Образ, вышитый нитью. Золотное шитье – история, техника, секреты мастерства. Русское золотое шитье

Первое место по красоте и эффектности среди вышивок следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, известному под названием золотого шитья. В XVII - начале XVIII в. в этой технике работали преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где вышивка золотом использовалась для украшения церковных облачений. Шитье золотом - работа довольно трудная, требующая тщательного исполнения, поэтому ею занимались большей частью в монастырях и специальных золотошвейных мастерских.

У нас в России этот вид шитья известен также очень давно. Золотошвейные мастерские были во многих женских монастырях, где этим неповторимым по красоте шитьем украшались церковные облачения и хоругви.

До сих пор существовало мнение, что для безукоризненного исполнения этих работ шитье золотом нужно изучать, по крайней мере, в течение нескольких лет.

В последнее время, когда этот вид рукоделия стал довольно популярным, придумали различные более легкие способы вышивания золотом, не требующие такого большого труда, как прежде. Материалы для шитья золотом теперь используются другие. Конечно, сейчас таких нитей из чистого серебра и золота, которые были в дореволюционной России, нет. Их заменили крученые и пряденые нитки с добавлением небольшого количества драгоценных металлов, реже встречаются металлизированные нитки. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья - французские.

В зависимости от техники шитье делают на атласе, шелке, бархате, реже - парче, потому что ее качество, к сожалению, тоже далеко не такое, как было раньше, золотая и серебряная нити в ней заменены люрексом. Лучшие ткани для золотого шитья опять же импортного производства - итальянские, неплохи также французские и китайские. Главное требование к этим тканям - они должны быть очень прочными и достаточно толстыми.

Для золотого шитья употребляют не только золотые и серебряные нити, но и золотистый и серебристый бисер всевозможной формы, блестки разной величины, матовую и блестящую канитель (канитель - это тонкая проволочка, свитая спиралью).

Техника золотого шитья следующая. Работа полностью делается вручную. Самой важной ее принадлежностью являются прочные и хорошо сделанные прямоугольные деревянные пяльцы.

Также понадобится деревянная шпулька длиной примерно 20 см. На эту шпульку наматывайте металлическую нитку, которая от прикосновения рук может легко потускнеть или испортиться. Сначала на эту шпульку намотайте белые или серые хлопчатобумажные нитки, а затем крестообразно металлическую нить.

Некоторые металлические нитки для золотого шитья очень жесткие и не гнутся, а ломаются. Шпульку с такими нитками на некоторое время положите в очень теплое место, где металл под воздействием высокой температуры станет мягче и, следовательно, удобней для работы.

Независимо от того, на каком материале вы будете вышивать, вам понадобится подкладочная ткань, лучше всего бязь.

Прежде всего, вставьте подкладочную ткань, хорошо натяните и нашейте на нее материал для вышивки. Затем нанесите узор на лицевую сторону ткани с помощью картонных или бумажных шаблонов. После этого можно начинать вышивку.

В зависимости от техники исполнения различают следующие виды шитья:

Поверх приготовленного настила прикрепите сразу несколько нескрученных золотых нитей, которые должны ложиться плоско. На повороте аккуратно выложите золотые нитки, захватите их ниткой прикрепа и подтяните. Стежки золотой нити должны располагаться плотно друг к другу.

Для акцентирования вышивки с настилом или ее окаймления вы можете использовать шнурочек из 4-5 золотых нитей. Закрепите его за ткань поверх катушечными нитками, располагая стежки прикрепа величиной до 1,5 мм с лицевой стороны работы на расстоянии 5-6 мм друг от друга.

Иногда для заполнения пространства внутри узора шнурок из четырех нитей нашивают петлями (петлеобразный шов). В этом случае закрепите шнурок в трех местах на петле - в начале петли, в середине по центру и в конце. Шнурок при закрытии петли перекроет первый стежок, а в конце сделайте более длинный стежок, захватывающий обе стороны петли.

В золотом шитье широко применяется аппликация из бархата другого цвета или из парчи и блестков разного цвета. Блестки можно пришить с помощью бисера, но более давний и традиционный метод - с помощью канители. Для этой цели иглу с шелковой ниткой, закрепленной на изнанке, выведите на лицевую сторону работы, проведите через кусочек канители длиной 10 мм и снова выведите на изнанку.

Блестки часто используют и для завершения какого-либо узора. Составляются целые композиции из блесток, закрепленных канителью, и стежков ровно нашитой канители.

Узоры, выполняемые металлическими нитями, иногда включают в себя длинные стежки и острые углы. При нашивании золотого шнурочка по контуру узора ниткой несколькими стежками закрепите шнурок, а по острым углам сделайте петли. Середину золоченой петли можете заполнить шелковыми цветными нитками.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

В 2014 году в корпусе Бенуа была выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков). Представлена была нарядная одежда зажиточных горожанок и крестьянок XIX. Особое место на этой выставке занимали изделия новоторских мастериц, выполненные в первой половине XIX века. Выставка произвела неизгладимое впечатление. И это была одна из причин, почему хотелось посетить Торжок. Посмотреть, что же это за сказочный город такой, по которому расхаживали красавицы разодетые словно принцессы. И еще очень хотелось узнать, почему только у жительниц Торжка правый рукав шугая был длиннее левого, чего никогда не было в других городах России.

Пишут, что искусство золотошвейного и сафьянного дела зародилось в Торжке еще в XIII веке. Золотошвейное искусство принесло городу широкую известность и славу. Заказы на вышивку поступали отовсюду, приезжали помещики, готовящие приданое своим дочерям. Кисейные платья с золо́тной ниткой, кружевные накидки, оборки, платки, скатерти, сапожки, расшитые золотом и серебром – всё пользовалось спросом.

А.Н. Островский, побывавший в Торжке в мае 1856 года, писал: «Торжок исстари славился производством козлов и сафьянов и в этом отношении уступает только Казани и Москве… Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; так, в 1848 году вышивкой туфель и сапог занималось 500 мастериц – теперь эта промышленность значительно сократилась… Работа вещей прочна и красива, но цена по незначительности требования не высока: я заплатил за две пары туфель, одни из разноцветного сафьяна, другие из бархата, шитого золотом, 3 рубля серебром».

Итак, в четверг 21 апреля, в 11:40 мы уехали из Грузин и примерно в 12:20 мы зашли в музей при фабрике «Торжокские золотошвеи».

На экскурсии по музею нам рассказали, что девушки начинали готовить себе приданое с девяти лет. Одежду вышивали серебряными и золотыми нитями. Когда девушка подрастала, у неё появлялись кавалеры или компаньоны. Чем больше кавалеров, тем лучше. Такое поведение девушек поощрялось. Считалось, что если у девушки нет кавалеров, то это значит, что она никому не интересна, не нужна. Когда отношения с кем-нибудь из кавалеров становились более близкими, такой молодой человек становился «предметом».

А.Н. Островский: «Девушки пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек: женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».

В музее представлены только изделия советского времени и современные. Поэтому сначала мне хотелось бы вспомнить то, что было представлено на выставке в Русском музее. Тем более, что по следам той выставки у меня были вопросы, на которые я надеялась получить ответы в этом музее.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай – штоф, бахрома; юбка – парча; кокошник, платок:

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок.

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого :


Этот необычный покрой, когда правый рукав шугая заметно длиннее левого был отмечен еще Ф. Г. Солнцевым, который в 1830-е годы зарисовывал женские костюмы разных губерний России, и он зафиксировал эту особенность одежды жительниц Торжка. Сотрудники Русского музея не могут объяснить, зачем это было нужно. Вот я и надеялась, а вдруг в Торжке знают. Спросила об этом. Экскурсовод очень удивилась и сказала, что в Торжке рукава всегда были одной длины. Я не стала спорить.

На акварели Солнцева ясно видно, что руки у девушек одной длины, а рукава разной. И еще на этой акварели следует обратить внимание на головной убор.
Зимний наряд новоторок:

Такой головной убор называется «тверской укрут». Каким образом «укрут» держался на голове, сотрудники Русского музея тоже не могут объяснить. На выставке его закрепляли на голове с помощью резинок.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут» , платок.

Но ведь девушки как-то носили укрут, который как-то держался на голове и не сваливался. Как им это удавалось? После вопроса про рукава, спросить про укрут постеснялась.

«Предметом особой заботливости всех, носивших богатый новоторжский наряд, были белые кисейные рукава для сарафанов и кисейные же фартуки. Для них золота не жалели и буквально заливали так называемой «битью» всю верхнюю часть рукавов и низ фартуков» (Давыдова, 1914).
Летом тоже носили укрут, только вместо платков надевали фату:

Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку:

Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку, бить, галун, бахрома:

Я думаю, что если про рукава и укрут никто точно не знает, то надо придумать какую-нибудь байку, сочинить захватывающую историю, чтоб обязательно про несчастную любовь. Почитаешь, что сочиняют в интернете про герб города, про пожарские котлеты, только диву даешься. Спрашивается, а чем рукава и укрут хуже? Почему их обошли вниманием? Мне кроме greensleeves ничего путного в голову не приходит. Но, думаю, найдутся таланты, чего-нибудь придумают.

Ленты. XIX век. Бархат, золотное шитье, бахрома:

Кисет. Шелк, хлопок.

