Ткань шелк - описание и свойства материала. Шелк - виды тканей

Текстиль из натурального шелка – один из самых дорогих в производстве. Но, несмотря на это, он заслужено пользуется большим спросом уже много веков. Причина тому – прекрасный внешний вид, экологичность и высокие гигиенические характеристики таких материй. Натуральная шелковая ткань – это истинное наслаждение как для тела, так и для глаз. Она приятна на ощупь, очень комфортна в носке, при этом обладает ни с чем не сравнимой «текучестью» полотна, отличается мягкостью, нежностью, неповторимым шелковым блеском.

Сложности производства

Родиной этого удивительного материала является Китай. Именно там начали его производство еще до нашей эры. При этом носить нарядные одеяния из этой ткани полагалось только самым богатым и высокопоставленным особам. Являя собой признак власти и роскоши, для простолюдинов натуральный шелк был под строгим запретом. А искусственный тогда выпускать еще не научились.

В Древнем Китае процесс производства шелкового текстиля являлся секретом, за разглашение которого можно было поплатиться жизнью.

Сегодня никакой тайны в этом нет. Однако подробное описание этого процесса весьма объемно. Если кратко, то выглядит это так.

  1. Яйца гусеницы-шелкопряда примерно на неделю помещают в специальный инкубатор.
  2. Вылупившихся личинок отправляют на откармливание листьями тутовника (шелковицы).
  3. После окукливания насекомых коконы сортируют по размеру и цвету.
  4. Чтобы кокон размотать, его нужно обдать паром или кипятком – так клейкий слой растворится, а волокна станут эластичными (личинки при этом умерщвляются).
  5. Волокна скручивают по несколько вместе (до восьми), получая нити нужной толщины ().
  6. Полученную пряжу замачивают в различных растворах – в зависимости от того, какие свойства нужно получить, – а затем ткут из нее полотно.
  7. Готовую ткань подвергают окончательной обработке (отбеливанию, окраске, пропитке специальными составами).

При этом чтобы произвести один килограмм шелка-сырца, понадобится примерно 18 кг коконов. Для их получения нужно не менее 1000 гусениц. Для выработки нитей насекомым требуется достаточное питание (они должны съесть не менее 60 кг тутовых листьев – то есть уничтожить примерно 3 дерева).

Из 100 кг шелка-сырца получается всего 9 кг пригодных к производству нитей. Отсюда нетрудно понять, почему настоящий шелк стоит так дорого.


Виды шелковых тканей

По качеству получаемых волокон шелк бывает двух видов. Более тонкий и легкий – малбери – используют для одежных тканей, шелк тусса применяют для производства мебельных и интерьерных материалов.

Кроме того, шелковые материалы различают по способу производства.

  • Буретный шелк выпускают из коротких, нескручиваемых волокон, расположенных снаружи и внутри коконов. Такие нити обладают бактерицидным качеством, которое делает его незаменимым в медицине (используется как шовный материал).
  • Шелк-сырец – продукт, получаемый при перемотке нитей коконов. Чаще всего применяется для изготовления шелковых тканей одежной группы.
  • Вискозный материал производят с добавлением одноименных искусственных волокон. По своим характеристикам и внешне он практически не отличается от натурального. Обнаружить примеси можно только путем сжигания кусочка материи.
  • Парашютный – довольно плотный и прочный вид. Из него изготавливают как одежду, так и материалы технического назначения.
  • Мокрый шелк (атлас-сатин) – текстиль очень нарядный. Из него шьют элегантные платья, изготавливают обивку для элитной мебели.
  • Вареный шелк внешне чем-то напоминает замшу. Поверхность его матовая. Используют для производства одежды.
  • – ткань искусственная. Производится он из природного сырья (целлюлозы) путем сложной химической обработки с помощью уксусных кислот (слово «ацетат» и происходит от слова «уксус»). В отличие от натурального материала, ацетатный не боится ультрафиолета, меньше сминается, гораздо меньше загрязняется. Но при этом негигроскопичен – тело в нем не дышит.



В отдельную группу стоит вынести шелк синтетический. Сходство с природным материалом у него только внешнее. В остальном это полностью химическое соединение. Сырьем для него служит полиэстер. Отличить его можно уже механически: в отличие от натурального, синтетический шелк практически не мнется, зато электризуется.

Не приобретайте синтетическую «шелковую» одежду для постоянного ношения летом. В ней будет крайне некомфортно, эффект сауны обеспечен.

Кроме того, шелковые ткани различают по виду переплетения:

  • креповые ( , );
  • полукреповые ( , );
  • плотные (сатин – в том числе нарядный жаккард, чесуча, атлас);
  • тонкие гладьевые (шифон, туаль, фуляр);
  • ворсовые ( , бархат).


Свойства натурального текстиля

Нетрудно догадаться, что у синтетики гигиенические характеристики будут значительно ниже: она не дышит, неэластична, накапливает статическое электричество, может вызвать аллергическую реакцию… Кроме того, ацетатный материал может деформироваться при сушке, не отличается прочностью. Самое главное преимущество такого текстиля – его доступная цена.



Однако при всех этих прекрасных свойствах деликатный природный материал обладает и весьма существенными недостатками, предполагающими особо бережное отношение.

  • Мнется ли материя из шелка? Да, и довольно легко.
  • На красивой дорогой поверхности даже от малейшей капли воды остается некрасивый след.
  • Натуральный шелк быстро разрушается под воздействием ультрафиолета.
  • Деликатную ткань нужно особо бережно гладить – при больших температурах ее легко испортить.

Кроме этого, натуральный материал не может стоить дешево.

Не сушите вещи из натуральной материи на открытом солнце и не приобретайте их для ношения на пляж, где тоже придется долго находиться под солнечными лучами. Это значительно сократит срок их службы.


Применение шелкового текстиля

Этот материал используется достаточно широко, применение его не ограничивается только пошивом одежды.

  • Отделка интерьеров. Мокрый шелк применяют в специальных видах декоративной штукатурки и для обивки дорогой мебели.
  • Домашний текстиль. Из этой материи получаются прекрасные изделия – необычайно приятное к телу постельное белье, нарядные покрывала, шторы, декоративные наволочки, чехлы для мебели и т. д.
  • Медицина. Бактерицидные свойства натурального шелкового волокна позволяют применять его для производства качественных нитей для послеоперационных швов.
  • Рукоделие. Из этого материала изготавливают нити для дорогой вышивки и пряжу для вязания.
  • Пошив одежды. Все-таки это самый распространенный способ использования шелка. Ткани из его волокон идут на пошив дорогой качественной одежды – как повседневной, так и очень нарядной. Платья, блузы, костюмы, шарфы, рубашки, белье способны подарить своим обладателям ни с чем не сравнимые ощущения. В таком текстиле часто присутствуют искусственные добавки для удешевления изделий.


Как отличить натуральный шелк от искусственного?

Шелк довольно часто подделывают, выдавая за него совершенно другую материю. Как проверить ткань на натуральность? Самый верный способ определить состав ткани – метод горения. Делается это следующим образом. Нужно отрезать небольшой кусочек материи и поджечь. При этом природное, искусственное и синтетическое волокно будут вести себя по-разному.

  • Вискоза горит с запахом бумаги, оставляя за собой рассыпчатый пепел (собственно, так горит и сама бумага, ведь состоят они из одного волокна – целлюлозы).
  • Ацетат будет вести себя примерно так же, отличаясь по запаху: это смесь запаха жженой бумаги и горячего уксуса.
  • Синтетика горит (а вернее, плавится) с запахом пластмассы, образуя спекшийся плотный шарик.
  • Натуральное шелковое волокно горит без копоти, образуя легко раздавливаемый шарик и выделяя запах жженого пера.

При выборе ткани в магазине можно попробовать определить подделку визуально: у нее не такой благородный блеск, она, скорее всего, будет электризоваться, если ее потереть. Натуральный материал, в отличие от искусственного или синтетического, сильнее мнется, гораздо меньше осыпается с краев, не имеет никаких внешних дефектов и намного мягче на ощупь.


Как ухаживать за изделиями из таких материалов?

Как уже говорилось, шелковый текстиль достаточно капризен. Взамен на неповторимый комфорт он требует от своих хозяев самого деликатного обращения. Уход в домашних условиях – это не только стирка и глажка, но еще и аккуратная носка. Здесь важно учитывать следующие особенности.

  • Стирка в машине предполагает специальный режим («Шелковые ткани» или «Деликатная стирка»).
  • Стирка руками должна быть бережной – вещь нельзя сильно жать и тереть.
  • Стирать такие изделия нужно при температуре не выше 30 градусов.
  • Чтобы продлить яркость окраски, при полоскании можно добавить 4-5 столовых ложек 9%-го уксуса в 10 литров воды.
  • Отжимать вещи нужно осторожно, без сильных сдавливающих и скручивающих движений.
  • При сушке в помещении одежду развешивают на плечики вдали от отопительных приборов и батарей.
  • Гладить ее нужно на минимальной температуре, лучше без пара (помня, что малейшие капли влаги оставят след).
  • В одежде из шелковой материи нужно быть весьма аккуратным: пятно на вещь поставить очень просто. Пятна остаются от жира, пота, фруктов, и т. д. Порой достаточно попасть под дождь, чтобы вещь приобрела окрас «в неряшливую крапинку».
  • При носке одежды из материи или следует быть осторожными с аксессуарами, способными оставлять зацепки: пряжками, брошами, цепочками, большими кулонами с массивными подвесками и т. д. Особенность этих переплетений в том, что за них очень легко зацепиться, оставив некрасивый брак на вещи.

Шелк – один из древнейших видов природного текстиля. Изначально являясь символом роскоши и высокого положения в обществе, сегодня он занял в нашей жизни самые разные ниши: от сугубо практических до декоративных. И не утратил при этом главного: прекрасных внешних и эксплуатационных характеристик. Так что истинные ценители роскошного комфорта не жалеют средств на приобретение качественной шелковой материи.

Разнообразные изделия из натурального шёлка всегда высоко ценились и ценятся по сей день. Роскошное постельное белье, великолепные струящиеся платья из шёлка обладают не только чудесными внешними, но и физическими свойствами. К сожалению или к счастью, сегодня на рынке присутствует множество заменителей шёлка. С одной стороны, натуральный шёлк стоит недешево, а искусственные заменители позволяют покупателям с любым достатком приобрести красивую вещь, с другой стороны, многие недобросовестные продавцы могут продавать изделия из искусственного шёлка под видом и по цене натурального, и здесь уже важно уметь отличать натуральный шёлк от искусственного.

Свойства натурального шёлка

Как и любой другой натуральный материал, шёлк обладает рядом уникальных свойств.

1. Шёлк очень хорошо впитывает влагу;

2. Натуральный шёлк отличается низкой чувствительностью к воздействию органических растворителей, таких как спирт или уксус;

3. При горении огонь распространяется очень медленно и быстро затухает;

4. В жаркую погоду в шёлковых вещах прохладно, а в прохладную — достаточно тепло;

5. Отличная теплопроводность. Шёлк быстро принимает температуру окружающей среды;

6. Высокая прочность в сухом состоянии и несколько меньшая во влажном;

7. Прекрасные гигиенические свойства;

8. Отличная драпируемость;

9. Характерный блеск после соответствующей обработки.

Определяем натуральный шёлк

Вот и добрались мы к главному и наиболее актуальному вопросу: «Как отличить натуральный шёлк от искусственного?». Следует сразу отметить, что не профессионалу по внешнему виду материала практически невозможно определить натуральный шёлк. Кроме того, очень часто шёлковые вещи имеют примеси других материалов для придания дополнительных свойств. К примеру, для придания вещи эластичности к шёлку могут добавлять 3 % эластана и т.д. Итак, как же определить, натуральную ли вещь вам предлагают?

1. Поджечь. Самый надёжный, но не очень гуманный метод определения подлинности шёлковой вещи. В магазине вы навряд ли будете поджигать красивый халатик в примерочной, однако к некоторым изделиям прилагаются небольшие кусочки ткани для подтверждения подлинности. Также можно взять кусочек ткани с внутренних завязок халата и т.д.

Итак, как же горит натуральный шёлк и как себя ведут во время поджига синтетические вещи? Синтетика горит активно и край вы в итоге получаете оплавленный, в то время как натуральный шёлк очень быстро затухает, образуя по краям мягкую крошку темно-серого цвета, которую очень легко удалить вручную. Во время горения шёлка можно отметить запах горелых перьев.

2. Наэлектризовать. Более гуманный, но менее показательный способ проверить материал на натуральность — потереть о пластик. Натуральный шёлк практически не электризуется, в то время как с тем же атласом следует отметить обратное. Если материал липнет к рукам и ногам и электризуется — это точно не натуральный шёлк.

3. Приложить материал к лицу . Если поднести натуральный шёлк к лицу, он сразу же приобретает температуру тела. Синтетические же материалы долго остаются холодными.

4. Попробовать смять. Сминаемость у натурального шёлка очень низка. Попробуйте сжать материал в руке — если он сильно помялся, образовав складки, значит это не натуральный шёлк.

5. Изучить лицевую и изнаночную стороны изделия. Натуральный шёлк будет одинаково мягок как с одной, так и с другой стороны. Если же одна сторона изделия гладкая, а другая шершавая, значит перед вами искусственный шёлк.

Если это шёлковый платок, то его край должен быть подшит вручную, правда в некоторых подделках также можно встретить вручную подшитый край.

Как стирать натуральный шёлк?

Лучше всего стирать вещи из натурального шёлка в ручном режиме с мягким жидким шампунем. Стиральный порошок не подходит для стирки шёлковых вещей. Мыльный раствор также может оставлять после себя разводы.

Сушить шёлковые вещи в стиральной машине категорически запрещено. Лучше гладить их в деликатном режиме еще во влажном виде без использования пара. Шёлк «не любит» пар.

Мифы о натуральном шёлке

Миф 1: Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

Это не так. Нужно только взять с собой зажигалку! Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете - он должен пахнуть палёным рогом или шерстью.

Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк.

Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу.

Миф 2: Натуральный шёлк стоит дорого

Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 70$ в зависимости от плотности и фактуры. С учетом расхода материала на стандартный двухспальный комплект его стоимость может варьироваться от 300 до 700$.

Такие ткани, как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-450 р). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

Миф 3: Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий

Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне - «деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку (Этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой).

А потом среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья: крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) – как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне. Эту нежную матовую ткань не так просто стянуть с матраса.

И ещё от себя несколько секретов о натуральном шёлке

Дикий шёлк


Этот шёлк не разматывают с кокона тутового шелкопряда, а счёсывают с кокона дубового (или дикого) шелкопряда, поэтому он больше похож на лён или шерсть. Обладает отличной гигроскопичностью – способностью впитывать влагу, прочностью и иногда имеет тёмные вкрапления, что придаёт ему очарование этнической древности. Поэтому дикий шёлк средней плотности очень популярен среди тех, кто увлекается восточными единоборствами.

Дикий шёлк хорош в жаркую погоду, из него получаются замечательные сорочки и шорты в стиле «сафари». Т.к этот вид ткани редко окрашивают и отбеливают, то он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для людей, склонных к аллергии и с проблемой повышенной потливости.

Существует «совсем дикий», грубый шёлк типа «рогожка» с плотностью 200гр/м 2 и шириной больше 2м для интерьера, но об этом позже. Дикий шелк часто применяется для росписи в этническом стиле (кроме техники холодного батика). Края дикого шелка (если это пончо или палантин) - можно не подшивать, а просто "обдёргать". Получается очень симпатичная бахрома.

Императорский шёлк

Есть также 1 вид шёлковой ткани, которую позволялось в древнем Китае носить лишь императору. Этот шёлк выкладывали на берегу реки в провинции Су-Джоу, мазали илом и водорослями со дна этой же реки и держали под палящим солнцем ровно 14 дней (половину лунного цикла). Шёлк, крашенный водорослями, имеет 2 стороны - чёрную лицевую и коричневую изнаночную (бархатистую и приятную к телу) и обладает уникальными свойствами: успокаивает кожу, страдающую псориазом.

Будущим мамам

Дети очень хорошо реагируют на шелковую одежду и простынки - раздражения кожи становятся меньше заметны, ребёнок быстрее засыпает, чувствуя нежное и тёплое прикосновение шелковистой материи. Рекомендуется использовать некрашенные крепдешины, атласы и шелк с эффектом "кожи персика".

Для детей старше двух лет можно использовать так же и дикий шелк. Все виды шелка несут очень сильную положительную энергетику, поэтому не только детям, но и беременным женщинам мы советуем использовать шелковую нательную (домашнюю) одежду.

Протравка шёлка

Любой вид белого шёлка легко протонировать в цвета от бежевого до темно-коричневого простым погружением в раствор марганцовки. После этого ткань не нужно ни кипятить, ни выполаскивать. Чем больше концентрация перманганата калия, тем темнее конечный результат окраски.

Шёлк для платков и бандан

Чтобы платок не соскальзывал с волос, его лучше всего сделать из креп-жоржета или шифона.

Женское бельё и домашняя одежда из шёлка

Женское бельё и домашнюю одежду конечно же лучше шить из атласа или жаккарда, но если вы сумеете достать шёлковый трикотаж, то можете не ограничивать свою фантазию – этот материал уникален, с лайкрой или без, плотный или полупрозрачный, он подходит как для белья, так и для водолазок, вечерних платьев и аксессуаров.

Корсетные изделия

Корсетные изделия, сшитые из натурального шёлка, – не только предмет роскоши элит-класса, но удивительно практичная и нужная вещь. Внутренний слой карсета, моделирующего фигуру, выполненный из шёлкового атласа, жаккарда или туали даёт коже возможность дышать и избавляться от излишков влаги. А внешний слой, выполненный из шёлковой парчи, тафты или дюпона, не растягивается в процессе затяжки и носки и производит неизгладимое впечатление! Такой корсет будет служить долго, никогда не вызовет ощущения жара и жжения у своей хозяйки.

Шитьё

Для тех, кто шьёт верхнюю одежду из кожи и меха не нужно говорить о том, что шёлковая подкладка указывает на высокий класс изделия. Обычно это самые скользкие виды шёлка - жаккард (иногда с именем фирмы мелким рапортом, такой всегда можно заказать у крупных поставщиков щёлка), атлас или тонкая тафта-хамелеон.

А для элегантного пеньюара нет лучше сочетания, чем шёлковый шифон, отороченный мехом. В последнее время появилась шёлковая тафта с водозащитной пропиткой для курток, пальто и верхнего слоя пальто с меховой подкладкой. Она похожа на искусственный материал, но при сжигании все равно пахнет палёным рогом. Для тех, кто вяжет, тоже много интересных материалов в шёлковой промышленности.

Шелк в интерьере


И напоследок - одна из самых модных тем для натурального шёлка - экологически чистый интерьер. Шёлк можно использовать для отделки стен и потолков (затяжка по периметру, оклеивание, растяжка на люверсах, драпировка и т.д.). И, конечно же, для декорирования окон и спален.

Упомянутая выше шёлковая рогожка имеет достаточную ширину, плотность и удивительную древесную фактуру. Белая шёлковая туаль может использоваться для отделки стен и потолков, имитируя евроштукатурку (причём обходится намного дешевле!). Стены дышат и получают положительную энергетику природного материала.

Ту же туаль можно расписать вручную и, натянув на рамы, выложить стены и окна шёлковыми витражами и панно. В сочетании с шёлковым постельным бельём у вас получается интерьер "SILK NATIVE". Информация для специалистов, декорирующих рестораны и ночные клубы: если в шёлковую ткань ткнуть зажженной сигаретой, она не загорится и не будет тлеть, как вискоза, не будет плавиться, вспыхивать и капать, как полиэстер. Образуется круглая дырочка и все!

Шёлк - наиболее безопасный материал для больших "тусовок" и соответствует требованиям противопожарной безопасности, как никакой другой материал.

Но у шёлка есть и свой минус - он мнётся. Хотя есть виды шёлковой ткани, сотканной из нитей повышенной крутки, которые не мнутся, - это креп-жоржет и шифон. На сегодняшний день эта особенность может придавать вещи, сшитой из шёлка, особенный шик и демонстрировать натуральность ткани.

В любом случае маркировка "NATURAL SILK" внушает доверие любому покупателю, и с каждым годом все больше модельеров и декораторов используют шёлк и в авторских изысках, и в массовом производстве.

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]