Правовая культура правовое воспитание и образование. Правовая культура и правовое воспитание. Активное участие в создании гражданского общества

Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом , на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере , отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном общест­ве. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества », уровня правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми право­выми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры .1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность пра­вовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным право­охранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры . 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности . Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятель­ность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельнос­ти. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан , деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важ­ное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой явля­ется конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполни­тельных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры обще­ства должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (ре­шения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управ­ленческой сфере и т.д.) и правореализационных (дого­воры в хозяйственном обороте и т. д.).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты . Выделение структурных элементов правовой культу­ры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов ) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культуры Правовая культура выполняет несколько функций : по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, ком­муникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключает­ся в освоении правового наследия прошлых эпох и достиже­ний отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности право­вой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, опреде­ленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жиз­ни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». ­3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Достигается это через формирование и за­крепление в сознании людей присущих правовой культуре идеа­лов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно по­лезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры со­стоит в «изменении» индивидуального поведения, законнос­ти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате культурно-право­вой оценки одни элементы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критическому ос­мыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Ком­муникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусст­ва. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Виды правовой культуры. Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые мож­но классифицировать на основе следующих критериев :1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня : Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам куль­туры (цивилизации ) можно различать правовую культуру : традици­онную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и предста­вителей власти; предпочтениями к не правовым средствам дости­жения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют пра­вовую культуру: личности, группы и общества.. Своеобразием отличается правовая культура личности . Она отражает степень и характер правового развития личности, куль­туру её правового поведения, образ жизнедеятельности в право­вой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информи­рованности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой дея­тельности и правового поведения.. Выделяют также групповую правовую культуру . Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру . Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем яв­ляется группа людей, профессионально вовлеченных в юриди­ческую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффек­тивно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, напри­мер, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же про­фессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индиви­дов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и испол­нять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следо­вать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффек­тивное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод граж­данина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы насе­ления, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различают внутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. В оспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреж­дений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосоз­нания и правовой культуры. Правовое воспитание - это целенаправленная дея­тельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано фор­мировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через опре­деленную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступле­ния в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоя­тельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судеб­ных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-право­вых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная дея­тельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание , которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются :достижение прочных знаний людей о законодательстве, законнос­ти, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, кото­рые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

а соблюдается в обществе принцип гуманизма; б информируется общественность о процессе законотворчества;

в) обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

г) осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

д) знают граждане основные права и Конституцию; и)правомерно поведение личности;

к) позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменитель-ной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание – процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

1) убеждение;

2) предупреждение;

3) поощрение;

4) принуждение;

5) наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Проф. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения (насколько усвоены им правовые ценности), 2)развитие правовой деятельности (т.к. уровень правосознания м.б. зафиксирован лишь в правовом поведении, 3) степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества(законодательство, индивидуальные правоприменительные акты) Выделение элементов условно, т.к. они тесно взаимосвязаны.

В структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения

Правовая культура проявляется на трёх уровнях: обыденном, профессиональном (специальный) и теоретическом.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.


Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.). Система мероприятий правового воспитания включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

соблюдается в обществе принцип гуманизма;

информируется общественность о процессе законотворчества;

обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

знают граждане основные права и Конституцию;

правомерно поведение личности;

позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

самовоспитание;

предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

убеждение;



предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

117. Правосознание: понятие, содержание и функции.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

Правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

Правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

Поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры.

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

  • соблюдается в обществе принцип гуманизма;
  • информируется общественность о процессе законотворчества;
  • обеспечивается соблюдение прав и свобод личности ;
  • осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;
  • знают граждане основные права и Конституцию ;
  • правомерно поведение личности;
  • позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов ;

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов , во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы .

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства .

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права , правовых отношений , законности и правопорядка , правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям , учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата .

Основные направления правового воспитания:

  1. формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье ;
  2. обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
  3. самовоспитание;
  4. предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

  1. убеждение;
  2. предупреждение;
  3. поощрение;
  4. принуждение;

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.