Сценарий игровой программы для детей осенние забавы. Конкурсно-игровая программа "Здравствуй, осень!". Игровая развлекательная программа

Ольга Елисеева (Первухина)
Игровая развлекательная программа для детей дошкольного возраста «Осенние забавы»

Игровая развлекательная программа

для дошкольного и младшего школьного возраста

«Осенние забавы »

Мокрица : АААаа, что же делать? (начинает плакать)

Тётушка Осень : Здравствуйте, ребята! Я тётушка Осень ! Ой, а это кто тут слёзы льёт? Да это же Мокрица! Здравствуй, Мокрица! Чего это ты сырость опять разводишь ? Посмотри сколько мальчиков и девочек пришли с тобой поиграть, а ты ревешь, настроение портишь.

М : Здравствуй тётушка Осень ! Да как же мне не плакать? Я только что получила письмо от Кикиморы…

Т. О.: Ну, и что там написано?

М.: Она пишет, что забирает все краски осени и осыпает землю снегом. А как же мы будем без красивых желтых и красных листочков на деревьях?

Т. О.: Не плачь, Мокрица! Кикимора она просто решила тебя напугать. Ведь уже в октябре выпадает снег. А красивые листочки сами по себе опадают.

М.: Ну почему? Почему так?

Т. О.: А всё потому, что 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а на Покров до обеда осень , а после обеда – зима».

М.: Тётушка Осень , а расскажи нам про этот праздник, пожалуйста. Нам очень интересно, правда, ребята?

Т. О.: Ну, хорошо. Только все приготовили свои ушки и слушаем. А уши мыли? Видимо компотом мыли, давайте уберем косточки из ушей. Лапшу.

(проходит игра)

«Чёк, чёк – зубы на крючок, молчок!»

В этот день люди идут в Храм, ставят свечи к иконе «Покрова» (показывает на экран, там картинка Иконы) . Вот Богородица держит в руках большой светлый сияющий шарф, омофор, которым покрывает всех от бед и несчастий. Когда-то очень-очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Пресвятой Богородице – «Матушка Пресвятая Богородица, спаси и сохрани!» . И вдруг… Под куполом Храма, явилась сама Богородица, а в руках ее светился белый шарф-омофор, которым она и покрыла всех людей! И в это время злые враги неожиданно, отступили от города и жители Константинополя были спасены. Это было 14 октября. И в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Ребята, а что такое белое покрывало? Правильно! Белый шарф или белое покрывало это и есть снег, снежный покров. И в народе говорится «И да покроет Пресвятая Богородица землю своим белым покрывалом и уйдет всё плохое и оставит нам только хорошее.

М.: Очень интересная история, правда, ребята?

Т. О.: Ну, что мокрица? Сырость разводить больше не будешь ?

М.: Нет! Тётушка Осень , а ребята-то, зачем здесь собрались?

Т. О.: Как зачем? Это Я их пригласила с тобой поиграть, чтобы у нас как можно меньше сырости было, а то совсем что-то нас замочила своими слёзками.

М.: (обращаясь к ребятам) Вам нравится слякоть? А дождь? А в лужах плюхаться любите? Вот видишь, Тётушка Осень им нравится моя слякоть.

Т. О.: А болеть любите? Лежать с температурой дома, с больным горлом, любите? Пить таблетки и ставить уколы? Так что, Мокрица, давай развлекай нас и весели .

М.: Уговорили. Только мне одной не справиться, мне нужна и ваша помощь.

Т. О.: Мы обязательно тебе поможем, правда ребята?

М : По рассказу Тётушки Осени , я предлагаю провести игру. Уважаемые воспитатели, выберите, пожалуйста, по 5 человек от каждой группы на сцену.

(дети выходят)

М :А мы сейчас поиграем с ребятами в веселую игру «Шарф-Покров» . Когда вы услышите веселую музыку (хлопайте в ладоши вот так) (звучит веселая музыка, а если звучит грустная музыка. Вот такая (звучит музыка)

Поднимите руки и попросите «Шарф-Покров помоги» (ведущие раскрывают большой белый шарф и проносят его над ребятами. Музыка сменяется на веселую.)

М.: Спасибо ребятки вам за игру! Занимайте свои места в зале.

(угощает)

Т. О.: Мокрица, а ты обещала устроить путешествие к «Осенним забавам » .

М.:Да помню, я помню. Ребята, вы готовы? Тогда нам нужно всем встать на ножки и прокатиться на различных видах транспорта. Готовы? Поехали!

1. Плывем на кораблике. Качаемся все вправо и влево

А сейчас садимся на свои места, потому что поскачем на лошадках

2. Скачем на лошадках : галопом, по песочку, по камушкам, барьер и финиш, а на финише крикнуть всем «Ура!»

3. На машине

4. Летим на Самолете

(проходит игра)

М.: Вот мы и прилетели на место, где сейчас будут проходить «Осенние забавы » . К празднику мы собрали в осеннем лесу красивые разноцветные листья, на которых Тётушка Осень написала вам осенние загадки . Сейчас она их вам загадает, а вы попробуйте их отгадать.

Т. О.: А я предлагаю устроить «Загадочный турнир» , т. е. турнир загадок. Так, это моя половина, а это – твоя.

Сейчас утроим настоящий поединок!

1. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья. (Осень ) .

2. Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд,

а в траве не видать. (Дождь) .

3. Летит без крыльев и пот,

Прохожих задирает,

Одним проходу не дат,

Других он подгоняет. (Ветер) .

