Родная тропинка ребенку 7 месяцев. Развивающие игры для детей в семь месяцев. Пальчиковые игры также актуальны для развития ребенка в семимесячном возрасте, помимо активизации речевых центров и помощи в развитии моторики, они доставляют крохе удовольствие

Сегодня в продолжении нашей любимой темы “Игры от рождения до года ” поговорим про развивающие игры для семимесячного малыша .

Ранее я писала: малыш учится понимать, что в любых действиях есть какой-то результат, например, уронил погремушку – она упала со стуком, дернул за веревочку, которая привязана к колокольчику – тот зазвенел. И т.д.

Малыш охватывает своим взглядом все больше предметов, его можно занять практически любым – тот обязательно его будет рассматривать некоторое время. Кстати, именно поэтому седьмой месяц – это отличное время для отвлечения от опасных маневров, предметов и действий . Если он расстроился чем-то, дотягивается до запретных вещей, предложите ему что-то новое или малознакомое, он быстро переключится на этот объект.

Семимесячные дети любят колотить предметами по поверхности, об другие объекты, просто потому, что им нравится издаваемый звук и собственный размах руки “вон какой я сильный, вот как я умею!”

Малыш наблюдает за родителями и стремится подражать их бытовым действиям (возиться с кастрюлей, как мама, нажимать кнопки на клавиатуре, как папа и т.д.). Используйте это стремление и поощряйте его подражанию – этим вы можете научить его многим важным действиям, которые обогатят его физическое и психическое развитие. Покупайте игрушечную пластмассовую или деревянную посуду, игрушечный телефончик с звуковыми кнопочками, пианино детское, барабан, т.е. те предметы, которые дадут малышу возможность ими манипулировать, подражая взрослым, вызывать ответные реакции на нажатие, постукивание.

Когда знакомите малыша с предметами – старайтесь не говорить длинные предложения – достаточно двух-трех слов: “Это мишка, мишка”. “Посмотри, это кошка. Кошка пушистая”. Повторяйте названия по нескольку раз, чтобы закрепить понимание и узнавание. Избегайте рассказывать о прошлом или будущем – говорите только о текущем времени, что происходит с малышом или с вами именно сейчас. СЕЙЧАС – ключевое слово

Важно уметь давать малышу время для самостоятельных игр . Многие мамы постоянно носятся с ним, бесконечно занимая его разными играми в ее присутствии и забывают о том, что ему тоже нужно “личное время”. Посадите кроху в безопасном месте: на полу, в просторном манеже, дайте интересные игрушки и выходите. Пусть немного поиграет.

А вы можете наблюдать за ним издали, не вмешиваясь в процесс. Это поможет малышу развить свою самостоятельность и умение себя занять. В будущем эти важные качества очень пригодятся и малышу, и вам: он не будет капризничать от скуки и в тот период времени, когда вам, например, нужно поговорить по телефону, приготовить обед, заложить белье в стирку и т.д.

И напоследок, прежде чем перейдем к развивающим играм, нужно сказать следующее: семимесячный малыш еще настолько мал, чтобы в полной мере усвоить слова: “нет”, “нельзя”. Поэтому не злоупотребляйте этими словами, не нервируйте его, а лучше переключайте на другое и уберите все, что может спровоцировать его на хватание запрещенного предмета.

Развивающие игры для малыша семи месяцев

Похрюкаем?

В этом возрасте малыши начинают смешно морщить свои носики. Прям, как старички Поймайте этот момент и научите его сморкаться в платочек, приговаривая: “Давай похрюкаем, как поросенок?” – показываете картинку с поросенком или игрушку, чтобы он понял, о ком идет речь. — “Вот смотри: Хрр- ... Хрр” – показываете на своем примере, затем давайте ему “похрюкать”.

Эта игра поможет малышу своевременно очищать нос, и, если не дай Бог, он заболеет – сморкание поможет быстро вылечить насморк и улучшить носовое дыхание.

Что за чудо-коврик?!

В семь месяцев малыши обожают ползать на полу, хватать все, что попадается под руку. В этом случае развивающий коврик с нашитыми пуговичками, ленточками, шуршащей тканью или наполнителем и т.д. будет отличным развивающим материалом, способном занять малыша на долгое время. Его можно либо купить в детском магазине или, что лучше, сшить самой на любой вкус и фантазию! Кстати, моя коллега Люба Дальнова шьет замечательные коврики, развивающие и тактильные книжки для детей. Загляните к ней в гости, она будет очень рада вам! У нее же можно подписаться на бесплатный курс по шитью такого коврика или пройти ее тренинг «Шьем Уникальную Развивающую Книжку за 3 недели ».

В них задействованы тактильные рецепторы, моторика, познавание свойств вещей, что обогащает эмоциональное восприятие, развивает интеллект.

Кто этот — легкий и круглый?

Надуйте несильно воздушный шарик яркой расцветки и покажите малышу. Размер его не должен быть больше вашей головы. Ребенок может лежать на спинке, привяжите к его ножке шарик – пусть он подергает ножкой. Можно также привязать к ручке. Если кроха тянется пощупать сие чудо – не запрещайте, но будьте максимально осторожны, чтобы шарик не лопнул прямо перед носом.

В игре малыш учится видеть последствия своих действий, знакомится с понятиями “легкий”.

Порядок!

Приучайте малыша к постоянству предметов на своих местах. Например, машинка стоит у кровати, кукла лежит в игрушечной кроватке, зайка – в коробочке, мячик – в корзинке и т.д. Когда вы проговорили несколько раз названия предметов – спросите его: ”Где мячик? Вот он – мячик в корзинке” – показываете ручкой малыша на корзинку. Когда кроха после повторений запомнит, вы будете спрашивать – а он начнет смотреть в нужную сторону.

Показывать ручкой или кивать-мотать головой в ответ на вопрос он будет попозже. Также позже вы сможете незаметно переместить игрушку в новое место, оставив ее старое место пустым. На вопрос “Где Ляля?” вы будете недоуменно пожимать плечами: “Нет Ляли! Давай искать Лялю!”

Игра очень увлекательная и развивает у малыша память, внимание, ориентацию в пространстве .

Что это летит?

Возьмите легкий шарфик, сядьте рядом с сидящим или лежащим малышом. Познакомьте его с шарфиком, дайте ему пощупать ручками, поднести к носу, потеребить. Затем подбросьте его вверх: “Лети вверх!” так, чтобы он плавно опустился вам на голову, затем на голову малыша. Побуждайте его к проявлению положительных эмоций, хвалите его, если он “поймал” на своей голове.

Игра учит проявлять положительные эмоции, укрепляет связь с мамой, развивает координацию рук .

Учим … буквы!

Семимесячного малыша можно начать знакомить с буквами. Выберите гласную или согласную букву с которой начинается его имя. Нарисуйте ее на бумаге (подойдет величина – половина листа А4) – гласная – красным цветом, согласная – синим. Цвета должны быть четкими и насыщенными, не бледными, подойдет маркер или фломастер (не слишком тонкий). Прикрепите ее на стенку или на доску у стены, чтобы малыш хорошо видел ее. Скажите: “Алеша, это твоя буква, буква “А, А, А”!” Повторите ее несколько раз. Затем нарисуйте “М” – и скажите: “А это – мамина буква, буква “Ммм, Ммм.””.

Этих двух букв на две недельки будет как раз достаточно. Далее вы можете расширять его познания в алфавите, добавляя буквы, с которых начинаются предметы, которые малыш хорошо знает.

Где пищит?

Поиграйте с малышом в уже знакомые прятки. Только усложним на этот раз, и будем находить спрятанную игрушку по звуку. Для этого подберите пищащую, урчащую, мяукающую и т.д. игрушку.Спрячьте ее после того, как кроха с ней наигрался и попищал ею, так, чтобы он не видел. И спросите: “Где кошка?” Он будет озираться в ее поисках, а вы сожмите игрушку: “мя-а-у!”

Игра учит находить предмет по его звуку .

На этом мы с вами заканчиваем интересную подборку развивающих игр для семимесячного малыша. Далее у нас пойдет . Растем-растем!!! Не пропустите!

Совместные игры с ребенком в 7 месяцев являются одним из самых простых и приятных, но при этом действенных способов воспитания и развития малыша. Если правильно подобрать игрушки и не просто дать их ребенку, а спланировать интересные занятия, можно рассчитывать на правильное формирование систем и органов, становление психики и сенсорного восприятия мира, быстрое оттачивание речевых навыков и интеллекта.

Чтобы играть с малышом и получать от этого пользу, не обязательно приобретать столь популярные сегодня развивающие комплексы. Лучше использовать предметы, которые постоянно окружают детей и не вызывают у него непонимания и неприятия. Работать с детьми (а игры в столь нежном возрасте – это именно тяжелый труд) нужно ежедневно, затрагивая при этом все направления их развития.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев?

Изначально нужно определиться с целями, которые должны выполнять игрушки и совместные с родителями мероприятия. Плохо, если они проводятся только чтобы занять детей на некоторое время или успокоить, это обязательно отложится в подсознании ребенка, ассоциируясь с пустым времяпрепровождением. Если же играть с 7-месячным грудничком с пользой, то у него всегда будет положительное отношение к учебе, а к выбору игр он будет подходить осознанно и с конкретной целью.

Развивающие игры для малышей преследуют сразу несколько целей: отработка физических показателей, формирование речевого аппарата, стимулирование сенсорного восприятия. Рекомендуется завести дневник и в нем отмечать появление у ребенка новых навыков, закрепление недавно освоенных. Игрушки и мероприятия нужно подбирать так, чтобы к концу 7 месяца жизни у малыша присутствовали базовые умения во всех перечисленных сферах.

В плане физического развития грудничок должен уметь следующее:

  • Ползать во всех направлениях, быстро и без капризов. Может заползать на невысокие горки по покатым ступеням.
  • Пытается самостоятельно садиться и очень любит заниматься гимнастикой, направленной на отработку нового навыка.
  • Способен самостоятельно переходить из сидячего положения в какое-нибудь другое.

Совет: Если малыш по каким-то причинам существенно отстает в физическом плане, то с ним нужно играть в менее активные игры, поставив адекватные цели. Любое действие, подразумевающее непосредственное участие незрелого для своего возраста новорожденного, должно быть согласовано с педиатром, иначе возникает риск нарушения правильности формирования систем и органов.

  • Уже сам пытается стоять у опоры, после чего может встать на четвереньки или попытаться сесть.
  • Держась за опору, пытается делать боковые шаги.

Речевое развитие – это не только способность детей говорить, но и их навыки в восприятии обращенных к ним фраз. Занятия должны строиться таким образом, чтобы в арсенале зрелого 7-месячного малыша присутствовали следующие умения:

  1. Он способен выполнять какие-то действия в ответ на обращенную к нему просьбу.
  2. Малыш уже знает слова некоторых потешек (Ладушки, Сорока) и начинает воспроизводить соответствующие действия, если мама начинает читать стишок.
  3. Ребенок активно лопочет, выговаривает отдельные слоги.
  4. В ответ на обращенный ему вопрос «Где?» дети указывают на нужные игрушки, предметы, людей или хотя бы ищут их глазами.
  5. Большая часть детей уже хорошо знают свое имя и реагируют на него.

Развивающие игры, направленные на активизацию сенсорных центров, позволят добиться следующих результатов:

  1. Малыш начнет узнавать знакомые предметы с разного расстояния, под разным углом, в непривычной для них атмосфере (например, на другой полке).
  2. Он пытается обследовать свои игрушки и другие доступные изделия всеми возможными способами, все новое вызывает у него интерес.
  3. Способен манипулировать сразу несколькими вещами, а не одной, как раньше. В процессе игр активно пользуется двумя руками.
  4. Начинает понимать смысл прямых и обратных действий (сбирает и разбирает игрушки, снимает и надевает вещи).
  5. Правильно оценивает особенности и свойства предметов (шарики катает, кубики ставит друг на друга, крышки открывает и закрывает).
  6. Внимание детей в этом возрасте может задерживаться на интересном предмете до 3-6 минут, если занятия проходят вместе с взрослым – до 8-10 минут.

Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры. Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими.

Оптимальные игры, развивающие физические свойства и силы организма

В основном в 7 месяцев все манипуляции и игры направлены на укрепление мышечного корсета и подготовку ребенка к первым шагам. Заниматься нужно в двух направлениях – работать с мышцами брюшного пресса и спины, усовершенствовать навык ползания. В первом случае используется методика присаживания грудничка из стандартного положения на спине и из положения на спине за одну руку, путем фиксации коленей. В процессе работы нужно использовать игрушки, чтобы заинтересовать малыша. Постепенно мама должна задействовать все меньше физических сил, побуждая грудничка к самостоятельным действиям.

Занятия по ползанию организовываем следующим образом. Берем игрушки, которые могут издавать звуки, и раскладываем их на полу комнаты, прикрываем тонкими салфетками. Ребенка усаживаем или укладываем на пол, активируем одну из игрушек. Она должна заинтересовать ребенка своим звуком, заставляя подползти и поднять салфетку. Так делаем несколько раз, со временем малыш даже может сам начать понимать, что под салфетками есть сюрпризы и начнет ползать без стимулов. Желательно не просто добиться, чтобы малыш ползал от одного сюрприза к другому, а пытался играть с игрушками какое-то время.

Игры, подразумевающие развитие речи

В 7 месяцев одним из самых действенных способов развития речи является проведение игровой переклички с ребенком. Занятия строятся по следующей схеме:

  • Начинаем с подготовки. Наклоняемся над малышом, чтобы он сосредоточился на лице мамы, и несколько раз произносим его имя, растягивая гласные, меняя интонацию, но не модифицируя слово. Повторяем несколько раз и делаем паузу в 15 секунд.
  • Произносим звуки и слоги, которые малыш уже использует в своей «речи» и делаем после них небольшие паузы. Если грудничок пытается их повторить, делаем еще несколько повторов.
  • Подключаем игрушки со звуком. Просто даем ребенку послушать их несколько секунд.
  • После этого пытаемся задействовать звучащую игрушку в игре, выполняем с ней какие-либо действия, подкрепляя их звуком.
  • Опять выполняем упражнение на повтор слогов.
  • В заключение читаем малышу стишок, поем песенку или играем в потешку.

Хороший эффект дает прослушивание аудио записей со сказками, но только в том случае, если мама будет слушать их вместе со своим карапузом, проговаривая отдельные ключевые слова или подкрепляя рассказ действиями. Продолжительность такой игры не должна превышать 5 минут. Прослушанную запись рекомендуется использовать в течение нескольких занятий, это позволяет тренировать память и внимание у детей, они радуются, когда слышат уже знакомые слова и звуки.

Развлечения, направленные на сенсорное развитие

В данном случае развивающие игры основываются на изучение свойств и характеристик привычных предметов.

  • Сначала нужно вызвать интерес у малыша, делаем это с помощью новой или любимой игрушки. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно подполз к изделию и начал с ним играть, рассматривая со всех сторон.
  • После того, как интерес будет потерян, его нужно освежить. Для этого подключается кто-то из родителей и начинает показывать возможности предмета. Он показывает, как игрушка катается, прыгает, пищит, разбирается и собирается или делает другие не менее интересные вещи. За один подход лучше всего ограничиваться 1-2 действиями. Желательно, чтобы ребенок их повторил.
  • Когда интерес опять утрачен, подключаем эффект внезапного появления предмета. Достаем его из мешка, из-под стола или салфетки, из-за спины. Показав ребенку, опять прячем изделие, провоцируя интерес грудничка.
  • Через какое-то время можно подключать вспомогательные предметы. Это могут быть коробка с крышкой или сумочка с простой застежкой, из которых карапуз должен достать любимую игрушку.

Помимо этого, нужно стараться учить детей новым действиям. Можно выполнять их непосредственно руками малыша, вырабатывая мышечную память, показывать и ждать, пока он повторит или побуждать его к самостоятельным действиям самой речью. Главное, чтобы ребенку все эти манипуляции доставляли удовольствие.

В какие игры можно поиграть с ребёнком от 6 до 8 месяцев.

В период от 6 до 8 месяцев ваш ребенок четко контролирует позу при сидении, встает в кроватке или манеже, держась за ограждение, активно ползает. У малыша сформировались первые привязанности и возникает тревожная реакция на появление чужих людей в доме. Кроха осваивает простые игры-подражания, подражает в своих действиях взрослым (зеркальное отражение). Развивается «лепетное говорение», ребенок начинает прислушиваться к речи взрослых, может манипулировать двумя предметами, умеет перекладывать игрушку из руки в руку, учится вкладывать предметы друг в друга, изображает работу простых механизмов.

Родителям на заметку

❧ С раннего детства внимательно наблюдайте за поведением ребенка, и вы увидите то, что позволит вам в будущем относительно легко и безболезненно справляться с возрастными кризисами.

❧ Чтобы наладить контакт с малышом, необходимо поставить себя на его место. А для лучшего понимания ребенка нужно посмотреть на мир его глазами, играть в его игры.

❧ Среди игрушек, которые вы покупаете малышу, должны быть игрушечные простейшие орудия труда и механизмы, чтобы можно было показать ребенку, как они работают.

❧ Внушение ребенку положительного, хорошего помогает ему обрести уверенность и лучше адаптироваться к окружающему миру.

❧ Игрушки довольно быстро надоедают малышу, возникает пресыщение. Поэтому следует их разделить и периодически производить замену одних другими.

Развивающие игры для детей от 6 до 8 месяцев

Кто быстрее

Цель игры: развитие координации движений, эмоционального контакта, соревновательного духа, адекватного восприятия поражения.

: разнообразные игрушки, свисток.

Ход игры: участники соревнований — малыш и папа, судья — мама. Мама показывает малышу игрушку и устанавливает ее на небольшое расстояние от ребенка и отца со словами: «Где мишка (или иная игрушка)? Давайте доберемся до мишки», свистит в свисток, давая старт. Малыш и папа начинают движения к игрушке, во время которых необходимо подбадривать кроху. После того как ребенок придет к финишу первым, похвалите его, похлопав в ладоши: «Молодец». Добравшегося до игрушки малыша оставляют для самостоятельной игры с ней. После игры игрушку ставят на место.

Стоит отметить, что ребенок не всегда должен быть победителем, но и в случае проигрыша вам необходимо его успокоить и похвалить, чтобы от игры оставался положительный настрой, а неудачи не воспринимались как катастрофа.

Головой качает слон: да, да, да

Цели игры: получение утвердительного ответа на вопрос взрослого, развитие речевого общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : игрушечный слон, одеяло.

Рекомендации: если папа и мама будут изображать семью слонов, то ребенок включится в игру намного быстрее. Предостережение: если ребенок не в настроении, отложите игру, иначе ваши действия породят в малыше двойственность чувств, если его желания не совпадут с ответом, который вы от него ждете.

Ход игры.

1-й вариант: папа или мама садятся на пол вместе с малышом, на расстеленное одеяло. Папа показывает малышу игрушку и изображает, как слон качает головой: вверх-вниз, вверх-вниз. При этом задает вопрос: «Что говорит слон?», и сам отвечает на этот вопрос: «Слон говорит "ДА" — вверх-вниз, "ДА" — вверх-вниз»:

Головой качает слон,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Что сегодня скажет он?

Вверх-вниз, вверх-вниз,

«ДА» сегодня говорит,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Затем папа предлагает малышу сказать вместе со слоном «Да», кпвая головой, вверх-вниз. В дальнейшем прибегайте к этой игре, когда от ребенка требуется утвердительный ответ: «Пойдем гулять?», что слоник говорит — «Да» и т. д. Игра требует эмоционального подъема.

2-й вариант: играют по возможности все члены семьи. Предварительно рассказывается сказка о семье слонов: жили-были папа-слон, мама-слониха и маленький сын-слоненок. Когда малыш хотел кушать, он спрашивал папу: «Ты хочешь кушать?» И папа отвечал, качая головой вверх-вниз: «Да», «Да» (в этом месте сказки папа изображает большого слона и качает головой, говоря при этом «Да»). Потом слоненок бежал к маме и спрашивал ее: «Мы будем есть кашу?», и мама утвердительно отвечала: «Да» (мама, изображая слониху, качает головой и говорит «Да»). Мама и папа садятся за стол и спрашивают ребенка: «Ты хочешь кушать?» Малыш, как слоненок, отвечает, кивая головой вверх-вниз, а папа с мамой говорят: «Да», «Будешь есть кашу?» — «Да». Одна рекомендация: играть, используя данную сказку, можно в том случае, когда ребенок проголодался, тогда происходящее будет соответствовать действительности. Согласно ситуации придумывайте и другие варианты сказки: слоны идут гулять, слоны идут спать и т. д.

В дальнейшем на ваши вопросы ребенок будет давать ответы в виде качания головы вверх-вниз, значит, «Да».

Прятки (или «Где ты?»)

Цель игры: развитие навыка коллективной игры, эмоционального контакта.

Одеяло.

Ход игры: сядьте в круг, определите при помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук»), кто будет водить:

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

Прячьтесь сначала вместе с малышом, чтобы он усвоил правила игры. Тот, кто ищет, комментирует результаты своих поисков: «Где все?», «Под кроватью нет и за шторой нет», «Нашел, ура!»

Ребенок тоже может искать спрятавшихся. Сначала Вы можете подавать голос для того, чтобы малыш заинтересовался и пытался вас искать, в дальнейшем откажитесь от этого приема и понаблюдайте, что он будет предпринимать. После того как малыш вас нашел, похвалите его: «Нашел маму (папу), какой молодец». Обязательно возьмите ребенка на руки, подбросьте вверх, прижмите к себе.

Кузнец. Телефон

Цель игры: развитие целенаправленных действий по просьбе взрослого.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушечный молоток, игрушечный телефон.

Ход игры.

Кузнец. Возьмите в руки игрушечный молоток, изображая работу кузнеца, приговаривайте:

В наковальню бьем,

Колокольчики куем!

Колокольчики звенят,

Колокольчики гремят:

Тук,тук,тук,тук,

Приударим разом вдруг!

Тук,тук,тук,тук.

Дайте малышу в руки молоток, покажите ему, как необходимо работать молотком. Ребенок стучит молотком, а вы вновь приговариваете, заканчивая стихотворение словами: «Тук, тук, тук, тук...»

В дальнейшем попросите ребенка показать, как работает кузнец. Когда он начинает стучать молотком, приговаривайте: «Тук, тук, тук, тук». В конце игры похвалите ребенка и положите молоток на место.

Телефон . Покажите ребенку на игрушечном телефоне, как им пользоваться, набирать номер, изобразите, как звенит телефон (если игрушка не издает подобных звуков), объясните малышу, когда надо снимать трубку: звонок — снял трубку — АЛЛО...

Используйте для этого стихотворение Корнея Чуковского «Телефон» (или какое-либо другое, на ваше усмотрение), читайте его в лицах, расставляйте голосом необходимые акценты.

— У меня зазвонил телефон (Цзынь-нь-нь-нь).

— Откуда?

— От верблюда.

— Что Вам надо?

— Шоколада.

Наблюдайте, как ребенок будет проводить игру самостоятельно. Если телефон не имеет звонка, озвучьте звонок сами. В конце игры обязательно похвалите малыша, вместе положите телефон на место.

Похлопаем в ладоши

Цели игры : закрепление целенаправленных движений в ответ на просьбу взрослых, развитие чувства ритма.

Ход игры: в конце любой игры, когда вы хвалите малыша за достигнутые успехи, заканчивайте похвалу словами (варианты могут быть самыми разнообразными): «Саша (имя ребенка) сегодня хорошо играл, молодец, давай покажем, как он хорошо играл? Давай похлопаем в ладоши: «Хо-ро-шо, мо-ло-дец» (в такт слогам хлопайте в ладоши). Малыш довольно быстро перенимает ваши движения. В дальнейшем просите ребенка показать, как он сегодня играл, ел, спал, гулял и т. д. Данная игра, которая проходит на эмоциональном подъехле, создает хорошее, радостное настроение. Хлопанье в ладоши может быть использовано и для выражения радости: «Ура! Папа пришел», «Ура! Идем гулять», «Ура! Будем играть».

2 игрушки

Цель игры : выработка координации движения, умения манипулировать двумя игрушками, быстроты реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия : яркие пищащие игрушки, одеяло.

Ход игры: посадите ребенка на пол, на расстеленное одеяло, сядьте рядом с малышом, положите рядом с ним несколько игрушек, пусть малыш выберет одну из них и начнет играть, остальные игрушки незаметно уберите. Дайте ребенку «новую» игрушку, предлагайте ее то со стороны свободной руки, то со стороны занятой. Если малыш отпускает свою игрушку и тянется за новой, попытайтесь ему вновь предложить оставленный им предмет то со стороны свободной руки, то со стороны занятой. Повторяйте действия до тех пор, пока малыш не научится перекладывать игрушку из занятой руки в свободную, чтобы взять другую игрушку. Когда кроха выполнит задание, похвалите его за усердие. Понаблюдайте, как будет вести себя ребенок, если в начале игры невыбранные игрушки не убирать, а оставить в поле зрения малыша и привлечь его внимание их пищащими звуками, Посмотрите, как он распорядится свободной рукой самостоятельно. После игры все игрушки необходимо вернуть на их место.

Неваляшка, Ванька-встанька

Цель игры : развитие координации движения, навыков коллективной игры

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, подушки.

Ход игры : на полу расстелите одеяло, положите на него несколько подушек, посадите на одеяло ребенка и сядьте с ним рядом. Тихонько толкните ребенка, чтобы он повалился на подушки, при этом весело скажите: «Маша (имя ребенка), как Неваляшка, упала на бок, посмотрите, как быстро встала», затем вновь тихонько толкните ребенка на подушки:

Неваляшка не устанет,

Ляжет, встанет,

Ляжет, встанет.

Похвалите малыша за то, что он быстро встает и такой неутомимый.

Для мальчиков используйте название игрушки Ванька-встанька.

Ванька, встань-ка,

Мы попросим,

«Не устал ли, Ваня?», спросим.

Ваня лег, Ваня встал,

Но нисколько не устал.

Изображайте, что вы тоже упали, когда малыш дотрагивается до вас, это вызовет у него бурю восторга, радостное настроение, которое создается в игре, это залог взаимопонимания между вами и ребенком.

После полугода родители ожидают от ребенка новых достижений: первых слов, активного ползания, первых шагов. С каждым месяцем, если не днем, малыш будет осваивать и совершенствовать эти умения. Но при этом ему нужна помощь родителей. Итак, как же развивать ребенка в 7 месяцев? На что важно обратить внимание?

Возрастные умения

Сейчас кроха активно изучает окружающий мир, интересуется людьми – не только родными, но и всеми, кто находится вокруг. Ему в этом возрасте важны как правильные игрушки, так и живое общение.

7-месячный ребенок все больше становится похожим на «настоящего человека»: его двигательные навыки становятся все разнообразнее:

  • у ребенка получается сидеть без поддержки;
  • он может (или учится) садиться из положения лежа;
  • ползает во всех направлениях на животе (а самые активные малыши уже ползают на четвереньках, преодолевая небольшие ступеньки),
  • тянется за игрушкой одной ручкой с опорой на другую;
  • умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • перелистывает картонную книжку, рассматривая картинки;
  • играет с мячиком;
  • самостоятельно держит бутылку, а если она упала – может поднять ее;
  • может менять положение: из лежачего – сесть, из сидячего – лечь или встать на четвереньки;
  • при поддержке под мышки кроха может переступать ножками;
  • некоторые непоседы научились вставать по опоре и учатся самостоятельно с ее помощью делать шаги.

В интеллектуальном развитии также заметен прогресс.

  • У малыша уже получается узнавать предметы на разном расстоянии, даже если ему показывать их под разным углом.
  • Он исследует новый предмет всеми доступными ему сейчас способами.
  • Может играть с множеством предметов, действуя при этом обеими ручками.
  • Изучает прямой и обратный порядок действий (снимает-надевает, закрывает-открывает, достает и складывает обратно, бросает и поднимает).
  • Действует с игрушками сообразно их назначению (мячик катает или бросает, кубики ставит один на другой или стучит одним о другой, коробки открывает, игрушки-каталки толкает).
  • Большие игрушки или предметы захватывает всей пятерней, мелкие – щепоткой.
  • На вопрос «где?» может указать пальчиком на нужный предмет, даже если его переставили с места на место. Может выбрать нужный предмет среди нескольких предложенных.
  • Может найти и показать что-то знакомое не в жизни, а на картинке – в плоскостном изображении.

В психоэмоциональной сфере ребенка к этому возрасту тоже произошли значимые изменения:

  • он уже понимает многие слова, понимает, когда его зовут по имени;
  • может выражать свои эмоции интонацией, жестами, мимикой;
  • различает эмоциональное состояние родителей;
  • может контактировать с другими людьми, но пока не по своей инициативе;
  • может повторять выученные движения, сопровождающие потешки, когда мама их произносит;
  • выполняет простые просьбы (садись, дай, подними, пей);
  • речь находится в стадии активного лепета: кроха лепечет долго, громко и четко, повторяет за взрослыми слоги, похожие на будущие слова (ма, ба, па).

В этом возрасте ребенку важно понимать, за что его хвалят, а не просто слышать, что он хороший и молодец. Поэтому всегда объясняйте ему, за что похвала: нашел игрушку, подал маме предмет, закрыл коробку, сделал шажок и т. д. Так он научится соотносить похвалу с правильными действиями, начнет видеть в маме собеседника и сотрудника в его действиях, что крайне важно сейчас и на более поздних этапах.

Чему можно научить ребенка?

Прежде всего, нужно исходить из умений и потребностей каждого конкретного ребенка, обучая простым навыкам, соответствующим его возрасту:

  • показывать на предметы не глазками или рукой, а пальчиком;
  • выполнять простые просьбы: принеси, дай, подними, найди;
  • махать ручкой «пока», протягивать ее в знак приветствия;
  • подниматься по опоре на ножки;
  • кушать из ложечки, пить из чашки из маминых рук;
  • ложиться спать в определенное время.

Но одно из важнейших занятий с ребенком в 7 месяцев — обучение крохи предметной деятельности. Это поможет ему управлять своими действиями, понимать возможности этих действий и предвидеть их последствия.

  • Возьмите 2 игрушки, расскажите о каждой из них – кто это или что, для чего нужно, какого цвета, размера и т. д. Затем попросите ребенка дать одну из игрушек. Малыш должен научиться ориентироваться в ваших просьбах.
  • Показывайте, какие действия можно совершать с разными игрушками и предметами и каким при этом будет результат. Например, как играть с матрешкой, сортером, пирамидкой, неваляшкой, игрушками-вкладышами, кубиками.
  • Учите ребенка соотносить две игрушки (кубики можно положить в коробку, куклу покатать в машинке, молоточком постучать по предметам).

Показывая ребенку новые игрушки, после краткого описания и демонстрации дайте ему возможность самому ощупать и изучить новый предмет. Как только он исчерпает арсенал познавательных действий, начинайте показывать ему различные простые сюжеты: зайчик может прыгать, прятаться, падать, кушать, плакать, спать, петь или танцевать.

В таких занятиях важен, прежде всего, позитивный настрой взрослого и малыша. Также следует помнить о смене видов деятельности: игра не должна длиться больше 5 минут. После этого можно заняться чем-то другим. Например, поучиться ползать или вставать.

Купите или сшейте куклу-перчатку. Она может стать настоящим другом и помощником: помогать кормить или купать малыша, успокаивать или рассказывать сказки перед сном, сделать ему массаж или стать персонажем первого кукольного театра. Это масса положительных эмоций, которые крохе сейчас так важны.

Во что поиграть с малышом?

Развивающие игры для детей в 7 месяцев вполне можно организовать, используя подручные материалы. Вот несколько примеров.

  • Что в шкатулке?

Для этой игры понадобится шкатулка, корзина или контейнер с откидывающейся крышкой. Внутрь нужно положить мелкий предмет, потрясти и дать ребенку, спросив, что же это гремит там внутри. Пусть попробует сам открыть емкость и найти предмет, а затем изучить его.

Кроме этого, полезно просто наполнять такие емкости разными предметами и предлагать крохе выкладывать их и собирать обратно. Такие игры в этом возрасте способны занимать ребенка довольно долго. Ведь он будет учиться брать предметы разной формы, размеров, свойств, тем самым развивая мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию. В качестве «наполнителей» также можно использовать предметы обихода: крышки от бутылок, ложки, тарелки, пробки от шампанского, зеркальце, вымытые монетки, игрушки-пищалки, фасоль, фигурные макароны, орехи и т. д.

  • «Наперсток».

Эту игру знают все. С малышом можно поиграть, используя 2 стаканчика и, к примеру, кусочек фрукта или овоща, которые он уже попробовал в прикорме. Перед его глазами кусочек накрывают стаканчиком, второй стаканчик также переворачивают и ставят рядом. Нужно немного подвигать стаканчики и предложить ребенку показать, где спряталась еда. Эта игра помогает развивать логику, внимание, интеллект.

  • «Барабанщик».

Игры с малышом на развитие слуха, чувства ритма также можно проводить «между делом», с теми предметами, что под рукой. Пусть он барабанит по разным кастрюлям, сковородкам, мискам деревянной ложкой (или пластиковым стержнем от пирамидки). Можно дать две разные «барабанные палочки» сразу. Пока мама готовит обед, чадо будет развлекать маму и себя таким «концертом».

Полезные развивашки мама может сделать сама, это не сложно. Например, можно взять небольшую коробочку и на одну из ее сторон наклеить яркую картинку. Ребенку нужно показать картинку, а затем перевернуть коробку другой стороной. Если малыш сам не понял, как нужно искать картинку, мама показывает ему, поворачивая коробочку разными сторонами. Эта игра также тренирует внимание, логику, координацию.

Движению – зеленый свет

Двигательная активность ребенка крайне важна для его физического развития, в частности для своевременного освоения навыка ходьбы. Поэтому развивать ребенка в 7 месяцев обязательно нужно и физически.

Например, сейчас важно стимулировать его самостоятельно садиться: помогать из положения лежа на спине сначала поворачиваться на бок, а затем при опоре на одну ручку садиться. Для этого полезно упражнение «присаживание». Сначала ребенка учат подниматься, притягивая его за ручки. Затем упражнение усложняют. Одной рукой взрослый придерживает малыша за ножки, а другой отводит и оттягивает в сторону ручку ребенка. Кроха начнет садиться с помощью свободной ручки. Поэтому важно делать упражнение с обеими руками по очереди, стимулируя ребенка привлекательной игрушкой.

Следующие упражнения помогут отработать навык ползания.

  • Найди игрушку. Хорошо, если игрушка при этом будет музыкальной, поскольку, не видя ее, ребенок захочет найти звучащий предмет. Игрушку (или несколько разных) прячут под платочек или салфетку на расстоянии от крохи. Затем ее включают, не открывая. Малыш заинтересуется, подползет и раскроет игрушку. Пусть поиграет с ней.
  • Наперегонки. Мама «соревнуется» с ребенком. Можно ползать за игрушкой (кто быстрее ее достанет?), убегать от малыша или догонять его, щекоча за пяточки. Конечно же, победителем должен стать малыш, который за время игры получит массу удовольствия и наползается от души.
  • Забег с препятствиями. Для этого упражнения понадобится специальная детская массажная дорожка (ее можно купить или сшить самим). Это текстильный коврик, на который нашиты элементы разнообразной формы и фактуры (мешочки с разными крупами, мягкие и шершавые губки, деревянные колечки или палочки, пуговки, всевозможные шнуры, пластмассовые решетки и т. д.). По пути малыш будет не только преодолевать эти препятствия, но и трогать, попутно развивая мелкую моторику. Важно, чтобы в конце пути ребенка ждала желанная награда (угощение, яркая игрушка или мамин поцелуй).

Развиваем речь

Это один из важнейших навыков, которому необходимо уделять внимание в любом возрасте. Как стимулировать малыша в речевом плане, рассказывалось в предыдущей статье. Здесь остановимся еще на нескольких моментах.

  • Используйте звукоподражания. Это первый этап на пути к говорению настоящих слов. Имитируйте звуки животных, природы, бытовых приборов, когда видите их, рассматриваете на картинках или просто играете в подражание. Артикулируйте четко, чтобы малыш мог рассмотреть движения губ (а возможно, он начнет их ощупывать – это тоже полезно).
  • Пользуйтесь зеркалом. Подносите малыша к зеркалу, чтобы он мог видеть вас и себя, контролировать, правильно ли он повторяет за вами. Несмотря на все стереотипы, зеркало в плане развития речи – предмет весьма полезный.
  • Позитивный настрой, шутки, радостные эмоции будут способствовать скорейшему развитию речи. Тогда как постоянные стрессовые ситуации могут стать настоящим тормозом на этом пути.

Позитивные эмоции помогают развивать не только речь, но и все остальные навыки малыша. Вызывая у ребенка позитивные эмоции, окружая его лаской и любовью, родители делают гораздо больше для его развития, чем когда засыпают с ног до головы дорогими игрушками.

Как же играть с ребенком 7 месяцев. В этом возрасте ребенок активно старается познать окружающий его мир и все предметы вокруг. Он уже самостоятельно сидит пусть еще и неуверенно, может смело переворачиваться со спины на бок, на живот и наоборот, пытается дотянуться до игрушек поблизости, становиться на коленки и ползать. Он учится захватывать предметы большим и указательным пальцами, а также вовсю пытается подражать родителям в жестах и произносит первые слоги «ба-ба», «ма-ма», «та-та» и другие звуки. Поэтому игры и игрушки должны быть в своем содержании предметом познания и развития ребенка.

Для малыша нужно подбирать игрушки, способные реагировать на его действия – это могут быть пищалки, или растягивающиеся игрушки и тому подобное. Для развития координации можно предложить следующие игры с ребенком в 7 месяцев: уроните шарик в жестяную банку, проделайте то же самое, взяв шарик в руку малыша, послышится звонкий, незнакомый звук, который вызовет у него любопытство и станет стимулом к проделыванию этого, но уже без вашей помощи.

Не забывайте читать малышу. В этом возрасте у него может быть своя любимая книжка, которую вы читаете ему постоянно, и которая доставляет ему радость и удовольствие. Книжка должна быть с твердыми страницами и яркими и красочными картинками.

В семь месяцев ребенка могут уже заинтересовать различные игрушки с кнопками, музыкальные или с голосами животных. Можно научить ребенка двигаться под музыку, танцуя вместе с ним.

Можно приобрести или самим сделать коврик, нашить на него, пуговички различной текстуры материалы, повесить разнообразные игрушки, чтобы он тянулся до них, ударяя и дергая. Такой коврик будет не только развлекать ребенка, но и способствовать развитию мелкой моторики.

Можно заинтересовывать малыша к действиям при помощи яркой и звучащей погремушки. Акцентируйте внимание ребенка на погремушке, озвучьте ее название и спросите: «Где погремушка?». Повторите вопрос неоднократно, если ему трудно сориентироваться покажите на погремушку. Малыш возьмет погремушку, начнет с нею играть, перекладывать из одной руки в другую. Также можно показать и спрятать погремушку под салфетку или в близлежащую коробочку и задать тот же вопрос. Или спрятать игрушки в одной из рук. Ребенок начнет ее искать и, когда это ему удастся, порадуйтесь вместе с ними и похвалите его.

Акцентируйте внимание на простых действиях малыша с игрушками, такими как матрешки, или нанизывание колец на пирамидку. В процессе игры с ребенком в 7 месяцев он учится подражать, поэтому чаще проводите совместные действия с малышом. Например, вы складываете пирамидку, он разбирает, то же самое, но с кубиками и другими игрушками.

В этом возрасте ребенок уже осваивает игры «ладушки», прятки. Ему нравится в них играть регулярно. В прятки с ребенком нужно играть таким образом: на ребенка или на взрослого накидываем пеленку и говорим «Где же малыш?» или «Где мама?», а когда ребенок сдергивает пеленку радуемся и говорим «Ку-ку!». Возможно, сначала несколько раз придется снять пеленку самостоятельно, но потом малыш непременно этому научится. Прятаться же по-настоящему от ребенка не стоит, даже если он уже умеет ползать, это может его только напугать.

Можно добавить следующую аналогичную игру, такую как «полетели-полетели, на головку сели», когда ребенок должен будет махать ручками, а затем сложить их на макушке. Или «мишка косолапый по лесу идет», изображая при этом действия мишки. Сначала взрослый показывает их малышу, чтобы позже ребенок начал показывать сам.