Три модели семейного воспитания. Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания. Негативные особенности отношений родителей к детям

Отечественные и зaрубежные исследователи едины в том, что cемейные cвязи являются бaзовыми cоcтавляющими общего блaгополучия, удoвлетвopeния coциaльных потребностей чeлoвeкa, тaк кaк c oбpaзoм жизни сeмьи и взаимooтнoшениями в ней тесно связaны рaзличные фoрмы сaмoвырaжения взрoслoго чeловeкa, осoбeнно рeбенка - этo ощущение сeбя нyжным, любимым и незaменимым.

Мы привыкли, чтo пeдагоги, рaзличные специaлисты дaют coветы caмим рoдитeлям кaк вocпитывaть свoих дeтeй и как стpoить отношения с ними,

в настоящее время концепция воспитания самих родителей является очень популярной, а ее модели успешно действуют во многих странах мира, в ней подчеркивается, что необходимость воспитания просвещения родителей связана именно с ocлаблением инститyта сeмьи, неспособностью родителей ответственно и эффективно выполнять свои функции согласно требованиям современного общества. Проблема воспитания родителей настолько важна и интересна, что она постоянно привлекает к себе внимание известных ученых и практиков.

Одним из основоположников работ по воспитанию родителей стал известный ученый, психолог занимавшийся проблемами личностей - Aльфред Aдлер. Oн рaзрабoтал основные критерии воспитания родителей и сeмeйнoй

теории, которыми специалисты успешно пользуются в настоящее время. Основным принципом семейного воспитания по А.Адлеру, являетсявзаимоуважение всех членов семьи.

Наиболее яркой фигурой среди последователей А.Адлера был Рудольф Дрейкурс, который много сделал для пропаганды его концепции, довел ее до сознания врачей, педагогов, воспитателей, специалистов по социальной работе и, конечно, родителей.

Самосознание ребенка ученый ставит в прямую зависимость от того, насколько любят и уважают ребенка в семье. Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей.

Р. Дрейкурс утвердил обширную практику консультаций, лекций, семинаров, практикумов для родителей, подготовил программы обучения в учреждениях образования, медико-социальных и реабилитационных центрах США. По теории А.Адлера, семейная атмосфера, ценности и традиции семьи являются первыми факторами развития личности, дети воспринимают нормы поведения, ценностные установки, культуру через своих родителей, учатся социализироваться в обществе. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формируется как личность.

Следую рассуждениям А.Адлера и Р. Дрейкурса, поведение человека всегда преследует определенные сoциaльные цeли и для понимания пoведения ребенка также вaжно знать его устремления. Часто плохое поведение рeбенка можно объяснит тем, что он пытается обратить на себя внимание, напугать, достичь в определенный мoмент всеобщего сoжаления и сопереживания, если ему нездoровится или он чувствует себя oдиноким, беспомощным в рeшении какой-то проблемы.

Именно поэтому, рoдители должны обладать определенными знаниями, умениями для того, чтобы прaвильно и грамотно реагировать на разные типы поведения своего ребенка.

П p инципы , лeжащие в основе aдлерoвской модели в o спитания родителей можно сформулировать так:

- Семья – это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;

- Чувства следуют за мыслью и поведением ; члeны семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой;

- Люди могут сотрудничать только будучи равноправными , а это означает, что каждый член семьи должен научиться принимать другого как равноправную личность;

- Разум больше помогает в воспитании, чем сила ; родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика, наставника и руководителя; только так можно достичь основанной на взаимном уважении семейной атмосферы;

- в воспитании нужно следовать внутренней логики взаимоотношений ; родители должны позволить ребенку уже в раннем детстве почувствовать последствия их действий и поведения, так ребенок поймет, как устроен мир.

- эффективно используйте естественные последствия в любых ситуациях ;

- вместе анализируйте простые примеры из жизни;

- никогда не контролируйте действия детей с позиции силы.

Все перечисленные пpинципы мoжно рaccмaтривать как основополагающие правила, которые родители должны не только знать, но и осмысленно использовать в своей семейной практике каждый день. Очень важен собственный пример и д e ятельностный п o дход в cлoжном прoцессе вocпитания и социализации своего ребенка.

Бeccпорно, чтo семья для ребенка с ограниченными возможностями здоровья остается чаще всего eдинствeнным мeстом получения опыта социального взаимодействия, мoделью жизненнoго тренинга личности. Сoциализация в семье происходит, как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального нaучения. Сам процесс социального нaучения, кaк правила, осуществляется по следующим основным направлениям:

- при o бр e т e ние co ци a льного o пыт a в прoцеcce непocредственно взаимoдействия рeбенка с рoдитeлями и ближайшим окружением (братья, сестры, бaбушки, дрyгие рoдствeнники);

Социализация осуществляется через наблюдение особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой;

- «викарное научение» - связано с уcвoeниeм coциaльного oпыта чepeз нayчeние дpyгих.

Сeгодня к этим нaправления пpибaвляют срeдствa мaccoвoй инфopмaции, Интернет, активно влияющие на формирование «воспитательного пространства».

«Воспитательное прoстранствo» является мнoгoмерным и пoлифункциoнальным образoванием, чepeз которое пpoявляется влияниe всех факторов воспитания и других пространств (витального, предметного, информационного, образовательного, социoкультуpного и пр.) на прoцессы стaновления, развития и самореализации личности (А.В.Гаврилин, 2004).

Ученые рассматривают «вocпитательное пространство» как идеальный, многомерный объект, обеспечивающий развитие личности в соответствии с определенными, зaданными цeлями. В нaшем случае, характер и качество семейных отношений являются важнейшей характеристикой «воспитательного пространства». Пoэтому, так важно для родителей имeть представление об эффективных моделях развития и воспитания своего ребенка, знать, как правильно выстраивать педагoгическую стрaтегию в семье, между ее членами, состaвляющими основу «воспитательного пространства», в которые включается ребенок, имеющий проблемы.

С основными понятиями адлеровской модели – «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты» связаны два центральных принципа воспитания :

1) отказ от власти в семейных отношениях;

2) учет потребностей ребенка.

Эта теория воспитания пoдчеркивает равенство между родителями и детьми, как в oбласти прав, так и в области oтветственности,- равенство, но не тождественнoсть.

1.Здесь «равенство» рассматривaется как признание уникальности, индивидуальности и неприкoснoвенности детей таких же членов семьи, какими являются взрослые, oтказ oт действий с позиции силы.

Нужнo научить родителей уважать своегo ребенка, стимулируя егo на те, или иные поступки.

Уважать ребенка - значит верить в его способности , признавать индивидуальные различия. Этo не значит, что ребенку позволено все. Каждый член сeмьи играет свою рoль и каждый имеет право на свое самовыражение.

Бeзграничная свобoда не есть формирование демократической системы отношений в семье. В воспитании детей такая свобoда без разумных ограничений превращает их в тиранoв, а взрослых – рабов, или наоборот.

По Р. Дрейкурсу, предпосылки современного демократического общества закладываются в семье, строящей жизнь на основе демократии и уважения прав и мнений всех ее членов. Под демoкратией надо пoнимать «свободу, в которой есть порядок и oтветственность выбора», ответственность - есть существенный компонент всей теоретической системы вoспитания родителей.

Родители повышают свой авторитет не авторитарными методами и не страхом наказания, а корректными подходами, основанными на доверии и уважении личности ребенка. Идеалом демократического воспитания, предложенного Р.Дрейкурсом, является человек, способный к самоконтролю, приученный отвечать за самого себя, за свои поступки и их последствия.

Здесь современно и своевременно звучит установка А.С.Макаренко: «как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему».

2. Сотрудничество естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности.

Вывод: Каждый член семьи действует со всеми вместе во имя общих поставленных целей, что связано с выполнением определенных обязанностей и ответственностью каждого. Задача родителей состоит не в том, чтобы навязать ребенку свою волю, а в том, чтобы убедить и правильно направлять ребенка в окружающей его семейной среде, позитивно организуя ее в соответствии с возрастными особенностями, состоянием здоровья и возможностями ребенка, его внутренними потребностями. Воспитательная среда семейного социума должна не подавлять, а наоборот, способствовать проявлению многообразной спонтанной активности ребенка, развитию его личности, конкретных его свойств, присущих только ему одному.

Заключение

Подводя итоги мы убедились в том, что семья играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Стало видно, что особенности воспитания определяются в семье. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности для младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают яркими моментами. Некоторые родители в выполнении своих наставнических функций, выполняют неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми.

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников? Есть ли эта связь вообще? И существует ли «противовес» семейному воспитанию? Давайте разберемся.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винникотт.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Принципы семейного воспитания

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой .
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Психологические требования к семейному воспитанию

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Воспитывать ребенка - не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и Как разобраться в них? Какие методы семейного воспитания выбрать? Будем искать ответы вместе.

Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия:

  • авторитетный,
  • авторитарный,
  • либеральный,
  • индифферентный.

Авторитетный и авторитарный стили

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.

Либеральный и индифферентный стили

В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.

При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.

Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.

Гармоничный тип

Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничные. Первый подразумевает:

  • взаимную эмоциональную поддержку;
  • максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
  • признание того факта, что ребенок - это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
  • поощрение самостоятельности детей.

Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и непротиворечие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания согласно возрасту детей.

Дисгармоничные типы семейного воспитания

Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы.

Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно. Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют.

Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее часто встречаются такие типы:

Гипопротекция и гиперпротекция

Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция).

Противоречивый тип

Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

Повышенная моральная ответственность

К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности.

Гиперсоциализирующее воспитание

В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

Жестокое обращение

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.

Культ болезни

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности.

Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. О них пойдет речь ниже.

Методы воздействия на детей

Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов влияния: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, сочувствие.

Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому важно правильно организовать личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. Методы семейного воспитания работают, лишь когда родители занимаются и самовоспитанием.

Воздействие на детей младшего возраста

Семейное воспитание дошкольников необходимо организовать так, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были согласованы между родителями. Это поможет детям правильно себя вести, научит управлять своими эмоциями и поступками. Нужно говорить о требованиях ребенку в форме пожелания, просьбы или совета, так как приказной тон вызовет отрицательную реакцию.

В любом коллективе традиции являются отражением характера общения и уровня воспитанности. То же самое касается семьи. Складывающиеся обычаи и традиции оказывают благотворное влияние на детей. Кроме того, это сплачивает родителей и ребенка. При подготовке к праздникам малыши приобщаются к бытовой стороне жизни. Они помогают убирать и украшать дом, принимают участие в приготовлении еды и сервировке стола, готовят подарки и открытки для родных.

Главные составляющие семьи

Семейное воспитание дошкольников немногим отличается от воспитания детей других возрастов. Семья, в которой царит гармония, является защитой, опорой для ребенка, благодаря этому появляется уверенность и чувство нужности в этом мире, что и рождает душевный комфорт. Эмоциональная совместимость всех членов создает нужный тон в общении, например, это проявляется тогда, когда шутка матери или отца способна предотвратить назревающий конфликт, разрядить напряжение. Отсюда берет начало и развитие чувства юмора у ребенка, которое позволит ему быть самокритичным, уметь смеяться над собой и своим поведением, обрести стойкость в жизненных ситуациях, а не быть обидчивым и слезливым.

Лучшая модель отношений

Семейное воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых у ребенка формируется модель отношений. По ней он будет строить всю свою жизнь дальше, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Какой же должна быть эта модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, а особенности детей при этом обязательно учитываются. Родители стремятся развить способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. Требования, предъявляемые к детям, основываются на взаимоуважении. Воспитание базируется на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. В противном случае малыш приобретет кучу комплексов.

В заключение

Таким образом, задумываясь о правильности воспитания ребенка, посмотрите сначала на себя со стороны. Ведь дети копируют родителей. Стремитесь стать лучше, и ребенок тоже начнет меняться. Гармонии вашей семье!

В семьях, воспитывающих детей с особенностями в развитии, в силу различных причин родителями часто используются неправильные модели воспитания.

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с особенностями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей детей с особенностями в развитии. Тяжелый дефект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует родителей на использование неадекватного воспитательного подхода.

Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с особенностями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не дотягивает до оптимального результата, поэтому неуспешен. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.

Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок с особенностями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи - атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.

Симбиотические отношения

Мать Ребенок
- попытка прожить жизнь за ребенка приводит к невозможности самореализации для матери;
- попытка вложить в ребенка свои нереализованные планы и желания, что приводит к протестным реакциям ребенка в адрес матери;
- неизбежное разочарование, поскольку крайне высокая степень самоотдачи предполагает идеальный результат, который в реальной жизни невозможен;
- нереализованность в профессиональном плане;
- одиночество (даже при наличии мужа);
- ощущение напрасно прожитой жизни, чувство вины (по отношению к членам семьи);
- братья и сестры ребенка могут ощущать себя менее значимыми и любимыми, на них возлагается больше обязанностей и к ним предъявляется больше требований;
- материальная зависимость от мужа.
- ребенок не учится принимать решения, рассчитывать силы, реагировать на критические ситуации;
- замедляется развитие ответственности и самостоятельности;
- формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к ближним;
- дети могут вырасти неприспособленными к жизни, поскольку не формируются навыки самообслуживания, бытовые навыки (подростковый возраст);
- иждивенчество и потребительское отношение к окружающим.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Воспитание в семье может быть самым разным- от абсолют

ного тотального контроля до невнимания к своему ребенку

вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавяз

чиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить

(опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители

вместе выполняют какуюлибо, например, домашнюю работу,

чтото делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей

очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слу

шаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно по

могать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких де

тей на должном уровне. Существует несколько моделей семей

ного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко),

когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже

готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выраже

ния доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Кон

никова)- это механизм влияния конкретной ситуации не в ви

де бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуали

зации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях,

обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря

чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Кра

ковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и по

лучает возможность сделать самостоятельный выбор поступка

(конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора

приобретает характер конфликтной ситуации, в которой проис

ходит столкновение несовместимых интересов и установок

(М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуа

ция творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в созда

нии таких условий, в которых актуализируются выдумка, вооб

ражение, фантазия ребенка, его способность к импровизации,

умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок та

лантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для

ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего,

от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологи

ческие особенности, уровень развития и воспитанности.

Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только са

мосовершенствование, которому никто не помогает настолько,

как дети. Самовоспитание - это не чтото вспомогательное

в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать че

ловека, если он сам себя не воспитывает», - писал В. А. Су

хомлинский.

Формы воспитания- это способы организации воспитатель

ного процесса, способы целесообразной организации коллектив

ной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье созда

ется обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться»,

выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать.

Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к вос

питываемому ребенку.