Загадочный значок на лацкане пиджака — что он означает. «Бог — в деталях»: неочевидные мелочи, на которые стоит обратить внимание при выборе пиджака и рубашки


Все, что нужно знать об аксессуарах для лацкана пиджака

В XIX веке каждый уважающий себя джентльмен придавал особое значение выбору не только подходящего костюма, но и аксессуаров к нему. Мужчины того времени предпочитали носить шейные платки , броши, бутоньерки и многие другие элегантные украшения. В наш современный век они перестали пользоваться особой популярностью, а их выбор стал ограничен. Теперь мужчины, как правило, выбирают стандартный набор аксессуаров: часы и галстук . Некоторые из них решаются еще и на запонки , считая остальные украшения ненужными и неприемлемыми.


В последнее время сложившаяся ситуация кардинально изменилась. Именитые модные дома начали активно вводить в тренды различные мужские аксессуары . Причем особое внимание они стали уделять украшениям для лацкана пиджака. Ведь с их помощью мужчина может выразить свою индивидуальность, подчеркнуть стиль или просто продемонстрировать настроение. Если вы хотите дополнить образ яркими деталями, то обязательно прочитайте нашу статью. В ней мы расскажем обо всех актуальных аксессуарах для лацкана пиджака.

Мужским брошам дизайнеры подарили вторую жизнь. Первым это сделал Дом моды Prada. Он предложил представителям сильного пола оригинальные и броские броши. Затем Louis Vuitton начал украшать карманы и лацканы пиджаков этими аксессуарами в самом разнообразном исполнении. В результате броши стали неотъемлемым дополнением мужских коллекций многих ведущих дизайнеров. Причем увидеть представителей сильного пола с этим аксессуаром на лацкане пиджака можно не только на подиуме, но и в повседневной жизни.

Мужские броши бывают двух видов:

  • Брошь-булавка. Она представляет собой заколку, крепящуюся с помощью булавки. Такой аксессуар отлично украсит лацканы пиджака , пальто или плаща.
  • Брошь-игла. Это украшение на длинной и широкой игле. От броши-булавки она отличается способом крепления.

Броши изготавливаются из различных материалов: драгоценных и полудрагоценных металлов, пластика, кожи, дерева и т.д. Наиболее популярны винтажные украшения, которые имитируют аксессуары Шотландии и Англии XIX века. Не менее востребован стиль милитари – броши в виде воинских знаков и орденов. Многие мужчины восхищаются силой и величием хищников. Если вы из их числа, то вам обязательно придутся по душе броши с изображением льва, тигра, волка и других могущественных представителей фауны.

К выбору броши нужно относиться серьезно. Ведь этот аксессуар будет привлекать к себе особое внимание. С помощью броши можно даже самый скучный офисный костюм сделать более стильным. Но при этом важно подобрать подходящую брошь. В противном случае вы рискуете выглядеть нелепо или не совсем уместно. Правильно подобранная брошь может изменить назначение костюма: сделать его более торжественным или же, наоборот, повседневным.

Дизайнеры предлагают огромное количество вариантов мужских брошей как для делового стиля, так и для неформальных образов. Преимущество таких аксессуаров в том, что их можно носить не только на лацканах пиджака, но также на свитерах, футболках , жилетах и многих других вещах.

Бутоньерки

Бутоньерка – еще один популярный аксессуар, который мужчины носят на лацкане пиджака. В переводе с французского языка это слово означает «цветок в петлице». Сейчас сложно точно сказать, когда представители сильного пола начали украшать свои строгие костюмы небольшими букетиками цветов. Однако за сотни лет дизайн бутоньерки практически не изменился. Она по-прежнему представляет собой композицию в виде одного или нескольких цветов, приколотых к лацкану пиджака.

Глядя на бутоньерку, сразу же вспоминается образ светского юноши, этакого лондонского денди и щеголя. Пару веков назад такой аксессуар вполне был допустим для повседневной носки. Но сегодня бутоньерка – это элемент праздничного мужского костюма. Поэтому она подходит для особых случаев: светских приемов и различных торжественных мероприятий, в особенности свадеб. Важно помнить, что бутоньерка не является аксессуаром, который можно надевать каждый день, как, к примеру, брошь. Выбирая бутоньерку, помните, что она должна быть заметной, но не слишком ярко выраженной. Такие аксессуары изготавливаются не из живых цветов, а из искусственных материалов (например, шелка, хлопка и т.д.). Благодаря этому они могут быть различных расцветок, что очень удобно. Ведь вы можете подобрать аксессуар, подходящий по цветовому решению вашей одежде. В результате вы создадите стильный и гармоничный образ.

Фрачный значок (фрачник) – это самое современное украшение для лацкана пиджака. Он способен сделать мужчину более презентабельным и даже придать ему лоска. Фрачные значки появились примерно в конце XIX века. В то время их на пиджаки крепили мужчины, которые принадлежали к военному сословию. Значки представляли собой уменьшенные варианты медалей и орденов.

В наше время фрачные значки стали особым видом атрибутики. Чаще всего, если мужчина носит такой аксессуар, то это означает, что он принадлежит к какому-то определенному сообществу: корпоративному, спортивному, политическому, научному, военному и т.д. Но что делать, если вы не относитесь ни к одной из этих категорий, но вам нравится, как парадно выглядит значок на лацкане пиджака? Просто смело носите его! Однако учтите, что важно правильно подобрать символику этого аксессуара. Вы можете выбрать значок даже с нейтральным значением, но оно в любом случае должно быть. Ведь этот аксессуар не носят просто так.

Значки различаются не только внешним оформлением, но и способом крепления, который может быть двух видов:

  • Винт-гайка. Представляет собой винт с иглой на конце, с помощью которой прокалывается лацкан пиджака. А гайка, накрученная на винт, надежно удерживает значок на месте.
  • На магните. Состоит из двух обычных магнитных дисков, которые скрепляют переднюю и заднюю части значка. Главное преимущество таких магнитных аксессуаров в том, что при их креплении не нужно прокалывать лацкан пиджака.

Подведем итоги

Итак, мы рассмотрели особенности аксессуаров, предназначенных для крепления на лацкан пиджака. Не забывайте, что носить их следует уместно. Бутоньерки и некоторые виды брошей подходят исключительно для торжественных мероприятий. А вот на работу лучше всего носить значок. В идеале в вашем гардеробе должно быть несколько аксессуаров для украшения лацкана пиджака: бутоньерка на случай торжества, брошь для деловых встреч и фрачник для повседневного ношения.

Возможно, вы удивитесь, но против фактов не пойдёшь: лацканы пиджаков подчас весьма сильно отличаются друг от друга: формой, длиной, шириной, отделкой… В этой статье я постараюсь описать все более или менее распространённые варианты и осмелюсь дать кое-какие рекомендации - в плане того, в каких случаях предпочесть те или иные лацканы.

Ширина лацканов

Прежде всего, лацканы могут сильно отличаться друг от друга по ширине. Когда-то в моде были очень широкие лацканы; сейчас, напротив, модны узкие варианты. Бессмертной и всегда актуальной остаётся золотая середина: в меру широкие лацканы, не слишком узкие, но и не карикатурно большие.

Худым и не очень высоким людям лучше идут довольно узкие (в разумных пределах) лацканы, а высоким и пухлым гражданам стоит отдавать предпочтение более широким (опять-таки в меру) лацканам. Слишком широкие лацканы на пиджаке небольшого размера выглядят некрасиво, это же относится и к узким лацканам на пиджаке, например, 54-го или 56-го размера.

Слишком широкие лацканы на пухлых гражданах тоже не очень хороши, а слишком узкие лацканы выглядят «по-детски» в любом случае. Соответственно, главное при выборе ширины лацкана - не забывать про чувство меры, возраст и строение фигуры. Как пишет Харди Эмис, лацканы «должны выглядеть как можно более естественно» (М.: Слово, 2012, с. 68).

Если говорить про региональные особенности, то широкие лацканы обожают неаполитанцы, а англичане стремятся соблюдать чувство меры и иногда слегка зауживают лацканы, стараясь (если речь идёт о классических фирмах) не слишком идти на поводу моды. Модные дизайнеры из Франции, Италии и других стран часто впадают в крайности и то выпускают модели с очень узкими лацканами, то с чрезмерно широкими.

Длина лацканов

Как правило, чем больше пуговиц на пиджаке, тем короче его лацканы. Самые короткие варианты - у пиджаков на четырех пуговицах, самые длинные - у пиджаков на двух или на одной пуговице. Последний вариант - это однозначная уступка моде. На мой взгляд, слишком короткие лацканы некрасивы.

Длина лацканов должна гармонировать с их шириной, а также с длиной и шириной воротника. Короткие и широкие лацканы выглядят некрасиво (особенно на пухлых мужчинах - они ещё сильнее подчеркивают полноту); длинный воротник в сочетании с короткими лацканами тоже выглядит некрасиво и вызывает ощущение дисгармонии. Низкорослым и пухлым мужчинам лучше идут в меру длинные лацканы.

Стоит добавить для полноты картины следующую фразу Николо Антоджованни: «стильные лацканы в своей самой широкой части доходят до середины груди» (М.: Добрая книга, 2008, с. 62).

Форма лацканов

Лацканы бывают прямыми и выпуклыми (или слегка выгнутыми); гораздо реже встречаются вогнутые лацканы. Пожалуй, прямой вариант наиболее распространён. Выпуклые лацканы выглядят немного оригинальнее, но менее универсальны и идут не всем, но не стоит их игнорировать.

Форма выступов (уступ) между лацканами и воротником

Уступ в виде треугольника может быть широким или узким; обращённым вверх, вниз или прямо в сторону. Николо Антоджованни пишет, что обращённые вниз уступы выглядят уныло, но это не означает, что и костюм с такой особенностью будет выглядеть уныло: в расчёт следует принимать и другие факторы, такие как цвет, фактура ткани, крой костюма, детали (фурнитура).

К выбору формы уступа следует относиться не слишком легкомысленно. Широкие лацканы с обращенным вверх узким уступом выглядят не очень гармонично; это же можно сказать и об узких лацканах с уступом, обращённым вниз.

Место расположения уступа - тоже важный нюанс, от слишком низких уступов стоит воздерживаться, но и задранные безумно высоко уступы не смотрятся гармонично. Иными словами, как всегда, крайностей надо избегать. Считается, что лучше всего смотрятся умеренно высокие уступы, обращённые прямо в сторону или, что ещё лучше, слегка вверх.

Отделка

На самых дешёвых и детских пиджаках лацканы могут вовсе не украшаться декоративной строчкой. На моделях среднего класса и выше она всегда присутствует. В большинстве случаев её делают на машинке; на дорогих моделях строчка бывает фигурной - благодаря использованию машин получше. На самых дорогих пиджаках лацканы украшаются ручными швами. Разумеется, отстрочка краёв лацканов - деталь исключительно декоративная и не играет никакого практического значения.

Петля на изнаночной стороне лацкана

На левом лацкане почти у всех пиджаков есть петелька - иногда «рабочая», иногда просто декоративная. В эту петельку можно вставлять цветок - но чтобы он хорошо держался, на изнаночной стороне лацкана должна быть ещё одна петелька для поддержки стебля. На готовых пиджаках она встречается очень редко, но её можно пришить после покупки, обратившись в ателье.

Контрастные лацканы

Дизайнерские пиджаки могут быть оснащены контрастными лацканами; другой вариант - петля на лацкане может быть обмётана контрастными нитками (например, красными). Такие детали придают пиджаку претенциозный и слегка (или не слегка) пафосный вид, не делая его, однако, более качественным или официальным.

На территории России и стран СНГ значки носят довольно редко, да и вообще лацканы пиджака украшать обычно не принято. Исключение из этого правила – торжественные дни, в которые к лацкану можно приколоть бутоньерку, или украсить пиджак иным образом.

Способ ношения значка на лацкане пиджака зависит от вида этого украшения. Значки на лацкан различаются:

  • По способу крепления;
  • По материалу, из которого изготовлен значок;
  • По назначению и стилю украшения.

Крепятся значки на лацкан обычно одним из трех способов: на булавку, на цангу или на специальную иглу.

  • Цанга – штанга, которая пропускается через ткань насквозь, и закрепляется с другой стороны специальным зажимом. Цанга служит для наиболее плотного крепления украшения к материалу одежды. Те знаки отличия, которые изготавливаются под заказ, делаются чаще всего именно с этим типом крепления;
  • Булавка наиболее популярный способ крепления. Те значки, которые можно найти в свободной продаже, чаще имеют именно такое устройство;
  • Игла со специальным наконечником чаще всего удерживает булавку для галстука, но иногда такие крепления делают и для других знаков отличия.

Наиболее надежное крепление – цанга. Эмблемы, посаженные на цангу, держатся очень прочно, не прокручиваются и плотно прилегают к ткани. Такие украшения невозможно случайно зацепить и сорвать, в отличие от тех, что держаться на булавках или иглах. Но купить украшение, которое будет крепиться именно этим способом, довольно сложно, так как продаются они только в специализированных магазинах.

Значки на лацкан изготавливаются из латуни, алюминия или стали, а иногда используются другие металлы, в том числе – драгоценные. Что касается назначения украшения, то чаще всего на лацкане пиджака носят или знаки отличия, или знаки принадлежности к какой-либо социальной группе. В обоих случаях носить их нужно определенным образом. Как правило, они крепятся к левому лацкану, то есть напротив сердца.

Традиция ношения значков восходит к военным знакам отличия, петлицам и погонам. Изначально, на первых моделях пиджаков, на лацкане была петля, и на многих моделях этот элемент сохранился до сих пор. Если эта петля есть, то значок крепится на ее место. Если же он отсутствует, то крепить эмблему придется «на глаз».

Крепить украшение нужно следующим образом: значок прикладывается к ткани так, чтобы до верхнего и до левого края лацкана оставалось расстояние в 2-5 мм, и эмблема была размещена вертикально. Затем иглой цанги необходимо проткнуть материал и закрепить значок с другой стороны. Как правило, цанга имеет на конце резьбу, и поэтому закрепить и снять украшение несложно.

У многих мужчин возникает вопрос, с каким видом пиджаков или блейзеров можно носить эмблему. Крепить значки можно на лацкан пиджаков классического кроя, а в некоторых случаях – и пиджаков спортивного стиля. Металлический знак отличия будет уместен даже в торжественной обстановке, а потому надеть его можно даже с фраком, френчем или праздничным костюмом. Можно прикрепить значок даже к спортивному блейзеру, хотя вещи этого типа обычно имеют на лацкане вышивку или яркие пуговицы, и дополнительные украшения им не нужны.

Многие подумают: петля на лацкане пиджака поселилась там для закрепления в ней бутоньерки (маленький букет цветов, прикрепляемый к одежде). Верно, но не до конца. Изначально она использовалась для куда более прозаичных целей — с помощью нее воротник застегивался на пуговицу, которая находилась на правом лацкане.

Со временем надобность застегивать воротник отпала, пуговица, соответственно, исчезла. А саму петлю уже и начали использовать для крепления бутоньерки. Сегодня некоторые в эту “дыру“ не стесняются вставлять значки и другие предметы отличий.

  • Интересный факт: на некоторых дорогих пиджаках таки встречаются пуговки на правых лацканах. Вероятно, таким образом производители намекают, мол, знаем, помним, чтим.

Существуют и более изощренные варианты использования. Например, компания Worth & Worth в начале XX века выпускала шляпы со специальным шнуром, который крепился в петельку на лацкане — такая затейливая конструкция помогала в ветреную погоду не потерять головной убор.

Качественный пиджак

Многие производители пиджаков и ателье не только нашивают на лацкан петлицу, но и добавляют с изнаночной стороны лацкана специальную перекидную петлю для надежной фиксации цветка. Считается, что наличие последней отличает дорогой качественный пиджак. Иногда можно повстречать и двойную петлицу, и даже петлицу на правом лацкане. Но последнее в основном делается исключительно для декоративных целей.

Ещё один программный пост по теме, которая освещена в сети даже хуже, чем посадка костюма. Это его “внутренности”, все слои и составные части.

Многим по ошибке кажется, что пиджак ничем не отличается от куртки или любой другой верхней одежды - как будто это слой основной ткани снаружи, слой подкладки внутри и карманы. Увы, это большое заблуждение, на самом деле конструкция пиджака значительно сложнее - если посмотреть “насквозь”, то в некоторых местах можно увидеть не меньше десятка наслоений разнообразной ткани ! Это не только основная и подкладочная ткань, но и бортовка, плечевые накладки, ткань карманов , и другое. Глоссарий этих деталей, без которых не было бы костюма, я сегодня и создам.


Также дам небольшое пояснение - в тексте встречаются термины bespoke и made-to-measure . Возможно, чуть позже я сделаю большой текст о различии в этих подходах к индивидуальному пошиву, а пока лишь дам базовые определения. Bespoke - технология полностью персонализированного индивидуального пошива. По меркам клиента с нуля строятся все лекала, затем работа выполняется мастерами, которые стремятся в создании костюма к максимуму ручных операций. Это самая дорогая, трудоёмкая и высококачественная технология. Made-to-measure - своеобразный “конструктор” костюма, в котором используются готовые лекала. Клиент выбирает, как будет выглядеть ограниченное число деталей (например, лацканы, пуговицы, форма карманов), а затем существующие лекала “подгоняются” под мерки клиента путём внесения изменений и собираются в изделие, чаще всего с минимальным количеством ручных операций. Несмотря на это, made-to-measure - качественно иной подход, чем покупка пиджака в магазине и его подгонка в ателье. И при вышеперечисленных особенностях это всё равно костюм, сделанный специально для вас . Поэтому первым этапом в знакомстве с индивидуальным пошивом, на мой взгляд, должен быть именно MTM.

К сожалению, большинство костюмов, которые можно купить сегодня в магазине (если ваш бюджет не больше 40-60 тыс. рублей), производится по самой простой технологии, радикально отличающейся от bespoke и made-to-measure - клеевой. Зто значит, что вместо 3-5 слоёв бортовки, которая должна обрабатываться и крепиться к пиджаку вручную, использован один слой материала, который разогревается утюгом и “приклеивается” к ткани, придавая ей форму. О том, чем отличаются эти технологии, расскажу ниже.

Итак, начнём.

Борта (полочки) - пиджак может быть однобортным или двубортным. Если пиджак однобортный, значит он застёгивается на один ряд пуговиц, если двубортный - на два, в этом случае две передние половины пиджака как бы “запахиваются” и ложатся друг на друга в два слоя (что делает двубортный пиджак чуть теплее однобортного). В наше время первый вариант встречается значительно чаще, но именно это выгодно оттеняет второй. Некоторые считают двубортный пиджак экстравагантным, но по факту это совершенно классический фасон одежды. В спокойных тёмных тонах он будет выглядеть даже элегантнее своего “облегченного” собрата. Только запомните, что однобортный пиджак вы можете носить расстегнутым, а вот с двубортным так поступать крайне нежелательно. К примеру, расстёгивать свой двубортный пиджак очень любит Принц Чарльз , за что пуристы и газетчики его нередко костерят. Впрочем, за много лет все уже вроде как привыкли и даже смирились.

Лацканы - это, наверное, самая заметная деталь пиджака. В былые времена воротник можно было поднять, а затем застегнуть лацканы на дополнительную пуговицу, чтобы защититься от ветра, но в наше время лацканы стали скорее декоративным элементом, утратившим первоначальное назначение. Сейчас “рабочими” лацканы делают только в охотничьих пиджаках и куртках.

Лацканы могут быть трёх форм:

Прямая - самый стандартный вариант, где воротник и лацкан сходятся под прямым или заострённым/затупленным углом.

Острая (“ласточкино крыло”) - более смелый, практически обязательный для двубортных пиджаков, но возможный и на однобортных. Размер “крыла” может варьироваться от небольшого выступа до огромного отлёта, уходящего выше плеча. Это уже дело вкуса, но в магазинах (а не у портных) последний вариант вы найдёте навряд ли, так что просто порадуйтесь вышеприведённой картинке.

Шалевая - это форма, в которой воротник переходит в лацкан (по сути название звучит именно как “шалевый воротник”, не “шалевый лацкан”). Используется только в смокингах и неформальных фэшн-пиджаках. Если это не смокинг и вам больше 20 лет, я бы посоветовал воздержаться от покупки такого изделия. Его можно сравнить с брогами от Dr. Martens на толстенной контрастной каучуковой подошве - вроде как классический предмет одежды, но с “твистом”, который переворачивает его традиционность с ног на голову. Это решение может быть интересно для экстравагантного молодёжного образа, но однозначно не пойдёт тому, кто стремится к классическому стилю.

Для того, чтобы перегиб лацкана не казался плоским и слишком прямым, в bespoke-пошиве используется специальное ухищрение - к слегка натянутой бортовке лацкана (о ней речь пойдёт ниже) вручную пристрачивается шёлковая или вискозная лента, которая “подтягивает” лацкан и создаёт для него огибание внутрь. Теперь вместо прямой линии перегиба лацкана мы видим на готовом пиджаке небольшое анатомичное прилегание, которое также подчёркивает благородное происхождение изделия. На фото выше эта деталь выполнена из фиолетового материала.

Вспушка - это декоративная (хотя, в случае с пиджаками ручной работы, и функциональная тоже) строчка у края лацканов, воротника и/или клапанов карманов. Она выполняется контрастной или выбранной на тон темнее ткани нитью, которая либо складывается вдвое, либо изначально толще обычной. Эти небольшие и незаметные на первый взгляд стежки - с одной стороны признак качественного пиджака, а с другой - простой способ ввести потребителя в заблуждение, так как в наши дни не так много вспушки делается вручную. Большинство исполнено “невидимым” машинным стежком, который, впрочем, легко узнаётся, если посмотреть на лацкан с изнанки. Функциональной разницы между ручной и машинной работой в данном случае никакой, но не переоценивайте пиджак за то, что на нём стоят заветные стежки. :)

Петлица - отверстие на левом лацкане (на двубортных пиджаках зачастую на обоих), в которое вдевается бутоньерка - живой цветок или металлический/шёлковый аксессуар. На массовых магазинных пиджаках зачастую не разрезана и выполняет декоративную функцию. В магазинных изделиях получше и простых made-to-measure (фабричное изготовление на заказ) выполнена на машинке, но разрезана. На пиджаках работы мастеров она делается шёлковыми нитями вручную, за счет чего может иметь слегка неопрятный или как минимум непривычный вид. Один из фетишей европейских (а сегодня - и российских) ценителей - “миланская” петлица, которая выглядит так, будто наложена поверх лацкана. Выполняется только вручную и занимает почти час времени портного.

Шлицы - это разрезы на задней части пиджака, обеспечивающие свободу движений и удобство при сидении. Изготавливаются пиджаки с одной и двумя шлицами. В наше время преобладают две, но в целом это дело вкуса. Пиджаки без шлиц покупать не рекомендуется, но в магазинах они являются редкостью, не сказать “раритетом”.


Подборт - деталь, которая может быть неочевидна на первый взгляд. Это фрагмент основной ткани, который находится на внутренней части пиджака - возможно, вы думали, что это часть “внешней” ткани, но это заблуждение. Подборт выкраивается и притачивается отдельно, выполняя функцию “переходника” между основной тканью борта и подкладкой. Его размер может быть почти любым - чаще всего это около половины ширины борта (на фото выше - значительно у же).


Бортовка - деталь, которую вы никогда не видели. На самом деле бортовкой в русском языке называется и материал, и сама деталь, что может ввести читателя в некоторое заблуждение. В данном случае деталь собирается из одноимённого материала. Итак, бортовка - это несколько слоёв плотной ткани (для деталей используется жёсткий лён, верблюжий и конский волос и другие формоустойчивые натуральные материалы), которые обеспечивают точную посадку пиджака по фигуре заказчика. С помощью утюга им придаётся форма, повторяющая человеческое тело. Затем они собираются друг с другом при помощи ручных стежков, которые, в отличие от машинных, обеспечивают незначительную динамику слоёв друг относительно друга. Это придаёт изделию “живость” и мягкость, сохраняя при этом его форму. Также деталь бортовки накрывает лацкан и фиксируется к нему невидимыми ручными стежками.

В случае с магазинными пиджаками (будь то входной уровень H&M/Zara или средне-недешёвые для России марки вроде Tommy Hilfiger/Massimo Dutti) в 99% случаев вы столкнётесь с клеевой конструкцией детали бортовки. Вместо натуральных материалов и ручных стежков вы обнаружите намертво “прилепленную” к ткани клеевую деталь, которая держит форму пиджака самым простым из возможных способов.

Существует также вариант “полубортовки” (в английском - half-canvassed), при котором “по правилам” делается часть борта выше талии, а остальной объем проклеивается. Таким образом поступают в большинстве российских ателье индивидуального пошива среднего уровня, в чём сами прямо признаются. Скорее всего, готовый костюм из не-премиумной линейки бутика с громким именем (“Corneliani”, “Brooks Brothers”, “Polo Ralph Lauren” - реальные примеры) будет также сделан с “полубортовкой”.



Воротник - интуитивно можно догадаться, что это деталь вокруг горла. Воротник собирается из двух деталей - верхней и нижней. Верхняя на классическом пиджаке почти всегда делается из основной ткани, а нижняя (на фото) - либо из основной ткани и бортовки (в данном случае “бортовка” - отрез материала, повторяющий форму воротника), либо из фильца (плотный, но мягкий материал, близкий родственник фетра и войлока). К последнему основная ткань притачивается вручную или, в случае с магазинными и made-to-measure изделиями, машинным стежком “зигзаг”. Фильц может быть ярким и контрастным - до поднятия воротника его совсем не видно, но в поднятом виде он “раскрашивает” консервативный мужской образ. Кстати, частый аргумент в пользу пошива bespoke - как раз то, что добиться идеального прилегания воротника в случае с “магазинным” пиджаком практически невозможно.

Линия соединения воротника и лацкана называется раскепом и также выполняется на bespoke-пиджаках вручную невидимым стежком.

Подкладка -это не одна деталь, как может показаться на первый взгляд, а пять (повторяющие по форме полочки, бочки и спинку пиджака). Подкладка прикрывает все его внутренности от посторонних глаз, и тоже нередко является яркой и контрастной. Делается из скользящего натурального материала (шёлк на самых дорогих пиджаках, вискоза/купро на приличных). Полиэстер используется только в самых дешевых пиджаках, и так как не вентилируется, его использования желательно избегать.



Существует также целая категория бесподкладочных пиджаков (особенно любимых итальянцами с их тёплым климатом) - в них все внутренние швы видимы и обработаны косой бейкой (тонкая полоска ткани, прикрывающая и защищающая срезы), а деталь бортовки (если она есть) закрыта увеличенным подбортом. Такие пиджаки легче, мягче и прохладнее своих “полноценных” собратьев.

Листочка - так по-портновски называется обыкновенный нагрудный карман. Он ни в коем случае не должен использоваться функционально - только декоративно, для ношения шёлкового/шерстяного/хлопкового нагрудного платка. Носовые платки, блокноты, авторучки и пачки сигарет класть в него категорически запрещено. Возможно исключение в виде очков, но это поступок категории “нарушение правил, которые ты хорошо знаешь”, поэтому, если не уверены в этом знании, - лучше не стоит.



Плечевые накладки - несмотря на то, что многие пиджаки кажутся совсем тонкими, плечевые накладки есть практически во всех - разброс их толщины составляет от 1,5-2 см обработанной ваты (ватина) до единичного тонкого слоя бортовки (это самые лёгкие). В случае с “правильным” пиджаком bespoke, накладки изготовят персонально под ваши плечи в анатомичной форме (к примеру, выправят неровность плечей разным размером накладок - почти у всех мужчин наблюдается перекос вниз более активной руки, чаще всего правой). Более ленивые bespoke-мастера и ателье made-to-measure возьмут что-то из базы готовых накладок, что, на их взгляд, вам подойдёт. Магазинные “плечики” будут одинаковыми и равносторонними, скорее всего сделанными из поролона.

Шлицы руквавов - места на краю рукава, где располагаются пуговицы. Так как объективной необходимости расстёгивать эти шлицы нет, в нашу эпоху на магазинных пиджаках они делаются исключительно декоративными, нерабочими (за исключением отдельных марок категории premium и большинства luxury). Разумеется, в костюмах индивидуального пошива каждую из пуговиц можно расстегнуть, причём работает это как для bespoke, так и для made-to-measure. Для того чтобы ненавязчиво продемонстрировать качество пиджака, многие мужчины всегда держат нижнюю пуговицу рукава расстёгнутой.

Подокатник -самая незаметная из всех деталей, но при этом обязательная для любого пиджака. По форме она напоминает бумеранг, вручную фиксируется вместе с рукавом и плечевой накладкой и создаёт форму для оката рукава. Без подокатника рукав свободно “спадал” бы с плеча, а с ним держит эстетичную форму.

А также немного о брюках, чтобы два раза не вставать:

Стрелки - стандарт для костюмных брюк любой эпохи, чёткая и прямая линия, заутюженная посередине брючины. “Правильные” стрелки на брюках с рисунком (клетка, полоска, “ёлочка”) будут делить рисунок точно пополам. Правило простое - если на ваших брюках есть стрелки, то всегда отутюживайте их перед выходом из дома, чтобы они выглядели свежо и аккуратно. Если на ваших брюках нет стрелок (обычно в таких случаях речь о неформальных брюках из хлопка или вельвета) - не пытайтесь их создать, они там не нужны.

Шлёвки - это детали на поясе, в которых держится ремень. Говорят, что изначально на Сэвил Роу брюки шьются без шлёвок, а затем они добавляются мастером по дополнительной просьбе клиента. Всё из-за того, что посадка брюк должна быть столь идеальной, что не потребует никаких дополнительных средств поддержки изделия на талии. Если шлёвки на изделии всё же есть, считается обязательным носить брюки с ремнём или подтяжками (ни в коем случае не одновременно!). Впрочем, ношение костюма без ремня - ещё один способ пощеголять одеждой, изготовленной на заказ.

Защипы - это складки ткани, которые фиксируются мастером на передней части брюк под поясом. Бывают брюки с двумя защипами, одним защипом и без защипов. В наше время все знатоки мод категорически настаивают на ношении исключительно последних, считая защипы слишком старомодными. Впрочем, на мой взгляд, это дело вкуса - есть немало мужчин (особенно возрастом старше 30 и комплекции с уклоном в полноту), которым очень идут аккуратно скроенные брюки с защипами (на фото выше - один защип, переходящий в стрелку).

Манжеты (отвороты) - ещё одна деталь, непопулярная в наше время и за это почитаемая ценителями. Название говорит само за себя - это подвёрнутые края брюк, создающие дополнительный слой в районе туфли. Если брюки правильно подобраны по ширине лодыжки и длине, а также хорошо отутюжены, манжета может стать отличным декоративным элементом для формального в остальном костюма.

На этом мини-энциклопедия завершается, кто осилил - молодец. Думаю, что нередко буду отсылать читателей дальнейших материалов к этому, потому что собрал, по-моему, всё, что только было можно.

В материале использованы иллюстрации с сайтов Timelessman.com, SuitSupply, Styleforum.net и других.

Репостинг на другие ресурсы - только с указанием авторства ().