4. Весной зелена,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина) .

5. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А стали копать под осень –

Не одну нашли, а восемь! (Картошка) .

6. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь) .

7. Она под осень умирает

И вновь весною оживает,

Коровам без не – беда,

Она их главная еда. (Трава) .

8. Тмная птица по небу летала,

Крылья распластала,

Солнышко застала. (Туча) .

9. Отгадай загадку : что мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа –

Топать, шлпать по болотам. (Сапоги) .

10. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек .

Я -. (Осень )

М.: Какие же вы всезнайки! Ну, все загадки отгадали!

Т. О.: Ну, что Мокрица, теперь твоя очередь играть.

М.: А мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Семь сыновей» . Для этого я приглашаю от каждой группы по 3 человека. Уважаемые воспитатели, помогите нам, пожалуйста.

(звучит музыка, дети выходят)

М.: Встаем в одну линию перед залом. Выбираем водящего, он у нас будет Бабушкой Варварой. И прежде чем начать игру, нам нужно выучить вот такие слова. Сейчас повторяйте за мной :

У Варвары, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей

Все без бровей (показать брови,

Вот с такими глазами (показать большие глаза,

Вот с такими ушами (показывает огромные уши,

Вот с такой головой (показать большую голову,

Вот с такой бородой (показать длинную бороду,

Ничего они не ели,

Все на бабушку смотрели,

Делали вот так (бабушка показывает движения под русскую народную музыку, все повторяют) .

(проходит игра)

Т. О.: Ой, какие же все молодцы! Давайте, ребята им поаплодируем, и конечно, я вас угощу из своего волшебного лукошка.

(звучит музыка, угощает)

М.: Как хорошо осенью , когда все деревья украшены красивыми, разноцветными листочками. И как жаль, что сейчас не слышно птиц и зверей.

Т. О.: Ну, это дело поправимое. Вам нравится, как поют птицы.

(Идет опрос : кто какую птицу больше любит.)

Т. О.: Все ясно, а теперь давайте сделаем вот что. Мокрица, помогай мне. Я приглашу детей , главное запомнить свою роль. Итак,

Вы будете воробей (чирик, чирик)

Вы будете осенним ветром (у-у-у) ;

Вы кукушкой (ку-ку) ;

Вы дятлом (тук-тук-тук) ;

Вы заблудшей коровкой (му-у) ;

Вы заблудшей овечкой (ме-ме-ме) ;

Вы пастушком, который ищет своих животных (ау) ;

Вы волком (воет) ;

Вы вороной (кар-кар) ;

Ну, а все остальные дождиком (хлопать в ладоши по очереди пальчиками, а потом полностью ладонью) ;

Итак, сейчас мы с вами будем вести репортаж "Зарисовки осени ". Я буду журналистом, а вы звуковоспроизводителями, то есть озвучкой! Мокрица будет вести съемку.

М : Тихо, идет запись! Сцена 1 дубль 1!

Т. О.: Завершается осень . Небо становится светло-серым, но громко чирикают воробьи (чирикают) . Улетели кукушки (кукует кукушка) . Громко каркают вороны вороны (каркают вороны, они занимают свои зимние квартиры. Кое-где в лесу слышится стук дятла мемеканье заблудшей овечки, словно отвечая ей, протяжно мычит корова (мычит корова, которая скушала последнюю зеленую травку. Октябрь - первый холодный месяц, дует ветер - листобой (звучит шум ветра) он срывает листву. По народному календарю октябрь называют месяц-грязник. Осеннюю распутицу и бездорожье на проселке создаст холодный дождь (слышны звуки дождя) . Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого голодного волка (воет волк) .

М.: Вот это да! Тётушка Осень , вы – супер! Я сейчас как будто побывала в лесу!

Т. О.: Я рада, что тебе понравилось! А вам ребята понравилось? Мокрица, что-то ребятки у нас засиделись, может, ты с ними потанцуешь?

М.: С удовольствием! Ребята, давайте все встанем на ножки, и все движения будем повторять за мной. Будем танцевать под мою любимую песню про дождик. Готовы? Начинаем!

(проходят танцы-повторялки «Виноватая тучка» )

М.: Что-то я начинаю высыхать и, наверное, скоро превращусь в сухой гербарий, а я ведь мокрица! Мне надо плакать и плакать! Аааа!

Т. О.: Вот еще! Выдумала она тут реветь! А, ну, давай прекращай! А то мы все заревем и затопим здесь всё! Ты ведь не хочешь наводнения?

М.: (сквозь слёзы) Нееет! Но я не хочу высыхать!

Т. О.: И что нам делать? (обращаясь к ребятам) Как нам Мокрицу развеселить ? Что? Тоже не знаете? А, кажется, я придумала! Давай Мокрица мы твои слёзки на что-нибудь обменяем? Будем меняться?

М.: Хм. А на что?

Т. О.: Ну, например, на веселые частушки.

М.: Ну, на частушки я согласна!

Меняй, меняй, меняй

А обратно не забирай!

Т. О.: Ребята, а вы частушки знаете? Здорово! Тогда давайте позовем нашего друга Веселого Пастушка! Он нам будет играть на баяне, а мы частушки петь. Согласны? Тогда зовем :

Эй, Веселый Пастушок,

Приходи скорей дружок

На баяне поиграй

Громко песню запевай!

(под звуки баяна выходит Веселый Пастух)

Веселый Пастух : Здравствуй, Тётушка Осень ! Здравствуй, Мокрица! Здравствуйте девочки и мальчики! Чего шумите? Зачем зовете?

Т. О.: Здравствуй, Весёлый Пастушок! Спасибо, что откликнулся и пришел к нам. Помощь нам твоя нужна. Мы Мокрицины слезки на частушки меняем. Поиграй нам на баяне, а мы тебе частушки споём.

В. П.: Хорошо! Сделаем!

Т. О.: Ребята, кто знает частушки – поднимайтесь на сцену!

(звучит музыка, выходят, поют)

М.: (смеётся) Какие классные ребята и смешные частушки! Давайте аплодисментами проводим их в зал, но не забудьте угоститься из волшебного лукошка!

Т. О.: Мы рады, что тебе понравилось! Хороший обмен получился!

М.: Тётушка Осень , Весёлый Пастушок, а можно я устрою шумовой оркестр?

Т. О. и В. П.: Мы не против!

М.: Тогда я приглашаю 5 мальчиков и 5 девочек!

(звучит музыка, выходят)

М.: Сейчас я вам раздам музыкальные инструменты, и по моей команде вы будете играть на них вместе с Весёлым Пастушком. Я вам тоже буду помогать. Устроим настоящий Осенний оркестр .

(звучит музыка, раздает)

М.: Тётушка Осень и Вы нам тоже помогите, вот и Вам инструмент. А зрители, если вам нравится, то громко-громко кричите, в ладоши хлопайте и ногами топайте! Договорились? Ну что все готовы? Тогда Пастушок начинай!

(звучит мелодия, все играют)

Т. О.: Какая же ты мокрица молодец, когда не плачешь! Такой классный оркестр получился. Ребятки, вам понравилось?

М.:А что я? Я ничего! Это всё ребята! Я очень рада была с вами поиграть!

Т. О.: А мы бы с Пастушком очень хотели, чтобы ты всем подарили свою улыбку!

М.: Хорошо! Я подарю ребятам песенку. А вы помогайте мне, подпевайте!

(звучит песня «От улыбки» )

Т. О.: Ну, а нам с Пастушком пришло время с вами прощаться! До зимы еще многое успеть надо! До свидания ребята!

В. П.: До новых встреч!

М : Ребята, я вам обещаю, что никогда больше не буду плакать! И вы мне тоже пообещайте! А на прощание я хочу запомнить ваши имена. Давайте по моей команде каждый из вас громко крикнет своё имя! Готовы? Раз, два, три своё имя назови! (кричат) Ну вот, теперь я знаю имя каждого из вас и могу с вами попрощаться! До следующей осени , ребята! Пока!

Инна Мусиенко
Познавательно-игровая программа «Осенние забавы»

Познавательно-игровая программа «Осенние забавы »

Ход праздника:

Ведущий :

Добрый день, друзья дорогие!

В этом зале уже не впервые

Мы проводим праздник осенний ,

И сегодня настал час веселья!

Я рада приветствовать вас на нашем празднике «Осенние забавы » ! (Слайд 1) .

Сегодня мы будем не только играть и веселиться, но и узнаем много интересного о том, как люди встречали осеннюю пору в старину .

Ведущий :

Как и у каждого времени года, у осени три месяца . Назовите их, ребята. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) . И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу - другой.

Первый осенний месяц Сентябрь , (Слайд 2) когда осень уже полностью вступила в свои права. Знаете ли вы, ребята, как в народе называли этот месяц? (Слайд 3) («Хмурень» ). Как вы думаете, почему? (Небо часто «хмурится» , погода бывает ненастной, часто идут дожди). Также его называли «Вересень» из-за того, что в это время цвел вереск, (Слайд 3) из которого готовили вкусный напиток, варили варенье. А еще рябинник, так как созревает рябина).

- Осень – пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Так что это время года щедрое, богатое и урожайное.

А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать – это вы знаете? Наши далёкие предки знали и использовали для этого особый календарь. (Слайд 4)

8 сентября – Наталья – Овсяница! К этому дню убирают овёс. В народе говорили : «Запасёшься овсом – будут сыты мать с отцом!» С овса кашу варили, овсяную, которую и мы сейчас с вами любим – добавляли туда и варенье, и мёд!

Ведущий :

А сейчас мы будем с вами играть, урожай наш собирать! (Слайд 5) Урожай в саду и урожай в огороде. (На экране слайд – урожай овощей и фруктов) .

Игра «Собери урожай в саду и в огороде» .

Для игры мы разделимся на 2 команды : первая команда – «Садоводы» - будут собирать урожай, который растет в саду. Вторая команда – «Огородники» - будут собирать урожай, который растет в огороде.

(в каждую команду приглашаются по 5 человек от класса) . Овощи и фрукты рассыпаем в центре зала. Напротив каждой команды, с противоположной стороны, стоят ведра, куда участники игры будут складывать свой «урожай» . По сигналу, участник команды берет овощ (или фрукт, добегает до ведра, кладет его и возвращается обратно, передавая эстафету другому.

- Начинаем игру : Раз, два, три – урожай собери!

Ведущий :

Урожай хороший собрали, молодцы!

К концу сентября крестьяне начинали рубить капусту и солить ее на зиму. В деревнях и селах есть обычай рубить капусту сообща – это служило поводом к народным вечеринкам. Такие вечера назывались «капустники» . На них шутили, частушки пели и водили хороводы.

И мы с вами сейчас тоже заведем хоровод.

Исполняется хоровод «Завивайся, капустка» .

Дети встают в круг, берутся за руки и под песню за ведущим (Капустой) начинают движение по кругу. Ведущий с каждым кругом все более сужает круг («завивает капусту» ).

Завивайся, капустка,

Завивайся, белая,

Становись вот такая,

Вот такая тугая!

Во втором куплете дети поворачиваются за последним в цепочке и идут обратно топающим шагом («развивает капусту» ).

Развивайся, капустка,

Развивайся, белая.

Становись вот такая

Вот такая большая!

Замечательный у нас хоровод получился.

А сейчас, кто загадку отгадает – праздник тот узнает.

«Красные гроздья на солнце горят,

Но это, конечно, не виноград.

Не смородина-малина, а полезная…» (рябина) .

Правильно отгадали! Праздник рябины отмечали 23 сентября, в день святых Петра и Павла. (Слайд 6) Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Считалось, что рябиновые бусы отгоняли нечистую силу, охраняли детей от сглаза и порчи.

И сейчас я предлагаю вам собрать рябиновые бусы.

Проводится игра «Собери бусы» .

Для участия в игре приглашаются сначала 2 команды – 6а кл. и 7а кл. по 5 человек; затем играют еще 2 команды – 4а,б кл. и 5а кл.

Напротив каждой команды стоит стул с корзинкой, в которой лежат «ягоды» рябины и шнурок с деревянной иголкой. По сигналу, участники добегают до стульев, нанизывают одну «ягоду» на шнурок и возвращаются в команду.

Ведущий :

Второй осенний месяц – Октябрь . (Слайд 7) В народе октябрь называли – «листопад» , как вы думаете из-за чего? (Слайд 8) (Опадают листья) .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Подметайте, не ленитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Игра «Листопад» .

Для проведения игры приглашаются сначала 2 команды (4-5 кл.) в количестве 6 человек, затем еще 2 команды (6-7 кл.) .

Перед капитанами на полу лежат листья, в руках у них веники. По сигналу первые участники начинают «подметать» листья до ориентира (обходят его) и также возвращаются обратно. Передают веники следующим участникам, игра продолжается.

Молодцы, ребята, показали, какие вы ловкие и трудолюбивые.

Ведущий :

Также Октябрь в народе называли – «грязник» . (Слайд 9) По причине осенних дождей в октябре часто бывало много грязи. Отсюда и такое название месяца октября. А самое романтическое название этого месяца – «свадебник» . Это название связано с крестьянским бытом. Ведь работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы - создавались новые семьи.

А ещё октябрь называли вечером года. В это время природа готовится ко сну, к зиме. Дел у всех невпроворот.

И сейчас мы узнаем, какие изменения происходят в природе, что меняется в жизни животных с наступлением осени ?

На экране будут появляться вопросы для каждого класса. Я буду зачитывать вопрос, а тот, кто знает ответ, поднимает руку и отвечает.

Вопросы : (Слайды 10-13)

для 4а,б кл.

1. Птицы осенью летят на юг – это все знают. А бывают ли перелетные животные? (Нет)

2. Кто из животных сушит грибы? (Белка)

3. Листья каких деревьев краснеют осенью ? (Рябины, осины)

для 5а кл.

4. У кого в листопад рождаются детёныши? (У зайцев)

5. Как называется явление с вальсирующими листьями? (Листопад)

6. Где раки зимуют? (Под корягами, в реке)

для 6а кл.

7. Дары осени – что это ? (Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды)

8. Кто яблоки спиной собирает? (Ёж)

9. Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

для 7а кл.

10. Никто её не пугает, а вся дрожит. (Осина)

11. Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются в одну кучу)

12. Куда исчезают на зиму лягушки? (в тину, ил, под мох, иногда зимуют в погребах)

- (Слайд 14) О месяце Октябре говорили : «В октябре семь погод на дворе : сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Это потому, что очень часто меняется погода.

Исполняется песня «Ах, какая Осень .

А еще в октябре отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который празднуют 14 октября. (Слайд 15) Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей.

На Покров часто выпадал снежок, поэтому говорили : «До обеда осень , а после обеда – матушка зима!» . (Слайд 16) С этого дня собиралась молодежь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. То песню запоют, плясать пойдут, то шуткой перебросятся, а то играть начнут.

И мы с вами тоже поиграем. Приглашаю по два человека от каждого класса.

Проводится игра «Удержи снежинку» .

(Каждой паре раздаю комочки ваты) . Представим, что это первые снежинки, вам нужно дуть на них снизу так, чтобы ваши «снежинки» не упали на землю.

Ведущий :

Третий месяц осени – Ноябрь . (Слайд 17) Его называли листогной и полузимок. Из-за холодов и наступающей зимы Ноябрь получил в народе еще и такие имена : Студень, Снеговей, Бездорожник. (Слайд 18)

Ноябрь за окном, месяц студёный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц - Грудень. В ноябре зима с осенью борется .

Считалось, что к этому времени возвращались из дальних стран птицы-зимники, к примеру, синицы. Поэтому и праздник, который отмечали 12 ноября, носит название – Синичкин день. (Слайд 19)

А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете птиц, которые остаются у нас зимовать.

Игра «Угадай зимующих птиц» . (загадки) (Слайды 20-25) .

1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды. С первым снегом тут как тут.

От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь –

Рад красавец красногрудый житель севера - (Снегирь) (Слайд 20) .

2. У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт? (Клёст) (Слайд 21) .

3. Помнишь, как-то раз зимой

В лес ходили мы с тобой?

По тропинке шли – вдруг раз! –

Снег посыпался на нас :

На заснеженную ель

Села птица. (свиристель) . (Слайд 22) .

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? … (Ворона) (Слайд 23) .

5. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей) (Слайд 24) .

6. Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

Реагирует на свист,

Он боится хищных птиц.

Символом свободы стал…

Птицу эту кто узнал?. (Голубь) (Слайд 25) .

Еще один осенний праздник , который отмечали на Руси 14 ноября, именовался Кузьминки, в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна. (Слайд 26) В народе их считали покровителями плодородия, ремесел : кузнечного искусства и женского рукоделия.

Ноябрьским днем собирались девчата с парнями пообщаться, повеселиться и поиграть. (Слайд 27) А назывались эти вечера посиделками. Девушки вместе готовили угощения, обязательным блюдом которых была каша.

А вы знаете, что означает слово – каша? «Пиршество» .

Нигде в мире не придумали столько разных каш, как на Руси. (Слайд 28)

Ведущий :

Все минуточку внимания,

Сейчас проверим ваши знания.

У меня вот здесь крупа,

Да не знаю - какова.

Я хочу у вас узнать.

Дидактическая игра «Узнай и назови крупу» .

Раздаю мешочки с крупами, дети рассматривают, называют крупу.

Все крупы узнали и правильно назвали.

Дидактическая игра «Скажи правильно» .

Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы :

Каша из риса - рисовая каша;

Каша из гороха - гороховая каша;

Каша из кукурузы - кукурузная каша;

Каша из гречки - гречневая каша;

Каша из овса - овсяная каша;

Каша из пшена - пшенная каша;

Каша из манки - манная каша;

Каша из перловки - перловая каша;

Каша из ячменя - ячневая каша.

Молодцы, ребята, все каши назвали правильно.

Итог :

Да, Осень – щедрая пора , она нас радует не только своими дарами, но и красотой природы. Пусть она бывает разной – солнечной и пасмурной, с дождем и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками, но мы славим это чудесное время года.

А сейчас давайте вспомним, как же в старину называли осенние месяцы ?

1. (Слайд 29) Какой месяц получил в народе названия : «Листогной» , «Полузимок» , «Студень» , «Снеговей» , «Бездорожник» ? (Ноябрь)

2. (Слайд 30) О каком месяце говорили в народе – «Хмурень» , «Вересень» , «Рябинник» ? (Сентябрь)

3. (Слайд 31) Какой месяц называли «Листопад» , «Грязник» , «Свадебник» ? (Октябрь)

Ведущий :

Вот и подошел к концу наш праздник.

Все же Осень – удивительное время года : (Слайд 32)

То перелетная пора, то непогода.

Но как же, осень , хороша!

Поет и светится душа!

Исполняется песня «Осенний блюз » .

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Дворец ДЕТСкого (ЮНОШЕСкого) творчества

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«На Ленской»

Игровая программа

«Золотая осень»

Зверева Е.Н.,

Педагог-организатор

ДДЮТ «На Ленской»

Красногвардейского района

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамотном использовании возможностей игровых методик в воспитательном и образовательном процессе можно добиться очень высокой эффективности результатов. Это обусловлено, прежде всего тем, что игра – вид деятельности, способный не только развивать отдельные способности человека, но и выявлять и приумножать креативные возможности человека в целом. Игра позволяет «прожить» многие социальные ситуации, служит средством сплочения коллектива, механизмом распределения статусов и ролей.

Игра по станциям – это не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность.

Данное мероприятие составлено с учетом возрастных особенностей детей. Участвуя в программе, дети получают и проверяют свои знания о природе в интересной и занимательной форме, а также положительный эмоциональный заряд.

Предложенная игровая программа может быть использована в воспитательной работе классными руководителями, воспитателями группы продленного дня, педагогами естественнонаучного цикла, педагогами дополнительного образования.

Цель игры:

    Привлечь внимание детей к природным явлениям.

Задачи игры

    Развивать творческую активность детей, кругозор.

    Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.

    Формировать чувство командной взаимовыручки.

Форма проведения : игра по станциям командами по 5-7 человек.

Возраст : 8-10 лет.

Время проведения : 45-50 мин.

Место проведения. Актовый зал (рекреация), три учебных кабинет, библиотека.

Оборудование : музыкальный центр, экран, звуковые колонки, проектор, компьютер.

Реквизит: 2 корзины, карточки с изображением грибов и текстами-заданиями, СD-диски (музыка, презентация «Осенние явления природы»), книги.

Порядок проведения:

    Все команды собираются в актовом зале (рекреации), где проходит жеребьевка и выдача маршрутных листов.

    Команды согласно маршрутным листам проходят станции.

    Команды собираются на подведение итогов в актовый зал.

Дополнительные условия

Предварительно команды-участники выбирают название своей команде и делают эмблему.

Сценарий игровой программы «Золотая осень»

Помещение украшено осенними букетами и поделками

из природного материала

Звучит музыка: П.И.Чайковский

«Времена года. Сентябрь. Октябрь».

Ведущий – Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас в нашем уютном зале. Вы знаете, зачем мы с вами встретились? Правильно, мы сегодня поближе познакомимся с прекрасным временем года, о котором слагал великолепные стихотворения поэт А.С. Пушкин.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вы готовы отправиться в удивительное путешествие? Замечательно! Только для начала вам нужны маршрутные листы. Для этого я прошу подняться ко мне капитанов всех команд, которые вставив последнее слово в загадку, получат маршрутный лист. (Количество загадок соответствует числу команд ).

Загадки

1. Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник -

Хлюпает по лужам…(дождик)

2. Вот старушка из сторожки

Грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи мокрый лапоть –

Все зовут старушку … (слякоть)

3. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно...(листопад)

4. Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ...(осень)

5. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

6. Иду по тропке не спеша,

Песни поёт моя душа…

О, как ярко золотист

И красив кленовый …(лист)

7. Я стою, смотрю в окно,

В мелких капельках оно -

Ливень хлещет за окном,

Громыхает где-то …(гром)

8. На улице кто-то рычит,

Подвывает и стучит…

Лучше дома сидеть в кресле

Когда дует сильный …(ветер)

9. Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

10. Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

А куда летят все птички

Ну-ка быстро расскажите? (На юг)

11. Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем... (гербарий)

12. Осень тучами седыми

Затянула горизонт

Чтобы прогуляться с ними

Мы с тобой откроем... (зонт)

13. Толстый ствол, могучий, крепкий.

Жёлуди растут на ветках (дуб)

14. Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Ведущий - Теперь у каждой команды есть маршрут, по которому вы будете знакомиться с осенней порой. Но перед тем как отпустить вас в путешествие я хочу вас проверить, готовы ли вы, и предлагаю поиграть в «Осенний калейдоскоп». Это подвижная игра – общая для всех команд.

Что означает слово “калейдоскоп”? Наверняка некоторым из вас знакома игрушка под таким названием. Она представляет собой трубку, внутри которой вставлены зеркала и помещены разноцветные стеклышки или камешки. При поворачивании калейдоскопа они отражаются в зеркалах и образуют необыкновенно красивые меняющиеся цветные узоры. Но у слова “калейдоскоп” есть еще и второе значение: быстрая смена чего-либо.

Сейчас я буду произносить фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к признакам осени, - похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами по полу. Сосредоточьтесь: игра будет проходить в быстром темпе!

    Бушует листопад. (Да).

    Улетают на юг птицы. (Да).

    Льют дожди. (Да).

    Разливаются реки. (Нет).

    По утрам бывают туманы. (Да).

    Приходит бабье лето. (Да).

    Исчезают насекомые. (Да).

    Набухают почки на деревьях. (Нет).

    Понижается температура. (Да).

    Собирают урожай с полей. (Да).

    Утром иней на траве. (Да).

    Собирают клюкву. (Да).

    День становится короче, а ночь длиннее. (Да).

    По рекам идет лед. (Нет).

Ведущий – Молодцы. Теперь я вижу, что вы готовы. Отправляйтесь в путь! Но не забудьте, как только вы пройдете, все этапы возвращайтесь сюда, в наш уютный зал.

Станция «Грибное лукошко»

Комментарий: Эта станция организована в формате игры «Верите ли Вы?» . За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

Ведущий - Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.

Верите ли вы?

1.Что грибы могут заменить мясо? (Да. По питательности наиболее ценные белые грибы и шампиньоны).

2. Что птицы едят грибы? (Да. Глухари)

3. Что сморчки и строчки появляются первыми? (Да).

4. Что грибы свинушки ищут специально обученные свиньи? (Нет, ищут трюфели).

5. Что самый ядовитый гриб мухомор? (Нет, бледная поганка).

6. Что грибы растут на деревьях? (Да, чага, опенок).

7. Что подберезовик растет быстрее всех? (Да, по 4-5 см в сутки).

Станция «Шифровальщики» (в библиотеке)

Сценарий развлекательно-игровой программы «Осенние забавы».

Площадка развлекательно-игровой программы расположена слева от центральной площадки ярмарки, на которой параллельно происходит действие фестиваля «Творчество и вдохновение. Площадка обозначена стендом, на котором изображена осень в вихрях осенних листьев. Музыкальное оформление осуществляет баянист. К стенду выходит Осень (девушка в наряде осени).

Осень: В журавлином небе ветер тучи носит.

Листьев желтый ливень, солнце ниже сосен.
Шепчет верба вербе: осень, снова осень.
Добрый день, дорогие друзья! Я – осень – богатая и красивая пора. Пора сбора урожая, пора подведения итогов сельскохозяйственных работ и, конечно же, ярмарок и весёлых праздников.
Что есть богаче, чем осенью сад,
Яблоки, груши и виноград.
Всюду, куда ты не бросишь свой взгляд,
Всюду цветёт наш осенний сад.
А знаете ли вы, какие дары приношу я с собой? Отгадайте мои загадки, и я пойму, знаете ли и любите ли вы мои дары.
(Задаёт загадки):
Любопытный красный нос по макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке зелёные пятки. (морковь)
На плетне зелёный крюк, на крюке висит сундук,

В сундуке пять ребят мирно рядышком сидят. (горох)
3. Был зелёный плод, не просился в рот. Положили в дёжку, он сменил одёжку.
Красную надел, для еды поспел. (помидор)
Красна, а не калина, горька, а не осина.

Красна, а не лукошко. Хвост есть, а не кошка. (редиска)
(осень вручает отгадавшим призы)
Осень: Молодцы! Мне очень приятно, что вы знаете мои дары. Кто правильно отвечал на загадки, выходите, пожалуйста, ко мне!
(обладатели призов выходят в центр игровой площадки)
Скажите, а какой овощ называют вторым хлебом? (ответ) Правильно, картошку.
А чтобы картошки отведать, нужно её сначала, что? Посадить и выкопать. Этим мы сейчас и займёмся. Делитесь на две команды. Первый в команде с ведёрка сажает в лунки картошку. Второй с закрытыми глазами должен эту картошку собрать обратно в ведёрко. Побеждает та команда, которая быстрее и ловчее справится с эти заданием.
(звучит полька, идёт игра, победителям вручаются призы)
Осень: Спасибо вам за участие. Вы показали, что картошку вы сажать и собирать умеете.
(Звучит мелодия «Отговорила роща золотая»)
Осень: Осень красивая, богатая, но и грустная пора. С деревьев слетают листочки, дождик моросит, птицы улетают в тёплые края.
(Осень рассказывает стихотворение и кидает зрителям птичек).
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел
Аист крыльями полощет. Улетает, улетел.
Лист качается узорный в синей луже на воде,
Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.
Те, кто поймал птичек, выходите, пожалуйста, ко мне!
Вы знаете, что не все птички улетают на юг. Некоторые остаются с нами зимовать. И мы должны помочь им перенести морозы. Что мы должны делать? (ответ) Правильно! Мы должны делать для них кормушки и класть туда корм. Вот этим мы сейчас и займёмся. Делитесь на две команды. Вот вам части кормушки и тарелочка с зёрнышками. Вам требуется по очереди отнести свои части на это место, таким образом, сделав кормушку, а потом так же по очереди отнести туда своих птичек. Кто быстрее справиться с этим заданием, та команда и победит.
(Звучит полечка, идёт игра. Осень раздаёт призы победителям)
Осень: После меня придёт лютая зима. И всем хозяевам и хозяйкам нужно уже сейчас, осенью, готовиться к зиме. Не зря ведь говорят: «Готовь сани с осени!». А что нужно сделать настоящему хозяину, чтобы в доме зимой было сухо, тепло и сытно? (ответы)
Выходите к нам, наши хозяева.
(участники выходят)
Осень: Вы ведь не только хорошие хозяева, но и сильные мужчины, так? Сейчас мы и посмотрим, насколько вы сильные и ловкие. Ваша задача, стоя одной ногой на своём листочке, столкнуть других участников с их листочков, при этом остаться самому на своём листочке, не опустив на пол вторую ногу.
Осень: Спасибо вам! Вы настоящие мужчины. Но не уходите, пожалуйста. Назовите, какие вы знаете 4 цвета осени. (ответы) А теперь найдите среди хрителей девушек, у которых в одежде или других атрибутах есть эти цвета.
(парни выводят по одной девушке)
Осень: Бодрящий воздух, ясная погода
Сады и рощи в убранстве осеннем.
Счастливый пахарь праздничным весельем
встречает золотое время года.
Конец трудам, заботы спало бремя.
Для песен, игр и плясок нынче время.
Осень это не только пора сбора урожая, но и пора ярмарок и веселья. Работа окончена. Теперь можно и в пляс пуститься. Девчата, любите на каруселях кататься? Вот вам и представилась такая возможность. Парни, вставайте в круг лицом наружу. Вы будете нашей каруселью. Пока звучит музыка, девушки танцуют вокруг карусели. Когда музыка останавливается вам необходимо занять место на карусели. Девушек на одну больше, поэтому одной из вас места не хватит. Она выбывает из игры и забирает с собой одного из парней. После этого игра продолжается.
(Звучит полечка, проводится игра. Остаются два победителя)
Осень: Вы знаете, дорогие друзья, что осень это ещё и пора свадеб? Вот и пара у нас уже есть. Какие они красивые и довольные. Только вот родни у них как-то маловато, точнее, совсем нет. Предлагаю вам набрать себе родни. Пока звучит музыка, вы должны собрать как можно больше родни. Выводить можно только по одному человеку из зала.
(Звучит полечка. Участники выводят «родню»)
Родню собрали, теперь можно и повеселиться. Все знают самую известную свадебную песню «Ах, эта свадьба». Я вручу каждой команде по тексту, чтобы вы освежили в памяти эту песню, и та команда, которая лучше, громче и артистичнее споёт эту песню, та выиграет.
(Звучит мелодия «Ах, эта свадьба». Команды поют хором. Когда песня спета зрители громкими аплодисментами и выкриками выбирают команду-победительницу. Осень награждает участников призами.)
Молодцы, поёте вы хорошо, только вот какая же свадьба без танцев.
(Звучит «Полька белорусская». Танцуют все желающие.)

Сценарий развлекательно-игровой программы «Осенние забавы».

Площадка развлекательно-игровой программы расположена слева от центральной площадки ярмарки, на которой параллельно происходит действие фестиваля «Творчество и вдохновение. Площадка обозначена стендом, на котором изображена осень в вихрях осенних листьев. Музыкальное оформление осуществляет баянист. К стенду выходит Осень (девушка в наряде осени).

Осень: В журавлином небе ветер тучи носит.

Листьев желтый ливень, солнце ниже сосен.
Шепчет верба вербе: осень, снова осень.
Добрый день, дорогие друзья! Я – осень – богатая и красивая пора. Пора сбора урожая, пора подведения итогов сельскохозяйственных работ и, конечно же, ярмарок и весёлых праздников.
Что есть богаче, чем осенью сад,
Яблоки, груши и виноград.
Всюду, куда ты не бросишь свой взгляд,
Всюду цветёт наш осенний сад.
А знаете ли вы, какие дары приношу я с собой? Отгадайте мои загадки, и я пойму, знаете ли и любите ли вы мои дары.
(Задаёт загадки):
Любопытный красный нос по макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке зелёные пятки. (морковь)
На плетне зелёный крюк, на крюке висит сундук,

В сундуке пять ребят мирно рядышком сидят. (горох)
3. Был зелёный плод, не просился в рот. Положили в дёжку, он сменил одёжку.
Красную надел, для еды поспел. (помидор)
Красна, а не калина, горька, а не осина.

Красна, а не лукошко. Хвост есть, а не кошка. (редиска)
(осень вручает отгадавшим призы)
Осень: Молодцы! Мне очень приятно, что вы знаете мои дары. Кто правильно отвечал на загадки, выходите, пожалуйста, ко мне!
(обладатели призов выходят в центр игровой площадки)
Скажите, а какой овощ называют вторым хлебом? (ответ) Правильно, картошку.
А чтобы картошки отведать, нужно её сначала, что? Посадить и выкопать. Этим мы сейчас и займёмся. Делитесь на две команды. Первый в команде с ведёрка сажает в лунки картошку. Второй с закрытыми глазами должен эту картошку собрать обратно в ведёрко. Побеждает та команда, которая быстрее и ловчее справится с эти заданием.
(звучит полька, идёт игра, победителям вручаются призы)
Осень: Спасибо вам за участие. Вы показали, что картошку вы сажать и собирать умеете.
(Звучит мелодия «Отговорила роща золотая»)
Осень: Осень красивая, богатая, но и грустная пора. С деревьев слетают листочки, дождик моросит, птицы улетают в тёплые края.
(Осень рассказывает стихотворение и кидает зрителям птичек).
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел
Аист крыльями полощет. Улетает, улетел.
Лист качается узорный в синей луже на воде,
Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.
Те, кто поймал птичек, выходите, пожалуйста, ко мне!
Вы знаете, что не все птички улетают на юг. Некоторые остаются с нами зимовать. И мы должны помочь им перенести морозы. Что мы должны делать? (ответ) Правильно! Мы должны делать для них кормушки и класть туда корм. Вот этим мы сейчас и займёмся. Делитесь на две команды. Вот вам части кормушки и тарелочка с зёрнышками. Вам требуется по очереди отнести свои части на это место, таким образом, сделав кормушку, а потом так же по очереди отнести туда своих птичек. Кто быстрее справиться с этим заданием, та команда и победит.
(Звучит полечка, идёт игра. Осень раздаёт призы победителям)
Осень: После меня придёт лютая зима. И всем хозяевам и хозяйкам нужно уже сейчас, осенью, готовиться к зиме. Не зря ведь говорят: «Готовь сани с осени!». А что нужно сделать настоящему хозяину, чтобы в доме зимой было сухо, тепло и сытно? (ответы)
Выходите к нам, наши хозяева.
(участники выходят)
Осень: Вы ведь не только хорошие хозяева, но и сильные мужчины, так? Сейчас мы и посмотрим, насколько вы сильные и ловкие. Ваша задача, стоя одной ногой на своём листочке, столкнуть других участников с их листочков, при этом остаться самому на своём листочке, не опустив на пол вторую ногу.
Осень: Спасибо вам! Вы настоящие мужчины. Но не уходите, пожалуйста. Назовите, какие вы знаете 4 цвета осени. (ответы) А теперь найдите среди хрителей девушек, у которых в одежде или других атрибутах есть эти цвета.
(парни выводят по одной девушке)
Осень: Бодрящий воздух, ясная погода
Сады и рощи в убранстве осеннем.
Счастливый пахарь праздничным весельем
встречает золотое время года.
Конец трудам, заботы спало бремя.
Для песен, игр и плясок нынче время.
Осень это не только пора сбора урожая, но и пора ярмарок и веселья. Работа окончена. Теперь можно и в пляс пуститься. Девчата, любите на каруселях кататься? Вот вам и представилась такая возможность. Парни, вставайте в круг лицом наружу. Вы будете нашей каруселью. Пока звучит музыка, девушки танцуют вокруг карусели. Когда музыка останавливается вам необходимо занять место на карусели. Девушек на одну больше, поэтому одной из вас места не хватит. Она выбывает из игры и забирает с собой одного из парней. После этого игра продолжается.
(Звучит полечка, проводится игра. Остаются два победителя)
Осень: Вы знаете, дорогие друзья, что осень это ещё и пора свадеб? Вот и пара у нас уже есть. Какие они красивые и довольные. Только вот родни у них как-то маловато, точнее, совсем нет. Предлагаю вам набрать себе родни. Пока звучит музыка, вы должны собрать как можно больше родни. Выводить можно только по одному человеку из зала.
(Звучит полечка. Участники выводят «родню»)
Родню собрали, теперь можно и повеселиться. Все знают самую известную свадебную песню «Ах, эта свадьба». Я вручу каждой команде по тексту, чтобы вы освежили в памяти эту песню, и та команда, которая лучше, громче и артистичнее споёт эту песню, та выиграет.
(Звучит мелодия «Ах, эта свадьба». Команды поют хором. Когда песня спета зрители громкими аплодисментами и выкриками выбирают команду-победительницу. Осень награждает участников призами.)
Молодцы, поёте вы хорошо, только вот какая же свадьба без танцев.
(Звучит «Полька белорусская». Танцуют все желающие.)