Что делает вожатая в лагере. Что творится в лагерях: рассказывают вожатые

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

Устроиться на работу;

Узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

Уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

Получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

Познакомиться с вашим напарником (напарницей);

Узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

Провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

Наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

Украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Повесить плакаты с надписями «Мы вас ждали!», «Ах, как здорово, что вы приехали!», «Добро пожаловать домой!

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

Яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Вожатый в современном детском лагере - это молодой, но уже состоявшийся человек, который сознательно предпочитает именно такой вид отдыха всем прочим. Такая мода появилась главным образом благодаря бывшему главному редактору Esquire Филиппу Бахтину и его лагерю «Камчатка» в Псковской области. Это, конечно, самый знаменитый, но далеко не единственный пример детского лагеря новой формации. The Village поговорил с вожатыми четырёх таких лагерей о том, почему они решили работать с детьми.

Творческий лагерь «Камчатка»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Все двенадцать дней смены дети ставят спектакли и мюзиклы, снимают кино, участвуют в хитроумных играх, разработанных специально для лагеря.














ДанИл Перушев

сооснователь
«Теорий
и практик»

Первый раз я поехал работать вожатым в прошлом году по приглашению моего друга Филиппа Бахтина в лагерь, который он придумал, в «Камчатку». Мне было просто интересно попробовать новое занятие. Я ничего не знал про детей и не понимал, насколько я буду в лагере на своём месте. То есть не думал о какой-то миссии. Я очень люблю лес и палаточный образ жизни, поэтому мне показалось, что я могу рискнуть: в крайнем случае проведу пару недель на свежем воздухе.

Но всё оказалось гораздо интереснее: две недели в лагере стали самым запоминающимся временем в году. Ты занимаешься там очень интересным и правильным делом - общаешься с детьми, да ещё и в компании странных и приятных взрослых-вожатых. Я не уверен, что за пару недель можно научить чему-то детей. Я просто пытаюсь дать им возможность здорово провести время. А чему они научатся в процессе, трудно сказать. Хотелось бы, конечно, чтобы они могли сами, без взрослых, организовываться для решения задач: мне кажется, это полезный навык. Поэтому я как вожатый - не распорядитель, а скорее ресурс для детей.

Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах
и хорошим парнем, даже если вы девушка

Думаю, что у нас детям хорошо, потому что они свободны - в расписании, в самовыражении, в общении с вожатыми. А минимум правил, которые всё-таки есть, или ежедневные творческие задания - это просто фундамент, на котором эта свобода строится. У меня, как, видимо, у всех наших вожатых, нет особой теоретической подготовки для работы с детьми, но чтобы провести с ними две недели и модерировать их активность (к этому и сводится задача), не нужно быть педагогом. Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах и хорошим парнем, даже если вы девушка. Тут работает чутьё Бахтина, он зовёт в вожатые своих друзей-приятелей, про которых думает, что они адекватны. Пока, насколько я знаю, провалов не было.

Я от лагеря ничего не хочу получить - просто фактом своего присутствия я получаю возможность несколько дней жить в каком-то вымышленном, но при этом очень правильном мире, где занимаешься действительно важными вещами.

«Школа друзей природы»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

Стоимость:

Бесплатно

Лагерь находится в национальном парке «Мещёра». Попасть в него могут лишь дети, участвующие в школьных экологических проектах во Владимирской области. В лагере они наблюдают за научными исследованиями, каждый день посвящён определённой теме: ребятам рассказывают об экологическом следе человека, об особо охраняемых природных территориях, экотуризме и так далее.








Ива Лебедева

генеральный директор издательства «Индекс Маркет»

В лагерь меня пригласила Елена Книжникова из экоцентра «Заповедники», который был одним из организаторов лагеря. Я была не вожатой даже, а скорее волонтёром - участвовала в разработке и проведении мероприятий. Для меня это не первый волонтёрский проект, экологическими программами я занимаюсь последние лет 15. И когда я услышала про то, что создаётся такой лагерь, сама напросилась туда.

Пляжный отдых никогда не был для меня интересным, мне всегда казалось, что лучше тратить время на что-то, что имеет дополнительный смысл. Я давно наблюдаю за тем, что сейчас происходит в стране, проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства. Я не верю, что можно что-то изменить в сознании поколения, которое сейчас находится у власти, которое принимает решения. Но шанс есть, если сегодня работать с новым поколением. Если детям сейчас задать правильные ориентиры относительно охраны окружающей среды, роли экологии в нашей жизни, тогда, может быть, в будущем что-то и изменится.

проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства

В лагере есть опытные педагоги, психологи, а волонтёры вносят свой посильный вклад, мы как специалисты работаем над содержательной программой: придумываем игры, викторины, занятия. Для себя я каких-то больших задач не ставлю, мне просто очень приятно общаться с людьми, которые туда приезжают: педагогами, вожатыми и, конечно, детьми.

«Никола-Ленивец»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан компанией, которая управляет территориями деревни Никола-Ленивец в Калужской области и там же проводит фестиваль «Архстояние». Этим летом будет первая смена. Лагерь исходит из ценностей «Никола-Ленивца»: гармония с природой вне города в компании творческих людей. Лагерь должен показать детям, как можно уйти от городского образа жизни и вернуться в мир, где люди умели сами выращивать еду, делали что-то своими руками и обходились без компьютеров.









Линор Горалик

писатель

Я первый раз еду в лагерь, но работаю с детьми очень давно. В Никола-Ленивце буду заниматься двумя довольно разными делами. Во-первых, я, наверное, буду помогать тем детям, которым интересно писать тексты. Не учить их писать - ни в коем случае, - но быть человеком, с которым ребёнок, пишущий стихи, или рассказы, или что угодно ещё может об этом поговорить. А во-вторых, я надеюсь провести несколько мастер-классов на тему refashioning - это когда из старых вещей разными способами делаются новые. Мне бы очень хотелось дать детям возможность создать для самих себя ровно такую одежду, которая им нравится, вне всяких взрослых правил.

Понятно, что для меня как для человека, интересующегося refashioning в рамках теории костюма, это уникальный опыт, но важнее то, что работа с детьми - самое благодарное дело на свете. Она даёт ощущение, что ты предлагаешь людям идею, а они у тебя на глазах развивают её так, как ты в силу своей взрослой зашоренности никогда бы не смог. Это захватывающе. Я стараюсь заниматься с детьми тем, что сейчас острее всего интересует меня саму (тексты и работа с костюмом - хорошие примеры). А дети всегда чувствуют искреннюю вовлечённость в тему и охотно вовлекаются следом.

Мне кажется, что любой случай, когда рядом с ребёнком находится благожелательный взрослый, готовый разговаривать с ним по-человечески, - это достаточно хорошо, и обычно мне удаётся быть взрослым, которому интересно разговаривать с детьми.

Городской лагерь
«Музеона» «Классики »

рабочих дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан в парке «Музеон» на Крымской набережной при участии проекта «Булки не растут на деревьях», где детей знакомят с разными взрослыми профессиями. Каждый день, помимо игр, йоги и других развлечений, у детей было по два мастер-класса со специалистами разных профессий, которые показывали им азы своей специальности.














Катя Малютина

ландшафтный дизайнер

О проекте «Булки не растут на деревьях» я узнала от любимого человека, который помогал им на этапе создания, и с интересом следила за тем, как он развивается. Мне очень понравилась их идея - творчески рассказывать детям о разных профессиях. На одном из занятий, куда мой любимый водил сына, я познакомилась с директором проекта Марией - тогда и родилась идея дополнить курс «Архитектор» занятием по ландшафтному дизайну. К лету идея выросла в отдельный курс занятий по ландшафтной архитектуре на базе летнего лагеря в «Музеоне».

Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки,
а в итоге они дрались из-за лопат

Мы с детьми сделали два проекта. Первый - клумба в «Музеоне» в виде улыбающейся рожицы. Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки, а они, наоборот, дрались из-за лопат. Наш второй проект мы делали в рамках фестиваля «Яркие люди» в парке Горького - «Вторая жизнь старых ботинок». Мы собирали всем миром старую обувь, вместе с детьми красили её в яркие цвета и сажали в неё цветы, чтобы получилась ходячая клумба.

Было приятно, что дети искренне отзывались на все идеи и им действительно нравилось что-то вскопать, посадить и полить. Это было общение с живой природой, чего так не хватает городским деткам. Сейчас мы думаем о том, чтобы создать полноценный курс по ландшафтному дизайну в рамках «Булок». Я от этого проекта получила огромное удовольствие и с радостью продолжила бы заниматься с детворой.

