Гражданско патриотические ценности. Доклад на тему: Формирование гражданско-патриотических ценностей школьников во внеурочное время. Социальные, культурно-исторические традиции как источник формирования патриотических ценностей

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1929 год
Окончание строительства: 1930 год
Архитектор: А.В. Щусев
Координаты: 55°45"13.2"N 37°37"11.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Место, где с 1924 года покоится забальзамированное тело В.И. Ленина, давно перестало быть просто ритуальной усыпальницей. Оно считается монументом ушедшей социалистической эпохе и имеет статус музея. Это одна из главных достопримечательностей Красной площади , которую посетило уже более 120 миллионов человек. Многие туристы, не зависимо от политических убеждений, специально приезжают в центр российской столицы, чтобы пройти мимо саркофага с телом коммунистического вождя.

Вид на Мавзолей, Красную площадь, Спасскую и Сенатскую башни Кремля

Как возникла идея строительства мавзолея

Лидер советских коммунистов умер 21 января 1924 года. Согласно официальной версии, идея сохранить его тело принадлежала рабочим и крестьянам, которые отправили в адрес правительства множество телеграмм. В них простые люди просили не проводить обычное захоронение.

Против сохранения тела выступал Лев Давидович Троцкий, однако он находился на Кавказе и не успевал вернуться в Москву к похоронам, которые были назначены на 27 января. Исследователи считают версию о «народном волеизъявлении» маловероятной, так как идея бальзамирования тела вождя никак не обсуждалась в печати, и ни одно из «многочисленных» писем так и не было нигде опубликовано.

По другому предположению, идея сохранения тела появилась потому, что не все желающие успевали проститься с умершим. Делегации из разных уголков России и из-за рубежа приезжали в столицу одна за другой, поэтому вдова Ленина Н.К. Крупская дала согласие поместить тело в склеп до окончания церемонии прощания. Однако она неоднократно высказывалась против бальзамирования.

Какой бы ни была истинная причина, руководство страны захотело превратить тело Ленина в «красную святыню», чтобы оно стало объектом поклонения и источником коммунистической веры. Уже через два дня после смерти лидеры государства твердо решили сохранить тело Ильича как можно более долгое время. Почти сразу же известный архитектор Алексей Викторович Щусев получил заказ на проект мавзолея. А работу по бальзамированию умершего возложили на академиков Владимира Петровича Воробьева и Бориса Ильича Збарского.

Вид на Мавзолей из ГУМа

История кремлевской усыпальницы

Усыпальницу планировали разместить на Красной площади. К тому времени ее участок возле Кремлевской стены уже являлся некрополем. Здесь лежали погибшие участники Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, и были похоронены некоторые партийные руководители. Когда шла Гражданская война, красноармейцы принимали перед могилами присягу, а в мирное время на площади проводили парады и демонстрации.

Первый мавзолей построили ко дню официальных похорон - 27 января. Стояли лютые морозы, поэтому промерзший грунт пришлось взрывать динамитом. Здание возводили в большой спешке, и сохранились свидетельства, что последние гвозди вбивали перед самым началом церемонии сноса тела в Траурный зал. Усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в полузавершенном виде до весны 1924 года.

Второй мавзолей также сделали на деревянном каркасе и обшили лакированным дубом. Он был готов к августу 1924 года и прослужил шесть лет. А затем его сменил каменный мавзолей, сохранившийся до наших дней.

Когда началась Великая Отечественная война, здание усыпальницы замаскировали под жилой дом. Эти меры предосторожности были необходимы, чтобы сберечь памятник во время налетов фашистской авиации. Летом 1941 года, когда немецкие войска наступали по всем фронтам, тело коммунистического лидера эвакуировали в Тюмень. Его хранили в здании Сельхозакадемии, а в апреле 1945 года вернули в столицу.

С 1953 по 1961 годом рядом с телом Ленина лежало забальзамированное тело Сталина. А в 1980-е года за зданием мавзолея сделали пристройку с эскалатором, с помощью которого престарелые руководители страны поднимались на трибуну.

Вид Мавзолея с Красной площади

Архитектурные особенности

Мавзолей отлично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади и гармонично смотрится на фоне зубчатой Кремлевской стены. Здание имеет ширину 24 м и высоту 12 м. Оно похоже на египетскую пирамиду и сложено из пяти ступеней, построенных их прочных и долговечных железобетонных конструкций и кирпича. В отделке усыпальницы использованы гранит, порфир (малиновый кварцит), мрамор и черный лабрадорит. А над входом красными буквами написана фамилия коммунистического вождя.

