Как называется японская обувь. Обувь китая и японии

Гэ́та (яп.下駄) - традиционные японские сандалии на деревянной подошве, которые надеваются к кимоно. Выполняются одинаковыми для обеих ног. Подошва обуви представляет собой деревянную платформу, закрепленную на одном, двух или трех поперечных брусках («зубах»). Каблуки-«зубы» могут иметь различную высоту в зависимости от назначения гэта. На ноге обувь закрепляется с помощью ремешков, соединенных между большим и указательным пальцами ноги.

История

Первые изображения гэта на свитках с рисунками относятся к Х веку нашей эры. В начале XVIII века с появлением новых инструментов, гэта перешли в массовое производство. В то время они стали модной обувью в Эдо (Токио). Их оформление становилось все более затейливым, и Сёгунат, орган который наказывал простых людей за излишнее внимание к собственному внешнему виду, даже запретил ношение покрытых лаком моделей. Сначала гэта носили только простолюдины: в высокой обуви было удобно снимать плоды с деревьев, передвигаться по мокрой земле и пр. Со временем сандалии на деревянной подошве стали носить и представители высших сословий. Их обувь мастера украшали золотой парчой, росписью, резьбой, колокольчиками.

Со временем сформировалось четкое разграничение типов гэта – сандалии с закругленными углами носили священнослужители и зрелые мужчины, классические прямоугольные – мужчины средних лет, наклоненные вперед – актеры. Женские модели четко указывали на возраст их обладательниц. Гэта были основной обувью японцев в течение нескольких веков. Самое большое количество пар было реализовано в 1955 году – 93 миллиона. Примерно с этого же времени в Японии начала распространяться европейская обувь, а популярность гэта стала угасать. В настоящее время их обычно надевают в храмы и на традиционные праздники. Также гэта носят гейши и люди, должность которых обязывает ходить в традиционном костюме.

Виды

– самые древние гэта эпохи Яёй. Их носили японские крестьяне, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Существование тагэта является опровержением теории о том, что этот вид обуви изначально появился в Китае.

– ивовые гэта для неторжественных случаев, которые носили японские гейши в конце XVII века. Платформа-скамеечка на двух «зубах» имеет округлую форму.


Поккури-гэта (коппори-гэта) – роскошно декорированные гэта с полой подошвой из древесины павалонии, предназначенные для гейш, майко, гэйко, кабуро и камуро. Имеют платформу высотой от 10 до 20 см, скошенную под носком. Высота разновидности поккури — окобо-гэта – от 7 до 11 см.

Кири-гэта – мужские гэта темных цветов без каблуков или с небольшими «зубами». Могут иметь полузакрытый верх.

Хиёри-гэта (тошихиса-гэта) – парадная мужская обувь на двух тонких «зубах». Гэта этого типа могут быть обтянуты кожей или иметь съемные носки, защищающие от влаги.



Сукэроку-гэта (фунагата) — гэта актеров японского театра Кабуки с округлой подошвой–«лодочкой» и одним высоким «зубом».

– железные гэта, предназначенные для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). Чтобы ноги не разъезжались, сандалии скреплялись между собой цепью.

— гэта на лезвиях или железной проволоке для катания на льду.

Красочные, многослойные, своеобразного фасона традиционные японские наряды удивляют, восхищают и завораживают. Но, обычно, под всем нагромождением тканей, особенно в длинных церемониальных одеждах, совсем незаметна обувь. Но ведь они-то во что-то обуты – не босые же ходят. И действительно, у жителей Японии в процессе формирования традиций костюма параллельно складывались обувные обычаи.

Нам сложно было бы судить, как выглядела одежда и обувь в те далекие времена до изобретения и распространения фотографии, если бы не изобразительное искусство. Благодаря серии гравюр с изображением самураев известного японского художника Утагава Куниёси можно увидеть, что благородные господа самурайского рода обували в нечто, похожее на наши лапти, – варадзи.

Варадзи и варадзори

Главной особенностью является способ ее удерживания на ноге – при помощи петли, которая выходит из подошвы между первым (большим) и вторым пальцами ноги, и продетыми через эту петлю ремешками ханао (яп. 花緒), закрепленными обратно в подошве по обе стороны ступни. Точно также удерживаются на ноге плетеные варадзори (яп. 草履, «соломенная обувь»).Передняя петля для ханао размещена по центру овальной подошвы, из-за чего обе подошвы одинаковые и не делятся, как мы привыкли, на правую и левую. Традиционное размещение петли близко к краю подошвы, обусловливало, что пальцы ног нависали спереди над носком варадзори, а стандартная длина обуви – что аналогично могла свисать и пятка. Изготовлялись варадзори из льняных волокон, рисовой соломы, лубяных волокон, полосок хлопковой ткани и др. Такая обувь очень быстро изнашивалась. Срок ее жизни был – несколько дней, поэтому приходилось всегда иметь достаточный ее запас. Утешали лишь легкость и простота изготовления и доступность и дешевизна материала. В основном, варадзори носили простые люди. Их было легко и удобно одевать и снимать, что было очень важно в условиях японской традиции не входить в обуви в дом.

Путешественники, монахи, самураи, торговцы, в общем, те, кому приходилось много передвигаться, предпочитали другой вариант обуви – соломенные сандалии варадзи (яп. 草鞋). У них подошва более надежно крепилась к стопе при помощи боковых двух или трех пар петель ти , дополнительной петли на пятке с бантом каёси и длинных ремешком о вместо ханао, которые продевались в петли и пяточный бант и шнуровались вокруг ноги. Варадзи с четырьмя петлями (двумя парами) назывались ёцудзи , с шестьюмуцудзи . Способы завязки у разных слоев населения были различны, и по ним можно было отличить социальный статус владельца.

Для увеличения срока службы соломенной обуви, ее подошву часто подшивали кожей или сложенным жгутом из соломы или пеньки, который, в свою очередь, тоже мог быть усилен куском кожи в задней пяточной части или даже металлической накладкой.

Носить такую обувь было не очень приятно. Чтобы добавить комфорта, носочная петля и ремешки ханао обворачивались бумагой, хлопковой тканью, бархатом и даже кожей. Женщины использовали для ханао-футляров красный или другие яркие цвета. Мужчины – приглушенные (синий, коричневый, черный). Но лучше всего защищали кожу ступней от трения ремешков носки.

Таби

Совершенно понятно, что для обуви, у которой крепление к ноге проходит между пальцами, нужны специальные носки с отдельно выделенным большим пальцем, что-то вроде варежек для ног. Такие носочки, с дополнительно уплотненной нижней частью, называются таби (яп. 足袋). Их носят не только с соломенной обувью, но и с другими традиционными видами.

Шьют их с хлопковой, атласной или шелковой ткани. Подкладка их делается из хлопка или фланели (утепленный вариант). Изначально они неплотно обхватывали ногу у щиколотки и завязывались сверху веревочками, но впоследствии сложилась современная форма с разрезом и креплением сзади для плотной посадки на ноге.

Мужчины используют таби белого, синего, черного цвета. Белые шелковые – непременный атрибут самого строгого дресс-кода, кстати, не только мужского, но и женского. Цветные таби носят в неофициальной обстановке, но с белой нижней частью. А вот полностью черные предназначены для профессионального использования – артистами в традиционном японском театре, будока (занимающиеся боевыми искусствами, будо) на тренировках, рабочими в особо загрязненных условиях.

Женские таби, за исключением белых официальных, могут быть всевозможных расцветок, с узорами, рисунками, вышивкой или с использованием нетрадиционных материалов – кружева, велюра, кожи.

Для ношения совместно с соломенной обувью существуют таби с дополнительно защищенными областями под пальцами ног и под пяткой.

Существует еще один вариант таби – джика-таби (яп. 地下足袋, англ. Jika-tabi, "соприкасающиеся с землей таби "). Их уже нельзя назвать носками, поскольку прикрепленная мягкая резиновая подошва делает их обувью для улицы. Раньше они использовались как удобная рабочая обувь, но в последнее время на них распространилась мода в молодежных кругах.

Гэта

Следующий вид традиционной японской обуви – , на высоких каблуках или платформе. Вообще-то, нельзя сказать, что они – чисто японское изобретение. Еще в Древней Греции актеры театра выступали на сцене в обуви на высокой платформе, котурнах . Позже в турецких гаремах тоже использовались высокие платформы, полностью напоминающие гэта. А в Китае привязанные к ногам дощечки на высоких ножках использовались для работы на затопленных рисовых полях. Именно через Поднебесную и попали гэта в Японию. Но только здесь они широко распространились и используются до сих пор.

Сначала они применялись как рабочая обувь на тех же рисовых полях. Высокие гэта оказались удобны при сборе плодов с деревьев или морских водорослей на побережье. Также оказалось, что и в ненастную погоду в них очень даже неплохо – и ноги не промокают, и подол кимоно остается чистым. В результате, хотя гэта в Японии и относятся к неофициальной обуви, но они до сих пор пользуются здесь популярностью и представлены в разных видах.

Самым традиционный вариант - хиёри-гэта . Прямоугольная дощечка на двух других тонких дощечках-каблуках ха (яп. 歯, «зубах», как принято их называть). Передний зуб отстоит от края гэта значительно дальше чем задний от своего края. Подошва прямоугольной формы, у стариков могут быть округлены углы. Дополняются специальными съемными колпачками на носок для защиты от ненастья. В основном, используются мужчинами.

Мужчины также носят кири-гэта той же прямоугольной формы, но или полностью без зубов или с маленьким вырезанным каблуком. Сукэроку-гэта без зубов с толстой наклоненной вперед подошвой округленной формы используются актерами театра Кабуки.

Юкон-гэта – это уже почти обычная обувь, овальной формы и с небольшим цельнорезным каблуком.

Гейши и их ученицы майко используют поккури-гэта на высокой до 20 см платформе и срезанным передним нижним углом.

В японии существую и другие, более экзотичные, разновидности гэта, например, на очень высоких зубах (выше 30 см) нибонха-аши с двумя зубами и самбонха-аши с тремя. В них гейши передвигаются уже только с посторонней помощью.

Или тэнгу-гэта с одним зубом по центру стопы. Они требуют особой сноровки при использовании.

Деревянные гэта украшают не только ремешками ханао, но и покрывают лаком, разрисовывают, обтягивают кожей или парчой. Их очень часто используют на босую ногу с летним неофициальными кимоно юката .

Дзори

Японские дзори (яп. 履, обувь) традиционно на плоской подошве без каблука, овальной или прямоугольной формы (в женских подошва может быть в виде платформы). В них используется покрытие камышовое или тканевое. Удерживаются на ступне при помощи ремешков ханао, белого или черного цвета у мужских дзори и красного у женских. Производят их из разных материалов – от дешевых (ткань, солома) и до дорогих (лакированное дерево, парча). Или от традиционно используемых (бамбук) и до современных (пластик). Дзори из дорогих материалов вместе с белыми таби входят в комплект официальной одежды. Кимоно одевается только с дзори. Их обувают не только вместе с вафуку («традиционная одежда»), но и с современной одеждой, особенно если в обуви использованы неформальные элементы и материалы.

В отличие от гэта, которые вне пределов Японии признаются неудобными, дзори такой дурной славы не имеют. Их разновидность, пляжные дзори с каучуковой подошвой, после второй мировой войны американскими солдатами была вывезена в США, где, сначала там, а затем и в остальном мире, завоевала популярность и сейчас известна у нас как «вьетнамки».

Япония. Камакура. Молодожены в традиционных костюмах.

Гэта.
Это такие японские национальные "вьетнамки", как их любят иногда называть некоторые товарищи комментаторы.
Под катом будет около полусотни картинок разных гэта, как исторические модели, так и современные вариации.
Только не спрашивайте меня, пожалуйста, как это носить.

На всякий случай, не советую вам пробовать это носить без соответствующей подготовки и/или без присмотра старших товарищей.


Гэта - один из самых древних видов японской обуви. Когда именно "скамеечки" вошли в обиход - сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун (т.е. 3-6 века).

Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нонешней префектуры Киото.
Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.
За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых "тагэта" (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи - основная цель подобных конструкций.



Вариация на ту же тему.

Или так:

Поскольку "тапочки" эти не отличались изяществом и легкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались веревочки для управления.

Примерно так.

Модификацией этих рабочих тапок можно считать обувь для работы в глубоких, но не топких местах. В море, например.

Так называемые "нори-гэта" (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части - чтоб не всплывали.
Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).

Обувь со встроенной стремянкой.
Утверждают, что высота "стремянки" варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались - не знаю. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара ведер - не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-"каблуками" и лямками, в которые и вставляются ступни.
Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:

Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).
Но уже к Хэйану перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.
Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а "каблуки" стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта таки начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель - наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота "каблуков" вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше.
"Каблуков" также может быть и два, и один, и три.


"Однозубые" гэта, также называемые "тэнгу-гэта" (тэнгу - это такой ооооочень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят. Для особой духоподъемности.

Кстати, о монахах.
Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:


Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времен очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ноне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трех-каблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:


Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется "поккури" (имитация издаваемого при ходьбе звука) или "окобо".

