Проблемы образования и воспитания по конту. Проблема воспитания и образования, аргументы из литературы Проблема обучения и развития

Официальная стратегия воспитания предусматривает содействие духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную тоталитарным режимом психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Обозначены ориентиры воспитания высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Выдвинута новая для образования задача - готовить молодежь к разнообразной деятельности за пределами России.

В прошлое ушли моноидеологическое коммунистическое воспитание, глобальная идеологическая конфронтация, которые накладывали негативный отпечаток на воспитание. В учебных заведениях запрещена деятельность политических партий. В теории воспитания возник идейный вакуум, который было необходимо заполнить новым содержанием. На его заполнение претендуют несколько концепций.

Концепции воспитания

Значительная число российских ученых фактически продолжает традиции марксистской педагогики и понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, идущий прежде всего от задач социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Подчеркивается, что в результате воспитания общественное должно быть представлено в индивидуальном, в перспективе чего происходит интеграция личности с коллективом. При выработке новой философии воспитания часть ученых предложила иные педагогические средства для прежней цели - формирования полностью социально детерминированного человека. Такой подход создавал иллюзию, будто методами социализации можно решить проблемы отдельной личности.

Оппоненты этого подхода предлагают демократическую концепцию воспитания, в основе которой лежат признание природной сущности и права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Они представляют человека как существо одновременно природное и социальное.

Чтобы реализовать обе ипостаси, Олег Самойлович Газман (1936-1997) предложил осуществлять педагогику свободы, предусматривающую заботу о детских потребностях и интересах; защиту ребенка от природных и социальных опасностей; воспитание и обучение при гуманном содержании и гуманной направленности передаваемых норм поведения; передачу опыта гуманистических отношений; демократический стиль учения и преподавания. Педагогика свободы характеризуется как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также способов преодоления препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.


Демократическая педагогическая концепция провозглашает идейный плюрализм, отказ от идеологических крайностей при формировании подрастающего поколения. Подобная парадигма воспитания предусматривает идейную толерантность, свободу совести, т.е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

Важной составляющей демократического воспитания в многонациональной России рассматривается поликультурное воспитание. Оно предусматривает, что объективно ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура, которая для нерусских наций и этнических групп - основной посредник с мировыми духовными ценностями. Учитывается также, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели предлагает, в частности, этнопедагогика, одним из первых разработчиков которой является Геннадий Никандрович Волков (род. 1927 г.).

Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием единства и идеологической интеграции советского общества.

В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим.

На главную роль в воспитании претендует религиозная педагогика. Помимо приоритета религии, в нравственном воспитании ею делается акцент на необходимости усиления национального воспитания.

В общественной и педагогической мысли существует также парадигма этноцентризма, национализма, которая представляет значительную угрозу демократическим завоеваниям в воспитании и образовании.

Проблемы дидактики

Заметно изменились подходы к содержанию образования. Так, переход на новые школьные программы предусматривает, что учащиеся должны получать равную общую подготовку. В то же время единый общеобразовательный стандарт рассматривается лишь как минимальный уровень приобретаемого образования. Предусмотрено сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предлагались учебные программы с тремя компонентами: федеральным, национально-региональным и школьным. Федеральный компонент должен обеспечивать целостность образования по стране и включать ту часть содержания образования, где выделены учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия. Национально-региональный компонент должен отражать потребности субъектов Российской Федерации (национальное, региональное своеобразие культуры: родной язык и литература, история, география региона и т.п.), а школьный компонент - специфику образовательного учреждения.

Было определено, что базовый уровень среднего образования может достигаться при помощи разнообразных вариантов программ. Вариативность должна усиливаться от младших к старшим классам. Базисный учебный план неполной (основной) школы должен включать максимальный и минимизированный наборы образовательных областей: базисный план полной средней школы - тот же набор образовательных областей, что и базисный план основной школы. Но здесь обучение предложено строить по принципу профильной дифференциации.

В России, как и в других ведущих странах мира, приобрела остроту проблема дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Новая ситуация породила необходимость качественно иной системы диверсификации общего образования. Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся - глобальная тенденция современной школы.

Одним из важных направлений дифференциации рассматривается обучение одаренных, талантливых детей и подростков. Российскими учеными формулируются несколько основных типов одаренности, которые следует учитывать в общеобразовательной школе, - академическая (ярко выраженная способность учиться); интеллектуальная (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты); творческая (нестандартное мышление и видение мира). Утверждается, что при всех различиях одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и наслаждении от умственного труда. Называются и другие типичные признаки: стремление и умение общаться со взрослыми, повышенная эмоциональность, чувство юмора, особая речь.

Педагоги задаются вопросом: какой должна быть организация обучения одаренных? Ответы разные. Предлагается обучать талантливых детей в обычной школе или в специальных учебных заведениях. Сторонник последнего варианта В.Юркевич пишет: «Нужны школы, где всерьез думают о развитии детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей, исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно... Работа с одаренными - далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд... Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот - особенные».

В поле внимания педагогов остаются дети с отклонениями в физическом и умственном развитии. Проблема отражает печальную реальность массового рождения детей с различными патологиями вследствие наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей. Определение для них особого образования - важное направление педагогических исследований. Предложены перспективные методики обучения «необучаемых» детей. Эти методики, в частности, исходят из того, что умственно отсталые дети прекрасно сознают и переживают свою ущербность, но совершенно не переносят, когда с ними обращаются как с инвалидами.

Особая проблема дифференциации - компенсирующее обучение, т.е. дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся. Оно - ответ на рост неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Компенсирующим обучением в российской школе предусмотрены прежде всего дополнительные занятия и повторное обучение. Многие педагоги считают, что второгодничество создает иллюзию компенсирующего обучения. Они ссылаются на психолого-педагогические наблюдения, из которых следует, что повторное обучение часто не только не повышает уровень подготовки, но и педагогически вредно, поскольку второгодники теряют уверенность в себе, становятся трудными детьми.

При решении задач развития социально-нравственных качеств, успешной адаптации к условиям школьной жизни, формирования учебной мотивации слабых, социально и педагогически запущенных ребят предлагаются определенные методики. Для терапии неуспеваемости предлагается в отношениях с учеником руководствоваться некоторыми правилами: «не бить лежачего» (не наказывать дважды за одни и те же ошибки); не замечать более одного недостатка в минуту; не требовать одновременно выправлять несколько недостатков (если вас, например, беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности пересказа); хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение; сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами; не скупиться на похвалу; выделять любой успех; ставить предельно конкретные и реальные цели.

Органическая часть дифференциации образования - ориентация: распределение учащихся по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Подчеркнем, что ориентация пока не стала предметом специальных систематических педагогических исследований.

Смысл контовского понимания реформы образования состоит в отказе от католической системы обучения и воспитания , которая могла быть пригодна только в Средние века. Конт критикует средневековую систему и за то, что тогда воспитание преобладало над образованием, восхищались же реальной мудростью весьма невежественных рыцарей.

Новое образование (он его называет высшим народным образованием) должно быть в первую очередь всеобщим и общедоступным. В "Духе позитивной философии" французский мыслитель пишет, что "образование имеет своим прямым предназначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой противной тенденции, его характер и направление". И далее: "...всеобщее распространение главных приобретений положительного знания назначено теперь... для удовлетворения потребности, уже весьма резко выраженной у широких кругов общества, которое все более и более сознает, что науки вовсе не созданы исключительно для ученых, а существуют преимущественно и главным образом для него самого" [Конт. 1996. С. 71].

Конт считает, что необходимо в первую очередь распространение в массах реальных знаний. Именно таким образом общество окажет новой школе услугу, которая станет равноценной той, которую оно само от нее получит. На базе такого широкого, всеобщего, народного образования станет возможным взаимодействие, и даже установление союза между пролетариями и философами, без которого, был убежден Конт, позитивного общества не создать. При этом необходимо поднимать образовательный уровень пролетариата до осознания им задач и проблем позитивного общества.

Все образование человека (а оно в трактовке Конта охватывает период от рождения до совершеннолетия) делится им на две части. Первая связана с обучением и социализацией в семье, развитием эстетического вкуса, началом обучения ремеслу и завершается с появлением половой зрелости. Вторая часть не может быть только домашней, так как она требует школьного преподавания, в котором большинство родителей сможет принимать только второстепенное участие. Однако при этом ребенка нельзя лишать семейной жизни , без которой невозможна нравственная эволюция личности. Значительный вклад в пополнение образования , считает Конт, могли бы внести путешествия, польза от которых весьма велика.

Содержанием второй части образования должно стать изучение, прежде всего, тех шести наук, которым Конт уделяет особое внимание в своей классификации. Правда, в "Общем обзоре позитивизма" он специально подчеркивает роль еще одной, крайне важной для образования пролетариев, науки - истории. Преподавание, по мнению Конта, должно быть независимым от влияния какой-либо официальной доктрины и правительства. Поскольку пролетарии не питают более никакого доверия к теологии, полагает он, ее преподавание не следует включать в систему их образования .

Французский социолог считает, что в деле развития и распространения образования особую роль играет государство, причем речь идет об образовании исключительно для пролетариев. Об образовании для остальных классов и слоев общества Конт не говорит.

С проблемами позитивной политики О. Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит в основном о народном образовании, сводимом им к образованию пролетариата. Одну из глав «Общего обзора позитивизма» он прямо называет: «Необходимость в новой системе образования для разрешения социальных проблем». Смысл контовского понимания реформы образования состоит в отказе от католической системы обучения и воспитания, которая могла быть пригодна только в Средние века. Конт критикует средневековую систему и за то, что тогда воспитание преобладало над образованием, восхищались же реальной мудростью весьма невежественных рыцарей.

Новое образование (он его называет высшим народным образованием) должно быть в первую очередь всеобщим и общедоступным. В «Духе позитивной философии» французский мыслитель пишет, что «образование имеет своим прямым предназначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой противной тенденции, его характер и направление». И далее: «...всеобщее распространение главных приобретений положительного знания назначено теперь... для удовлетворения потребности, уже весьма резко выраженной у широких кругов общества, которое все более и более сознает, что науки вовсе не созданы исключительно для ученых, а существуют преимущественно и главным образом для него самого» [Конт. 1996. С. 71].

Конт считает, что необходимо в первую очередь распространение в массах реальных знаний. Именно таким образом общество окажет новой школе услугу, которая станет равноценной той, которую оно само от нее получит. Все образование человека (а оно в трактовке Конта охватывает период от рождения до совершеннолетия) делится им на две части. Первая связана с обучением и социализацией в семье, развитием эстетического вкуса, началом обучения ремеслу и завершается с появлением половой зрелости. Вторая часть не может быть только домашней, так как она требует школьного преподавания, в котором большинство родителей сможет принимать только второстепенное участие. Однако при этом ребенка нельзя лишать семейной жизни, без которой невозможна нравственная эволюция личности. Значительный вклад в пополнение образования, считает Конт, могли бы внести путешествия, польза от которых весьма велика.

Содержанием второй части образования должно стать изучение тех шести наук, которым Конт уделяет особое внимание в своей классификации. Правда, в «Общем обзоре позитивизма» он специально подчеркивает роль еще одной, крайне важной для образования пролетариев, науки -- истории. Преподавание, по мнению Конта, должно быть независимым от влияния какой-либо официальной доктрины и правительства. Поскольку пролетарии не питают более никакого доверия к теологии, полагает он, ее преподавание не следует включать в систему их образования.

Французский социолог считает, что в деле развития и распространения образования особую роль играет государство, причем речь идет об образовании исключительно для пролетариев. Об образовании для остальных классов и слоев общества Конт не говорит.

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайшее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании

Вахрушева Вероника Евгеньевна

ГАПОУ Мамадышский политехнический колледж

Мастер производственного обучения,

преподаватель специальных дисциплин

по специальности Повар, кондитер

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайщее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны.

Образование, школьник, студент, проблема, преподаватели, индекс развития человеческого потенциала, воспитание, методы, мотивация, общество, молодежь.

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении. Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег. Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценка знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять.
В самом деле, что делать рядовому учителю, недавно выпустившемуся из университета и пришедшему в школу, если его смелые начинания, в большинстве случаев, встречают яростное сопротивления «старого», еще советской закалки, коллектива учителей? Вот и приходится изощряться, внедряя задания собственной разработки в учебный план, утвержденный «сверху» и придавленный годами практики этих самых учителей, чтобы хоть немного разнообразить учебный процесс для детей.
Ларчик открывается просто: связь между заскорузлым мышлением коллектива и нежеланием что-то менять - это боязнь рисков. Да, риски – это всегда проблемы, которые нужно решать современными методами, ведь дети меняются и те методы, что прекрасно работали в 1980-ых годах, уже неэффективны или вовсе бесполезны в 2017. Изменилось сознание детей, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, в то время как система образования, подобно сонной черепахе, пытается осознать изменения, происходящее вокруг, но, в силу, собственной беспомощности, идет или не туда, или отстает еще больше.
В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:

1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения.

2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.

3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся недостаточной укомплектованности выпускниками педагогических университетов школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.

4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников и студентов, вызванная неизменностью методики проведения каждого урока.

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих несоответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить. Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы. Первая - это проблема воспитания общества, вторая - проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому». В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Необходимым считается добавить, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Все это подтверждает, что область образования является приоритетной. Также право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Основной задачей образования наряду с социализацией, профессионализацией и самореализацией выступает развитие национального самосознания человека. Рассмотрев определение слова образование, обозначив его основную задачу, можно перейти к одной из сторон проблемы. А именно, к вопросу о том, каковы же проблемы образования в современной России?

Для начала есть смысл привести такой показатель как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который определяется через три интегративных показателя: продолжительность жизни, уровень знаний (состоящий из двух блоков: уровень грамотности и совокупный показатель охвата детей школьным образованием) и “достойный уровень жизни” (определяемый подушным обеспечением дохода, скорректированного на базе паритета покупательной способности). Россия по данному индексу занимала в 1998 г. 62 место среди 174 государств. Именно это же место она имела отдельно по шкале “уровень грамотности”, уступая по нему не только всем развитым странам, но, между прочим, Кубе и Белоруссии (56 и 57 место соответственно), а также ряду азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Примечательно, что в 1995 г. она занимала 57 место. А в 1990 г. Советский Союз, в свои самые плохие годы, по этому же индикатору занимал 33 место. Таким образом, за восемь лет, почти 30 государств сумели обойти пореформенную Россию. Эта информация показывает, насколько плохо в России все обстоит с образованием.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей. Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять. В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире. В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви. Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит. Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.


«ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ географии Фомина Ю.И.

В последние десятилетия учеными актуализируется проблема духовного воспитания подрастающего поколения, и качество российского образования может быть признано одним из самых высоких в мире, если иметь ввиду информированность наших выпускников, однако вопросы духовного воспитания решаются плохо. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению.

Исчезли слова: Добро - как источник радости, мира и согласия в душе.

Покаяние – отречение от зла. Милосердие как милость в сердце. Благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близкими. Люди стали более нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. … Евангелие от Луки

Духовное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Решение проблемы духовного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В настоящее время смяты духовные ориентиры и подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, духовно - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу духовной нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

духовно - нравственного воспитания.

Ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно - нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах и правилах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

*Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни.

В соответствии с возрастными особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, нужно осуществлять идеи развития духовно – нравственной личности:

И перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные грани.

Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно - нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Поэтому закладывать духовные, важные ценности нужно уже с детства. (Перечислить)

Патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

Семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Здоровье - забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

Наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Проблема образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

И вот представлены источники духовного воспитания, которые оказывают влияние на духовное воспитание учащихся:

Страна, семья, природа, общество, малая родина, наука, искусство, многонациональный народ.

Направления духовного воспитания можно разделить на три вида:

«Я и мое здоровье» - это воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата.

«Я и мои ценности» - Воспитание любви и уважение к семье , как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения ктруду , « Я и моя Родина» - Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья»

«Я и мое здоровье» - Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни - формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих подрастающему поколению психическую устойчивость необходимую для эффективной учебной деятельности, здорового образа жизни. Эффективным будет проведение таких мероприятий:

Беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, участие в спортивных соревнованиях, использование здоровьесберегающих технологий, прогулки на свежем воздухе, проведение подвижных игр, внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению, физкультминутки, гимнастика для глаз, дни здоровья, режим дня, информационный уголок здоровья.

«Я и мои ценности. Семья.» - Все эти действия со стороны государства, церкви, образовательных структур, конечно же, имеют свое огромное значение, но самым важным, на мой взгляд, во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является её основа - семья. Часто педагоги горько шутят: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Поэтому считаю эффективным проведение таких мероприятий:

Познавательные беседы о семье, «День Матери», праздники с участием родителей, Информационный стенд для родителей, творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа».

«Я и мои ценности. Труд»- Беседы о профессиях родителей, уголок дежурств, трудовые поручения, взаимопомощь, знакомство с профессиями, чтение художественной литературы, работа с пословицами и поговорками, школьные субботники, сюжетно-ролевые игры по мотивам профессий, хозяйственно-бытовой труд.

«Я и моя Родина» -

Можно отметить роль церкви в воспитании подрастающего поколения. Потому что церковь направляет человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. И проведение таких мероприятий

Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы, посещение библиотеки, совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица», «Рождество», «Новый год», «Пасха», Экскурсии по памятным местам города, посещение краеведческого музея, беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа, проекты «Моя Родина Россия», встречи с ветеранами.

«Родина . Природа» - Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала, экскурсии в природу, изготовление кормушек и подкормка птиц, участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды-посадка деревьев, просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций, участие в конкурсах стихов и рисунков о природе.

Условия духовно-нравственного развития учащихся:

1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

2. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

3. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом.

Таким образом, решение проблем формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков видится в следующем:

1. Целенаправленное взаимодействие с религиозными и общественными организациями.

2. Решение кадрового вопроса. Введение ставок школьных психологов при школе.

3. Развитие системы дополнительного образования именно на базе школы.

4. Исключение сугубо знаниевого подхода к образовательному процессу. Образование – это, прежде всего, воспитание. 5. Усиление государственной политики в области экологического контроля.

Таким образом, говоря о данной проблеме, ее причинах и путях решения можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно -педагогической работе семьи, политической системы, церкви, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

Духовно – нравственный портрет ребенка.

Добрый, не причиняющий зла живому, Честный и справедливый, Любящий и заботливый, Трудолюбивый и настойчивый, Творящий и оберегающий красоту мира, Стремящийся к знаниям и критично мыслящий, Смелый и решительный, Свободолюбивый и ответственный, Самостоятельный и законопослушный, Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам, Патриотичный (готовый поступиться своими интересами), Толерантный (уважающий других, не похожих на него). Духовно-нравственное состояние россиян, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла.