Мк панно из яичной скорлупы. Вы только взгляните какие шедевры получаются из яичной скорлупы! Для проекта понадобится

Если ваш ребенок является творческой личностью и любит создавать разного рода поделки из подручных средств , предложите ему сделать мозаику из яичной скорлупы . Данное занятие развивает мелкую моторику и вырабатывает у детей привычку быть усидчивыми, что, несомненно, является огромным плюсом для маленьких школьников. Создание мозаик будет интересно не только девочкам, но и мальчикам, если подобрать подходящую картинку.

Для того чтобы сделать такую поделку из скорлупы , понадобятся самые простые материалы:

Скорлупа от сырых яиц.

Клей ПВА.

Любой рисунок.

Акриловые краски.

Рис.1 Мозаика из яичной скорлупы

Мозаики из яичной скорлупы бывают двух видов:

1. Первая самая простая и наиболее подходящая для маленьких любителей поделок – это, когда яичная скорлупа после наклеивания на основной рисунок раскрашивается в разные цвета с помощью акриловых красок. Или когда скорлупа окрашивается перед наклеиванием на поверхность. Таким образом удается сохранить основной фон изображения.

Рис.2 Мозаика из яичной скорлупы

2. Второй способ является более сложным и подходит для детей более взрослого возраста. В этом случае берется скорлупа разных естественных оттенков. Таким образом получается мозаика из яичной скорлупы в пастельных тонах. Получается очень красиво.

Рис.3 Мозаика из яичной скорлупы в естественных цветах

Инструкция по изготовлению мозаики из яичной скорлупы.

1. Для начала нужно подготовить скорлупу.

1.1. Разбиваем аккуратно на две части сырые яйца и погружаем в холодную воду на 10-15 минут.

1.2. Затем снимаем с внутренней стороны скорлупы пленку, после чего хорошо ее просушиваем.

Как говорилось ранее можно скорлупу окрасить и в самом конце, после наклеивания на изображения.

2. Когда скорлупа от яиц подготовлена, можно приступать к выбору рисунка. Рекомендуется выбирать изображения с крупными деталями и четкими контурами. Детям гораздо удобнее заклеивать фрагменты с хорошо видимыми краями.

Рис.4 Мозаика из яичной скорлупы в виде бабочки

3. После того, как рисунок выбран, его нужно наклеить на картонную поверхность или перевести через копирку. Делается это, для того чтобы поверхность, на которую будет наклеиваться мозаика из яичной скорлупы не разбухала и не деформировалась.

4. Когда рисунок и яичная скорлупа подготовлены к работе, можно приступать непосредственно к наклеиванию мозаики. Для этого наносится клей ПВА на небольшой фрагмент изображения.

5. Затем берётся большой кусок скорлупы от яиц и аккуратно раздавливается на плоской поверхности. Таким образом детали мозаики получатся наиболее подходящими друг к другу. Наклеивать их следует с небольшим отступом друг от друга (примерно 1 миллиметр). Для удобства рекомендуется использовать пинцет и тонкую деревянную палочку. С их помощью гораздо проще брать и двигать фрагменты мозаики из яичной скорлупы .

У творческого человека ничего не пропадает зря, даже яичная скорлупа. Яйца есть в каждом холодильнике, но большинство даже не подозревает, что из их скорлупы можно создать настоящее произведение искусства. По своей твердости многие профессионалы сравнивают ее с мрамором. Поверхность куриного яйца очень трудно поцарапать. Именно поэтому мозаика из яичной скорлупы так высоко ценится и выглядит просто потрясающе. С помощью яичной скорлупы можно создавать великолепные панно и картины, делать декупаж, создавать оригинальную мозаику и многое другое. Яичная скорлупа — прекрасный материал для творчества, и мы это докажем!

Создание живописных картин из битой скорлупы называется — Кракле. На Востоке такая техника известна еще с древних времен. Сегодня с ее помощью можно интересно преобразить любой предмет. При этом создается эффект потрескавшегося лакового покрытия.

Декупаж яичной скорлупой

Сделаем декупаж яичной скорлупой на примере вот такой шкатулки. По такому принципу можно делать декупаж скорлупой любых поверхностей.

Для этого нам понадобятся предметы, которые сложно представить вместе при любых других обстоятельствах: яичная скорлупа, краски, палочка для маникюра, клей ПВА, кисточка и собственно сама картонная коробочка.

Жила была старая картонная коробочка, и решили ей подарить новую жизнь! Для начала необходимо «отшкурить» всю коробочку снаружи и внутри наждачной бумагой, достаточно крупной, а потом пройтись еще раз «нулевочкой».

Для декупажа нам понадобится: яичная скорлупа, кисть, клей ПВА, палочка для маникюра

Сперва нанесите на небольшой участок коробки клей (работаем с небольшими участками, т.к. ПВА достаточно быстро сохнет). Затем берем небольшой кусочек скорлупы, прикладываю к поверхности и легонько нажимаем палочкой на скорлупу, так что бы она треснула, как показано на фото:

Острым концом палочки раздвигаем осколки скорлупы на нужное расстояние, таким образом формируем рисунок мозаики. Осколки скорлупы, как и расстояние между ними, на ваше усмотрение могут быть большими или маленькими. После того как скорлупки раздвинуты на нужное расстояние, их необходимо плоским концом палочки прижать к поверхности.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Рукоделие

Как добиться того, чтобы картина имела интересную фактуру? Можно нанести на основу фактурную штукатурку, но тогда изображение нужно покрывать дополнительным слоем лака. Лучше создать легкий рельеф с использованием скорлупы от яиц. Этот природный материал легко фиксируется обычным клеем ПВА, хорошо краситься и оригинально смотрится.
Сегодня вы научитесь делать простую картину с фактурной основой.
Для работы вам необходимо подготовить:
- лист плотного картона (лучше от упаковочной коробки);
- яичную скорлупу (подсушенную);
- тюбик с клеем ПВА;
- салфетку с ярким рисунком (трехшаровоую);
- ножницы;
- рамочку из дерева.

Сначала отрежьте картон по размеру, чтобы он подошел по величине рамочки.
Намажьте верхний угол основы клеем ПВА и начинайте приклеивать кусочки яичной скорлупы.


Следите за тем, чтобы кусочки ложились с небольшими промежутками и была видна основа картины.
Клей лучше наносить не на всю поверхность, а частями, постепенно приклеивая скорлупу.

Вот так выглядит основа картины, полностью заполненная кусочками.

Теперь возьмите салфетку с изображением, подберите рисунок по размеру с основой.

Отрежьте нужную часть и отделите самый верхний (цветной) слой салфетки.
Намажьте основу картины клеем ПВА, поверх скорлупы, и приклейте цветной фрагмент.

Осталось только прикрепить основу к рамочке.
Картина готова!

Сначала коротко об этой технике.
Все очень просто - из яичной скорлупы, раскрошенной на мелкие кусочки и покрашенной любыми красками, можно выкладывать мозаику любой сложности.
Например, очень простую:


Или настоящие картины:

А еще можно украсить такой мозаикой предметы интерьера:











Для тех, кого заинтересовала эта техника - статья из книги Г. Федотова "Энциклопедия ремесел".

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

Выразительность мозаике "кракле" придают так называемые кракелюры - трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Подготовка материала

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде.

Скорлупа настолько непрочна, что стала своеобразным символом хрупкости. При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот, вынуждает мастера принимать специальные меры и быть предельно осторожным.

Но если скорлупу покрыть с двух сторон тонким слоем какого-либо эластичного клея, то ее можно резать ножницами. Правда, края разрезаемой скорлупы будут слегка крошиться. Если же на скорлупу наклеить тонкую бумагу, можно избежать и этой неприятности. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а).
Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в).
Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге. После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).

Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж).

Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.

Выполнение мозаики удалением скорлупы

Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора - подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их к наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой. Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б).

На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона.
На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель.

Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1).
Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.

На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики.

Благодаря присутствию желчи - поверхностно-активного вещества - тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.

Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д).

Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно - ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).

Мозаичный набор с мастичным фоном

Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.

Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу.
Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б).

Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.

Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г).

В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.

Мозаика с многоцветным фоном

Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).

Мастику трех цветов - коричневого, черного и красного - приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г).

Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.

Если удалось заготовить скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки, то по возможности используют и эту скромную палитру, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры (рис. 5). Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.

Мозаика на токарных изделиях

Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой. После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в).

Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой.

В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.

Мастер-класс. Осенние поделки своими руками. Работа с природным материалом

Мастер-класс: Осенний натюрморт. Мозаика из яичной скорлупы

Цель : научить выполнять мозаику из яичной скорлупы по замыслу, уметь оформлять работу.

Применение : Материал рассчитан для детей 4-5 класса, изготовление подарков ко дню рождения, оформление интерьера комнаты, поделка на выставку.

Оборудование : гуашевые краски, кисточка, клей "ПВА", бесцветный лак, зубочистка, чёрный маркер, плотный картон, яичная скорлупа, бумажные салфетки.

Пошаговый процесс выполнения работы

Яичная скорлупа - один из самых доступных и простых материалов для творчества. С её помощью можно украсить интерьер любого дома удивительно красивой мозаикой. Такая работа никого не оставит равнодушным.

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

1. Используем скорлупу от сырых яиц. Перед дальнейшим использованием их надо как следует промыть в холодной воде, аккуратно снять плёночки с внутренней стороны и высушить.

2. Переводим или рисуем рисунок на готовую основу (я использую плотный картон). Для четкости рисунка можно обвести его черным маркером. Пускай в нашем натюрморте будут осенние цветы, веточка рябины, спелая груша, колоски и листья клёна.

3. Скорлупа легко клеится на ПВА. Намазываем небольшой участок клеем, отламываем и укладываем её, подбирая по форме - как в обычной мозаике.

4. После наложения скорлупы на рисунок, хорошо смазываем клеем всю поверхность и даем высохнуть.

5. Выкладываем скорлупой весь рисунок.

6. Свободные места на листе решила заполнить не скорлупой, а обыкновенной салфеткой, создав эффект неровности и шероховатости.