиваете жгут, обматываете голову и фиксируете жгут сильными проколами в трех местах. Оставшиеся «дырочки» от проколов «закрываете» бумажными цветочками.

Теперь осталось дело за малым. Украсить платье нашей куколке. Приготовим золотую нить и бисер (золотой и серебристый).

Вдеваем нить в иглу для бисероплетения. Закрепляем узелком нить сзади куколки, продеваем под золотым шнуром. Одеваем сверху-вниз поочередно золотые и серебряные бисерины и закрепляем их узлом. Лишнюю часть отрезаем. И так три раза.

Вот что у нас получилось в результате:

Дорогие друзья! Я надеюсь, я не слишком сумбурно объяснила и вам все понятно. Если есть какие-то дополнения, замечания, пожелания, советы. Пишите! Всем буду рада!

Желаю вам творческих успехов.

Картинки кликабельны при наведении "мышки"

Шерсть + иголки = причёска

Итак, обещанный МК по причёске. Потребуется:
- лысая кукла
- шерсть для валяния (она же топс, она же гребенная лента)
- игля для валяния 1-3 шт

Для начала подберём цвет волос. Я кладу куклу, на неё -материал для платья и начинаю "примерять" разные цвета шерсти. Определившись с цветом, прикидываю варианты причёски. Вот как-то так...

Шерсть у меня Семёновская, 100-граммовая упаковка. Это не принципиально абсолютно. Иглы фирмы Гамма, толстые, это для данного процесса тоже не принципиально. Привалять шерсть к кукольной голове можно и средними, и тонкими иглами.
Гребенную ленту распределям равномерно широкой полосой.

Укладываем на голову куколки, длинными концами на лицо, а срезом - к затылку. Я стараюсь растянуть грбенную ленту от уха до уха единым слоем. Начинаю приваливать, отступив от среза шерсти 2-3 см. Кукла при этом смотрит хитро:)))

После этого откидываю шерсть назад и проверяю линию "роста волос". В данном случае она меня не устроила, слишком близко к затылку:

Поэтому снова опускаю волосы куклы вниз и проваливаю вторую линию, ближе к личику. И снова проверяем, что получилось. На фото слева видно, что иглы у меня спаянные.... позо-позор, конечно! Но в свободной продаже иголочки для валяния бывают редко, и вот, сломав последние, я впала в уныние. А Юра взял и починил. И нормально всё функционирует:))) Голь, как говорится, на выдумку хитра!

Вот теперь мне нравится! Точно так же распределив гребенную ленту широкой полосой, приваливаем её снизу, замыкая круг. На фото наша девочка похожа на Ильича с лысинкой посередине:)))

В принципе, если у вас нет игл для валяния, все эти процедуры можно проделать, просто пришив шерсть нитками в тон или же мононитью. В этом случае нелишним будет промазать шов прозрачным клеем типа "Момент-Кристалл".
Я же, крепко приваляв волосы, начинаю формировать причёску. Поднимаю сзади к затылку и закрепляю в намеченной точке опять же с помощью игл.

Теперь верх головы. Я решила под основную массу волос подложить мягкий валик из шерсти для объёма. Это единственный момент, который я забыла снять.

Волосы, собранные на затылке, закручиваю и приваливаю. По нижней линии роста волос прохожусь дополнительно иглами, выравнивая огрехи и убирая излишний объём.

Взглянув на итог, я пришла к выводу, что мне хочется немножко оттенить волосы шерстью иного цвета. Добавила несколько прядок.

Валяние или сваливание шерсти известно мастерам уже много веков, это был один из самых первых способов изготовления материала для использования в бытовых, военных, строительных и декоративных целях.

Основные сведения об этом процессе вы можете прочитать в статье . Напомню только, что шерсть валяют двумя способами:

  • по мокрому - уминая смоченную мыльной водой шерсть;
  • по сухому - используя сухую шерсть и специальные инструменты.

Процесс сухого валяния может начинаться у разных мастеров по-разному. Одни из них вначале составляют эскиз, позволяющий сразу определиться с формами будущего изделия, а также выбрать цвета шерсти и дополнительные детали. Другие же начинают валять безо всяких рисунков, лишь с одной идеей в голове.

В среде рукодельников валяние часто называют по европейски - «фильцевание». Мы будем использовать оба термина, хотя мне ближе мягкое, пушистое и немного смешное слово «валяние».

Материалы и инструменты для сухого валяния

Отличием сухого валяния от прочих методов рукоделия является минимум необходимых инструментов. По большому счету, для того, чтобы свалять небольшую куклу, необходим пучок шерсти и специальная игла для валяния. Но для удобства рукодельников существует несколько предметов, облегчающих работу.

Итак, полный комплект материалов и инструментов для сухого валяния состоит из следующих предметов:

  • специальные иглы;
  • иглодержатель;
  • щетка-подушка или мат для валяния;
  • шерсть;
  • волокна для объема;
  • резиновые наперстки;
  • щетка для пуха;
  • клей (резиновый, эпоксидный, моментальный);
  • проволока для каркаса;
  • сухая пастель;
  • самозатвердевающая глина или запекаемый пластик;
  • формы для сухого валяния;
  • пропитка.

Каждый из перечисленных материалов требует более подробного рассмотрения, чем мы сейчас и займемся. Итак, по порядку.

Иглы для сухого валяния

Иглы для сухого валяния - это основной инструмент для создания кукол из шерсти. Это металлические иголки специальной формы. Изготавливаются они из закаленной стали, поэтому обладают повышенной упругостью и прочностью. Тем не менее, при неосторожной работе или неаккуратности иглы ломаются. Отломанные части очень тонкие и острые - их не так- то просто найти, поэтому при работе нужны внимание и осторожность.

Принцип действия игл заключается в том, что на рабочей части делают особые насечки. При втыкании иглы в толщу клочка шерсти этими насечками волокна цепляются и проталкиваются вглубь пучка. Таким способом и осуществляется процесс сухого валяния. Всего существует несколько десятков игл, каждая из которых предназначена для определенного типа валяния.

  1. Наконечник
  2. Лезвие
  3. Промежуточная часть
  4. Стержень
  5. Рукоятка

Для того чтобы научиться правильно выбирать иглы, нужно знать их строение и функциональные особенности. В каждой из них различают рукоятку, стержень, промежуточную часть, рабочую часть, наконечник. Эти части каждая тоньше предыдущей, и соединяются они между собой коническим промежутком. Все иглы различаются между собой по следующим параметрам:

  • длина иглы и рабочего лезвия;
  • толщина иглы;
  • направление насечек;
  • расстояние между насечками;
  • форма сечения.

По длине иглы бывают от 6 до 13 см, а по длине рабочей части - от 1,5 до 3,0 см. Толщина игл составляет 0,5-1,0мм и определяется ее размером. При этом, чем больше размер, тем тоньше игла. Как правило, толстыми иглами валяют грубую шерсть или используют в самом начале работы. Основной объем валяния выполняют средними иглами, а финишную отделку поверхности - только тонкими, потому что они не оставляют дырочек при прокалывании. Тем не менее, иглами средней толщины можно работать на всех этапах валяния, что часто происходит при недостатке размеров игл.

Насечки могут быть прямыми и обратными. Иглы с прямыми насечками проталкивают волокна вглубь пучка, обратные насечки, наоборот, вытаскивают шерсть наружу. Иглы для сухого валяния с обратными насечками используют для создания пушистой поверхности на последнем этапе отделки. Интервал засечек может быть частым(1,3мм), малым(3,3мм), средним(4,8мм) и обычным(6,3мм). Кроме этого есть иглы с одиночными насечками, то есть по одной насечке на каждой стороне лезвия.

По форме сечения лезвия иглы могут быть следующих типов:

  • цилиндрическая;
  • коническая;
  • треугольная;
  • звездчатая;
  • вилка;
  • корончатая.

В настоящее время большой популярностью пользуются иглы со спиральным лезвием. У обычных игл насечка, находящаяся выше по лезвию часто не захватывает волокна. У спиральных игл каждая насечка находится в своей плоскости, поэтому всегда захватывает волокно, встречающееся ей по пути. Таким способом процесс валяния значительно ускоряется.

Корончатые иглы используют для фиксирования узоров на поверхности, а также для закрепления волос и ресниц у кукол. У этих игл насечки располагаются только на кончике, а само лезвие короче, чем у других иголок.

Иглы с вилкой на конце - весьма специфичный инструмент для тонкой работы. Их применяют для захвата, укладки и закрепления отдельных волокон или очень мелких деталей.

Иглодержатели

Главное назначение иглодержателя - создать удобство для мастера при валянии. Поэтому эргономичность формы ручки, ее размеры и соответствие этих параметров руке является очень важным. Если будет неудобно работать, то смысл использовать иглодержатель пропадает. Ну, и, конечно же, это устройство должно быть функциональным. Для этого иглы жестко закрепляются параллельно друг другу.

Использование хорошего иглодержателя значительно ускоряет работу по сваливанию больших объемов шерсти. Тем не менее, многие рукодельники пользуются собственными вариантами. Можно переложить несколько игл спичками и сжать их изолентой или обычной резинкой для денег. Кто-то приматывает иглы на спичечный коробок, кто-то на шариковую ручку. Вариантов очень много, каждый мастер подбирает его под себя.


Таким иглодержателем можно начинать делать этого зайца.

Как правило, большинство изделий мастера по сухому валянию не отличаются большими размерами, поэтому иглодержатели для нескольких игл используются ими редко - проще и быстрее получается валять одной иглой привычным способом.

Щетка-подушка или мат для валяния

В большинстве случаев для изготовления кукол валянием по сухому используют основание для работы, на которое укладывают шерсть. Для этого используют как специальные щетки и маты для валяния, так и самые обычные губки для мытья машины или поролон. Применение специальных инструментов предпочтительнее, потому что они долговечнее, шерсть в них не остается, а материал, из которого они сделаны, не проникает при валянии в заготовку.

Все преимущества фабричной щетки для сухого валяния отражены со знаком минус у обычной губки или поролона. Эти предметы быстро разрушаются от многочисленных протыкиваний, они плохо чистятся от волокон, да и частички материала могут запросто попасть в деталь. Поэтому, если вы используете подушки для валяния не лучшего качества, следите за их состоянием и меняйте их своевременно.

Шерсть для валяния

Натуральная шерсть является основным материалом для изготовления кукол методом сухого валяния. Преимуществами натуральных волокон является их свойство уплотняться и образовывать жесткую и прочную поверхность. Качество шерсти будет определять внешний вид готовой куклы, поэтому для валяния часто используют принцип - чем ближе к поверхности, тем тоньше волокна.

Такое правило основано на том, что тонкая шерсть уваливается гораздо лучше, чем грубые сорта, что влечет за собой слишком большой расход материала. Поэтому для основы фигурки или для заполнения объема используют грубые сорта шерсти - остевую, сливер, очес. Тонкие и полутонкие шерстяные волокна применяют для валяния поверхности и для финишной отделки.

Требование последовательного наложения слоев шерсти в зависимости от толщины волокон не является строго обязательным. Все определяет задумка мастера. Например, сделать лохматого пса нужно будет целиком из грубой шерсти, чтобы он был похож на настоящего дворового разбойника.

Кроме натуральной овечьей или верблюжьей шерсти для сухого валяния используют волокна шелка, хлопка, вискозы, акрила, бамбука, а также шерсть собаки, ламы, кролика и даже бизона.

Волокна для объема

Для того чтобы уменьшить расход шерсти, основу объемной куклы делают из более дешевых синтетических волокон.

Резиновые наперстки

Если заготовка во время валяния держится пальцами, то велика вероятность их проколоть иголкой. Это может произойти не только от неопытности, но и просто отвлекшись от процесса. Конечно, опытные мастера могут валять с закрытыми глазами, но, тем не менее, определенные средства безопасности применять следует и им. Прежде всего, это резиновые наперстки, которые уберегут ваши пальцы от случайных проколов.

Если же вы все-таки прокололи палец - не поленитесь и обработайте прокол раствором йода или зеленкой. Ни шерсть, ни иголки не проходят стерилизацию, поэтому так вы обезопасите себя от проникновения инфекции и нарывов. Берегите свои руки! Единственным, но весьма существенным недостатком использования резиновых наперстков при сухом валянии является снижение чувствительности пальцев, из-за чего многие мастера их не применяют.

Щетка для пуха

Иногда требуется распушить шерсть, перепутать разноцветные волокна, растрепать часть детали для лучшего приваливания. Для этих целей лучше всего использовать так называемую пуходерку - щетку для вычесывания пуха у животных. С помощью таких щеток можно быстро перепутать шерсть разных цветов, получив пучок волокон нужного вам оттенка.

Клей

В процессе изготовления валяной куклы в некоторых случаях необходимо использовать клей. Как вы знаете, клей бывает разным как по скорости склеивания, так и по консистенции самого клея после застывания. Это важно, если нужно продолжать валять после приклеивания различных деталей. Поэтому для оформления готовой игрушки используют моментальный клей, который сохнет мгновенно.

Если же приклеиваются волокна на каркас, дополнительные детали с последующей обработкой, то нужен резиновый клей, который и после высыхания остается эластичным. Игла пробивает такой клей и есть возможность приваливать новые слои шерсти.

Проволока для каркаса

Для изготовления кукол часто используют проволочные каркасы. Это своего рода скелет будущей фигурки. Их используют, когда валяют длинные и тонкие детали. Каркас может быть общим, когда он формирует все части тела, и частичным. Последний вариант применяют, когда у объемного основания есть тонкие или узкие детали. Например, туловище этой лошадки сваляно без каркаса, а ноги сваляны на проволоке.


Но необходимость делать каркасы возникает не всегда. Если узкие и длинные детали не испытывают несущей нагрузки, то и проволоку для их изготовления использовать не нужно. Например, хвост у кота или собаки совершенно необязательно делать на каркасе. Кроме этого, необходимо помнить, что качественное валяние позволяет изготавливать сами по себе прочные детали. Главный критерий для использования каркаса - толщина.

Такой принцип в полной мере используется и при изготовлении деталей для кукол. Ручка для открытого зонтика или пенсне без проволоки или дополнительного крепления не будет держаться, как и стебли у цветов в букете. Эти элементы нужно будет сделать на каркасе.

Краска и тонировка

Для изготовления кукол методом сухого валяния используют шерсть разных цветов. При этом вы можете окрашивать волокна самостоятельно или же приобрести шерсть нужных вам цветов. Но чаще всего приходится все-таки использовать краски, так как нужные оттенки не всегда есть в продаже.


Тонирование поверхности выполняют с помощью сухой пастели. Пастель надо предварительно очень мелко накрошить, а затем кисточкой с короткой жесткой щетиной вбивают краску в поверхность. Не перепутайте сухую пастель и масляную, потому что масляная пастель не применяется в сухом валянии - она плохо ложится и не вбивается.

В большинстве случаев при изготовлении валяных кукол или игрушек применяются комбинированные варианты обработки волокон. Это в полной мере относится и к окрашиванию изделий. В этом случае мастера используют одновременно волокна нескольких цветов и пастель. Если взять пучок белой шерсти, добавить несколько волокон другого цвета и хорошенько это все перемешать, то получатся волокна нового оттенка. Их то и используют для тонирования паралельно с пастелью или же без неё.


Самозатвердевающая или запекаемая глина

Самозатвердевающая и запекаемая глина используется для изготовления мелких деталей куклы и аксессуаров. Многие мастера-рукодельники делают заранее глаза для кукол, носы, языки у животных, а также маленькие лапки, ручки и ножки. Потом готовые детали приклеивают на куклу.

У показанных выше фигурок глаза, нос (у белки) и копыта (у лошади) изготовлены из самозатвердевающей глины, высушены и покрашены акриловой краской.

Формы для сухого валяния

Формочки для сухого валяния - это обычные трафареты из дерева или жесткого пластика. Они становятся необходимы при изготовлении большого количества одинаковых мелких деталей. Также с помощью трафаретов удобно приваливать волокна шерсти к поверхностям из войлока или трикотажа. Для этих целей можно использовать не только специальные формы для фильцевания, но и не связанные с рукоделием предметы, например, линейки для рисования с фигурными вырезами или формы для выпечки.

Особый интерес для начинающих рукодельников представляют формы из пенопласта для объемного валяния. Это обычные фигурки из пенопласта, которые используются в виде основы для куклы. При этом волокна шерсти накладываются прямо на фигурки и приваливаются к ней. В результате навыки валяния приобретаются в полном объеме, а расход шерсти снижается до минимума.

Пропитка валяных изделий

Некоторые рукодельники являются любителями одного жанра, если так можно выразиться. То есть, если делается кукла методом сухого валяния из шерсти, то никаких дополнительных материалов при этом не используется. Но как быть, если некоторые детали кукол нужно сделать гладкими, или придать жесткость тонким плоским элементам? Для этого применяют специальные пропитки для войлока.

