Как подготовить ребенка к появлению малыша. Как подготовиться к появлению малыша. Приспособления для кормления малыша

Роды в радость

Загадочный ПДР

Вы аккуратно отмечали недели беременности в календаре и теперь с трепетом ожидаете заветного предполагаемого дня родов (ПДР). «День икс» может не точно совпадать с календарным числом. Обычно считают плюс-минус 14 дней, хотя бывают роды и на 38-й неделе (особенно у мамочек, ожидающих второго и последующих детей). Случаются «запоздалые» роды, то есть после 42-й недели. Иногда причина тому - неверные расчеты акушера-гинеколога. К этому стоит подготовиться мамам детей-погодков, у которых не наладился менструальный цикл. В данном случае УЗИ - наиболее объективная и действительно оправданная процедура . С его помощью врач проверит зрелость плаценты, посмотрит внутриутробное развитие ребенка.

Предвестники родов

За несколько дней до родов женщина может чувствовать определенные симптомы − предвестники родов. У ожидающих первенца они могут начаться за пару недель до ПДР. Самый явный признак - это тренировочные схватки . Они могут напомнить схватки Брекстона-Хикса (легкое напряжение мышц матки от 30 секунд до пары минут), которые вы время от времени стали ощущать со второго триместра беременности.

Опущение живота - первородящие женщины почувствуют легкое дыхание и внешне станет заметно, что живот опустился ниже . Это происходит в момент, когда кроха «вписывается» в тазовые кости, и головка чуть уходит под лобковую кость. Если вы ляжете на живот и аккуратно прощупаете область внизу живота, то без труда сможете определить, «ушла» головка ребенка или все еще находится выше лобковой кости.

Есть много психологических предвестников, когда перед родами хочется завершить все дела по хозяйству. Например, завершить ремонт в квартире или купить новый тазик для стирки. Рожениц тянет к близким друзьям. А некоторые отчаянные беременные собираются ехать в другой город навестить родственников. Кто-то покупает приданое для новорожденного. Верующие люди считают, что перед родами беременная должна очиститься: сходить в церковь исповедоваться и причаститься, попросить прощения у родных и близких. А главное, освободиться от тревог и отпустить свои тяжелые мысли. Тогда и роды обещают быть легкими.

Помню, как перед первыми родами я отчаянно пыталась встретиться с мамой, чтобы подарить ей букет нарциссов. До мамы я так и не доехала, зато во время родов наслаждалась чудесным благоуханием цветов.

Доверьтесь природе и постарайтесь заранее подготовить мужа, чтобы его не смущали ваши немного странные желания перед родами.

Момент настал!

Схватки идут одна за другой, промежуток между ними все уменьшается. И вот он уже составляет порядка двух минут. Ура, началось! Если вы еще не в родильном доме, теперь самое время туда отправиться с заранее подготовленной сумкой со всеми необходимыми вещами . В случае домашних родов, желательно, чтобы в это время акушерка была рядом с вами . Обратите внимание, что не всегда воды отходят перед началом схваток. Бывает, что малыш рождается «в рубашке», т.е. околоплодный пузырь прорывается в момент появления головки. Если вы практиковали йогу во время беременности, то схватки - прекрасная возможность встать в позу кошки или плавно покрутить тазом. Закройте глаза, следите за дыханием , чем медленнее и спокойнее ваши движения, тем продуктивнее они для родов. Некоторые женщины хорошо определяют момент перехода схваток в потуги. Потуги могут напомнить вам толчок снизу вверх или оргазм , для кого-то потуги сравнимы с подташниванием или позывами в туалет по-большому. Если есть желание и возможность, можно отправиться полежать в теплой ванне с морской солью. Возможно, вам захочется встать на колени и лечь грудью на гимнастический мяч. Во время потуг очень хорошо плавно покачиваться вперед-назад. Это помогает малышу совершать нужные развороты, проходя по родовому каналу. Но эти советы пригодны только для тех, у кого нет противопоказаний и родовых паталогий.

В момент, когда появится головка ребенка, надо прекратить все движения и постараться еще больше расслабиться. На вдохе вы будто подтягиваете малыша на себя, а на выдохе плавно опускаете все ниже и ниже. Не переживайте, если головка крохи будет несколько раз появляться и вновь исчезать. В это время он старается мягко «вписаться» в родовом канале, чтобы выход на свет оказался максимально безопасным и безболезненным как для него, так и для вас. Наконец, головка окончательно показывается, потом плечики и, совершая последний разворот, рождается ваше сокровище. Неужели долгое планирование, девять месяц тщательной подготовки и труд во время родов не стоят этого безграничного счастья?!

