Коврики для дома и дачи своими руками: разные виды, материалы, технологии. Тканые ковры Как соткать ковер в домашних условиях

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

  • натуральные — которые ткут вручную из окрашенной шерсти,
  • синтетические — изготавливаются на фабриках из синтетических материалов.

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь, на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.



Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае - стране гор - и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством - Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства - ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков - и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме - вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет - наш дербентский друг, который и организовал эту поездку - рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.


Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи - безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами - толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.


Нас встретила Умганат Сулейманова - местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме - если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр - отдыхает душой.











Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!



Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство - они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.




Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин - и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая - так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.



Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён - ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.



За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы - и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет - нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.






Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится - это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня - человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.









Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат - девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
- Дети до сих пор заставляют меня работать,- шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.




Ковер своими руками из старых вещей

Перед началом работы нам нужно приготовить «пряжу». Для вязания ковриков лучше всего подходит трикотаж (футболки, майки, кофточки). Будет прекрасно, если вещи окажутся яркими и натуральными, тогда коврики своими руками будут сочными и приятными на ощупь. Расстилаем приготовленную вещь на ровной поверхности.


Отрезаем нижний отделочный шов.


Затем режем полоску шириной 2−3 см от одного шва изделия к противоположному. Не дорезая 3 см до второго шва, останавливаемся.

И такими полосками разрезаем всю ткань до линии проймы.


В итоге у нас получается одна целая лента. Таким способом можно разрезать любую вещь, даже детские колготы. Учтите, что ширина ленты зависит от толщины ткани, которую вы режете. Чем толще ткань, тем более узкие ленты должны быть.



Оставшуюся часть вещи можно разрезать по спирали. Округлите прямые уголки на спиральной ленте. Получившиеся ленты разной длины свяжите или сшейте. Способом «по спирали» можно разрезать самые маленькие лоскутки и остатки тканей.

Сматываем получившиеся ленты в клубочки и берем следующую вещь. Ленты разного цвета лучше сматывать в разные клубки, так при вязке будет удобнее подбирать цвет. Чем больше у вас получится разноцветных клубочков, тем интереснее работать и веселее получатся коврики. Новая жизнь старых вещей: 10 остроумных идей.


Вязаные ковры своими руками

С вязанием коврика справится даже начинающая вязальщица. Нам понадобится крючок (от №7 и больше) и ваши клубочки. Прежде чем сделать вязаные ковры своими руками, решите, куда вы постелите этот коврик. Тогда будет легко рассчитать необходимый размер и подобрать цветовую гамму.

Набираем необходимое количество воздушных петель — это ширина будущего коврика. И вяжем коврик самым простым способом — столбиком без накида. Свяжите первый коврик прямоугольной формы — такой вязать проще простого. Следующий пусть будет круглым. Для этого 5 воздушных петель соедините в кольцо и далее вяжите по кругу, не забывая прибавлять петли.







Ковер своими руками из пряжи

Симпатичные коврики получаются, если делать 2−3 ряда одного цвета, потом менять на другой цвет и опять возвращаться к первому. Все зависит только от вашей фантазии и наличия разноцветного материала. Мне очень нравится завершающая яркая обвязка всего изделия. Преимущество этого способа в том, что можно связать коврик, идеально подходящий по размеру!

Плетение

Чтобы сплести коврик, понадобится рама (подойдет рамка для фотографий). Можно сделать самостоятельно по размерам 30 на 45 см с набитыми по длинным сторонам рядами гвоздиков с маленькими гладкими шляпками. Расстояние между гвоздиками 2,5 см.


Натягиваем нити-основы на гвоздики попарно. Основа может быть нейтрального цвета. Если плотно стягивать ряды, то её совсем не будет видно. Если плести свободно, то, учитывайте, она будет видна.


Теперь возьмите рабочую нить и начинайте пропускать её то под нитью-основой, то над ней.


Когда первый ряд закончится, проведите нить через последнюю нить-основу и направляйте в обратную сторону. По своему усмотрению делайте желаемое количество рядков.


Когда вы решите сменить цвет рабочей нити, просто отрежьте и свяжите конец с нитью другого цвета. Если вам хочется сделать коврик с бахромой, соединяйте концы рабочих нитей разного цвета, оставляя «хвостики».

Периодически подтягивайте сплетенные ряды к самому первому ряду. Уберите все узелки и швы на изнаночную сторону и аккуратно снимите изделие с рамы.


Коврик готов! Добавьте веселых хвостиков и — на примерку!



Это лишь несколько вариантов того, как сделать ковер своими руками. Мне они кажутся самыми простыми и занимательными. Такими, которыми можно заниматься даже с детьми.

Каким бы ни было покрытие пола в жилых комнатах, без ковра невозможно создать атмосферу домашнего тепла и уюта, а также достичь законченности в композиции деталей интерьера. Нередко этот аксессуар является ключевым элементом стиля, соединяя разрозненные детали обстановки.

Наилучшим образом с этой задачей справляются гладкие тканые ковры килимы, обладающие яркой интерьерной индивидуальностью, умеющие вписаться в разный стиль дизайна.

История появления

Килим - тканый двусторонний ковер ручной работы, издавна любимый кочевниками. Эти тканые изделия использовались не столько для декорирования, сколько для бытовых нужд: защиты пола от истирания, заворачивания товаров, в качестве попон для домашнего скота. Для кочующих племен килим был своего рода домашним оберегом. В древности люди верили, что вытканный узор охраняет жилище от злых духов и защищает близких.

Технология изготовления ковровых полотен берет начало в Древней Персии (ныне территория Ирана). Первое упоминание в летописных источниках о них имеет возраст 2500 лет. Старейшее изделие с изображением диких животных, изготовленное ковровыми умельцами 2000 лет назад, сегодня хранится в Эрмитаже. Из Ирана килимы перекочевали в страны Европы и вошли в обиход многих жителей. Сегодня эти тканые ковры являются предметом быта и украшением интерьера любого жилища.

Особенности

Килимы обладают рядом особенностей, каждое такое изделие:

  • имеет гладкую фактуру, что делает его практичным и простым в уходе;
  • доступно широкому кругу покупателей, имеют приемлемую ценовую категорию;
  • идеально вписывается в дизайн интерьера, добавляя в него восточную нотку;
  • гипоаллергенно: его могут позволить себе даже аллергики.

Способ плетения

Современная технология изготовления тканых полотен осталась верной древним традициям. Как и в далеком прошлом, сегодня их создают руками на специальных станках. В качестве материалов используют шерсть, изредка шелк. На деревянные рамы станков натягивают нити основы, после чего начинают плести изделие плотными стежками. Поперечную нить чередуют с нитями контрастных оттенков для создания затейливого орнамента.

Оборудование напоминает систему для изготовления шпалеров (по-французски «гобеленов»).

Благодаря особой технике, найти ковры с идентичными рисунками сложно. Каждый килим индивидуален, соответствует творческой фантазии и эстетическому вкусу мастера: не зря на Востоке изготовление ковра редко именуют ремеслом, называя его искусством. Из-за вынужденного обрывания поперечных нитей в готовом полотне встречаются щели на стыке двух цветов. Визуально их сложно заметить, хотя при желании можно посмотреть изделие на просвет.

Иногда в линейках встречаются коврики контрастного плана, в которых долевые нити одного цвета, а нити утка - другого. Такой килим называют пестротканым. Стоимость этих изделий чуть ниже: это связано с лаконичностью узора. Фигуры и орнаменты данных ковровых покрытий могут быть не только вытканы: ковроделы часто вышивают их на готовом полотне. Узор в таком случае получается богаче и сложнее, чем в классической вариации, отсутствуют зазоры на стыках соседних цветов. Вышитые модели по лицевой стороне имеют некоторые шероховатости.

Традиционные узоры

Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.

Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:

  • Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
  • Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.

  • Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
  • Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
  • Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий - «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.

  • Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.

Отличительной особенностью ковров является использование сочных оттенков ниток: желтого, красного, оранжевого. Ковроделы любят изображать в орнаменте силуэты птиц и животных, изредка абстрактные геометрические фигуры.

Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.

Как выбрать?

Выбор тканого ковра – задача творческая. Чтобы упростить ее, стоит взять на заметку несколько рекомендаций (исходим из того, что ковер будем класть на пол).

Выбор коврового изделия может происходить по двум сценариям:

  • в наличии уже есть готовый дизайн интерьера (или его концепция), к которому подбирается ковер;
  • вы увидели в продаже килим, который запал вам в душу, независимо от того, насколько он соответствует стилю комнаты.

Нельзя назвать однозначно правильным какой-либо способ: оба варианта имеют право на существование.

Но стоит учесть, как действовать в каждом случае:

  • Если вы подбираете изделие к интерьеру, возьмите во внимание цвет основных поверхностей (стен, напольного покрытия, обивки мебели, штор). Ведущий оттенок ковра не должен их повторять, иначе уникальный этнический аксессуар потеряется на общем фоне. Чем спокойнее и лаконичнее цветовая палитра комнаты, тем красочнее и насыщеннее должен быть килим.
  • Во втором случае ковру требуется «поддержка» другими аксессуарами. Актуальнее всего для этих целей подходят подушки в восточном стиле, выбранные в той же тоновой гамме или мягкий пуф с чехлом из материала с похожей фактурой.

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити.Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр. Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров.
Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.
Думаю, вы уже поняли, сегодня я рассказываю про ручное производство ковров, которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет. В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен.

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано.

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды.

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую “стиральную машину” где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити.

Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в “мастерскую”. Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта “фабрика” если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин.

Так делают основу ковра.

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок.

Заглянули в частный дом к мастерице.

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки. Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось.

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров.
После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа.

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома.

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет 650 тысяч, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.

Ковры создавались рукотворно на протяжении многих веков. Чтобы создать эксклюзивный аксессуар для декорирования собственного жилища можно использовать самые различные материалы в виде ниток и пряжи, веревок и пластиковых пакетов, крышек, махровых полотенец, камешков из моря, пробок и т.д.

Первое, о чем можно сказать, начиная мастер класс о том, как сделать коврик своими руками, это проявление фантазии, приложение усидчивости и терпения, и тогда, уникальное изделие получится сотворить без труда.

А если наполнить коврик съемной прокладкой в виде абразивного наполнителя, то из декоративного он превратится в массажный.

На фото ковриков видно, что напольное покрытие своими руками возможно изготовить из заранее подготовленных помпонов или нитей ворса, путем вязания, плетения или соткать.

Вязаные напольные изделия

Для изготовления вязаного изделия необходимо подготовить следующие материалы

  • картонные полотна,
  • маркерный фломастер,
  • нитки различной толщины,
  • ножницы,
  • крючок номером 7 и выше (можно заменить спицами).

Первоочередно набираются воздушные петельки в том количестве, которое соответствует прямоугольному размеру будущего ковра. Чтобы изготовить круглое изделие достаточно набрать пять воздушных петель, соединить их кольцом, а далее, прибавляя их по кругу, обвязывать заготовку.

Для удобства придумали технику «пэчворк», когда заготавливаются несколько частей полотна, а затем все они сшиваются в единое изделие.

Изделия из помпонов

Для изготовления коврика из помпонов следует обзавестись:

  • пряжей,
  • крючком,
  • ножницами,
  • строительной сеточкой разбитой на ячейки, которая будет служить основой ковра.

Помпоны из ниток изготавливать просто. Для этого на пальцы или картонные заготовки наматываются нити.

Плетеные модели

Уникальное плетеное изделие изготавливают из плотного картона в основе коврика, разноцветных ниточек разной толщины и бечевки. Круг разделяют на 32 сектора, которые обозначаются карандашом.

Нити переплетаются с бечевкой от центра, при этом необходимо следить за плотностью рядов. В конце работы картон удаляется.

Тканный экземпляр

Для тканного процесса необходимо подготовить:

  • рамку,
  • палочку,
  • нити для основы и ворсинок,
  • полоска размером 3 на 20 см из картона,
  • ножницы,
  • толстая иголка.

Сотканные напольные полотна состоят из нитей продольного и поперечного направлений, которые пересекаются между собой в порядке шахмат.

Такое изделие получается с одинаковым изображением с обеих сторон, поэтому может быть двусторонним.

Тканевые и меховые коврики

Из мягких тканевых подушечек в форме шариков можно изготовить привлекательный коврик. Для этого подготавливаются заготовки.

Обратите внимание!

На серединку каждой их них выкладывают кусочек синтепона и сшивают края по нужному диаметру. Получившиеся шарики закрепляют между собой.

Старые вещицы

Коврики из старых вещей может изготовить каждый, у кого накопились ненужные майки, футболки и другие вещицы из трикотажа.

Для работы понадобятся:

  • строительная сеточка, разбитая на крупные ячейки,
  • толстый вязальный крючок,
  • полоски, нарезанные из старых вещей.

Под подготовленную сетку в центре подкладывают полоску ткани, а концы выводят наружу с помощью крючка и туго завязывают. Рядышком таким же способом продевают следующую полосу и также затягивают узлом.

Вязка осуществляется по спирали, пока вся сетка не будет заполнена. Из таких полосок можно заранее сделать косички и выкладывать ковер из них.

Обратите внимание!

Лоскутные полотна

Для изготовления лоскутных самодельных ковриков нужно приобрести материалы в виде основы под изделие, ножниц, лоскутов, иголки, тканевого клея и ленты клейкой.

Отдельные лоскутики сшиваются в длинную ленту, потом режутся на полосы, из которых плетут косы. Затем эти косы укладываются рядками вплотную и сшиваются нитками.

Полотно из двух контрастных ковриков

Использую два напольных изделия различных цветов, возможно создать уникальный экземпляр с принтом «зебра».

На более темном полотне намечают будущие светлые полоски. Из светлого коврика вырезают нужные разводы. В темном ковре делают такие же вырезы в местах, где будут размещены светлые.

Потом все заготовленные элементы склеиваются лентой. Такой необычный и мягкий экземпляр может стать любимым ковриком для детей.

Галечный ковер

Изготавливается такой массажный коврик из гладкой гальки, резинового коврика, качественного клеевого состава.

Обратите внимание!

Перед наклеиванием камешков на резиновую основу, их следует хорошенько промыть и высушить.

Иные материалы для создания ковров

Коврик, полученный путем склеивания цветочков, сделанных из денежных купюр.

Ковровое полотно, связанное из полосок, вырезанных из полиэтиленовых цветных пакетов.

Экземпляр из пластиковых бутылочных крышек, которые скреплены леской.

Покрытие, изготовленное из винных пробок.

Фото ковриков своими руками