Крокодил. Материал на тему: Сценарий развивающего занятия игра-пантомима "Крокодил"

ФИЛИАЛ ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»

Старший воспитатель Меркулова Е.В.

Сценарий развивающей игры.

Игра - пантомима "Крокодил".

Цель: развивающая, коммуникативная.
Задачи: развитие коммуникативной сферы, творческих способностей, воображения.
Игровой материал: карточки со словами.
Возраст: от среднего до старшего школьного возраста (10-16 лет).
Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.
Время проведения: 30-40 мин.

Правила игры :

1. Игроки команды имеют право отгадывать только слова, предназначенные для показа именно этой команде (свои слова):
2. Игрок показывает слова своей команде до тех пор, пока команда не сказала отгадываемое слово вслух, или судья не остановил игру;
3. Если в отведённое для показа время никто так и не отгадал слова, игра останавливается по звуковому сигналу. Если слово отгадывается во время звукового сигнала, ответ засчитывается;
4. Показывающий игрок слушает только игроков своей команды и судейскую бригаду.

Нарушения.
Нарушениями считаются следующие действия Показывающего:

Произносит звуки (кроме сугубо эмоциональных, не относящихся к слову);
Умышленно показывает буквы слова губами;
Умышленно изображает буквы слова (в том числе – использование языка глухонемых).

Штрафные санкции:

Жёлтая карточка.
Предъявляется нарушителю правил в случае систематических мелких нарушений или явного (умышленного) нарушения.

Красная карточка.
Предъявляется игроку в случае грубого нарушения правил или получения 3-х жёлтых карточек в одной игре. При получении красной карточки игрок автоматически удаляется из игры, а его команда штрафуется на 50 баллов.

1 раунд «Разминка».

За каждое угаданное слово: 5 баллов, неугаданное слово: -5 баллов

Показать за 30 секунд как можно больше самых простых слов:

Стол, компьютер, мороженое, кофе, зеркало, цветок, сапоги, окно, снег, лопата, молоток, автомобиль, огонь, ложка, книга, сердце, шампунь, зубная щетка, шарф, губная помада, конфета, занавеска, электрическая розетка, микрофон, домашние животные, грибы, подушка, свеча, воздушный шар, чеснок, телевизор, бумага, ручка, фотография.

2 раунд «Кино».

За каждый угаданный фильм 100 баллов, время для угадывания 30 сек., каждой команде предлагается по 3 фильма.

«Москва слезам не верит», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер и кубок огня», «Трансформеры. Месть падших», «Золушка», «Космические войны».

3 раунд «Праздничный».

Выходят по 2 игрока от каждой команды. За 30 секунд каждый показывает своей команде выбранный праздник (50 баллов): «Пасха», «Новый год», «День рождения», «8 марта», «День Победы», «День смеха».

4 раунд «Актёрский».

Выходят по 2 человека от команды. У них 40 секунд (30 баллов)

Игроки должны показать слова, но при этом танцевать;

Игроки должны показать слова, но одев на голову ведро;

Игроки должны показать слова, но при этом держа на голове книгу.

Батарея, бант, галстук, деньги, коза, балкон, бабушка, лягушка, ветер, скатерть, поле, рубашка, ежик, утюг, торт, скалка, дерево, орех, мыло, швабра, дом, солнце, солдат, парикмахер, курица, ведро, калькулятор, дартс, вертолет, борода, очки, бутерброд, рыба, снеговик.

Раунд «Вышибалы».

Выходят по одному игроку из команды. Они одновременно показывают слово своим командам. Неудачник выходит из игры(время – 40 секунд, 60 баллов).

Автопортрет, дуэль, страх, первобытный человек.

Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по математике "Математическое лото" 2класс

Коррекционно-развивающее занятие по математике в форме игры "Математическое лото" по теме:«Нумерация чисел в пределах 100» 2 класс. Данное занятие направлено на развивтие зрительной памяти, конц...

Школа родителей (развивающие занятия для детей 5,5 – 7 лет)

Пособие является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В основу разработок легла идея о необходимости приоритета в развитии: навыков общения...

Программы коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников 4 класса основные направления: Активизация мышления Развитие внима...

В этой игре вы найдете два вида карт: карты со словами и У-карты (усложнения и упрощения).Для простейшего варианта игры вам потребуются только карты со словами. Перемешайте их и слала в колоду рубашкой вверх.

Главные правила

Показывая слово, вы можете:

  • сдвигать любой частью своего тела — хоть ушами;
  • принимать любые позы — вплоть до стояния на голове;
  • отвечать на вопросы отгадывающих жестами;
  • рисовать жестами на стене или другой плоской поверхности; указывать на свою одежду, украшения и другие вещи, которые оказались при вас, когда вы пошли показывать слово;
  • показывать словосочетание в несколько приемов, разбив его на отдельные слова;
  • Показывая слово, вы НЕ можете:

  • разговаривать, намеренно издавать любые звуки (кроме выражения эмоций);
  • показывать на любые предметы, кроме тех, которые имеете при себе, брать их в руки, пользоваться ими;
  • произносить слова беззвучно, одними губами;
  • показывать отдельные буквы;
  • рисовать (даже если у вас при себе были ручка или карандаш) и вообще оставлять видимые следы на любой поверхности;
  • показывать слово по частям или по слогам.
  • Каждый сам за себя

    Выберите игрока, который пойдет показывать слово первым. Он тянет верхнюю карту из колоды, выбирает одно из указанных на ней слов (лучше начать с простых, которые отмечены знаком «+2») и начинает показывать его остальным игрокам с помощью мимики, жестов и других телодвижений.Пока вы показываете слово, другие игроки угадывают его, высказывая свои версии вслух. Как только прозвучит правильная версия (совпадающая с тем словом, которое вы выбрали с вытянутой карты), ваш ход заканчивается. Вы возвращаетесь к остальным игрокам и теперь будете угадывать вместе с ними, а тот игрок, который угадал ваше слово, тянет из колоды новую карту, выбирает одно из слов и начинает его показывать.После того, как ваше слово было угадано, оставьте себе карту со словами и никому не давайте на нее смотреть. В дальнейшем, когда вы угадаете чье-нибудь слово и пойдёте показывать снова, выберите со своей карты другое слово или словосочетание. Побеждает в игре тот, кто первым покажет все слова на доставшейся ему карте.

    Командная игра

    Индивидуальная игра хороша для первого знакомства с «Крокодилом», но по-настоящему эта игра раскрывается только в командах. Выступая команда против команды, вы просто разовьете командный дух и научитесь понимать товарищей с одного движения. Только в командной игре в: сможете вести подсчет очков и использовать У-карты, которые помогут вам и усложнят жизнь соперникам. Если в вашей компании больше шести человек, мы настоятельно рекомендуем разбиться на две, три или даже четыре примерно равные команды.

    В кругу семьи и друзей. Например, поиграть в любимый "Крокодил"!

    1. Предлагаем вашему вниманию карточки для в Крокодил на новогоднюю зимнюю тематику. Эти карточки подходят для игры всей семьей.

    2. Крокодил на всех случаи жизни. Эти карточки подходят для .

    Главные правила.

    Показывая слово, вы можете:
    -двигать любой частью своего тела — хоть ушами;
    -принимать любые позы — вплоть до стояния на голове;
    -отвечать на вопросы отгадывающих жестами;
    -рисовать жестами на стене или другой плоской поверхности;
    -указывать на свою одежду, украшения и другие вещи, которые оказались при вас, когда вы пошли показывать слово;
    -показывать словосочетание в несколько приемов, разбив его на отдельные слова.
    Показывая слово, вы НЕ можете:
    -разговаривать, намеренно издавать любые звуки (кроме выражения эмоций);
    -показывать на любые предметы, кроме тех, которые имеете при себе, брать их в руки, пользоваться ими;
    -произносить слова беззвучно, одними губами;
    -показывать отдельные буквы;
    -рисовать (даже если у вас при себе были ручка или карандаш) и вообще оставлять видимые следы на любой поверхности;
    -показывать слово по частям или по слогам.



    Каждый сам за себя
    Выберите игрока, который пойдет показывать слово первым. Он тянет верхнюю карту из колоды, выбирает одно из указанных на ней слов и начинает показывать его остальным игрокам с помощью мимики, жестов и других телодвижений.
    Пока вы показываете слово, другие игроки угадывают его, высказывая свои версии вслух. Как только прозвучит правильная версия (совпадающая с тем словом, которое вы выбрали с вытянутой карты), ваш ход заканчивается. Вы возвращаетесь к остальным игрокам и теперь будете угадывать вместе с ними, а тот игрок, который угадал ваше слово, тянет из колоды новую карту, выбирает одно из слов и начинает его показывать.



    Командная игра
    Индивидуальная игра хороша для первого знакомства с «Крокодилом», но по-настоящему эта игра раскрывается в командах. Выступая команда против команды, вы не просто разовьете командный дух и научитесь понимать товарищей с одного движения.
    Если в вашей команде больше шести человек, мы настоятельно рекомендуем разбиться на две, три или даже четыре равные команды.
    Принцип командной игры:
    -команды ходят по очереди, каждый раз отправляя показывать слово нового участника;
    -ход команды длится ровно 1 минуту, и чем больше слов будет за это время угадано, тем больше очков заработает команда;
    -угадывать могут только участники той команды, игрок из которой команды показывает слово;
    -игра продолжается ровно 12 раундов, после чего команды подсчитывают заработанные очки и определяют победителя.

    Основные раунды:

    • Разминка. В рамках разминки участники показывают карточки со словами, причем чем больше удалось продемонстрировать, тем лучше. Если слово угадать не удалось, то представитель оппонента говорит «дальше», и участник показывает другую карточку. Раунд длится 30 секунд.
    • Угадать песню. Теперь один из участников показывает песню – характеризует ее содержание. Длится раунд 60 секунд, за которые нужно успеть отгадать название и исполнителя. За победу начисляют 10 очков.
    • Сложный раунд. За минуту нужно успеть показать поговорку, которую оппоненты угадывают за те же 60 секунд. Если удалось решить задачу, начисляется 20 баллов. Есть один нюанс: на того, кто показывает поговорку руками, рекомендуется надеть маску.
    • Вышибалы. Чем больше людей участвуют в игре, тем интересней. Обе команды показывают руками свою задачу (точнее по одному представителю из команды). Кто первый отгадал – тот отвечает. Показывающий, чье задание отгадали, выбывает. Так длится дальше. Выиграл тот, чья команда состоит из двух человек, когда у оппонента уже остался один.
    • Видеораунд. Можно продемонстрировать телепередачу или ток-шоу, которую противоположная команда должна угадать.

    Правила игры крокодил для детей

    • Угадывать только свои задания, не отвлекаясь на те, которые показывает член вашей команды для противоположной.
    • Показывать слова нужно до тех пор, пока противоположная команда не даст ответ, либо пока время не выйдет.
    • Во время показывания слова нужно слушать только членов своей команды, не отвлекаясь на рекомендации противоположной.
    • Важно! Слова не нужно сопровождать подсказками в виде звуков – только показываем руками!

    Интересное видео:

    Сценарий игры «Крокодил»

    Цель: развитие: артистических и, в целом, творческих способностей участников, внимания, быстроты мышления, согласованности взаимодействия в группе и т.п.

    Задачи игры :

      развитие навыков сотрудничества;

      сплочение коллектива;

      развитие доброжелательности, этических норм поведения;

      учить учащихся находить компромисс;

      помочь учащимся осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе.

    Возраст: от среднего до старшего школьного возраста (10-16 лет). Форма работы: групповая.

    Форма занятия: игровая. Время проведения: 30-40 мин.

    Оборудование : компьютер, экран, карточки со словами к игре и правилами, чистые листы бумаги, ручки, результаты предварительного анкетирования, фрагменты видеозаписи детей класса (выход на природу).

    I этап. Вступительное слово.

    Сегодня мы с вами проверим богатство своей мимики, красоту пластики и изобретательность ума. Прошу поприветствовать участников игры, своих соперников. С нами сегодня играют учащиеся 4 Б класса: ___________________

    Аплодисменты.

    И учащиеся 4В класса: _________________________________________________

    Аплодисменты.

    Как называется ваша команда?

    Что бы вы пожелали соперникам?

    II этап. Правила игры.

    У каждой игры есть свои правила. Давай те вспомним их. Основные правила (слайд)

          • Игроки команды имеют право отгадывать только слова, предназначенные для

    показа именно этой команде (свои слова).

          • Игрок показывает слова своей команде до тех пор, пока команда не сказали

    отгадываемое слово вслух или не закончилось отведённое на конкурс время.

          • Показывающий игрок слушает только игроков своей команды.

    Нарушениями считается, если показывающий:

      произносит звуки или жесты;

      умышленно показывает буквы слова губами;

      умышленно изображает буквы слова

    Нарушениями считается, если любой член команды:

      отгадывает вслух слова не своей команды;

      оспаривает решение судьи во время игры;

      ведёт себя некорректно (враждебно) по отношению к другим командам, судьям

      и зрителям;

      В случае подсказки, команды штрафуются на 20 баллов.

    Игрок начинает выполнять задание по команде. Показ заканчивается на фразе: «Время!»

    Представляю жюри нашей игры – это те люди, которые следят за временем,

    считают и оглашают заработанные командами баллы. __________________________

    ________________________________________________________________________

    III этап. Игра.

    Теперь жеребьёвка. Прошу капитанов выйти к доске. Кто из вас быстрее и

    правильнее прочтёт скороговорку про покупки, тот получит для своей команды право

    выступать первой. Победителя выберет жюри.

    Этапы:

      Покажи. Подходите, берете карточку, на карточке несколько слов. Вы должны показывать жестами своей команде слова. Не обязательно по порядку. Если Вы видите, что ваша команда затрудняется в ответе, то можно сказать следующее. Помогайте своей команде отгадывать слово. Стоимость отгаданного слова: 5 баллов. Задача команды - отгадать слова за установленное время или раньше. Показывает каждый член команды по одному разу. Каждому участнику дается 30 сек.

      Объясни. Подходите, берете карточку, на карточке несколько слов. Вы должны объяснить своей команде написанное на карточке слово. Не обязательно по порядку. Если Вы видите что ваша команда затрудняется в ответе, то можно сказать следующее. Помогайте своей команде отгадывать слово. Стоимость отгаданного слова: 5 баллов. Задача команды - отгадать слова за установленное время или раньше. Показывает каждый член команды по одному разу. Каждому участнику дается 30 сек.

    После раунда подводятся итоги-сумма баллов каждой команды за два конкурса.

      Тематический. Слова разбиты на 4 темы, по пять слов в каждой. Слова в темах имеют разную стоимость, в зависимости от степени сложности. Время: 2 мин. времени на команду.Стоимость отгаданного слова: 20, 25 , 30. 35 и 40 баллов. Показы: Команды показывают по очереди до тех пор, пока не исчерпают всё отведённое на раунд время (120 сек.)

    Физ. мин. Дорогие ребята! Посмотрите на небо (на потолок тоже можно)! Вы видите, какие тучи нависли над нами?! Сейчас пойдет дождик! Вот уже упала...

    Одна капелька (все хлопают по ладони одним пальцем).

    Две капельки (все хлопают по ладони двумя пальцами).

    Три капельки (все хлопают по ладони тремя пальцами).

    Четыре капельки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами).

    Пошел проливной ливень (все хлопают в ладоши).

    И посыпался "звездный дождь" (бурные аплодисменты стоя).

    Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (дождь прекращается).

    4. Вышибалы

    Ведущий: нужно будет отгадать глаголы, слова, обозначающие действия. Будьте внимательны. Обе команды получают одно и то же задание и начинают показ синхронно. Если команда отгадывает задание раньше другой команды, показывающий игрок команды соперника выбывает из игры. Если оба показывающих не уложились в установленное время, они выбывают из игры. Побеждает команда, сохранившая в игре хотя бы 2-х человек. Время: 10 секунд. Стоимость отгаданного слова: 30 баллов. (пылесосить, дрожать, клевать, обнять, нырять, храпеть, злиться, загорать, испачкаться, потерять, веселиться, шагать)

    После раунда подводятся итоги игры-сумма баллов каждой команды за четыре

    конкурса, счёт жюри.