Приложите ребенка к груди , тогда он начнет сосать грудь, тем самым запуская гормон, помогающий скорее родиться плаценте.

Поздравляем с появлением нового человека!

Здравствуйте, Людмила. Хочу попросить вас помочь разобраться с таким вопросом. Я нахожусь в декретном отпуске, моей малышке скоро исполнится 2 годика. Вчера позвонила коллега и рассказала о том, что моя непосредственная начальница через три месяца собирается уходить на пенсию. Поэтому, если я к тому времени выйду на работу, то смогу получить ее должность и повышение зарплаты.

Предложение, конечно, очень заманчивое. Однако меня беспокоит то, что в таком случае придется отдавать мою дочурку в детский сад. Не слишком ли она мала для этого? Сможет ли она привыкнуть к новым изменениям? Есть ли какие-то грамотные советы, как подготовить ребенка к детскому саду? Или лучше вообще отказаться от этой затеи и подождать положенные три года, пока закончится декрет?

Проблемы адаптации ребенка в детском саду

Очень хорошо, что вы задумываетесь над таким вопросом и не спешите решать свои карьерные дела. Поступление ребенка в детский сад связано с определенными психологическими трудностями. Для начала разберемся с тем, какие именно проблемы и по какой причине могут возникать у малыша в дошкольном учреждении.

Первые несколько недель посещения детского сада называются периодом адаптации. В это время происходит приспособление и привыкание ребенка к новым условиям в его жизни. Среди основных изменений следующие:

  • рядом нет родных людей, особенно мамы;
  • малышу уделяется меньше личностного внимания;
  • значительно расширился круг общения;
  • изменился режим дня;
  • необходимо подчиняться указаниям незнакомой тети;
  • большинство действий по самообслуживанию нужно выполнять самостоятельно;
  • приходится выстраивать новые взаимоотношения.

Справиться с такими изменениями не очень просто. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. На фоне этого могут отмечаться сбои в работе систем или органов, изменения в поведении. Родители могут заметить у ребенка некоторые из указанных симптомов:

  1. Ухудшился аппетит;
  2. Нарушился сон (читайте статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  3. Снизился иммунитет (важная статья: Как защитить ребенка от простуды ?>>>);
  4. Появляется замкнутость;
  5. Нарушается двигательная активность;
  6. Наблюдается эмоциональная неустойчивость;
  7. Встречается отказ от выполнения действий по самообслуживанию (вам будет интересно: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

В этом случае важно понимать, что такие перемены не являются обычными капризами малыша. Он нуждается в помощи взрослых и будет намного лучше, если родители заранее узнают о способах, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

А в рамках этой статьи, обращу ваше внимание на самые основные моменты

Приучайте обходиться без мамы

Как только ваш ребенок подрастет и станет более самостоятельным, начинайте приучать его находиться под присмотром других взрослых. Это могут быть ближайшие родственники малыша: отец, бабушка, тетя. Подготовьте нужные вещи по уходу за ребенком, при необходимости сообщите некоторые инструкции по обращению с ним. А затем на пару часов можете отправляться по своим делам.

Не стоит особенно переживать, оставив малыша без вашей опеки – с ним будет все в порядке. Он уже не беспомощный грудничок, а ваши близкие достаточно опытны, чтобы справиться со своей задачей. Зато ребенок будет понемногу привыкать, что мама не обязательно должна все время находиться рядом. Он поймет, что он уже не единое целое с мамой, а должен и может становиться все более самостоятельным.

Обучите навыкам самообслуживания

Еще один важный совет, относительно того, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, касается формирования у него навыков самообслуживания.

  • Вам нужно учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься в туалет;
  • Показывайте ему, как правильно одеваться, убирать игрушки, мыть руки.

Чем старше становится ваш карапуз, тем больше он должен уметь. Этот процесс обучения довольно длительный и требует от вас терпения, зато ребенок в детском саду будет чувствовать себя более уверенно и избежит многих неприятных ситуаций.

Кроме того, нужно помнить и об еще одной стороне этой проблемы. Побеспокойтесь о том, чтобы предметы, которыми пользуется ваш малыш, были максимально удобны для него:

  1. Купите детскую посуду;
  2. Выбирайте одежду на кнопках, обувь на липучках или резинках и т.д.;
  3. Прикрепите на личные вещи ребенка яркие наклейки, чтобы ему было проще находить их или ориентироваться на какую ногу надевать ботинок, где передняя сторона футболки и т.п.

Подстройтесь под режим детского сада

Чтобы малышу было легче привыкнуть к детскому саду, обязательно позаботьтесь о приучении его к правильному режиму дня. Заранее поинтересуйтесь, в какое время будет проходить завтрак, обед и полдник, когда должен быть дневной сон.

Особенно хочу акцентировать внимание на этом моменте тех мамочек, которых интересует вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

В таком возрасте поведением ребенка трудно управлять в произвольном режиме. Если у него не будет выработана привычка засыпать в определенный час, то это может оказаться серьезной проблемой для воспитателей в группе. Да и малыш станет вялым и капризным, когда наступит привычное для него время сна.

  • Если у ребенка есть трудности с засыпанием;
  • Вам сложно выдерживать правильный режим дня;
  • А вечером укладывание ребенка затягивается на часы, то прослушайте интернет-семинар Как быстро уложить ребенка спать >>>.

Не лишним будет поинтересоваться составом детсадовского меню. Включайте в рацион домашнего питания большинство тех блюд, которые ребенку предстоит попробовать.

Развивайте речь

В советах о том, как подготовить двухлетнего ребенка к детскому саду говорится о необходимости уделять внимание развитию его речи. В этом возрасте он уже должен учиться правильно формулировать реплики и даже предложения. Нужно, чтобы он умел сообщить о своих потребностях, самочувствии.

Следите за расширением словарного запаса малыша. Знакомьте его со словами вежливости.

Научите общаться со сверстниками

Обязательно в рекомендациях, как подготовить ребенка к детскому саду, указывается на важность обучения его общению со сверстниками. Этот вопрос не очень актуален для детей еще не достигших 3-х лет. Но уже в последующем возрасте следует показывать малышу, как нужно знакомиться, общаться с другими ребятами. Учите его делиться игрушками, решать некоторые конфликтные ситуации.

Очень полезно до того, как ребенок начнет посещать детский сад, ходить с ним на занятия детского клуба или кружка. Почаще заглядывайте в гости к своим знакомым, у которых тоже есть дети схожего возраста. Бывайте на детских площадках в игровых комнатах.

Рассказывайте о детском саде

Не менее важно знать, как психологически подготовить ребенка к детскому саду. Чаще всего малыша пугает неизвестность, когда он попадает в незнакомую обстановку и не знает, что его там ждет.

  1. Чтобы устранить такую проблему, рекомендуется заранее рассказать дошкольнику о детсадовских условиях;
  2. Выберите маршрут прогулки таким образом, чтобы он проходил мимо детского сада. Находясь рядом, обращайте внимание ребенка на внешний вид, расположение, яркие линии в оформлении здания и территории;
  3. Обязательно комментируйте действия персонала и детей, если увидите их во дворе (читайте статью о том, что делать, если Ребенок боится других детей >>>);
  4. При случае показывайте малышу картинки с изображением ребят в детском саду. Рассказывайте, чем они там могут заниматься. Всегда указывайте на то, что детям в ДОУ весело и интересно.

Кстати, в курсе по подготовке к детскому саду вы, в качестве бонусов, получите две лучших книги для совместного чтения и обсуждения с ребенком.

Когда ко мне обращаются за рекомендациями психолога по адаптации к детскому саду, я рекомендую рассказывать ребенку о детском садике в виде сказки. Придумайте историю с участием любимого героя или игрушки вашей крохи. Расскажите о том, как он ходит в сказочный детсад, с какими друзьями там познакомился и т.д. Предложите малышу самому сочинить отдельные сюжеты.

Важно! Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Играйте в детсад

Очень полезно поиграть с ребенком в детский сад:

  • Организуйте дома детсад для кукол;
  • Пусть малыш побудет в роли воспитательницы или дошкольника;
  • Следите, чтобы его действия были правильными, исправляйте, если он в чем-то допустит ошибку;
  • Ход игры всегда должен проходить в доброжелательном ключе;
  • Обращайте внимание ребенка, что в детском саду существуют определенные правила и нельзя вести себя как вздумается.

Создавайте позитивный настрой

Почаще говорите с малышом о его скором поступлении в детский сад. Связывайте это с тем, что теперь он стал постарше и самостоятельнее и вы очень рады за него. Скажите, что гордитесь им. В присутствии малыша рассказывайте об этом предстоящем событии своим знакомым.