Фотографии: Kamchatka-camp.ru , Nikola-lenivets.com , Александра Филиппова для лагеря «Школа друзей природы»

Подбирая лагерь, мы не обращаем внимания на самое важное - на тех людей, которые находятся с детьми 24 часа в сутки. А ведь среди них могут быть самые разные люди. Виктор Медведев делится личным опытом работы в детских лагерях и рассказывает о вожатых, среди которых могут быть даже судимые люди.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если вы «постарше», то наверняка помните, что такое пионерский лагерь. Лично я - нет, так как родился в 94-м году. Но для того чтобы моё доверие к вам не было подорвано в самом начале, скажу, что учился я в педагогическом университете, параллельно работал в детских лагерях Якутии, Новосибирска и Краснодарского края. Начал вожатым, завершил карьеру методистом - занимался созданием образовательных программ и подбором персонала. Всё, о чём я буду говорить - это опыт, который был виден моими глазами, потроган руками и осмыслен мозгами. Предупреждаю: я не стал бы писать целую статью ради констатации хорошего - позитивные моменты лагеря расскажут сами.

Что такое детский лагерь

Начнём с простейшего, вдруг вы ещё ни разу не отправляли ребёнка в лагерь. Обычно они называются так: детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия, всероссийский или федеральный детский центр, детский оздоровительный лагерь или база. Сейчас появляются современные частные лагеря, именуемые английскими словами, в основе которых лежит слово «camp» - то есть лагерь в переводе с английского.

Детский лагерь - это такая форма отдыха детей, основанная на принципах коллективного взаимодействия. Зачастую, они располагаются за пределами города в экологически чистом пространстве. Это хорошо и полезно. Отдыхающие формируются в отряды по возрастам, за каждым из которых закрепляется два-три вожатых. Программа смены наполнена развлекательным и около-образовательным содержанием: кружки, квесты, коллективно-творческие дела, вечерние программы, спортивные соревнования, интеллектуальные битвы и так далее.

Что нужно знать о вожатых

По сути, вожатые выполняют три основные функции:

  1. Аниматорская. Это развлечение и всё, что с ним связано. Вожатый должен гореть всем сердцем и душой, быть весёлым и улыбчивым, выступать на сцене и вне сцены, кричать кричалки, песни петь.
  2. Воспитательная. Любой человек так или иначе способствует воспитанию ребёнка. Вожатый - это авторитет, всегда находящийся с детьми. Он является образцом для подражания.
  3. Сохранение здоровья. Как минимум, должны вернуть ребёнка в исходном состоянии

Скажу сразу: вожатые удивляются, когда об этом узнают. Зачастую они едут в лагерь ради развлечения и особой атмосферы. Нет, друзья, не ради денег.

За четыре года я устал от фразы «работа за идею», но так оно и есть

Величайшая проблема современных детских лагерей - кадровый потенциал. Профессиональная непригодность вожатых, методистов, да и всех людей, которые в нём работают. Деньги маленькие, а капитализм в умах крепчает. Умные студенты начинают ценить себя и, как следствие, ищут достойное поле для заработка и самореализации.

Расскажу одну историю. Я работал методистом учебно-методического центра одного из крупнейших детских центров России, в состав которого входят два детских лагеря круглогодичного действия. Основная задача состояла в подборе вожатых, их обучении и контроле работы на местах. По закону, человек, работающий с детьми, обязан иметь справку об отсутствии судимости. Разговариваю, значит, с директором одного из лагерей о том, что трудновато найти полсотни хороших вожатых во время зимней сессии. На что я получил просто космический ответ. Связан он только с одним вожатым, но суть в мышлении и безответственности директора.

Директор посоветовал поставить на отряд парня, который, по его словам, всего лишь однажды был судим условно на два года

За воровство. Я возмутился, но директор убеждён, что человек просто оступился. А как считаете вы?

Совет родителям

Выбирая детский лагерь, обратите особое внимание на вожатых. Потому что большая часть, влияющая на формирование детей, так красиво описанная в образовательной программе смены, завязана именно на них.

Ни для кого не секрет, что многие парни и девушки ищут себе подработку на лето, однако мало кто хочет на протяжении трёх месяцев раздавать флаеры возле метро или разгружать вагоны. Если вы коммуникабельный человек, быстро находите общий язык с детьми и считаете себя творческой личностью, скорее устраивайтесь на работу вожатым в лагере!

Как устроиться на работу вожатым?

Вообще, искать подобную работу следует начинать ещё в весенние месяцы: именно в этот период директоры лагерей размещают объявления о поиске вожатых на лето . Сразу отметим, берут далеко не всех подряд. Чтобы стать частью лагерного коллектива, вам, скорее всего, потребуется пройти небольшой тренинг, благодаря которому администрация сможет найти потенциального вожатого, увидев его, так сказать, «в деле».

Если же вы не смогли найти работу в лагере до открытия сезона, не унывайте, ведь у вас всё ещё есть возможность влиться в дружный коллектив вожатых. Нередко вакансии открываются и летом. Почему? Всё просто: иногда случается так, что уже набранные вожатые отказываются работать и завершают свою работу досрочно. Например, человек записался на две смены, но по окончанию первой осознал, что на вторую у него просто-напросто не хватит сил. В общем, что тут гадать, бывает всякое, однако запомните, что чей-то отказ – это неплохая возможность устроиться на данную работу.

Иногда вожатые понимают, что не в силах больше справляться со своими обязанностями и покидают лагерь раньше положенного времени

Порой вожатые понимают, что не в силах больше справляться со своими обязанностями и покидают лагерь раньше положенного времени

Что касается людей, которых набирают в вожатые, то предпочтение здесь отдают выпускникам или учащимся педагогических вузов, которым необходимо пройти практику. Однако не думайте, что все летние лагеря буквально «кишат» студентами-педагогами, поэтому даже если вы обучаетесь на другой специальности, шансы получить работу всё равно имеются.

Единственным нерушимым правилом является достижение совершеннолетнего возраста. Поверьте, вряд ли кто-то разрешит вам работать с детками, если по закону вы сами ребёнок. Хотя и здесь есть небольшое исключение: иногда администрация лагерей набирает помощников вожатых. В этом случае рассматриваются и несовершеннолетние кандидатуры.

Также стоит отметить, что для устройства на работу вожатым в летнем лагере необходима санитарная книжка, для получения которой нужно будет пройти обязательный медицинский осмотр. Если у вас всё ещё нет трудовой книжки, нужно будет завести её, поскольку перед началом смены со всеми работниками заключается трудовой договор. После вам выдадут должностную инструкцию, о которой мы сейчас и поговорим .

Права и обязанности вожатого

Не забывайте главное – работа вожатым подразумевает большую ответственность и чёткое исполнение своих обязанностей. Учтите, пока дети находятся без родителей, за жизнь и здоровье ребят отвечаете вы, поэтому, если, не дай Бог, с ними что-то случится, отвечать придётся вам с напарником. А ведь каждый отряд состоит из нескольких десятков детей. Нет, мы не пытаемся вас запугать, просто предупреждаем, что к данной работе необходимо относиться предельно серьёзно. Перед началом смены вам выдадут должностную инструкцию, в которой прописаны основные права и обязанности вожатого. Предлагаем вам ознакомиться с основными пунктами.

Вожатый обязан

  • Вместе с детьми ежедневно наводить порядок и убирать закреплённую территорию. Давать определённое задание каждому ребёнку и следить за его качественным выполнением.

Вожатые совместно с детьми обязаны наводить порядок на территории лагеря

  • Следить за тем, чтобы каждый ребёнок соблюдал правила личной гигиены. То есть вы не должны допускать того, чтобы воспитанники ходили в не соответствующей погодным условиям одежде. Помимо этого, следите за тем, чтобы дети достаточно отдыхали, не голодали и не переедали.
  • Ознакомиться с техникой безопасности и уметь предотвращать несчастные случаи.
  • Ежедневно проводить различные мероприятия: играть с воспитанниками и давать им различные интересные задания.

На досуге можно поиграть с детишками в футбол

  • Брать всю ответственность на себя в случае организации похода за пределы лагеря (если такие походы запланированы именно вами, а не администрацией лагеря).
  • Отвечать за здоровье и безопасность каждого ребёнка вашего отряда с момента их приезда и отъезда из лагеря.
  • Быть пунктуальным и докладывать администрации о любых отклонениях от норм.
  • Не уезжать из лагеря (если на то нет серьёзных причин) до того, как уедут ребята.

Вожатый имеет право

  • Управлять отрядом лагеря и участвовать в различных мероприятиях.

