Как оставить ребенка одного дома и не переживать. Подготовка детей и правила безопасности. Когда можно оставлять ребёнка одного дома? Можно ли оставлять ребенка

Наши читатели поделились опытом, когда можно оставлять своего ребенка одного дома, а также дали рекомендации, как сделать это так, чтобы все прошло спокойно и без инцидентов. Полную подборку советов вы можете посмотреть на .

Кадр из фильма «Один дома»

До шести лет: испытание нервных клеток мамы

В первый раз мне пришлось оставить дочку, когда она заболела. Ей было 10 месяцев, у нее была температура, а старшего нужно отвести в школу (на тот момент он уже пошел в первый класс). Ко времени выхода она уснула, поскольку во сне малыши выздоравливают, я на свой страх и риск бегом отвела старшего. Слава богу, ничего не случилось, и сердце уходило в пятки, но моя красавица все еще мирно посапывала в своей кроватке.

Пару раз пятилетку оставляла на час. Он был с телефоном. Каждые 10 минут звонила. Он-то прекрасно провел время, а мои нервные клетки уже не восстановятся.

Сына вынужденно оставляла с четырех с половиной лет и сразу на три часа каждый вечер. Все обошлось хорошо. В шесть лет, когда он пошел учиться, самостоятельно уже мог преодолеть дорогу из школы домой. Дочку начала оставлять еще раньше – в три с половиной года на 30 минут с утра. Она справлялась отлично. Но кто-то из гадких соседей настучал в соцопеку, и проблем было выше крыши, и это при том что в Германии нет закона, в котором написано, с каких лет можно детей оставлять одних дома, – одни рекомендации психологов и педагогов.

Буквально сегодня старшую дочку пяти лет оставила одну, у нее тяжелая ангина , срочно нужны были лекарства, малую – в охапку и бегом в аптеку. Дочке мультики любимые на планшете включила и велела к двери не подходить, но за время отсутствия – 40 минут – вся издергалась. Если бы не такая необходимость, то никогда бы так не сделала!

Кадр из фильма «Один дома»

С шести лет: подготовка к школе

Сын с шести лет оставался ненадолго дома, пока мы с мужем ходили, например, в магазин, постепенно увеличивали время, но ребенок был на телефоне. В семь, летом перед школой, пришлось оставлять его на весь день. Я приезжала только кормить обедом. Но проблем не было: сын гулял, играл дома, читал, или они ходили в гости друг к другу с друзьями.

Старшего начали оставлять одного с шести лет. Готовили к школе. В школу и из школы ходил потом сам. Разрешали делать все. Обычно сын смотрел телевизор или играл за компьютером. Мог разогреть себе что-то в микроволновке. Звонила, спрашивала, чем занят. Волновалась только первые два раза, потом перестала.

Моему ребенку шесть лет, оставляю его одного на полчаса-час, если надо куда-то выйти без него. Начинали с 15 минут, объясняла, что нельзя делать (у нас особенно под запретом – залезть на стул, потом на шкаф), оставляю ему пульт, чтобы мог включить мультики, на его столике – воду и какие-нибудь вкусняшки, чтобы сам не лез никуда и не брал. Про розетки он давно знает, окна всегда закрываю и открывать он их пока не умеет. Но когда ухожу все равно, конечно, волнуюсь пока.

С семи лет: развиваем самостоятельность

С семи лет начали оставлять. У нас замечательные соседи, следят за ними (не так часто обращаемся), двери открыты и у них, и у нас (совместный тамбур на две квартиры). Ну и телефон рядом.

С семи лет, как пошел в первый класс. Сначала был мрак, конечно, а сейчас вполне самостоятельный и поест сам, и пропылесосит, и мусор вынесет, и посуду за собой помоет, и еще собаку днем выгуляет.

Кадр из фильма «Один дома»

Не всегда все зависит от возраста

Сына оставляла одного уже лет с четырех, но ненадолго, естественно. Он очень самостоятельный парень, ответственный и такой спокойный. С шести лет уже сам мог сходить в магазин за хлебом. С 10 сам ходит в парикмахерскую. А дочь вообще не может остаться одна дома, а ей восемь! Ни на минуту, ни на секунду. Везде приходиться брать с собой...