Помните, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир через эмоции своих родителей.

  1. Ребенок будет рад поступлению в детсад, если почувствует ваш позитивный настрой. Поэтому важно, чтобы у вас не было никаких сомнений по данному поводу;
  2. Заранее посетите детский сад, разузнайте о коллективе, работающем в нем. Поинтересуйтесь программами, которые используют для занятий с детьми, наличием дополнительных возможностей для развития их способностей.

Позаботьтесь об укреплении здоровья

Довольно часто можно услышать жалобы родителей на то, что как только ребенок начинает посещать детский сад, он постоянно болеет. К сожалению, в большинстве случаев, это действительно так и есть. Стоит заранее подумать, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду.

  • Включите в рацион малыша продукты, содержащие витамины и минералы. При необходимости давайте специальные питательные комплексы;
  • Отдельно хочу обратить внимание, что не рекомендуется делать какие-либо прививки непосредственно перед поступлением в детсад. Между этими событиями должно пройти около 1,5 месяцев;
  • Также советуют не оформлять малыша в сад в периоды повышенной эпидемиологической опасности.

И в завершение хочу сказать, что правильное время для поступления ребенка в детсад можно определить, только исходя из особенностей его характера и состояния здоровья. Наиболее оптимальным периодом считается возраст 2,5 или 4 года, поскольку рекомендуется избегать значимых потрясений в кризисный для ребенка трехлетний период.

Если ваш ребенок обладает достаточной самостоятельностью и необходимыми коммуникативными навыками, то она вполне готова к новым изменениям в ее жизни. Однако учтите, что в первое время вам придется отводить малышку в сад на неполный день, а иногда и вовсе оставлять ее дома. Так что запланируйте свой выход на работу таким образом, чтобы все эти ситуации никак не мешали вашей трудовой деятельности. Удачи!

Как подготовить малыша к появлению второго ребенка

Итак, у вас будет еще один ребенок. Однако одно лишь решение родителей не определяет всех событий, поскольку в семье есть еще один человек – сын или дочь, мнение которого тоже необходимо учитывать. Деткам, которых в семье двое-трое, гораздо легче адаптироваться к появлению «нового» ребенка – они это уже проходили. А вот для первенца задачка будет не из легких, поэтому большинство вопросов, которые будут рассмотрены в этой главе, касаются именно взаимоотношений «номера первого» и «номера второго».

Самое главное, чего хотят родители, – это чтобы с появлением младшенького старшие братик или сестренка стали ему другом, примером и защитником, а для родителей – союзником и единомышленником, а не оппозиционером.

Однако на практике все бывает порой совсем не так: ревность, капризы, ссоры, жалобы, «шкоды», наказания – словом, все как у взрослых: «скандалы, интриги, расследования»… Почему же так происходит? Видимо, потому, что мы забываем: тот факт, что детей связывают кровные узы, вовсе не является гарантией привязанности и дружбы между братьями и сестрами. Чтобы родственные чувства расцвели, их необходимо бережно и кропотливо выращивать, удобрять терпением и поливать любовью.

Как это делать правильно? Попробуем разобраться.

Итак, во-первых, постарайтесь сделать ваше решение о рождении второго ребенка общим задолго до самого события. Сообщите, что вы ждете малыша, расскажите, как это здорово – иметь брата или сестру и быть при этом Старшим, поделитесь подробностями младенчества самого первенца: как вы с нетерпением ждали его, как ухаживали за ним, как играли, как много времени проводили вместе. Все это – профилактические меры для того, чтобы снять возможный высокий градус ревности («с мелким все возятся, а Я???»), а еще – чтобы сын или дочка настроились на правильную волну приятия нового существа и провели параллель с самим собой – «я тоже был в этой роли». А вот как точно не стоит поступать – так это задавать вопрос: «Хочешь ли ты младшего братика?» Велика вероятность получить ответ «нет» – и что будете с ним делать?

Во-вторых, старайтесь включать первенца во все бытовые приготовления: вместе со старшим можно отправиться выбирать кроватку, коляску, одежки и игрушки для малыша, при этом активно советуйтесь – что нравится ему самому, что хотелось бы иметь, будь он таким маленьким? Этим вы натренируете навык «влезть в шкурку» младшего брата или сестренки, поставить себя на его место – такое умение много раз понадобится старшему в будущем. Кстати, во время шопинга не забудьте купить что-нибудь и старшему, иначе ему будет обидно, и в сознании может закрепиться негативное: «Ему все, а мне – ничего!»

В-третьих, постарайтесь максимально доступно и сообразно возрасту подробно рассказать старшему, как поживает еще не родившийся малыш, что он чувствует в животе у мамы, как можно с ним пообщаться (погладить, поговорить, дать послушать музыку). Инициатива старшего сделать малышу подарок (в виде рисунка, к примеру) должна только поощряться! Заранее настроенный на такую волну, старший ребенок куда легче адаптируется к появлению маленького, чем если поставить его перед фактом непосредственно перед рождением. Совершенно неправильно на протяжении всей беременности делать вид, что ничего особенного не происходит, потому что дети – существа очень чуткие и сообразительные, они все равно уловят изменения, поймают своеобразный «ветер перемен», а в ситуации, когда эти перемены неясны и остаются без объяснений, малыши склонны видеть в них негатив, поэтому если что-то назревает, а взрослые это скрывают – то точно ничего хорошего ждать не приходится.

В-четвертых, не вносите кардинальных перемен в жизнь старшего ребенка прямо накануне появления маленького: не стоит в это время отдавать старшего в детский сад, затевать большой ремонт и переселять его в другую комнату – в детском сознании все эти неприятности крепко увяжутся с «пришельцем»: «Все из-за него!» Ясно, что многое из перечисленного – необходимость, но лучше сделайте все заблаговременно.

В-пятых, не вводите первенца в заблуждение относительно того, что такое новорожденный малыш, рассказами вроде: «У тебя появится друг/подружка, с которыми можно играть», – ведь детки дошкольного возраста понимают все буквально, и появившийся в доме «сверточек» – то плачущий, то спящий – порядком разочарует первенца: «С кем играть-то? Он же ни ходить, ни говорить не умеет! Обманули…» Так что лучше расскажите старшенькому, как нужно ухаживать за малышом, что делать можно и чего – не нужно, а главное – объясните, что малыш будет сначала маленьким беспомощным существом, которому очень нужна будет забота, – зато в благодарность это существо крепко и на всю жизнь полюбит тех, кто будет любить его.

Ну и в-последних – долой «принуждения к миру». Не заставляйте старшего любить малыша! Делается это обычно при помощи выражения «ты должен» – но это «должен» способно отравить любые искренние попытки старшего полюбить младшего, потому что «должен» – прямой антипод «хочу», и означает оно «не хочешь, а придется». Вспомните старую пословицу: «Насильно мил не будешь», – поэтому не давите. Если все остальное вы делаете правильно, теплое чувство к маленькому придет само. Ну а если нет, то слово «должен» – все равно не та кнопка, нажатием на которую «включается» любовь. К тому же, если мы еще и запрещаем детям высказывать негативные чувства в адрес сестер или братьев, то тем самым даем понять, что чувства эти для нас ничего не значат, – как и те, кто их испытывает…

Итак, общая концепция, думаю, ясна. Тем не менее, существует определенная разница в подходе – в зависимости и от пола, и от возраста старшего ребенка.

Если первенец – мальчик, сделайте ставку на рыцарство: старший сын может помочь маме, защитить ее от трудностей, подставить свое плечо. В этом случае чрезвычайно важен пример отца, поскольку мальчик будет вести себя таким образом только в случае, если и папа не пытается быть мачо, а ведет себя как настоящий мужчина – сильный, разумный и заботливый.

Если у вас девочка, то лучше сделать ставку на природное стремление существ женского пола (вне зависимости от возраста!) заботиться о младших и нянчить их. Это естественная модель поведения для девочки, поэтому нередко дочки становятся отличными помощницами: ведь возиться с малышами – ее естественная потребность, а чтобы простимулировать процесс, скажите малышке, что она ведет себя как истинная женщина и станет прекрасной мамой в будущем.

Относительно помощи как сестричек, так и братиков важно запомнить вот что:

Заставлять помогать нельзя. Можно попросить, можно поощрять все «правильные движения души», но не принуждать и не приказывать, иначе в ответ родятся только протест и неприятие. Помните: ожидая от ребенка доброты – ее и получаем, ожидая лишь неприятностей – можно не сомневаться, что они и последуют;

Принимайте любую помощь, даже если она поначалу кажется вам неуклюжей. Нет верней способа отбить охоту помогать, чем постоянно отвергать «неудачные» попытки ребенка. Принес не тот крем? «Спасибо, котенок, но это мне будет нужно позже. А пока принеси мне другое». Выбрал не ту баночку с питанием? «Это вкусное пюре, можешь полить им свое мороженое. А малышке дай не сливовое, а яблочное». Напугал братика, пытаясь поиграть? Поиграйте все вместе, своим примером показывая, как лучше. А вот если в ответ на инициативу обычно «дают по рукам», энтузиазм старшенького быстро зачахнет (а мама будет удивляться и обижаться: «Эх, пользы от тебя никакой!»). Поэтому не отвергайте помощь и цените ее, ведь это не только проявление доброты, но и первые признаки взросления старшенького. Теперь поговорим о возрастных особенностях. Возраст первенца также важен, поскольку то, что понятно школьнику, сложно объяснить двух-трехлетнему малышу. Поэтому, если старшему ребенку меньше 2 лет, вы, естественно, можете рассказать о предстоящем рождении маленького – но особенно рассчитывать на понимание не стоит. Дети такого возраста не умеют управлять своими чувствами и остро переживают появление в доме «соперника», который отнимает все внимание родителей. Отстаивая свое право на внимание, они нередко «регрессируют», пытаясь снова сосать грудь или соску, писаясь по ночам или залезая в коляску новорожденного. Если такое поведение вскоре проходит – значит, родители успешно справились с ситуацией, если же закрепляется надолго – лучше всего пройти курс семейной терапии у психолога.

Старший по отношению к младшему испытывает крайне противоречивые чувства: это жгучая смесь любопытства, ревности, нежности и обиды, желания поруководить и поиграть, поэтому главное здесь – чуткость и понимание.

Если старший ребенок – дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет , то под основной своей задачей вы должны понимать формирование эмоциональной привязанности между детьми. Скажите старшенькому, что малыш его уже любит: улыбается ему, ищет его глазками, пытается с ним «поговорить» на своем языке. Старайтесь привлечь старшего к посильной помощи под тем предлогом, что забот у мамы стало больше, а он уже достаточно взрослый, чтобы помочь. Таким образом вы решаете одновременно две важные задачи: разгружаете себя и даете понять первенцу, что он – взрослый. Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы старший ребенок не был зациклен только лишь на вас: чем шире круг его общения и больше интересных дел вне дома (кружки, друзья, увлечения), тем легче дается ему появление в доме малыша.

Ну а если старший ребенок уже школьник (более 7 лет) ? В этом случае главное – помнить, что у него уже должно быть личное время и пространство, и его интересы нужно уважать. Ни в коем случае нельзя превращать старшего в няньку для малыша – это лучший способ взрастить неприязнь между детьми – впрочем, мы уже об этом говорили. В принципе, природа играет в вашу пользу: как уже отмечалось, именно в этом возрасте интересы старшего ребенка уже лежат вне дома и родительской семьи (в школе и коллективе ровесников). С радостью и благодарностью принимайте любую помощь и проявления приязни, но не заставляйте любить и заботиться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

9 вещей, которые необходимо сделать перед тем, как в вашем доме появится долгожданный малыш.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Практически каждая будущая мама к моменту родов успевает изучить, какими полезными аксессуарами следует запастись, чтобы сделать жизнь мамы и малыша максимально комфортной. А вот о том, что и саму квартиру необходимо подготовить к появлению нового члена семьи, нередко забывают. Чтобы избежать неприятных моментов и избавить вас от лишних хлопот и переживаний, мы составили список того, что желательно сделать, прежде чем вы внесете в дом сладко посапывающего в конверте кроху.

Как подготовить дом к рождению ребенка

1. Определиться с тем, где будет жить ваш карапуз

Казалось бы, с этим пунктом все просто: где будущие родители поставят детскую кроватку, там новорожденный малыш и будет спать. Однако несмотря на кажущуюся легкость решения, этот вопрос следует очень хорошо обдумать. Конечно, если семейная жилплощадь ограничена пределами одной комнаты, то вариантов тут, собственно говоря, совсем немного: и ребенок, и родители спят если не на одной кровати, то в непосредственной близости друг от друга уж точно.

А если комнат две, три или больше? Где вы поставите детскую кроватку? Где будете спать сами? Отселите от себя малыша, но по ночам будете вставать каждые два часа на детский плач и мчаться в соседнюю комнату? Выделите карапузу место в родительской кровати или же с самых первых дней жизни начнете приучать его к самостоятельному сну? Обо всем этом следует договориться с супругом «на берегу», чтобы потом не устраивать в квартире незапланированную перестановку мебели и не выслушивать жалобы вечно сонного папы.

