Бабушка Метелица. Немецкая народная сказка. Сказка Бабушка Метелица. Братья Гримм Бабушка метелица народная сказка читать

Дополнительное чтение

Ответы к стр. 63

Бабушка Метелица
Немецкая народная сказка

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.
Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
И однажды случилось так, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть. Но случайно веретено выскочило у нее из рук и упало в воду. Она заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о том, что приключилось. Но не стала мачеха утешать ее, стала сильно бранить и сказала:
- Раз ты веретено уронила, то сумей его и достать.
Девушка печальная вернулась к колодцу. Не знала она,что ей теперь делать, как выполнить мачехин наказ. Оставалось ей только прыгать в колодец. Так она и сделала. Стало ей сперва дурно, но когда опять очнулась, то увидела она, что находится на прекрасном лугу. Светило солнце и вокруг росли тысячи разных цветов. Пошла она по лугу вперед, куда глаза глядели, и пришла к печи. В этой печи было полным-полно хлеба, и хлеб кричал:

Девушка подошла и вытащила лопатой хлебы один за другим. А потом пошла дальше и пришла к дереву, и было на нем полным-полно яблок. Сказало ей дерево:

Начала она трясти дерево, и посыпались, дождем яблоки наземь. Трясла она яблоню до тех пор, пока не упали с нее все яблоки. А яблочки-то она сложила вместе и отправилась дальше. Пришла девушка к избушке. В окошке она увидела старуху, у которой были такие большие зубы, что стало девушке страшно. Хотела она было убежать, но старуха окрикнула ее:
- Милое дитя, чего же ты боишься! Оставайся у меня. Если будешь хорошо выполнять у меня в доме всякую работу, тебе будет хорошо. Только смотри, стели мне как следует постель и старательно взбивай перину, чтобы перья взлетали. Будет тогда во всем свете снег идти. Я - госпожа Метелица.
Так как старуха обошлась с нею ласково, то девушка решила, что она не такая страшная, как показалось, и на сердце стало легче. Она согласилась остаться и быть работницей у госпожи Метелицы. Девушка старалась во всем угождать старухе. Всякий раз она так сильно взбивала ей перину, что перья взлетали кругом, словно снежинки. И потому жилось девушке у нее хорошо. Не слыхала никогда она дурного слова от госпожи, а вареного и жареного каждый день было вдоволь.
Так и жила девушка у старухи, все было хорошо. Да вдруг однажды запечалилась она. Сперва сама не знала, что тревожило так ее. А потом наконец поняла, что тоскливо ей вдали от родного дома. И пусть у госпожи Метелицы жизнь сытая и спокойная, но домой девушке сильно хотелось. Наконец она сказала старухе:
- Истосковалась я по родимому дому. Пусть мне так хорошо здесь под землей, но дольше оставаться здесь не могу. Хочется мне вернуться наверх - к своим.
Госпожа Метелица ответила ей:
- Мне нравится, что тебя тянет домой. Коли ты мне хорошо и прилежно служила, то я сама провожу тебя наверх. - Она взяла девушку за руку и подвела к большим воротам.
Врата открылись. Когда девушка проходила под ними, ее осыпал золотой дождь. И все золото осталось на ней так, что вся она была сплошь покрыта золотом.
- Это тебе за твою прилежную работу, - сказала госпожа Метелица и вернула ей веретено, упавшее в колодец.
Закрылись ворота, очутилась девушка наверху, совсем недалеко от дома мачехи. Как только вошла она во двор, сразу запел петух, который сидел как раз на колодце:
- Ку-ка-ре-ку! Наша девица златая тут как тут.
И вошла она в дом к мачехе. Оттого что была она вся золотом покрыта, приняли ее и мачеха и сводная сестра очень ласково. Девушка рассказала, что с ней приключилось. Внимательно выслушали ее. А после такого рассказа захотела мачеха и для своей родной дочери. Уродливой и ленивой, такого же счастья и богатства. Мачеха посадила дочь у колодца прясть пряжу. Чтоб веретено у нее было тоже в крови, уколола она себе палец о куст терновника. А затем кинула веретено в колодец и прыгнула вслед за ним.
Как и сестра ее, она попала на прекрасный зеленый луг и отправилась той же тропинкой. Подошла к печи, а хлеб как закричит, как и в прошлый раз:
- Ах, вытащи, вытащи меня скорей, а не то я сгорю, - я давно уж испекся!
Но ленивица ответила:
- Да что мне за охота пачкаться! - И пошла дальше.
Подошла она вскоре к яблоне, и заговорила яблоня:
- Ах, отряхни же меня, отряхни, мои яблоки давно уж поспели!
Но ответила она яблоне:
- Ишь чего захотела, ведь яблоко может упасть мне на голову! - И пошла дальше.
Наконец, когда подошла она к дому госпожи Метелицы, не было у нее страха - она ведь уже слыхала про ее большие зубы. Тотчас согласилась она стать работницей. В первый день она старалась, была в работе прилежная и слушалась госпожу Метелицу. Когда госпожа ей что поручала задания, ленивица все думала о золоте, которое получит. Но на второй день стала она ленивее, не привычно ей работать. На третий и того больше, а потом и вовсе не захотела вставать рано утром. Она не стлала госпоже Метелице постель так, как следует и не взбивала ей перины так, чтобы перья взлетали вверх. В конце концов госпоже Метелице это надоело, и она отказала ленивице в работе. Девушка очень этому обрадовалась. Думала она, что теперь-то прольется на нее золотой дождь. Госпожа Метелица повела ее к тем же вратам, но когда девушка проходила под ними, то не золото на нее полилось, а опрокинулся огромный котел смолы.
- Это тебе награда за твою работу, - сказала госпожа Метелица и закрыла за ней ворота.
Вернулась ленивица домой вся в смоле. Как увидел ее петух, сидевший на колодце, так и запел:
- Ку-ка-ре-ку! Наша девица грязнуха тут как тут.
А смола на ней так на всю жизнь и осталась, и не смыть ее было до самой смерти.

1. Прочитай первый абзац сказки. Какими были дочери? Подчеркни карандашами разных цветов.

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица . Родная дочка была ленивая да привередлив ая , а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.
Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла . Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови .

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.
— Ну что ж, сумела уронить — сумей и достать,- ответила мачеха.
Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.
Пошла девочка по этому лугу и видит — стоит печка, полная хлебов.
— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! — закричали ей хлебы.
Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.
Пошла она дальше, видит — стоит яблоня, вся усыпанная спелыми яблоками.
— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! — закричали ей яблоки. Девочка подошла к яблоне и так стала трясти ее, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.
И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:
— Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из нее пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у нее. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома.
Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.
Пошла она тогда к Метелице и сказала:
— Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?
— Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце,- сказала Метелица.- А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.
Она взяла девочку за руку и привела ее к большим воротам. Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на нее полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.
— Это тебе за твою прилежную работу,- сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке ее веретено.
Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.
На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

Наша девочка вся в золоте идёт!

Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.
Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке.
Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:
— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!
— Очень надо мне руки пачкать! — ответила им ленивица и пошла дальше.
Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:
— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели! — Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте,- ответила ленивица и пошла дальше.
Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы.
В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала ее так плохо, что из нее не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.
— Пойдём, я отведу тебя домой,- сказала она через несколько дней ленивице.
Ленивица обрадовалась и подумала: «Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!» Привела ее Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.
— Вот, получай за свою работу! — сказала Метелица, и ворота закрылись.
Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:
— Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:
Вот замарашка к нам идёт!

Мылась, мылась ленивица — никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица – хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.

– Ну что ж, сумела уронить – сумей и достать, – ответила мачеха.

Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит – стоит печка, полная хлебов.

– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! – закричали ей хлебы.

Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.

– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! – закричали ей яблоки. Девочка подошла к яблоне и так стала трясти ее, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:

– Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из нее пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.

Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у нее. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома.

Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.

Пошла она тогда к Метелице и сказала:

– Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?

– Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце, – сказала Метелица. – А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.

Она взяла девочку за руку и привела ее к большим воротам. Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на нее полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.

– Это тебе за твою прилежную работу, – сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке ее веретено.

Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.

На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Наша девочка вся в золоте идёт!

Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке.

Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:

– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!

– Очень надо мне руки пачкать! – ответила им ленивица и пошла дальше.

Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:

– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели! – Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте, – ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы.

В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала ее так плохо, что из нее не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.

– Пойдём, я отведу тебя домой, – сказала она через несколько дней ленивице.

Ленивица обрадовалась и подумала: «Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!» Привела ее Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.

– Вот, получай за свою работу! – сказала Метелица, и ворота закрылись.

Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:

– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Вот замарашка к нам идёт!

Мылась, мылась ленивица – никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

Одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.

Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.

Ну что ж, сумела уронить - сумей и достать, - ответила мачеха.

Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит - стоит печка, полная хлебов.

Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! - закричали ей хлебы.

Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.

Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! - закричали ей яблоки.

Девочка подошла к яблоне и так стала трясти её, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:

Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.

Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у неё. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома. Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.

Пошла она тогда к Метелице и сказала:

Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?

Это хорошо, что ты соскучилась по дому:

значит, у тебя доброе сердце, - сказала Метелица. - А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.

Она взяла девочку за руку и привела её к большим воротам.

Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на неё полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.

Это тебе за твою прилежную работу, - сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке её веретено.

Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.

На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Наша девочка вся в золоте идёт! Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке. Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:

Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!

Очень надо мне руки пачкать! - ответила им ленивица и пошла дальше.

Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:

Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели!

Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибете, - ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы. В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала её так плохо, что из неё не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.

Пойдём, я отведу тебя домой, - сказала она через несколько дней ленивице.

Ленивица обрадовалась и подумала: “Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!”

Привела её Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.

Вот, получай за свою работу! - сказала Метелица, и ворота закрылись.

Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:

Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Вот замарашка к нам идёт! Мылась, мылась ленивица - никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    – Формировать умения читать вслух и про себя;– обогащать словарь детей словами по теме чтения;– знакомить с выразительными средствами языка.

Виды деятельности

    – Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя; – отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников; – передавать интонацией своё отношение к читаемому; – объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним; – объяснять авторскую точку зрения.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, сказка
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Ученики отгадывают и правильно называют произведение (автор и заголовок).) – Сравните произведения, которые вы отгадали. Что общего? Чем отличаются? (Авторские сказки, сказки зарубежных и русских сказочников.)
2 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Рассмотрите схему. Вспомните писателей–сказочников и заполните схему. (Ученики не только должны называть автора, но и его произведение.) – А сегодня познакомимся с новым произведением.
3 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Послушайте. (Учитель читает сказку. Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 2 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Кто–то знает, как называется сказка? (Ответы учеников.) – Эту народную сказку обработали и пересказали немецкие сказочники… Вспомните, как их звали? (Братья Гримм: Вильгельм и Якоб.) (При ответе необходимо воспользоваться учебником, с. 94.) – Какая эта сказка? – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу.
4 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Какие русские народные сказки напоминает эта немецкая сказка? – Подумайте, почему у разных народов есть похожие сказки? – Вспомним сюжет сказки. (Если у учащихся есть хрестоматии, то сказка читается учениками по эпизодам.) – Рассмотрите иллюстрации. – Расскажите о героинях.
5 5. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений – Вспомните сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи–зимы». Сравним её со сказкой братьев Гримм. (Заполнение таблицы. Для работы ученики могут использовать обратную сторону листка для моделирования обложки.)
6 6. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки – А теперь подпишите свои работы. (Учитель собирает работы и скрепляет в книжку–самоделку.) – С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
7 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) Учитель просит детей принести книги с понравившимися сказками на следующий урок, чтобы организовать выставку.