Свадебное платье жены принца уильяма. Голосуем! Битва невест: свадебное платье Пиппы Миддлтон против свадебного платья Кейт Миддлтон. Традиции даже в мелочах

Церемонии бракосочетания членов королевской семьи всегда привлекают к себе огромнейшее внимание. Еще бы, это настоящее шоу, посмотреть на которое стремятся зрители со всех уголков планеты. Кто не хочет увидеть сказку, оживающую на глазах? Подготовка к мероприятию занимала долгие месяцы, все продумывалось до мелочей. Удивительно, но свадебное платье Кейт Миддлтон держалось в строжайшем секрете вплоть до ее появления перед публикой. Все с нетерпением ждали ее выхода, поскольку было ясно, что в этот конкретный момент вершится не только история английской королевской семьи, но и история моды. Невесты еще долго будут копировать неподражаемый стиль принцессы.

Свадебное платье Кэтрин Миддлтон

Наряд создавался известным на весь мир английским домом моды Александра Маккуина, который сейчас возглавляет Сара Бертон. Было ясно, что платье будет рассматриваться журналистами, критиками, дизайнерами и простыми домохозяйками вплоть до каждого миллиметра, а обсуждать его будут еще долгое и долгое время. Поэтому оно должно было быть совершенным. Оно и получилось таким.

Свадебное платье принцессы Кейт Миддлтон - это изящный, облегающий корсаж на косточках, скромный вырез, прикрытые кружевом плечи и руки, постепенно расширяющаяся книзу юбка со шлейфом.

Возможно, некоторые сочли наряд Кейт чересчур простым. Да, в сравнении с принцессой Дианой, матерью жениха, ее платье смотрится намного скромнее. Но в этом его прелесть. Не зря же существует поговорка о том, что все гениальное просто.

Его цвет – это гармоничное сочетание безупречного белого с нежнейшим кремовым оттенком.

Кутюрье попытались соединить в этом наряде вечные классические идеалы и современные модные тенденции. Было важно отдать дань богатой викторианской традиции, но в то же время современная молодая девушка не должна была выглядеть старомодной. И это удалось в полной мере. Так, например, чопорные англичане уверены, что длиннющий шлейф – это залог долгой и счастливой совместной жизни брачующихся. У принцессы он был длиной почти в 3 м – цифра, конечно, внушительная, но раньше у королевских невест он был еще больше. Отказались и от пышных воланов в стиле викторианской эпохи. Этому есть свое объяснение: мода не стоит на месте. Она развивается, трансформируется и обретает новые воплощения. И свадебное платье будущей герцогини Кембриджской – отличное тому подтверждение.

Дань традиции

Как известно, Англия славится своим оригинальным кружевом. Аппликации для свадебного платья Кейт Миддлтон были выполнены полностью вручную мастерицами из Королевской школы рукоделия Хэмптон-корт. Доподлинно неизвестно, правда это или нет, но поговаривают, что рукодельницы мыли руки с мылом каждые полчаса и часто меняли иглы, чтобы полотно получилось действительно идеальным. Занятие это было ответственным, допустили к нему лишь лучших мастериц.

Было отдано предпочтение традиционному цветочному орнаменту. Удивительно красиво сплелись между собой растительные символы Британии – это английская роза, шотландский чертополох, ирландский клевер и уэльский нарцисс. Интересно, что подобные узоры насчитывают уже более двух веков, олицетворяя единство Соединенного Королевства.

Кружево украшало практически все детали свадебного платья Кейт Миддлтон:

  • юбку по всей длине;
  • бесподобный шлейф;
  • изящные туфельки невесты.

К слову, имеется еще и второе свадебное платье Кейт Миддлтон, которое было сшито по проекту известного английского модельера, принимавшего участие в разработке дизайна подвенечного нарда принцессы Дианы, Брюса Олдфилда. Принцесса надела его на званый ужин в честь своей свадьбы, на котором было 300 приглашенных гостей. Этот белый наряд был весьма скромным и шел в комплекте с красивым меховым болеро с рукавом три четверти.

Несколько месяцев перед королевской свадьбой мир моды гадал, платье какого дизайнера выберет Кейт. Некоторые даже полагали, что невеста принца Уильяма сама разработает модель свадебного наряда. Культовые мировые модельеры на всякий случай разрабатывали собственные эскизы, но интрига сохранилась вплоть до дня торжества.

Впрочем, накануне свадьбы на выходе из отеля, откуда Кейт Миддлтон отправилась в Вестминстерское аббатство, папарацци засняли Сару Бертон — нового креативного директора модного дома Alexander McQueen. Это событие всколыхнуло волну догадок о том, что это именно Бертон сшила свадебное платье для Кейт.

Свадебное платье принцессы

Пронырливые сплетники не ошиблись. 29 апреля 2011 года Кейт Миддлтон вышла из дверей отеля в изумительном наряде от Сары Бертон. Платье цвета слоновой кости имело классический силуэт, облегающий корсет и расклешённую юбку из атласа и шёлка с вышивкой, переходящую в длинный шлейф (2,70 м). Верх лифа и рукава были выполнены из тончайшего кружева ручной работы.

Голову невесты украшали невесомая кружевная фата-вуаль с вышивкой и бриллиантовая тиара. Эта тиара была создана домом Cartier ещё в 1936 году для 18-летия Елизаветы II. В распущенных волосах Кейт изысканное украшение смотрелось естественно, просто и элегантно, что не мешало красавице сиять. Блеска добавляли и бриллиантовые серьги, выполненные дизайнером Робинсоном Пеламом (подарок родителей). Завершили образ изящные туфельки, созданные мастерами дома Alexander McQueen

Выяснилось, что Кейт лично принимала участие в разработке дизайна своего свадебного туалета. Так, она настояла на символике цветочных мотивов в кружевах: роза, чертополох, нарцисс и клевер — это эмблемы Соединённого Королевства.

В соавторстве Кейт Миддлтон и Сара Бертон создали платье непревзойдённой красоты, в котором сочетаются современные и традиционные мотивы. Спокойствие, величественность, одухотворённая свежесть наряда и реверанс в сторону британских королевских традиций привели в восторг всех мировых кутюрье. Кому-то платье Кейт напомнило свадебный наряд Елизаветы II, кому-то — стиль Грейс Келли. Но все сошлись в одном: невеста принца Уильяма обладает по-королевски безупречным вкусом.

Второе свадебное платье Кейт

После церемонии венчания Кейт Миддлтон была вынуждена расстаться со своим великолепным свадебным одеянием. Приём в Букингемском дворце подразумевал смену туалетов для молодожёнов.

Новоиспечённые супруги Кейт и Уильям отправились в Кларенс Хаус — вестминстерскую резиденцию членов британской королевской семьи, — где и состоялась смена нарядов. Принц Уильям облачился в тёмный классический костюм и бабочку (ничуть не утратив импозантности, которую придавал ему свадебный красный мундир). А Кейт продолжила очаровывать всех в атласном платье в пол с мерцающим поясом и в милом пушистом кардигане. Автор этого наряда — всё та же кудесница Сара Бертон.

Все присутствовавшие и наблюдавшие за королевской свадьбой онлайн сошлись в едином мнении: в этот день Кейт Миддлтон выглядела блестяще в любом наряде, потому что светилась изнутри. Что и говорить, настоящая сиятельная особа!

Мечтаете о принце и роскошном свадебном платье? Свадебное платье Кейт Миддлтон, между прочим, стоило более $400000! Хотите увидеть воочию такое роскошное платье? Ну, может быть, стоит сделать специальную поездку в Англию. Букингемский дворец распахнул свои двери, так что все могут прийти и посмотреть на свадебный наряд Кейт Миддлтон с тиарой и обувью к платью. Выставка называется "Королевское свадебное платье: история великого британского дизайна." Она включает в себя все аксессуары: диадемы, серьги, обувь, и даже торт.

Кейт Миддлтон выходила замуж в потрясающем платье с длинными рукавами, созданном Сарой Бертон для Alexander McQueen. Бертон и Миддлтон тесно сотрудничали во время моделирования платья, ссылаясь на английские традиции и подписи бренда McQueen. Из описаний на Официальном сайте Королевской свадьбы очевидно, что этот проект в полной мере использовал невероятную технику и мастерство ателье McQueen. Официальный сайт сообщал так о выборе невесты:

Мисс Миддлтон выбрала британский бренд Alexander McQueen за красоту его мастерства и уважение к традиционному мастерству и техническому пошиву одежды. Мисс Миддлтон желала объединить традиции и современность с художественным видением своего платья.

Платье выполнено из вырезанных вручную английских кружев, французского кружева Шантильи и атласом цвета слоновой кости Газар. Аппликации на кружеве были ручной работой, они выполнены в Королевской школе рукоделия с использованием техники, называемой Carrickmacross, которая возникла в Ирландии в 1820. Во время работы над кружевом труженики мыли руки каждые 30 минут и заменяли иглы каждые три часа, чтобы убедиться, что кружева остались чисто белого цвета. В кружеве виднеются очертания цветов: розы, чертополоха, нарцисса и трилистника.

Если вы думаете, что Кейт Миддлтон выглядела вычурнее, чем обычно, то вы, несомненно, правы. На платье сделана обивка на бедрах, как на традиционном викторианском корсете, а также как на самых популярных работах Маккуина. 58 великолепно обшитых пуговиц находятся на спине, не удивительно, что Миддлтон понадобилась помощь, чтобы одеться в день свадьбы.

На голове Миддлтон красовалась тиара, принадлежавшая самой королеве. Тиара Cartier была сделана в 1936 году и передана королеве Елизавете на ее 18-летие в подарок от своей матери. Фата Мидлтон была изготовлена из шелка цвета слоновой кости. Она была не слишком тяжелая, чтобы можно было показать старинную тиару Cartier.

Классическое, скромное и элегантное платье, несомненно, порадовало как государственных, так и модных критиков.

Карл Лагерфельд сказал:

"Она очень элегантна. Классическое платье очень ей к лицу. Это почти напоминает мне свадьбу Елизаветы, т.е. королевские свадьбы в пятидесятые годы. Кружева очень красивы. Мне нравится многое в платье ".

Если это платье стало хитом для Карла, тогда это мировой хит, ведь у Лагерфельда очень, очень высокие стандарты.

Свадьба Кейт

До самого последнего дня действительно никто ничего не знал, ни публика, ни журналисты, ни представители мира моды. Дизайнеры рисовали эскизы - как они бы нарядили невесту, членов семьи Миддлтонов фотографировали возле витрин свадебных салонов, пресса обсуждала - на кого же в результате упадет выбор невесты принца? На одного из тех дизайнеров, наряды от которых Кэтрин выбирала в последнее время? Или на того, кто свое время создавал наряды для других свадеб в королевской семье ?

И когда 29 апреля 2011 года невеста вышла из свадебного экипажа, миллионы телезрителей выдохнули - конец тайне. Свадебный наряд Кэтрин создал дом моды, основанный всемирно известным британским кутюрье, великолепным Александром Маккуином. В ставках на то, кто же будет «автором» платья, которые азартно делались до свадьбы, Сара Бертон, заменившая Маккуина на посту креативного директора дома после его смерти, была одним из фаворитов, но, разумеется, отрицала все до самого конца.

Карета И

она, и те десятки мастеров, которые были вовлечены в процесс создания наряда, знали, что их работу подвергнут скрупулезному анализу, что миллионы зрителей по всему миру будут рассматривать платье в мельчайших подробностях. Не только восхищаться, но и критиковать. Находить параллели с другими свадебными нарядами (забегая вперед, скажем, что находили - платье Кэтрин сравнивали и со знаменитым платьем Грейс Келли, и с платьем со свадьбы, известной относительно узкому кругу - итальянской аристократки Изабеллы Орсини, состоявшейся за два года до свадьбы Кэтрин, и с платьем принцессы Маргарет , сестры Елизаветы II, и так далее).

Но в целом платьем заслуженно восхищались - оно получилось не королевским (да и не должно было, ведь Кэтрин и не королева), а истинным платьем принцессы. Изящным, сочетающим, как ни банально такое выражение, классику и современность - именно то, что от него и требовалось!

Облегающий, на косточках, корсаж, застегивающийся сзади на 58 пуговок; закрытые кружевом руки и плечи , узкий вырез; плавно расширяющаяся книзу, словно венчик цветка, юбка со шлейфом (не таким длинным, какой был в свое время, к примеру, у Дианы, всего 270 см, но зато не громоздким и изящным). Платье одновременно и подчеркивало очень стройную фигуру Кейт, и в то же время было сдержанно элегантным.

Главную прелесть наряда, помимо лаконичного силуэта, составляли кружева, не пышные кружевные воланы невест викторианской эпохи, а кружевные аппликации. Их - разумеется, вручную - делали в Королевской школе рукоделия во дворце Хэмптон-корт. Технология, по которой их создавали, родилась в Ирландии, почти два века назад, в 1820-ых годах. В узоре же соединились цветочные символы Соединенного королевства - английская роза, шотландский чертополох, уэльский нарцисс и ирландский трилистник. Каждую маленькую кружевную деталь вырезали и крошечными стежками пришивали на шелковый тюль, где все части узора сливались в единое целое. Чтобы драгоценные кружева выглядели идеально, мастера должны были мыть руки каждые полчаса, и каждые три часа менять иглы.

Шлейф платья

Кружевные аппликации украшали корсаж и юбку платья, шлейф, фату и туфельки невесты . Помимо этого, кружевной была верхняя часть корсажа и рукава, а нижняя юбка из шелкового тюля тоже была отделана кружевами - в наряде соединились английские кружева и французские кружева шантильи.

И основная ткань платья (особая разновидность тонкого шелка), и отделка были тщательно подобраны по цвету, белый и нежно-нежно-кремовый .

Как известно, согласно британской свадебной традиции, в наряде невесты должно быть что-нибудь голубое, что-нибудь старое, и что-нибудь заимствованное.
«Голубым» стала ленточка, зашитая в корсаж, «старым» - кружевной узор, выполненный по старинной технологии, а «заимствованным» - тиара, которую в свое время получила в подарок на восемнадцатилетие бабушка жениха, королева Елизавета II.

Тиару тщательно закрепили на распущенных волосах , а она, в свою очередь, придерживала длинную тончайшую фату из шелкового тюля, которая ниспадала очень мягкими складками - прикрывая и не скрывая одновременно.

Платье подружки невесты, которой стала младшая сестра Кэтрин, Пиппа (Филиппа) Миддлтон, тоже было от Сары Бертон. Плотный шелковый креп красиво драпировался и очень хорошо облегал стройную фигуру; а если учитывать, что на Пиппу публика в основном смотрела со спины - ведь она шла за сестрой - ряд крошечных пуговиц на спине, таких же, как на корсаже невесты, стал едва ли не самой интересной и примечательной деталью наряда. Даже не изюминка, а, можно сказать, множество изюминок.

Сестра Кейт Пиппа

А самым главным в наряде девушки, которая вступила в Вестминстерское аббатство, будучи просто Кейт Миддлтон, а вышла оттуда герцогиней Кембриджской, будущей королевой-консортом Британии, было не его великолепие, а то, что он ей изумительно шел...

Кейт и Уильям

Буквально сразу после свадьбы стали появляться копии платья, мгновенно ставшего знаменитым. Однако... всю его прелесть создавали именно детали, а они неповторимы. Стоит ли довольствоваться копией, только немного напоминающей оригинал? Стоит ли пытаться изображать какую-то «другую принцессу» в свой собственный, такой важный день? Каждый выбирает сам.

Имя дизайнера свадебного наряда Кейт Миддлтон до последнего момента держалось в тайне от всего мира, несмотря на всеобщий ажиотаж. Сначала ходили слухи о том, что свадебные платья Кейт Миддлтон - это работа Сары Бартон, но до последнего дня подтверждения этой информации не было. Спустя некоторое время правда все же стала известна, и Сара смогла рассказать о наряде будущей жены

Бартон сказала, что это был грандиозный опыт в ее работе. По словам дизайнера, создание свадебного наряда для Миддлтон - это большая честь и гордость. Следует отметить, что свадебные платья Кейт Миддлтон создавались совместно с компанией Alexander McQueen. По мнению самой Кейт, эта компания отличается невероятным мастерством и уважением к традициям и классике, что позволило создать свадебное платье по эксклюзивному дизайну. Свадебное платье принцессы Кейт Миддлтон в основном состоит из кружев, рисунок которых несет в себе образ 4-х эмблем Соединенного королевства (чертополох, роза, трилистник и нарцисс). Для создания платья использовали только английское и Кстати, многослойность платья тоже несет в себе смысл - оно символизирует распускающийся цветок.

Детали наряда

  1. Кружева для свадебного наряда изготавливались по технологии «Carrickmacross», которая была создана в Ирландии еще в XIX веке. Естественно, это кружева ручной работы.
  2. Свадебное платье Кейт Миддлтон (фото выше) отличают цветы на ткани, вырезанные и пришитые вручную.
  3. Рукава и лиф платья сделаны из кружева английского и французского (Chantilly).
  4. Разнотипные кружева смотрятся как единое целое благодаря Саре Бартон.
  5. Потрясающий шлейф свадебного платья достигает в длину 2 метров 17 сантиметров.
  6. Тиара на голове Кейт была сделана в 1936 году. Эта та самая тиара, которую подарили на 18-тилетие самой Елизавете Второй, нынешней
  7. Серьги из бриллиантов в виде дубовых листьев олицетворяют элемент семьи Миддлтон. Их преподнесли невесте родители в качестве подарка.
  8. Туфли были сделаны, естественно, на заказ все той же компанией - Alexander McQueen.
  9. Кейт тоже не остался без внимания. В нем нашли место такие цветы как лилии (символ обретения счастья), гиацинт (символ постоянства в любви), мирт (символ любви и брака), плющ (символ счастья в семейной жизни и верности), подснежник (видимо, символизирует возлюбленного принцессы, так как переводится как "Уильям").

Варианты свадебного наряда Кейт

Кейт Миддлтон имели массу вариантов. Но будущая жена принца Уильяма со всей ответственностью отнеслась к выбору наряда и выбрала самый лучший вариант. Среди предложенных были следующие варианты:

  1. Дом мод "Шанель" предложил свадебное Что характерно, платье должно было быть укороченным спереди. К платью предлагались высокие сапоги.
  2. "Ферретти" предложил платье, украшенное драгоценными камнями и вышивкой.
  3. "Эмануэль" предложил вариант, напоминающий наряды придворных дам.
  4. Дом мод "Гуччи" предлагал чистые линии и мягкие классические формы.

Это далеко не все варианты, предполагаемые свадебные платья Кейт Миддлтон могли быть совершенно разными. Но принцесса-невеста выбрала самый потрясающий наряд, и не ошиблась!