Приведу несколько примеров из своего опыта и опыта моих столь же юных в плане материнства подруг. За несколько месяцев до родов я решила, что с первых дней жизни выделю своему малышу отдельное пространство и буду приучать его жить на расстоянии от папы с мамой. Знаете, как в американских фильмах: родители просыпаются ночью от крика младенца и по очереди сонные бредут в соседнюю комнату. К счастью, мой супруг в данном вопросе оказался более разумным и сразу сказал: кроватка будет стоять в спальне, а вторая комната пусть остается нейтральным пространством. В итоге мы стали спать все вместе, в кроватке до сих пор спят только плюшевые обезьянки, зато все высыпаются и абсолютно счастливы.

А вот моя подруга решила хранить твердость духа до конца и, оборудовав для сына отдельную комнату, с первых же дней поселила его там. А заодно и поставила в ней удобный диванчик для себя: после третьего или четвертого за ночь пробуждения малыша она просто остается спать с ним в детской. О том, чтобы мама вернулась к папе, а ребенок остался в детской полновластным хозяином, речи пока что не идет. Однако все счастливы, и это главное. У каждой семьи свой сценарий, однако определиться с ним все же лучше заранее.

2. Решить, какую кроватку купить и куда ее поставить

Даже если будущая мама твердо уверена в том, что спальное место для своего малыша она сумеет выбрать без проблем, от многообразия представленных в магазине вариантов у нее наверняка разбегутся глаза. Ведь первой кроваткой для вашего карапуза вполне может стать как обычная деревянная модель, так и уютная круглая люлька. Или, например, практичный трансформер, по мере роста малыша превращающийся из детской кроватки в полноценную кровать с отдельной тумбочкой. Пригодится ли вам в кроватке маятник, а если да, то какой — продольный или поперечный? Нам, к примеру, подходил только поперечный, потому что продольный постоянно бы стучал соседям в стену. А в последнее время в продаже можно найти даже небольшие приставные кроватки, которые пристраиваются к родительскому спальному месту и позволяют маме и ребенку спать вместе, при этом не мешая друг другу и не беспокоя папу.

Еще один совет лично от меня: если в своем выборе вы остановитесь на классической модели кроватки, присмотритесь к тем, в которых можно регулировать спальное место по высоте. Это очень вам пригодится, когда малыш начнет подниматься на ножки и попытается выскочить из кроватки на волю: перемещаете дно кроватки в нижнее положение — и перелезть через бортики сразу становится намного сложнее.

Стандартный размер ложа большинства кроваток — 120×60, однако встречаются и новые модели с параметрами 140×70. Но помните: найти для последних подходящий матрас вам будет гораздо сложнее.

Выбирать место для кроватки в комнате тоже нужно с умом. Вот самые основные правила, которых следует придерживаться:

  • не ставить кроватку рядом с батареей или телевизором;
  • не вешать непосредственно над детским спальным местом полок, светильников и прочих потенциально опасных предметов;
  • проверить, чтобы на кроватку не попадали сквозняки. При этом при необходимости комната, в которой будет жить малыш, должна хорошо проветриваться;
  • рядом с кроваткой не должно быть розеток.

3. Сделать ремонт

Если вы давно думаете переклеить обои, поменять двери или установить новую кухню, лучше поднапрячься, найти деньги и воплотить в жизнь все задуманное до рождения малыша. Ведь после того, как в вашем доме поселится малыш, краски, клей, штукатурка и перфораторы надолго станут персонами нон-грата. Максимум, на что у вас хватит сил и времени без вреда для здоровья малыша — это поменять розетку, вкрутить лампочку или собрать новый стеллаж. И даже последнее лучше делать до того, как ваша кроха научится ползать, иначе одному из родителей придется внимательно следить за тем, чтобы один из многочисленных винтиков случайно не оказался у малыша во рту.

Конечно, и в данном пункте есть счастливые исключения, которые на время ремонта могут переехать с ребенком к родственникам или друзьям. Однако таких везунчиков немного, а для всех остальных ремонт и маленький ребенок, увы, не совместимы.

4. Провести генеральную уборку

Если здоровье будущей мамы позволяет или найдутся добровольные помощники в лице мужа, сестры или без пяти минут бабушек, то вычистить квартиру «от и до» перед вселением в нее малыша — вещь очень даже полезная и нужная. Пройтись мокрой тряпкой даже по самым труднодоступным местам, до которых не каждый раз доходят руки во время регулярной уборки, перебрать вещи на предмет ненужных и пылящихся без дела, протереть все вазочки, шкатулочки и прочие декоративные элементы от пыли, помыть и вычистить ковры — работы вам наверняка хватит не на один день. Однако после родов времени на подобную масштабную чистку квартиры у вас скорей всего не будет как минимум полгода.

Для меня самым полезным пунктом подобной «генералки» стала ревизия журналов. К тому моменту их у меня накопилось столько, что в шкафах и на стеллажах попросту не осталось свободного места. В итоге мы с мамой отвезли восемь пачек ненужной мне более макулатуры в ближайшую библиотеку, а я наконец смогла переселить собственную мини-библиотеку пособий по уходу за ребенком с прикроватной тумбочки на куда более подходящее ей место.

5. Добиться минимализма

Хотя бы в той комнате, в которой будет жить ваш ребенок. А если комната всего одна, то в непосредственной близости от его кроватки. Пусть в первые месяцы жизни вашего кроху окружают поверхности с минимальным количеством предметов. На пеленальном столике — лишь несколько подгузников, присыпка и детский крем (я еще ставила ковшик с чистой водой и клала полотенце). Рядом с пеленальным столиком (лично у меня в комнате стоит комод) — необходимые вам в данное время медицинские препараты (мой обязательный минимум в первые месяцы — это зеленка, ватные палочки, вата, перекись или хлоргексидин, укропная вода и ретинол), средства ухода (у меня — крем для рук и бальзам для губ) и градусник. У кровати — телефон с зарядкой и какая-нибудь книга. Чем меньше вещей будет окружать вас и малыша, тем меньше пыли будет скапливаться вокруг и тем проще будет избавиться от той, что неизбежно появится даже у самой чистоплотной мамы.

6. Провести ревизию бытовой химии

Вы удивитесь, как много привычных и любимых вами средств внезапно перестанут подходить вашему дому, как только в нем появится малыш. К примеру, нам пришлось избавиться от жидкости для мытья полов: после нее в воздухе еще долго витал столь ядреный химический аромат, что даже в носу начинало щипать. Приходилось перемывать пол несколько раз чистой водой и проветривать комнату, хотя раньше, вот честно, я не замечала подобного «побочного эффекта». К слову, я до сих пор предпочитаю мыть полы обычной содой. И ванну перед купанием ребенка мы чистим тоже содой. Универсальный продукт, как оказалось!

Само собой, я вовсе не призываю вас чистить все вокруг исключительно содой, а посуду мыть горчичным порошком. Это уже больше похоже на паранойю. И все же бытовая химия в доме, где есть ребенок, а идеале все же должна отличаться от той, что была в доме до его появления. Как минимум все эти средства должны быть без запаха.

7. Перестирать и погладить все детские вещи

Признаюсь: детскую одежду я тщательно гладила очень короткое время. А потом после очередного визита к педиатру задала ей сакраментальный вопрос: «А правда, что детские вещи обязательно нужно гладить после каждой стирки?» И получила ответ: «Ну если у тебя много свободного времени, то гладь на здоровье!». Смысл такой: если выстиранные детские боди и распашонки не валяются у вас на полу или в кошачьем лотке, а тихо-мирно сохнут на чистой батарее или на специальной сушилке, то гладить их совсем не обязательно. Особенно после того, как заживет пупочная рана. До этого момента я все-таки предпочитала гладить, а уж для новорожденного малыша в первые дни его жизни это обязательный пункт.

8. Позаботиться о правильном освещении

Данный пункт я вывела исключительно из собственного опыта и сформулирую его так: у каждой молодой мамы должна быть возможность варьировать освещение в комнате, где она живет с малышом, по своему желанию. Для этого вам понадобятся всего две вещи: плотные шторы и светильник с диммером (то есть регулятором яркости света). Захотели вы с малышом поспать днем после бессонной ночи (во время колик у нас такое бывало часто)? Задергиваете шторы и спокойной отдыхаете. Малыш зашевелился или заплакал? Включаете светильник на минимум, кормите кроху (чаще всего проблема в этом) и спите дальше. Если вы спите всей семьей, то такой светильник к тому же не будет будить вашего супруга каждый раз, как вы встаете к ребенку. Очень удобно, если честно.

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе