Игрушки потешки для самых маленьких нашего края. Игры-потешки для развития мелкой моторики рук. Варежки пушистые мы с тобой достанем

Исследования физиологов показывают что уже на первом месяце жизни малыш начинает двигаться в такт с ритмом речи матери, пытается имитировать мимику. Поэтому так важно как можно больше разговаривать с крохой. Хороший способ общаться и играть одновременно – детские игры-потешки.

Давай поиграем?

Для нормального развития ребенку необходимо выражаясь языком психологов, непосредственно эмоциональное общение с матерью. Это когда мама и младенец просто вместе и радуются тому, что они другу у друга есть, - своего рода чистый обмен эмоциями. Слова здесь, безусловно, присутствуют, но важнее не их смысл, а те интонации, с которыми мама их произносит. В случае, если ребенок лишен такого общения (как это бывает у детей-отказников в детских домах), у него возникает значительная задержка развития.

Развитию малыша в самые первые месяцы помогает следующее:

  • Физическое прикосновение - поглаживайте, целуйте, прижимайте кроху к груди - это успокаивает малыша и настраивает его на первые ответные реакции в общении с родителями.
  • Стимулирование первой улыбки - чаще улыбайтесь крохе. Видя нежность, привязанность и заботу, младенец постепенно начинает на нее отвечать в ответ на ваши улыбки он уже вскоре пошлет вам свою.
  • Поддержание радостного настроения - возьмите малыша на руки, поддерживая под головку, постарайтесь поймать его взгляд, улыбайтесь ему, нежно покачивайте его. В этом возрасте ребенку будут очень полезны любые колыбельные, спетые мамой. И пусть у нее не будет ни слуха, ни голоса, это не испортит музыкальный вкус малыша, зато улучшит эмоциональный контакт между мамой и крохой. Младенец обязательно будет вам «подпевать», используя те звуки, которые он уже освоил.

Игры и забавы

С самых первых недель жизни родителям, бабушкам или няням будет полезно узнать (или вспомнить) простые контактные игры-потешки для малышей, которые обязательно понравятся вашему чаду. Потешки - это короткие, веселые стишки для игры с ребенком. Они не только развлекают малыша, но и развивают его. Слушая стихи, младенец самостоятельно протягивает ручки, поворачивает головку – он ждет знакомое движение, которое запомнил до этого. Стишки-потешки произносятся спокойным голосом, также их можно припевать (песенки-потешки).

Перед тем как выбирать потешки, подходящую вашему ребенку по возрасту, сверьтесь со списком «эмоциональных умений» крохи:

  • первая мимолетная улыбка в ответ на обращение - 1 месяц ;
  • быстро отвечает улыбкой, когда к нему обращается мама или другой близкий человек, - 2 месяца ;
  • появляется целый комплекс эмоций (малыш гулит, улыбается, активно двигает ножками и ручками в ответ на обращение к нему) - 3 месяца ;
  • комплекс эмоций возникает часто и легко - 4 месяца ;
  • громко смеется, когда мама или другой близкий человек начинает с ним играть, - 4 месяца .

Для чего нужны детские потешки

  1. Эти стишки учат малышей понимать речь: слушать ее интонацию и выразительность, ритмичность и плавность.
  2. Помогают физическому развитию ребенка: ребенок повторяет различные жесты и движения.
  3. Настраивают ребенка на нужный лад: успокаивают, ободряют, могут развеселить, утихомирить перед сном.

Песенки и стишки-потешки
Потешки бывают на все случаи жизни: для знакомства с собственным телом, с окружающим миром, для умывания, причесывания, то есть для любого действия ребенка в течение дня.

Детские потешки для самых маленьких (с 0 месяцев)

* * *
Ой ту-ту ту-ту ту-ту,
Не вари кашу круту
(поглаживайте животик малыша круговыми движениями)
Вари жиденькую,
Вари мягонькую, молочненькую
(целуйтемалышав щечки)

Потешки для ребенка 3 месяца

* * *
Как у нашей птички
Темные реснички
(дуйте на реснички)
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки
(поглаживайте ножки, начиная со ступней)
Как у нашей лапки
Коготки-царапки
(поглаживайте пальчики)

Тетка Агашка
(возьмите головку малыша в свои ладони, поворачивайте в право и влево)
Сшей мне рубашку
(сводите и разводите ручки малыша на уровне груди крест-накрест)
Надо нарядиться
(поглаживайте ручки и животик плавными движениями, как бы одевая рубашку)
Едем прокатиться
(легко подбрасывайте малыша, лежащего на ваших коленях, фиксируйте головку, чтобы ребенок не пугался)

* * *
На перинку,
На простынку
(поглаживайте ручки и ножки ребенка)
Не на край -
На серединку
Положили голыша
(перекатывайте малыша вправо и влево на вытянутых руках)
Завернули крепыша

* * *
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись
Потягушечки, потягушечки.
Где игрушечки-погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними.
(Можно взять бубен с лентами или колокольчики на веревочках, передвигать игрушку в поле зрения малыша)

Потешки для малышей с 3 до 6 месяцев

* * *
У бабы Фроси пятеро внучат
(хлопайте ладошкой о ладошку, помогая малышу ладошки раскрыть)
Все каши хотят, все криком кричат
Акулька в люльке, Аленка в пеленке
(загибайте пальчики поочередно)
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила
(выполняйте круговые массажные движения по животику ребенка по часовой стрелке; строчка повторяется 2 раза)
Кашу варила
(против часовой стрелки 2 раза)
Молоко топила,
Внучат кормила.
Как каши наелись
(поглаживайте щечки ребенка)
Молока напились,
Бабе поклонились,
Угомонились.

Потешки для малышей с 6 до 9 месяцев

Показ заводной игрушки со стишком
Зайка, зайка, попляши.
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
(Стишок следует повторять регулярно, используя принцип одна игрушка-один стишок)

Мыльные пузыри
(Пускайте мыльные пузыри, сделанные из детского шампуня без слез, добиваясь, чтобы кроха зафиксировал на них внимание)
Ай, тари-тари-тари,
Полетели пузыри.
Ай, тари-тари-тари,
Улетают пузыри.

Топни, нога
(на ножку наденьте гремящий браслет или специальную яркую игрушку)
Ох и топни, нога,
Топни правенькая
(топните правой ножкой малыша об опору)
До чего ж ты хороша,
Моя маленькая.
Ох и топни, нога,
Топни левая
(повторяйте тоже движение с левой ножкой)
Будем мы танцевать!

Игры во время купания

* * *
А вода текучая, дитя растучее
А вода текучая,
А дитя растучее.
С гуся вода, с лебедя вода
(поливайте небыстро теплой водой из ковшика)
А с нашего (имя ребенка) вся худоба
(гладьте и поливайте водой животики бока)
Вода книзу, дитя - кверху
(отряхивая, вытягивайте ручки ребенка вверх)
Расти во-о-от такой вышины
(тяните ручки ребенка вверх)

Покачивание на воде
(Малыш находится в ванне на вытянутых руках взрослого)
Легкое суденышко,
Золотое донышко
(покачивайте вправо и влево)
Зелен бережок,
По волнам гони стружок.

Помните, окружая ребенка нежностью и любовью вы стимулируете его развитие и тягу к познанию

Лучший досуг для малыша — самые простые игры, сопровождающиеся нежными прикосновениями, ласковым маминым голоском и ритмичными стишками. Игры с потешками для малышей — это развитие, физическое и речевое. Потешки можно инсценировать, добавлять движения, разыгрывать роли самим или же вовлекать в действие игрушечных персонажей.

Игра «Деревянные ложки»:

Привлекая внимание, постучите ложками. Отдайте ребенку одну ложку, побуждая постукивать ею об пол:

Ай, туки, туки, туки.
Застучали ложки,
Застучали ложки,
Заиграли ложки:
Тук-ток, тук-ток,
Скоро Тимочке годок!

В игру можно вносить разнообразие(стучать по ведёрку и т д)

Игра «Наша песенка простая»

Стимулирует повторное произнесение одних и тех же слов. Положите кроху на грудь и напевайте песенку:

Утром я встаю,
Песенку пою, песенку простую,
Вот какую:
Ля – ля, ля – ля, ля – ля.

Игра «Прилетели гули»:

Развитие умения повторять и понимать движения. Обхватите ручки ребёнка помашите ими, как крыльями:

Прилетели гули,
Гули голубочки.
Положите рук на его головку:
Сели на головку,
На головку детке.
Помашите ручкой ребёнка, как бы отгоняя птичек:
Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш.

Игра «Комарики»

Сведите вместе свой большой и указательный пальцы - это и будет “комар”, который кружит над ребенком, пока Вы приговариваете:

Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились -
Кусь!

Потом вместо ушка попадется ножка, потом щечка или ручка…

Игра «Молодой дроздок»

Ребенка качают на коленях и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели! (машем «крыльями», кладем ручки ребенка ему на головку)

Игра «Мышка»

Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка)
Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?

Игра «Котик»

Котик выпил молока (облизываемся язычком),
Откусил он пирога (хлопаем в ладошки),
Лапки вытер (трем ручки друг о друга),
Нос помыл (обтираем носик),
«Мяу, мяу!» — говорил (говорим: «Мяу»).

Игра «Дом»

Туки-туки, строим дом (стучим кулачками друг о друга),
Дом высокий (тянемся вверх),
Дом с окном (разводим ручки в стороны),
С острой крышей (складываем руки в виде крыши)
И с трубой (одна ручка вверх),
Будем жить мы в нем с тобой (обнимаемся).

Игра «Сценка про зайца»

Раз-два-три-четыре-пять,
(взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать.
(покачали вверх-вниз)
Огляделся,
(вращаем голову игрушки)
Повертелся,
(вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз
(наклоняем вперед-назад)
Пробежался,
(«побежала» игрушка)
Забоялся….
(спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись!
(показали ребенку)

Игра «Мишка косолапый»

Мишка косолапый
По лесу идет (бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет (приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб (держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою — топ! (топаем ногой)

Игра «Зайка сидит»

Зайчик серенький сидит (сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! (шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок (прыгаем, как зайчик)

Игра «Веселые овечки»

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок! (весело прыгаем)
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки (встаем на ножки, тянемся вверх, приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились (кружимся)
И в речку свалились (падаем)

Игра-хит «Коза»

Идет коза рогатая
За малыми ребятами (приставляем к голове «рожки»)
Ножками — топ-топ! (топаем ножками)
Глазками — хлоп-хлоп! (зажмуриваемся и открываем глазки)
— Кто кашку не ест? Молочка не пьет? (грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю! (бодаемся)

Игра «Баран-баран»

Произносим слова:

Баран, баран, буц! (на слове «буц» легонько стукаемся лбами).

При всей своей простоте игра идет у детей на ура!

Игра «Два жука»

На полянке два жука
Танцевали гопака: (танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ! (топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ! (топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?(встаем на носочки, тянемся вверх)

Игра «Прятки»

Тю-тю нету Любушки, Любушки -голубушки.
Ой, да не ее нигде, где Любаша наша, где?
Мы искать ее пойдем, и найдем ее, найдем.

Игра-прятки «Части тела»

У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)

Покажитесь мне опять. (показываем руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрываем ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять. (показываем уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрываем ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять. (убираем ладошки от глаз)

Игра «Зонт»

Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
(Мама проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт, предлагает малышу спрятаться под ним)

Игра «Котята»

Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.

Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Подставляй ладошку (вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка. (разжимаем их)
На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку… (прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт!

Игра «Солнечные зайчики»

Если позволяет погода, то возьмите зеркальце и попускайте солнечных зайчиков по комнате. А затем поиграйте в эту игру.
Солнечные зайчики -
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…

Игра «Слушай, мишка…»

Скажите своему малышу, что вы начинаете играть с мишкой и что мишка будет делать все, о чем вы его попросите. Декламируйте стишок:
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки опусти.
Мишка, мишка, покружись.
А потом земли коснись
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три!

Читая стишок, выполните с мишкой все упражнения и попросите ребенка проделать с мишкой то же самое.

Игра в мяч

Для игры на свежем воздухе возьмите два мяча. Один мяч нужен для вас, другой — для вашего ребенка. Покажите малышу все, что вы можете делать с мячом, напевая при этом на какой-нибудь мотив, что именно вы делаете.

Мы катим, катим мячик,
Укатим далеко.
Ах, до чего катить его
Приятно и легко!

Дайте мяч ребенку, и пусть он делает с ним все то же, что и вы.

Приятного вам развития!

18

Счастливый ребенок 05.02.2016

Дорогие читатели, наверно, многие из вас пели своим детям или внукам разные детские песенки и потешки. На мой взгляд, такое общение с детьми никогда не проходит напрасно. Сколько своей Любви мы передаем детям в эти минуты, сколько тепла мы им дарим. Сегодня на блоге я хочу с вами поговорить о пользе вот таких детских песенок и потешек для развития детей.

Статью я эту включила в рубрику , которую ведет психолог Анна Кутявина на моем блоге. Аня сейчас воспитывает сына Юрика, ему сейчас два годика. И, конечно, Аня уделяет ему много внимания. В том числе развивает его и вот такими песенками –потешками. Основной материал статьи подготовила Аня, но в конце статьи вы услышите и мои мысли на эту тему. А сейчас я передаю слово Ане.

Добрый день всем читателям блога Ирины. Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну очень важную и нужную тему – влиянии песенок и потешек на развитие наших деток. Родители всегда стараются предложить малышу самое лучшее. Новые игрушки и самую полезную еду, чувство безопасности и уютный дом. Но только ли это нужно малышу, особенно в раннем возрасте?

Специалисты твердят в один голос, что для младенца главное – близкое общение с мамой. Притом, контакт не только физический, но и эмоциональный. И любящая мама всегда интуитивно следует этому – постоянно берет кроху на руки, поет ему, рассказывает что-то, показывает. В чем же секрет маминых прибауток?

По результатам исследований, детки, которым много поют и рассказывают потешки, раньше и лучше других начинают разговаривать. То есть, наблюдается прямая связь между песенками мамы и развитием речи ребенка. Но это далеко не все бонусы, которые дают мамины песенки и потешки.

Чем полезны песенки и детские потешки?

Немного истории. Потешки пришли к нам из народа, и несут в себе мудрость многих поколений наших предков. Положительное действие веселых песенок и прибауток замечают не только мамы с папами, но и педагоги. Но чем же они так полезны?

Во-первых, они знакомят малыша с окружающим миром . Прижимая к себе ребеночка, мама показывает ему какую-то вещь и называет ее, пропевает в песенке.

Во-вторых, песенки учат малыша понимать и воспринимать речь . Казалось бы, самые простые и незамысловатые слова, но на деле они помогают крохе связывать сказанное слово и предмет, который оно обозначает. Кроме того, благодаря потешкам малыш учится определять веселую или грустную интонацию голоса, различать даже похожие между собой звуки, чувствовать плавность и ритмичность речи.

В-третьих, такая легкая форма общения с мамой способствует психологическому здоровью малыша . Ведь он видит, что мама поет, улыбается, а, значит, все хорошо. И можно нормально расти и развиваться.

В-четвертых, по наблюдению ученых, потешки и песенки, рассказанные или спетые с любовью, стимулируют интеллектуальное становление малыша . Стимулируется мелкая моторика, а вместе с ней – и мышление. Начинают развиваться различные разделы мозга, ребенок тренирует внимание, восприятие, память и другие важные психические функции.

В-пятых, песенки и потешки помогают ребенку лучше и быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и более спокойно идти на контакт с близкими.

В-шестых, естественным образом происходит физическое развитие малыша . Ведь он тянется за мамой, старается повторить все то, что она показывает и о чем рассказывает в потешке.

И один из самых главных «бонусов» песенок и потешек — сближение родителей и малышей. Ведь мы в игровой форме все чаще обнимаем своих крох, прикасаемся к ним, целуем, учим всему новому.

Помимо этого, песенки приучают малыша к определенным процедурам – купанию, умыванию, мягкому пробуждению или засыпанию, приему пищи. Давайте вспомним самые чудесные песенки-потешки для наших крошек.

Песенки — детские потешки для водных процедур

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ой-ой-ой-ой-ой,
Кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?


Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

А вот еще чудесная:

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Юрик, умывайся веселей!

Ух, как здорово-то, в теплой водичке плескаться!

Утренние детские потешки для радостного пробуждения

Мы проснулись, мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Давайте посмотрим еще видеоматериал.

Песенки — детские потешки для первых шагов крохи

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

Детские потешки для знакомства с частями тела

Такие веселые потешки надо проговаривать, одновременно показывая малышу его ножки, ручки – по тексту.

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у крохи рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки —
Мягкие подушки.
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
Ай, люли-люли-люли
Юру маме принесли.
Юрик маааааленький,
Юрик маааменькин.

Вот еще одна детская потешка.

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

И, конечно же, «вечная» и всеми нами и детьми любимая сорока-ворона:

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Мой сынок любит ее больше всего, и всегда с удовольствием «включается» в игру.

Детские потешки до и во время еды

Если малыш не хочет кушать, можно попробовать развлечь его веселой потешкой. Гляди, и от каши ничего не останется вскоре.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Вспомним и про ложечки: первую, вторую, третью, чтобы аппетит пришел к нашим детям.

Кто у нас любимый самый?
Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку — за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котенка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

И еще одна простенькая, но забавная детская потешка:

Каша вкусная дымится,
Юра кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.

Детские потешки перед сном

Если малыш боится засыпать, предложите ему такие стишки:

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну, а солнышко проснется,
Юрик маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти, сынок, здоровым.

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.

Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

Конечно, их можно пропевать и просто так, перед сном. И тогда малыш наверняка будет видеть яркие и добрые сны!

Песенки — детские потешки, чтобы успокоить ребенка

Если малыш плачет, обнимите его и скажите:

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Придет киска неспеша,
И погладит малыша.
Мяу-мяу – скажет киска.
Наша детка хороша.

Когда начинать знакомить малыша с потешками?

Специалисты утверждают, что никогда не рано. То есть, петь песенки и рассказывать стишки крохе стоит уже с самого раннего возраста. А перинатальные психологи говорят, что все это можно начинать делать еще до рождения малыша.

Песенки, спетые для родного человечка, гармонизируют и успокаивают также и саму маму. Они с малышом становятся еще более близки душевно. А что может быть лучше?

Позже, когда ребеночек немного подрастет, можно предлагать ему и более «взрослые» потешки о животных, а также разных предметах в быту. Чудесно будет делать небольшие разминки, сопровождаемые потешками, во время игр и творческих занятий.

Кто должен петь песенки и рассказывать потешки?

Конечно, термин «должен» тут точно не подходит. Для песенок необходимо хорошее настроение и радостное предвкушение игры с малышом. Изначально начинает общаться с крохой таким образом мама. Но никто не мешает включаться в игру и папе, и бабушкам с дедушками. Главное, чтобы все были довольны и счастливы.

И напоследок, добавлю свои наблюдения. Не обязательно запоминать длинные тексты народных потешек, специально их учить. Если у Вас все в порядке с фантазией, Вы можете легко придумывать и свои тексты, а дальше просто смотреть, что больше всего по душе малышу.

Не упускайте таких чудесных моментов вместе с ребенком, как игры и потешки! Ведь это чудесный шанс стать ближе и роднее, да и, кроме того, обогатить малыша новыми знаниями и навыками.

Скажите, а Вы поете песенки своим деткам? Рассказываете им потешки? Как Вы думаете, важны ли такие формы для развития крохи? Поделитесь, пожалуйста, с нами своим мнением. Счастья Вам и Вашим любимым малышам!

Анна Кутявина

Аня, спасибо тебе за тему. Думаю, что многим будет познавательно и приятно почитать все.

Добавлю от себя еще немного мыслей. Конечно, мы тоже с дочками много пели, не скажу, что было в нашей жизни много потешек. Но, конечно, были с книжки с такими детскими потешками, и читали мы их, и приговаривали, но больше всего им нравилось творчество. Мое творчество. Расскажу вам наше любимое занятие по этой теме. Вот так вспомнилось, так запомнилось, до сих пор с дочками иногда вспоминаем все.

Обычно эти песенки наши были вечерние, перед самим сном. Ложились они в кроватки. Я рядышком. И начались сочиняться мной и пропеваться истории… Какие истории? Обычно про кисок, т.к. мы их очень-очень любили. И началась всегда история так: «Жила была киска и было у нее семь маленьких, семь маленьких котят. Мяу-мяу-мяушки мяу»…

А дальше развивались события, что же там случилось с кисками. То они кушали, то резвелись, то гулять пошли и произошли какие-то события с ними, то заблудились, то заснули, словом – вариантов было море. И самое главное, каждый раз надо было придумать что-то новое. Старый вариант ну никак не проходил. Я никогда не знала заранее, что же будет в нас в этот раз, но как-то чудесным образом все складывалось. Вот так мы и засыпали с кисками и вот с такими детскими песенками. Сколько лет прошло, а помним до сих пор.

А недавно вот даже спросили меня: «Мамуль, а ты будешь петь нашим детям истории про кисок?». Тут уж я улыбнулась. Вот правда, ну надо же так запомнилось все дочкам. Конечно, буду.

Наверняка и у вас есть свои истории с детскими песнями и потешками. Будем рады, если вы поделитесь.

И для души мы с вами послушаем сегодня Samvel Yervinyan ~ Petit Waltz . Какая красота, легкость и изящество во всем.

Желаю всем прекрасного настроения, здоровья, гармонии, тепла и уюта в семьях. Как можно больше проводите времени вместе с вашими детьми и внуками, дарите им свою Любовь и тепло.

Смотрите также

18 комментариев

    Ответить

    Тамара
    07 Фев 2016 в 23:02

    Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

    Потешки для новорожденных

    Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

    Потешки для детей до года

    Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

    Потешки на все случаи жизни

    Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

      Водичка, водичка,
      Умой мое личико,
      Чтобы глазоньки блестели,
      Чтобы щечки краснели,
      Чтоб смеялся роток,
      Чтоб кусался зубок.

      Ай, лады, лады,
      Не боимся мы воды,
      Чисто умываемся,
      Маме улыбаемся.

      Щечки?
      Мыли.
      Носик?
      Мыли?
      А глазки?
      Забыли.

      Вот мы руки развели,
      Словно удивились.
      И друг другу до земли
      В пояс поклонились!
      Наклонились, выпрямились,
      Наклонились, выпрямились.
      Ниже, ниже, не ленись,
      Поклонись и улыбнись.
      (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
      – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

      Буратино потянулся,
      Раз – нагнулся,
      Два – нагнулся,
      Три – нагнулся.
      Руки в сторону развел,
      Ключик, видно, не нашел.
      Чтобы ключик нам достать,
      Нужно на носочки встать.
      (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
      выполняя все движения по тексту.)

      (Поочерёдно загибаем пальчики)
      Этот пальчик - дедушка,
      Этот пальчик - бабушка,
      Этот пальчик - папочка,
      Этот пальчик - мамочка,
      Этот пальчик - я,
      Вот и вся моя семья.

      Этот пальчик - в лес пошёл,
      Этот пальчик - гриб нашёл,
      Этот пальчик - занял место,
      Этот пальчик - ляжет тесно,
      Этот пальчик - много ел,
      Оттого и растолстел.

      Паучок, паучок,
      Аню хвать за бочок.
      Лягушка, лягушка,
      Аню хвать за ушко.
      Олени, олени,
      Аню хвать за колени.
      Песик, песик,
      Аню хвать за носик.
      Бегемот, бегемот,
      Аню хвать за живот.
      Оса, оса,
      Аню хвать за волоса.
      Кузнечики, кузнечики,
      Аню хвать за плечики.

      (подставляйте имя своего ребенка)

      Кто тут будет куп-куп,
      По водичке – хлюп-хлюп?
      В ванну быстро – прыг, прыг,
      В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
      Будет мыло пениться,
      И грязь куда-то денется.

      Ах, кокля-мокля,
      Глазоньки промокли.
      Кто будет детку обижать,
      Того коза будет бодать.

      Не плачь, не плачь,
      Куплю калач.
      Не хныч, не ной,
      Куплю другой.
      Слезы утри,
      Дам тебе три.

      У киски болит,
      У собачки болит,
      А у моего малыша
      Заживи-заживи-заживи.

      Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
      Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
      Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
      Из последнего окошка
      Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
      Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
      Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
      Пришла лисичка,(гладим спинку)
      Хвостиком помахала
      Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
      Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
      Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
      Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
      Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
      Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
      Стул,(стул - щепотью)
      Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
      Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
      Жене и дочке,
      Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
      Шлю вам чулочки,
      Дзинь-точка.
      Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
      Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
      Прочитал,
      Помял, разгладил,
      Сложил,
      Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

      Розовый животик
      Мурлычет, словно котик,
      Заурчал щеночком
      Забулькал ручеечком.
      Ах животик ты, живот,
      Кто же там внутри живёт?
      Кто мешает баиньки
      Маленькому заиньке?
      Мы погладим пузики,
      Толстые арбузики.
      Спит щеночек, спит котёнок.
      Улыбается ребёнок.

    • Это - ложка,
      Это - чашка.
      В чашке - гречневая кашка.
      Ложка в чашке побывала -
      Кашки гречневой не стало!

      Идет коза рогатая
      За малыми ребятами,
      Ножками топ-топ,
      Глазками хлоп-хлоп,
      Кто каши не ест,
      Кто молока не пьет -
      Забодает,
      Забодает,
      Забодает!

      Утка утенка,
      Кошка котенка,
      Мышка мышонка
      Зовет на обед.
      Утки поели,
      Кошки поели,
      Мышки поели.
      А ты еще нет?
      Где твоя ложечка?
      Скушай, хоть немножечко!

      Сорока-ворона
      Кашку варила,
      На порог скакала,
      Гостей созывала.
      Гости не бывали,
      Каши не едали,
      Всю свою кашу
      Сорока-ворона
      Деткам отдала.(загибаем пальчики)
      Этому дала
      Этому дала
      Этому дала
      Этому дала
      А этому не дала:
      - Зачем дров не пилил
      - Зачем воду не носил!

      Пышка, лепёшка
      В духовке сидела,
      На нас глядела,
      В рот захотела.

    Когда и как использовать потешки?

    Также потешки используются:

    • когда ребенка одевают на прогулку;
    • купают;
    • помогают проснуться с хорошим настроением;
    • если ребенок шалит или капризничает;
    • для игры с ним;
    • для обучения малыша в игровой форме и пр.

    Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

    Любящие поцелуи

    Эта игра-потешка помогает вашему ребёнку знакомиться со своим телом и чувствовать вашу любовь. В неё хорошо играть, когда вы переодеваете ребёнка или меняете ему подгузники и памперсы.

    • Говорите ребёнку: «Я люблю твой носик, носик, носик», - целуя его в нос.
    • Говорите ребёнку: «Я люблю твой животик, животик, животик», - целуя его в живот.

    Называйте и целуйте другие части тела ребёнка.

    Купание маленькой рыбки

    В эту игру весело играть в ванне или детском бассейне.
    Декламируйте стихи, двигая под водой рукой, как маленькая рыбка:

    ***
    Плыви ко мне, рыбёшка,
    Словлю тебя ладошкой.
    Куда же ты уплыла,
    Скользкая, как мыло?
    А рыбонька купалась
    И в руки мне попалась!

    На последних словах слегка обрызгайте ребёнка водой.

    Детская сказка перед сном

    Придумайте сами сказку для ребёнка, в которой будет фигурировать его имя. В сказке должны упоминаться дела, в которых участвовал ваш ребёнок в течение дня.

    Вот пример такой сказки – истории:
    Когда-то в давние времена жил чудесный маленький мальчик (имя вашего ребёнка). Он любил играть с (перечислите несколько любимых игрушек малыша). Иногда он шёл гулять на улицу, где видел птичек и ходил по траве. В обед он ел суп и пюре, а потом пил молоко. Каждый вечер перед сном мама (папа) купала его и много раз целовала. А потом укладывала спать в кроватку.И он закрывал глазки и засыпал.

    Используйте имя ребёнка в сказке как можно чаще.

    Потешки для физических контактов с ребенком

    1. Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
    Потягушечки,
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки!
    Руки – хватушечки,
    Ноги – бегушечки.

    Потягунюшки,
    Порастунюшки!
    В ножки – ходунушки,
    В роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    2. Катая малыша по подушке, приговаривайте:
    Тушки!
    Тутушки!
    Сели на подушки.
    Пришли подружки,
    Столкнули с подушки.

    Тюшки, тютюшки!
    Веселы ли, душки?
    Подниму дочушку
    На крутую горку,
    Бух! Покатились –
    С горки свалились.

    3. Легко постукивая по подошвам, приговаривайте:
    Токи, токи, тошки,
    Кую, кую ножки.
    Ножки у (имя ребенка)
    Едут по дорожке.
    Дорожка кривая,
    Ни конца, ни края,
    Грязь по колено,
    Лошадь охромела.
    Топ, топ, топ, топ –
    Приехали!

    4. Постукивая в такт кулачками ребенка, приговаривайте:
    Вьюшки, вьюшки,
    Вьюшки-вью,
    Колотушки колочу,
    Приколачиваю.

    5. Качая малыша из стороны в сторону:
    А ту-ту-ту-ту!
    Не вари кашу круту,
    Вари жиденьку,
    Корми Митеньку.

    . Умывая малыша:
    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    7. Положите малыша на спину. Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:
    Вот такая (ой) расти,
    Ко мне в гости ходи,
    Вот такая (ой) расти,
    Нам на радости.

    Кыши, кыши,
    Расти (имя ребенка) выше,
    Расти (имя ребенка) выше,
    До хором, до крыши.

    8. Поворачивая голову малыша из стороны в сторону:
    Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место,
    Пеку, пеку каравай,
    Головоньку – валяй, валяй!

    9. Посадите ребенка на диван с опорой. Взяв его ручки в свои, учите малыша хлопать в ладоши, приговаривая в ритм:
    «Ладушки-ладушки,
    Где были?» -
    «У бабушки».
    «Что если?» -
    «Кашку!».
    «Что пили?» -
    «Бражку».
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.

    10. Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:
    Тяни, тяни,
    Холсты просты,
    Потягивай,
    Поперек подкладывай.

    Тяни холсты –
    На покроичку.
    Тяни холсты
    На рубашечку.

    11. Посадите малыша на колени лицом к себе. Покачивая малыша к себе и от себя, приговаривайте:
    Тяну, тяну,
    Рыбу ловлю,
    В кошель кладу,
    Домой несу.

    Щучки – в кучки,
    Плотички – в полички.
    Один ершок –
    Да и тот в горшок.
    Щей наварю,
    (Имя ребенка) накормлю,
    Спать уложу.

    12. Удерживая малыша под мышки, поставьте его на твердую опору. Поднимайте малыша вверх и вниз и приговаривайте:

    Дыбочки, дыбок,
    Скоро (имя ребенка) годок.

    А (имя ребенка), попляши!
    Твои ножки хороши,
    Еще нос сучком,
    Голова пучком.

    Ай, скок, поскок,
    Молодой груздок.,
    По водичку пошел,
    Молодичку нашел:
    Целовал, миловал,
    Да к себе прижимал.

    13. Подбрасывая малыша на коленях, делают вид, что роняют. Приговаривают в ритм движения:
    Поехали, поехали,
    С орехами, с орехами,
    Поскакали, поскакали,
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскочку
    По кочкам, по кочкам –
    Бултых в ямку!

    На молоденькой лошадке –
    Трюх, трюх, трюх!
    А на старой да на кляче –
    Бух!

    Ехал мальчик маленький
    На лошадке серенькой –
    По ровненькой дорожке,
    По ровненькой дорожке,
    По кочкам, по кочкам,
    По ухабам, по ухабам,
    Прямо в яму – БУХ!

    Хорошая дорога,
    Хорошая дорога.
    Вот стала что-то хуже,
    Вот стала что-то хуже.
    Шаляет, валяет,
    Шаляет, валяет,
    На мостике, под мостиком,
    На мостике, под мостиком –
    Бух в ямку!

    Ехал пан, пан, пан,
    Ехал сам, сам, сам
    По ровной дорожке, по ровной дорожке,
    По кочкам, по кочкам –
    Бух в ямку!

    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на лошадке,
    Жена на коровке,
    Детки на телятках,
    Внуки на козлятках.

    14. Ласково трогая малыша за носик, приговаривают:
    «Чей нос?» -
    «Мокеев».
    «Куда едешь?» -
    «В Киев».
    «Что везешь?» -
    «Рожь».
    «Что возьмешь?» -
    «Грошь».
    «Что купишь?» -
    «Калач».
    «С кем съешь?» -
    «Один (одна)».
    «Не ешь один! (потянуть за нос)
    Не ешь один!»

    15. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка и приговаривают:
    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая:
    Ножками – топ-топ!
    Глазками – хлоп-хлоп!
    Кто кашки не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодает, забодает!

    16. Перебирая пальчики малыша, ласково приговаривают:
    «Пальчик-мальчик,
    Где ты был?» -
    «С этим братцем
    В лес ходил.
    С этим братцем
    Щи варил.
    С этим братцем
    Песни пел».

    17. Малыша, который учится ходить, манят к себе и приговаривают:
    Ножки, ножки,
    Бегите по дорожке,
    Нарвите горошку.

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ-топ-топ.

    18. Качая малыша на своей ноге:
    Анна Петровна
    Поехала по бревна.
    Запнулась за пенек,
    Простояла весь денек.