Стиляги в ссср. Как это было: советские стиляги

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен - стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники


Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы


Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.


Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков


Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы


И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг


Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.


Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.


В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.

Носили они яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

из фильма "Стиляги" :

Пусть всё будет так,как ты захочешь..

Молодёжь в силу своих возможностей и достатка старалась соответствовать моде

То, Что Надо

И учили вот такие танцы:

Ты Любишь Буги-Вуги

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для молодёжи из простого народа это было желание приобщиться к запретной культуре Запада. Выглядело это порой смешно и наивно. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Пластинки из рентгеновских снимков

Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

60-е годы - «время секса, наркотиков и рок-н-ролла», «золотой век новых свобод». Модные тенденции 60-х гг. можно выразить словосочетанием «стремление к минимализму».
Темп и динамизм 60-х отразились на мужской моде. Элегантность, простота и строгость - отличительные черты мужского костюма 60-х. Пиджаки однобортные, прилегающей формы. Повседневная одежда стала более «спортивной». Пиджак и брюки могут быть из разных гармоничных по рисунку, цвету и фактуре тканей. Популярными тканями становятся вельвет и замша, кардиганы.



В 1959 г. П.Карден показал свою очередную коллекцию, где были впервые представлены мужские костюмы в «неоэдвардианском» стиле: узкие пиджаки с круглым вырезом ворота, узкие брюки, «жакеты Неру» со стойкой. Всё это дополнялось сорочкой с высоким воротничком и элегантным галстуком. Впоследствии этот стиль взяли на вооружение последователи субкультуры модов.
«Умеренность и аккуратность», «Меньше - значит больше» - это девиз субкультуры модов (модников), возникшей в Лондоне в конце 50-х гг. и получившей наибольшее развитие в 60-х гг. Моды были выходцами из семей профессиональных, высоко оплачиваемых рабочих и служащих. Вот, например, "попрыгунчик Мик" сотоварищи был большим "модом".

Узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически (как правило “французского” стиля). Последние деньги тратились на то, чтобы заиметь последний писк итальянский моды - будь то одежда или мотороллер (как правило, марки Lambretta или Vespa) - основное средство модовского передвижения. Мотороллеры иногда украшались огнями и зеркалами чтобы привлечь внимание.

Мода 60-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40-е годы. Поколение, родившееся в 40-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким - то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.

Наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В СССР их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. Однако, узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30 - 40 лет заузили 32 сантиметровые брюки до 20 - 22 см. Последним «писком моды» тогда считались носки красного цвета.


О тличительной особенностью 60-х годов было то, что в молодежную одежду пришли яркие цвета. Из ткани с крупным цветочным рисунком стали шить не только женские платья, но и мужские рубашки. Считалось модным для таких рубашек воротник апаш и разрезы по бокам. Носили такие рубашки, не заправляя в брюки, «на выпуск». За подобные рубашки, узкие брюки можно было получить прозвище «стиляга».

Вначале 60 - х в СССР стали популярными «белые плащи». На самом деле эти плащи были светло-серого или светло-бежевого цвета с большим воротником, поясом и клапанами на карманах. Именно такие плащи носили герои французских фильмов того времени - Жан Габен, Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо.

Обычно облик киногероя завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки - шестиклинки и только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде молодежь шила подобные фуражки у «частников», так тогда называли портных, нелегально, изготовлявших одежду и головные уборы. Но их изготовление стоило дорого, и не всем было по карману. Позже в советских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев и которые сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В СССР подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста. Считалось, что человек одетый в белый плащ и белую фуражку был «одет по моде».

Примерно в 1962 - 1963 годах в СССР появилась странная мода. Юноши и девушки стали шить рубашки и кофточки из прозрачной ткани типа органзы. Это увлечение советской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что начало 60 годов время распространение синтетических материалов и прежде всего ставшего популярным нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Синтетические материалы постепенно стали занимать большое место в одежде.

Синтетические ткани постепенно занимают прочное место в одежде. Появляются ткани с лавсаном. Из них стали шить женские платья и мужские рубашки. Они хорошо стирались и почти не требовали глажки. В газетах об одежде из лавсана писали, как об одежде будущего, экономивших время женщинам-хозяйкам.

Синтетические нити стали использовать для изготовления ткани для верхней одежды. Первые пальто, из такой ткани, появившиеся в СССР , вызывали недоумение. Ворсовая фактура ткани с лавсаном больше походила на мех, чем на ткань.

Но подлинным открытием стали синтетические носки. Их называли «безразмерными» за эластичность. Такие носки подходили для четырех размеров. Синтетические носки были с резинкой у щиколотки, что позволило отказаться от неудобных мужских подтяжек для носков. Впервые на мужских носках появился рисунок. Был он скромным, неброским. Однако, у спекулянтов можно было купить носки с ярким рисунком. Такие носки пользовались особой популярностью у молодежи.

С середины 60-х начинается господство на улицах плащей из ткани «болонья». Свое название нейлоновая ткань получила от итальянского города Болонья, где впервые была создана. Название этой ткани дало название плащу. Его так и стали называть - болонья. По сути, болонья была всего на всего дождевиком. Но молодежь стала носить плащ в любую погоду. Привлекала его компактность. Его можно было свернуть и положить в портфель или сумку, где он занимал немного места. При необходимости плащ можно было достать и вновь надеть. Он почти не мялся. Появилась особая молодежная манера носить болонью. Его носили, не застегивая на пуговицы, и с закатанными рукавами. Болоньи сразу же попали в категорию дефицита. Но их всегда можно было купить у спекулянтов. При стоимости плаща в 20 - 30 рублей приходилось платить 60 и даже 80 рублей.

В начале 60-х в мире было господство туфель с узкими носами.





С середны 60-х нос у мужских туфель, ботинок и сапог становится более круглым.

Мужские туфли, продаваемые в магазинах в СССР , были представлены моделями далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и, скорее, годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным, каблуком. Стоили такие туфли 20 - 25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата в то время была 40 рублей.

Ближе к концу 60-х в моду вошли брюки-клеш, что отразилось и на джинсах.

Желание выделяться из толпы, не сливаясь с серой массой, привносить шарм, задор и яркие нотки – такими были основные мотивы стиляг прошлого столетия. Зародившись в 60-х гг. во время советской эпохи, стиль стиляг затрагивал не просто модную индустрию: это были образ жизни, поведение, манера разговаривать.

Вдохновение черпалось из-за океана, из далекой и недосягаемой Америки. Часто стиляги копировали киногероев. Отметим характерные черты стиля:

  • Принт и цветовая палитра . Буйство красок – все оттенки радуги – вот главный штрих в одежде. Принты в горошек, яркие цветы, полоски также приветствуются.
  • Женская одежда. Она предполагала наряды из крепдешина, атласа, пышные юбки и платья с облегающим лифом. Талия обязательно подчеркнута ярким ремнем.
  • Женская обувь. Популярные туфли с острым носиком и небольшим каблучком (4-5 см.) были удобны и одновременно позволяли дамам выглядеть эффектно.
  • Мужская одежда. Пиджаки с накладными карманами, широкими плечами, брюки-дудочки, пестрые рубашки, джемперы и пуловеры с оленями и снежинками и непременно пестрые галстуки-селедочки – вот комплект одежды парня-стиляги.
  • Мужская обувь. Писком моды были туфли белого цвета, но допускалось ношение и разноцветных моделей. Подошва ценилась каучуковая.
  • Украшения . Серьги, короткие и длинные бусы, а также браслеты ярких оттенков пользовались большой популярностью.
  • Макияж. Этот пункт касался женской половины. Подводка глаз, накрашенные яркие губки — неизменное сопровождение образа стиляг.
  • Прическа. Пышные, высокие прически под названиями »бабетта», »венчик мира» завершали образ девушек и женщин. У мужчин актуальной была прическа »кок» с начесом.


В самом начале одежда такого образа предполагала несколько атрибутов и аксессуаров: расклешенные брюки, несуразный пиджак, пестрый галстук плюс широкополую шляпу. Спустя некоторое время стиль обрел уже знакомые многим черты. Одежда в стиле стиляг для мужчин и женщин воплощает главные принципы стиляжного стиля – »нет» серости и обыденности!

Главным предметом мужского гардероба стиляг, как отмечалось, являются узкие брюки-дудочки. Длина — непременно до косточек. Она выполняет дополнительную функцию: »открывает миру» разноцветные носки и узкие туфли. Вторым по значимости атрибутом является пиджак. Крупная клетка, полоска – вот 2 востребованных принта. Рубашка, вторящая в унисон брюкам и пиджаку, предполагает сочные оттенки: розовый, оранжевый, голубой. Допускаются и пестрые варианты. Узкий галстук, который завязан в миниатюрный узелок, завершает мужской комплект.

Женская мода данного стиля – это пышные юбки с наличием нескольких подюбников (таких же ярких, как и сами юбки) либо кринолинов. Длина достигает колена или чуть ниже. Талия подчеркивается контрастным атласным поясом. Крупная, бросающаяся в глаза бижутерия довольно простого дизайна: браслеты, кольца, сережки, бусы. В роли украшения прически выступают повязки из того же атласа, что и на талии, а также ободки, заколки и банты. Используется и небольшая шляпка.

Фото одежды в стиле стиляг 60-х годов

»Все новое – это хорошо забытое старое». Это изречение как нельзя кстати подходит к современным модным тенденциям. Популярны запоминающиеся образы молодых людей, а стиль стиляг – это воплощение яркости, оригинальности, желания выделиться из толпы. Дизайнеры воссоздают забытые образы 60-х гг. ХХ века, следуя интересу и востребованности. Взгляните на фото одежды в стиле стиляг, и вам непременно захочется примерить этот взбалмошный и беззаботный образ.

Где купить одежду в стиле стиляг?

Конечно, для тех, кто, заглянув в бабушкин шкаф, нашел актуальный наряд, мы просто позавидуем. Это раритет: не отказывайтесь от такого наряда! Не составит труда сшить одежду в стиле стиляг и для рукодельниц. В этом случае преимуществом будет то, что она сшита по собственным эскизам и будет сидеть на вас идеально. Но что делать остальной категории людей? Где купить одежду в стиле стиляг ? Огромный выбор предоставляют как обычные, так и интернет-магазины. Безусловно, среди множества моделей вы найдете соответствующий вашему внутреннему состоянию наряд. Кроме того, в специализированных магазинах можно взять такие наряды напрокат.

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено практически все, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен - молодежная субкультура, получившая название «стиляги».

(Всего 18 фото)

1. Стиляги-антисоветчики на агитках советского времени.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

2. Твист на картоне: бережем шузы.

3. Трибуна танцам не помеха.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.

4. Стильный вид - наше все.

Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

5. Почти американские модницы.

Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу «кок», взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

6. Сознательная советская молодежь на параде…

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

7. …а несознательная - на танцах.

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений.

8. Эти молодые люди не имели ничего общего со стилягами.

Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.

9. Пионерия в строю. Они пока еще не стиляги.

Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

10. Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг.

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.

11. Самые стильные парни Москвы.

Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

12. Такие брюки носили сознательные советские граждане, «по-стиляжьи» брюки ушивали в узкие дудочки.

Еще одна фишка стиляг - демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

13. Пластинки-малышки из рентгеновских снимков.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках.

14. Вот к чему стремились стиляги.

Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

15. Карикатуры из советских журналов: асоциальный элемент.

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

16. Карикатуры из советских журналов: стиляги - западные агенты.

Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.

17. Разоблачительная статья в советской газете.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

18. Танцы-манцы победили!