Конспект по познавательному развитию с старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Доброта - она от века

Ирина Тулебаева

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе

Тема : «Воздух – какой он

Цель : Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность. Задачи :

Образовательная область «Познавательное развитие » . 1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.

2. Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами, (прозрачный,невидимый, чистый воздух не имеет запаха , переносит запахи, безвкусный, способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

Образовательная область «Речевое развитие » .

1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе.

2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков - символов.

Образовательная область «Физическое здоровье» .

1. Укреплять мышцы дыхательной системы носоглотки и верхних дыхательных путей путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 2. Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие » .

Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям : мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.

Предполагаемый результат.

Ребёнок :

Сформирует первичные представления о воздухе , его свойствах и роли в жизни человека;

Будет уметь решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы;

Сформирует умение делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования;

Научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки – символы;

Получит практический опыт проведения экспериментов.

Оборудование :

Полиэтиленовые пакеты по количеству детей .

Прозрачный стакан, вата, миска с водой.

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей ) .

2 апельсина. - Апельсины, порезанные на дольки. - Вееры по количеству детей .

- Воздушные шары по количеству детей . - Карточки, знаки - символы.

Методы, приёмы, формы :

Словесные : загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные : показ способа действий, знаки – символы.

Практические : опыты и эксперименты.

Игровые : игровая ситуация, загадка.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская , коммуникативная, игровая, продуктивная.

Ход занятия:

Мотивация и включение детей в деятельность .

Ребята, прислушайтесь, нам звонят на скайп.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Это белочка Маша. Лисёнок Тимошка загадал мне загадку, а отгадать мне её никак не удается. Помогите, пожалуйста.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас».

Ребята, вы догадались, что это?

В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. - Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой)

Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? - Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух . - Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха . Знаками – символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе .

Предлагаю детям назвать правила поведения при проведении опытов. - Ребята, а везде ли есть воздух ?

Выслушиваю версии детей .

Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.

А теперь выпустите воздух . Где теперь воздух ?

Да, он снова вокруг нас.

Что мы сейчас узнали о воздухе ?

Вывод : воздух есть повсюду , он нас окружает. - Ребята, скажите, а вы видите воздух ?

И я тоже его не вижу. Значит воздух какой ? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно) .

Вывод : воздух невидимый , через него всё видно.

Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз. - Ребята, а как вы считаете, воздух есть в любом предмете? Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыты. 1. Для этого опыта нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая)

Как вы думаете, в стакане кроме ваты ещё что-нибудь есть?

Выслушать предположения детей . Предлагаю детям проверить их ответы.

Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то , что держать его нужно очень ровно.

Ребята, как вы думаете, какой стала вата ? (в-ль предлагает детям потрогать) .

(Вата осталась сухой) .

Если вата осталась сухой, значит в стакан не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?

Выслушиваю предположения детей .

Правильно, ей помешал воздух , который находится в стакане.

Вывод : Воздух , который находится в стакане, не пускает туда воду.

А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт?

Дети высказывают своё мнение.

А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду) .

Что появляется в воде? (Пузырьки) . Откуда они появились?

Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?

- Воздух вышел , а его место заняла вода.

2. Как можно увидеть – есть ли воздух в камешках ? Опустим камешки в воду. - Что вы видите? Это мелкие пузырьки воздуха . 3. Возьмём 2 апельсина. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее - в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно - утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха , которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. - В морозную погоду, выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим пар – это воздух тёплый в окружении холодного.

Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус ?

Ответы детей .

Ребята, а у воздуха есть вкус ?

Как мы можем это проверить? Ответы детей .

Наберите ртом воздух , у него есть вкус?

Ответы детей .

Вывод : воздух не имеет вкуса , он безвкусный.

Обозначение на листе – перечёркнутые губы.

Ребята, а еще я хочу открыть вам секрет, что воздух прячется внутри человека, воздух есть внутри нас . - Берем стаканчики с водой и трубочку, опустим трубочку в стакан с водой и будем дуть. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Откуда взялись пузырьки? (Это воздух , который мы выдыхали) Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх) . Потому что воздух легкий , он легче воды. Когда весь воздух выйдет , пузырьков не будет. Вывод : Воздух легче воды .

Ребята, мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас и появляются пузырьки, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Мы воздух выдыхаем , но как он к нам попадает? Как, ребята, вы знаете? (Через нос) Конечно, все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (Показывают) . Когда мы просто вдыхаем или выдыхаем воздух , мы видим его? (Нет) . Но мы можем почувствовать воздух носиком . - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах ?

Как мы можем это проверить?

Вдохните воздух носом .

Что вы чувствуете?

Вывод : Чистый воздух не имеет запаха .

Обозначение на листе – перечёркнутый нос. - А сейчас? (Открываю банку с нарезанными апельсинами) - Возьмите веер и помашите сначала на себя, а потом друг на друга. - Что вы чувствуете? (В лицо дует ветер) - А как появился ветер? (когда мы машем веером появляется ветер) - Ветер – это движение воздуха , которое распространяет запахи. Теперь в группе пахнет апельсинами . Ребята, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .

Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт» .

Мы отважные пилоты

За штурвалом самолёта (руками изображают, как крутят штурвал) .

Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание) .

Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох) .

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание) .

Ж-ж-ж .

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание) .

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох) .

Мы летаем высоко (руки поднять вверх) .

Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль)

Мы летали, утомились

И на стульчики приземлились! (присесть) .

Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?

(дыхание)

Как вы думаете,что использует человек для дыхания?

Нет ничего на свете нужнее воздуха . Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать ?

Вы что-то слышите?

Вывод : Воздух не имеет звука .

Обозначение на листе – перечёркнутое ухо. - Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха . Приложите пальцы к горлу и скажите – «ааааааа» . Ощущаете дрожание горла?

Вывод : Благодаря воздуху человек говорит . Звук рождается тогда, когда дрожит воздух . - Так чем же мы дышим? (воздухом ) - Давайте вдохнём воздух . Куда он попал? (в нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в лёгкие. - Ребята, давайте проведём опыт. Возьмите шарики – надувайте и сдувайте их. Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них : стараться не простужаться и дышать чистым воздухом . - Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез ? (наши лёгкие висели бы, как сдутые шарики, мы не смогли бы жить.) - Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (нам нечем дышать) - Без воздуха нет жизни . А как вы думаете, откуда берётся чистый воздух ? Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Кислород нам дают листья деревьев и растения. Поэтому их нужно беречь и заботиться о них. - Все ваши письма с символами мы отправим белочке Маше – пусть она раздаст их всем лесным зверятам, чтобы они тоже всё узнали о воздухе . Кто хочет рассказать, что написано в его письме? (Дети рассказывают о воздухе , опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха )

Программное содержание :

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).

Материал :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)

Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

Скажите, а это елочка живая?

Почему? (ответы детей)

А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

Семена разных растений

Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

За окном зима.

Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей .

Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия .

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К.А. Тимирязев

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе, нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится – писать…

Так в первом классе появляются дети, в которых до школы, часто непрофессионалами и негуманными приемами, успели частично “вложить” программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни “Рисунок 8”.

Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.

Конспект занятия по познавательному развитию “Свойства воды и воздуха” старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
  • Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций “круговорот воды”, просмотр видеодиска на тему “Космос”, “Планеты солнечной системы”. Знакомство со словами: спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, “водяной мир”.

Материал: Кукла “Пятачок”, нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись “Буги-Вуги”.

Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.

Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.

На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).

– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет “Земли”.

А какие планеты солнечной системы вы еще знаете?

– Еще загадку отгадайте:

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце).

– В какое время солнце светит? А “Солнце” это планета? (Звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребенка – солнышко). “Рисунок 6”.

– А что можно ночью увидеть на небе? (Объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны.)

Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем…
(Воздух).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…
(Воды).

Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.

– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?

Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались?

– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.

Давайте проверим, можно без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос. (Что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него все видно.)

Опыт с пакетами: “Ловим воздух” – воздух можно потрогать, поймать “Рисунок 10”.

Опыт с листком бумаги “Дует ветер” – воздух можно почувствовать.

– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух.)

Опыт с мячом “Сожми – разожми” – воздух, находящийся внутри предмета, не дает возможности сжиматься.

Опыт со стаканом воды и трубочкой “Выдуваем пузырьки” – воздух можно увидеть “Рисунок 1”.

– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.

Игра – упражнение на дыхание “Кто выше”.

Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!

А теперь отдохнем немного – потанцуем.

Физкультминутка “Буги-вуги” под фонограмму .

– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребенок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???

А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (Воздух – не твердое тело.) Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей.). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей.) “Рисунок 3”.

– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит “Выйти сухим из воды”. Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим “Рисунок 2”.

Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрем его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде.) Молодцы.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

– А вот Пятачок еще интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей.) “Рисунок 4”, “Рисунок 9”.

А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый “водяной пар”. Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар.) Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар. Умницы.

– Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему?

Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли “Рисунок 5”.

Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!

Итог занятия: Ученые, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга.)

Литература:

  1. Комиссарова, Е.В, Жукова, В.А, Степанцова, Е.В, Новикова, Н.В. Большая энциклопедия почемучек [Текст] : Е.В. Комиссарова. – М.: ООО Изд-тво РОСМЭН – ПРЕСС, 2001. – 200 с.
  2. А.И. Иванова , Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] : А.И. Иванова. – Изд-во ИПК; Новокузнецк, 1999. – 205 с.

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис.10

Людмила Харченко

Цель : расширять нравственные знания детей о жизненных ситуациях, способствовать эмоциональному переживанию полученных знаний; повышать статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими; воспитывать этическую культуру детей, уважение, доброжелательность .

Задачи :

- Образовательная : Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова . Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 5-6 лет. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

- Развивающие : Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, расширить представления о доброте .

- Воспитательные : Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.

- Речевые : Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад почтальон вручил мне письмо, от Доброго волшебника . Давайте его откроем и посмотрим что,же пишет нам Добрый волшебник . Ребята, это стихотворение.

Послушайте!

Доброта нужна всем людям ,

Пусть побольше добрых будет .

Говорят не зря при встрече

«Добрый день » и «Добрый вечер » .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час » .

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Воспитатель : - Дети, сегодня мы с вами поговорим о добрых делах ,о том что мы можем хорошего совершить для своих друзей или близких взрослых.

Давайте встанем все вместе в круг и скажем :

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками)

Воспитатель : Мы поздоровались, а значит, пожелали здоровья, проявили доброжелательность , уважение, вежливость к себе и своим друзьям.

Доброта - это слово особенное. Ведь в давние времена, это слово произносили мягко доброта . Это добро тебе , добро от тебя . А как это верно!

Ребята, вы произносили слово «добрый » , то вы о ком или о чем подумали? (о человеке, поступке, вечере, дне)

А если добрый человек , значит, он какой? (заботливый, внимательный, добродушный .)

А недобрый человек , значит, он какой? (злой, грубый, равнодушный.)

Воспитатель :

А как вы думаете, доброту можно потрогать ? (ответы)

- Доброта имеет ли запах , вкус? (ответы)

А как можно доброту увидеть ? И где? (в поступках, чувствах, действиях, делах.)

А сейчас я попрошу вас сесть в круг, - это наш круг общения. Сейчас мы с вами покажем, как мы умеем общаться, т. е. красиво сидеть и спокойно разговаривать. Послушайте рассказ о доброте .

«Добрый поступок » .

Жил-был беспокойный утенок. Однажды он спросил у своей мамы : «А что такое доброта «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но утенок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь. По дороге он встретил девочку. Она пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Утенок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» , - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал утенок, - я хочу поскорее узнать, что такое доброта ». «А я знаю, что такое доброта . Мне мама часто рассказывает про добрых людей » - ответила девочка. «Расскажи мне тоже» - попросил утенок. «Сначала достань шарик» - сказала девочка. Утенок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело . Это и есть доброта ». «Так просто?» - удивился утенок.

А как думаете вы, что такое доброта ? (это добрые дела и поступки , забота о благе других)

Расскажите, как поступают добрые люди ? (ответы детей)

Твой папа пришел уставший с работы. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)

-Старенькая бабушка попросила помочь ей. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)

Мальчик бросает в собаку камнями. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Друг упал и поранил ногу. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Птичкам голодно и холодно. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Молодцы ребята.

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Вежливо – невежливо» . Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны!

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …

Сказать спасибо и пожалуйста - …

Повернуться к собеседнику спиной - …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

Сказать ласковое, доброе слово - …

Пожелать доброго пути - …

Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать? (поливать цветы, вытирать пыль с игрушек, завязывать друг другу шарфы, сервировать стол)

Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю : «Доброе слово , что ясный день» . Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее , становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы (дети передают мяч и называют пословицы) .


1. Доброму слову – добрый ответ .

2. Добрый человек придет , словно свет принесет.

3. Не одежда красит человека, а его добрые дела .

4. Худо тому, кто добра не делает никому .

5. Добро не умирает , а зло пропадает.

6. Доброе дело веками помнится.

7. Добро помни , а зло забывай.

А что вам подсказывает обратить внимание и сделать доброе дело ? (Сердце подсказывает) .

Значит у вас доброе сердце .

Воспитатель :

Наше занятие подходит к концу . Но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть еще в одну игру.

Игра «Похвали не себя, а своего соседа» . Только сначала подумайте, за что его можно похвалить, а потом поднимите руку, а вы похвалите его (дети хвалят своего соседа) .

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте с вами вспомним. О чем мы с вами говорили?

Легко ли быть добрым ?

Как можно проявить доброту ?

Воспитатель :

Молодцы! Какие вы дружные и добрые ребята : не про себя говорили, а смогли увидеть хорошие качества друг друга и оценить их.

А в заключении послушайте стихотворение :

Добрые люди , ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем , и мир добрее будет ,

Добрыми будем , и будет жизнь добрей !

Воспитатель :

На память о нашем занятии получите «Сердечки» (воспитатель дарит сердечки детям) .


Публикации по теме:

Задачи: 1. Способствовать формированию представлений о семье, родственных отношениях; о семье, как о людях, которые живут вместе 2. Уточнить.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий развитие творческой активности. Приоритетные образовательные.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: - расширять и углублять.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Есть в мире места волшебные» Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, правильно и красиво (дети говорят «здравствуйте») - А.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «В мире комнатных растений» Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях. Программное содержание: -Познакомить детей с понятием «комнатное растение» -Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.

Цель: продолжать знакомить детей с народными играми, песнями, за кличками. Вызывать у детей интерес к фольклору. Практическое применение.

Конспект занятия для 2 младшей группы на тему: «Домашние животные» (с использованием ИКТ). 1. Образовательные цели: знакомить детей с домашними.

ООД в старшей группе на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Программные задачи: формировать представления детей о отличительных.

Библиотека изображений: