Что является результатом процесса развития ребенка. Типы развития. Специфика психического развития ребенка. Особенности процесса развития детства

3. Специфика психического развития ребенка.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше - больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: реформированный и непреформированныи типы развития. Преформированныи тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по - разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: "Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир"). В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога - проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие.

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка с взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности - предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, - так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.

Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Движущими силами развития личности являются противоречия , которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие, в каждой личности они тесно переплетены и взаимообусловлены. Исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином

– подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста(Райе Ф.,

2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности (Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет

(Erikson E., 1963; Крайг Г., 2000).

Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет

(Bromley D.,1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20

до 40 лет (Крайг Г., 2000).

Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999);

от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии – до 65 лет

(Bromley D., 1966); от

65 лет (Erikson E., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельд-

штейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000).

Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение

усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные пока-

затели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика

профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной

психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если

это вообще возможно.

Ключевые термины и понятия

Младенчество

Предшкольный возраст

Детство

Юность

Молодость

Ранняя взрослость

Ранняя зрелость

Средняя зрелость

Поздняя зрелость

Старость

Раннее детство

Среднее детство

Подростковый возраст

Пожилой возраст

13. Особенности процесса развития детства

Проблема развития – одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний – в философии, социологии, биологии, педагогике и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологиче-

скую природу движущих сил развития человека как личности, отечественные психологи проводят углубленные и разнонаправленные исследования. Особенности

развития прослеживаются в этих исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства(младенчество, дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).

Накопленные знания – с одной стороны, новые подходы современной науки– с другой, а также формирующиеся требования современного общества к человеку выявляют не только недостающие звенья в понимании развития, но и многие важнейшие направления поиска, определяя проблемы развития детства.

Потребность в решении этих и многих других проблем и вопросов обусло-

вила в последние годы повышенное внимание к ним, что нашло отражение в литературе (см.: А. Г. Асмолов, 1996; В. П. Зинченко, 1991, 1992; М. К. Мамардашви-

ли, 1993; Ф. Т. Михайлов, 1990; К. Н. Поливанова, 1994; Д. И. Фельдш-тейн, 1985, 1989, 1996; Б. Д. Эльконин, 1994).

В основе настоящей теории развития детства лежат прежде всего концеп-

туальные положения и экспериментальные материалы научной школы Выготско- го–Леонтьева–Эльконина.

Анализ этих положений и материалов позволил.ВП. Зинченко (см.: В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов, 1994) вычленить некоторые важнейшие принципы, ха-

рактеризующие процессы психического развития ребенка, которые уже сейчас являются руководящими как при разработке основ и проектировании системы обу-

чения, воспитания детей, так и при организации исследования детства. Среди

1) творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает как субъект культуры;

2) ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному прояв-

ляющаяся в разных периодах, влияя, например, в школьном возрасте на процес-

сы формирования образа мира, стиля поведения и деятельности;

3) особая значимость сенситивных периодов развития(разных для разных

возрастов), т. е. периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и

реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения и т. д.);

4) совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития челове-

5) наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы

ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка;

6) определение зоны ближайшего развития растущего человека;

7) амплификация (расширение) детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и общения;

8) непреходящая ценность для формирования полноценной личности всех

этапов детского развития;

9) принцип единства аффекта и интеллекта– становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих;

10) опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями;

11) интериоризация и экстериоризация как механизмы развития;

12) неравномерность (гетерохронность) развития, учитывать которую чрезвычайно важно, представляя при этом не только его уровни и компоненты, но и весь «фронт» развития.

Перечисление принципов развития(рамках теории культурноисторического развития) может быть продолжено и соотнесено с другими, неупо-

мянутыми. Например, принцип выделения ведущей деятельности соотносится с закономерным чередованием двух сторон единого процесса развития деятельности (Б. Г. Ананьев, 1996; А. Н. Леонтьев, 1983; Д. Б. Элько-нин, 1971, 1995), учетом важнейшей закономерности «обратного действия» (см. Д. И. Фельдштейн, 1985,

1989,1996) и т. д. Выделенные В. П. Зинченко положения отечественной психологии дают своего рода«программную сетку», вычленяя важнейшие достижения в

изучении развития ребенка, обеспечивающие направления теоретических исследований, а также – намечая основные задачи в разработке программы образования.

В настоящее время существует достаточно большой объем знаний, раскрывающий процесс развития с разных сторон(движущие силы, условия, формы, особенности). В то же время реальная картина развития детства пока четко не

обрисована. Углубленного изучения требуют механизмы переходов от одного возраста к другому, особенности взаимодействия социальной ситуации и специфики

развития в этой ситуации, взаимоотношения между взрослым и ребенком и др. Исключительно важным представляется дифференцированный подход к

средовым характеристикам детства – культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды

ребенка на каждом периоде онтогенеза и той среды, в которой практически нахо-

дится и формируется детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение на базе общих закономерностей, в том числе и на основе устойчивых осо-

бенностей и принципов развития, особого целостного состояния детства как са-

моразвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях со взрослым миром. Здесь главной направленностью развития является отрицание растущим человеком себя в этом детстве, на каждом следующем этапе его, приобретение нового, выход из данного состояния.

Выделенные В. П. Зинченко принципы, которые свойственны всем возрас-

там детства и по-разному проявляются в них, характеризуют развитие в целом. Причем сама возможность их выделения показывает, что детство представляет

собой нечто целое. В отличие от изменений во взрослом сообществе, на всем

протяжении детства идет процесс структурирования качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость).

Формируются отношения и связи, которые уже имеются во взрослом мире и

освоив которые растущий человек становится взрослым.

Данный процесс становления человека как личности реально включает два

компонента:

а) развитие, осуществляющееся при изменении физиологических, психологических состояний, и

б) развитие, проявляющееся в освоении социального пространства(ребе-

нок осваивает социальные позиции в процессе своего взросления).

Эти составляющие лежат в основе познания особенностей и условий развития детства.

Здесь психологи делают основной акцент на изучении изменений психических, психофизиологических состояний, фиксируя образование новых качеств в

различных сферах психики (когнитивных, мотивационных, эмоциональных). Особенности этих качеств становятся важным показателем уровня развития ребенка. Однако фиксируемые качества рассматриваются только изолированно и не отражают взросления в целом. Измерить степень взросления практически невозможно (мерой измерения служат лишь отдельные компоненты взрослости– появление

абстрактного мышления к примеру, и т. д.). Причем даже такие категории, как самосознание, личностное самоопределение, которые являются основными показа-

телями степени возрастной зрелости, рассматриваются лишь как усвоение определенной социальной позиции.

В принципе любые показатели взросления, выделенные исследователями для разных периодов детства, реально не соотносятся с каким-либо интегрирую-

щим качеством, которое характеризует взрослость и по отношению к которому определяются все приобретаемые качества. Более того, при характеристике гене-

ральной направленности процесса развития обычно подчеркивается такой компонент, как присвоение ребенком социальных норм и ценностей. Выявляется степень развития социальных навыков, характеризующих готовность растущего че-

ловека к вступлению во взрослый мир. При этом индивидуализация ребенка рассматривается, как правило, вне социальных связей.

Одним словом, отсутствует единая «кривая развития» того, «что развивает-

ся» (как качество, свойство, состояние) в результате взросления. Что лежит в основе становления человека как личности, в чем выражается взросление (при на-

личии главной цели, определяемой в отечественной психологии,– развития каждого ребенка как неповторимой индивидуальности), чем он должен обладать как взрослый (как «взрослая личность»)? Что такое развитие – простая сумма или интегрированное свойство?

Известно, что ребенок развивается в окружении взрослых, оказывающих

помощь детям в получении социальных навыков и в их использовании. Иногда это осуществляется с помощью наложения жестких рамок и давления на ребенка,

иногда – через расширение его свободы действий. Однако независимо от степени

свободы в ее рамках ребенок осуществляет деятельность, в которой и происходит его развитие. Как результат деятельности общества и деятельности ребенка формируется личность растущего человека.

экономической детерминированности личности, развитие которой рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием общества (его целей, задач, установок, ори-

ентиров).

Развитие человека как личности проявляется в становлении его как части социума, носителя культуры человечества, способного вносить новое в эту культуру.

Анализ характеристик детского развития, имеющихся в литературе(Дж.

Брунер и А. Валлон, Л. С. Выготский и

A. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец, М. И. Лисина и В. В. Да-

выдов, П. Я. Гальперин и др.) и полученных нашими сотрудниками(Д. И. Фельд-

штейн, В. В. Абраменкова,

B. А. Алексеев, В. В. Барцалкина, Е. Г. Белякова, Т. М. Бостанд-жиева, Е. Б. Весна, М. Р. Гинзбург, И. Д. Егорычева, В. Д. Ермоленко, С. П. Иванов, Б. В. Кай-

городов, С. В. Климин, О. В. Лишин, В. Н. Лозоцева, М. В. Розин, Н. Н. Румянцева,

В. С. Хомик, И. П. Шахова и др.), позволяет утверждать, что взросление – прежде всего освоение социальных норм и их смысла на уровне сознания ребенка.

В качестве стержня детского развития и выделяется нами социальное, его осознание и освоение, где мерой выступает степень социализации индивида.

Данное положение предполагает исследование ведущей роли социальных факторов в развитии индивида и процессов социализации и индивидуализации растущего человека на разных этапах.

Предстоит не только изучить те изменения, которые происходят в социали- зации–индивидуализации ребенка (рассматриваемых нами как единый двухсто-

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.


Развитие речи — одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Мышление в дошкольном возрасте

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.
Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.


Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.


Развитие памяти с помощью дидактических игр
  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Развитие навыков общения у детей

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.


Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.


Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.


Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления — важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.


Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.


Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Раздел 1: Понятие о развитии в специальной психологии.

Тема: Механизм психического развития ребенка .

План:

1. Социальная ситуа­ция развития ребенка.

2. Ведущая деятельность.

3. Кризис развития.

4. Психологическое новообразование.

Литература: Аверин детей и подростков,- С.-Петербург, 1998.

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ре­бенка выделим основные составляющие.

1. Первым основным понятием механизма психичес­кого развития является так называемая социальная ситуа­ция развития ребенка . Это та конкретная форма отноше­ний, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного воз­растного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психи­ческие свойства и качества. Образ жизни ребенка обус­ловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрос­лыми (). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией раз­вития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельнос­ти. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма пси­хического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение ко­торой определяет возникновение и формирование у него ос­новных психологических новообразований на данной ступе­ни развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каж­дая новая социальная ситуация развития) характеризует­ся соответствующим типом ведущей деятельности.

При­знаком перехода от одной стадии к другой является изме­нение ведущего типа деятельности .

Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое раз­витие в рамках той или иной социальной ситуации.

Важ­но отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествую­щую.

Ведущая деятельность обусловливает основные из­менения в психическом развитии и, прежде всего, появле­ние новых психических образований. Современные дан­ные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жиз­ни и до года. Благодаря ему у младенца формируют­ся такие психические новообразования, как потреб­ность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эф­фекты в виде новых психических структур, качеств и свойств (психологические новообразования).

В рамках ведущей деятельности происходит трени­ровка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменени­ям.

Растущие психические возможности ребенка естествен­ным образом являются источником противоречий в сис­теме взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти проти­воречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития - это следующий основной эле­мент механизма развития ребенка.

под кризисом развития понимал сосредоточение резких и ка­питальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в лич­ности ребенка. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изме­нениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, являет­ся перестройка внутреннего переживания, определяюще­го отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, со­ставляющие суть кризиса, могут протекать в острой фор­ме, порождая сильные эмоциональные переживания, на­рушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одно­го этапа психического развития к другому.

Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противо­речие между возрастающими физическими и психически­ми возможностями ребенка и ранее сложившимися фор­мами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встре­чался с проявлениями таких кризисов.

Две стороны кризиса.

· Разрушительная сторона кри­зиса . Детское развитие включает в себя возникновение нового и отмирание старого.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные пережива­ния, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возра­сте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и рабо­тоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям.

· Позитивная, конструктивная сторона кризиса - приобретение ребенком психологических новообразо­ваний.

Особенности протекания кризиса развития.

1. характерна неотчетливость границ , отделяющих начало и конец кризиса от смеж­ных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспи­тателям или врачам-педиатрам важно знать психоло­гическую картину кризиса, а также индивидуальные осо­бенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

2. характерна трудновоспитуемость детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением тем­па продвижения ребенка в ходе обучения.

разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюцион­ные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпоха­ми революционного развития - возрастны м кризисом .

Психическое развитие происходит в ре­зультате смены так называемых стабильных и критических возрастов.

В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К. в.

Если для стабильного возраста характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушитель­ный характер.

Выготский описал следующие возрастные кризисы :

· кризис но­ворожденности - отделяет эмбриональный период развития от младен­ческого возраста;

· кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

· кризис се­ми лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. Н

4. Психологическое новообразование .

Именно в про­цессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование - это,

· во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ре­бенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени.

· Во-вто­рых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот­ветствующий период времени, когда он становится исход­ным для формирования психических процессов и личнос­ти ребенка следующего возраста (по).

Каждый возрастной период характеризуется специ­фическими для него психологическими новообразовани­ями.

Значимость этого понятия состоит в том, что по­явление принципиально новых психических характери­стик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педа­гогов или врачей.

Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их уп­рямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ре­бенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особен­но если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса.

Вероятность диагностичес­ких ошибок в такие периоды возрастного развития уве­личивается, т. к. врач может не знать ни о вновь возника­ющих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению

кризис развития).

Вывод: К основным понятиям, описывающим процесс психического развития ребенка относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.