«Делать игру в настолько известной вселенной – все равно, что ходить по минному полю», – интервью с комьюнити-менеджером «Средиземье: Тени войны. Middle-earth Shadow of War: сюжет игры и концовка Средиземье тени войны сюжет прохождение

Игра Middle-Earth: Shadow of War основана на вселенной романов Толкиена. События разворачиваются до основной истории «Властелина колец» , однако имеют прямую связь с ней.

В игре имеется преемственность книг, но основное вдохновение исходит из фильмов Питера Джексона, особенно в отношении внешнего вида. Это понятный творческий выбор, учитывая, что многие любят экранизации. Тем не менее, Middle-Earth: Shadow of War местами нарушает канон, знакомый поклонникам по книгам «Сильмариллион» или «Властелин колец» .

Ниже будут рассмотрены основные моменты, которые не вписываются в общий сюжет. Конечно, присутствуют спойлеры.

ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ

История «Теней войны» сосредоточена на падении Минас Итиль, последней гондорианской крепости недалеко от Мордора. После падения Низвержения Нуменора соучредитель королевства Гондора вместе со своим братом Анарионом. Он создал бастион нового королевства на вершине горы, прилегающей к Мордору. После падения Нуменора Саурон вернулся в Мордор, чтобы восстановить силы, прежде чем в конце концов осуществить свое вторжение в Минас Итиль в 3429 году В. Э. (второй век). Гондор проиграл битву, а Саурон переименовал крепость в Минас Моргул. Город был захвачен силами Саурона за тысячи лет до событий «Хоббита» и «Властелина Колец», а также до «Теней войны» , если на то пошло. Игра радикально изменяет основную временную шкалу о ближних землях Толкина на тысячи лет и эффективно снижает важность одного из определяющих моментов Гондора.

ОДНО КОЛЬЦО

В «Сильмариллине» Толкин объясняет, что Саурон сам подделывал «Единое кольцо» и научил его методам эльфам Эрегиона, который создал Семь (для гномов) и Девять колец (для смертных). Келебримбор, который был одним из эльфов Эрегиона, создал три кольца (для эльфов) самостоятельно, без руководства Саурона. Итак, Кольца никогда не были развращены Темным Лордом, а это означало, что Саурон не мог контролировать эльфов, не испортив их Кольца. Тем не менее, трое все еще были связаны судьбой «Единого кольца», как и все остальные «Кольца власти». Когда Фродо уничтожил Единое кольцо в «Возвращении короля», власть Трех колец также уменьшилась.

История «Кольца власти» жизненно важна для историй Толкиена, и в частности для трилогии «Властелин колец» , но игра нарушает суть, меняя создателя на Келебримбора. В игре Келебримбор создал «Одно кольцо», которое позволило доминировать над Темным Лордом и всеми другими кольцами и, таким образом, поставило под сомнение несколько аспектов, связанных с Кольцом. Если Саурон не создал Единое кольцо, его душа все еще связана с ним? Кроме того, нелогично полагать, что Талион и Келебримбора могли создать еще одно Кольцо Силы, которое было бы неуязвимым для Саурона.

НАЗГУЛЫ

Девять колец, которые носили люди, связывали их с Единым кольцом и, следовательно, с Сауроном. Они поддались власти Кольца и в конце концов были порабощены Сауроном как его слуги Назгулы. Назгулы состояли из девяти Великих Лордов Людей, одним из которых был Кхамул Истерлинг, а другой был Король-чародей Ангмара. Еще трое были людьми из Нуменора, хотя их имена так и не были раскрыты. Никогда не было указано, кто еще был среди Назгулов в книгах и фильмах, и это именно то, что используют «Тени войны» .

Игра перезаписывает историю и утверждает, что Исильдур (предок Арагорна и второй король Арнора) был спасен от смерти - после того, как в него выстрелили стрелой и погрузили в реку - и получил одно из Девяти колец Саурона. Кольцо спасло ему жизнь, но мгновенно превратило его в одного из Назгулов. Это не произошло ни в книгах, ни в кино. Более того, игра также ошибочно предполагает, что Хельм Молоторукий (бывший король Рохана) и Суладан (Харадрим, упомянутый в «Возвращении короля» ) были еще двумя Назгулыми. Талион стал четвертым Назгулом в финале истории.

Мы рассмотрели 15 больших отличий игры от книг.

Фанаты Джона Р.Р. Толкина начали ликовать еще вчера вечером, когда в сеть утекли бокс-арты грядущего анонса, однако ждать пришлось не долго, и вот уже сегодня в нашем распоряжение весьма впечатляющий кинематографический трейлер «Средиземье: Тени войны».

Сюжет «Средиземье: Тени Мордора» был сосредоточен на Талионе — рейнджере Гондора, убитом Черной рукой Саурона, и чей дух слился с призраком эльфа Келебримбора. Действия новой игры развернутся во временной период между «Хоббитом» и «Властелином Колец», Талион и Келебримбор вернутся и на этот раз у них будет новое кольцо, способное подчинить силу самого Саурона.

Вот официальный синопсис: «Средиземье: Тени войны» — сиквел восхваленного критиками ролевого экшена «Средиземье: Тени Мордора», получившего свыше пятидесяти различных наград, среди которых «игра года» по версии Game Developers Choice Awards, «выдающиеся достижения в разработке» D.I.C.E. Awards, а также премия BAFTA в области гейм-дизайна. Новая игра от студии Monolith Productions «Средиземье: Тени войны» продолжит историю Талиона и Келебримбора, которые должны проникнуть в тыл вражеской армии и обратить силы Мордора против самого Темного Владыки Саурона.»

Первый геймплей игры будет показан 8 марта, а релиз намечен на 10 октября 2017 года для PC, PlayStation 4 и Xbox One.

В продажу поступила игра Middle-Earth: Shadow of War , которая основана на вселенной Джона Толкиена.

«Средиземье: Тени Мордора» отлично использовала механику Assassin’s Creed и привнесла систему Nemesis. К тому же проект интересно адаптировал мир «Властелин колец» в формате видеоигры. Сюжет оригинала заканчивается тем, что Тилон и Келебримбор решают создать новое кольцо, которое было достаточно сильным, чтобы бросить вызов Саурону.

Но насколько история сиквела отличается от канона?

  • В мире «Властелина колец» есть двадцать магических колец: три для эльфов, семь для гномов, девять для людей, последнее принадлежит Саурону. Сила Единого Кольца дает ему господство над всеми другими магическими кольцами, за исключением тех, которые были сделаны после него. План Келебримбора предполагает создание нового кольца, что немного рушит историю романов.
  • Оказывается, что Исильдур - один из девяти Назгулов. Талион обнаруживает, что он не был убит, когда в него попали стрелой. Выясняется, что люди Саурона нашли Исильдура и привели его в Мордор, где его вынудили надеть одно из девяти колец людей. В книгах его дальнейшая судьба остается под вопросом.

  • Вступление «Теней войны» происходит в городе Минас Итиль. Это последний бастион Гондора в Мордоре, и его разрушение будет огромной потерей для королевства. В игре кажется, что осада города только началась, так как солдаты только что начали вывозить сокровища. В книгах же осада города фактически продолжалась два года, прежде чем она окончательно пала и была переименована в Минас Моргул.
  • Келебримбор не равен Саурону с точки зрения силы и магии, хотя он и нежити. В книгах же Саурону нет равных.
  • Саурон создает девять Назуголов в 2251 году, однако в Shadow of War два новых члена появляются намного позже этого события.


  • Уничтожение Единого кольца означало, что Саурон не мог восстановить свое тело в фильмах. Саурон смог восстановить свое физическое тело в книгах, но ему потребовалось много веков, чтобы принять новую форму. В Shadow of War он появляется в новом теле, что заставляет задаться вопросом, почему он этого не сделал раньше.
  • В Shadow of War раскрывается, что Хельм Молоторукий является одним из Назгулов. Проблема заключается в том, что в книгах Хельм умер в битве, и его тело было найдено и похоронено его родственниками.
  • Одним из самых интересных аспектов Саурона в «Властелине колец» является то, что мы никогда его не видим, и он никогда не разговаривает. В игре же это есть.

  • Балрог - одна из самых удивительных вещей во «Властелине колец». Это гигантский огненный демон, который тянет за собой могущественного Гэндальфа. Проблема в том, что Бэйн Дурина считается последним в своем роде, но в Shadow of War мы узанем, что Саурон имеет Балрога, который является одним из генералов.
  • Изображение Шелоб в «Тенях войны» - это полная противоположность ее описания в книгах. В «Властелине колец» Шелоб была древним пауком, который появился до Саурона и никогда не контактировала с ним. В Shadow of War Шелоб она принимает форму сексуальной женщины, которая помогает Талиону в борьбе против Саурона.