Сновидение - определения из процессуального словаря. Осознанные сновидения. Работа со сновидением

Сновидение является нормальным регрессивным психофизиологическим феноменом сна, протекающим циклами по 90 мин. Сновидение определяется по признаку «быстрого движения глаз» (REM-фаза), возникающему на первой стадии сна. У детей сон является более продолжительным, чем у взрослых; по меньшей мере 50% детского ночного сна занимает REM-фаза и сновиденье. В этой фазе наблюдается эрекция пениса и кровонаполнение клитора; этот признак используется при разграничении органической и психогенной импотенции.

Тревожные сны могут сопровождаться пробуждением в REM-фазе, при этом их содержание не запоминается. Тревожный выход из состояния сна может иметь место в любой из стадий. Сновидения, нарушающие 4-ю стадию сна, часто сопровождаются сомнамбулизмом, говорением во сне, ночными страхами и редко запоминаются. Забывание сновидений обусловлено как физиологическими особенностями (необходимостью незамедлительного восстановления внимания), так и психологическими факторами (вытеснением, сопротивлением, цензурой). Забытые сны удается воскресить в памяти при определенных условиях, например при психоанализе и гипнозе.

В работе «Толкование сновидений» Фрейд рассматривает феномен скрытого, или латентного, содержания, лежащего в основе снов. Попытки проникновения в сущность этого феномена привели Фрейда к наиболее важным теоретическим обобщениям его концепции. Другие исследователи считают, что сновидение является одним из способов решения конфликта — проработкой психотравмирующих переживаний и совладанием с ними, как настоящих, ток и детского возраста. Сны рассматриваются также как особая форма усвоения информации, способствующего совладанию с эмоциональными проблемами.

Процессы мышления и аффекты представлены в сновидениях в зрительной либо, что значительно реже, в слуховой форме; могут проявляться и другие модальности сенсорного восприятия — осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные. С точки зрения Фрейда, сны являются результатом работы сновидения— психологического процесса, характеризующегося архаическими способами мышления, в частности смещением, сгущением и замещением, способствующими переводу скрытого содержания в явное сновидение. Два других элемента работы сновидения — наглядная и символическая репрезентация— представляют собой процесс трансформации мыслей в чувственные (сенсорные) символы и образы. И, наконец, вторичная переработка — соединение разрозненных образов и элементов сновидения и создание единого связного содержания (фабулы, действия). Иногда вторичной переработки не происходит, и тогда сновидение проявляется в виде расчлененных, разорванных или причудливо переплетенных серий образов и фраз.

Явное содержание сновидения — это то, что способен вспомнить пробудившийся индивид: взаимосвязанные образы, речь, содержание чувственных и аффективных компонентов, а также их формальные аспекты, включающие разделение на отдельные отрезки, комментарии сновидения и т.п. Сны на протяжении одной ночи либо одного и того же периода сна связаны единой и последовательной работой мышления; например, разрешение одного конфликта приводит к возникновению проблемы следующего сновидения, либо один и тот же конфликт проходит через всю ночь.

Процесс образования сновидения обычно рассматривается следующим образом: под воздействием регрессии, релаксации моторной сферы и ослабления сознательной и бессознательной цензуры оживляются архаические функции мышления, проявляющиеся в виде работы сновидения, использующей первичные процессы мышления. Работа сновидения, взаимодействуя с дериватами(производными) влечений детского возраста, психологической защитой и связанными с ней конфликтами, а также с возникающими на этой основе представлениями, формирует зрительные образы (сны), замещающие собой мысли, порождаемые во время сна.

Остатки дня или провоцирующие стимулы представляют собой непосредственные источники материала для формирования сновидения (то есть источники в виде безвредных элементов дневного содержания). Если события, впечатления, образы восприятия, мысли, идеи и чувства нескольких предыдущих дней возникают в сновидении как несущественные, то их значение следует искать в глубоко вытесненных влечениях, желаниях и конфликтах раннего детского возраста. Остатки дня связываются с бессознательными детскими влечениями и желаниями эротического и агрессивного характера, маскируя тем самым инфантильные импульсы, стимулирующие образование сновидения. К такой маскировке добавляется процесс искажения (включая вторичную переработку), вызываемый работой сновидения.

Понятие «экран сна» было введено психоаналитиком Бертрамом Левином для описания сновидений, не имеющих четкого и распознаваемого зрительного содержания. Такие сновидения представляют собой «чистый» или «пустой» фон, необязательно воспринимаемый таковым или оживляемый в памяти. Их принято рассматривать как инфантильные сны, символизирующие фигуру матери или ее грудь. Некоторые авторы считают, что экран сна является фоном или матрицей сновидения; на этом фоне проявляются зрительные содержания, а также элементы бодрствования.

Фрейд называл сны «царской дорогой к бессознательному». Возрастающее значение психологии Я и проблем психоаналитического процесса способствовало тому, что толкование снов стало одним из наиболее важных элементов аналитической работы. Использование сновидений в психотерапии и психоанализе помогает, таким образом, вскрывать бессознательные проявления психического содержания, интегрировать детские фантазии и лежащие в их основе влечения и, наконец, связывать конфликты и защиты со скрытым содержанием, проявляющимся в актуальном поведении и переносе.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Что собой представляют сны и сновидения ?
Толкования сновидений с самых древних времен связано с мистическими представлениями, и построениями предсказаний на их основе. Узнать смысл и толк сновидения хотят практически все люди, особенно когда сновидение было явным и хорошо запомнилось. Ну а если сон был страшным, ночным кошмаром , или сексуальным, эротическим сном , то у человека рождается еще большая интрига по толкованию сновидения. А вдруг сон вещий (сон в руку), каких только тайн и домыслов не существует в проблеме толкования сновидений… Для этого собственно и написан этот пост.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта онлайн помощи психолога , желаю всем психического здоровья!

Сны и сновидения: толкование сновидений — суть вопроса

«Человек спит не потому, что он устал, человек спит, потому что ему необходимо видеть сны, чтобы жить». (С. Фанти).

Сновидения являются «физиологической фистулой (мед. трубочкой, дренажем)» (Павлов) для оттока накопившегося эмоционального напряжения, не отреагированного в состоянии бодрствования.

Анализ сновидений, вскрывая бессознательное, зачастую, вместе с сексуальными обнаруживает и агрессивные мотивы. Это может быть связано как с агрессивной личностью (тест агрессивность) , так и с деструктивной организацией личности.

2) Сновидение девушки, которая видит лезущих на нее серых крыс с красными (агрессия) глазами, но ей не страшно, а лишь противно.
Крыс она ассоциирует с людьми.
Красные глаза это ее агрессия перенесенная на других. Она действительно агрессивна.

Примеры (агрессия направлена на себя):
1) Сновидение женщины, которая убивает себя (во сне) т.к она, по ее убеждению настолько плоха, что не должна жить.

2) Девушке, считающей себя несчастной и неудачницей, снится болезненное разрушение ее тела, и она ощущает, что так и должно быть, ибо потом из ее органов, может быть, возникнет что-то более удачное.

Примеры агрессии извне:
1) (Агрессия вызывает болезненные ощущения, что может быть связано с соматическим недомоганием), женщине снится, что ее убили, она почувствовала боль, остановку сердца, потерю сознания, (т.е. у нее был сердечный приступ спровоцировавший картину сновидения).

2) (Агрессия без ощущения боли, что, вероятно связано с психологическим дискомфортом), Повторяющееся сновидение женщины (первое было в детстве), в котором волки рвут ее на части, откусывая руки и ноги, течет кровь, но боли нет.

Здесь не исключено влияние детских сказок, однако, став взрослой, она продолжает видеть этот сон. Эта женщина психологически деструктивна, неоправданно считает себя некрасивой настолько, что бессознательно ощущает необходимость замены своих неудачных частей тела на более привлекательные.

Известно, что все подобные формы агрессивных, сексуальных, прогностических медицинских и психологических сновидений появляются во время быстроволнового, парадоксального REM-сна, который сопровождается вегетативной бурей. А она, вегетативная буря, в свою очередь, активизирует железы внутренней секреции (особенно гипофиза, гонад, надпочечников и щитовидной железы).

Отсюда и возникновение таких сновидений (секс, ужасы, агрессия).

И, наконец, еще одна функция сна: в это время в стадиях дельта-волн и REM происходит переработка полученной за день информации и разделение ее на необходимую (которая остается в рабочей памяти) и не очень нужную, которая забрасывается в бессознательное, откуда достать ее будет нелегко.

Таким образом сон – это существенная часть деятельности мозга, проявляющаяся в взаимодействии сознания и бессознательного.

Сны и сновидения. Толкование сновидений возможно лишь с помощью психоаналитика на основе личных ассоциаций сновидца и аналитических символов

Все попытки толковать сновидения с помощью всевозможных сонников купленных на развале, в метро или электричке, или по бабушкиным басням – мягко говоря, ребячество, пустая трата денег, времени, пустые ожидания.

В следующем посте на тему толкования сновидений, я расскажу об основных психоаналитических символах, что бы у Вас была возможность, хоть отчасти понимать собственные сновидения.

Желаю всем психического здоровья!

Часто задаваемые вопросы:

В так называемой фазе быстрого движения глаз. То есть около 2190 дней, или 52 560 часов, мы тратим на просмотр сновидений. Несмотря на то, что мы можем испытывать эмоции и чувства во время сна, наше сознание находится в состоянии, отличном от того, когда мы бодрствуем. Вот почему сложно отличить сон от реальности и мы часто принимаем то, что пришло к нам во сне, за действительное положение дел.

Но есть люди, которые могут испытывать осознанные сновидения, во время которых часть сознания остаётся бодрствовать. Благодаря этому осознанное сновидение можно контролировать - что-то вроде увиденного нами в фильме «Начало» с Леонардо Ди Каприо.

Pierre-Alexander Garneau/Flickr.com

Осознанные сновидения известны науке давно, но по-прежнему недостаточно изучены. Однако последние исследования свидетельствуют в пользу того, что это состояние является пограничным: мы одновременно спим и бодрствуем.

Осознанные сновидения - одно из многих «аномальных» явлений, которые могут возникнуть во время сна.

Пример другого такого явления - сонный паралич, из-за которого вы просыпаетесь в ужасе и не можете пошевелить ни одной частью тела. Чаще всего он возникает сразу после того, как мы засыпаем, или непосредственно перед пробуждением. Сонный паралич испытывают более 30% людей, а 8% признаются, что он случается с ними довольно часто.

Хотя сонный паралич и является характерным симптомом нарколепсии, посттравматических расстройств и панических атак, его испытывают и те, кто не страдает ни от одной из вышеперечисленных проблем.

Существуют также ложные пробуждения - когда вы просыпаетесь только для того, чтобы осознать, что всё ещё спите. О том, что такие пробуждения случались хотя бы раз за последний месяц, рассказал 41% респондентов .

Наряду с осознанными сновидениями, все подобные состояния тренируют нашу способность оставаться в сознании, пока мы спим. Учёные рассматривают гипотезу о том, что осознанные сновидения, сонный паралич, ложные пробуждения и многие другие подобные явления случаются в тот момент, когда наше сознание пребывает в «гибридном» состоянии - между сном и явью.

Осознанные сновидения и мозг

Исследования говорят: более половины из нас хотя бы раз в жизни испытывали осознанные сновидения. И это хорошая новость, ведь данный опыт позволяет человеку создавать желаемые сценарии во время сна. Существуют свидетельства того, что осознанное сновидение можно вызывать и стимулировать. Люди объединяются в интернет-сообщества, чтобы обсуждать приёмы достижения большей ясности во сне. Они учат сознание разделять сон и реальность, управлять сновидением и использовать происходящее во для личностного роста.

Во время недавнего научного исследования участников попросили подробно рассказать о своём последнем сновидении.

Учёные обнаружили, что во время осознанных сновидений (по сравнению с обычными) люди становятся гораздо более проницательными, контролируют мысли и действия, активно используют логику и хорошо помнят всё то, что случалось с ними в реальности.

Другая научная работа исследовала способности людей принимать сознательные решения в реальной жизни и во время сна. Оказалось, что волевые способности в высокой степени передаются из действительности в сновидение. Однако способность к планированию ухудшается, когда человек переходит в состояние осознанного сновидения.

Можно почувствовать отчётливую разницу между осознанным и обычным сновидением. Учёные предполагают: это значит, что эти процессы задействуют разные механизмы активности мозга. Но подтвердить эту гипотезу намного сложнее, чем может показаться. Если бы учёные проводили для этого эксперимент, им нужно было бы сканировать мозг участников в течение всей ночи, а затем расшифровать полученные данные, чтобы отличить осознанное сновидение от обычного.


Eleni Preza/Flickr.com

Гениальные работы по изучению этого вопроса привели к созданию коммуникационного кода между людьми в состоянии осознанного сновидения и исследователями. Перед началом эксперимента участники и исследователи договорились об условном знаке - например, два движения глазами вправо. Когда люди погружались в фазу быстрого сна, они могли подать этот сигнал, как только переходили в состояние осознанного сновидения.

Благодаря этому исследованию учёные смогли узнать, что осознанное сновидение отличается от обычного повышенной активностью фронтальной доли мозга. Примечательно, что именно эта область ассоциируется со способностями «высшего порядка»: логическим мышлением, силой воли. Обычно мы можем наблюдать их проявление только тогда, когда человек бодрствует. Тип активности мозга во время осознанного сновидения - гамма-волновой, а это значит, что мы задействуем различные аспекты нашего опыта (воспоминания, мысли, эмоции) и используем их по отдельности и в симбиозе.

Дальнейшие исследования показали: стимуляция фронтальной зоны мозга во время осознанного сновидения приводит к улучшению данных способностей человека.

Другие исследования более точно указали регионы мозга, участвующие в осознанном сновидении. Это лобная доля и предклинье. Таким образом, предположение о гибридном состоянии сознания только подтвердилось.

Проблема сознания и её решение

Один из самых сложных вопросов для современной неврологии звучит так: как сознание возникает в головном мозге? Одна из гипотез предлагает использовать именно осознанные сновидения в качестве ключа для понимания сознания и сопровождающих процессов.

Осознанные и обычные сновидения представляют собой два разных состояния сознания, в каждом из которых мы получаем уникальный опыт. При этом состояние мозга остаётся практически идентичным в обеих ситуациях. Сравнивая малые различия в мозговой активности во время осознанного и обычного сновидения, мы можем найти те особенности, которые влияют на наш уровень осознанности во время сна.


Robin Jaffray/Flickr.com

Кроме того, благодаря тому, что участники экспериментов смогли подавать сигналы глазами, мы можем узнать больше о нейробиологической деятельности мозга в конкретный момент осознанного сновидения. Это поможет учёным исследовать основные процессы, происходящие в сознании человека.

Более того, теперь есть надежда на то, что исследователи смогут понять, каким образом сознание вообще возникает в нашем мозге.

Сновидение

Сновиде́ние - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность .

Наука, изучающая сны, называется онейрологией . Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5-2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста , учащённым дыханием и пульсом и временным расслаблением скелетных мышц тела. В последнее время доказали, что сны снятся и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не все могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым людям вспоминаются сны тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив - яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно -белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения , в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда - пытается управлять сновидением.

Толкование сновидений

Основная статья: Ониромантия

Обложка сонника 1883 года.

Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II-III века н. э. - «Онейрокритика» .

Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX начала XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Фрейдистское толкование сновидений

Основная статья: Теория сновидений Зигмунда Фрейда

Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом . Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций . Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения - осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Юнгианское толкование сновидений

См. также

Ссылки

На русском языке

  • Нечаенко Д.А. «Сон, заветных исполненный знаков»: Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. М.: Юридическая литература, 1991. - 304 с.
  • Малкольм Н. Состояние сна. / Пер. с англ. М.: ИГ «Прогресс-Культура», 1993. - 176 с.
  • Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. / Пер. с нем. Киев: AirLand, 1994. - 405 с.
  • Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов. / Пер. с англ. Ангарск: АО «Формат», 1994. - 161 с.
  • Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. / Пер. с англ. М.: REFL-book, 1996. - 288 c.
  • Экзегетика снов: Европейские хроники сновидений. М.: Эксмо, 2002. - 464 с.
  • Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005. - 279 с.
  • Путешествие в глубь сознания: Беседы с Далай-ламой о сне, видениях и смерти. / Пер. с англ. Нижний Новгород: Деком, 2005. - 272 с.
  • Бескова И. А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). РАН, Ин-т философии. М., 2005. - 239 с.
  • Живица Е. Ю. Русская традиция толкования снов // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 158-166.
  • Сны. Их происхождение и роль в христианском истолковании. М.: Образ, 2006. - 128 с.
  • Соловьёв В. Толковый словарь сновидений: Иллюстрированная история цивилизации снов. М.: Эксмо, 2006. - 1488 с., ил.
  • Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте (историко-философский аспект). СПб.: Алетейя, 2007. - 268 с., ил.
  • Мосс Р. Тайная история сновидений: Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. / Пер. с англ. СПб.: ИГ «Весь», 2010. - 464 с., ил.
  • Нечаенко Д.А. История литературных сновидений XIX-XX веков. Сновидение как форма культуры. М.: Университетская книга, 2011. - 784 с.
  • Нечаенко Д.А. «Двенадцать» как сновидческая мистерия (новое о поэтике легендарной поэмы Александра Блока). Журнал "Наш современник", М., 2011, № 8-9.
  • Смирнов Т.Л "Мастер сноведений" Эзотерический сонник.
  • Кузина С.В. "Сны врут! Понимаем сны - понимаем себя" 2011 г. Издательство АСТ: Астрель.

На английском языке

  • Malcolm N. Dreaming. London-New York, 1959.
  • Bosnak R. A Little Course in Dreams. New York: Shambhala Publications, 1998.
  • Moss R. Dreaming True. New York: Pocket Books, 2000.
  • Moss R. The Dreamer’s Book of the Dead. Rochester: Destiny Books, 2005.
  • Moss R. The Secret History of Dreaming. Printed in Canada, 2009.
  • The Epistemology of Descartes (fulltext) Classic philosophy on the difference between the real and the dream world
  • The International Association for the Study of Dreams Research About Dreams and Dreaming.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сновидение" в других словарях:

    Сновидение … Орфографический словарь-справочник

СНОВИДЕНИЯ, последовательность переживаемых перцептивных ощущений, возникающих во время сна (). Фазу сна, во время которой возникают сновидения, часто называют парадоксальной, или фазой «быстрого» сна, в силу очевидного противоречия между исключительной активностью мозга и практически бездействующим телом. Парадокс сновидения заключается в том, что тело бывает неподвижным, в то время как у спящего возникает субъективное ощущение неограниченной свободы движений. Сновидение является единственным состоянием сознания, отличным от безумия и галлюцинаций, при котором мы испытываем ощущение полноценного существования в несуществующем мире. Этот мир зачастую разительно контрастирует с повседневной жизнью. Человек, увидевший сон, воспринимает его как невероятное приключение, каким бы обыденным он ни выглядел при пересказе. Во сне сама жизнь человека может оказаться под угрозой от одного взгляда незнакомца или изменения вида комнаты; значение имеет любая мелочь. События не воспринимаются как чрезмерные, хотя носят необыкновенно интенсивный характер.

Во сне исчезает различие между воображаемым и реальностью. Как отмечает в Психологии воображения (L"Imaginaire : Psychologie phénoménologique de l"imagination , 1940) французский философ Жан Поль Сартр , в состоянии сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.

Вторым следствием утраты «категории реальности» является то, что язык, имеющий такое большое значение во время бодрствования, во сне играет второстепенную роль, как и звуки вообще. Содержание сна в первую очередь визуально. Однако это представление обманчиво, поскольку зрительный образ сам содержит своего рода язык. Таким образом, речь, являющаяся в первую очередь средством общения, становится почти ненужной, поскольку сон представляет собой одновременно и изображение, и скрытый «разговор». Даже объекты (деревья, животные, дома) обретают кажущееся сознание и способность к громкой или беззвучной речи. Человек может участвовать в диалоге с любым объектом, хотя слова как таковые при этом произносятся не всегда. Мозг, можно сказать, «читает свои мысли», хотя видящий сон этого не осознает; он воспринимает возникающие образы как отличные от его собственных и не подозревает, что все, ему снящееся, лишь порождение его собственного расщепленного сознания.

Сны редко (если вообще когда-либо) воспроизводят прошлые или недавние события так, как они происходили. Ведущим принципом построения сновидений является то, что сон собирает вместе людей и события, которые не могли бы столкнуться друг с другом в реальности. З.Фрейд по этому поводу говорил: «Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью».

Сны не дают человеку возможности вновь пережить прошлое; они представляют собой образное изложение истории его психики, сходное с творческим преображением писателем реальной действительности в соответствии с замыслом произведения. Даже когда человек видит во сне тех, кто играет существенную роль в его жизни, их образы предстают или в смешении с чертами других личностей, или как обладающие одновременно чертами, свойственными им на разных этапах жизни. Эта временная многоплановость образов сновидений, возможно, один из основных источников их живости. То, что нам снится, не есть мгновенный снимок, хранящийся в памяти, а продукт воображения, нейронная библиотека метафорических подобий: образ представляет собой наполовину чувство, наполовину «объект». Даже отвлеченные идеи иногда становятся во сне объектами.

В определенном смысле сновидения искажают реальность. Если рассматривать сон в его «собственном царстве», следует признать, что он творит свой мир по собственным принципам, не имеющим ничего общего с представлением о действительности бодрствующего человека. Но, например, поэтические образы зачастую более причудливы, чем образы сна, и мы не рассматриваем их как искажения реальности. Такие образы воспринимаются как метафоры, нечто, имеющее внутреннее сходство с реальным объектом; однако во сне метафорическое действие перестает опираться на сходство. Образ сновидения становится буквальной метафорой: во сне сходство превращается в идентичность, и только проснувшись, мы думаем о сне как о «странном» или «невероятном». На этом и основано его очарование как опыта «другой реальности» где, как мы подозреваем, и лежат глубинные секреты нашего существования.

Как следствие, первый вопрос, возникающий применительно к любому сну: «Что он означает?». С древности, начиная с толкования Иосифом сна фараона о тучных и тощих коровах и с сонников Артемидора, и вплоть до современности сновидения воспринимаются как символические откровения, через которые природа, боги или некий внутренний голос говорят с нами. Наибольшим авторитетом в этой области является Зигмунд Фрейд с его Толкованием сновидений (Die Traumdeutung , 1900). Столкнувшись с искажением в сновидениях реальных событий, Фрейд счел, что сон – это ребус, головоломка, и если понять его законы и расшифровать, сновидение можно использовать как инструмент психоаналитического лечения неврозов. Фрейд считал, что функция сновидений – цензура нежелательных содержаний психики, поставляемых инстанцией Оно (бессознательным); сновидения преобразуют скрытые содержания в маскирующие истинный смысл образы (сновидение как таковое). Таким образом, по Фрейду, не существует «невинных» снов: все они «волки в овечьей шкуре», т.е. можно сказать, что все сновидения являются замаскированным выполнением подавленных желаний. Даже неприятные сны могут соответствовать мазохистским наклонностям.

«Разгадывая» сны, Фрейд высказал предположение, что работа сновидения – подавление нежелательного содержания – происходит в основном благодаря четырем психическим процессам: сгущению, замещению, символизации и ассоциации по противоположности. Другими словами, сновидение подавляет излишне вольные мысли, сливая различные образы в один (сгущение), превращая их в что-то иное, но сходное (замещение), или заменяя на противоположные. Символизация насквозь пронизывает сновидения. Одна из наиболее важных ее функций – превращение сексуальных образов в приемлемые и обыденные, например, вместо мужских и женских гениталий – шляпы, карандаши, пистолеты, пещеры, двери и т.п.. Предложенная Фрейдом теория постоянно подвергается пересмотрам и дополнениям не только в психоанализе, но и в толковании искусства и литературы, также обладающих «неосознаваемым» содержанием.

Однако теория сновидений Фрейда столкнулась и с резкой критикой, в первую очередь со стороны философа Л.Витгенштейна и соратника Фрейда К.Юнга ; оба высказали серьезные сомнения в отношении замаскированных образов и символов. «Если символ в сновидении не понятен, – писал Витгенштейн, – вероятно, это вообще не символ. Зачем же называть его так?» Сновидения, по мнению Юнга, «являются частью природы, которая не имеет намерения обманывать, но выражает нечто наилучшим из доступных ей способов». В последнее время ученые начали рассматривать т.н. искажения образов во сне как проявление нормального ассоциативного процесса, благодаря которому мозг классифицирует поступившую от органов чувств информацию и соотносит ее с тем, что уже хранится в банках памяти.

Сновидения, по-видимому, делают свое дело независимо от того, «внимаем» мы им или нет. Действительно, большинство сновидений сразу же забывается – изучение электрической активности мозга дало весомые свидетельства того, что значительная часть снов не достигает уровня сознания. Сновидения, запомнившиеся или нет, по-видимому, необходимы для поддержания психического равновесия, но это практически никак не связано с тем, что они могут «означать». Например, испытуемые, которых неоднократно будили в тот момент, когда им что-то снилось, как об этом свидетельствовали быстрые движения глаз, неизменно чувствовали утомление.

Одна из наиболее любопытных пост-фрейдистских теорий сна принадлежит психологу и специалисту в области компьютерного анализа К.Эвансу. Эванс переворачивает основное положение Фрейда о том, что сновидения являются стражами сна: напротив, тело нуждается в сне для того, чтобы дать мозгу время для сновидений. Мы спим не потому, что устали, а потому, что мозг для обработки огромного количества информации, накопленной за день, нуждается в том, чтобы время от времени работать в «автономном режиме». Если мозг хоть в чем-то сходен со своим детищем, компьютером, то существует лишь один способ это сделать, сопряженный, однако, для организма с высоким риском: мозг должен перекрыть доступ всей новой информации, став беззащитным на то время, пока он просматривает и сортирует полученные за день сенсорные данные, упорядочивает работу своих «программ» (кратковременной и долговременной памяти), включая и такие, которые обеспечивают правильное поведение в обществе, навыки, манеры, разрешение существующих и назревающих конфликтов. По определению Эванса, сновидение – мгновенный перехват сознанием материала, который сортируется, просматривается, отсеивается и т.п. во время фазы «быстрого» сна; при этом те сны, что мы запоминаем, отражают лишь частицу работы, происходящей в коре головного мозга.

Другими словами, если бы сновидение не «искажало» действительность, а представляло ее так, как она воспринимается бодрствующим мозгом, это вступило бы в противоречие с основными адаптивными процессами, назначение которых не повторять то, что уже известно, а подготовить организм, помочь ему выжить в многообразном и непредсказуемом мире, где трудности и опасности никогда в точности не повторяются. Метафорические образы сновидения, таким образом, являются средством, с помощью которого мозг отбирает опыт, повышающий психологическую готовность организма к функционированию в реальном мире. Здесь уместно привести наблюдение французского физиолога М.Жуве, свидетельствующее о том, что животные практикуются во сне в охотничьих приемах. Жуве хирургическим путем предотвращал у домашних кошек расслабление мышц во время сна; при этом он обнаружил, что в фазе «быстрого» сна кошки совершали движения типа затаивания и подкрадывания. Охотничьи приемы, однако, повторялись в случайном порядке, подобно тому как сновидение игнорирует логическую последовательность. Вывод из работ Жуве таков: сновидения человека могут быть просто отражением более сложных «охотничьих приемов», многие из которых включены в социальное общественное поведение (стремление к успеху, разочарование, фрустрация). Сны, таким образом, могут быть полезны, как полезна практика музыканту или тренировка спортсмену, поддерживающему форму воображаемыми выступлениями в качестве подготовки к выступлениям реальным. Французский нейробиолог Ж.-П.Шанжо предположил, что сновидения представляют собой механизм, благодаря которому мозг стабилизирует нервные связи, возникшие в течение дня. Во время сна, как считает Шанжо, мозг становится невнимателен, т.е. не сосредоточивается на жизненно важных отношениях между организмом и окружающей средой. В результате мысли обретают некоторые характеристики бреда: слова, идеи, образы связываются безо всякой логики, проявляется элемент случайности. Это случайное распределение, однако, может иметь какое-то отношение к тому, как мозг обрабатывает результаты психической деятельности и сохраняет их в нервных структурах для будущего использования. Как и движения кошек в экспериментах Жуве, сновидения – это поведенческие «коллажи», лишенные видимого порядка; но как часть системы мозгового кодирования они удерживают те формы поведения, которые могли бы быть утрачены, если бы мозг полностью «отключался» во время сна. То, что Фрейд считал цензурой, в действительности может быть соотнесением нового опыта со старым, т.е. процессом, не имеющим никакого отношения к языку или правдоподобию и предназначенным для понимания и интерпретации не больше, чем процессы дыхания или пищеварения. Сновидения перерабатывают опыт бодрствования своим собственным способом ради целей, которые мы пока не понимаем. Это не означает, что сны бессмысленны или что они не могут быть полезны для психоанализа или для самопознания. «Материал» сновидений носит сугубо личный характер, и возможно, что заключенная в них истина лежит на эмоциональном, а не на познавательном уровне. Не исключено, что сновидения имеют и другие функции, кроме охраны сна или подавления неприятных мыслей. Сновидение в значительной степени – феномен памяти, и чем больше мы ее изучаем, тем сильнее подозреваем, что сновидение – механизм, которым мозг, словами Шекспира, «тихо сматывает нити с клубка забот», т.е. создает психическую ткань, слегка подправляя ее каждую ночь, из сложной и беспорядочной информации, «вводимой» за день.