Вот еще модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплеткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это "бутай-гэта", в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют ее роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетеные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.

Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале 20го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему "на одну ногу".

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтоб не терялись в процессе, их еще и веревочками подвязывали к ногам.



Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа - как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню.
Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Некоторое количество фоток современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.



Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции. Только более нарядненькое. И со стразеками.


Это - так и вовсе почти традиционное.



Тоже практически никакой экстравагантности.



Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема какбэ ортопедических гэта чрезвычайно популярна.

Вот такоЭ, например.
Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.



Модель "кролик". Кавайненько, ага.



Поперек тоже можно. Из бамбука. Экологичненько по самые небалуйся.



На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему Модель называется "Кяри". Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Кстати, о певицах.

Туфли, выполненные японским дизайнером обуви Норитака Татэхана для Леди Гага.


Типа вот.
Утверждается, что идеей для этого... креатива послужили именно гэта. Нуачо...


Тоже креатив. Но на фоне предыдущего довольно скромненький и даже традиционный.



Тоже типа гэта. Эти точно сами не свалятся.


Для духоподъемности на современном этапе.

Еще дизайнерских гэта:

С перьями. "Феникс" называются.


С мехом. "Усаги", сиречь, "зайчик". Ну-ну.



"Тэнгу". Это, кажется, носить не предполагается в принципе.


И это тоже не для носить, а для красоты. Поставить и любоваться. Пыль только смахивать периодически.


А это даже для носить. Гэта от компании "кико ашиато".

Вся примочка - в оставляемых следах.


Закос под котика.

Косить можно по-разному.


В определенных кругах должно пользоваться бешеной популярностью.



Да-да, это тоже гэта. Удобно же: надевать можно с любой стороны. Способствует, говорят, развитию чувства равновесия и здоровью нижних конечностей.

Не, это, конечно, далеко не все. Это чисто по личному выбору.

Традиционной японской одеждой можно подолгу любоваться. Изысканные кимоно, разноцветные юката, хаппи с их смелым дизайном и простые, но величественные хакама, - вся эта одежда родом из Японии. Однако существует одна область классической японской моды, на которую зачастую не обращают должного внимания: традиционная обувь!

Помимо своей главной функции, традиционная японская обувь ценится за уникальные эстетические качества. Давайте же рассмотрим некоторые типы обуви.

Гэта


Гэта - один из самых известных типов традиционной японской обуви, который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Можно сказать, что гэта представляют собой деревянные сандалии. К ним прикреплён крепкий, но мягкий тканевый ремешок, называемый «ханао», который удерживает обувь на ноге. Типичные гэта состоят из плоской части, называемой «дай» и двух опорных частей, называемых «ха» (что означает «зубы»). Чаще всего гэта носят с юката, хотя иногда вы можете увидеть, что люди надевают их и с повседневной одеждой, например, с джинсами или шортами.


Хотя большинство гэта обладают двумя «ха», можно также увидеть так называемые «иппонба», у которых только одна опорная часть.


В последнее время дизайнеры любят экспериментировать с гэта, добавляя к ним современные узоры и интересные аксессуары.



Дзори


Дзори - ещё один тип японских сандалий. Большинство традиционных дзори изготовляется из соломы, однако также используются лакированная древесина, ткань и кожа. В последние годы обувь также изготовляется из синтетических материалов. Поскольку дизайн дзори бывает самый разный, их можно носить с разными типами одежды: от повседневных свободно сидящих дзимбэй до официальных кимоно .

Окобо


Это высокий тип гэта, которые обычно изготовляют из дерева и которые носят майко. Окобо майко обычно нелакированные. Лишь с наступлением лета ученицы гейш могут надеть чёрные лакированные окобо.


Цвет же ремешков означает ранг майко: красный носят новички, в то время как жёлтый цвет означает более опытную майко.

Таби / Дзика-таби


Таби представляют собой традиционные белые носки, которые носят с официальной одеждой, к примеру, с кимоно. В отличие от других носков, в таби большой палец отделён от остальных, что позволяет носить их с гэта или окобо.


Дзика-таби, хоть и имеют форму таби, представляют собой обувь. Их японское название (地下足袋) можно также перевести как «таби, которые касаются земли». Дзика-таби, изобретённые в XX веке, изготовляются из прочных материалов, таких как резина. Эту обувь часто носят фермеры, строители, рикши или садоводы.

Варадзи


Варадзи - это, возможно, самая простая обувь в данном списке. Эти соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Традиционным материалом для варадзи является рисовая солома, однако их также изготовляли из конопли и хлопка.

Национальная японская обувь за всю свою историю становления и развития, претерпела ряд больших изменений. Огромное влияние западных тенденций на развитие экономической и политической ситуации в стране, коренным образом повлияло и на внешний облик японцев, которые стали постепенно отходить от своей традиционной одежды, заменяя ее более европеизированным стилем.

На сегодняшний день европейские фасоны одежды наводнили шкафы каждого современного японцы. Узнать японца по походке можно теперь только на различных карнавалах и праздничных шествиях, приуроченных к национальным праздникам.

В чем отличительная черта походки японцев? Все дело в обуви. Национальная японская обувь, довольно необычная и специфическая для европейца, в современной Японии перестала использоваться для повседневной носки, не выстояв конкуренции с удобной и комфортной обувью европейских моделей.

Обувь в Японии

Одна лишь японская тенденция в мире обуви остается без изменений – никто не может похвастаться такой регулярной и частой сменой обуви, как жители японских островов. Для каждого случая у японца есть своя определенная обувь.

Для хождения по улице жители Японии надевают или гэта , которые в течение нескольких столетий являются необходимым атрибутом гардероба. Входя в дом, японцы переобуваются в мягкую обувку, которая называется суриппа . Идя в уборную, японец снова сменит обувь, и наденет специальные шлепанцы. Для посещения святынь и храмов применяется отдельная обувь.

История формирования обуви японца также необычна и интересна, как сама японская культура. Изначально дзори являлись универсальной обувью, которая подходила под любую одежду, и обувалась на все случаи жизни.

Гэта – специфическая обувь, называемая скамеечкой. Гэта представляет собой деревянную платформу, которая помещается на двух брусках дерева. Крепится такая конструкция к ноге с помощью специальных тесемок или веревочек, которые продеваются между большим и указательным пальцами.

В такой обуви невозможно было сделать широкий шаг, поэтому все японки ходили маленькими шагами, создавая эффект парения в воздухе. Именно такая походка являлась единственно приемлемой для японской женщины.

Форма и другие особенности обуви гэта

Несколько веков назад для изготовления гэта использовалось дерево. Несмотря на специфическую конструкцию, из которой, казалось, невозможно сделать что-то большее, гэта имела несколько стилевых разновидностей. Гэта могут иметь круглый носок, который носили, предпочтительно, пожилые люди и служители храмов, и гэта с прямоугольным носком, который носили представители среднего возраста.

Есть и другая разновидность гэта – номэри, которая отличается наклоном носка вперед. Такая обувь особенно цениться у эстрадных звезд и представителей творческих профессий.

Гэта имела не только разную форму носка, но и материал, который применялся для отделки обуви. Материал отличался от социального сословия человека, а также от времени года.

Гэта для мужчин имела менее эстетичный вид, нежели женские модели, но отличилась высоким качеством древесины, которая относилась к благородным породам дерева, а поверхность гэта украшалась резьбой из затейливых узоров. Женские модели, используемые для торжественных случаев, украшались парчовой тканью, и по своему внешнему виду очень походили на современные сланцы.

В зимний период, или для жителей горной местности, такие гэта делались значительно выше, чтобы уберечь ноги от холода. Сегодня современная японская женщина предпочитает носить на работу удобные сандалии из мягких материалов.

Дзори – своеобразная модель сандалий

Характерная черта дзори – отсутствие каблука, но наличие утолщения подошвы в области пятки. Дзори – один из самых комфортных видов обуви, обуваемый для ежедневной носки. Для изготовления дзори используется солома, кожа, различные синтетические материалы, например, винил.

Сегодня на улицах Японии уже не встретишь девушек и женщин, ходящих мелкой, шаркающей походкой. Японцы очень любят и уважают свои традиции, поэтому традиционная японская обувь является обязательной к надеванию во время различных религиозных обрядов, в частности, но обряд наступления совершеннолетия, которое наступает в Японии в 20 лет. Надевается такая обувь для прохождения обряда бракосочетания, и деятелями сцены и кино.

Видео: Изучение японских цифр

Читайте также

09 Мар 2014

Пожалуй, самой известной визитной карточкой Японии является действующий вулкан Фудзи. Он...

10 Мар 2014

Наиболее любимыми японцами произведениями народного творчества являются сказки. Любые сказки...