В качестве таких пропиток используют акриловый лак на водной основе, сальвитозу, обычный клей ПВА. В зависимости от необходимого результата эти вещества или разводят водой, или используют в изначальной концентрации. Например, чтобы сохранить форму лепесткам свалянного цветка, но не сделать их излишне жесткими, нужно прополоскать бутон в сильно разведенном водой акриловом лаке.

Техника сухого валяния

Глубина проникновения иглы в комок шерсти характеризует структуру получаемого изделия. Если заваливать шерсть поверхностными уколами, то получится мягкая форма с плотными краями и четкими контурами. Глубокое валяние уплотнит волокна внутри пучка, причем поверхность останется пушистой и рыхлой.

Для соединения деталей используется несколько способов:

  • склеивание;
  • сшивание;
  • приваливание.

С первыми двумя все ясно и так, а вот о приваливании надо рассказать подробнее. Дело в том, что валяные куклы должны быть и прочными, чтобы никакие детали от них не отваливались. Поэтому поверхности соединяемых частей необходимо вначале немного распушить. После этого длинной тонкой иглой проталкиваем волокна обеих деталей как можно глубже друг в друга. Надежно скрепив части тела между собой поверхностными уколами формируем линии соединения и рельеф на этих местах.

Приваливание к туловищу ушек, хвоста и лапок.

Мелкие детали - глаза, нос, уши, язык у валяных кукол можно делать из готовых керамических, пластиковых, деревянных или металлических заготовок. Но лучше всего будут смотреться лица и мордочки, полностью сделанные из шерсти. Благо, сделать это не так уж и сложно, как кажется.

Валяние мелких деталей головы и лица в свою очередь можно выполнять по-разному. В одних случаях нужно сначала отдельно изготовить небольшие заготовки, а потом только их приваливать на основную фигуру, корректируя объем и форму. Второй вариант - непосредственно на голове, накладывая небольшие кусочки шерсти, валять мелкие детали. Оба способа в принципе равнозначны, каждый мастер выбирает тот, что по душе. Единственное преимущество отдельного изготовления мелких частей - одновременная работа над несколькими одинаковыми или похожими друг на друга куклами.


Этапы валяния зайца и деталей фигуры.

Мелкие детали, такие как ушки, пальцы, хвостики и крылышки удобно валять в руках или на плотной губке.

Валяные куклы делают на проволочном каркасе или без него. Каркасные валяные куклы подвижные и прочные. Если используется гладкая проволока, то первый слой шерсти к ней нужно приклеить, а следующие слои - уже можно приваливать.

Особенности сухого валяния

Все мелкие парные детали - ушки, ручки, ножки, лапки, крылья лучше всего делать одновременно, потому что в большинстве случаев они должны быть абсолютно одинаковыми, только в зеркальном отображении. Поэтому отрывают два одинаковых пучка шерсти и начинают валять, последовательно переключаясь с одной детали на другую.

Дети любят играть куклами, поэтому, если вы у вас будет игровая валяная кукла, то надо повысить ее прочность. Это касается, в первую очередь, способа крепления деталей куклы к туловищу. Для того чтобы кукла прожила дольше, ручки и ножи нужно сначала пришить прочными нитками, а потом уже приложить клочок шерсти на швы и привалять его.

Нужно обращать внимание на качество шерсти, особенно на толщину волокон. Это очень важно при последовательном наложении слоев шерсти. Более тонкие волокна необходимо располагать поверх толстых, только так можно добиться идеальной поверхности - без провалов, дырок и других дефектов.

  • eсли во время тонирования куклы, вы взяли слишком темную пастель, то просто подуйте на поверхность. Часть порошка улетучиться, конечно, если вы не успели его сильно втереть;
  • работая с клеем, который очень быстро сохнет, будьте очень аккуратны. Капля такого клея, упавшая там, где не надо, мгновенно впитывается шерстью и застывает. Очень обидно будет на готовой кукле получить такой неприятный сюрприз. Придется вырезать застывший участок и приваливать шерсть снова. А потом еще тонировать и т.д.;
  • обратите внимание, что размерность игл отечественного производства отличается от зарубежных;
  • для доваливания поверхностей или приваливания деталей в местах с неудобным доступом можно использовать иглы с обратными насечками. При этом деталь прокалывается полностью, и работа ведется в обратном направлении. Обратными иглами хорошо получается смешивать разные цвета шерсти между глубокими и поверхностными и глубокими волокнами;

Видео валяных кукол:

Все работы, фотографии и видео которых использовались в статье, изготовлены Анжелиной Дегтяревой.

Сначала определяем для себя образ и возраст куклы. Мой выбор-девочка лет 4-5 . Смотрим пропорции куклы вот здесь
Голова составляет 1/5 от роста т.е. 10 см,тогда тело до бедер 20см,ножки до колен 10см, до щиколотки 10см и до ступни 2см. Итак,куколка будет ростом 52см. Скос плеча около 3см, длина ручки около 15см.

Начинаем валять.Раскладываем шерстяное волокно,которое предварительно добросовестно распушим, вот таким образом,фото1 (Уплотнения,видимые белые зерна,- результат не качественного волокна)Работаю со сливером.
>

Отрываем (не режим!) от ленты полоски длиной 15см штук 7 ,хорошо распушив, укладываем их под прямым углом друг к другу как на фото 2 ,а в середину кладем скомканный шарик волокна

Укладываем на шарик концы последнего 7-го слоя. Затем концы 6-го слоя тоже укладываем на шарик поверх только что поднятого 7-го слоя.И так поступаем со всеми слоями распушенного волокна. Это выглядит так

Толстой иглой уплотняем почти воздушный шарик по всей поверхности одиночными тыками иглы. Осторожно, берегите ручки! Получим такую поверхность

Либо на щетке, либо на фетровой подложке приступаем к валянию по всей поверхности,поворачивая шарик.Я советую валять одиночными тыками до самого конечного результата достижения нужного размера головы куклы. Ох, и наломала я игл! Не повторяйте моих ошибок!

Как только шарик уплотнился, наращиваем на него волокно,указанным ранее способом, и повторяем эту процедуру нужное число раз.

Еще наращу объемчик до 22см, т.к. 1см пойдет на шейку и 10см останется на высоту головки куклы. Как ни старайся, а на поверхности шарика образуются, типа нитей, перетяжки

Вот они есть недоброжелатели для иголок! А избавляться от них надо всякий раз когда они видны. Ножницами надсекаем перетяжку и тут же уваливаем это место! Валять можно до понравившейся плотности. Для головы она должна быть максимальной (на мой взгляд).

А теперь смотрим на скульптурное лицо и с помощью все той же иглы уваливаем черты.
Смотрите пропорции лица вот здесь:
http://shkola-igrushki.ru/golova-i-lico-kukli.html

Вполне может случиться, что кто-то захочет обтянуть голову куклы шелком или трикотажем. Прежде необходимо закрепить поверхность, чтобы не утягивать рельеф лица. 1.Salvitose- используется для закрепления щляп и прочих войлочных изделий. Еще сальватозу (произносят и сальвититоза) используют для росписи батика. Разводят ее теплой водой в пропорции 1ч.л. сальвитозы и ½ стакана теплой воды.
2.Жирное молоко. В нем большое содержание казеина (клей)
3.Раствор желатина в пропорции 1ст.ложка желатина и 0.5литра холодной воды. Ждать 40мин., подогреть на малом огне до растворения желатина, помешивая. Не кипятить! Губочкой пропитать поверхность.
4. Акриловый лак, разведенный.
5. Обойный клей.
6.Вискоза в порошке.

СПАСИБО сайту Осинка за информацию по фиксации фетра!!!
Спасибо и сайту http://www.!!!
Если не использовать покрытие, то поверхность надо отшлифовать тонкой иглой. Дырочек не должно остаться, но все же если они есть, пропитайте аккуратно мыльной водичкой поверхность и дырочки закроются.

Все мы знаем, как сложно порой проснуться по утрам. Как хочется понежиться в теплой постельке в обнимку с подушкой или тихонько подремать на диванчике. Хочу предложить вашему вниманию маленького ангела Дрёмушку которая будет досыпать за вас, поставьте ее возле постельки и Дрёмушка сохранит ваши грезы в тайне, а также все самые сладкие потягушки припрячет до вечера. Вы же легко подниметесь с кровати и проведете весь день на позитиве.




Начнем валять тело. Из шерсти белого цвета сформируем небольшую каплю также две ножки, обваливаем их шерстью телесного цвета. Ступню уваливаем достаточно плотно. Верхний край ноги оставляем пушистым, в этом месте ноги соединятся с туловищем. Приваливаем ножки к телу (для этого нужно немного побегать иголкой по телу в районе крепления ног и сделать небольшие углубления для ножек) затем пушистые края ног приваливаем к туловищу.
3.



Обваливаем тело шерстью телесного цвета, добавляя немного шерсти в район животика.

Также добавляем шерсти в район попы, столько сколько хотите:) и плотно уваливаем


4.



Для любителей деталей, можно иголкой сформировать пупочек, ямочки в районе копчика.
5.

Формируем две ручки, место крепления оставляем не заваленным, формируем сразу изгиб руки.

Теперь самое сложное, нужно свалять десять крохотных пальчиков. Есть один секрет. Накрутите небольшое количество шерсти на зубочистку и аккуратно снимите её, затем удерживая маленькую заготовку между большим и указательным пальцем аккуратно уваливайте до плотного состояния, оставляя пушистый хвостик для крепления. Затем формируем небольшую ладошку. Так выглядят заготовки будущей ручки. Немного терпения и аккуратности и ручки готовы. Последовательность проваливания заготовок следующая: сначала приваляем пальцы к ладошке, потом кисть к руке.


6.



Так выглядит готовая ручка, можно сформировать небольшой локоток. Уплотнив шерсть по-кругу в районе сгиба.



7.


Прокладываем углубление, разбивая шарик на две равные части. Затем добавляем шерсти на лобную часть и подбородок. Уваливаем плотно, формируя контур лица.
8.



Делаем небольшие углубления для в глаз, из небольшого комочка шерсти формируем нос. Приваливаем нос, не пугайтесь сразу, лучше взять больше шерсти, все равно он уваляется и станет маленьким. Придаем носу нужную форму, углубляем ноздри. Бегаем иголкой вокруг глаз, формируя глазное яблоко.
9.



Добавляем немного шерсти в район рта. Формируем губы. Углубляем линию рта. Добавляем шерсти на щечки. Уваливаем плотно. Более четко обозначаем глаза. Шлифуем поверхность лица, убирая торчащие ворсинки, работая иглой на два-три миллиметра вглубь.


10.



11.


Формируем ушки. Приваливаем ухо к голове, пушистый хвостик шерсти становится мочкой уха. Из шерсти светло-коричневого цвета формируем брови и ресницы. Личико можно сразу тонировать карандашами, пробегая карандашом по рельефу лица. Приваливаем голову к туловищу.



Затем приваливаем ручки, наращивая плечо.Плечико как бы обнимает руку по дуге. Уваливаем плотно.


12.



Придаем шее незначительный наклон. Вот наша Дрёмушка и свалялась. Теперь осталось ее нарядить в ночную сорочку.


13.

Из ненужного шерстяного платка выкраиваем трапецию. Отверстия для рук не вырезаем, а просто слегка раздвигаем петельки вязки. Продеваем ручки в отверстие ночной сорочки, и приваливаем платок по горловине, по проймам, по спинке совмещаем и приваливаем шов (так как платок шерстяной, он легко приваливается к телу куклы). Сорочку приваливаем только в верхней трети. Нижняя часть рубашки должна свободно свисать.


14.


Теперь валяем подушку-думочку. Украшаем ее горшками. С одной стороны подушки делаем имитацию наволочки, одетой на подушку.
15.





Бережно помещаем подушку в руки Дрёмушке. Фиксируем подушку, аккуратно приваливаем место соприкосновения подушки и рук
16.

Так как Дрёма - ангел, ей нужны крылья. Формируем два небольших крыла и фиксируем в районе лопаток, соединяя их между собой по центу.


17.


Берем овечьи кудряшки и хаотично приваливаем к голове, формируя слегка небрежную прическу. Интересной работу делают детали. В месте крепления крыльев пришиваем две пуговицы. Делаем заготовку для тапочек. Подошву тапка, валяем очень-очень плотной, гладкой, чтобы кукла стояла уверенно.


18.



Собираем тапочек. И конечно же с бубоном. Одеваем тапочки на ножки. Можно привалять одно к другому, а можно оставить так. Если тапок получился чуть больше можно увалять его прямо на ножке.


19.



Подкрасьте Дрёмушке губы и щеки, слегка растрепите волосы, наклоните голову так, чтобы щечкой она слегка касалась подушки. Вот наш сонный ангел и готов! Вы можете доверить ей все самые сладкие грезы. Успехов в творчестве и сладких снов.


20.


21.


22.