Моделирование складки защипы по горловине выкройка. Моделирования платья со складкой из линии горловины. Перевод нагрудной вытачки в горловину в сборки или защипы

Вопрос . Наталия! Уже не раз обращалась за помощью и вот сейчас также прошу разъяснить, как сделать выкройку такой полочки. Заранее спасибо!

Ответ . Данная модель формообразована за счет складки, выходящей из линии горловины. Причем глубина этой складки есть раствор вытачки на выпуклость грудных желез. Фактически необходимо выполнить перевод нагрудной вытачки в линию горловины.

Обратите внимание, что линия складки не проходит через выступающую точку грудных желез, она немного смещена к центру. Поэтому после перевода раствора вытачки следует уровнять срезы (на схеме приведены красным цветом). Глубина складки должна быть не менее 4…5 см. Если раствора нагрудной вытачки не хватит, тогда следует деталь полочки дополнительно разрезать и развести на желаемую величину.

Линию горловины можно расширить на 1 см относительно базовой конструктивной основы, плечевой срез порядка 5…6 см.

Талиевой вытачкой пренебрегаем. Модель в виде «кокона». Вытачку, заложенную по боковому срезу, можно уменьшить, дабы не было излишнего прилегания в области линии талии, иначе это может нарушить объемно-силуэтную форму модели.

Э то платье прекрасно подойдет для работы в офисе. А если к платью надеть высокие каблуки, то в этом элегантном платье запросто можно пойти в кино или театр.

Платье, представленное на фото достаточно плотно облегает фигуру, поэтому прибавку на свободу облегания по окружности груди при построении выкройки-основы платья следует давать 3 см.

Моделирование выкройки платья

Рис. 1. Моделирование выкройки платья со складками по горловине

Рис. 2. Моделирование лифа платья со складками по горловине

Рис. 3. Детали кроя платья

Как смоделировать выкройку и сшить платье

Вытачку на груди платья закрыть. Перенести вытачку по линии разреза.

Выполнить моделирование рукава-реглан платья, как показано на чертеже 2. Рукав-реглан платья вшивается в пройму платья, не доходя 5 см до нижней точки проймы платья.

Передние вытачки платья и задние вытачки платья застрачиваются не до конца, образуя маленькие встречные складки.

Отдельно выкраиваются 2 обтачки рукавов платья из атласа, шириной 4 см, которые настрачиваются поверх рукавов платья по краю.

Из атласа выкраивается воротник платья по косой нити.

Раскрой платья

Из основной ткани выкроить следующие детали:

  • Верхняя часть передней половинки платья — 1 дет. со сгибом
  • Нижняя деталь передней половинки платья — 1 дет. со сгибом
  • Верхняя деталь задней половинки платья — 2 дет.
  • Нижняя деталь задней половинки платья — 2 дет.
  • Передняя часть рукава платья — 2 дет.
  • Задняя часть рукава платья — 2 дет.

Из атласа выкроить:

  • Воротник платья — 1 дет.
  • Отбачка рукава платья — 2 дет. со сгибом

Описание работы:

На передней половинке платья сметать и застрочить вытачки. На задних половинках платья сметать и стачать вытачки. На передней верхней части платья заложить вытачки.

Сметать и стачать боковые швы платья, плечевые швы рукавов платья. Подвернуть низ рукавов платья по припуску. Обтачки из атласа подвернуть с обеих сторон, наметать и настрочить по низу рукавов платья. Вметать рукава в проймы платья до меток.

Обработать припуски платья оверлоком. Прируски по проймам срезать до 0,5 см, обработать , выкроенной из подкладочной ткани. Заутюжить обтачку на изнаночную сторону.

В горловину платья вшить воротник, перегнуть воротник пополам, стачать по коротким срезам, вывернуть на лицевую сторону, подвернуть открытый срез, приметать, притачать близко к шву. Припуски по низу платья подвернуть на изнаночную сторону, приметать вручную потайным швом. Припуски по рукавам платья приметать вручную потайным швом.

Вытачка - это конструктивный прием, при помощи которого достигается объемная форма изделия и равномерное облегание плоским материалом сложной конфигурации тела. Основные конструктивные вытачки на изделии соответствуют определенным выпуклым участкам фигуры. Верхняя вытачка полочки выявляет объем грудной железы и располагается от края детали в направлении к выступающей точке груди (на выкройке определяется мерками Цг и Вг). К этой же точке направлена и вытачка от талии вверх на выкройке полочки. Нагрудная вытачка всегда направлена к центру груди и может быть перенесена в пройму, боковой срез, линию середины переда, талии, горловины, может быть заменена защипами, сборками. Для разработки конструкции моделей сложных форм обычно используют базовую основу лифа с втачными рукавами, в которой вытачки расположены от плечевых срезов спинки и переда, от боковых срезов и от линии талии.

    Перенесение нагрудной вытачки на линию талии .

Для перемещения нагрудной вытачки на линию талии, намечают новое ее положение, затем разрезают выкройку по этой линии и, закрыв (заложив) основную вытачку, раскрывают ее на новом месте (рис.1). Рис.1. Для достижения плавности при обработке выпуклости на груди вытачка не должна доходить до центра груди на 1-2см. Вытачка может быть зашитой полностью или частично, оставляя мягкость под линией груди. Вместо вытачки по срезу линии талии можно запроектировать сборку. В этом случае лиф обычно удлиняют на 3-5см для образования напуска. Мягкий объемный лиф рекомендуют фигурам, которым необходимо скрыть излишнюю худобу. Широкий раствор вытачки можно распределить в несколько неглубоких складочек - защипов.

    Перемещение нагрудной вытачки в боковой срез .

Для этого наносят линию предполагаемой вытачки на деталь переда от бокового среза к центру груди и разрезают по намеченной линии. Нагрудную вытачку из плечевого шва закрывают, совмещая срезы (рис.2,а).

Рис.2.

Полученную таким образом вытачку, для достижения плавности при обработке не доводят до центра груди на 3-4см. Пользуясь намеченной из бокового среза линией, можно смоделировать отрезной бочок, контуры которого образуют прямоугольную рельефную линию, идущую через центр груди от бокового среза к линии талии (рис.2,б). Вертикальную часть рельефа ведут по вытачке линии талии. Рельеф оформляют декоративной строчкой, кантом для выразительности. Если изделие из ткани в полоску или клетку, бочок можно выкроить под углом 45° к нити основы.

    Перемещение вытачки в горловину .

Вытачку в горловину проектируют так же, как и вытачки из проймы, из бокового среза и др., т. е. намечают нужное направление новой вытачки, разрезают, закрывая вытачку из плечевого шва.

Рис.3. В этом случае нагрудная вытачка распределяется между вытачкой из бокового среза и из горловины. Линия талии оформляется сборкой (рис.3). Открытую вытачку из горловины соединяют с вытачкой из проймы, верхнюю боковую часть лифа отрезают. Полученный рельеф можно оформить декоративной строчкой, кантом, кружевом, отделочными пуговицами, кнопками, вышивкой на отрезной части. Вытачка в горловину может быть заменена двумя встречными складками, расположенными впереди у ее центра. Чертеж разрабатывают по тем же правилам перемещения вытачки в горловину. В этом случае определяют положение встречной складки на горловине, для чего от линии середины переда по линии горловины откладывают 2,5см. Проводят линию разреза от линии горловины к центру груди, разрезают ее, скалывая нагрудную вытачку из плечевого среза булавками (рис.4).

Рис.4.

Полученную таким образом выкройку переда (полочки) лифа переводят на бумагу еще раз, намечая в растворе вытачки встречную складку. Линию горловины намечают и вырезают при закрытой складке, для получения точного среза. Готовую выкройку обводят на ткани, добавляя припуски на швы. Срез горловины намечают и вырезают только при заложенных вытачках. Полученную конфигурацию воспроизводят на ткани, добавляя по срезам припуски на швы. Вытачки в готовом виде можно стачать с изнанки, настрочить по лицевой стороне изделия полностью или частично, оставляя мягкость формы над линией груди. Вместо вытачек горловину можно оформить сборкой.

Рис.5.

    Перемещение нагрудной вытачки в мягкие складки у расширенной горловины .

Этот покрой можно предложить для платьев и блузок из легкой шелковой или хлопчатобумажной ткани. Вместо складок линию горловины оформляют и сборками. Модель подойдет молодым и стройным. Для выполнения выкройки на базовой основе лифа с втачными рукавами намечают новую линию горловины. Далее от линии середины переда на расширенной горловине откладывают два раза по 3см. Полученные точки (и центральную точку горловины) соединяют прямыми линиями с центром груди (рис.6,а).

Рис.6.

На линии бокового среза от проймы откладывают 3см и проводят из этой точки прямую линию к центру груди. Скалывают нагрудную вытачку и разрезают выкройку по намеченным линиям. Раствор вытачки распределяют равномерно в складки (рис.6,б).

    Замена нагрудной вытачки буфами или складками от плечевого среза .

На линии плечевого среза намечают точки расположение складок. Положение первой складки 4-4,5см от горловины. Затем на выкройку наносят линию груди. На ней тоже отмечают положение складок: для двух складок от центра вытачки вправо откладывают 2,5см, для трех - влево и вправо по 2,5- 4см. Точки плечевого среза соединяют с полученными точками по линии груди. Раствор нагрудной вытачки распределяют на предусмотренное моделью количество складок (рис.7).

Рис.7.

Складки могут быть мягкими или частично застроченными. Этот покрой предлагается фигурам с маленькой грудью, чтобы создать нужный объем. Складки в этом случае могут быть заменены сборкой, буфами. Для фигур с большой грудью этот покрой (с частично застроченными складками) тоже можно рекомендовать, но уже с целью скрыть чрезмерный объем

    Замена нагрудной вытачки складкой у линии проймы .

Намечают линию складки параллельно пройме до уровня линии груди и затем от проймы к центру линию нагрудной вытачки. По намеченным линиям выкройку разрезают, одновременно закрывая нагрудную вытачку. Плечевой срез оформляют при закрытой полученной складке у проймы (рис.8).

Рис.8.

Ребро складки может проходить на расстоянии 1-2см от проймы или точно по линии проймы. В этом случае на выкройке добавляют по пройме припуск на шов, и разрез делают по предполагаемому шву втачивания рукава. Складки у проймы выполняют обычно в изделиях прямой свободной формы. Если платье с отрезной линией талии, то по плечевому срезу лифа можно расположить сборки или мягкие складки.

    Перемещение вытачек лифа в линию середины переда .

На лифе основы намечают нужное направление вытачки. Для этого от точки, расположенной на 1-2см ниже линии груди, к линии середины переда под углом проводят прямую линию. Центры нагрудной и талевой вытачек соединяют. По намеченным линиям лиф разрезают, совмещая и закалывая вытачки основы. Образовавшийся раствор вытачки закладывают в сторону линии талии и в таком виде выравнивают линию середины переда (рис.9).

Такой покрой лифа интересен для выполнения изделий из тканей в полоску. Линию середины переда кладут на ткани по долевой нити (а значит, по полоске). И после того как вытачку стачивают, полоска ложится на изделии под углом, вдоль линии вытачки, соединяясь по линии середины переда лифа «елочкой». Угол направления вытачки зависит от величины грудных желез и размера талии. Поэтому, при разработке выкройки лифа, направление вытачки можно поискать муляжным способом, наколов ткань или бумажную выкройку, размеченную полоской, на фигуру.

    Перемещение нагрудной вытачки в подрез от проймы.

На уровне 1/3 высоты проймы на выкройке основы намечают линию подреза. Длина подреза не должна доходить до ширины горловины на 1см. Разрезают полочку по намеченной линии и закрывают нагрудную вытачку выше линии подреза, после чего откроется вытачка со стороны проймы, и нижний срез подреза удлинится для образования сборок (рис.10).

Рис.10.

Чтобы получить большее количество сборок на полочке, от подреза вниз выкройку можно разрезать и раздвинуть ее на ткани на желаемую величину. По такому же принципу можно сделать выкройку с любой формой подреза. Место расположения подреза (выше или ниже) определяют на фигуре, соблюдая общие пропорции изделия. При раздвижении полочки от подреза в сторону на этом участке можно запроектировать складочки (рис.11).

Рис.11.

    Изменение силуэта изделия методом перевода вытачек.

Перемещая вытачки, можно изменить форму и силуэт изделия. Так, при переводе плечевой вытачки на линию талии или бедер получаем выкройку изделия расклешенного силуэта (рис.9).

Рис.12.

Создавая таким образом выкройку расклешенной формы, по линии бокового шва нужно дать припуск в размере 1/2-1/4 припуска, полученного в результате перевода вытачки.

Длина вытачек определяется в зависимости от формы выпуклости, но она всегда меньше расстояния от контура детали до центра перемещения. Верхняя (нагрудная) вытачка полочки делается на 2-3см короче расстояния от плеча до центра груди. Плечевая вытачка спинки обычно имеет длину 7-9см. Длина и форма вытачек уточняется при примерке.

Добрый день. Мы продолжаем наши уроки моделирования платьев. Сегодня мы будем учиться моделировать платья с защипами на основе нашей готовой базовой выкройки.

У кого еще нет базовой выкройки, того я спешу обрадовать: на нашем сайте вы очень быстро и легко можете получить вашу готовую базовую выкройку , сделанную индивидуально для вас по вашим меркам.

Все, что вам нужно сделать, это перейти на страницу заказа Базовой Выкройки платья, вписать в форму снятые с себя мерки (инструкции по правильному снятию мерок вы найдететам же) и нажать кнопку сгенерировать - в ту же минуту наша программа автоматически сгенерирует вашу индивидуальную базовую выкройку платья.

Базовая выкройка платья – это та самая выкройка-основа, по которой создаются все мыслимые и немыслимые платья.

Да, все на свете платья создаются по одной единственной выкройке (поэтому она и называется базовая). Каждый раз, слегка видоизменяя нашу готовую базовую выкройку, мы получаем новую модель платья – это и называется моделирование. О том, как это происходит, я в фотографиях и картинках уже подробно рассказывала в первой статье.

Сегодня мы продолжаем учиться моделировать. И наш новый урок будет посвящен такому приему моделирования как защипы.

Давайте рассмотрим, что такое защипы, и какими они бывают.

Защипы у горла образуются путем расширения выкройки в верхней части. Чаще всего выкройка надрезается по краю горловины в нескольких местах. Потом нарезанные части раздвигаются подобно вееру, расширяя при этом верхнюю горловинную часть выкройки. При пошиве «лишняя» ткань (в зоне расширения) уходит в мягкие складки-защипы – и горловина возвращает себе прежнюю (до расширения) форму.

Защипы по талии образуются тем же способом расширения выкройки в зоне будущих защипов. Выкройка разрезается на две половины – линия разреза на половинки проходит в месте условной талии («условной» потому, что талия может быть завышена). И после этого каждая половинка надрезается в нескольких местах веерообразно. Делая надрезы важно понимать что, в каком направлении вы хотите видеть ваши складки, в таком направлении и нужно делать надрезы. В этой же статье чуть ниже я покажу пошагово весь процесс моделирования вот этого бежевого платья с защипами на талии.

Защипы по лифу – образуются тогда, когда деталь лифа разрезается на полоски и все полоски отодвигаются друг от дружки. А после раскроя на ткани в местах раздвижения полосок защипываются складки (по краям детали) до тех пор, пока защипнутая деталь лифа на станет по своему размеру такой же, как до ее разрезания.

Защипы по подолу – образуются, если линию пришива подола (верхний край детали подола) тоже разрезать и раздвинуть на нужное количество сантиметров. Чем сильнее мы расширяем-раздвигаем кусочки, тем гуще и больше надо будет делать защипы.

Защипы вертикальные. Несмотря на кажущуюся сложность, такой вид защипов делается так же просто, как и все предыдущие. Только на этот раз, деталь переда сначала разрезается пополам вертикальной линией (линия разрезания должна повторять линию границы будущих защипов). В итоге разрезания мы получаем две половинки детали переда. Одну половинку мы оставляем неизменной (т.е. ничего с ней не делаем), а вторую будет надрезать в нескольких местах и расширять веерообразно. После раскроя на ткани, расширенная половинка возвращается в свои размеры путем образования складочек в месте расширения. Когда защипнутая половинка по краю среза станет той же длины, что и была до расширения (то есть будет готова обратно состыковаться со своей половинкой) – мы соединяем обе половинки детали переда (т.е. половинку, собранную в складки, и ту половинку, с которой мы ничего не делали). И в итоге получаем вот такую вертикальную драпировку.

А сейчас мы наглядно рассмотрим пошив одного из выше представленных платьев с защипами.

Ну, вот… возьмем самую понятную, для наглядной демонстрации, модельку…

ПЛАТЬЕ С ВСТРЕЧНЫМИ ЗАЩИПАМИ ПО ЛИНИИ ТАЛИИ.

Как мы видим на фото наше платье имеет защипы по линии талии, как на детали лифа, так и на детали подола.

Как из базовой выкройки создать выкройку такой модели платья с защипами, вы сейчас увидите. Я вам все пошагово покажу и расскажу.

1 Разрезаем базовую выкройку

Так как линия защипов у нас идет по талии, нам нужно нашу базовую выкройку разрезать по линии талии на две части.

Разрезаем выкройку переда по линии талии.

2 Выравниваем линию плеч на базовой выкройке.

Дело в том, что на базовой выкройке у нас находится грудная вытачка. В нашей модели платья с защипами грудная вытачка на линии плеча отсутствует.

По той простой причине, что она «переносится» на линию талии – то есть, выражаясь человеческим языком, нам нет необходимости делать углубление для груди путем защипывания ткани на плече – потому что эта ткань в предостаточном количестве будет защипнута по линии талии. Получается, что эти защипы по линии талии и сыграют ту же роль, которую обычно играет вытачка – то есть создадут объемную выпуклость для груди.

Закрываем вытачку на плечевом шве.

Так всегда происходит в любом платье, которое имеет защипы на детали лифа – вытачка всегда «переносится» в эти защипы.

Поэтому мы эту ненужную нам вытачку просто напросто закроем – чтобы линия плеча была ровная. Закрытие вытачки (без ее переноса) выглядит вот так:

Замеряем сантиметром ширину вытачки. И это расстояние откладываем от края плеча, ставим точку - это будет наш новый край плеча. И теперь наша линия проймы должна идти уже от этого нового края плеча. Рисуем линию пройм плавной линией на глазок, от руки (как у меня на картинке).

3 Изменяем линию горловины у базовой выкройки.

Как мы знаем, наша горловина на базовой выкройке всегда рисуется в притык к основанию шеи (то есть без всякого декольте). А у этого платья горловина будет пошире и поглубже. В ширину она на несколько сантиметров открывает плечи у основания шеи. А в глубину горловина спускается, открывая косточки ключицы.

Видоизменяем линию горловины.

Значит, на нашей базовой выкройке нам надо тоже слегка расширить и углубить нашу линию горловины. Буквально на 2-3 см вниз и на 3-4 см в сторону плеча.

4 Намечаем линии для разрезов на защипы.

Это просто. Глядим на фотографию и направления складок на платье в виде линий переносим на нашу выкройку. То есть мы видим, что центральная складка идет почти вертикально вверх (с небольшим отклонением). Вторая складка идет к краю плеча. Третья складки идет к подмышке. Значит и наши три линии разрезов тоже должны быть направлены в эти стороны – вверх, к плечу, к подмышке.

Намечаем линии расширения выкройки.

То же самое делаем с деталью подола. Смотрим на фото и приблизительно пытаемся скопировать-перевести линии складок на нашу выкройку.

5 Разрезаем выкройку по линиям и раздвигаем ее.

Берем ножницы, надрезаем все линии на детали лифа и все линии на детали подола.

И раздвигаем их. Ширина раздвижения на ваше усмотрение.

Чем сильнее вы раздвинете детали – там более глубокие нужно будет потом на этом месте делать складки.

Разрезаем выкройку по линиям и раздвигаем её в стороны

Судя по фотографии, глубина каждой складки на этом платье составляет 4 см (как мы, надеюсь, понимаем, складка внутри имеет две боковинки – каждая из них 2 см в ширину – итого ширина защипнутой внутрь ткани будет равна 4 см).

6 Делаем копию расширенной выкройки.

Чтобы все эти раздвижения выкройки зафиксировать мы кладем ее на новый лист бумаги, раздвигаем на нужное расстояние каждый надрез, фиксируем его булавкой к нижнему листу бумаги (чтобы он не сдвигался обратно). И такую «распятую» на листе бумаги выкройку обводим карандашиком по всему контуру.

При обведении к «раскрытой пасти» каждого разреза мы должны пририсовать этакуе «холмики» - (эти пририсовки на рисунке я указала фиолетовыми стрелочками). Такие пририсовки-холмики нужны для того, чтобы при защипывании у нас получилась аккуратная складочка – так как защип-складка всегда съедает немножко ткани – и вот этот пририсованной к каждой складке «холмик» выступает в роли запаса ткани для защипа-складки.

В итоге после обведения нашей «распятой» на листе бумаги выкройки – мы получаем контуры готовой для раскроя выкройки платья с защипами. То есть у нас получается готовая полочка лифа, и готовая половинка подола. И мы можем смело кроить эти детали на ткани.

Вот таким простым способом мы из базовой выкройки получили выкройку платья с защипами.

7 Cлегка видоизменяем базовую выкроку спинки.

Выкройка спинки у этого платья будет обычной – как в базовой выкройке спинки.

Единственное, что в ней нужно будет изменить, это линию горловины – как вы помните, мы для выкройки переда немножко изменили линию горловины (она стала больше по ширине). И чтобы линии горловины и плеч совпали (у переда и у спинки) – нам нужно на базовой выкройке спинки сделать ту же ширину горловины, что и у переда.

Вот по точно такому же принципу создаются все защипы: наметить линии складок и расширить-раздвинуть выкройку по этим линиям.

Как видите, защипы – это не такой уже и сложный принцип моделирования, как могло бы вам показаться на первый взгляд.

Удачного вам пошива.

#урокимоделированияодежды #констуированиеодежды #моделированиесборокизащипов #конструированиесборок

Добрый день. Сегодня мы рассмотрим с вами такой прием моделирования как складки. Благодаря этому декоративному элементу из базовой выкройки обычного платья можно сделать интересный необычный фасон очень простым способом. Но прежде чем начать моделировать, нужно иметь свою индивидуальную классическую базовую выкройку. Тем, кто еще не имеет своей базовой выкройки платья, я рада сообщить, что на нашем сайте вы можете получить ее за 2 минуты. Для этого нужно на страничке заказа базовой выкройки вписать снятые с себя мерки. И через пару секунд ваша базовая выкройка будет сгенерирована нашей программой и, после оплаты услуги, вы сможете распечатать ее даже на обычном принтере.

Имея на руках свою базовую выкройку, вы сможете сшить платье абсолютно любого фасона. А наши мастер-классы по моделированию – вам расскажут, что и как вы можете сделать. И, как я уже говорила, сегодняшний урок по моделированию посвящен складкам – вертикальным, горизонтальным, косым, коническим и прочим.

Давайте вначале рассмотрим, какие бывают складки. А потом я расскажу о простом способе их моделирования.

Итак, начнем по порядку…

Самые распространенные виды складок – это вертикальные складки. Они могут быть любой ширины: очень широкими или совсем узенькими (как в розовом платье на фото внизу). Они могут располагаться в определенной части платья – например на сером платье они расположены только на правой стороне лифа, благодаря чему создается интересная ассиметрия кроя в этой модели строго офисного платья. Или складки могут быть равномерно распределены по всей ширине платья, как на нежном розово-голубом платье на фото-коллаже.

Очень интересно смотрятся горизонтальные складки. Такой прием кроя хорошо сидит на худеньких хрупких девушках. Такие горизонтальные складки, как правило, бывают застрочены на обратной изнаночной стороне платья. Это сделано для того, чтобы при стирке или ходьбе складки не теряли свою четкую линейную форму.

Очень необычно смотрятся диагональные складки на платье. Конечно, процесс их создания немного кропотлив и на моделирование таких складок уходит чуть больше времени. Но сам процесс их моделирования такой же простой и понятный в работе, как при создании обычных вертикальных складок. Такие складки могут бысть созданы из цельного полотна ткани, также некоторые их них могут нашиваться отдельно на платье как декоративные полосы, формирую псевдо-складки (вот они корошо видны в нижней части подола черного платья на фото внизу).

А сейчас вы увидите конические складки – это складки которые заужаются в виде конуса, то есть имеют форму вытянутого треугольника. Они тоже выполняют чисто декративную функцию и чаще всего применяются на платьях, сшитых из плотных тканей. Такие геометрические заостренные складки подчеркивают фактуру ткани, выгодно оттеняют грубые линии кроя.

На сером платье с фотографии внизу такая коническая складка располагается у горловины и по форме напоминает отложной пиджачный воротничок. В графитовом платье (третье платье на фото внизу) такие складки выполняют роль грудных и талиевых вытачек. А в черном платье (на фото оно посередине) конические складки выполняют роль веерообразной драпировки.

Учиться моделировать складки лучше на простых по крою вещах и начинать с вертикальных складок. Идеальным вариантом для тренировки будет пошив простого платьица с подолом в одностороннюю складочку. Вот как на фото внизу. Это подборка моделей, где складки направлены в одну сторону в левую или правую.

А вот модели платьев, где складки имеют встречное направление. Это двухстворчатые складки, створки которых смотрят друг на дружку. Часто в таких складках для дополнительной декоративности внутреннюю сторону делают из ткани другого цвета (как на синем платье с фотографии ниже).

Если вы не хотите начинать знакомство со складками с простой скучной модели платья с окфордской юбочкой в складочку (то есть вам хочется сразу создать интересный фасончик), то можно дополнить крой складками, которые будут отедельно нашитым элементом.

Это может быть небольшой волан в складочку (как на сером платье с фото ниже), или декоративная складчатая полоска ткани, нашитая на платье вертикально (смотрите синюю модель на фото), или интересный веерообразный элемент, нашитый на лиф платья (платье цвета вареной вишни ниже).

И, когда вы набьете руку на несложных моделях со складкой, вы сможете уже замахнуться на более интересные фасоны со сложными декоративным складчатым элементами как, например, вот эти три платьица.

Ну а теперь пришло время попробовать выбрать одну из моделей, представленных на фото выше, и показать вам как происходит процесс моделирования складок на конкретной выкройке конктретного платья. То есть перейдем к обещанному мастер-классу.

Для первого эксперимента с моделированием складок мы возьмем самое первое платье с фотографии в этой статье нежное розово-бежево-голубое платье с вертикальными складками.

Я его выбрала это платье еще и потому, что на нем «догоним» сразу «трех зайцев»:

  1. Убедимся что моделировать складки это очень просто.
  2. Научимся делать встречные складочки (а они сложнее чем односторонние складки)
  3. Освоим один хитрый прием быстрого раскроя ткани под складки.

Итак, давайте поглядим на само платье, на его общий крой и очертания. Мы видим, что, если убрать из него складки, то по сути это обычное классическое платье прямого полусвободного кроя. Не повторяющее изгибы тела, не приталенное, а просто взятое под ремешок. И еще мы видим, что сшито он из двух разных кусков материи – из голубой ткани и ткани с рисунком в верхней части наподобие волн. Из голубой ткани кроится спинка и боковые детали переда, а из ткани с рисунком-волной сшита цетральная вставка переда – именно она, эта цетральная вставка, и собрана в складочки.

Передняя деталь платья состоит из боковых деталей и центральной вставки, на которой и размещены складки:

Очертания выкройки этого платья создаются на основе базовой выкройки свободного, почти прямого силуэта. И силуэтная выкройка этого платья отличается от базовой выкройки только формой горловины (она глубже и шире).

Исходя из этих наблюдений вытекает и весь дальнейший рабочий процесс, то есть ход наших действий по созданию выкройки и пошива этого платья.

А именно:

  1. Создадим выкройку очертаний платья
  2. Поделим выкройку переда на боковые детали и цетральную вставку.
  3. Просчитаем количество складок, их глубину
  4. Увеличим-расширим центральную вставку с рачетом на эти складки.
  5. Создадим и раскроим складчатую деталь прямо на ткани.
  6. В итоге получим готовые детали платья, которые останется только сшить между собой.

Вот смотрите как все это происходит.

1 Разрезаем базовую выкройку на сегменты.

Берем Базовую выкройку свободного силуэта (можно чуть чуть приталенного или совсем прямого с боков) в зависимости от вашего типа фигуры.

И прямо по этой выкройке рисуем новую форму горловины пошире и поглубже. Как мы помним на базовой выкройке вырез горловины всегда рисуется впритык к основанию шеи – но мы же шьем летнее легкое платьице, поэтому вырез делаем более комфортное для лета глубиной и шириной.

Теперь, когда горловина уже отрезана – можно решить, где у нас будет проходить граница между цетральным сектором платья и боковой деталью переда. Я провожу линию которая идет от зоны грудной вытачке на плече и вдоль талиевых вытачек, вниз к краю подола.

По этой линии разрезаем выкройку и получаем боковую деталь переда и центральную вставку.

В разрезе встречная складка будет выглядеть вот так:

Она будет выглядеть одинаково и с лицевой стороны (красные линии) и с изнаночной (синии линии).

Наша задача уложить ткань вот в такие ровные складочки:

Выкройка спинки такого платья будет совпадать по очертаниям с выкройкой спинки Базовой выкройки – с той лишь разницей, что горловину на спинке нужно сделать той же ширины, что и горловина на детали переда. Это нужно для того, чтобы при сшивании платье перед и спинка совпали друг с дружкой в пречевых швах.

2 Расширяем центральный сегмент выкройки переда.

Теперь займемся центральной вставкой. Как мы помним именно на ней будут располагаться складки. Значит ширина нашей центральной вставки должна увеличиться, чтобы было что забирать внутрь этих складок.

Встречные складки всегда сжимают полотно в три раза. Поэтому - для того чтобы на нашей центральной вставке разместить складки – нам нужно эту центральную вставку увеличить в ширину ровно в три раза. И потом когда мы эту расширенную вставку позакладываем в складочки – она (в складчатом уже виде) уменьшится обратно до своих пержних очертаний.

Вот смотрите на нашем центральной вставке будут вот такие встречные складки:

Вырезать из ткани прямоугольник той же высоты, что и центральный сектор нашего платья, а шириной в три раза больше чем он.

Вот в такие складочки нам нужно сложить нашу центральную вставку, и чтобы при этом была равная линия горловины.

3 Собираем ткань в складки.

На первый взгляд кажется, что все это - куча работы по отмериванию и черчению

Но мы поступим проще. Мы не будем с вами разрезать выкройку на полоски – отодвигать их друго от друга на одинаковое расстояние – высчитывать ширину складок, рисовать их очертания и их сгибы.Нет – это конечно можно. Но это долго. Мы поступим по другому.

Мы все это будем делать сразу на ткани – и это будет быстрее и проще. Нам понадобится кусок ткани (той самой которая пойдет на вставку) – и этот кусок мы берем такой же высоты, что и центральная вставка – и в три раза шире чем она.

То есть замеряем высоту и ширину выкройки центальной вставки. Допустим у выкройки центральной вставки высота 80 см а ширина 30 см. Значит отрезаем кусок ткани высотой в 80 см, а шириной в 30х3=90 см.

Собрать ткань в складки (для этого удобно использовать длинную узкую рейку или линейку). Чтобы складки не рассыпались, их можно зафиксировать вручную стежочками, соединяющими створки складок (как с лицевой так и с изнаночной стороны).

И этот прямоугольный кусок ткани мы будем складывать в складочку. Для этого удобно воспользоваться тонкой деревянной рейкой (ее можно купить в строительном магазине) – каждая створка складки по своей ширине будет совпадать с рейкой – и таким образом все складочки получатся одинаковые по форме. Каждую новую складку нужно хорошенько прогладить утюгом, можно и через мокрую марлечку.

А чтобы при работе над новыми складками старые складки не рассыпались, их можно сразу зафиксировать вручную ниткой с иголкой – просто маленьким стежком соединить створки складок в 2-3 местах – и с лицевой стороны и с обратной стороны. Так вам будет проще работать и спокойнее водить утюгом, не боясь что какая-нибудь из складок зацепится за утюг загладится с перекосом.

Выкраиваем центральную вставку.

На складчатый прямоугольник накладываем выкройку вставки, обрисовываем очертания горловины. И прямо по этой линии вручную, а потом и на машинке проводим строчку.

4 Выкраиваем центральную вставку.

И вот теперь из такого зафиксированного и заглаженного в складочку куска ткани мы и выкроим центральную вставку. Для этого кладем наш складчатый прямоугольник на стол – поверх него кладем нашу бумажную выкройку центральной вставки и мелкой обводим линию ее горловины – рисуем прямо поверх складочек.

А потом прямо поверх этой линии, вручную, кладем строчку – она нужна для того чтобы закрепить все слои складок вдоль этой нарисованной линии, с той целью чтобы они лучше шли под машинной строчкой. Ну а теперь кладем этот же шов и строчим его уже на машинке – 2 раза, чтобы крепче было. Эти швы скрепляют линию горловины (сейчас мы будем ее резать ножницами) и не позволят складкам рассыпаться на срезе горловины. И теперь когда линия горловины закреплена строчками, все что выше этих швов, можно смело обрезать – и получим красивый ровный край складчатой горловины,с уде застроченной аккуратной линией. Потом, после сборки всех деталей платья, мы обработаем этот срез горловины косой бейкой или полоской, вырезанной из той же ткани.

И теперь только остается сшить вместе все детали платья.

5 Сшиваем детали платья.

И теперь можно сшивать все детали платья между собой. Сначала сшить детали переда – пришить боковые детали к центральной вставке.

Потом соединяем деталь спинки с уже собранной деталью переда – прострачиваем в боковых и плечевых швах.

Потом обработываем горловину – при помощи косой бейки или полоски вырезанной из той же ткани (нашиваем ее по краю горловины, подогнув срез внутрь).

Точно так же можно обработать и края пройм. И в самом конце уже остается сделать подгиб края подола. И наше платье с вертикальной встречной складкой готово.

Как вы поняли моделировать складки можно одинаково хорошо как на выкройке, так и сразу на платье.

Вот мы и разобрались с принципами моделирования складок. Теперь нам будет несложно разобраться в готовых выкройках платьев со складками, и будет под силу создать свою собственную авторскую модель платья с этим нарядным элементом кроя.

Удачного вам пошива.