Думаю, прежде всего нужно ориентироваться на самого ребенка. У нас двое сыновей: 11 и 7 лет. Старшего оставляли дома с шести (сперва ненадолго и держали связь по телефону), а вот младшего до сих пор не оставляем (только если с братом). Возможно, просто это «синдром младшенького», все боимся отпустить его «во взрослую» жизнь.

Статистика

Согласно , который мы провели среди наших читателей, 42% родителей считает, что можно оставлять ребенка одного дома с семи лет. 21% – придерживается мнения, что лучше чуть позже – с девяти лет. А вот 18% мам и пап готовы оставить дома одного малыша уже с пяти лет. На вопрос, где ребенку безопаснее носить ключи от дома, проголосовавшие в основном выбирали пункт «в ранце/рюкзаке, где есть специальный карман для ключей». С просьбой присмотреть за детьми родители готовы чаще всего обратиться к родственникам или друзьям – 73%. Оптимальное время отсутствия взрослых в квартире по результатам голосования – от получаса до полутора часов.

С какого возраста дети могут находиться одни дома по закону?

Строго говоря, в России нет конкретного закона, который бы регулировал именно нахождение детей дома одних. Однако существуют другие законы, имеющие к этому отношение. Во-первых, ответственность у нас наступает с 14 лет. То есть с момента получения паспорта. Поэтому нахождение такого ребенка дома одного ничем не грозит его родителям с точки зрения закона. Во-вторых, у нас есть статья «оставление в опасности». Если с ребенком до 14 лет дома случается несчастье, то родителей привлекут по ней. В моей практике был случай, когда семилетняя девочка выпала из окна, находясь одна дома. Родителей привлекли к ответственности именно по этой статье.

Кирилл Рогов

юрист, специалист по семейному праву

Как сделать так, чтобы все прошло спокойно

Если говорить о советах, то самое главное – это чтобы у ребенка всегда была с вами связь. Чтобы он всегда мог вам позвонить, если что-то случится или возникнут вопросы. Второе – оставить ему в свободном доступе еду и питье: что-то простое, что не нужно греть на сковородке, включать огонь (желательно). Третье – организовать ему досуг, чтобы ему было, как проводить свободное время, пока вас нет дома. К примеру, достать альбом, карандаши, научить включать мультики, положить на видное место любые другие игрушки по его увлечениям.

А также как само собой разумеющееся – научить всем правилам безопасности, проговорить все ситуации, которые могут возникнуть. Сказать ребенку, где он может получить помощь, кроме родителей – обратиться к соседям, позвонить в спецслужбы (номера, конечно, тоже следует выучить). Ну и последнее, мое личное мнение, никогда нельзя запирать ребёнка и не оставлять ему возможности даже выйти. У него должны быть ключи, и он должен уметь ими пользоваться. Может я перестраховщик, но вдруг пожар? И ребенок должен иметь возможность сразу выбежать. Конечно, если у него есть ключи, то следует научить его, что незнакомцам дверь открывать нельзя и т.д., но это уже входит в общие правила безопасности.

3. Если стучат или звонят в домофон – не подходить и не отвечать. Если что-то подозрительное, то звонить родителям.
4. Сотовый всегда с собой. Если на звонок не ответил два раза, будет плохо: приедут мама, папа, ОМОН, НАТО, прилетит наземный и воздушный транспорт с милицией и пожарными, и его после всего лишат на три дня мультфильмов.
5. На случай утраты сотовой связи, крупными цифрами на стационарном телефоне висят номера родителей и всех служб МЧС.

Можно ли ребенка отпускать на улицу одного? Или оставлять малыша дома на полчаса без присмотра пока мама бегает в магазин? Родительские форумы бурлят, копья ломаются, а новостные ленты пестрят заметками про то, как "педофил подошел на улице к ребенку, когда тот гулял во дворе без родителей", "две девочки попали под машину" и прочими ужасами. "ProРодитель" решил выяснить, какие законы на этот счет существуют в России и что советуют эксперты.

Есть ли закон, запрещающий отпускать на улицу детей младше определенного возраста одних?

Федерального закона, который бы не позволял детям находиться на улице без присмотра взрослых, нет, - сообщили в аппарате Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. - На этот счет бывают только региональные законы. Так, на Кубани малышей до семи лет отпускать из дома без присмотра запрещено, а для подростков установлен комендантский час.

Получается, формально в России младенцы даже из роддома имеют право добираться домой самостоятельно.

С какого возраста детей безопасно отпускать из дома одних?

Зависит от места, где живет семья, от того, есть ли рядом дорога, - перечисляет председатель правления общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. - Если как у Пушкина: "Малыш уж отморозил пальчик, ему и грустно и смешно, а мать грозит ему в окно...", - то одно дело, лет с семи можно спокойно отпускать во двор. Младше этого возраста не стоит. Но это только в непосредственной близости от дома.

Кто отвечает за ребенка, когда тот находится на улице без присмотра?

До 18 лет ответственность за ребенка полностью лежит на родителях. Исходя из этого и надо решать, стоит ли ему давать дополнительную свободу, справится ли он с ней, сможет ли он сам проконтролировать свою безопасность.

До какого возраста стоит водить детей в школу?

По-моему, к самостоятельному перемещению по знакомому маршруту ребята готовы в возрасте 10-11 лет, - считает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - Иногда отпускать одного можно и раньше, но при этом четко контролировать. Сейчас практически у всех школьников есть телефоны. И будет правильным, если достигнув цели, ребенок сразу позвонит родителям и доложит: я пришел, все в порядке.

Может ли малыш уйти из детсада домой сам или со старшим братом?

Заведующие многих детских садов требуют, чтобы детей из групп забирали только взрослые и не отпускают воспитанников даже со старшими братьями или сестрами, если тем еще не исполнилось 18 лет. Эксперты считают, что это необоснованно.

Конечно, детсадовца одного за ворота никто не отпустит, как тут закон не сформулируй, но есть же простые человеческие правила, - объясняет Альшулер. - Но есть и другая крайность. У нас даже в дребодан пьяному отцу отдадут его малыша, хотя в Европе бы вызвали полицию - законы такие. И, наверное, правильно бы сделали. Поэтому я не вижу ничего криминального в том, чтобы младших детей забирали старшие, особенно если у них разница не в пару лет, а у воспитателя на столе лежит соответствующее заявление от родителей.

А оставлять дома одного можно?

Жизнь - явление, как известно, полосатое. Есть разные семьи, бывают всякие ситуации. И многим малышам приходится привыкать обходиться самим. Просто потому, что свободной бабушки рядом нет, а маме надо отлучатся по делам. Каждый раз брать ребенка с собой не получается. Эксперты советуют одно: развивая самостоятельность не забывать о рисках. Если в квартире можно убрать из зоны доступа все потенциально опасные для малыша предметы, то зачистить так двор или улицу невозможно.

Если бы у нас всех нуждающихся мам обеспечивали надомной работой, как это делают во Франции, можно было бы требовать от родителей обеспечить круглосуточный присмотр за детьми, - говорит Борис Альшулер. - Но у нас такого пока нет. Из-за этого дети рано или поздно все равно остаются одни. И тут все дается на откуп родителей, их восприятия готовности малышей к самостоятельной жизни. Но я бы сам не советовал оставлять без присмотра дошкольников. После семи лет ребята уже могут некоторое время провести самостоятельно.

Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей

Можно ли оставлять ребёнка школьного возраста дома одного? А почему нет? А насколько? Мы попросили женщин поколения, выросшего “с ключом на шее”, высказать своё мнение.

И попросили присоединиться всех желающих. Включая одну бывшую инспектора по делам несовершеннолетних – для полной картины.

В десять – да, в тринадцать – нет

В Германии по закону до 12 лет нельзя оставлять, например. Больше сказать ничего конкретного не имею. Всё очень сильно зависит от самого ребёнка. У моего сына в развитии такие скачки были и откаты, что в 10 могла бы оставить, а в 13 боялась через дорогу пускать одного. У него тогда как будто в мозгу что-то щёлкнуло, от гормонов и стресса многие социальные навыки отключились, когда дорогу переходил, даже по сторонам не глядел. То есть в восемь сам бегал в магазин, а в тринадцать его в школу отводил папа чуть не за руку.

Вигвам

Всегда спокойно относилась к тому, чтобы оставлять ребёнка дома одного. Стало немного не так спокойно, когда узнала историю подруги: та оставила дома четырнадцатилетнюю дочь с более мелким племянником, и племянник устроил себе вигвам из одеяла на диване, и в вигваме зажёг костёр. Дочь успела только извлечь мальчишку и выбежать из квартиры, загорелось всё на отлично.

С высоты опыта

Говорю как бывший ребенок, отец и почти дед. Малышей, пожалуй, не стоит, а младших школьников – почему нет? Если, конечно, они вменяемы и не сожгут себя вместе с домом.

Жена рассказывала, как приходила с младшими братом и сестрой с первой смены, а их мама отправлялась в другую школу, учить во второй смене. “Дети!..” – “Да, мамочка, к печке не подходить”.

Что касается длительного отсутствия, то здесь все индивидуально. Но чем оставлять дитя на три дня, лучше сплавить его кому-нибудь.

Но дети должны быть соответствующим образом просвещены. Как сейчас помню: лет в пять я играл в пылесос стерженьками от конструктора. Сунул их в розетку, держа двумя руками. Хорошо, напряжение тогда было 127 вольт. И мама дома была. А второй раз, тоже примерно в том же возрасте – нашел бенгальские огни. Зажег один. Уронил на пол. И решил залить первой попавшейся под руку жидкостью – одеколоном. Впрочем, когда вспыхнуло, не растерялся и огонь затоптал. Но подпалина на паркете осталась. В этот раз дома никого не было.

Заботливый сынок

Моей дочке 3 с половиной года. Одна она никуда не залезет и ничего не натворит. Но может испугаться… И от переживаний потом даже заболеть. А я в таком возрасте запросто одна оставалась. Тихонько сидела и играла, мне дома было лучше, чем где бы то ни было с кем бы то ни было.

Моего брата оставляли одного рано. Эти две истории были до моего рождения, значит, ему не было еще 2 лет 8 месяцев. Он решил позаботиться о семье и нагреть всем воды для мытья (в доме была только холодная вода) и включил кипятильник в пустом ведре… В другой раз решил напечь всем печенья. Напек. Оно было горелое, в кухне был ужас, но печенье, по слова мамы, было вкусное.

Моя крестница с пяти лет сама себя обслуживает, ничего не боится, и спокойно остается одна. В 6 лет первый раз осталась одна дома ночью. Мать со старшей поехали на бесплатную “ночь в музее”, а малая была дома, никаких проблем. Максимум, что могло случиться – это пригоревшая яичница. Но там плита с суперзащитой, и пожара не случится.

Пуговички

Мой отец родился в 38-м, стало быть это накануне войны как раз было. Или даже до эвакуации, отец – ноябрьский. Последнее объясняло бы, почему некому было приглядеть – другие заботы.В общем, в три года его оставляли одного. У бабушки была работа напротив, она из своего окна видела окно с сыном. Малыша оставляли с пуговицами, он сидел и их перебирал. Мне даже показывали в Малоярославце, где были эти два окна…

Творожок

Стала оставлять дочку с 9 лет (сейчас ей десять). Сначала минут на 15 – до магазина и обратно. Волновалась жутко! А потом потихоньку на подольше и на подольше… У нас в США законы строгие, надолго до 13 лет оставлять нельзя, но часа три она прекрасно дома сидит – и уроки сама делает и даже однажды ужин мне приготовила! На ночь я пока не стала бы оставлять – боязно. Думаю лет в 15 можно будет, но посмотрю что там вырастет.

Меня с 4-х лет где-то на полдня одну оставляли. Одно из ярких воспоминаний детства – как мама перед работой показывает на будильник и объясняет, что когда большая стрелочка будет тут а маленькая вот тут, надо подойти к холодильнику и съесть творожок.

Одна дома

Дочь моих знакомых в 12 лет сидела одна дома, лежала с ангиной, когда все уехали праздновать на дачу. Смотрела в постели мультики с телефона в темноте и одном наушнике. В квартиру кто-то зашёл, и она сначала решила, что это родители вернулись, но потом поняла, что там – чужой человек. Написала смс-ку родителям, схватила со стены декоративную катану и затаилась. Когда грабитель в её комнату зашёл, стала со всей дури без перерыва бить его катаной по голове, пока он не перестал пытаться вставать. В общем, мужика повязали вызванные родителями менты. Что могло быть, если бы девочка спала или была не так находчива, можно только представить.

Комментарий эксперта

Анна С., педагог, бывшая инспектор по делам несовершеннолетних

Дети все разные. Кто-то дома спокойно остается, кто-то истерику устраивает, оставшись без мамы в классе первого сентября, в первый школьный день. Во времена нашего детства (80-90-е) была принята самостоятельность детей, которая и в массовой культуре нашла отражение (см. книжку “Дядя Федор, пес и кот” хотя бы, или передачи “Радионяня”, “Поможем маме”). Дети сами класса со второго, а кто-то и с первого ходили в школу, забирали из детского сада младших братьев или сестер, помогали убираться дома, ходили в магазин, ездили в учреждения дополнительного образования. Сейчас ситуация поменялась. В кружки и секции детей младшего школьного возраста, а также в школу именно “водят”. Одно дело, когда на другой конец города, или вечером, по темноте. Другое – когда школа рядом с домом, а дом детского творчества или музыкалка – за пять остановок, и занятия днем.

Здоровая самостоятельность – необходимый элемент воспитания личности. Самостоятельность допустима только при наличии определенных навыков ориентирования и самообслуживания. Если брать ребенка психически здорового, без отклонений в физическом и психическом развитии, то годам к 8-10 он должен знать свои ФИО, ФИО родителей, адрес фактического проживания, способы добраться общественным транспортом или пешком от места учебы до места жительства. Должен уметь расплатиться в магазине, посчитать с помощью калькулятора сдачу, купить билет в общественном транспорте и воспользоваться им (в местах, где кондуктор отсутствует).

Должен уметь пользоваться микроволновкой и электрочайником, чтобы разогреть себе обед в отсутствие старших дома. По поводу газовых и электрических плит все индивидуально, поэтому я бы здесь не стала делать каких-то предписаний или замечаний. Умеет – хорошо, не умеет – не страшно, вырастет- научится, главное – не затягивать с этим.

Еще ребенок должен полностью владеть навыками личной гигиены, без напоминаний чистить зубы, мыться и причесываться. Да, девочка может не уметь сама заплетать длиннющую косу, которой так восхищаются окружающие, но убрать волосы в хвост должна бы спокойно. Ребенок должен уметь одеться самостоятельно, завязав все шнурки и застегнув все пуговицы.

А еще ребенок должен знать, куда нужно звонить, если произошла экстренная ситуация. Телефоны пожарной охраны, скорой, полиции должны ВСЕГДА у ребенка быть в памяти, тем более сейчас номер единый. На эту тему с ребенком необходимо говорить, не пугая, но правдиво рассказывая, в каком мире мы живем и что может случиться.

По поводу оставлений дома. Если мама уходит на дежурство на ночь, то я бы не советовала оставлять чадо, не достигшее 14 лет. Хотя бы потому, что ребенок может испугаться, а чувство защищенности ему необходимо. Лучше попросить остаться кого-то из взрослых. Если мама с работы приходит поздно, хорошо, если она будет звонить и сообщать, где она находится, а так же во сколько примерно будет дома.

Оставить можно, как мне думается, часов на 5-7 спокойно. Оставляет же мать ребенка одного в школе. Придя домой, ребенок должен находить там покушать.

И еще по поводу самостоятельности. Ситуация. Пришла мать с работы в 11 вечера, и садится с дитем уроки делать, до двух часов ночи. Какое отношение будет у ребенка к учебе, маме? Ничего хорошего в конечном итоге. Я за то, чтобы по мере сил приучать ребенка делать уроки самостоятельно, чтобы родители их только проверяли и помогали, а не все полностью проделывали вместе с дитем. Тогда и оставить одного проще.

Подумайте также, чем будет ребенок заниматься в ваше отсутствие. Ну, уроки выучит, сделает себе бутерброд и погреет котлеты, посмотрит телевизор, а дальше? Это уже на ваше, мамы, усмотрение. Вы ваших детей лучше знаете.

Оставлять детей одних и уезжать в другой населенный пункт категорически не советую. Случиться может все, что угодно. Элеметарно: дети часто боятся долго быть одни. А тут получается, что мама пусть по делам, но уехала, и делай что хочешь. А вдруг скорая помощь понадобится? А вдруг ребенок случайно затопит соседей (трубу прорвать может, например), понадобится срочно войти в квартиру аварийным службам – и что делать тогда? Представляете, какой для ребенка стресс может быть? Это самые грубые примеры.

А на хозяйстве оставлять в разумных пределах можно и нужно. Хоть и на полдня.

Фото: Shutterstock
Текст: Лилит Мазикина

  • Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома
  • Потенциально опасные ситуации
  • Что ребенок должен уметь делать самостоятельно
  • Один дома - в первый раз
  • Мама вернулась!
  • Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.

    Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?

    Это вообще легально?

    В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.

    Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).

    Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.

    Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125 : «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно - от штрафа до лишения свободы на срок до года).

    Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире - не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды - вами займутся компетентные органы.

    И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.

    В этом случае вступает в действие статья № 5 - 35 Кодекса административных правонарушений РФ : «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

    Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.

    Статья 77 СК РФ : «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

    Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».

    Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!

    Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

    Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет - это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

    Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

    Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

      умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

      умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

      не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

      знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

      не склонен наносить увечья себе или окружающим?

      имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

      знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

      не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

    Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

    Потенциально опасные ситуации

    Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

    Сорвало кран (прорвало трубу)

    Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

    Пожар

    Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

    Запах газа

    Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

    Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

    В дверь кто-то стучит или звонит

    Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

    Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

    Если визитеры не уходят - позвонить в полицию.

    Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

    Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома

    Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

    Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами - разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

    Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

    Один дома - в первый раз

    Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

    Во-первых, отлучка не должны быть долгой . Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

    Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения . Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает - поставьте метки на циферблате.

    В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия . Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

    Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя : открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами - список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

    И, конечно, будьте на связи!

    Мама вернулась!

    Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего - не ругайтесь!

    Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет - оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.

    Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное - просто вопрос тренировки.

    Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор…) - обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам, как педагогу, нужно задуматься - почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.

    Ребенок один дома - это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!

    Подготовила Анна Первушина

    В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.

    Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.

    • Научите, как позвонить маме

    Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо . Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и набрать мой номер.

    • Используйте современные технические средства

    Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.

    • Научите не открывать никому дверь

    Что касается такой неприятной темы, как , не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии - «…ты один дома, а в дверь звонят».

    А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».

    «Мама, не уходи, я боюсь»

    Психологический комфорт ребенка - тема не менее важная, чем его безопасность. Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» - значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.

    Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному - возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться заранее подготовить, морально настроить малыша.

    Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате, при том что в квартире есть кто-то из взрослых.

    Тут все индивидуально. Например, что , для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной. С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет , характерного для многоквартирных домов. Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.

    Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и .

    Как это организовать?

    • Готовьте к расставанию постепенно

    Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.

    • Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим

    Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение. Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать». В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить): «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»

    • Оставляйте «заместителей»

    Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься - как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.

    • Научите пользоваться часами

    Здорово, если ваш ребенок умеет . Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.

    При этом всегда важно точно выполнять обещанное . Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

    • Возвращайтесь засветло

    Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.

    А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов и интерес к познанию мира.

    Фото - фотобанк Лори