Во время парадов по Красной площади часто проходит тяжелая техника. Чтобы архитектурное сооружение не испытывало серьезных проблем от сотрясения, котлован, где находится железобетонная плита фундамента, засыпан чистым песком. Последняя реконструкция здания проводилась в 2013 году - строители укрепили его основание.

С трибуны мавзолея много лет выступали перед народом советские лидеры и руководители коммунистической партии. Однако, с 1996 года эта практика была прекращена. Сегодня, когда на Красной площади проводят массовые праздники, мавзолей ограждают щитами.

Кремлевская усыпальница считается неотъемлемой частью главной площади российской столицы. Она находится под охраной ЮНЕСКО и внесена в список Всемирного наследия.

Вход в Мавзолей

Что можно увидеть внутри

В усыпальнице всегда тихо. Посетители проходят друг за другом по одному маршруту и находятся в мавзолее около минуты. Внутри здания царит полумрак.

Траурный зал, где установлен саркофаг, представляет собой квадратное помещение 10 м на 10 м. Он декорирован в черном и красном цвете и имеет ступенчатый гранитный потолок. Напротив входа в него помещен вырезанный из камня герб СССР образца 1930 года. Однако, из-за блеклого освещения разглядеть мелкие детали почти невозможно.

Тело Ленина покоится на возвышении в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, который обрамляют гранитные перила. Такие меры предосторожности были предприняты в 1973 году. На Ленине надет черный костюм, и слева на нем можно увидеть значок члена Центрального исполнительного комитета СССР. Фигура коммунистического вождя специально подсвечена, чтобы проходящие мимо могли разглядеть черты лица. Она резко контрастирует с темным окружением и поэтому кажется похожей на голограмму.

Кроме Траурного зала, в мавзолее существует черная комната-колумбарий, в нишах которой планировали сохранять прах других усопших. Но это помещение так и не было использовано, и посетителей туда не пускают.

Информация для туристов

Мавзолей открыт во вторник, среду, четверг, субботу и воскресенье с 10.00 до 13.00. На время реставрационных работ расписание обычно меняется, но об этом сообщают заранее. Попасть в мавзолей можно бесплатно через пропускной пункт в Никольской башне , расположенной со стороны Александровского сада. Стояние в очереди обычно занимает около 30-40 минут.

Вид Мавзолея со стороны Спасской башни

В мавзолей нельзя вносить громоздкие сумки, рюкзаки, емкости с жидкостями и большие по размерам предметы из металла. Если туристы имеют такой багаж, они сдают его в платную камеру хранения, которая находится в Александровском саду, возле Кутафьи башни . Все желающие попасть в мавзолей в обязательном порядке проходят через металлодетектор.

Внутри усыпальницы нельзя делать фотографии и снимать видео. При входе также положено сдавать мобильные телефоны и гаджеты. Если они остались на время посещения, сотрудники охраны имеют право просмотреть последние кадры, и, как правило, просят посетителей удалить эти файлы. Возле саркофага мужчинам необходимо снять головные уборы.

Следует иметь в виду, что вся территория вокруг Московского Кремля и особенно Красная площадь находятся под круглосуточным наблюдением видеокамер. Пришедшим сюда туристам рекомендуют иметь при себе паспорт или другой удостоверяющий личность документ.

Первый деревянный вариант Мавзолея не имел трибуны. Её необходимость появилась лишь в связи с большим наплывом посетителей и произнесением траурных речей. Поэтому следующие проекты Мавзолея уже предусматривали её наличие.

В дальнейшем Мавзолей использовался как трибуна, на которой появлялись деятели Политбюро и советского правительства,военачальники, а также почётные гости во время различного рода торжеств на Красной площади (прежде всего шествия 1 мая и парада 7 ноября, а с 1965 и парада 9 мая).

Было предусмотрено и специальное помещение, куда лица, находящиеся на трибуне, заходили выпить и закусить. С Мавзолея к участникам парадов обычно обращался с речью Министр обороны СССР. Западные «кремленологи» делали выводы о влиянии определённых лиц в Политбюро ЦК КПСС и строили прогнозы на будущее по расположению фигур на трибуне Мавзолея во время официальных мероприятий.

Москва является единственным городом России в котором точкой отсчёта дорожных расстояний является не здание главного почтамта города, а Мавзолей Ленина. Московский почтамт расположен чуть менее чем в двух километрах от Мавзолея, на Мясницкой улице.

19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана и посетители. Никитин на месте застрелился. При нём было обнаружено письмо протестного содержания в адрес партии и правительств.

5 ноября 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами. Саркофаги с телами Ленина и Сталина не пострадали.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Тела В. И. Ленина и И. В. Сталина не пострадали.

14 июля 1960 года житель г. Фрунзе К. Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. Осколки повредили кожу забальзамированного тела В. И. Ленина. Из-за восстановительных работ Мавзолей был закрыт до 15 августа. Минибаев на следствии показал, что с 1949 года вынашивал намерение разрушить гроб с телом Ленина, и 13 июля 1960 года специально для этого прилетел в Москву.

9 сентября 1961 года Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила в саркофаг камень, завёрнутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага было разбито, но тело Ленина не пострадало.

24 апреля 1962 года житель г. Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг. Тело Ленина не пострадало. Впоследствии выяснилось, что Лютиков в предшествующие два года писал антисоветские письма в центральные газеты и в посольства западных стран.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и ещё несколько человек погибли, Мавзолей не пострадал.

На Красной площади Москвы возле Кремлевской стены с 1924 года стоит монументальное сооружение, напоминающее усыпальницу древнего правителя Мавсола. От его имени оно и получило название. Это Мавзолей Владимира Ильича Ленина, занесенный в список всемирного наследия UNESCO. За годы существования в нем побывало более 120 миллионов посетителей.

История Мавзолея Ленина.

Считается, что мысль создать Мавзолей для вождя мирового пролетариата подсказали простые люди и рядовые члены ВКП(б). Однако Н.К. Крупская и некоторые члены ЦК не поддерживали эту идею. Первые две усыпальницы строились из дерева по проекту архитектора Щусева. Обе были возведены в виде прямоугольных ступенчатых пирамид. У второго варианта деревянную обшивку пропитали лаком, из-за чего строение имело светло-коричневый цвет.

К строительству каменной усыпальницы приступили в 1929 г. Кирпичные стены строения облицевали полированными плитами из гранита, лабрадорита, мрамора и порфира. Теперь Мавзолей имел длину 24 метра, поднимался в высоту на 12 метров и состоял из пяти ступеней. Верхний уступ сместили к Кремлевской стене. В отличие от предыдущих вариантов в новом добавили трибуну. Использовалась она для произнесения тожественных речей и обращений к народу во время парадов, проходивших на 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. На трибуне перед Мавзолеем находились руководители Советского государства и приглашенные гости. Последний раз обращения к людям прозвучали с трибуны в 1996 г. Начиная с 2005 года, при проведении шествий по Красной площади Мавзолей ограждают защитными щитами.


Мавзолей Ленина – описание.

На монолитной плите из черного лабрадорита, закрепленной над входом, буквами из красного кварца написано «Ленин». Внутри Траурного зала, в который посетители попадают, опускаясь по левой лестнице, на небольшом постаменте стоит саркофаг с телом Ленина. Здесь царит покой, тишина и приглушенный свет. На вожде надет черный костюм, к которому приколот значок члена ЦИК СССР. Зал имеет форму куба со ступенчатым потолком и высотой граней 10 м. Обойдя саркофаг, посетители выходят из зала и, поднявшись по правой лестнице, покидают Мавзолей.

На время Отечественной войны тело вождя вывозили в Тюмень, где оно хранилось до апреля 1945 года. После смерти И. В. Сталина, вплоть до 1961 в усыпальнице покоились два вождя. С приходом к власти Н. С. Хрущева, тело «отца народов» вынесли из усыпальницы и захоронили возле кремлевской стены.


Караул у Мавзолея Ленина.

С 1924 по 1993 годы у Мавзолея находился пост № 1. Каждый час под бой курантов происходила смена караула. Это зрелище привлекало множество туристов. Теперь пост стоит у Могилы Неизвестного Солдата.


Мавзолей Ленина – режим работы.

Посещение мавзолея Ленина возможно с 10 до 13 часов в любые дни, кроме понедельника и пятницы. Попасть в него можно через пункт пропуска возле Никольской башни. Оплата за вход не требуется, однако непременным условием является проверка металлоискателем и соблюдение тишины. Проводить фото и видеосъемку запрещено. Мужчины в Траурном зале обязаны снять головной убор. Сумки и ручную кладь перед посещением необходимо сдать в камеру хранения.


Интересные факты о Мавзолее Ленина.

  • К интересным фактам относится то, что для сохранности тела были применены уникальные способы бальзамирования, разработанные учеными В. П. Воробьевым и Б. И. Збарским. Они позволяют хранить черты лица и тело объекта без изменений около ста лет.
  • Подобному бальзамированию подверглись многие политические деятели. В настоящее время, кроме Ленина, в целости сохранились тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Хо Ши Мина.
  • В помещении Мавзолея постоянно работает специальная лаборатория, сотрудники которой следят за состоянием мумии вождя пролетариата.
  • Из-за покушений на тело Ленина в 60-е годы XX столетия в 1973 году саркофаг накрыли пуленепробиваемым куполом. Для поддержания здания в надлежащем состоянии постоянно проводятся реконструкции, последняя из которых была в 2013 году.


Александрова Арина Алексеевна
педагог-организатор МБОУ «Гимназия №1»

Гражданско-патриотические ценности и

их формирование у обучающихся в процессе

внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский

В нашем современном российском обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям лучшие знания, право выбора лучшей и сильной школы, модной или по-другому самой передовой, современной Программы для ребенка. При этом чаще отодвигая на второй план научить ребенка способности чувствовать, думать, творить и любить.

Научить любить семью, школу, природу, Родину;

научить любить и уважать традиции, культуру, историю;

научить любить свои истоки.

А ведь «Я-гражданин», «Я-патриот» начинается с семьи.

Да, время диктует свои законы, свои правила. Задача нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Именно на школу возложено воспитание Гражданина – Патриота, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Много вопросов возникает у меня, как педагога-организатора:

Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Я работаю с учащимися младшего школьного возраста. Формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей является важным направлением в моей деятельности. Так как начальная школа является особым местом воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну, за школу, потому что дети в младшем школьном возрасте отличаются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учим, что говорим, в безусловность и необходимость нравственных норм. И поэтому, я, как педагог- организатор, вношу немалую лепту в воспитание юного поколения, именно гражданина и патриота.

Цель гражданско – патриотического воспитания: создание условий для формирования и развития гражданско- патриотической культуры личности ребенка.

Патриотизм - это духовность, нравственность, гражданственность и социальная активность личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяю задачи:

  • формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;
  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;
  • воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам страны;
  • создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

В нашей гимназии №1 имеется хорошая база для развития внеурочной деятельности на основе требований ФГОС. Создана единая система учебной, воспитательной деятельности, дополнительного образования для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроена в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности в условиях нашего города.

Какого выпускника мы должны выпускать в рамках новой образовательной программы? Какой конкретный результат моей деятельности должен соответствовать портрету выпускника начальной школы? Воспитать ГРАЖДАНИНА- ПАТРИОТА. Давайте рассмотрим конкретнее, какой он, выпускник начальной школы?

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Тематические классные часы, конкурсные программы, встречи, проекты, краеведческий материал школьного музея становятся основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций, значимость Родины, России. Вся эта деятельность формирует у учащихся интерес к изучению истории, воспитывает чувство гордости за свой город, округ, за традиции, социальные, культурные, спортивные достижения.

День знаний, Посвящение в первоклассники, праздник «С Днем рождения, Гимназия!», конкурс чтецов «Ямал, мой край родной», встреча с ветеранами ВОВ, конкурс фотографий о Ноябрьске, выпуск газеты, посвященной дню рождения гимназии «Наша гимназическая семья», праздник «Посиделки в горнице», конкурсные программы, где есть всегда задания о России, округе, городе, гимназии.

Особое внимание в начальной школе уделялось ходу Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. На карте России была нарисована схема передвижения олимпийского огня, мы с ребятами отмечали маленькими олимпийскими флажками города - участников факельного шествия, а также велся учёт олимпийских медалей на пьедестале почета, вывешивались фотографии спортсменов, завоевавших медали. Это было почетно для ребят и радостно и интересно.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа – это партнёры. Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком её направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Главное, воспитание патриотизма нужно начинать с любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке.

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи. На классных часах ведутся беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения.

Игра «В поисках клада» для учащихся и родителей 1-2-х классов, выставка фотографий «Мамочка, любимая моя!», сочинений «О маме моей», игра семейных команд «С семьей по России», праздник «Посиделки в горнице» и многое другое.

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Воспитание такого гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими Родину: художниками, композиторами, спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну. Наша задача, поддерживать интерес и увлечение детей, стремление к активному образу жизни. Это - новое поколение, которое отличается своим рвением, упорством, своими знаниями и умениями достигает цели в жизни.

Концерт, посвященный Международному Дню музыки, Международный день танца, это интеллектуальные игры на разные темы, конкурсы рисунков «Чудесные краски осени», «Любимые сказки А.С.Пушкина», встреча с выпускниками гимназии, отслужившими в армии и т.д.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Да, задача учителей – научить детей учиться. Поиск необходимой информации для подготовки к мероприятиям, выполнения заданий в них с использованием литературы, энциклопедий, интернет-ресурсов, умение применять на практике все это подразумевает собственную деятельность - самоподготовку. Самоорганизация, самосовершенствование, стремление к лидерству – все эти качества я стараюсь воспитывать в своих воспитанниках.

Поделки разные, новогодние игрушки своими руками, защита проектов; участие в концертной программе, в конкурсах и соревнованиях, защита презентаций и т.д.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Люблю, когда дети проявляют самостоятельность, в том или ином вопросе, где-то командой, имеется в виду без классного руководителя. Наблюдается, что и классные руководители, назначив старшего среди детей, дают возможность самостоятельно принимать решения. Дети чувствуют себя ответственными, взрослыми. Самостоятельность ребенка, осознание ценности семьи, принадлежности к народу, Отечеству, почитание нравственных устоев семьи, как любовь, почитание родителей, взаимопомощь, забота о младших, ответственность перед старшими, страной – очень важные качества, необходимые для нашего выпускника.

Конкурсы для мальчиков, игры и викторины по правам ребенка, участие в акциях «Помощь другу», «Посылка ямальскому солдату», «Письмо солдату»,

участие в мероприятиях к 8 Марта, участие в спортивных состязаниях, традиционный день Дублера.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Во всех школьных делах только позитивная взаимосвязь всех учеников и взрослых. Наличие гражданского мнения у ребят, чувства такта, желание работать вместе – это то, что двигает нас с ними вперед и вперед.

Воспитываем гражданина, доброго, позитивного, умеющего анализировать свои поступки и действия, уверенного в себе, умеющего работать в команде.

Считаю, что одной из главных форм внеклассной работы, является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром, навыки межличностных взаимодействий и преодоления конфликта. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению.

Беседы с классом, игры командные, круглые столы, викторины, традиционный День дублера.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Через школьные дела в рамках ЗОЖ, месячника оборонно-спортивной работы приобщаем детей к ЗОЖ, даем ценность занятий спортом и здоровых увлечений с целью личной безопасной жизни каждого и комфортного состояния их, формирование устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей, учителей.

Соревнования между командами классов, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, акции по ЗОЖ, спортивные часы, защита презентаций о спорте, это традиционные соревнования с привлечением родителей «Равнение на папу!», «Мама, папа, я-спортивная семья!», ЗОЖ, беседы о ЗОЖ, выставка работ «Мое увлечение», «Я и спорт» и т.д.

Специфика проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает эмоциональное воздействие, т.е. важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на результативность. Чувство гордости, сопричастие к великому, соучастие в чем-то важном – всё это окрыляет, вдохновляет, направляет ребенка, заставляет задуматься об очень важном и нужном – о своем месте в обществе, о свое значимости, главное активизирует его в жизни.

Подведение итогов – процедура, которая дает возможность участникам высказать свое мнение о мероприятии, ответить на эти вопросы, позволяет сделать выводы мне. Кроме этой таблицы, я применяю для подведения итогов цветные карточки: желтая – на 5, синяя – на 4, коричневая – на 3; иногда, просто проговариваем, что больше понравилось, а что меньше. Но после каждого проведенного дела стараюсь посетить класс с кл. рук. и обобщаю участие класса, подвожу итоги, нацеливаю на будущее.

В феврале и марте месяце в начальной школе было проведено анкетирование по уровню воспитанности. Результаты позволяют говорить о том, что гражданско-патриотическое воспитание в гимназии ведется эффективно, в организацию которой включены и учебная и внеучебная деятельность. Главное, в детях заложено начало понимания таких понятий: Гражданин и Патриот.

Ну, а мы должны стремиться в своей педагогической деятельности к такому результату:

Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.

И в заключение, вспомним стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина

Десять правил маленького россиянина

Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин)