Мировое древо как отражение единства мира. Мировое Древо как отражение единства жизни. план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему Мировое древо презентация по мхк


Мировое Древо «древо жизни»,«древо жизни», «древо плодородия»,«древо плодородия», «древо центра»,«древо центра», «древо восхождения»,«древо восхождения», «небесное древо», «небесное древо», «шаманское древо»,«шаманское древо», «мистическое древо»,«мистическое древо», «древо познания»«древо познания» «ось мира»,«ось мира», «мировой столп»,«мировой столп», «мировая гора».«мировая гора».






Древний Иран В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.


Скандинавия В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.








Тюркские народы В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. По преданиям на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол земном, а корона в небесном



    Слайд 1

    • Мировое древо (arbormundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. ОбразМировогодрева засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах
    • Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятнике.
  • Слайд 2

    Мировой порядок

    • Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве.
    • Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных местах мира. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали макрокосм и место человека в общей картине мироздания (микрокосм)
  • Слайд 3

    Мировое Древо

  • Слайд 4

    Идея гармонического единства мира

    Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «Осью», воплощает стержневое начало его строения.

  • Слайд 5

    Представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа

    • Памятный камень германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной.
    • Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего – Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.
  • Слайд 6

    Представление о мироустройстве славянских народов

    • Книга «Древо жизни»
    • Славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом.
    • Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения.
  • Слайд 7

    • Мировое дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом.
    • Крона мирового дерева достигает небес, корни - преисподней. Образ мирового дерева характерен для русских загадок и заговоров. Ср. Загадку о дороге: "когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит"; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) - координаты мира.
    • Мировое дерево воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. Загадку: "стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда" и т. Д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. Д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана ("пуповине морской"), где на камне алатыре стоит "булатный дуб" или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. П. На мировом дереве в заговорах обитают боги и святые - богородица, параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде ("руне") змея (шкурупея) и т. П.

Cлайд 1

МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Мирового древа засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятнике.

Cлайд 2

Мировой порядок Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве. Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных местах мира. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали макрокосм и место человека в общей картине мироздания (микрокосм)

Cлайд 3

Cлайд 4

идея гармонического единства мира Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «Осью», воплощает стержневое начало его строения.

Cлайд 5

Представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. Памятный камень германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего – Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

Cлайд 6

Представление о мироустройстве славянских народов. Книга « Древо жизни» Славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения.

Cлайд 7

Мировое Дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни - преисподней. Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. загадку: “Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда” и т. д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана (”пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея) и т. п.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Величко Светлана НиколаевнаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»2016 год Челябинская область город Миасс Мировое Древо как отражение единства мира Мирово́е древо - вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с подземным миром. Воплощение универсальной концепции многих народов о пространстве Вселенной Мировое древо в различных культурах В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо - весь мир, цветы - «человецы», корыто - земля, птица - смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир". Мировое древо. Русский узор. В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа - небосвод Мень Эле со звёздами, желток - земля - суша Мода-Мастор, белок - бескрайний океан Иневедь. Мировое древо. Роспись крышки сундука. XVII в. В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю. Мировое древо. Египет В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой. «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное древо Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас - то что удерживает в иллюзорном мире) - его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) - (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом. В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Древо жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол - земном, а корона - в небесном. Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук откладывает яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. Д/З: Нарисовать Мировое ДревоСтр. 17 – 23, читать.


Приложенные файлы

Запись опубликована автором в рубрике ,