Ювелирная сеть ушедшая с российского рынка. Вложения в ювелирные украшения – красиво, но не выгодно. Рождение нового украшения

Выставок в год.

Крупнейшей из них считают встречу в Гонконге. Она собирает около 4000 участников. Они – представители почти 50-ти государств. Чем манит изготовителей и ценителей драгоценностей ювелирная выставка , что это за явление. Стоит разобраться.

Ювелирная выставка – что это?

Если вдаваться в терминологию, то выставка ювелирных изделий – музейное мероприятие. Оно подразумевает только показ драгоценностей и знакомство с их историей. Нет возможности купить , узнать о тенденциях рынка, встретиться с его посредниками, воспользоваться дополнительными услугами ювелирной отрасли.

Все это возможно сделать на ювелирной выставке. Событие отраслевое, то есть собирающее на одной площадке все субъекты отрасли. К ним относятся производители, посредники и потребители. Можно и смотреть, и покупать, и искать деловых партнеров, и узнавать перечень новинок в продукции, производстве, сервисе.

Необходимость в торгово-промышленных выставках появилась с наступлением эпохи массового потребления. Граждане не успевают отслеживать все обилие товаров и услуг.

Вместо того, чтобы сводить воедино разрозненную информацию, разыскивать ее самостоятельно, потребители приходят на отраслевые сходки. Все как говорится, в одном месте.

Дабы акцентировать внимание на основной направленности выставки, к этому слову добавляют: — продажа, торгово-промышленная, ярмарка. Такие формулировки допустимы, но выставка ювелирных изделий 2014 – термин, не отражающий всей сути события.

Ювелирные выставки с мировым именем

Все аспекты ювелирного дела представляет «Интер Ювелир». На выставке есть и оборудование, и комплектующие, и, конечно, готовые драгоценности. Ознакомится с ними, ежегодно прибывают около 40 000 . Международная встреча традиционно проходит в городе Сочи. Стартовал «Интер Ювелир» в 19994-ом.

Ювелирная выставка в Москве заслуживает особого внимания, если это «Junwex». Встреча проводится комплексом «Рестекс-Джунвекс», который организует сходки более 20-ти лет.

На счету организации 7 российских выставок. Самая крупная проходит в столице в декабре месяце. На ней под тысячу компаний-участников. Число же представляемой продукции зашкаливает за 500 миллионов экземпляров.

Проводится ювелирная выставка на ВВЦ . Так называется выставочный комплекс на Северо-востоке Москвы. Правилен и запрос «ювелирная выставка на ВДНХ ». Это народное название района ВВЦ.

Перед московской проводятся предварительные встречи, к примеру, Джунтекс ювелирная выставка в Екатеринбурге или Санкт-Петербурге. На «Junwex» представлены все ювелирные предприятия . Драгоценности из их основных коллекций реализуют без наценок, по заводской . Это привлекает и оптовых и розничных клиентов.

За пределами гремят американские выставки «JA New York Summer Show», «International Jewelry Fair/General Merchandise Show» и «AGTA GemFair Tucson». Первая проводится летом, вторая – весной, третья – зимой.

Специализация встреч в США – . Америка – их основной потребитель на планете. В год в штатах покупают изделий с , в среднем, на 14-15 миллиардов долларов.

Про крупнейшую в мире выставку в Гонконге указывалось. Официально мероприятие называется «Hong Kong International Jewely Manufacturers Show». Кроме представляют часы класса «премиум», детали для производства драгоценностей, камни, оборудование и, даже, упаковочные материалы. Состоится ювелирная выставка в октябре либо ноябре.

Масштабная выставка, специализированная на проходит в . «BaselWorld» — достопримечательность города Базель. Кроме , на нее любят привозить эксклюзивные .

Бросового товара на встрече не найти. То же можно сказать и о мероприятии «Vicenzaoro Choice». Это итальянская ювелирная выставка . Сентябрь , январь и июнь – месяцы ее проведения.

Как распределяются ювелирные выставки в мировых масштабах

На распределение выставок и переход пальмы первенства среди них влияет экономическая обстановка в мире. Какие-то его части находятся в состоянии экономического кризиса.

В этом случае производители неблагополучных стран устремляются на экспорт, вывозя невостребованную на родине продукцию в экономически стабильные на данный момент государства. Продвинуть товар помогают, конечно, ювелирные выставки. На них, в первую очередь, и стремятся попасть иностранные производители.

Влияет на распределение ювелирных выставок и собственные добыча и производства в рамках конкретной страны. Регионы, богатые залежами камней, металлов, естественно, активно занимаются изготовлением и проводят выставки. В местностях, где отсутствует сырье, и производство страдает и, конечно, выставки устраиваются редко и не масштабные.

Популярность ювелирных украшений в России растет с каждым днем, приобретая стихийный характер. Такая динамика в ближайшем будущем сможет побить рекорд ежегодного увеличения спроса на ювелирные изделия, который традиционно составляет 25% в год.

Однако потребителям стоит учесть, что драгоценные украшения не являются привлекательными объектами инвестиций, уступая во многом банковским золотым слиткам. Зачастую послепродажную стоимость ювелирных изделий приравнивают лишь к стоимости драгоценного лома.

Цепь золотая якорная

Необычное предложение делают посетителям экскурсоводы одного из крупнейших ювелирных заводов России «Адамас». Каждому желающему предлагается испытать свою силу и попробовать разорвать золотую цепочку толщиной 0,3 мм. Испортить драгоценность решается далеко не каждый. Но опытный эксперимент доказывает, что разорвать цепь такой толщины под силу взрослому здоровому мужчине. После установления результата драгоценность благополучно отправляется на переплавку.

Исходя из рассказов экскурсоводов, чем больше толщина цепочки, тем больший вес и применяемую к ней силу она сможет выдержать. Поразительно, но однажды на выставке золотых изделий с целью демонстрации качества своей продукции сотрудникам завода «Адамас» удалось протянуть автомобиль «девятку» на длинной цепочке толщиной 0,8 мм.

Это не единственный рекорд завода. В честь празднования 850-летия Москвы в цепевязальном цеху была изготовлена цепь длиной 850 м. Оказывается, в этом нет ничего сложного, ведь пока цепь плетется станком, ее сразу же наматывают на огромную катушку. Основной проблемой при установке рекорда стала транспортировка изделия. Сложность заключалась в том, чтобы переместить цепь, не запутав ее при этом.

Большой интерес также вызывает и рисунок изготавливаемой цепи. Якорный узор получается из круглых звеньев, а панцирный – из овальных изогнутых элементов. Узор формирует специальная программа, установленная на итальянских станках. Стоит отметить, что вся продукция завода производится на импортном оборудовании, технологические характеристики которого содержат ноу-хау предприятия, поэтому держатся в строжайшей тайне.

Чистота золота

Более сложную задачу предлагают посетителям завода в хранилище сырья. Каждый желающий может попробовать взять в руки настоящий золотой слиток. Оказывается, что кусок чистого золота весом 12 кг оторвать от стола одной рукой не под силу обычному человеку. К счастью, технология производства ювелирных украшений не предусматривает такие усилия со стороны работников.

Для изготовления изделий золотой слиток помещают в строгальный станок, где от него отделяют небольшие завитки. Для того чтобы будущие украшения не царапались и не изнашивались, к чистому золоту в строгой пропорции добавляют другие компоненты сплава, от которых зависит проба и цвет изделия. Полученный состав помещают сначала в одну, а затем в другую специальные печи, в которых формируется новый слиток. Из этого куска металла вытягивают проволоку диаметром от 0,2 до 1,8 мм, из которой в дальнейшем получаются звенья цепи.

Стоит отметить, что технология изготовления золотых цепочек на заводе сочетает в себе принципы машиностроения и металлургии.

Рождение нового украшения

В зависимости от сложности обработки материала и узора рисунка создание украшения от момента получения слитка до отгрузки готового изделия на склад занимает от одного до двух месяцев. В результате получаются цепочки и браслеты весом 0,3-70 г.

Во времена малиновых пиджаков вес некоторых цепей мог достигать от 100 до 200 г. Такие виды звеньев, как и другие ювелирные изделия, приходилось собирать вручную.
В наше время создание ювелирного шедевра требует отлаженной работы на каждом этапе. Сначала дизайнеры составляют эскиз будущего изделия, на основании которого мастера-модельеры изготавливают из латуни или серебра первый образец будущего украшения. Полученный прототип имеет большую ценность, так как в случае успешной продажи первой партии украшений, образец станет эталоном, на основании которого будет запущено серийное производство.

Затем прототип помещается на специальную ножку – литник и отправляется в цех резиновых форм. Там его опускают в блок из специальной мягкой резины, похожей на пластилин. Под давлением пресса резина вулканизируется, а мастер получает резиновую форму с заключенным внутри прототипом. Затем наступает один из самых ответственных моментов. Специалист по резиновым формам должен очень аккуратно разрезать полученное изделие пополам, чтобы извлечь из нее образец.

На следующем этапе в полученную резиновую матрицу с помощью специального оборудования заливают расплавленный воск, в результате застывания которого получается определенная форма украшения, например, фигурка Христа для крестиков. Используя метод плавления ножки-литника, ювелирный мастер помещает каждую фигурку на восковой цилиндр, который отправляет в литейный цех, где его заливают специальным раствором на основе мелкодисперсного гипса.

Дальнейшие преобразования скрыты от человеческих глаз. Гипсовую форму переносят в печь и подвергают температурной обработке (800 градусов). После того как воск полностью вытечет, в освободившиеся остывшие полости заливают сплав из золота. После застывания металла, гипсовую колбу аккуратно размывают мощной струей воды. Для того чтобы не повредить золотые детали, гипсовую форму ни в коем случае нельзя разбивать или пытаться расколоть ее механическим способом.

Для сборки готового изделия из полученных золотых деталей используются специальные инструменты: волосок золотого припоя и язычок пропановой горелки. При этом мастер должен обладать зорким зрением, чтобы выполнить сборку правильно.

Не все золото блестит

Стоит отметить, что после отделения готового изделия от формы, необработанное золото кажется тусклым и невзрачным. Для того чтобы украшение блестело, ему еще предстоит пройти специальную обработку.

Изделия сначала помещают в миксер с твердыми пластиковыми гранулами, потом с песком из измельченной скорлупы грецкого ореха. Затем промывают и полируют с помощью специальных крутящихся валиков.

Рабочий путь, усыпанный камнями

Незабываемое впечатление производит украшение изделия драгоценными камнями. Используя шестикратную лупу, мастер с особой точностью помещает крошечные камни в подготовленные лунки, а затем загибает микроскопические заусеницы вокруг, чтобы камень прочно держался на своем месте. Все операции производятся вручную и требуют особой концентрации и терпения. За одну смену мастер может обработать от 3 до 4 тысяч драгоценных камней.

Несмотря на распространенный стереотип о том, что к мелкому и рутинному труду больше предрасположен женский пол, ювелирами зачастую становятся именно мужчины.

Чтобы золото не осело по карманам

Побывав однажды на ювелирном заводе, невольно задумываешься о том, каким образом сотрудники избегают соблазна унести золото с собой, а руководству удается контролировать хищение имущества.

Менеджеры «Адамаса» поделились новым методом, позволяющим избежать краж на производстве. Вместо того чтобы заставлять работников раздеваться перед входом и выходом на производство, как это было в советское время, руководство завода ведет учет каждого грамма драгоценностей, выданных под роспись.

В конце рабочей смены сотрудник должен вернуть столько же золота и камней по весу, сколько ему было выдано в начале рабочего дня. Это позволяет работником свободно перемещаться по производственным цехам, имея при себе драгоценности. На первый взгляд, золото в неприглядной пластиковой миске в руках одного из сотрудников выглядит очень забавно.

Новые технологии старинного ремесла

Около двух лет назад завод внедрил новую технологию родирования, на основании которой с помощью электрохимических методов ювелирные украшения покрываются родием – драгоценным металлом из группы платиноидов. Эта технология позволяет повысить прочность изделия и придать ему белоснежный блеск.

Несколько лет назад такое новшество не пришлось по душе покупателям, так как украшения после прохождения родирования были похожи на обычную бижутерию. Сказались пережитки советского прошлого, когда человек хотел, чтобы все знали, что на нем надето именно золото. По мнению президента одного из крупнейших торговых сетей «Центр ювелир», в наши дни современная молодежь более лояльно относиться к новшествам и во главу угла ставит качество изделия, а не общественное мнение.

Золотая математика

Согласно данным российской Гильдии ювелиров, доход от розничной продажи драгоценных изделий в РФ ежегодно увеличивается на 20-25%. Мировой объем продаж в денежном эквиваленте составляет более 100 млрд. долларов.

Аналитики отмечают, что российский рынок ювелирных изделий не имеет четкой консолидации. Общее количество зарегистрированных предприятий, работающих в ювелирной отрасли, оставляет около 25 тысяч.

Согласно проведенному исследованию, эта сфера имеет ярко выраженную половую идентификацию клиентов. Около 70% покупателей являются женщинами, а остальные 30% — мужчины, которые приобретают украшения для своих спутниц.

Кроме этого, спрос на ювелирные украшения имеет сезонный характер. Наиболее востребованными золотая продукция становится в период праздников (Новый год, День всех влюбленных, Международный женский день). Спрос на обручальные кольца, например, возрастает во время свадебной поры (весной и осенью).

Специалисты также отмечают, что при покупке украшений клиенты чаще всего руководствуются эмоциями, поэтому спрогнозировать очередное импульсивное увеличение спроса очень тяжело.

Согласно данным социологического опроса, проведенного среди россиян, ювелирные украшения заняли пятую позицию в топе подарков после сувениров, спиртных напитков, игрушек и парфюмерии. Примечательно, что драгоценные украшения обогнали мобильные телефоны и различные гаджеты.

При этом наиболее востребованными, по сравнению с другими видами украшений, стали кольца и серьги из драгоценных металлов (22% и 18% от общего объема спроса).

Динамика спроса

По мнению известного итальянского ювелира Паолы Валентини, ювелирная отрасль подвержена определенной цикличности. Так называемые макротенденции имеют срок около 30 лет, а микротенденции – примерно 3 года.

На примере российского рынка, макротенденцию можно заметить в падении спроса на броши, которые стали менее популярны. А микротенденции, которые в силу их короткого срока, замечать проще, прослеживаются в падении спроса на черные бриллианты. Популярность этого вида камней появилась во времена 1990 годов среди криминальных группировок и длилась около 3-4 лет. Печатки с черными бриллиантами были отличительным знаком одной из бандитских группировок Московской области. Этот знак и стал роковой меткой местных авторитетов, из-за которой их легко вычисляли враги. После смерти членов группировки мода на черные бриллианты быстро прошла.

Драгоценные металлы всегда в моде

Изменение спроса со временем коснулось и драгоценных металлов. Например, в начале 1990 годов в России особой популярностью пользовались изделия из золота 585 пробы, которые имели красный оттенок. Со временем российский потребитель перешел на желтый иностранный металл. А в последнее время страну захлестнула мода на украшения из белого золота.

Примечательно также то, что платина и палладий до сих пор являются для российского потребителя менее востребованными. Только два российских ювелирных завода в Красноярске и Екатеринбурге занимаются производством изделий из этих металлов. При этом существуют определенные проблемы с соблюдением правил их пробирования и клеймения.

Лучшие друзья девушек – не только бриллианты

По данным исследования, наиболее востребованными драгоценными камнями традиционно остаются бриллианты, которые составляют третью часть всего объема продаж ювелирной отрасли.

Однако в последнее время в оформлении изделий ювелиры все чаще стали использовать большую палитру камней, в том числе аквамарины, гранаты, топазы, кораллы и пр.
Большую популярность также приобретают украшения с рубинами насыщенных цветов.

Ювелирная география

Большинство ювелирных заводов России используют в изготовлении украшений драгоценные камни из разных частей света. В то же время многие иностранные ювелиры предпочитают работать с бриллиантами из якутских алмазов.

Несмотря на ежегодное повышение спроса на иностранные ювелирные изделия, импорт готовых украшений занимает малую долю общего объема ювелирного рынка РФ.
Стоит отметить, что российский потребитель отдает предпочтение отечественным изделиям. Поэтому пользуясь этим, некоторые ювелирные заводы выдают иностранное сырье, из которого изготовлена их продукция, за отечественное.

Заграничные диковинки

Агентство «Русская ювелирная сеть» предоставило данные о том, что в 2006 году в России продали импортных ювелирных изделий в количестве 1,5 млн. Этот показатель можно сравнить с динамикой российского производства ювелирной продукции, но стоит учесть, что на экспорт отечественных изделий поставляются сущие крохи.

Россияне активно покупают золотые украшения из разрекламированной Бразилии, яркие таиландские изделия с пестрыми самоцветами, престижные дизайнерские красивости из Италии, а также изыски домов с мировым именем – «Тиффани», «Ван Клиф», «Картье». Главный по масштабам импорта поставщик – Италия. Почти пятьдесят процентов ввозимых «заморских» изделий производится в Италии, а это составляет около 5 т различных украшений. Второе место разделили Таиланд и Турция. Европейские производители ювелирной индустрии проникают на российский рынок легально и официально, азиатские же фабрики своей продукцией заполняют прилавки, отправляя ее в страну в сумках неизвестных «челноков». Аналитики сообщают, что находящийся в тени рынок украшений уже превысил на 4 % легальный импорт, который виден в таможенной статистике.

Строгий контроль качества — выбор россиян

Но и Восток не слишком сильно влияет на отечественный рынок ювелирных новшеств. Большая часть жителей России выбирает отечественные украшения. Около 70% россиян доверяют производителям «ювелирки» именно из России. Известно, что конечный покупатель не интересуется наименованием производителей в 50% случаев. Эксперты выразили мнение, что такая ситуация обусловлена верой продавцов не в добросовестность заводов-соотечественников, а в правильность работы госконтроля над российским оборотом золота. Эксперт Сергей Алхазов сообщил, что только в России пробирный надзор устанавливает клеймо 585 на кольцо или другое изделие лишь в случае, когда содержание золота на несколько единиц больше, итальянцы же ставят 585 как условную цифру. Можно купить итальянскую диковинку с почетным клеймом 585, а получить вещь с реальным содержанием золота, которое соответствует в лучшем случае 500 пробе. Алхазов также предупредил, что качество драгоценностей из других стран вообще не поддается критике, очень часто даже камень в украшении оказывается полустеклом.

За границей, как говорят эксперты, забота о качестве изделия полностью возлагается на плечи продавца. У нас же любые аферы с драгметаллами и дорогостоящими камнями влекут за собой уголовную ответственность, которую в итоге несет производитель. Единственная гарантия качества зарубежных ювелирных изделий – известное имя продавца. Стоит отметить, что цены в бутиках с высоким уровнем, таким как у Bvlgary, соответствующие.

Хитрости российских заводов

Благодаря хорошему отношению покупателей, современные российские заводы всячески допускают некоторые производственные хитрости. Они применяют толлинговую схему, которая на данный момент разрешена законодательством. Отечественные ювелиры вывозят часть сырья в страны Азии, пользуются там дешевой рабочей силой фирм-партнеров, а затем провозят в Россию готовые изделия. Впоследствии такой продукт преподносится для российских потребителей как собственный, причем абсолютно законно. Проконтролировать масштабы вышеуказанного явления практически невозможно.

У российских потребителей также есть свои самобытные особенности. Соотечественницы имеют привычку собирать определенный комплект украшений, а леди с Запада покупают просто приглянувшиеся серьги, не задумываясь и не волнуясь о том, что у нее в наличии нет подходящего ожерелья. Но главенствующий мировой тренд добрался уже и до России. И дело тут не в брендах и пристрастиях, а в отношении. Ранее ювелирные изделия были настоящим сокровищем, они передавались от бабушки к внучке. Сейчас ювелирное украшение – рядовой аксессуар. Драгоценность, которая принадлежит к сегменту массмаркет, не имеет какого-либо инвестиционного смысла.

Цель – красота!

Во времена Советского Союза покупка ювелирного изделия считалась достаточно серьезным денежным вложением. Принадлежащая гражданину дорогая брошь или массивная «обручалка» одновременно числилась по закону частью «золотовалютного фонда» немалой страны. На практике, как объяснил Сергей Алхазов, это обозначало непреходящую ликвидность драгоценность. Человек осознавал, что покупая товар из золота, он через полгода продаст его дороже. Нередко ювелирные изделия бывали в дефиците.

Времена СССР прошли, а цены на драгоценные металлы только выросли. Сейчас лишь 9% покупателей золотых товаров считают такую покупку выгодным капиталовложением.

Сегодня вернуть небольшую часть средств, которые были вложены в украшение, можно в скупочных государственных конторах. В таких госструктурах украшения принимают по цене лома драгоценных металлов. Отказать на просьбу о приеме изделия госструктура права не имеет. Немного дороже готовы выкупить хорошо выглядящие кольца в комиссионных магазинах. Такие магазинчики есть в крупных ювелирных сетях. Товаровед оценивает бывшее в употреблении изделие, выставляет его на продажу по более низкой, чем у новых украшений, цене. Владелец кольца может воспротивиться мнению товароведа, потребовать увеличение цены, оплатить магазину стоимость хранения продукции и ждать продажу его собственности.

Ломбарды традиционно все, что им приносят, оценивают в копейки. Товар им, по сути, не нужен, он является подстраховкой, что им вернут одолженные деньки с немалыми процентами.

Если провести сравнение приобретения драгоценности не с действующими инвестиционными инструментами, а с какими-либо потребительскими товарами, то картина получается вовсе не удручающей. Золотое колечко через год сохраняет достойный запас ликвидности, что несравнимо с потертым мобильным телефоном неактуальной модели или поношенной кофтой.

Как не прогадать с вложением средств?

Очень дорогостоящее украшение является отличным вложением средств. Такие изделия делают и мировые, и отечественные бренды, которые специализируются на эксклюзиве. К таким организациям относится фирма «Сирин», ювелирный дом Марины Цой. Еще в 1998 году талантливые и оригинальные художники-ювелиры Максим Вознесенский и Ирина Дорофеева выдумали уникальный способ презентации драгоценных украшений – своеобразный театр. Их задумка отлично работала. На данный момент это единственная отечественная фирма по производству, которая тягается с мировыми брендами на Международной выставке в Базеле. Девять лет работы новаторов «Ювелирного театра» принесли миру 10 удивительных коллекций. Многие украшения изготавливаются вручную, некоторые делаются в единственном экземпляре.

Производство эксклюзивных украшений очень отличается от серийного производства, даже высокоуровневого. Мастер ювелирного дела получает от дизайнера подробный эскиз модели, сам создает еще более тщательный чертеж и только потом начинает работать. Золото 750-й пробы выбирается для заготовки, а затем мастер вырезает все ненужные детали. Какие-либо формы не применяются. Одна элитарная модель создается от двух недель до нескольких месяцев.

Ювелирное изделие – красивая инвестиция!

Художник-ювелир Михаил Вознесенский утверждает, что существует три составляющие, которые делают ювелирное изделие полноправным объектом для инвестиций: дорогой качественный камень, ремесло профессионального уровня, достойный дизайн. Вознесенский сообщил, что уже был ряд случаев, когда продукция производства «Ювелирного театра» перепродавалась по намного превышающей первоначальную цене. С точки зрения инвестиций, выгоднее вкладывать сбережения в крупный бриллиант, чем в любой художественный изыск. Только вот отечественные производители не предлагают купить «просто бриллиант», а только бриллиант в оправе. Однако если ценовые границы камня очень велики, эта огранка существенного значения не имеет.

Сокращается с 2015 года на фоне снижения доходов населения, низкой потребительской активности и склонности к сбережению средств на фоне валютных колебаний, а также выраженной конкуренции со стороны электроники (напр., все чаще молодежь предпочитает приобретать смартфоны вместо ювелирных украшений) и парфюмерно-косметической продукции (ювелирные изделия стали реже восприниматься как дорогостоящее выгодное инвестиционное вложение).

По данным исследования сайтssia, величина оборота ювелирных изделий под брендами МЮЗ, Pandora, Tous и Swarowski в 2017 году составила порядка 19,2 млрд руб. Из них наибольшая доля приходится на МЮЗ и Pandora (49% и 42%). Величина оборота бренда Tous в 2017 году оценивалась на уровне 1 млрд руб., что составило порядка 5,6% от суммарного оборота указанных выше брендов. Бренд Tous наиболее широко представлен в городах Южного федерального округа: Краснодаре, Сочи, Анапе и Ростове-на-Дону.

Объем и динамика российского рынка ювелирных изделий

Объем потребления ювелирных изделий в 2017 году составил 224,7 тонны, оставшись на уровне 2016 года. Спрос на ювелирные изделия снижается с 2015 года, что связано с сокращением доходов населения и уменьшением целевой аудитории (молодежь до 30 лет практически не интересуется ювелирными украшениями, предпочитая покупку смартфонов, планшетов и другой электроники). За последние годы отношение к ювелирным изделиям значительно изменилось: население все меньше воспринимает их как предмет роскоши или дорогое украшение и рассматривает, прежде всего, как аксессуары, которые должны подчеркнуть индивидуальность и стиль владельца. По этой причине решающим фактором выбора ювелирных изделий является цена, в результате чего растет спрос на серебряные украшения и снижается потребление изделий из золота.

В среднесрочной перспективе ожидается снижение потребления ювелирных изделий на 1-2% ежегодно из-за меняющихся потребительских предпочтений, роста спроса на альтернативные и зачастую более доступные товары (парфюмерию и косметику, бижутерию, нестандартные украшения из недрагоценных металлов и прочих материалов).

Объем потребления ювелирных изделий в РФ в 2013-2017 гг. и прогноз на 2018-2025 гг., тонн (в рамках базового сценария развития)

Структура рынка ювелирных изделий: производство, экспорт, импорт, потребление

На рынке ювелирных изделий преобладает продукция российского производства: в 2016 году на нее пришлось около 75,9%, по итогам 2017 года ее доля выросла до 76,9%, что связано с сокращением импортных поставок, прежде всего, из Армении.

Динамика и структура рынка ювелирных изделий в 2013-2017 гг. и прогноз до 2025 г., тонн (в рамках базового сценария развития)


Структура потребления по федеральным округам РФ

По итогам 2017 года крупнейшим потребителем ювелирных изделий остается Центральный федеральный округ с долей 28,2% в натуральном выражении. Второе место с долей 16,7% занимает Северо-Кавказский федеральный округ, третье – Южный федеральный округ (11,9%).

Структура потребления ювелирных изделий по федеральным округам в 2013 – 2017 гг., в натуральном выражении

Рынок ювелирных изделий: Прогноз развития

Ожидается, что в среднесрочной перспективе потребление ювелирных изделий будет снижаться на 1-2% ежегодно главным образом из-за сокращения количества потенциальных покупателей в условиях изменений потребительских предпочтений (молодежь до 30 лет в большинстве случаев не рассматривает вариант покупки ювелирных изделий, предпочитая тратить средства на гаджеты, путешествия или недорогие аксессуары).

Состоятельные россияне всегда смотрели на покупку драгоценностей, как на один из эффективных способов вложения денег. Этот вид инвестиций, конечно, уступает по популярности покупке недвижимости и банковским депозитам, но интерес к ювелирным изделиям в России настолько велик, что в 2016 году она вошла в топ 10 стран с наибольшим спросом на украшения из золота. По словам исполнительного директора представительства Sotheby’s в РФ Ирины Степановой, в последние годы интерес к дорогим ювелирным изделиям и редким бриллиантам отчасти обусловлен турбулентностью в экономике.

Инвестируют в драгоценности, конечно, не только в России. Наряду с другими предметами роскоши (старинной мебелью, китайской керамикой, коллекционными часами, ретро автомобилями и проч.) ювелирные изделия входят в индекс Knight Frank Luxury. За последний год они подорожали на 4%, за 5 лет – на 49%, за 10 лет — на 142%. В десятке люксовых товаров Knight Frank драгоценности по доходности на длинном горизонте инвестирования уступают лишь классическим авто, и .

На чем проще заработать?

Не все ювелирные украшения подходят для инвестирования. Продукция массового производства обычно не годится для этих целей, вкладывать деньги имеет смысл только в изделия, соответствующие ряду критериев. При покупке драгоценностей опытные инвесторы руководствуются правилами, примерно такими же, как при покупке предметов искусства. Далеко не все картины подорожают в будущем, но в произведения топовых художников и общепризнанные шедевры можно вкладываться смело.

Эксперты утверждают, что обычные ювелирные изделия, рассчитанные на массового покупателя, не являются инвестиционным инструментом. Продукция, которой заполнены витрины сетевых ювелирных магазинов, продается с очень большой наценкой, не говоря уже о налогообложении. По словам аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, такие украшения стоят в 2-3 раза дороже, чем драгметалл и драгоценные камни, из которых они сделаны. После покупки драгоценности сразу теряют в цене, поскольку при перепродаже не получится компенсировать различные наценки – будут смотреть только стоимость материала и художественную ценность, если такая имеется.

Вырасти в цене в перспективе могут лишь отдельные категории драгоценностей. По словам гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина, к таковым относятся:

  1. Драгоценности, украшенные крупными природными камнями. В них есть смысл вкладываться, поскольку камни дорожают гораздо быстрее, чем драгметалл. Крупными считаются драгоценные камни от 1 карата и полудрагоценные от 5 карат.
  2. Со второй категорией все сложнее. Только специалист сможет оценить сложность изготовления ювелирного украшения, определить потенциал роста цены изделия, являющегося исторической ценностью или предметом современного искусства.

В любом случае такие инвестиции предполагают расходы, исчисляемые в сотнях тысяч рублей. Если речь идет об изделии ХХІ века, то, возможно, его по достоинству оценят только лет через 20–30. Быстро заработать в этой сфере редко кому удается.

По словам президента Singapore Castle Family office Эльдияра Муратова, инвестиции в ювелирные украшения – привилегия богатых инвесторов. Этим занимается только состоятельная публика, которая не озабочена сиюминутной выгодой, но рассчитывает заработать хорошие деньги в будущем. Под богатыми инвесторами Эльдияр Муратов подразумевает людей, которые распоряжаются $5 млн и более собственных средств.

Однако не все эксперты согласны с Эльдияром Муратовым. Например, Андрей Кочетков утверждает, что заработать можно и на относительно недорогой продукции, предназначенной для массового потребителя. Один из вариантов предполагает поезду в ОАЭ. В Эмиратах всегда в продаже большой ассортимент золотых украшений, которые по весу дороже золотого лома всего на 10–15%. Такая инвестиция может принести прибыль довольно быстро.

Плюсы и минусы

Драгоценности недаром используют уже много столетий в качестве инструмента для накоплений. Цена на них редко демонстрирует резкий рост, зато почти никогда не падает. Обычно после покупки она какое-то время остается постоянной, а потом постепенно растет в зависимости от динамики цен на камни и драгметалл, а также от того, насколько изделие интересно коллекционерам. Потерять деньги на таких инвестициях практически невозможно. Еще один плюс — высокая капиталоемкость активов. Дорогие украшения решают задачу концентрации большого объема денег в предмете маленького размера. В сейфе величиной с обувную коробку можно хранить огромное состояние.

Основные минусы: низкая ликвидность рынка, длинный горизонт инвестирования, неподъемно высокий для многих порог входа. Оптимальный горизонт вложений примерно такой же, как и при — 20–30 лет. Чтобы хватило средств на приобретение подходящего изделия на аукционе, желательно иметь $300–400 тыс. Точную сумму, которая может потребоваться, определить затруднительно. Бывает, торги стартуют с $100 тыс., но в процессе конкурентной борьбы за обладание перспективным лотом планка поднимается до $2 млн.

Выгодно и быстро продать драгоценности очень сложно, поскольку цены растут медленно, да и сопутствующие расходы велики: приходится платить комиссию аукциону или другому посреднику. Покупка тоже сопряжена с серьезными тратами: нужно заплатить за экспертизу, обеспечить безопасную транспортировку. Оценка украшения потянет минимум на 35 тыс. рублей, комиссия посреднику составит 0,5–3%.

По словам Муратова, на ювелирных изделиях можно заработать и в течение одного-двух лет. Прибыль в этом случае идет не от того, что украшение становится более ценным с исторической точки зрения (этого нужно ждать 10–20 лет), а от подорожания драгметалла и камней, увеличения спроса и умения найти покупателя. Удается провернуть такой бизнес редко, тут нужна определенная доля везения.

Одному из клиентов Singapore Castle недавно удалось хорошо заработать на перепродаже золотого кольца с редким голубым бриллиантом. Он купил это украшение у частного коллекционера за $2,1 млн, причем в процессе торга цена была уменьшена на 8% от первоначальной. Через 4 месяца инвестор продал кольцо на закрытом аукционе за $2,75 млн, прибыль превысила $500 тыс.

Нюансы выбора

Среди факторов, влияющих на стоимость драгоценностей, можно выделить: имя ювелира, уникальность, историю владения, характеристику камней и время изготовления. Качество изделия, само собой, должно быть на высоте. Стоимость украшения во многом определяет драгоценный камень. Инвестору при покупке следует обратить пристальное внимание на его уникальность и качество.

Ирина Степанова утверждает, что сейчас хороший спрос на цветные бриллианты, изумруды, сапфиры и рубины. Также в последнее время дорожают и недрагоценные камни: бериллы, аквамарины, бирюза и турмалины. Динамика по ним прослеживается разная, но некоторые камни серьезно прибавляют в цене. Например, 15 лет назад за карат аквамарина давали $15, а сейчас — порядка $300.

По словам Муратова, если инвестор хочет заработать на росте цены драгоценного камня, то возможно имеет смысл заказать украшение у профессионалов. Сделать это несложно: нужно купить камень без оправы и найти ювелира, работы которого востребованы на рынке. Эксклюзивное изделие будет проще продать за хорошую цену. Стоимость работы будет в 2-3 раза меньше, чем если брать аналогичное украшение в магазине. Экономия получится за счет отсутствия посредника и затрат на логистику. Общая стоимость камня, драгметалла и работы всегда меньше, чем готового изделия в магазине.

Еще один важный нюанс — происхождение изделия. Обычно украшения, которые носили известные личности, дорожают быстрее, и интерес к ним со стороны коллекционеров выше. Получить информацию об истории драгоценности можно у ювелиров. Ювелирные дома обычно хранят архивы, по регистрационному номеру изделия зачастую удается найти заказчика.

Что касается ювелирных домов, то сейчас на слуху Buccellati, Bulgari, Cartier, Chopard, Harry Winston, Graff, Mikimoto, Piaget, Tiffany & Co и Van Cleef & Arpels. Однако не вся продукция этих компаний с каждым годом дорожает. Ценятся эксклюзивные украшения, а стоимость массовых изделий со временем особо не меняется.

Эксперты рекомендуют не выпускать из поля зрения и работы отдельных мастеров, известных своими уникальными произведениями. В последние годы на ювелирном рынке высоко котируются украшения от Жоржа Брака​, Питера Чанга, Коко Шанель, Эндрю Грима​ и Сюзанн Бельперрон.

Кроме творений признанных мастеров весьма перспективной является продукция молодых ювелиров. В частности, эксперты рекомендуют вкладывать деньги в молодые российские бренды. Пока их стоимость занижена, поскольку широкая известность еще не пришла, но качество работы и художественный замысел порой на очень высоком уровне. Такие драгоценности явно недооценены и за 5-7 лет намного подорожают. В качестве примеров перспективных компаний Эдуард Уткин приводит участников международной ювелирной выставки, что недавно прошла в Лондоне. Это «Русские Самоцветы», ювелирные дома: Ринго, Аргентов, Кабаровских, Чамовских, Echo, Treasure House и Альдзена.

Значительно подорожать могут и украшения, которые получили широкую известность в определенные исторические периоды: например в 1900–1920 гг. или в 1950-е годы. Такие драгоценности постоянно растут в цене, поскольку обладают культурной и исторической ценностью, пользуются спросом богатых коллекционеров. По информации Knight Frank, в последнее десятилетие античные украшения подорожали на 63%, продукция, созданная в 1945-1975 гг. – на 73%, изделия Прекрасной эпохи (1971-1914 гг.) – на 93%.

При реализации драгоценностей в более выгодном положении находятся коллекционеры. К примеру, если есть несколько брошей Van Cleef редкой серии, то такую коллекцию можно продать дороже, чем все изделия по отдельности. Коллекционировать имеет смысл не только творения одного автора, но и драгоценности одной эпохи. Продав сразу все украшения одного исторического периода, наверняка получится заработать больше. Вот только поиски покупателя могут затянуться.

Приобретение массовых ювелирных изделий, которые продаются в сетевых ювелирных магазинах, нельзя считать инвестиционным инструментом, уверяют эксперты. «На украшения широкого потребления в России делается очень большая наценка продавцами, не говоря о налогах. Такие украшения в два-три раза дороже металлов и драгоценных камней, которые в них используются», — объясняет аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. После покупки они сразу теряют часть цены, которая связана с различными наценками и издержками производства, поскольку реализовать их чаще всего можно исходя лишь из цены драгоценного металла.

Лишь отдельные категории украшений могут в будущем вырасти в цене. «Во-первых, это изделия с крупными природными камнями, так как стоимость камней растет гораздо быстрее, чем стоимость драгоценных металлов», — перечисляет генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Крупными на рынке среди драгоценных считаются камни весом более одного карата, среди полудрагоценных — примерно от пяти карат, уточняет эксперт.

Вторая категория — это сложные по исполнению и художественному замыслу ювелирные украшения, которые обладают культурной или исторической ценностью, являются произведениями искусства или предметами старины. По словам Уткина, стоимость изделий в обоих случаях начинается с сумм в несколько сотен тысяч рублей, а ценность уникального изделия может быть по достоинству оценена только через 20-30 лет.

Вложения в ювелирные украшения — дело обеспеченных инвесторов, уверен президент Singapore Castle Family office Эльдияр Муратов. «Инвестиции в изделия ювелирных домов доступны только состоятельной публике и нацелены на сохранение капитала и получение значительного прироста цены в будущем», — говорит он. Под состоятельной при этом понимается публика с активами от $5 млн, уточняет эксперт.

Впрочем, обойти ограничения и заработать на украшениях могут и не самые богатые инвесторы, уверены опрошенные РБК эксперты. Например, рассказывает Андрей Кочетков, можно попробовать найти украшения с более низкой наценкой. «Если есть возможность посетить такую страну, как ОАЭ, то у местных ювелиров можно купить золотые украшения с наценкой 10-15% сверх цены золота на бирже. Вполне очевидно, что такая покупка может оправдать себя на более коротком отрезке времени», — отмечает он.

Плюсы и минусы

У вложений в драгоценности есть преимущества. Цена приобретения в данном случае не волатильна и вряд ли будет падать. «Какое-то время она будет константой, а потом постепенно начнет расти в зависимости от роста стоимости камней и металла и увеличения спроса коллекционеров. Получить убыток здесь практически невозможно», — считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. Кроме того, к плюсам можно отнести и высокую капиталоемкость активов. «Драгоценные изделия позволяют сконцентрировать огромное количество денег в одном маленьком объекте. Благодаря малому размеру и весу не возникает проблем с их хранением», — рассказывает Эльдияр Муратов.

Основные минусы вложений в украшения — низкая ликвидность рынка, длительный период инвестирования и высокий порог входа. Как и в случае покупки картин, горизонт вложений в драгоценности составляет, как правило, 20-30 лет, а стоимость драгоценных украшений на аукционах обычно не опускается ниже $300-400 тыс. «Определить нижний порог входа затруднительно. На аукционах могут продавать украшения начиная со $100 тыс., но во время торгов стоимость может подняться до $2 млн», — объясняет Муратов.

Реализовать такие вложения сиюминутно тоже вряд ли получится, тем более что этот процесс требует особой экспертизы, добавляет Анна Кокорева. «Чтобы купить стоящее ювелирное изделие, необходимо потратиться на экспертизу и безопасную транспортировку, а чтобы продать, нужно заплатить комиссию аукциону или иному посреднику, а также найти покупателя», — говорит она. Стоимость услуг будет зависеть от сложности экспертизы и транспортировки. Минимальная стоимость оценки украшения, по словам эксперта, начинается от 35 тыс. руб. и выше. Комиссия посреднику может составить 0,5-3%.

На покупке драгоценностей можно заработать и в краткосрочной перспективе (один-два года), правда, доход в этом случае будет зависеть не от увеличения исторической ценности изделия, как в перспективе 10-20 лет, а от изменения цен на драгоценные металлы и камни, конкуренции среди контрагентов и, что самое важное, от уровня спроса на конкретное изделие и умения найти правильного покупателя, объясняет Муратов. Такие случаи редки, но встречаются. «Примером может служить сделка одного из наших клиентов. Инвестор приобрел кольцо из золота с очень редким по характеристикам голубым бриллиантом за $2,1 млн у частного коллекционера (с дисконтом 8%), а затем через четыре месяца после покупки выставил его на продажу на закрытом аукционе и реализовал за $2,75 млн, заработав тем самым $650 тыс.», — рассказывает Муратов.

Как выбрать

На стоимость украшения влияют несколько факторов: имя ювелира, провенанс (история владения), уникальность, характеристика камней и период изготовления, рассказывает Ирина Степанова. «Также, безусловно, важны качество и сохранность изделия и подтверждение подлинности происхождения», — добавляет Анна Кучера.

Сильно влияет на стоимость украшения драгоценный камень. Инвестору лучше приобретать изделия с редкими и качественными камнями, советуют эксперты. По словам Ирины Степановой, сейчас наиболее дорогими и востребованными являются цветные бриллианты и такие драгоценные камни, как сапфиры, рубины и изумруды. Среди бриллиантов, по данным Fancy Color Research Foundation (FCRF), самую высокую доходность за 12 месяцев показали голубые — их средняя стоимость выросла на 5,5%. По словам Эдуарда Уткина, дорожают последние годы и недрагоценные камни, например аквамарины, бериллы, турмалины и бирюза. «Рост в случае каждого камня разный, но, например, камень аквамарин 15 лет назад стоил примерно $15 за карат, а сегодня за 1 карат этого камня дают уже порядка $300», — приводит он пример.

Кстати, если инвестор хочет сделать акцент именно на драгоценном камне, то выгодным может стать создание украшения на заказ. Для этого можно приобрести не заключенный в оправу драгоценный камень и найти профессионального ювелира, который сделает из него шедевр, говорит Эльдияр Муратов. «Такое изделие может оказаться «штучным» и не иметь аналогов, что повысит его ценность. Затраты на изготовление изделия в этом случае будут в два-три раза меньше, чем при покупке аналога в салонах ювелирных украшений. Экономия произойдет за счет сокращения наценки дистрибьютора и бренда, затрат на логистику и за счет минимальной наценки при покупки камня и лома», — отмечает эксперт.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, — это происхождение изделия. Как правило, украшения с интересной биографией дорожают быстрее других. Кроме того, вероятность найти на них покупателя среди коллекционеров выше. Узнать историю украшения можно в самих ювелирных домах и у ювелиров, если те хранят архивы с регистрационными номерами изделий и именами заказчиков.

Среди ювелирных домов с громким именем эксперты называют Harry Winston, Buccellati, Van Cleef & Arpels, Graff, Tiffany & Co, Piaget, Cartier, Chopard, Bulgari и Mikimoto. Правда, предупреждают специалисты, принадлежность к крупному ювелирному дому не гарантирует, что цена на украшение вырастет. Если это не эксклюзивное украшение, а массовое изделие, то, несмотря на известный бренд, цена его, скорее всего, существенно не изменится.

Эксперты советуют присматриваться и к работам отдельных мастеров, которые создали и еще создают уникальные ювелирные произведения. Так, ​среди громких приобретений последних лет на ювелирном рынке эксперты Knight Frank называют продажу украшений таких авторов, как Cюзанн Бельперрон, Эндрю Грима​, Жорж Брак​, Коко Шанель и Питер Чанг.

Помимо признанных мастеров можно обратить внимание и на продукцию молодых, пока еще не известных ювелиров и ювелирных компаний, советует Эдуард Уткин. «Сейчас выгодно вкладывать деньги в наши молодые национальные бренды. Стоимость их украшений пока занижена, так как нет еще надбавки за известность бренда, в то время как качество исполнения и художественный замысел находятся на высоком уровне», — отмечает эксперт. Такие украшения, по мнению эксперта, очевидно недооценены и в течение пяти-семи лет подорожают. Среди молодых и перспективных российских фирм Уткин называет, например, восемь компаний, которые в сентябре 2017 года приняли участие в лондонской ювелирной выставке: это ювелирные дома ArgentoV, «Ринго», «Русские самоцветы», Чамовских, Кабаровских, Treasure House, Echo и Альдзена.

Роста стоимости можно ожидать и от украшений, связанных с определенными историческими периодами, — это изделия, созданные в 1900-1920-х годах, а также в 1950-е годы, рассказывает директор ювелирного департамента Christie"s в Лондоне Дэвид Уоррен. По его словам, стоимость таких украшений постоянно растет, так как они обладают исторической и культурной ценностью и пользуются спросом коллекционеров. По данным Knight Frank, за последние десять лет выросла стоимость античных украшений (на 63%), изделий, созданных в период с 1945 по 1975 год (на 73%), а также украшений Прекрасной эпохи (Belle Époque — условное обозначение периода европейской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом, на 93%).

Также положительно на цене может сказаться создание коллекции украшений. «Если вам посчастливилось собрать коллекцию часов Patek Philippe или брошей Van Cleef из редкой серии, это повышает ее стоимость и востребованность», — приводит пример Ирина Степанова. Собирать можно не только работы одного автора, но и изделия одной эпохи. «Если объединить украшения из одного исторического периода, когда вы решите продавать эту коллекцию, вероятнее всего, стоимость украшений будет выше, чем если бы вы их продавали по отдельности», — заключает Дэвид Уоррен. По его словам, это выгодная тактика, правда, предсказать с уверенностью, вырастет ли коллекция в цене и насколько, почти невозможно.

Приобретать эксклюзивные украшения стоит лишь у надежных продавцов или напрямую у известных ювелиров. «Тогда это изделие будет сопровождаться необходимым сертификатом соответствия и репутацией. В иных случаях нет гарантии, что это изделие не является репликой оригинала или вовсе подделкой», — предостерегает Андрей Кочетков. Монетизировать рост цены украшения можно, продав его частным образом или через различные аукционы.