Нужно ли из ребенка вытягивать отличника. Мамина гордость: мой ребенок – отличник. Всегда ли это повод для радости? Не забывайте о правильном питании

Обычно родители гордятся тем, что их ребенок – отличник, что побеждает на всех олимпиадах, получает грамоты, что учителя им гордятся и ставят в пример. Но так ли это хорошо для самого ребенка? Отличник – это ведь не просто успевающий ученик, это - особое психологическое состояние, и школьник, который всегда готовится к урокам, старательно относится ко всем заданиям, получает самые высокие оценки, почему-то не всегда выглядит успешным. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

«Синдром шахматной королевы»

Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.

Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.

Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.

В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады. Для же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.

В начальных классах быть отличником просто. Первые успехи не требуют от детей больших усилий, и многое зависит от того, насколько подготовлен ребенок к школе. Хорошо развитая мелкая моторика, правильная школьная мотивация, пытливый ум,- и вот пятерки становятся частыми «гостями» или постоянными «жителями» детских тетрадей.

Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.

Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.

Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.

Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, . У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.

Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.

Причины появления комплекса отличника:

    Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.

    Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.

    Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.

    Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.

Как помочь ребенку с комплексом отличника?

Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:

    Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.

    Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

    Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.

    Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.

    Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).

    Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна.

И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника. Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.

Светлана Садова

Часто возникает вопрос: как сделать из ребенка отличника или, иными словами, есть ли заслуга родителей в том, что их сын или дочь учатся на «отлично»? Надо признать, что детей, которые бы относились к учебе исключительно ответственно без особой на то установки взрослых, не так уж много. В основном отличникам становятся те дети, чьи родители приложили для этого определенные усилия. И речь здесь, как вы понимаете, идет вовсе не о том, что они искали подход к учителям, а о том, что они постарались дать своему ребенку еще до школы хорошую базу знаний, а самое главное – привили ему усидчивость!

Терпение и самостоятельность – залог успехов в учебе

Если посмотреть статистику успеваемости учащихся начальных классов и средней школы, можно заметить определенную закономерность: отличников среди младших школьников больше, чем среди старшеклассников! Куда же делись те умненькие малыши, подававшие большие надежды? Все просто: не хватило терпения ни у них, ни у их родителей, ослабивших со временем контроль за тем, как выполняют их дети домашние задания, какие приносят оценки из школы. Значит, перед родителями, желающими видеть своих детей отличниками, стоит непростая задача: с одной стороны ребенка надо контролировать, а с другой – делать это ненавязчиво, так, чтобы маленький школьник привыкал к мысли, что домашние задания нужно выполнять независимо от того, проверят их родители или нет; что оценки нужно получать хорошие потому, что это «норма», а не потому, что его будут особенно за это хвалить или ругать.

У ребенка должна быть мотивация

Если для нас, взрослых, столь важно, чтобы наш труд был по достоинству оценен материально или хотя бы отмечен похвалой, тогда что говорить о детях: очень важно мотивировать их на отличные оценки. Установки могут быть следующие: «ты должен быть лучшим», «ты должен быть отличником», «у тебя все получится», «мы должны гордиться тобой», «ты не можешь нас подводить», «мы в тебя верим» и так далее. Постепенно ребенок привыкнет к мысли, что, как бы ни было ему трудно, как бы ни хотелось иногда полениться и не подготовиться к урокам, он не должен подводить родителей!

Книги, книги и еще раз книги

Если дети растут в читающей семье, можно считать, что для родителей вопрос о том, как воспитать отличника и что специально для этого делать, уже почти решен. Ребенок, воспитанный в такой атмосфере, и сам будет много читать, а значит, много знать! Он будет на порядок опережать своих не читающих одноклассников: его устные ответы будут отличаться глубиной, развернутостью и выразительностью; письменные работы будут грамотными не только потому, что он выучил наизусть все правила орфографии и пунктуации – зрительная память не даст ему допустить ошибку, ведь читая книги, он автоматически запоминает правописание многих слов, в том числе и словарных, не поддающихся правилам.

Статус отличника обязывает всегда быть на высоте

Родителям нужно постараться максимум усилий со своей стороны приложить в первые годы учебы: научить ребенка учиться. Что сюда входит? Ребенок должен выполнять все домашние задания, в том числе и устные; его тетради, дневник, учебники – все должно быть в образцовом порядке; на уроках он должен быть всегда собранным, внимательным и активно работать. Если ребенок привыкнет быть в числе лучших учеников класса, он всеми силами будет и сам стараться поддерживать имидж отличника: честолюбие не позволит ему учиться хуже!

Ребенок-отличник - мечта большинства родителей. Часто родители готовы на все, чтобы их ребенок имел в школе по всем предметам наивысший бал. С одной стороны, в этом желании как будто и нет ничего плохого, но с другой, если, желая заставить своего ребенка учиться только на отлично, родители начинают использовать неправильные методы воспитания, а то и вообще "перегибают палку", жестоко наказывая его за каждую низкую оценку, то такая погоня за хорошей успеваемостью может не только привести к обратному результату, но и стоить ребенку и его родителям здоровья.

Прежде всего, родители должны понять, что не достаточно высокая успеваемость их ребенка не обязательно связана с его ленью и нежеланием учиться, а также совсем не означает его низких умственных способностей.

Детские психологи школьную успеваемость связывают прежде всего с особенностями темперамента ребенка. Замечено, что лучше всего учатся дети флегматичного темперамента, имеющие низкую реактивность психики. Они уравновешены, усидчивы, дисциплинированны, их трудно вывести из себя, они почти не волнуются, отвечая у доски или выполняя контрольную работу.

Низкая успеваемость чаще всего бывает у детей со слабой конституцией и повышенной психической реактивностью. Такие дети с трудом могут заставить себя сосредоточиться на изучении мало интересного для них предмета, они очень быстро утомляются, рассеяны, не собраны, а при выполнении ответственного задания начинают так переживать, что выдают результат гораздо ниже, чем могут выдать будучи в спокойном состоянии.

Наказывать за плохую успеваемость ребенка, который плохо учится по причине особенностей своего темперамента, не только бессмысленно, но и крайне вредно. Постоянными наказаниями такого ребенка только можно превратить в невротика и вызвать у него страх перед школой и отвращение к учебе. Повысить успеваемость ребенка с такими психологическими особенностями, конечно, возможно, но делать это нужно, пользуясь правильными методами.

Во-первых, необходимо обязательно нормировать ребенку режим занятий и отдыха. К тому же, очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Строгое соблюдение режима поможет укрепить его нервную систему, сделает ее более выносливой, что будет способствовать его хорошей школьной успеваемости.

Во-вторых, нужно не ругать ребенка за плохие отметки, а хвалить и поощрять за самые маленькие успехи, не забывая повторять, что он умный и что у него обязательно все получится. Это поможет ему стать более уверенным в себе, более уравновешенным и спокойным. Только перестав бояться родительского наказания, ребенок сможет справиться с постоянным страхом получить плохую отметку, что позволит ему отвечать на уроках более смело.

Даже если у ребенка не получится стать отличником - ничего страшного! Ведь хорошая успеваемость в школе не является гарантией счастливой и успешной жизни ребенка в будущем. Очень часто бывает, что дети, учившиеся в школе только на "отлично", не достигают значительных успехов во взрослой жизни, а бывшие троечники-хулиганы отлично устраивают свою жизнь, делают карьеру и хорошо зарабатывают.

Поэтому детские психологи убеждены: чтобы ребенок в будущем смог себя успешно реализовать, его родители, вместо того, чтобы пытаться любыми способами сделать из него отличника, должны научить своего ребенка ставить цели и добиваться их исполнения, научить его выдержке, терпению и целеустремленности, а также постараться воспитать своего сына или свою дочь, прежде всего, просто хорошим человеком.

Олеся, спасибо за Ваш комментарий. Давайте попробуем развести два различных пониятия - объем заданий и обязательность их выполнения.
Детям могут задавать в разные дни различный объем заданий. Как правило, к концу рабочей недели, на выходные им задают немного меньше обычного, т.к. детки устают и нет смысла ставить перед ними невыполнимые задачи, материал на уставший организм, конечно же, плохо усваивается. Иногда на усмотрение учителя дается разный объем - что-то не успели изучить в классе, поэтому дали на дом чуть больше, чем вчера... Тут нет особо строгих правил, и человеческий фактор всегда имеет место быть.
Другое дело - обязательно ли выполнять задания... Единого подхода нет - каждый учитель имеет свою тактику организации учебного процесса. В нашей школе в первом классе родителям разрешали невыполнение домашних заданий в случае, если ребенок очень сильно устал... нас просили "не давить" на детей...
Но здесь есть один нюанс! Детям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно объяснить происходящее! "Ты устал настолько сильно, что не в состоянии выполнить задания. Я тебе позволю сегодня отдохнуть, но знай, что завтра тебя все равно учитель может спросить на уроке и отругать за невыполненные задания! Поэтому пусть это будет единичным исключением". Сейчас я своей дочери говорю так: "Ты должна сама решить для себя, делать ли тебе уроки, и КАК их делать. Потому что результат твоих усилий ты узнаешь завтра на уроках. Провал, равно как и успех, зависят только от тебя!". Это очень хорошо развивает в ребенке чувство ответственности)))
Некоторые психологи утверждают, что иногда следует позволить ребенку не выполнить домашние задания, для того, чтобы он понял, какие последствия из этого вытекают (порицание учителя, плохие отметки, непонимание пройденного материала и т.д.). Но, согласитесь, есть дети, которым все равно - ругают их, или нет, главное - при желании можно делать уроки, а можно и не делать...
Поэтому я лично противник такой тактики. Однажды я позволила дочери не делать уроки в первом классе (она про них забыла, заигравшись, и вспомнила только ближе к ночи, когда нужно было ложиться спать). Я пожалела ее детский организм, которому нужно было отдыхать, а не делать уроки, на ночь глядя. Моя хитренькая дочь быстро смекнула, что этой тактикой можно воспользоваться и в будущем. И впоследствии начали возникать подобные ситуации - она тянула время до победного и перед сном вспоминала, что забыла сделать уроки... Пришлось применить жесткий метод - заставить ее делать уроки до часу ночи и внушить в разговоре, что отныне попустительства больше не будет.
Приучать детей к ответственности по отношению к урокам лучше всего еще в саду или на подготовительных курсах перед школой. Именно родители должны показать важность и значимость исполнения поставленных перед ребенком задач. В саду дают различные задания - как правило, это совместные с родителями поделки для выставок. На подготовительных курсах нам тоже задавали небольшие домашние задания.
В школьном учебном процесс роль родителей не сводится только к тому, чтобы следить за оценками в дневнике или определять, хорош или плох учитель! Конечно, мы первые, кто учим наших детей учиться!
Организуйте режим дня ребенка так, чтобы в нем было обязательное время на выполнение домашних заданий, и контролируйте этот процесс! Удачи вам!))))

Гуляла я по чудесной выставке «Агрорусь». Сотни прилавков с разными вкусностями, семенами, саженцами и техникой захватывали дух. Но самым интересным оказался павильон школьной ярмарки. Чего там только не было! Школьная форма, разноцветные рюкзаки, утяжелённые одеяла для сенсорной интеграции, детская площадка привлекали к себе внимание детей и взрослых.

Но один яркий стэнд выделялся на фоне остальных. На нём висел рекламный щит с надписью: На столе лежала гора одинаковых книг с таким же названием. Похоже, проблема успеваемости вышла на новый уровень.Пятисотстраничный талмуд про изготовление отличников был тому наглядным доказательством.

Честно скажу, я книгу не открывала, возможно в ней есть кладезь полезной информации. Но на вопрос «Как сделать из ребёнка отличника?» Мне хочется спросить, зачем делать из кого-то то, чем он не является? Почему дети отличники – завидное достижение для многих родителей?

Все мы учились в школе и сейчас у многих есть собственный опыт родительства и участия в родительских собраниях. Тема двоечников и отличников обсуждается на них больше всего. Как вы думаете, каким инструментом пользуется учитель, прилюдно рассказывая маме с папой про то, как плох их малыш?

Правильно, стыдом.

В одном из своих писем к сыну советский актёр, Евгений Леонов, очень хорошо описывает состояние стыда после разговора в школе и следующее за ним желание дать подзатыльник сорванцу, заставившему отца краснеть.

Стыд – очень сильное оружие и часто с ним справляются при помощи гнева. Вот и получается, что ребёнок отличник – лучший способ чувствовать себе хорошим родителем и избежать стыда.

Кого же воспитывает наша школа такими методами?

Нарциссических и зависимых личностей. Более того, пользуясь своим излюбленным жалом стыда, она превращает родителей в своих пособников.

Да, хорошо приготовленный нарцисс несомненно добьётся успеха в карьере. Но он никогда не будет счастлив. Ведь его истинное живое «я» всегда будет напоминать о себя страхом перед стыдом и болью от предательства себя.

Успехов он добьётся, в частности, из-за прекрасного умения ходить по головам, ведь чувства у нарцисса в заморозке. Он не знает жалости и сострадания. Страх стыда гонит его вперёд к власти и материальным благам.

Общество бьётся над проблемой зависимостей и девиантного поведения, но оно само стало причиной их появления. Изменения нужно начинать с себя. Сколько сейчас нейробиологических, психологических исследований и книг, в один голос трубящих о важности безусловной любви и принятия ребёнка?А воз и ныне там.

Многие взрослые не могут дать такую любовь своим детям. Они не знают, как? Нет опыта. Они сами в дефиците любви. Неспособность любить передаётся из поколения в поколения. Сад и школа ещё больше усугубляют дело. Вместо того, чтобы дать ребёнку поддержку, опору, принятие, веру и компенсировать дефицитарность родителя, они предъявляют ему требование: будь таким, как я хочу, и тогда я сочту тебе ценным и достойным моего хорошего расположения.

Потом мы удивляемся, откуда у нас столько одинаковых специалистов: юристов, психологов, экономистов, а рабочих, инженеров, врачей не хватает. Просто мы не даём детям возможности познать себя, открыть свою идентичность. Без этого выбрать дело по душе практически не возможно. Остаётся только следовать за нарциссической страстью и искать успех в тех областях, которые у всех на устах.

Вспоминается пример из выступления Кёна Робинсона, в котором он рассказывает про детство известной танцовщицы мюзиклов. Девочку направили на лечение к психологу из-за неусидчивости.

Психолог оказался настоящим знатоком человеческих душ. Он включил музыку, оставил девочку одну в кабинете и вместе с её мамой вышел за дверь. Они наблюдали за происходящим через стекло. Девочка танцевала. «Ваша дочка не больна. Она танцовщица. Отдайте её в балетную школу» – вынес свой вердикт специалист.

Именно так и нужно относиться к нашим детям. Быть рядом, верить в них, любить и наблюдать. Тогда мы сможем разглядеть их истинное лицо и помочь ему проявиться.

Такой должна быть цель любой образовательной системы. И не так важно каких высот добьётся малыш в будущем. Важно его мироощущение, его самоуважение, доверие к себе и миру, удовольствие от жизни и работы, от своей уникальности. Именно это поможет ему стать счастливым, успешным, любящим человеком.