Почему кусается ребенок. Маленький ребёнок кусается, что делать? Почему дети кусаются

Иногда случается так, что ваш ребенок вдруг становится кусачим. Он хватает зубами мамину руку, пытается откусить папино ухо и даже на плюшевом медведе оттачивает «зубастое» мастерство. И если мишке все равно, что из него пытаются выгрызть опилки, то родителям малыша такие кусачие проблемы совсем ни к чему: больно, обидно и даже немножечко страшно.

А что, если укушенными вдруг окажутся не мама или папа, а сосед по подъезду или малыш в детском саду? Тут и до конфликта «вооруженного» недалеко: ссоры, выяснение отношений и, как следствие, поиск нового детского садика.

Почему же кусается ребенок? Как вести себя родителям, если это происходит с их малышом? Каких ошибок нельзя допускать в процессе отучения? Что делать, если малыш не только кусается, но и щиплется и даже дерется? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить прямо сейчас.

Почему ребенок кусается?

Укусы в 6 месяцев

Главная причина «кусачести» карапуза — это дискомфорт или болевые ощущения, вызванные прорезыванием зубов. Ну обо что еще чесать десны, если не о любимую маму? Конечно, это очень больно, тем более, если речь идет об укусах груди во время кормления.

Что делать?

Как вариант — купить пластиковые насадки, защищающие грудь от зубов малыша, но не мешающие кормлению. Можно также намазывать соски специальным средством, предназначенным для облегчения страданий малыша во время того, как у него растут зубки.

Также вы можете дать ребенку «помощника»: кусочек морковки или яблока, твердую сушку или прорезыватель, чтобы он точил о них свои десны.

Если же малыш укусил вас «просто так», сделайте серьезное лицо и всем своим видом покажите, как это некрасиво. Наконец, просто потерпите немного, хоть это и невероятно трудно.

Укусы в 8-14 месяцев

В этот период малыш кусается, когда сильно возбужден: его переполняют эмоции, которые он вкладывает в свой укус (как и всю душу). Иногда ребенок кусается потому, что просто напугался или злится на вас по какой-то причине.

Что делать?

Попытайтесь показать малышу, что так делать нельзя, вам от этого очень больно и вы на него обиделись. Он обязательно изучит полученную «информацию» и сделает правильные выводы.

Укусы в 15-36 месяцев

Это время приходится на период социализации ребенка: малыш идет в детский сад, но вместо того, чтобы подружиться со сверстниками, начинает точить о них свои выросшие зубы.

Причины кусачего поведения вызваны простым желанием контролировать мир вокруг и подчинить себе тех, кто его «населяет». Это подтверждает и тот факт, что малыш кусает только сверстников, а родственников при этом «зубом» не трогает.

Иногда в том, что ребенок кусается, виновато не только влияние других детей, но и простое непонимание того, что это причиняет кому-то боль.

Что делать?

Объясните ребенку, что с ним, таким злым и драчливым, никто и никогда не захочет дружить.

Укусы в три года и после

Когда кусаться начинает взрослый трехгодовалый ребенок, это свидетельствует о том, что он напуган или чувствует свою беспомощность. Пример: два малыша не поделили игрушку и один из них укусил соперника. Произошло так потому, что он просто не нашел другого способа отстоять свое мнение (или защититься, если в ход пошли маленькие кулачки).

Что делать?

Можно проверить ребенка у доктора, чтобы исключить из списка причин «для кусания» неврологические заболевания.

Очень часто случается так, что детки, которые начали кусаться в 2 года, продолжают делать это и в 2,5 и даже в 3. Проблема заключается в том, что теперь укусы крохи уже не так безобидны, а уже ощутимо болезненны.

Именно поэтому специалисты советуют родителям кусачих детей обратить пристальное внимание на поведение ребенка и отреагировать на него немедленно.

Выяснение причин

Первое, что вы должны сделать, это понять, отчего на вашего ребенка напала «кусачесть». Расспросите воспитателя, есть ли в вашей группе такие же зубастые детки, обязательно выясните, не происходит ли чего-то странного или плохого перед тем, как ваше чадо кусает кого-то.

Наконец, постарайтесь вспомнить, когда это случилось с вашим ребенком в первый раз.

Разговор по душам

Поговорите с малышом и выясните, почему он «показывает зубы». В красках и деталях объясните, что так ведут себя только маленькие детки, а взрослые — такие, как он — никогда не станут пытаться «съесть» кого-то из близких. Дайте понять ребенку, что укусами он не добьется ничего хорошего и тем более не решит проблем.

Выражаем чувства правильно

Малыш должен понять, что выражая любовь, нужно обнимать того, к кому он испытывает это трепетное чувство, а если его переполняет злость, пускай говорит об этом прямо.

Перемещение агрессии

Чтобы отучить ребенка кусаться, можно записать его в бассейн или секцию самообороны. В общем, туда, где он будет много бегать, прыгать, двигаться и выплескивать переполняющую его энергию.

Быть последовательными

Реагируйте на каждый повторяющийся «инцидент» одинаково и тогда ребенок усвоит урок если не со второго раза, то с пятого точно. Он просто поймет, что если будет поступать так и дальше, мама обязательно его отругает.

Создание миролюбивой обстановки

Отгородите ребенка от ссор и скандалов, так как психологи утверждают: кусачие дети появляются в семьях с неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Малыш не должен видеть, как взрослые выясняют отношения — это приведет к тому, что он скопирует эту модель поведения и будет добиваться желаемого аналогичным образом.

Нежность и ласка все перетрут

Проявляйте больше нежности к ребенку и ласкайте его, говорите, что любите больше жизни и целуйте изо всех сил. Вы увидите, что вместо укусов он подарит вам такие же крепкие поцелуи и жаркие объятья.

Что нельзя делать, если малыш кусается?

Кусать в ответ

Добиться того, чтобы малыш перестал кусаться, ответными «кусаниями» - это даже звучит странно, не так ли?

Обращать большое внимание на укусы

Иногда для того, чтобы ребенок перестал кусаться, нужно просто не обращать на это внимания. Парадокс, но, видя, что «оборона» не приносит плодов, малыш просто перестает обнажать свои зубы.

Мыть рот мылом или бить по губам

Такое неадекватное поведение родителей только усугубит ситуацию: внутренняя агрессия увеличится, а малыш решит, что вы его не понимаете.

Ребенок щиплется и дерется: почему?

Иногда случается и так, что малыш «призывает на помощь» не только зубы, но и руки: он активно начинает щипаться и драться, вызывая своим поведением недоумение и даже страх у окружающих его людей. Причины такой агрессии кроются в переполняющих ребенка негативных эмоциях: ревности, злости, раздражении и обиде.

Малыш не может накапливать в себе негатив и, когда у него что-то не получается или ему не дают желаемое, эмоции начинают бить через край. Проблема заключается еще и в том, что укусы, щипки и удары крепнут и учащаются.

Давайте детально разберемся в том, почему ребенок щиплется и дерется и как его от этого отучить.

Ребенок дерется с другими детьми

Дети дошкольного возраста дерутся либо для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою силу, либо потому, что хотят привлечь к себе чье-то внимание.

Если вы увидели, что ваш малыш дерется или кто-то из соседей рассказал вам о случившемся, постарайтесь узнать у них подробности драки. Так вам легче будет установить причину агрессивного поведения вашего малыша.

После этого позовите ребенка и выслушайте, что он скажет вам по этому поводу. Если он пускает в ход руки потому, что хочет кого-то «воспитать», объясните, что добиваться желаемого нужно словами, а не кулаками.

Ругать при этом ребенка не стоит, так как вы можете превратиться из доброжелателя в самого настоящего врага. А с ними он как поступает? Разумеется, бьет и щиплет.

Ребенок дерется с родителями

Если малыш бьет вас все чаще, имейте ввиду: это ответная реакция на ваше «неправильное» поведение. Например, вы постоянно ругаете его, запрещаете ему все на свете или стыдите.

Другая причина драк — проблема восприятия ребенка, который думает, что, ущипнув или ударив кого-то, он спровоцирует его на определенную игру: удар — обида — примирение — объятья.

В обоих случаях вам нужно быть терпимее к ребенку и не проявлять агрессию. Он ударил вас — пресекайте это без крика и ругани. Можете еще и обидеться на него, спрятавшись в другой комнате. Пусть весь дом вас утешает! Глядя на это, ребенок поймет: его игра не удалась и, значит, поступил он не очень-то правильно.

Наконец, третья причина, по которой малыш дерется (как с родителями, так и со сверстниками): он просто насмотрелся «злобных» мультфильмов и теперь позиционирует себя, как отрицательного персонажа. Контролируйте то, что телевизор «показывает» вашему малышу, только не запрещайте смотреть его совсем.

Главная задача: показать ребенку различие между злом и добром и дать понять, что добро всегда побеждает.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Причины агрессивного поведения ребенка заключаются во множестве факторов: задержке речевого развития, травме, тяжелой болезни, смерти близкого родственника, появления в классе нового учителя или ученика.

Еще чаще кусаются дети, в семьях которых сами родители ведут себя злобно: постоянно выясняют отношения, ссорятся и даже дерутся. Яблоко от яблони, не так ли?

Сигналами, свидетельствующими о том, что нужно обратиться за помощью к психологу, являются следующие моменты:

  • малыш «точит» свои зубы, не реагируя на ваше желание это остановить;
  • ему уже больше трех лет;
  • ваше чадо ранит своими укусами других людей;
  • малыш делает это, чтобы причинить боль;
  • он не только дерется, но и мучает домашних животных.

Психологи утверждают, что привычка кусаться со временем проходит, но если ребенку уже три года, а он продолжает делать это с удвоенной злобой, значит, ему необходима помощь специалиста.

Подводя итоги

Думая о том, как отучить ребенка кусаться, вы должны понимать, что исправить ситуацию вам помогут только терпение и труд, благо детская психика настолько гибкая, что успешно поддается коррекции. Постарайтесь показать малышу всю прелесть нахождения на стороне «добра» и научите его выражать негатив в безопасной и приемлемой для общества форме.

Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается. Замешательство, изумление, возмущение - все эти чувства вихрем пролетают в материнской голове: «Ребенок кусается? Мы постоянно занимаемся с ним и все ему разъясняем! Как отучить ребенка кусаться?»

Если ребенок стал вдруг кусаться, необходимо правильно оценить обстоятельства, понять, когда это началось, а также учесть возраст «хулигана». Мотивы, побуждающие его использовать укусы, могут быть самыми различными.

В детском саду случается разное, однако «кусачий» ребенок способен насторожить и воспитателей, и родителей

Так, малыши в 10 месяцев будут использовать укусы совершенно по другим причинам, чем 2-4 летние дети. Разумеется, и способы исправления их поведения тоже будут отличаться.

Причины

Первую пробу «на зуб» малыш делает еще в грудном возрасте. Грудь мамы, резиновая соска, свой кулачок – вот основные объекты, которые испытывают атаки крохотных кусак. Тут нет ничего необычного – считают мамочки. Зубки прорежутся и причины кусаться у ребенка не будет. Часто так и происходит, но не всегда.

Известный педиатр Комаровский писал, что почти все детишки начинают кусаться, только одни с первого замечания прекращают свои эксперименты, а некоторых приходиться отучать от дурной привычки довольно долго.

Физиологическая точка зрения

Почему маленький ребенок кусается? Чаще всего виноваты неприятные ощущения во рту, когда хочет прорезаться зубик – постоянный зуд, сильное раздражение, напухшие десны. Наверное, отсюда и желание что-нибудь затащить в рот и укусить, будь то свой собственный палец или грудь мамы, порой даже папин подбородок.

Ребенок испытывает желание кусаться, так как его набухшие и покрасневшие десны просто заставляют это делать. Купите для ребенка специальные игрушки-прорезыватели, сделанные из пластика или резины - пусть они всегда лежат рядом с ним.


Желание кусаться может быть связано с периодом прорезывания зубов и болезненными ощущениями от него

Детишки в 1,5-2 года, как правило, владеют ограниченным словарным запасом и не могут передать свои переживания, настроение, ярость или согласие словами. На очень значительные происшествия может последовать необычная реакция - укус, даже если впечатление было приятным.

Переходный возраст

У 3-х летнего малыша наступает первый переходный возраст, происходит осознание своего «Я»: «сам хочу», «сам могу». Любая попытка родителей подкорректировать этот процесс встречает со стороны человечка протест: отстаивая свою самостоятельность, он может пустить в ход и зубки.

Стоит обратить внимание на его взаимоотношения со сверстниками. Возможно, он испытывает трудности в общении с ними, а укусы - это просто защита? Бывает, что такой ребенок не только кусается, но и еще царапается. Вдруг он не обороняется, а наоборот, идет в наступление? Тогда у него могут быть проблемы с самоконтролем.

В любом случае, если ребенок стал регулярно кусаться, нужно встретиться с неврологом, детским психологом и выслушать их советы. Психология детей им более доступна и понятна.


Бывает, что в совсем юном возрасте отношения ребенка со сверстниками не складываются, у него накапливается подавленная обида или агрессия

Причины психологического характера

Довольно часто основной причиной того, что при общении ребенок кусается и щипается, является недостаточное внимание со стороны родителей. Таким образом дети хотят привлечь внимание взрослых: мама не реагирует на слова, продолжает смотреть телевизор или сидеть у компьютера, нужно ее укусить!

На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша. Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей.

Детские психологи обратили внимание, что ребенок, который кусается во время споров или игровых конфликтов, обязательно наблюдал сцены семейного насилия. Кстати, привычка кусать сверстников, возникшая как реакция на враждебные взаимоотношения родителей и родственников, искореняется тяжелее всего. Ее проявление возможно даже в школе.

Очень часто родители задают вопросы: «Что произошло? Пока малыш не ходил в садик - не кусался, как начал посещать, появилась эта дурная привычка? Почему ребенок начал кусаться? Что делать, если ребенок кусается?» Привычка может возникнуть в результате стресса: незнакомое окружение, «старожилы» в детском саду, враждебное поведение детей в группе. В результате – укусы в целях самообороны или для утверждения своего авторитета. Некоторые дети призывают на помощь не только свои зубы, но и руки, начинают активно щипаться и драться.

Уход из семьи отца, переселение в другую квартиру в новом доме, рождение младшего братишки или сестренки – это все стрессовые ситуации. На любую из них дети реагируют каждый по-своему, укусами в том числе.


Нездоровая обстановка в семье или развод родителей становятся причиной стресса, который может вылиться в агрессивные проявления

Когда укусы говорят о серьезных проблемах в поведении?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
  • возраст кусаки более 4-х лет;
  • укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
  • укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
  • агрессия обращена на домашних животных.

Что делать в этой ситуации?

Если ребенок кусается, надо попробовать заранее предупредить агрессию малыша к окружающим его детям. Видите, что он начал раздражаться, нервничать, ссориться, дерется со сверстниками - постарайтесь заинтересовать его другим занятием, отвлеките его.

Пусть он поиграет в другие игры или посоветуйте посидеть одному, чтобы проанализировать свои поступки. Данный метод хорош тем, что он способствует сокращению времени общения кусаки с окружающими детьми, взрослыми. Бывает, ребенок кусается в результате длительного нахождения среди детей (взрослых), виной может быть банальное переутомление.

Если кусается неговорящий ребенок, его поступки надо непременно озвучивать, чтобы он запоминал их название. Например, начните так: «Ты укусил Мишу!». Затем продолжите: «Кусать никого нельзя, ты поступаешь плохо!», «Кусать надо только груши или яблоки». Потом предложить малышу поиграть во что-нибудь интересное.


Для трансформации агрессии можно предложить ребенку спокойные игры или компанию родителей, которые разделят с ним досуг

Остановить его агрессию можно через другой вариант действия. Поинтересуйтесь, заметив, что малыш начал нервничать: «Может, тебе дать большую куклу или новый трактор?».

Если вы не смогли предупредить агрессию, остановите ее дальнейшее проявление со стороны малыша. Для этого надо нежно, без порывистых движений обнять его. Потом, глядя в глаза, рассказать ему о его переживаниях и чувствах, например: «Тебе не хочется расстаться с медведем и отдать его Насте. Я тебя прекрасно понимаю и т.д.». Постарайтесь говорить утвердительно, чтобы ваши слова были по эмоциональности схожи с его состоянием. Главное - убедить малыша, что вам хорошо понятны его чувства, что цель его агрессии – демонстрация своей обиды. Она достигнута - дальнейшее проявление агрессивных действий не имеет смысла.

Когда ребенок кусается в детском саду, поинтересуйтесь у воспитателей, ходят ли в группу дети с такими же наклонностями. Может оказаться, что на него плохо повлияли товарищи.

Поведение родителей

Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.

Малыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.

От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.

В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.

На что обратить внимание?

  • Надо учить малыша приходить к общему мнению, выражая свои чувства, отстаивая свое мнение и желания словами. Старайтесь почаще говорить ему: «Мне нравится, что ты так сдержан».

Не нужно стесняться хвалить ребенка или подчеркивать его сдержанность, воспитанность - это очень важно
  • Любить малыша надо всегда: и когда он тихий и ласковый, и когда агрессивный.
  • Не надо поддаваться эмоциям. Старайтесь быть умными и чуткими. Если ребенок кусается, за ним нужен родительский контроль. Когда взрослый тверд в своих требованиях, у ребенка идет формирование чувства различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). Эти ограничения и социальное неодобрение способствуют формированию чувства стыда и сомнения.
  • Если родителями не подавляется в ребенке желание быть самостоятельным и отсутствует чрезмерная опека, у него к 3-м годам сформируются такие положительные качества как чувство собственного достоинства и дружелюбность. И наоборот, излишняя опека родителей способствует формированию чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • Чтобы личность ребенка развивалась правильно и у него формировались положительные качества характера, взрослым надо выбрать верные методы воспитания в семье.
  • Чтобы ребенок перестал кусаться, ему необходима ваша помощь.

Чтобы принять правильное решение для устранения проблемы, надо сначала выявить причину. Если вы затрудняетесь самостоятельно справится с этой привычкой у ребенка, не тяните - немедленно поговорите с детским психологом, если вам нужна его консультация.

Татьяна Оберемок
Что делать, если ребенок кусается?

С проблемой того, что ребенок кусается , сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.

Почему ребенок кусается ? Что делать ? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

Причины того, что ребенок кусается , могут быть разнообразны.

1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка . С помощью кусания ребенок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.

2. При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают. При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.

3. Закрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.

4. Часто дети кусаются , выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

6. После 3 лет, дети обычно кусаются , когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются , необходимо показать психологу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Для того чтобы ребенка отучить кусаться , необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается , по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку , присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее : «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей . Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше ».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ""кусаться нельзя !"". На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребенка в ответ , иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребенка . Кого-либо кусая , ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает . Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку , не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка , могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся ».

Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру . Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку . Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться» , «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой» , испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия) . Правильная тактика : научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться , можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того , чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли , что кусание неприемлемо . Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать : «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем : он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то , что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату , убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно , первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно .

Отвлеките ребенка , которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Родители с нетерпением ждут прорезывания первых зубов. Еще бы! Малыш растет не по дням, а по часам, взрослеет. Увы, перемены происходят не всегда в лучшую сторону. И это закономерно. Но что делать, если тихий и спокойный ребенок вдруг начал кусать маму с папой, драться, дергать за волосы, щипаться, словом, всячески переходить границы дозволенного. Без паники, давайте выясним, почему ребенок кусается , тогда сразу все встанет на свои места.

Почему дети кусаются?

Основной причиной такого дерзкого поведения являются эмоции , которые свойственны всем людям, даже очень маленьким. Чаще всего манеры и способы эмоционального самовыражения дети перенимают у родителей. В семьях, где взрослые спокойны и уравновешены, не говорят на повышенных тонах, отношения строятся на взаимоуважении и понимании. Поэтому чадо вряд ли будет кусаться .

Кусанием малыш может выражать злость, ревность или обиду. Как правило, кусающиеся дети несамостоятельны, за них многое решают родители, наказывая за непослушание. Малыш чувствует негатив, поэтому и свои эмоции проявляет подобным образом: начинает кусаться .

Плохой эмоциональный фон делает детей нервными. Они более подвержены вредным привычкам и параллельно с кусанием часто грызут ногти и ковыряют в носу. Это своеобразный протест со стороны малыша, который пока еще не умеет выражать свои мысли словами и использует доступные ему средства. Сдерживание эмоций, в свою очередь, может развить психическое состояние, именуемое термином «гиперактивный ребенок».

Кусание, случается, провоцируют и положительные эмоции , такие как радость, восторг. Соскучившись по папе, кроха может укусить его, когда тот вернется с работы. Ребенок обрадован, бежит навстречу, обнимает, а затем внезапно кусает за руку. Просто ему трудно показать свои чувства по-иному.

Взгляните на себя со стороны. Вероятно, ребенку не достает вашего внимания , и он старается завоевать его всеми доступными средствами. Нередко мама бывает укушена во время продолжительного разговора по телефону, когда малышу становится скучно, и он извелся от ожидания.

Типичные ошибки родителей:

  1. Попробовать дать сдачи. Даже легкий укус демонстрирует ребенку, что кусать не воспрещается. Ведь наши дети у НАС всему учатся и НАМ подражают. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
  2. Притвориться, что плачете. Часто дети воспринимают мамины притворства чем-то вроде игры или представления, которое является очень увлекательным для ребенка. Малыш будет ждать продолжения игры и повторять свои действия, чтобы заставить маму еще раз показать «спектакль».
  3. Стыдить ребенка. Смысл слов «Как тебе не стыдно!» в силу возраста мало понятен малышу. О стыде он узнает гораздо позже.

Советы психологов:

— Снять напряженность и нервозность поможет смена деятельности. Эффективно чередовать спокойные занятия (рисование или чтение сказок) со спортивными играми.

— Родителям необходимо разобраться, когда и при каких обстоятельствах ребенок чаще всего кусается. В будущем следует избегать провоцирующих ситуаций. Постарайтесь объяснить ребенку, что так неприлично выражать свои эмоции в обществе нормальных людей и агрессивность поведения недопустима. Говорите с уверенностью, спокойным тоном, а, главное, регулярно, чтобы малыш все усвоил.

— Как только ребенок причинит вам боль, скажите «мне больно» или «мне неприятно». Объясните, что это не игра. То же касается и ситуаций, если ребенок дерется. Не надо кричать и ругаться. Твердо, резко перехватите руку и лишите возможности ударить. Если после этого ребенок еще раз занес руку, постарайтесь отстраниться. Объясните, что вам неприятно, когда с вами так поступают. После такой попытки не стоит брать ребенка на руки, но и не стоит доводить его до крика и отчаянного плача. Просто отойдите, повторив, что его поведение вам неприятно. Например, если вы вместе играли, приостановите игру и покиньте помещение. Подтвердите слова действием. И обязательно дайте понять ребенку, что плохой не он сам, а его поступок.

— Заметив, что ребенок направился к другому малышу с явным намерением укусить, прикройте ему рот рукой. Таким образом вы предотвратите укус. Скажите решительно, что «кусаться плохо и недопустимо». Главное – действовать строго и решительно, чтобы малыш понял, как некрасиво он поступает. В подобных ситуациях абсолютно все члены семьи должны придерживаться одной линии поведения, поддерживать друг друга, демонстрируя ребенку, что подобное его поведение не одобряется.

— Если ребёнок все же умудрился укусить другого малыша — успокойте обоих. Часто укус бывает настолько болезненным, что укушенный ребенок впадает в истерику и громко плачет. Также пугается и обидчик, в результате рыдают оба. После того, как дети успокоятся, присядьте перед своим малышом, посмотрите ему в глаза и спокойно скажите, что «нельзя никогда кусать людей, им больно и неприятно, и вообще — для этого есть еда».

— Не отталкивайте ребенка, если он расплакался, а обнимите, возьмите на руки, приласкайте и пожалейте. Ведь ваша цель не обидеть и унизить малыша, а просто объяснить, что так делать нехорошо. Будьте последовательны, чтобы слова не расходились с делом. Мама говорит — нельзя драться, щипаться и кусаться — значит нельзя ни при каких обстоятельствах, нигде и никогда. Если постоянно придерживаться такой политики, то через некоторое время ребенок забудет о подобной манере поведения.

Способы отучить ребенка кусаться:

  • Спокойная нравоучительная беседа. Говоря с ребенком, смотрите ему прямо в глаза. Присядьте, чтобы общение получилось на равных, а не свысока. Обнимите малыша и скажите негромко, что вы недовольны его поступком, а не им самим.
  • Нельзя наказывать ребенка, если он кусается, поскольку это только усиливает негативную эмоциональную окраску поведения малыша. Кусаться он перестанет, однако загнанные вглубь эмоции выплеснутся в старшем возрасте и перерастут в новые поведенческие проблемы.
  • Скорректировать поведение ребенка помогут упражнения, способствующие развитию речи, пальчиковые игры. Научившись говорить, малыш все сможет выражать словами, и необходимость в кусании пропадет сама собой.
  • Большое внимание следует уделять питанию. В рацион «кусаки» вводят овощи и фрукты, которые нужно тщательно жевать. Вполне подойдут морковь, репа или яблоки. Пусть лучше ребенок кусает пищу, тогда ему меньше захочется кусать людей или животных. Кроме того, процесс жевания очень полезен для пищеварения, а также укрепляет мышцы лица и ускоряет речевое развитие.

Многие проблемы в воспитании обусловлены, прежде всего, возрастом, очередным этапом в развитии крохи. Как правило, дети кусаются в возрасте 1-2 лет.Грамотное поведение взрослых, любовь к своему ребенку и терпение способны преодолеть любые трудности. Все пройдет

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: