Организация коллективной деятельности дошкольников на занятиях. Консультация "коллективная работа в детском саду". Коллективная работа. Совместный труд, коллективное творчество - Коллективная работа «Военная техника» в разновозрастной группе

Ерохова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Огонек"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п. Линево
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство развития коммуникации у дошкольников"
Дата публикации: 30.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Коллективная изобразительная деятельность

- эффективное средство развития коммуникации

у дошкольников»

Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст

чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся

отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит

последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются»

компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на

низком уровне развития. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные

изобразительной

деятельности.

организации

деятельности

коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий

позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в

коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой

для формирования личности период.

Коллективная

изобразительная

деятельность

эффективное

средство

воспитательных

дидактических

Коллективная

организации

возможность

формировать

работать

развивает

привычку

к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще

всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но

особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются

изображения

называются

коллективными

работами.

значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.

Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного

творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких

з а н я т и я х

п о в ы ш а е т

э ф ф е к т и в н о с т ь

х у д о ж е с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и.

показывает

конкретных

соединения

коллективных

индивидуальных

работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности

может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В

коллективной

изобразительной

деятельности

самостоятельно

распределяют

обязанности,

осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них

появляется

дополнительная

преодолевают

трудности

творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их

применении

необходимо

соблюдение

педагогической

коллективное

рисование

организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же

затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее

воспитательную

ценность:

выполненные

коллективно,

использованы

оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным

произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае

художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает

положительное

нравственный

Различные

возможных

объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной

работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Коллективная

является

своеобразным

обучения

определенным изобразительным навыкам. В процессе проведения коллективной работы педагог

решает большое количество задач нравственного воспитания.

Создание

коллективных

изображений

организовывать

возрастных

группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый – наиболее простой, когда ребенок

выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию.

Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется

картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д. Или каждый ребёнок

рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний

лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают

детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп,

каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет

узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для

каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и

каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо

уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было

интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог

проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А. И.Савенков,

проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию,

позволяет

систематизировать

постоянно

усложнять

совместной

деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и,

наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в

небольшой

(3-5человек)

фактически

включающей

Воспитанники

создавать

изображения

одновременно

изображением

принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного

возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам,

которые можно определить по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует

подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от

возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание

изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в

процессе

самостоятельной

художественной

деятельности.

Сложность

отдельных

изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в

непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и

вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких

художественных образов.

Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции

образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу

увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный

красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся

договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело,

уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому,

чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время

выполнения

коллективных

общаться

взрослым

начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже

начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют,

договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как

договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по

изобразительной

деятельности.

организовать

коллективную

аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных

навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы

объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них

получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на

которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу

выполняют

одинаковое

дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет

изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания,

маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант

может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после

выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по

выполнять

коллективные

аппликации.

вырезает

склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы

по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например,

каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все

рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе

бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием.

Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства:

городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить

выполнить

жостовских

подносов,

росписей.

использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над

декоративной

композицией

организовать

по-другому.

воспитатель

большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо

активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать,

где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе

советуются,

рисовать

Композиция

создается

последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме.

Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому

можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей

композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение

детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить

детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы

они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы

идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет

узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог

должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто

кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают

композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом

важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Многие коллективные

картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на

свободное

композиция

обогащаться,

расширяться,

дополняться.

Постепенно

становится

интересной,

выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те

которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно

со всеми.

Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в

которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не

по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке»,

заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается

вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в

подготовке такого изображения.

Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в

общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе

советуются,

примеряют,

получится.

Взаимодействие

педагога

осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует

воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их

самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации,

атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная

деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с

художественно-творческими

деятельностями

музыкальной,

художественной, коммуникативной).

Литература:

Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия (уроки)? Такой вопрос часто задают педагоги.

Прежде всего о времени их проведения. Работа может осуществляться как на занятиях (в детском саду), так и на уроках (в школе), а также в свободное от занятий время и в группе продленного дня. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2-3 занятия или урока.

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают картину уголка природы в детском саду. При этом также можно организовать работу по подгруппам: одна - вырезает и наклеивает растения, другая - готовит обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки, веточки для птиц и другие необходимые для уголка предметы. Затем все части объединяются в общей композиции. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдется дело по силам. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Вот так, например, можно провести занятие по рисованию коллективной картины «Лес» (эта тема приемлема для создания коллективной композиции детьми всех возрастных групп детского сада и учащимися начальной школы). Конечно, сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, в какое время года изображается лес (для зимнего пейзажа может быть использован белый или голубой лист, для весеннего - светло-зеленый, светло- желтый или светло-голубой, для осеннего больше подойдет светло-желтый, золотисто-охристый, светло-оранжевый и др.).

Разумеется, созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано так: большой лист бумаги прикрепляется к доске или мольберту на высоте, удобной для рисования детей. Одновременно рисовать могут двое-трое детей. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда ребят в группе немного, иначе создание композиции затянется во времени и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа для создания двух композиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы и каждая создает свою картину. Обе картины затем могут быть объединены.

Организация может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или два, в зависимости от числа присутствующих детей) столы помещается длинный лист бумаги (можно использовать обратную сторону обоев). Дети садятся или стоя выполняют композицию. Каждый ребенок рисует столько деревьев и других объектов леса, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг или два от столов, чтобы лучше было видно нарисованное всеми и можно было всем вместе полюбоваться картиной. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков или падающим снегом, идущим дождем, лесными обитателями, надо предоставить им эту возможность. Если время урока (занятия) не позволяет, это можно осуществить в группе продленного дня, в свободной деятельности. Мы уже говорили, что коллективную композицию на эту тему можно предложить детям любой возрастной группы. Содержание изображаемого будет зависеть от возрастных особенностей детей. Готовую картину хорошо повесить в групповой комнате, в раздевальной, в вестибюле, зале детского сада, чтобы можно было еще и еще полюбоваться своим произведением и чтобы ее могли рассмотреть другие дети, родители, сотрудники учреждения.

Законченная композиция может быть использована в качестве декорации для игр-драматизаций по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Она может послужить украшением зала к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом могут быть выполнены композиции на другие темы («Цветущий сад», «Подводное царство» и т. п.), которые тоже могут быть использованы в жизни детей, в их играх.

Примерно так же может быть организовано занятие по рисованию, аппликации картины цветущего луга (реки, где плывут лодки, купаются дети и т. д.). Очень хорошо выбор цвета бумаги и всю композицию обговорить с детьми. Вообще, советуясь с детьми, педагог способствует развитию их активности, творческой самостоятельности. Дети при таком руководстве учатся коллективному обсуждению предстоящей творческой деятельности, ее планированию, распределению усилий между всеми участниками, понимают участие каждого в общей композиции, учатся прислушиваться к мнению других. Постепенно дети «покрывают» луг цветами. Лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так на глазах детей их общими усилиями создается яркая, вызывающая эстетическое чувство радости, картина. Коллективная композиция на тему «Цветы» может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» и т.п. Корзину или вазу можно вырезать заранее.

В средней группе (а также в старшей и подготовительной) на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение каждой композиции зависит от того образа, который создают дети, и это надо обсудить с ними.

С детьми старшей группы может быть создана в рисунке, аппликации декоративная композиция по мотивам народного искусства. Организовать такое занятие можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате (распределение бумажных заготовок, на которых будет создаваться узор, может быть сделано воспитателем, с учетом уровня овладения детьми изобразительной деятельностью или предлагается на выбор детям). Когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Вообще местный компонент народного искусства должен стать основой работы и в школе и в детском саду.

Работу над декоративной композицией можно организовать и по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещен узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, а затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить двое-трое или четверо детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

О Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной: «Сказочный домик» - дети создают орнаментальные композиции, которыми украшается фасадная часть домика: стена, окошко, фронтон и др. По мотивам дымковской игрушки или Городецкой росписи может быть создана композиция на тему: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Для их создания воспитатель готовит из белой бумаги силуэты дымковских игрушек или из охристой (можно другого цвета, в соответствии с используемым в качестве фона в городецких изделиях), которые дети затем расписывают. В этом занятии могут участвовать дети разных возрастных групп. Когда роспись выполнена, дети вместе с воспитателями изготовляют карусель, хоровод и т.п.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожок. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями, волевым решением, основанным на авторитете взрослого, типа: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так, как он». А предложить каждому из участников сделать набросок своего узора для варежек, а потом договориться, какой из них украсит кайму внизу рукавички, какой - середину внешней стороны, а какой - верхнюю часть, где «прячутся» пальчики.

Декоративные композиции могут выполняться и в аппликации. Работу можно осуществлять на занятии и в свободное от занятий время.

Интересное коллективное занятие мы наблюдали в г. Кинешма Тверской области. Местная художница, которая часто приходит к детям, подарила им изготовленных ею кукол. И на занятии дети решили сделать для них сказочный домик. Воспитатель вместе с детьми (старшая группа) приготовила брусочки из плотной бумаги с прорезанными дырочками в верхней и нижней стороне бруска. Дети расписывали одну сторону бруска (кирпичика). И расписанные узором кирпичики нанизывались на заранее изготовленную конструкцию. На глазах детей возникла декоративно расписанная стена сказочного дома, которая завершается расписанными ранее фронтоном и крышей (роспись фронтона может осуществляться педагогом совместно с детьми в свободное время).

Q Опишем еще одно коллективное занятие, проведенное в старшей группе детского учреждения № 371 г. Москвы. Тема коллективной аппликации - «Цирк». Занятие проводилось в зале. Дети входят в зал под звуки известной песни «Цирк*. После того как дети прошли по залу и остановились, воспитательница беседует с ними о цирке. Спрашивает, были ли они в цирке (все дети ходили в цирк, а некоторые не один раз). «А правда ли,- спросила воспитательница,- что в цирке можно встретить настоящих диких зверей?* Дети наперебой стали называть зверей, которых они видели в цирке (медведь, тигр, львы, пантеры и др.). «А что же они там делают?» - удивляется воспитательница. Дети рассказывают, как выступают звери, танцуют, прыгают в горящие обручи и т.п. Воспитательница спрашивает, кто всему этому учит зверей. Дети отвечают. Затем педагог предлагает детям сделать цирк: «Представьте,- говорит воспитательница,- что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена цирка*. Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой зеленый круг - арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания разных животных. Лист - арена раскладывается на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работать. Воспитательница подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных, если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, то они подходят к мольберту, рассматривают иллюстрации. По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена арена, и раскладывают вырезанных ими животных. Педагог подходит к этому столу, вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных зверей. Наконец картина готова. Дети радуются вместе с воспитателем. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун. Он приглашает детей в хоровод. Все весело танцуют.

Дети старшей подготовительной группы и начальных классов могут создавать декоративные композиции по мотивам разных видов народного декоративно-прикладного искусства, а также в свободной манере, используя элементы растительного или геометрического орнамента.

Темы таких занятий: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные животные», «Сказочные птицы» и другие.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время в группе продленного дня композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Мы заметили, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

О предстоящей коллективной работе следует сказать детям и учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям. Содержанием коллективной работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие, о чем говорилось выше. Продумывая темы коллективных композиций, педагог должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов. Важно, чтобы предложение педагога выполнить коллективную работу вызывало у детей положительный эмоциональный отклик. А это возможно только тогда, когда тема будет близка детям, связана с их жизнью, с разнообразными детскими играми, когда тема соответствует детским впечатлениям.

Если в группе воспитываются дети разных возрастов, полезны разновозрастные объединения. Методика таких занятий разработана кандидатом педагогических наук Т.Н. Дороновой и кандидатом психологических наук С.Г. Якобсон. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у старших, старшие дети учатся терпеливо относиться к неумению младшего, объяснять, как лучше выполнить работу. Важно только обращать внимание на то, чтобы старшие не лишили младших самостоятельности, не брали на себя самую интересную часть задачи и т.д. Интересно отметить, что объединение детей в пары для создания общей композиции широко используется в работе по изобразительной деятельности с детьми в японских детских садах. Разнообразными могут быть темы таких занятий и формы организации. Так, дети могут создавать рисунок на одну тему: например, ?Лесная полянка летом», ?Бабочки летают над лугом» и многие другие. Дети, договорившись об общей композиции, рисуют или вырезают и наклеивают каждый на своей половине листа, можно на отдельных листках, сверяя ход работы и решение композиции, колорит картинки и т. п. ЗДесь каждый ребенок работает как бы отдельно. Один ребенок может изображать одни деревья и цветы, другой - другие; один может нарисовать лесных зверушек, а другой - летающих бабочек, пчелок и т.д. Если дети договорились об общем композиционном решении, о материалах, в которых будет исполнено изображение, общая композиция не только не пострадает, но и станет даже богаче и интереснее.

В другом случае содержание изображений двух детей может быть почти идентичным. Например, при создании в аппликации картины на тему: ?Мишки занимаются зарядкой», или?Мишки играют», или?Клоуны выступают в цирке» и т.д., каждый ребенок вырезает и наклеивает своего мишку, клоуна, а затем те предметы, которые они держат в ладонях или в которые играют.

Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам детям (фактически часто воспитатели так и делают, но отдельно, без присутствия детей, и ребята не видят, как действует педагог). Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию?Птицы на ветке (дереве)» заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предстоит вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения Вместе с тем, в таком виде работы и взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель и обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр драматизаций по литературным произведениям: «Теремок», «Кот, петух, лиса», «Гуси-лебеди» и другие.

Интересной формой коллективного изображения может быть панорама. Этот вид изображения позволяет объединить детей разных групп: дошкольников, младших школьников. При этом панорама, являющаяся многоплановой и многофигурной композицией, создается на нескольких занятиях, уроках. Каждая группа детей может работать над изображением в разное время: так первоклассники или старшие дошкольники могут на уроке рисования на длинном листе бумаги рисовать пейзаж (его тема может быть разной, что определяется общей темой панорамы). Пейзаж будет (расположен вертикально) дальним планом и фоном панорамы. Затем оформляются ближние планы. Изображения этих планов располагаются на горизонтальной полосе, ширина которой может быть разной. Эта часть пейзажа может быть лесной опушкой, полянкой, частью сквера, улицей города и т.п. Соответственно содержанию она и разрисовывается, а затем на ней располагаются изображения, содержание которых определяется задуманной композицией. Для передачи ландшафта (горки, бугорки, кочки и др.) можно использовать технику папье-маше. Изображения передних планов могут быть объемными, их дети уже других классов или групп детского сада создают из глины, пластилина. Они могут быть изготовлены из бумаги (плоскостными или в технике оригами). Так могут быть созданы панорамы по содержанию разных сказок. И их можно использовать для показа театрализированного представления, для рассказывания сказок детьми. Созданная совместно с другими детьми панорама позволит детям ярче представить происходящее, глубже пережить сюжет, лучше его запомнить.

Темой панорамы могут быть не только сказки, но и другие литературные произведения, жизнь детей, например, зимние забавы, события, происходящие в мире (спортивные соревнования, праздники, отдых людей, космодром и т. п.).

Какие темы коллективных композиций могут быть использованы в работе с детьми разных возрастных групп?

Далеко не всегда можно четко распределить темы и отнести их к конкретной возрастной группе детей. Многие темы могут быть решены детьми разного возраста, и младшего, и старшего. Различие будет заключаться в сложности разработки темы: содержании изображений, их композиции, цветовом решении, деталировке изображений и т.д. К таким темам можно отнести, например, пейзажи: «Лес» - в разные времена года, «Цветущий луг», «Птицы на ветке» (или на кормушке) и другие. Тем не менее назовем некоторые возможные темы для коллективных композиций применительно к разным возрастным группам. Разумеется, темы, предлагаемые нами, следует рассматривать не как обязательные, а как возможные варианты. Каждый педагог может определить темы коллективных работ для своей группы детей, исходя из уровня развития их изобразительной деятельности, окружающего детей мира, их интересов, жизненного опыта.

Назовем примерные темы коллективных композиций для детей разных возрастных групп.

Темы для группы детей 3-4 лет:

  • ? Разноцветные шары (аппликация, рисование).
  • ? Зимний лес (рисование).
  • ? «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (рисование).
  • ? Неваляшки гуляют (лепка, аппликация).
  • ? На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация. В этом случае изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья).
  • ? Расцвели красивые цветы (аппликация или рисование).
  • ? Цыплята гуляют по травке (лепка, аппликация, рисование).
  • ? Украсим нашу группу к празднику весны (шарами, цветами, флажками).

При создании последней работы можно сочетать и рисование, и аппликацию. Подобное занятие может быть проведено и к новогоднему празднику. Вместе с детьми воспитатели могут создать новогоднее панно. Воспитатель вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку. Делать эту часть общей композиции нужно при детях, чтобы дети были пусть даже пассивными участниками этой деятельности педагога. А затем дети могут наклеить готовые украшения на елку, костюм Деда Мороза или Снегурочки, а также шары, гирлянды огоньков, бус, флажков и т. д.

Некоторые из тем занятий, предложенных для малышей, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом дети 4-5 лет некоторые украшения могут вырезать сами.

Примерная тематика коллективных работ в средней группе может быть такой:

  • ? Осенний лес (рисование).
  • ? Осенний ковер (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам).
  • ? Птицы на кормушке (лепка).
  • ? Птицы на ветке (дереве).
  • ? Веселая карусель (по мотивам дымковских игрушек. Для этой композиции воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель).
  • ? Сказочное дерево (рисование, аппликация).
  • ? Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке или аппликации).
  • ? Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные ими домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, про- тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.).
  • ? По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация).
  • ? На клумбе расцвели красивые цветы. Для этой картины хорошо подобрать бумагу зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить. Чтобы облегчить детям решение темы и способствовать разнообразию изображения цветов, целесообразно в группе поставить большой букет цветов, тогда каждый ребенок сможет разнообразить свои впечатления. Если трудно найти разнообразные цветы, можно воспользоваться иллюстрациями, репродукциями с картин художников. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе.

Мотивом коллективной композиции может послужить литературное произведение. Например, стихотворные строчки:" «На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг помладше, круг - совсем малыши» могут стать темой общей композиции, в которой будет передан образ пляшущих рыб, объединенных в хороводы.

Темы коллективных композиций для детей старшей и подготовительной группы и 1-2-го классов школы:

  • ? Витрина магазина игрушек. Композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке.
  • ? Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами) - аппликация.
  • ? Наш уголок природы (аппликация).

Все названные композиции могут быть выполнены при совместно-индивидуальной форме организации детей или при совместно-последовательной деятельности.

Композиции могут быть сюжетными:

  • ? Осенний парк (волшебный сад).
  • ? На катке (аппликация или рисование).
  • ? В зоопарке (аппликация).
  • ? Веселый поезд (аппликация или рисование. Сначала дети вырезают и наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и т. п.).
  • ? Зимние забавы (аппликация).
  • ? Наш город.
  • ? Сказочное царство (при создании этой композиции могут быть использованы все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация).

Разумеется, все предлагаемые темы являются примерными. Педагоги, исходя из специфики окружения детского сада, школы (а целый ряд тем, рекомендованных для старших дошкольников, как показывает наш опыт, вызывает интерес и у младших школьников), могут менять как тематику коллективных композиций, предлагаемых детям, так и материалы, в которых они будут воплощаться.

Широкое включение в работу по изобразительной деятельности коллективных форм позволит сделать ее интересной и привлекательной для детей. И что тоже важно, эти занятия очень значимы для формирования личности ребенка, его отношения к миру, людям, искусству.

Коллективные детские композиции, так же как и индивидуальные, должны быть тесно связаны с жизнью детей, получаемыми ими впечатлениями. Но по сравнению с индивидуальными рисунками, лепкой, аппликацией эти работы в силу их широкой масштабности, многопредметности, необходимо привлечь в многообразный детский опыт.

Надежда Егорова
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Коллективное творчество дошкольников .

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем , особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты , готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе ; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование , ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении . Основной причиной является : недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества , педагог должен основываться на следующих принципах :

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества ;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии ;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности ;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников .

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста ) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами . Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В . Маяковского : «Чего один не сделает, сделаем вместе» .

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения , кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми :

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом : планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке , аппликации, конструировании , сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда ).

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг» , «Лес» , «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.). Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы , каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия , педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело . Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества .

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города» : на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества ? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества , является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка , навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества , следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества , неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности : добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески , если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация) . В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование) . Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек) . Карусель конструирует воспитатель .

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация : дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны : небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами

3. Наш уголок природы (аппликация)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. На катке

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Творческая коллективная деятельность рассматривается как созидающая творческая деятельность, когда ребенок, обученный творчески действовать в одной области деятельности, распространяет это в другую область деятельности.
Творческая коллективная деятельность подразумевает одно из важнейших направлений развивающего обучения - формирование и развитие творчества в регулярной деятельности детей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

В процессе выполнения коллективных работ осуществляетсянравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, под­сказывать;

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последова­ тельность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

На занятиях по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
До начала занятия воспитатель должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.

Беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.
Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.
На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Пример из опыта педагогической работы. Рисование по представлению «Планеты и ракеты» (создание коллективной композиции).

Цель : изготовить красочную композицию для украшения интерьера группы к 50-летию со дня полета в космос Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа : в совместной с воспитателем беседе дети делились тем, что они знают о космосе. Воспитатель в доступной форме рассказала ребятам о космосе и космонавтах, сопровождая повествование красочными фотографиями, записями песен о космонавтах.

В группе педагоги организовали выставку детских книг: «Просторы звездного неба».

Дети дружно рассматривали иллюстрации и обсуждали их.

Разучили подвижную игру «Путешествие к звездам».

В игре «Запуск ракеты» тренировались в обратном счете, сравнивали числа, стоящие рядом в числовом ряду 1-10.

Коллективная работа по созданию композиции «Планеты и ракеты» была организована в течение двух из последующих дней.

Ход работы.

Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции – большой черный лист бумаги, читает строчки из стихотворения В.П. Лепилова «Космическая сказка»:

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны…

Сейчас на этом большом черном листе ничего нет. Но скоро появятся звезды, планеты, кометы, космические корабли. И сделаем всё это мы с вами – создадим свой «маленький космос». Подумайте, что из космических объектов вы хотели бы нарисовать. Поделитесь друг с другом об этом, какие краски будете использовать в рисунке.

Дети договариваются между собой о том, кто что будет рисовать: звезды, планеты или другие космические объекты.

Ребята воплощают задуманное в рисунке на отдельных листках.

Готовые рисунки сохраняются до следующего дня.

На следующий день, когда запланировано занятие рисованием или аппликацией, воспитатель выставляет рисунки детей и спрашивает о том, каким образом можно поместить нарисованные ракеты, звезды, планеты и кометы на большой черный лист.

Дети отвечают, что рисунки можно вырезать и наклеить.

Ребята, которые умеют хорошо вырезать, помогают тем, у кого это не очень хорошо получается.

Из вырезанных рисунков составляется и наклеивается композиция на большой черный лист.

«Россыпь» звезд можно нарисовать кончиком тонкой кисточки белой гуашью.

Готовая композиция вывешивается в группе для общего обзора и обсуждения.(см. приложение 7)

Воспитатель или подготовленный ребенок читает строки из стихотворения Л. Алейниковой «Ракета и салют»:

Взял я краски почудесней,

И веселой кистью, с песней

Чудно все разрисовал, -

Праздник сам себе создал!

В небо вырвалась ракета,

Из нее летит сноп света, -

Звезды радостно снуют,

Сыплют сказочный салют.

Мероприятие заканчивается записью песен о космонавтах.

Коллективные творческие дела в детском саду

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Если в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью), значит эти стороны личности мы и должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество.

Большое значение для формирования творческих способностей имеют коллективные творческие дела.

- это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективная творческая деятельность – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Введение новых ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС ДО. А творческая деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Работая с детьми своей группы «Капелька», я особое внимание уделила коллективной творческой деятельности. Поводом послужило то, что некоторое время мои воспитанники терпели неудачи в мероприятиях, где нужно было коллективно «бороться» за призовые места: дети не сотрудничали, а соперничали, каждый был сам за себя, в коллективе отсутствовал «дух команды». Нужно было как-то сплотить детей, заинтересовать, объяснить… Выход из сложившейся ситуации нашла в коллективных творческих делах , через которые и коллектив группы можно сплотить, и творчество детей развить.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы.

Художественные коллективные творческие дела . Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (лепка, аппликация, рисование).

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (Проводились мероприятия: «Подарок друзьям», «Трудовой сюрприз», «Книжная мастерская»).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (Мероприятия: «Вечер веселых задач», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», экскурсии, проекты «Чудо город», «Крапива», «Береги птиц»).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (Мероприятия: «Веселые старты», «Зов джунглей», «Лыжня России», «Кросс нации»).

Общественно-патриотические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (Мероприятия: «День знаний», «Новогодний праздник», «День Защитников Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «День Победы», проект «Моя семья»).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности (Мероприятия: дни рождения воспитанников, конкурсы рисунков и поделок).

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Используя в своей работе все виды коллективного творчества, заметила, что дети научились согласовывать свои действия, мнения, быть внимательными к чувствам и эмоциям других людей, планировать свои действия, определять их последовательность.

Вся моя работа по развитию коллективного творчества у детей дала хорошие результаты. Мои воспитанники стали победителями в территориальных мероприятиях: Муниципальный фестиваль «Эта добрая сказка», «Самая красивая» - Гран-при; Муниципальный фестиваль «Русская душа» - I место; Муниципальный фестиваль детского творчества «Радуга планеты детства» Гран-при и два первых места.

А также мои дети - активные участники и победители областных, всероссийских и международных конкурсов и мероприятий: Общероссийская акция «Дерево-память»; 5 Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+ Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» - I место; Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Пернатые друзья» - I и II места; Международный конкурс детского творчества «Краски», Конкурс рисунков «Мир глазами детей» - II, III места; IV Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете», Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста - I, II, III места.

Я горжусь своими воспитанниками и результатами проделанной работы.