Вожатый может организовывать и участвовать в лагерных мероприятиях

  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с документами (в том числе и жалобами), в которых содержится оценка его работы, а также давать по ним объяснения в письменной или устной форме.
  • Давать детям обязательные распоряжения, которые относятся к соблюдению дисциплины, а также привлекать их к дисциплинарной ответственности.
  • Самостоятельно выбирать и использовать методики воспитания, а также различные методические пособия и другие материалы.
  • Самостоятельно (или с адвокатом) защищать свои интересы в случае проведения дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением вожатым норм профессиональной этики.

Как видите, работа вожатым в лагере является не только отличной возможностью подзаработать, но и получить бесценный опыт общения и психологического контакта с детьми. При этом не забывайте, что к данной работе необходимо относиться серьёзно и быть готовым отвечать за жизнь и здоровье воспитанников. А вот поиском подобной работы стоит заниматься заблаговременно, поскольку в разгар лета устроиться вожатым в разы сложнее.

Что делать, если дети не хотят спать?
Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?
Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Что делать в родительский день?
Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы:
«Хорошо ли кормят?»
«Не обижают ли моего ребенка?»
«Здоров ли он?»
«Не скучно ли моему ребенку?»
«Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов.
Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах.
Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.


Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка.
Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».

А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность, - попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:

Расписка.
Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года.
Подпись.

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора:
Директору ДОЦ «Алые паруса»
Ермоленко Т.Г.
от Ивановой Татьяны Николаевны
заявление
Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд №5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность.
10.07.01г.
Подпись.

Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд.
В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.

Как разговаривать с родителями?
1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.
4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…».
5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей:
«Как вы думаете, может быть, лучше…»
«Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»
«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…»
Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.
8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?…».

Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?
Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.

Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?
За несколько дней до заезда детей.

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?
Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:
1. Паспорт или временное удостоверение личности.
2. Социальный номер, пенсионное удостоверение.
3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.
4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии.
5. Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?
Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону?
Да, нужно.

Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?
Прямо!

Как помирить детей-драчунов?
Дать объединяющее задание.

Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?
Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.

Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?
Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?
Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.

С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?
Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.

Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?
Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.

Как оформить выход за территорию?
Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:
- Цель выхода за территорию;
- Маршрут следования;
- Время выхода и возвращения.
После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.

Как оформить выход в поход?
Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:

Директору ДОЦ «Алые паруса»
Ермоленко Т.Г.
от вожатого отряда №4
Петрова И.С.
заявление.
Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам №4, №5 и №7 в количестве 34 человек + 4 взрослых.
12.07.01г.
Подпись.

Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда.
По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?
Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:
- Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
- Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
- Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?
Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?
Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?
Учесть следующие моменты:
1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

На что обратить внимание в день отъезда?
1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.
2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.
3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.
4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.

Что делать, если ребенок боится темноты?
Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.

Можно ли наказать непослушного ребенка?
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.
Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?
- Принимать ребенка таким, каков он есть.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
- Жить с ребенком общей жизнью.
- Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
- Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?
Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:
- методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
- методом совместного обсуждения разногласий.

Перед набором детей необходимо учесть:
- настрой на смену;
- свой внешний вид;
- выражение лица;
- запах;
- тембр голоса;
- жестикуляцию и т. д.;

Для регистрации необходимо иметь:
- эмблемки (на весь свой отряд);
- тетрадь (листы) для записи детей;
- ручки;
- анкеты для родителей;
- два конверта (файла) для путёвок мальчиков и девочек.

Чтобы не забыть у какого ребенка, что болит, или у кого какие особенности, родителям лучше всего раздать анкеты. Так, и они не забудут сообщить об особенностях своего ребенка, и вы не перепутаете о ком что говорили.

Анкета для родителей:
- Ф. И. ребёнка;
- число, месяц, год рождения;
- домашний адрес, телефон;
- мать: Ф. И. О. / место работы / рабочий телефон;
- отец: Ф. И. О. / место работы / рабочий телефон;
- увлечения ребёнка;
- особые отметки.

Пока один вожатый записывает детей, остальные должны развлекать уже записанных. Чем развлекать – просто отвести в сторону и поиграть в игры, вовлекая вновь прибывающих.

Игры на наборе детей:
- шишки, орехи, жёлуди;
- третий лишний;
- съедобное, несъедобное;
- верёвочка (осалить за руки);
- ай-яй-яй;
- наседка и коршун;
- хвост дракона;
- платочек.