Сумочка. XIX век. Золотное шитье по шелку, золотное кружево:

Кошелек. Золотное шитье по шелку:

Мешочки. XIX век. Золотное шитье по бархату.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Сапоги. XIX век. Сафьян, золотные нити, канитель, шитье «в тачку» и по карте:

Сапоги. Первая половина XIX века. Вышивка золотными нитями по сафьяну:

Детские сапожки. XIX век. Мастер Каменщиков. Сафьян, канитель, блестки, золотное шитье:

Туфли. Первая половина XIX века. Мастер Каменщиков. Кожа, шелк, золотые нити, блестки, золотное шитье:

Туфля (одна сохранилась). Конец XVIII века. Кожа, шелк, блестки, канитель, золотное шитье по карте:

Для коронации Александра II золотошвеи вышили костюмы царской семьи, мундиры свиты и платья фрейлин. Тридцать мастериц были вызваны в столицу для вышивания гербов.
Со временем мода изменилась, что привело к тому, что с середины XIX века золотошвейные изделия стали вытесняться дешевыми товарами. Золотошвейное дело стремительно пошло на убыль, что вызвало беспокойство Новоторжского земства. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке золотное шитье и кружево имело огромный успех. Чтобы сохранить промысел в Торжке были организованы мастерские и школы. Золотшвеи и кружевницы были объединены при земской управе, в 1894 году был создан кустарный отдел, возглавил который Дмитрий Дмитриевич Романов (митинский помещик). При его участии в 1899 году при отделе была открыта учебно-показательная золотошвейная мастерская. Д. Д. Романов собирал образцы старинных вышивок, в 1911 году при мастерской был создан музей, публиковались альбомы с местными орнаментами.

В 1923 году была организована профтехшкола, в 1928 году – Торжокская золотошвейная артель им. 8 Марта.

Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шелковыми нитями.
Чтобы сделать стежок, надо сначала проколоть основу иглой или шилом. Шитье одностороннее, золотная нить всегда только на лицевой стороне. В другой руке у мастерицы вторая игла с шелковой нитью, которой и закрепляют золотную нить.

Выше упоминался способ шитья «по карте», получивший распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия. «По карте» - то есть на подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикрепленный к тканевой основе:

Сейчас на фабрике применяют следующие нити: мишура – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, накручена на капроновую нить; канитель – проволока латунная лакированная, скрученная в спираль; канитель – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, скрученная в спираль; мулине – хлопок 100%; швейные нитки для соединения мишуры, канители (лавсан + хлопок); вышивальные нитки – вискоза 100%, полиэстер 100%, шелковые; нитки металлизированные – нить из полиэстера обвитая металлизированной нитью.

Нам сказали, что один километр нити имеет массу один килограмм.

Для вышивания применяют около двухсот различных швов.

Рисунок будущего изделия сначала переносят на кальку, на которой контуры рисунка с шагом ~ 2 мм прокалывают булавкой, чтобы получить маленькие дырочки. Затем кальку кладут сверху на материал для вышивки (бархат, шелк, кожа и т.д.), а сверху намазывают смесью керосина и зубного порошка. Частицы этой смеси через дырочки в кальке попадают на материал, оставляя на нем темные точечки контура, по которому и вышивают. На двух фотографиях выше видны такие темные точечки контуров.

Рисунок панно «Туристы». На рисунке числами обозначены виды швов, которые используются для этого изделия:

Швы: 1 – кованый шов; 2 – мягкий прикреп в 2 нити мишуры крученой; 3 – кованый-крученый шов в 2 нити мишуры крученой; 4 – бабий шов через 2 нити мишуры; 5 – «гусем» шов в 2 нити мишуры крученой; 6 – крученый-кованый с прикрепом через 3 ряда в 2 нитки мулине на расстоянии 0,5 мм; 7 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой одну сторону; 9 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой в 2 стороны; 11 – прикреп в 6 нитей мишуры, крученой в одну сторону и т.д. Всего в панно «Туристы» используется 19 видов швов.

Готовое изделие:

Работают мастерицы на таких пяльцах:

Сейчас на производстве два цеха. В одном вышивают на пяльцах, во втором на машинках:

В музее три зала. Один зал посвящен советской эпохе, истории фабрики, много фотографий.

Панно «В семье единой», 15 республик:

В другом зале представлены работы, которые были преподнесены в дар различным известным людям по всему миру, частным коллекционерам, государственным и православным учреждениям.
В этом зале фотографировать трудно, потому что большинство панно под стеклом, которое или бликует или отражает.

Вышивка кажется объемной:

Пушкин в окружении героев сказок путешествует из Москвы в Петербург:

Знаменское-Раек:

Праздники в Торжке:

В первом зале можно любоваться предметами одежды, подушками, покрывалами, шкатулками.

Старинное шитье:

Современное шитье:


Если смотреть на различного рода работы иглой с точки зрения их эффективности, то, бесспорно, первая роль принадлежит вышиванию, исполненному золотыми или серебряными нитками и носящему обыкновенно название "шитья золотом".

В XVII и в начале XVIII века эта нетрудная работа процветала преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где шитье золотом применялось в эту эпоху для церковных украшений и облачений.

С XVIII века этой работой занимались лишь те лица, для которых она сделалась профессией. В частных же домах ею очень редко занимались, потому что всякий боялся испробовать свое искусство в работе, которая, по тогдашнему мнению, требовала не менее девяти лет подготовки, чтобы достигнуть совершенства.

Но так как с некоторого времени стали очень охотно соединять в одной работе несколько жанров вышивания, а, с другой стороны, в артистических произведениях золото применяется наравне с другими материалами, то, естественно, стали больше интересоваться и шитьем золотом. Теперь им занимаются даже там, где дамские рукоделия представляют лишь простое развлечение.

Мы надеемся, что с помощью наших рисунков и объяснений читательницам не понадобится учиться в течение пяти лет, - срок, который до сих пор требуется в ремесленных цехах некоторых стран.

Эффект шитья золотом зависит от различных способов покрывать металлическими нитями более или менее выпукло сделанные мотивы. Кроме золотых и серебряных нитей, в настоящее время применяются еще нитки "шине", состоящие из золотой нитки и другой, цветной: кремовой, красной, синей, зеленой или черной. Таким образом, можно разнообразить и оживить шитье.

Материал.

Для золотого шитья требуется фон из крепкой и прочной материи. Обыкновенно для этой цели берут разных сортов шелк, бархат или брокар, но можно также взять сукно или кожу, смотря по тому, для чего назначается работа.

Приклад.

Для исполнения самого шитья мы прежде всего можем рекомендовать тонкое золото и тонкое серебро D.M.C., которое имеется следующих номеров: № 20, № 30 и № 40. Чтобы контуры узора лучше выделялись, мотивы его обшиваются по краю золотым кордонне D.M.C. Золотое шине D.M.C., которое имеется пяти нюансов, применяется тогда, когда хотят оживить эффект шитья золотом при помощи цветных ниток.

Для имитации турецкого шитья существуют особые нитки - турецкий витый шнур D.M.C. № 6 и № 12.

Смотря по роду стежков, которые хотят делать, кроме золотой и серебряной нитки нужна еще шелковая нитка для закрепления двух первых.

Шелк мулине D.M.C. и персидский шелк D.M.C. применяется тогда, когда сверх металлических нитей хотят сделать стежки другого цвета, резко отличного от золота или серебра.

Прибор.

Самый необходимый прибор для шитья золотом - очень прочные пяльцы для натягивания на них работы (см. рисунок 267). Кроме того, для некоторых родов стежков нужен челнок или вилка для наматывания ниток, очень тонкое шильце и еще ящик с отделениями для приклада.

Челнок (Вилка). (Рис. 288).

Челнок, который также называется вилкой или коклюшкой, представляет инструмент из твердого дерева, 23 см длины, служащий для наматывания металлических ниток и для направления их во время работы так, чтобы они не попортились от соприкосновения с руками.

Рис. 288. Челнок или вилка. Уменьш. величина


Сначала обвивают стержень и часть вилки двойной бумажной ниткой перле D.M.C., желтой или серой. Эта обвивка заканчивается петлей, к которой прикрепляют золотую или серебряную нитку, наматывая ее потом на стержень. Чаще всего нитка наматывается на челнок вдвое.

(Рис. 289).

При помощи этого инструмента делают отверстие для иглы, прокалывая им то место, где стежок должен начинаться или кончаться.


Рис. 289. Шильце.


Шильце состоит из металлической ручки, в которую ввинчивается обыкновенная игла.

Если ткань очень мягкая, то можно обойтись и без шильца, но в материях броше, в плюше, в коже и вообще в тех тканях, где каждый неудачный стежок оставляет след, безобразящий работу, необходимо сначала проколоть шильцем место, где должен быть сделан стежок.

Ящичек для материала.

Вырезают в дощечке или в очень толстом картоне столько отделений, сколько по расчету понадобится разных сортов приклада, так как при этой работе употребляются не только золотые или серебряные нитки, но еще бисер, бусы различной формы, блестки и листочки разной величины и матовая или блестящая канитель.

Уже для одной канители часто нужно несколько отделений. Ее разрезают на куски различной длины, смотря по рисунку, который хотят исполнить, и куски одинаковой длины кладутся в одно отделение. Дно ящика должно быть выстлано толстым ворсистым сукном.

На таком мохнатом пышном фоне материал лежит неподвижно, не скатываясь и не рассыпаясь, и игла, вкалываясь легче в мягкий фон, легче и подхватывает отдельные части приклада.

Подготовительная работа.

Каков бы ни был род вышивания золотом и какова бы ни была ткань, по которой будет исполняться работа, прежде всего нужно укрепить в пяльцах какой-либо кусок материи, как подкладку. Затем нашивают на эту подкладку ту ткань, по которой будут вышивать, причем натягивают ее как только возможно.

Начертив рисунок на ткань, можно прямо начинать вышивание в тех видах работы, которые не требуют настилки, т. е. во всех видах плоского шитья.

Для рисунков, которые должны быть рельефны, выпуклы, нужно сначала сделать настилку, как это объяснено в главе о шитье гладью, для венецианского шитья, рис. 150 .

Для этой работы берут мягкие, слабо скрученные нитки, как напр., нитки для вышивания D.M.C. и нитки для штопанья D.M.C. (см. прим. вначале), желтая или серая (см. также рис. 295).

Вместо настилки можно употреблять вырезанные из картона или кожи формы узоров. Но так как такое вырезание требует особого внимания и аккуратности, то мы лучше рекомендуем нашим читательницам вышитую рукой настилку. Она гораздо легче и делается скорее.

Разные виды шитья золотом.

По роду исполнения различают следующие виды шитья золотом:

  • 1) Китайское шитье.
  • 2) Шитье по фону из бечевки.
  • 3) Шитье строчкой.
  • 4) Шитье гладко лежащими нитками.
  • 5) Шитье фантази с блестками и канителью.

Китайским шитьем называются все те виды шитья, в которых мотивы покрыты лежащими рядом, друг около друга золотыми или серебряными нитками, прикрепленными или заметно, или незаметно посредством стежков "через край", исполненных шелковой ниткой цвета металлической нитки или же другого цвета.

Шитье по фону из бечевки.

В этом виде шитья металлические нитки проводятся поверх настилки, сделанной из бечевки. Так же как в китайском шитье, нитка закрепляется "через край". Оба эти вида шитья требуют очень немного приклада, так как образующие металлический слой нитки лежат только на лицевой стороне работы.

Шитье строчкой.

Шитьем строчкой называется тот вид шитья золотом, при котором все части рисунка покрыты гладкими стежками, пропущенными сквозь ткань. В этой работе, следовательно, нитка проходит и по изнанке работы.

Эти первые три вида шитья золотом могут быть сделаны с настилкой или без нее, смотря по узору и по мотивам, которые должны быть заполнены.

Шитье гладко лежащими нитками.

Это шитье требует обязательно настилку. Металлическая нитка проводится вперед и назад над этой настилкой, и каждый раз, как доходит до края узора, прикрепляется стежком шелковой нитки, которая пропускается над материей. Для этой работы употребляют челнок с намотанными на нем нитками, чтобы легче было направлять последние.

Работы фантази с блестками и канителью.

Когда нельзя посвящать много времени шитью золотом, то его делают с блестками и канителью. Часто прибавляют к этому бусы и цветные камни. Но и в настоящем шитье золотом встречаются части узоров, исполненные шитьем фантази. Каждый раз, как в наших моделях встречается такая смесь видов шитья, мы даем тут же объяснение различных стежков.


Рис. 290.
Бордюр из шитья золотом с
витым шнуром и блестками


Рис. 291. Заполнение
маленьких цветочков
для бордюра рис. 190

Бордюр золотом с витым шнуром и блестками. (Рис. 290, 291, 292).

Этот бордюр, снятый с вышивки XVIII века, представляет тип тех вышивок золотом, в которых весь эффект зависит от толстого витого золотого шнура, незаметным образом прикрепленного к фону.

Необходимо, чтобы контуры делались без перерывов, как на нашей модели, потому что, если бы пришлось часто пропускать толстый шнур сквозь материю, легко можно испортить ее и от этого пострадает и весь общий вид работы.

Начертив узор, обводят контуры его золотым кордонне D.M.C., пропуская между каждым оборотом шнура незаметно шелковый стежок "через край".

В начале и в конце каждого ряда, впускают шнур через материю, для чего его вдевают в иглу для вышивания нужной толщины.

Обведя все контуры золотым кордонне, отделывают внутренность маленьких цветочков отдельными блестками. Они прикреплены маленьким куском канители, пришитым посредине блестка, как видно на рис. 291.


Рис. 292. Исполнение
жилок листиков
для бордюра рис. 190

Исполнение жилок листьев требует больше внимания. Прикрепив первый блесток стежком, выпускают иглу совсем близко, захватывают второй блесток и кусок канители и вкалывают иглу опять в отверстие первого блестка. Таким образом, второй блесток на половину покроет первый.

Также поступают и с третьим и четвертым и, продолжая таким манером, делают жилки из блестков, как это ясно видно на рисунке (рис. 292).

Красные камни, рассыпанные отдельно во всех частях бордюра (в середине узоров), прикреплены двумя стежками красной шелковой нитки, пропущенной сквозь две дырочки, сделанные в камне (см. рис. 291).

Этот широкий бордюр подходит для отделки стихарей, риз и других Церковных принадлежностей.

Приклад.

Золотое кордонне D.M.C. и шелк мулине или персидский шелк D.M.C. тусклого красного цвета.


Рис. 293. Бабочка из золотого
и серебряного шитья в
китайском жанре. Золотое
шитье в китайском жанре,
исполненное тонкой
золотой ниткой D.M.C.

Бабочка из золотого и серебряного шитья, исполненная китайским швом. (Рис. 293).

По манере исполнения и жанру узора, эта бабочка может служить типом всяких китайских золотых вышивок.

Все мотивы вышиты двойными золотыми или серебряными нитками, которые прихвачены стежками "через край" из шелковых ниток разных цветов, что смягчает блеск металлических нитей и дает им совсем особый отблеск.

Исполнение шитья объяснено при рис. 296 и 304; там наши читательницы найдут подробные объяснения всех деталей. Здесь же мы ограничимся перечислением цветов, употребленных для этого рисунка.

Туловище, щупальца и лапки вышиты золотом и коричневым шелком; глаза - золотом и черным шелком.

Главные части больших передних крыльев также сделаны из золота с красным шелком; маленькая часть крыла справа - из золота и оранжевого шелка, левая же, более светлая, часть - из серебра с зеленым шелком.

Нижнее левое крыло вышито серебром и зеленым шелком, правое - золотом и оранжевым шелком. Продолжение крыльев в виде хвоста - из золота и серебра с фиолетовым шелком. Кружки на золотых крыльях, посредине их, сделаны из серебра с зеленым шелком; кружки же на серебряных крыльях - из золота с оранжевым шелком.

Перед тем, как начать вышивать бабочку, надо хорошенько изучить рисунок, чтобы накладывать металлические нитки в желаемом направлении.

Эта бабочка служит для дополнения сюжетов или может быть рассыпана в нескольких экземплярах по фону в китайском жанре. Можно также вышивать ее отдельно для маленького бювара, для портсигара, подушечки для булавок, веера и т. д.

Приклад.

Тонкое золото и серебро D.M.C. № 20, шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. поблекшего лилового цвета, ярко-синего, миртового зеленого, медно-красного, черного, поблекшего красного и ржаво-коричневого.


Рис.294.

Бордюр из золотого и серебряного шитья строчкой. (Рис. 294, 295, 296).

Рис. 294 скопирован со старинной вышивки XVII века и может служить примером золотого шитья строчкой.

Как уже было сказано во вступлении к этой главе, это шитье плоскими стежками исполняется металлическими нитками чаще всего на настилке или вырезных фигурах.

Настилка делается из толстой мягкой бумаги. Мы рекомендуем специальное мулине D.M.C. № 14, прикрепляемое стежками "через край" из очень тонкой бумаги для вышивания.

После того, как покрыли рисунок несколькими слоями мулине, - слои делаются уже по мере того, как они становятся выше, - следует сровнять все шероховатости настилки простыми стежками "вперед иголку" из штопальной бумаги D.M.C.

После этого покрывают весь мотив плоскими стежками, но в направлении противоположном тому, в котором пойдет шитье золотом (см. рис. 295).


Рис. 295. Исполнение
подстилки для
бордюра рис.294


Рис. 296. Исполнение
шитья строчкой и
стебельков для
бордюра рис. 294

Тонкие части рисунка настилаются только штопальной бумагой D.M.C. Сверх этой настилки исполняют золотое шитье так же, как шитье белой гладью (см. рис. 296).

Хорошо брать очень толстые иголки, потому что они подготовляют для металлической нитки достаточно широкие дырочки и этим избегается порча ткани, часто очень хрупкой и нежной.

На нашем бордюре, рис. 294, маленькие листки, бутоны и более толстые части линии, идущей змейкой, сделаны тонким серебром для вышивания D.M.C. № 20; как видно на картинке, все стежки золотом или серебром сделаны вкось, а прямые встречаются только в кайме, которая вышита золотом.

Чтобы легче было делать очень прямые полосы, вместо настилки наклеивают полоску твердого картона.

Стебельки и завитки сделаны из двух параллельных золотых нитей, прикрепленных стежками "через край".

Там, где от главного стержня отходит маленькая веточка или стебелек, проводят сначала одну нитку до конца стебелька, потом загибают ее назад от этого конца и проводят опять рядом с первой, так что кажется, будто веточка сделана из двойной нитки, как видно на рис. 296.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20, специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтый и жемчужно-серый цвет.


Риг. 297. Бордюр для шитья
строчкой золотым "шине"

Бордюр из шитья строчкой, исполненный золотыми нитками "шине". (Рис. 297).

За исключением колец, соединяющих отдельные части фигур, все мотивы этого бордюра исполнены стежками строчкой из золотого "шине" D.M.C.

В виду особой мягкости этого рода ниток, они особенно подходят для такого шитья золотом, где богатый эффект золотых ниток еще усугубляется цветными нитями, входящими в состав шине.

На нашем бордюре, рисунок которого скопирован со старинной вышивки конца XVII века, соединены все нюансы золотого шине.

Большие выгнутые листья сделаны поочередно из синего и зеленого, чашечки цветочков сделаны цвета экрю, а маленькие листочки - красные. Одни только темные линии по бокам рисунка сделаны с черным.

Маленькие мотивчики, нюанс которых мы не обозначили, вышиваются поочередно тем или другим из пяти перечисленных выше цветов.

Вся эта вышивка золотым шине сделана без настилки. Стежки строчкой расположены более или менее вкось, смотря по мотиву, который требуется покрыть.

Напротив, маленькие рельефные кольца сделаны очень выпукло и вышиты канителью так, как объяснено на рис. 305.

Этот жанр шитья, при котором работа легче, чем в предыдущих моделях, очень пригоден для отделки туалетных принадлежностей и для предметов, служащих для украшения комнат.

Приклад: Золотое "шине" D.M.C. цветов экрю, черного, красного, зеленого и синего, специальное мулине D.M.C., штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и золотая канитель.


Рис. 298. Орнамент из золотого и серебряного
шитья, вышитый плоскими стежками
на фоне из "бечевки"

Орнамент из золотого и серебряного шитья плоскими стежками на фоне из бечевки. (Рис. 298,299,300,301,302).

Мы здесь даем образчик шитья по бичевке и шитья гладкими или плоскими стежками. Этот метод требует меньше приклада, чем шитье строчкой, так как, как мы сказали выше, металлические нитки всегда остаются на лицевой стороне работы.

Листья из трех лепестков сделаны гладко положенными нитками тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 30, взятыми вдвое; исполнение их видно на рис. 299. Этот жанр шитья делается на картонных формах, которые всякий может изготовить сам.

После того как рисунок сведен на белый картон, вырезают очень острым ножичком все формы. Края должны быть гладкие. Потом наклеивают эти формы на материи столярным клеем.

Если вышивка будет сделана из золота, берут желтый картон. Если нужны полосы картона, довольно длинные, то их еще закрепляют отдельными стежками край, а более мелкие мотивы, как, напр., маленькие листики, просто прихватывают стежком на конус листика. (См. рис. 299 и 300).

Серебряная нитка берется вдвое и наматывается на челнок, затем вдевают в толстую иголку крепкую шелковую нитку, которую делают еще прочнее натерев ее воском.

После того как прикрепили серебро и шелк у самой верхушки листика, начинают вышивание.


Рис. 299. Листик
плоскими стежками,
вышитый в двойную нитку
для орнамента рис.298


Рис. 300. Листик
плоскими стежками,
вышитый в одну нитку
для орнамента рис. 298

Серебряная нитка накладывается поперек формы и прикрепляется на другой стороне стежком строчкой, затем (и всегда при помощи челнока), направляют серебряные нитки назад, на первую сторону, опять закрепляют их стежком, и продолжают таким образом покрывать всю форму, как показано на рис. 299.

Маленькие тонкие концы вышиты плоским швом, так называемым "галопом", что также видно на рисунке.

Там, где листики соединяются со стебельками, эти концы делаются тогда, когда стебелек уже вышит; это нужно для того, чтобы лучше скрыть место соединения стебелька с листочком, так как они оба вышиты разным манером.

На нашем рисунке лепестки цветов сделаны в одну золотую нитку, плоскими стежками над вырезанными из желтого картона формами. (См. рис. 300).

Толстые стебли цветов и отходящие от них листья сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. №20; перевязь между обеими ветками - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20, в двойную нитку. Все это вышло по бечевке.

Для этой работы, прежде чем вышивать золотом, покрывают весь рисунок горизонтальными стежками, расположенными на некотором расстоянии друг от друга.

Эти стежки делаются довольно толстой бечевкой или витым шнуром, а над ними уже вышивают золотом. На рис. 301 показано, как располагать бечевку.

Такой "бечевкой" называются нитки для точек D.M.C. № 15; эти нитки еще наващивают для большей прочности. Этой бечевкой обшивают узор, как показано на рисунке.


Рис.301. Расположение
бечевки для орнамента
рис. 298


Рис.302. Как укрепляют
серебряные нитки сверх
бечевки для орнамента
рис. 298

После этого берут двойную золотую или серебряную нитку, кладя ее вдоль, поперек бечевки, и прикрепляют ее через каждые два стежка бечевки шелковым стежком, сильно натягивая шелковинку, которая берется соответствующего цвета.

Когда дошли до конца мотива, то ведут нитку назад, причем стежки шелком в этом новом ряде делаются каждый раз не рядом с прежними, а между ними.

Чтобы хорошо передать форму рисунка, следует начать вышивание по самой середке настилки из бечевки и потом заполнять сначала одну сторону, а потом уже и другую. (См. объяснительный рис. 302). В больших рисунках можно сделать красивые модели фонов при помощи различного расположения этих стежков строчкой.

Отдельный орнамент часто употребляется для украшения подушек Для булавок или бюваров. Если же рассыпать такие орнаменты по большому куску материи, то получаются целые панно и ковры, и также различные церковные украшения, ламбрекены, полосы и т. д.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C № 30 и 40, крученый серый шелк и нитки для точек D.M.C. № 15, оранжевого цвета.


Рис. 303. Фон с бордюром,
шитый золотом и серебром
в китайском жанре по фону
из бечевок, плоскими
стежками и с канителью

Фон с бордюром из золотого и серебряного шитья в китайском стиле плоскими стежками, на бечевке и с канителью. (Рис. 303,304,305).

Этот узор скопирован с очень богатой итальянской вышивки XVII века, состоит из нескольких жанров золотого шитья и хорошо показывает разнообразный эффект различных стежков.


Рис. 304. Как
наполнить лист для
фона рис. 303

При описании предыдущих рисунков мы уже объяснили способ исполнения различных видов шитья. Теперь нам остается показать, как делается шитье по мотиву без настилки, двойной ниткой, т. е. золотое шитье китайского жанра.

Объяснительный рис. 304 изображает острый листочек, вышитый таким образом. Чтобы получилось хорошо заостренное окончание, начинают лист с одной стороны, ведут внешнюю нитку до конца, а внутреннюю на несколько мм не доходя до него, затем загибают обе нитки и возвращаются назад.

Двойные нитки прикреплены стежками строчкой, отстоящими более или менее друг от друга, смотря по толщине ниток. Для стежков берут тонкий шелк.

Таким образом заполняют весь лист, располагая шелковые стежки одни между другими, а не рядом. Когда нужно заполнить очень большие мотивы, можно разнообразить сам узор, располагая шелковые стежки в каком-нибудь определенном порядке.

Шитье канителью более сложно. После того, как мотивы покрыты толстым слоем настилки таким манером, как показано на рис. 295, вдевают очень тонкий шелк в очень тонкую иголку и выпускают ее налицо у самого края мотива.

Затем отрезают маленькие кусочки канители, соответствующие ширине мотива, который вышивают, захватывают на шелковинку такой кусочек, вкалывают иголку в противоположную сторону мотива и опять выпускают ее на первую сторону, как показано на рис. 305.


Рис. 305. Шитье
канителью для
фона рис. 303

Если длина кусочка канители хорошо рассчитана, то он аккуратно закроет ширину мотива. Мало знакомые с этой работой лица испытывают вначале некоторое затруднение при отрезании кусочков канители, но они скоро освоятся с этим приемом.

В бордюре рис. 303 верхние закругления вышиты по бечевке тонкой золотой ниткой для вышивания D.M.C. № 30; внешние лепестки - тонким золотом для вышивания D.M.C. № 30 плоским швом в одну нитку. Внутренний лепесток покрыт золотой канителью, а маленькие откинутые листики - серебряной канителью.

Большие листья фона сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 20; закругления - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20.

Листья и закругления вышиты китайским швом. Маленькие листики вышиты плоскими стежками тонким золотом для вышивания D.M.C. №30 в одну нитку. Рельефные украшения, отпечатанные на нашей гравюре светлым, покрыты серебряной канителью. Все же другие линии и завитки сделаны из витого золотого шнура - кордонне D.M.C., пришитого незаметными стежками.

Потом нашивают кордонне, а после всего этого канитель, потому что эта самая нежная часть работы. Этот красивый и большой рисунок предназначается для церковных украшений, но узенький бордюр его может служить также для отделки различных вещиц.

Приклад. - Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20: тонкое золото для вышивания D.M.C. №30; золотое кордонне D.M.C.; матовая, золотая и серебряная канитель; крученый шелк, серый и тускло-золотой; нитка для точек D.M.C. № 15; специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и жемчужно-серого.


Рис. 306. Фон из шитья фантази
золотом, с плетеным на
коклюшках галуном и
блестками листочками

Фон из вышивки фантази с плетеными на коклюшках галунами и блестками-листочками. (Рис. 306).

Начинают с маленьких розеток, сделанных из блестков, и сначала прикрепляют восемь блесков-листочков, составляющих внешний круг. Каждый листочек пришивается двумя стежками строчкой, пропущенными через две дырочки на концах каждого листочка.

Чтобы достигнуть правильного расположения, сначала нашивают два вертикальных листика, потом два горизонтальных и, наконец, четыре косых. После всего нашивают круглых блесток в центре.

Когда все розетки готовы, то нашивают, по возможности незаметно, галун с пико, разделяющий фон на ромбы. Хорошо сначала приметывать этот галун на материю большими стежками, чтобы легче получились прямые линии.

В виду легкости исполнения этого рисунка, его можно употреблять для диванных подушек, вуалеток, отделки платьев и других туалетных принадлежностей.

Приклад. - Тонкое золото для вышивания D.M.C. № 40 и блестки, круглые и листочками.












На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа.

Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы.


Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье,облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.


Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились
талантливые мастерицы.Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана - типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия.


Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным
серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее
характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII-XIX веков.


Растительно-геометрические орнаменты второй половины - конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект.



Особую составляет кружево XVIII века западно¬европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d’Espagne». «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень
тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике.




В XVIII-XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их
главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество.







Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт.




Искусством металлического кружевоплетения в XIX - начале XX века по традиции занимались в женских монастырях

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией
дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течении поступали из Византии памятники ее искусства.

Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства,
привозимые из Царьграда.
]



С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим
издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.


Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.