Ярило народный праздник. Отмечаем день Ярило и Лёли. Как это было в волшебной стране Северная сказка

В народе Ярилин день называют также «Макушкой лета», так как он приходится на самую жаркую пору сезона.

Ярило - бог солнца, тепла, весны и плотской любви, который отличается ярким темпераментом. Его считали богом плодородия - в старину поговаривали, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить.

По легендам, от союза Ярилы с Матерью-Землей, которая до той поры была безжизненной, и произошло все живое на планете, в том числе и человек.

Ярилу считали самым младшим среди солнечных богов, однако уважительное отношение древних славян к его культу от этого было не меньше. Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно побеждал в схватках.

В старину в честь Ярилы устраивали шумные игрища, нередко на брачную тематику, пиры, ярмарки и кулачные бои. Ярилин день имеет сакральное значение - на солнечный праздник можно заглянуть в будущее, примириться с домовым, обрести здоровье и сохранить молодость.

Когда возник праздник

Точная дата возникновения праздника неизвестна - его корни восходят к тем далеким временам, когда на Руси еще не было христианства. Ярилин день - долгожданный праздник бога солнца по древней славянской традиции встречали в первый день июля.

В этот день древние славяне просили помощи у небесных светил, природы и животных. День Ярилы-Солнца считали праздником окончания весны и начала лета.

Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае.

Участники языческого праздникаСолнечного бога чествовали и в другие дни - праздники в честь Ярилы обычно отмечались с 21 марта (день весеннего равноденствия, Масленица) и следующие за ним дни, вплоть до середины лета.

Несмотря на то, что православная церковь против подобных праздников, и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обряды

Ярилин праздник называли особенным - в старину говорили, что его «целый год ждут» и он «всем дням день».

В этот день традиционно все отдыхали от полевых работ, устраивали праздничные ярмарки, веселые народные гуляния с играми и состязаниями, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Люди верили, что чем веселее пройдет праздник, тем удачнее будет год.

Устраивали пиры и в полях с обязательными блюдами - яичницей, пирогами и сладостями. По вечерам молодежь разводила костры, возле которых водили хороводы, пели песни и веселились.

Девушки и парни одевали самые лучшие и яркие наряды, угощали друг друга сладостями, устраивали шествия с барабанным боем. Девушки, как правило, украшали себя лентами и цветами.

Мужчины, ради забавы, рядились в пестрые платья, надевали шутовские колпаки, украшали наряды лентами и бубенчиками. Прохожие угощали ряженых выпечкой и сладостями - встреча с ними сулила удачу, богатый урожай и счастье в личной жизни.

Ярилу часто изображали в виде красивого юноши на белом коне, голову которого украшает венок из весенних цветов, а в руках колосья. Поэтому в некоторых местностях в Ярилин день выбирали красивого парня или девушку, сажали на белого коня, на голову возлагали венок из полевых цветов, а в руки давали колосья.

Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Назывался этот обряд «Отмыкание Земли».

Поскольку Ярило - бог не только солнца, но и плотской любви, поощрялись игрища брачного характера. В этот день, как и на Ивана Купалу, отношения между парнями и девушками были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.

Участники языческого праздникаБраки, заключенные на Ярилу, признавались законными, а дети, рожденные после праздника, считались рожденными в браке. Если любовь была невзаимной, обращались к приворотам, которые в этот день были более эффективными, чем обычно. Поэтому, знающие люди старались не упустить Ярилин день.

В этот день женщины оправлялись в лес за ветками для венков. В старину считали, что женщины склонны к спорам, сплетням, зависти, и чтобы всех примирить и обеспечить хорошие отношения в течение всего года придумали обряд - нужно было поглядеть друг другу в глаза сквозь венок.

Незамужние девушки в этот день шли гадать на берег речки. Они бросали венки в воду и смотрели, куда поплывет и с какой стороны ждать женихов. Главное, чтобы венок не утонул, а то свадьбы ближайший год не видать.

В старину в этот день, перед восходом солнца колдуны и знахаря ходили в отдаленные места «слушать клады». И если клад пожелает явить себя, можно было легко и быстро разбогатеть.

Люди считали, что в этот праздник Земля-матушка менее тщательно следит за своими тайнами, поэтому их можно разгадать.

Народные поверья гласят, что в этот день нечистая сила пряталась особенно тщательно. Нечисть боится солнца и в обычные дни, не то что в посвященный дневному светилу праздник.

На Ярилу ждали сверхъестественных явлений - солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир.

Для этого в полдень брали крепкие березовые ветки и сплетали их в косу, с которой шли на крутой речной берег и смотрели сквозь нее. По преданию, таким образом можно было увидеть духов умерших родственников и живых близких людей, от которых давно нет известий.

На Ярилин день оставляли угощение домовому, и, если к вечеру угощения исчезали, люди считали, что домовой остался доволен подношением и рад жить вместе с хозяевами, соответственно в доме будет царит счастье и благополучие.

Угощения оставляли и на могилах родственников, навещая их и поздравляя с солнечным праздником.

Люди верили, что Ярила в этот день может помочь избавиться от болезней и прочих невзгод - надо только искренне попросить его об этом на утренней заре в уединенном месте.

В этот день собирали лекарственные травы и другие растения, наделенные магическими свойствами. Люди считали, что горячий напиток из целебных трав, собранных в Ярилин день, избавляет от многих недугов. Целебными травами кормили скот, украшали дом для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей.

Утренняя роса на Ярилин праздник считалась целебной, дарующей молодость, красоту и здоровье. Поэтому, в старину люди умывались ею, набирали в небольшие емкости, чтобы давать тяжелобольным, смачивали простыни и оборачивались в них.

Скот, в день бога солнца выгоняли на пастбище, чтобы и он походил в Ярилиной росе. Кстати, в этот день скотину кормили досыта, так как считали, что чем больше животные съедят, тем плодородней будет год.

В огороде устраивали смотрины урожая, искали первые плоды - один огурец закапывали, чтобы урожай был хороший, остальные подавали к трапезе.

В этот день люди косили и сушили траву, а затем набивали ею матрасы - считалось, что на такой перине можно не только хорошо выспаться, но и поправить свое здоровье.

Детей и домашних животных в этот день было принято легонько стегать вербовыми прутиками, при этом желать им здоровья и хорошего роста.

Много примет в этот день было связано и с погодой. Если 1 июля выпадал солнечный день, то следующие за праздником семь дней будут жаркими.

Утренний туман, ветер винтом, а также вечерняя заря золотисто-желтая с розовыми отблесками сулили хорошую погоду. А месяц на небе такой, что на нижний рожок можно «повесить» ведро предсказывал засушливые дни.

Много росы - уродится просо, а мошка над озимью - к улову перепелов.

По хвостам животных также предсказывали погоду на оставшееся лето. Если хвосты опущены - к дождям, если хвосты приподняты - к жаркой погоде.

Родившихся в этот день считали хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Приближается «макушка лета» - праздник, который славяне отмечали в честь языческого бога Ярило, который отвечал за все сущее в природе и даже за контакты с потусторонним миром.

Когда отмечается Ярилин день

Ярилин день , который также называют Макушка лета , отмечается 1 июля , что соответствует 18 июня по старому стилю. Этот день на Руси издревле был посвящен славянскому языческому божеству Яриле - богу Солнца. Впрочем, с приходом на Русь христианства праздник не исчез, а трансформировался, приобретя новый народно-христианский смысл. Считалось, что именно в «макушку лета» все святые меряются силой с языческим Ярилой, но окончательно победить не могут, поэтому божество ежегодно возрождается.

Ярило в славянской мифологии был не только богом Солнца - он символизировал плодородие, силы земли и природы, а также плотскую любовь и даже страсть - чувства, которые христианство, как известно, не слишком одобряет.

Ярило отвечал за то, чтобы в природе все «ярилось», играло - колос наливался зерном, травы становились гуще и душистее, в лесах начинали вызревать ягоды и грибы, в водоемах водилась рыба и т.д.

На Ярилу, который отвечал за Солнце, даже ждали сверхъестественных явлений, к которым относились затмения и различные природные катаклизмы. Древние считали, что в Ярилин день открываются двери и окна в потусторонний мир, через которые можно заглянуть как в прошлое, так и в будущее, а также увидеть пропавших без вести или умерших близких.

Народные традиции на Ярилин день

Чтобы увидеть потусторонний мир и безвестно отсутствующих или умерших родственников, нужно в полдень 1 июля взойти на высокий берег реки, найти березу, заплести березовые ветки в косу и внимательно вглядеться сквозь них в воду.

В этот день было принято ходить на сенокос, а потом набивать скошенной травой матрасы. Считалось, что если все лето спать на таком матрасе, то это принесет здоровье и придаст сил.

На Макушку лета молодежь вечером собиралась у костра, парни и девушки пели, водили хороводы, прыгали через огонь, короче, устаивали «ярилины игрища», часто весьма нескромные - на скатертях, разложенных прямо на земле, в изобилии была выпивка, а участники праздника частенько предавались различным не одобряемым церковью забавам.

Также в эти дни было принято устраивать ярмарки, посещать кладбища и ходить в гости к родственникам.

Приметы на 1 июля

Если 1 июля приходится на молодой или старый месяц, то нужно представить, что вещаешь на его нижний рог ведро с водой. Если получается - дождя в ближайшее время не жди.

Если 1 июля утренний туман стелется по низинам - в ближайшие дни жди сухой, жаркой и ясной погоды.

На начало июля, как правило, отцветала ранняя малина и зацветала поздняя. В это время в южных областях сажали в грунт рассаду цветной капусты. Также в это время уже можно было собирать первую чернику, а в садах начинала вызревать черная смородина.

22 мая Троян (Трибогов День) - праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье. Троян – бог здоровья, целебных трав, знахарства.

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух - будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

Ярило, вставай рано, яр-яр вставай рано;
Ярило, мыйся бело, яр-яр мыйся бело;
Ярило, седлай коня, яр-яр седлай коня;
Ярило, езди в поле, яр-яр езди в поле;
Ярило, возьми ключи, яр-яр возьми ключи;
Ярило, отмкни Землю, яр-яр отмкни Землю;
Ярило, пусти траву, яр-яр пусти траву;
Ярило, зеленую, яр-яр зеленую;
Ярило, пусти росу, яр-яр пусти росу;
Ярило, медвяную, яр-яр медвяную;
Ярило, дай нам долю, яр-яр дай нам долю;
Ярило, счастливую, яр-яр счастливую.

«Мокрым» же Ярила зовётся о сию пору потому, что Силу Свою явил - зарод Земле сотворил. Скоро (на Купалу - см. далее) Он, Старцем обратясь, на Небо уйдёт, но Сила Его Ярая всуе не пропадёт: Земля-Матушка священный Плод - добрый Урожай - во срок свой принесёт! Тако же и от веку было - всё по Закону Родову; тако же и мы Ярилу чествуем - всё по Искону Русскому! Во День сей люди собираются на Капище, славят Ярилу, просят у Него Силы:

ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ ХОДИ ДО НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ЯРИЛО СЛАВНЫЙ СТАНИ СРЕДЬ НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ЯРИЛО ЖГУЧИЙ ВСПОЛЫМИ НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!

Волхвы выносят Яруна, ставят его на рушник, обсыпают зерном, воскладают пред ним жертвенные дары Яриле. Жрец из особого кувшина возливает на Яруна наговорённую девятисильную воду, настоянную на девяти волшебных травах. Волхв вопрошает:

Что Ярила?

Жрец ему ответствует:
- КОЛО ВОЗЖЁГ! - То есть воссиял Вешним Солнцем.
Затем - вновь возливает воду на Яруна. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ответствует:
- НА РОСУ ПОШЁЛ! - То есть сотворил зарод Земле-Матушке.
И - в третий раз возливает на Яруна воду. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ответствует:
- ЖИТОМ ВЗОШЁЛ! - То есть взошёл Урожаем.
После сего волхв обращается ко всем собравшимся и, воздев руки горе, громкогласно речёт:
- Слава Яриле-Батюшке!
Народ подхватывает славу:
- Гой!
Волхв - вдругорядь:
- Слава Яриле-Батюшке!!

Народ:
- Гой!!
Волхв - в третий раз:
- Слава Яриле-Батюшке!!!
Народ:
- Гой!!!

Затем всем миром кланяются Яриле да пускают по кругу братину с хмельным мёдом либо пивом - священным напитком Ярилы - не бесчинства ради, но на доброе веселье да на здравие. Когда братина обойдёт всех собравшихся, мужи да юноши выходят плясать обрядовый пляс, именуемый жёг: встают в коло, обхватывая друг друга за плечи, и начинают движение - один шаг противосолонь, два шага посолонь - с притопом, сначала медленно, затем постепенно ускоряясь. Колени поднимают как можно выше: чтобы жито росло высоко. При каждом шаге - единым гласом рекут: «ЯРЕ-ЯР» либо «ГОЙ». Пляс продолжается до полного изнеможения, после чего все падают на траву и в безмолвии слушают Землю...

Завершается празднество - как и на Ярилу Вешнего - честной братчиной да весёлыми игрищами.
Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:

Главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший Бог Рода Божьего
и роду всему - вечно бьющий родник...
И Громовержцу - Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит - это Свет.

Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине многие божества изображались многоликими - многосущестными, а германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян.

Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо. У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ - десятая часть от военных трофеев.

Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.

И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных коней Триглава.

Изображения Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.

Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему - Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.

Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго - уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере.

В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии - Беложице, в украинской Галиции - Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.

Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».

Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») - долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»

Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк - братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые - его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, - ее должен прочитать Бог после смерти человека.

В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.

Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге - Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог - во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян - две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви - это поле вечной брани, место испытаний людей.

Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт - за левым.

Ярило Сильный (Ярило Мокрый) - наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы. Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года: "...множество мужей и жён старых и малых детей (...) собралось. Между сим множеством народ а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями..."8. По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника.

В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства. По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие а пастухи играли на жалейках. В иных случаях - "коня" Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок - "выборный" Ярило бился на кулаках с таким же "Ярилой" из соседней деревни. Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся "Похороны Ярилы", когда Юное Весеннее Солнце - Ярило - обращается в Зрелого Мужа - Трисветлого Даждьбога - Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.

Ярилин день отмечается 1 марта 2020 года (дата по старому стилю - 16 февраля). Народный праздник посвящен Яриле - славянскому богу весны и плодородия, проводам зимы и встрече весны. В некоторых регионах этот день называли Данило-новичком, в честь первого дня весны.

История

В славянской мифологии Ярило (Ярила, Яровит, Яромир, Руевит) - бог земли, солнца, весны, тепла, солнечного луча и плодородия. Это сын бога Велеса и богини Додолы, также известной как Перуница - жена бога Перуна. Чаще Ярило изображается в виде молодого юноши или мужчины с венком из цветов на белокурой голове, в белой одежде, восседающим на белоснежном коне.

До 1492 г. новый год начинался 1 марта. Этот день считался значимым праздником. До XIX века он был выходным.

Традиции и обряды

Праздник отмечают народными гуляниями, ярмарками, песнями и хороводами. В это время отдыхают и веселятся работники полей. Для них это последняя возможность беззаботно погулять перед началом полевых работ.

Если ночью выпадает снег, то детей отправляют расчищать ступеньки крыльца, дорожки к колодцу или мостки на реку или озеро. Такой обряд, по поверью, приносит в дом счастье, а детям дарит здоровье.

Если в Ярилин день ясное утро, беременная женщина должна посмотреть на встающее солнце и хотя бы пару минут погреться в его лучах. Считается, что это придает силы матери выносить и родить здорового малыша.

В старину на Руси бабки-повитухи в этот день приносили в дом снег и умывали им лицо и руки. Считалось, что талая весенняя вода передаст им чистоту.

Приметы

Брошенная на снег ветка просела - скоро потеплеет.

Вороны громко кричат - жди похолодания.

Пришел Ярило - пора браться за вилы.

Стопленный в этот день снег считается целебным.

Что можно и что нельзя делать в этот день

Ярилин день отличается палящим солнцем, это всем дням день, единственный и неповторимый. Все святые с Ярилой, языческим богом, меряются, побороть не могут. На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь станет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

Славянский праздник Ярилин день отмечается 1 июля (18 июня по старому стилю) каждого года. Он посвящен славянскому богу солнца. «Макушкой лета» народ назвал этот день потому, что он как раз приходится на самую жаркую пору сезона.

Другие названия праздника

Ярилки, Ярилов день, Середина лета, Сенозарница.

Ярило — бог солнца, тепла, весны и плотской любви. Он отличается ярким темпераментом, по легендам, люди произошли от союза этого божества с Матерью Сырой Землей, которая до той поры была безжизненной.

Праздник возник в те времена, когда на Руси еще не было христианства, и предки славянских народов почитали и просили помощи у небесных светил, природы и животных.

Ярила (Ярило) - персонаж славянских древних легенд. Он считается божеством. Его связывают с солнцем, теплом, плодородием, мужской силой и войной.

Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно выходил из схваток победителем. Хоть Православная Церковь и против подобных праздников, и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обычаи на Ярилин день

Главные традиции 1 июля: набивание матрацев свежескошенной высушенной травой, сбор трав для чая, купание в утренней росе, ярмарки, народные гуляния, обряд похорон Ярилы.

— В этот день принято было собирать душистые травы и варить из них чай. Наши предки считали, что такой напиток поможет справиться с самыми разными недугами.

— 1 июля - мистический день. Небесное светило приостанавливает свой ход по небосводу, чтобы основательно прогреть землю. На ней открываются «окна», через которые виден другой конец света, а иногда и другие, потусторонние миры. В Ярилин день можно увидеть человека, от которого давно нет известий. Для этого в волосы нужно вплести березовые прутья и посмотреть сквозь косу, стоя на высоком берегу реки в сторону другого берега.

— На Ярилиной неделе особенно большую силу имеют заговоры на достаток. — Наши предки, видя паука в этот день, загадывали желание. Потом за пауком наблюдали: если он полз вниз, то желание непременно осуществится, если вверх, то замыслам не суждено было исполниться.

— 1 июля легонько бьют детей и домашних животных вербовыми прутиками. При этом желают им здоровья и хорошего роста.

— Утренняя роса в Ярилин день наделена особым волшебством. Она в этот день дарит людям красоту, силу или здоровье, в чем они больше остального нуждаются. Для этого нужно искупаться в утренней росе.

— В Ярилин день девушки просыпались пораньше и умывались утренней росой, чтобы весь год от парней отбою не было.

— Считалось, что дети, родившиеся в этот день могут стать хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет. Талисманом детей, которые родились в Ярилин день — был камень Агат.

— К празднованию и прославлению Ярилы старались приурочить различные ярмарки, которые сопровождались народными гуляниями, развлечениями для мужчин и женщин - настоящего веселья для всех.

— На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:

Волочился Ярило по всему свету, Полю жито родил, Людям детей плодил, Где он ступит, Там жито стеной, А куда взглянет, Там колос зацветет.

Приметы на Ярилин день

— Существовала примета, что после Ярилиного дня жара будет длиться ровно семь дней, ведь не зря же символом бога является Солнце.

— Утренний туман по низине стелется - ближайшие дни будут погожими.

— Розовый закат вечером - на следующий день будет жарко.

— Новолуние в этот день - к засухе.

— Много мошкары на полях - к удачной охоте на перепелок.

— Вороны под тучи взвиваются - к ненастью.

— Месяц на небе такой, что на нижний рожок можно «повесить» ведро - к засушливым дням.

— Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить, к жатве готовится загодя.

— На солнце платье выцветает, а полежавшее на утренней росе — красоту от зари принимает.

— На то и сенокосная роса, чтобы стали зорче глаза. На траве роса — легче ходит коса.

— Ветер винтом - к погожим дням.

— Много росы - уродится просо.