Почему некоторые дети хотят покинуть свой дом. Элементарно. Что делать, если ребенок сбежал из дома

В местных СМИ информация о том, что подросток убежал из дома или просто не пришел домой, появляется довольно часто. Как правило, по просьбе родителей на поиски ребенка поднимается вся общественность, волонтеры и полиция. Но вскоре выясняется, что юноша загулял с друзьями, а девочка засиделась у подруги. Как в недавнем случае с .

В таких ситуациях в первую очередь у родителей возникает вопрос: «Как наладить контакт с чадом после его возвращения домой? Ругать или, наоборот, проявить излишнюю заботу?». Почему дети устраивают бунт против правил и родителей, как последним наладить с ними отношения, и можно ли избежать этих неприятных и тревожных ситуации в жизни семьи. На эти вопросы ИА «МариМедиа» ответила психолог Центра социально-психологической помощи населению Светлана Левенштейн:

— Есть много причин побегов детей из дома: это и желание узнать что-то новое, неизведанное. К примеру, кто-то хочет попасть в Африку, а кто-то пойти на войну — дети еще не понимают, что такое опасность, и смерть кажется им чем-то нереальным. Ребенок может убегать из дома, если игнорируются его важные базовые потребности: в любви, уважении и принятии. Бегут от пережитых трагедий, утраты близких, насилия, жестокого обращения, от отсутствия смысла жизни, а то и просто от скуки, чрезмерного баловства.

Частая причина побегов — бунт против родителей и их правил. Дети могут убежать от несправедливых наказаний, несоразмерных их поступку, и потом бояться прийти домой из-за страха очередного наказания. Они убегают из неблагополучных семей. Причем внешне семья может быть вполне благополучной и обеспеченной. Чаще всего поводом для ухода из дома в таких семьях становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Непонимание изменений, происходящих с ними приводит к тому, что родители стремятся задержать их развитие, установить контроль, стараются вернуть их детское послушание, что и приводит подростков к бунту. Последним не нравится, что к ним относятся, как к маленьким детям. Девочки могут быть недовольны, что им запрещают пользоваться косметикой, носить желаемую одежду, контролируют, с кем они проводят время.

По словам Светланы Генриховны, чтобы избежать побегов детей из дома, следует придерживаться следующих правил :

— выбирайте наказание, адекватное возрасту и проступку ребенка, старайтесь понять мотивы его поведения;

— не давайте ребенку чрезмерной нагрузки, у него должно оставаться время для отдыха, общения со сверстниками, разрешайте приводить домой друзей;

— не «отыгрывайте» на ребенке свои проблемы;

— воспитывайте в чаде ответственность и самостоятельность, в то же время принимайте его таким, какой он есть и поддерживайте его. Старайтесь, чтобы с любой проблемой он обращался именно к вам;

— никогда не угрожайте, что выгоните сына или дочь из дома, если сделают что-то не так. Допустим, будут плохо учиться, начнут употреблять алкоголь, пробовать наркотики, иметь сексуальные связи и т.д;

— старайтесь организовать досуг подростка, если он будет занят полезными делами, проблем будет меньше.

Различают побеги мотивированные и немотивированные. Мотивированные связаны с психологически понятными причинами и вытекают из самой ситуации, в которой оказался подросток — ушел из дома после серьезного конфликта в школе. Не зная как поступить, он выбирает крайнюю меру — уход. Задача родителей в этом случае: объяснить ребенку, что есть много выходов из конфликтной ситуации.

Мотивированные уходы могут перейти в немотивированные. Уход, как форма реагирования, может закрепиться, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятную ситуацию может ответить бегством из дома. Подросток расценивает свою новую жизнь как свободу от ненавистной школы и дома, он может сам добывать себе средства к жизни, употреблять алкоголь и наркотики, приобретать и другой жизненный опыт.

Уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания, такие как эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость.

Что все-таки делать, если подросток ушел из дома?

В подростковом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому жесткие меры, которые родители могут применять к ребенку — запирание его на замок — могут только усилить желание подростка вырваться из дома. Необходимо проанализировать, почему вашему ребенку на улице лучше, чем с вами? Для этого нужен доверительный разговор с подростком, стоит вместе сходить к детскому психологу, чтобы разобраться в ситуации.

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить две категории. Первая — наиболее многочисленная — это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей.

У таких детей уходы из дома часто перерастают в склонность к бродяжничанию, в дромоманию (одержимость). Вторая категория — это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. У них причины ухода из дома имеют глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.

В случае бегства ребенка не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «скорой помощи», полиции. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Выясните, кто видел его и общался с ним в последнее время. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. При обнаружении ребенка постарайтесь вести себя спокойно.

Побеседуйте с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, извинитесь. Постарайтесь не обсуждать произошедшее, обговорите лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.

Делитесь с ребенком своими планами и заботами. Он воспримет это как заботу. Всегда помните, что он больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком, не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его. Попытайтесь заговорить. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты или полицию.

Подготовила Диляра Белова

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Несовершеннолетние, самовольно уходящие из семей и детских учреждений, это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других ровесников подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Уход ребёнка из дома это одна из проблем современного общества. И вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной.

Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.

Анализ показал, что основными причинами самовольного ухода детей и подростков являются:

Конфликты с родителями, учителями, воспитателями и сверстниками;
- отклонения в психическом развитии ребенка;
- криминальная направленность личности подростка;
- безнадзорность со стороны родителей;
- неудовлетворительная организация досуга;
- сложности в трудоустройстве;
- воздействие различного рода неформальных объединений и сект.

Однако исчезновение несовершеннолетних не всегда бывает связано с самовольным уходом из дома и учебно-воспитательных учреждений. Также причиной исчезновения могут быть и несчастный случай и совершенное в отношении их преступление. В этой связи органы внутренних дел должны безотлагательно реагировать на заявления и сообщения об уходе несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений. Вместе с тем, необходимо разграничивать данную категорию разыскиваемых «бродяжек» и без вести пропавших, исчезнувших внезапно, без видимых причин, местонахождение которых остаются неизвестными.

Что же делать в такой ситуации ?

Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Позвоните своим родственникам и знакомым, опросите их.

Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи. Попытайтесь определить, какие вещи ребенок взял с собой, какую одежду, возможно - книги. Все это тщательно проанализируйте.

Если пропажу ребенка обнаружили вечером - обязательно позвоните классному руководителю, а утром отправляйтесь в школу и опросите всех одноклассников. Вспомните или узнайте у сверстников, где и с кем ваш ребенок чаще всего проводил свободное время, кому мог сообщить о своих планах.

Если вы не видите никаких признаков сознательного ухода ребенка из дома, позвоните в скорую помощь, узнайте, не доставлялся ли туда ваш ребенок, став жертвой несчастного случая.
Позвоните в полицию, узнайте, не был ли ребенок задержан - у детей часто не бывает с собой документов, и они не желают (не могут) сказать, как их зовут и куда можно позвонить родителям.

Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поисков ребенка в соответствующие органы .

По факту исчезновения несовершеннолетнего заявитель должен немедленно обратиться в дежурную часть полиции по месту жительства, взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. с заявлением об уходе несовершеннолетнего и обстоятельствах, предшествующих уходу.

Дежурный регистрирует данное заявление (сообщение) в книге учета заявлений и сообщений о преступлении. Кроме того, совместно с заявителем заполняет бланк протокола-заявления и организует опрос заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства ухода и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы несовершеннолетнего:

При каких обстоятельствах, от кого опрашиваемый узнал об уходе данного лица;
- кем и какие меры были приняты по розыску;
- каков был образ жизни, увлечения, наклонности разыскиваемого;
- какие у него были планы;
- собирался ли уехать, уходил ли ранее, не поставив в известность родных;
- каковы вероятные места пребывания исчезнувшего, круг знакомых;
- каково было состояние здоровья, какие травмы и иные недуги перенес, каким операциям подвергался;
- мог ли разыскиваемый утонуть, что конкретно указывает на такую возможность;
- мог ли попасть в безлюдную местность (лес, болото), заблудиться и погибнуть;
- имелись ли обстоятельства, которые могли бы в данном случае побудить несовершеннолетнего внезапно порвать с родственниками.

Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь. Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы - не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жизнь.

Заместитель начальника ОУУП и ПДН
МУ МВД России «Пушкинское»
М.В. Дрогина

Если ваш ребенок не вернулся домой, от вашей реакции, выдержки и ваших действий может зависеть его судьба.

Многие родители, чьи дети входят в подростковый возраст, жалуются, что они становятся неуправляемыми, у них появляется агрессия, они перечат родителям. И часто одной из реакций подросткового возраста является уход из дома. Если у вас есть информация о местонахождении ребенка, лучше запастись терпением и не осуществлять поспешных шагов, чтобы не усугубить разрыв с ребенком. Если же вы не знаете, где находится ребенок и даже не в курсе, ушел он из дома или пропал, Управление связей с общественностью МВД Украины в ответ на запрос lady.tsn.ua советует придерживаться определенного алгоритма действий.

Плохо ли, если ребенок дружит с малышами? Отвечает детский психолог Наталья Барложецкая: Дружба подростка с детьми, младшими по возрасту, нередкое явление. Многие дети таким образом пытаются задержаться в детстве. Причины подобного поведения: НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Коммуникация со сверстниками дается ребенку с трудом. ЧТО ДЕЛАТЬ? Дайте ему время найти свое место среди одноклассников. Не мешайте его общению с младшими друзьями, с ними он отрабатывает навыки, которые понадобятся в общении с одногодками. ОТСУТСТВИЕ

Советы родителям в случае пропажи ребенка содержатся в информационном бюллетене "Милиция информирует, предупреждает, советует". Если вы не знаете, где находится ваш ребенок, если он не вернулся домой, следует действовать таким образом:

Сразу после обнаружения факта пропажи ребенка, обратитесь с заявлением в милицию. Не теряйте времени и сами начинайте поиски. Информацию об исчезновении ребенка вы можете передать в милицию по телефону 102. Оперативный дежурный обязан принять ваше сообщение. Если вы обратитесь в органы внутренних дел сразу, как только обнаружите пропажу, это позволит начать поиски "по горячим следам".

Обязательно возьмите в милицию свежую фотографию ребенка, на которой четко видно его лицо.

Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения. Также обратите внимание на то, о чем ребенок говорил в последнее время, с удовольствием ли ходил в школу и т.д.

Для того чтобы поиски были успешными, информируйте органы внутренних дел о любой новой информации, которая каким-то образом может касаться розысков ребенка.

В Управлении связей с общественностью МВД Украины также рекомендуют не ругать и не наказывать ребенка, как только он найдется. Возможно, ребенок сам напуган. Выдержите паузу, чтобы успокоиться, а затем серьезно поговорите. Расскажите о своих чувствах, как вы переживали за ребенка. Если ребенок пропал по собственной инициативе, попросите его пообещать вам больше так не поступать. Но прежде честно расскажите, чем может угрожать его исчезновение.

Однако подключение милиции - не лучший выход, если подросток ушел из дома по собственной инициативе. По словам врач-психотерапевта, сексолога, Международного тренера-консультанта по вопросам сохранения здоровья тренингового центра "Инновация и развитие", члена правления Всеукраинской благотворительной ассоциации "Равный – равному" Елены Голоцван , ребенок может убежать, если нарушена связь между ним и родителями. Если родители либо не занимаются вообще его воспитанием, либо контролируют каждый его шаг, как будто пытаясь за него прожить его жизнь. В подростковом возрасте ребенок испытывает потребность отделиться от родителей, стать автономным и самостоятельным, и если родители не будут уважительно относиться к его бунтарским реакциям, то возможно, что подросток будет искать поддержку в другом месте, как вариант - в уличной компании.

Если подросток начинает убегать из-под родительской опеки, почти не появляется дома, а то и вовсе уходит, оставив записку (как, например, в одном случае из практики дочь ушла к подруге, написав родителям: "Я сама разберусь"), часто родители подключают милицию, родственников, людей, которые как-то могут повлиять на подростка. Если он найден и возвращен домой, начинают его отчитывать, ведут его к психологу, обвиняют в предательстве и неблагодарности. Но это еще больше отдаляет ребенка от родителей.

Как вернуть подростка домой?

По словам Елены Голоцван, универсального совета быть не может. Как ни парадоксально это выглядит, уход подростка - это не осознаваемая попытка показать родителям свою значимость, сказать: "Я есть! Вы про меня забыли, а я здесь". Своим уходом он хочет обратить на себя внимание. Когда же его начинают ругать, он дополнительно получает подтверждение того, что он ничтожен. Тактика должна быть очень спокойной и последовательной. Нельзя бросаться из крайности в крайность, то ругая ребенка и крича на него, то разговаривая с ним и пытаясь понять. У родителей всегда должен быть маячок: "Если он не хочет жить дома, значит, мы что-то не так делаем, он хочет обратить на это наше внимание". Тогда вам следует сесть всей семьей за стол и спокойно поговорить, узнать у ребенка, в чем вы были неправы. И говорить с ним нужно на равных. Лишь признав свою неправоту, позволив себе стать понятными ребенку, можно ожидать, что он позволит понять себя.

Если родители не теряют связь с ребенком, интересуются его жизнью, то, даже когда начинается подростковый бум, им легче найти мостик к его доверию. "Одна мама сказала, что когда ее дочь начала увлекаться субкультурой эмо, они с отцом начали слушать музыку эмо, чтобы понять ценности этой группы, - делится Елена Голоцван. - Таким образом, мостик не был нарушен, они знали, чем живет ребенок, и это позволило понемногу начать процесс воспитания, актуализировать другие ценности в жизни: почему нужно учиться, создавать семью и так далее. Это и есть процесс воспитания".

Воспитание родителям нужно начинать не с ребенка, а с себя, с оздоровления межличностных отношений, прекращая грубить ребенку и использовать назидательный тон, общение должно быть на равных, чтобы ребенок не чувствовал, что его воспитывают.

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Плохо ли, если ребенок дружит с малышами? Отвечает детский психолог Наталья Барложецкая: Дружба подростка с детьми, младшими по возрасту, нередкое явление. Многие дети таким образом пытаются задержаться в детстве. Причины подобного поведения: НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Коммуникация со сверстниками дается ребенку с трудом. ЧТО ДЕЛАТЬ? Дайте ему время найти свое место среди одноклассников. Не мешайте его общению с младшими друзьями, с ними он отрабатывает навыки, которые понадобятся в общении с одногодками. ОТСУТСТВИЕ

Где подростку заработать деньги

Позволить подростку зарабатывать или нет? Безусловно, да! Но тогда возникает вопрос, какую работу может делать ребенок от 14 лет. На этот вопрос отвечаетпсихолог, директор тренингового центра "Школа успеха" Дария Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua). По нашему законодательству, подросток уже с 14 лет может работать и получать за это деньги. И, безусловно, для этого есть масса возможностей. Для начала родители вместе с ребенком должны изучить рынок вакансий и подумать, какую работу может выполнять подросток, чтобы его знаний и умений хватило для того, чтобы эта работа оплачивалась.

«ВКонтакте» названа самой опасной для детей соцсетью

Эксперты «Лаборатории Касперского» исследовали самые популярные социальные сети, проверив их на наличие вредного контента. Сотрудники искали не вирусы, которые вредят компьютеру, а угрозу для детской психики. То есть возможность стать жертвой шулера, педофила или наткнуться на откровенно порнографический контент. В течение недели эксперты пытались установить, какому риску подвергается 13-летний подросток в «Одноклассниках», «Моем мире» и «ВКонтакте». Самые высокая степень опасности оказалась у сайта «ВКонтакте».

Как помочь подростку пережить трудный возраст

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям часто кажется, что сына или дочь как будто подменили. Ложился спать одним человеком, а проснулся другим, – настолько подростковый возраст влияет на поведение ребенка. Перемена поведения говорит о том, что вашему ребенку очень трудно, и вы, как взрослые, должны ему помочь. Начало подросткового возраста современные психологи относят к 10 годам, когда происходит переход от предпубертатного периода к пубертатному. Заканчивается подростковый возраст в 20-21 год.

Пока все дома

Чем занять детей, если они по какой- то причине проводят выходной день дома? Читатели «ДО» делятся советами. «Ну раз мы не идем играть на улицу, тогда устраиваем «снежные» бои дома: разрешаю мальчишкам из чистых носков скрутить «снежки» и покидаться ими». Ирина, мама 8-летнего Бориса и 6-летнего Глеба «Выдаю детям пустые коробки, маркеры, клей, газеты, журналы и прочие упаковочные материалы. И предлагаю им строить дома, здания, мастерить машины и самолеты.

Как стимулировать подростка зарабатывать

Часто родители уже взрослых людей жалуются, что они не хотят работать, при этом часто не понимая, что сами же способствовали тому, что у ребенка в подростковом возрасте пропало желание зарабатывать деньги своим трудом. Как не подавлять, а мотивировать желание подростка работать себе во благо? Наше законодательство не запрещает подростку с 14 лет работать, если это не работа на полный рабочий день, если работа не допоздна и не мешает учебному процессу. Стимул к труду В подростковом возрасте некоторые дети уже сами пытаются заработать, а у некоторых не возникает такого желания.

Подросток и его друзья

Ваш ребенок взрослеет, и в определенный момент мнение друзей для него становится важнее родительского. И ничего удивительного в том, что у родителей может возникать ревность, неприязнь к друзьям своих детей и желание усилить контроль. Это часть процесса отделения подростка от родителей и наоборот. Для чего подростку друзья Когда ребенка (и его родителей тоже) настигает кризис подросткового возраста, происходит этап отделения, сепарации от родительской семьи.

Как говорить с подростком

Как вести себя родителям, когда от подростка исходит сплошной сарказм и раздражение? «Не знаю, насколько верно поступаю, но в такие минуты я «отзеркаливаю» поведение дочери. Она иронизирует – и я. Острит – что ж, я тоже умею. Пока это работает». Ольга, мама 12-летней Лены «Спокойно и без негативных эмоций говорю сыну: «Миша, я же знаю, что ты умный, интеллигентный и современный молодой человек. И не в твоем характере говорить таким тоном и такими словами с кем-либо, тем более со мной! Давай начнем сначала.

Взросление ребенка: как пережить утрату родительского авторитета

Нам все еще хочется наряжать свою маленькую девочку в платьица или бегать с сыном в догонялки. У нас еще столько объятий и нежных слов для наших детей. Но их как будто подменили. Они все меньше проводят с нами времени, предпочитая компанию друзей. Спорят по любому поводу, становятся нетерпимыми и ершистыми, уже почти не прислушиваются к нашему мнению. Наши дети взрослеют и отдаляются от нас. Как быть с этим? Когда ребенок входит в подростковый возраст, у него начинается кризис взросления.

Комментарии:

TOP News

Ребенок ушел из дома – что делать, и как не допустить это снова? - www.colady.ru

Что делать, если Ваш ребенок ушел из дома, и как вести себя? Как не допустить побег детей из дома – советы психолога и опытных родителей на colady.ru. Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей. Самое главное, что стоит помнить родителям о детях - подростках (а именно они чаще всего убегают из дома) – это их внутренние возрастные противоречия и жажда свободы.

Советы полиции: что делать, если ребенок ушел из дома - ivart.tv

Уход ребёнка из дома это одна из проблем современного общества. И вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной. Анализ показал, что основными причинами самовольного ухода детей и подростков являются

Что делать, если подросток сбегает из дома:: если подросток - www.KakProsto.ru

Что делать, если подросток сбегает из дома. Пубертатный период – критический возраст, во время которого происходит сложная перестройка организма ребенка, изменяются его мировоззрение и ощущение себя самого. Следствием этого может быть появление различных противоречий. Чтобы доказать свою «взрослость», заставить считаться со своим мнением, подросток может уйти из дома.

Подросток хочет уйти из дома. Советы родителям - Психологос - www.psychologos.ru

Что делать, если ребенок - подросток хочет уйти из дома? Ситуация непростая. С одной стороны, тут нужно что-то делать сразу, менять положение вещей как можно быстрее. С другой - а есть ли для этого возможности? Есть ли у родителей рычаги влияния на ребенка, готовы ли они пользоваться своей властью? Тот, кто своих детей жалеет, на самом деле о них не заботится. Если вам кажется, что ситуация может быть опасной для ребенка - нужно настоять на том, чтобы он из дома не уходил.

ОБУСО Центр " Подросток " - Профилактика уходов ребёнка - podrostok.do.am

Причины самовольного ухода подростков из дома. Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз. Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию.

Ребенок ушел из дома (почему, куда, зачем, что делать?) - japsix.ru

Дети, а как правило, чаще уходят из дома подростки 12-17 лет, не сталкивались еще со смертью, а если и встречались, то, как правило, это столкновение было поверхностным или «киношным», виртуальным. Если ребенок ушел из дома. Что делать в случае ухода ребенка из дома?

"Почему подростки убегают из дома?" - Психология - eduhm.ru

Консультация «Почему подростки уходят из дома ». Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома. Это очень актуальная тема. Подростковый возраст - сложный период, этот возраст относится к критическим периодам жизни человека. Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

Подросток ушёл из дома психологическая помощь » Ваш доктор - www.vashaibolit.ru

Приходит время, ребенок достигает определенного возраста 11-13 лет и с ним становится особенно трудно, это беспокоит родителей. Так было, есть и будет, пока существует человечество. Что же это проблема или всего лишь определенный период и как быть с этим, подросток ушёл из дома психологическая помощь в ней нуждаются, как дети, так и родители.

Элементарно. Что делать, если ребенок сбежал из дома - most.tv

Ребенок может уйти из дома и под влиянием более старших подростков, к примеру, убежать за компанию. Но бывает, что и просто отправляется в никуда - колесить по стране. Что делать, чтобы больше не сбегал? Когда убежавших подростков находят и возвращают домой, родителям рекомендуют обратиться к психологу. В случае если ребенок уходит во второй раз - это уже «синдром бродяжничества» и тут работа психолога необходима.

Что делать, если ребенок ушел из дома: почему дети убегают - DetStrana.ru

Когда подросток считает, что его несправедливо обидели или наказали, он может сбежать из дома, заставив родителей переживать; При желании почувствовать себя самостоятельным взрослым. Таким образом дети показывают свою самодостаточность. Чтобы не допустить уход вашего ребёнка из дома, старайтесь уделять ему внимание и разговаривайте с ним каждый день на разные темы, прислушивайтесь к его мнению и узнавайте о его делах и личной жизни, не устанавливайте свои порядки абсолютно во всём. Что делать если дочь или сын ушли из

Что делать родителям, когда ребенок ушел из дома? - interfax.by - www.interfax.by

У детей и подростков очень хрупкая, чувствительная психика. И может наступить момент, когда во время очередного промывания мозгов они не выдерживают и выбирают только один выход - уйти из дома. Угадайте что ответила. "ты бы лучше квартиру убрал и уроки пошел бы делать. а потом сходи в магазин и помой полы. Кстати там мед комиссия которую ты не пройдешь". Я тогда ушел из дома под предлогом того что пошел гулять с лучшим другом. до вечера я не возвращался.

Что делать, если подросток ушел из дома - Женский портал - lady.tsn.ua

Однако подключение милиции - не лучший выход, если подросток ушел из дома по собственной инициативе. У родителей всегда должен быть маячок: "Если он не хочет жить дома, значит, мы что-то не так делаем, он хочет обратить на это наше внимание". Тогда вам следует сесть всей семьей за стол и спокойно поговорить, узнать у ребенка, в чем вы были неправы.

Что делать, если ребенок ушел из дома?. Обсуждение - www.liveinternet.ru

Что делать родителям, когда ребенок ушел из дома? Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Часть 2 - Агрессивность подростков Часть 5 - Готовимся к выпускному балу Часть 6 - Любовь и дружба в старшем подростковом возрасте Часть 7 - Что делать, если ребенок ушел из дома?

Побег: что делать если ваш ребенок ушел из дома - www.marimedia.ru

Никогда не угрожайте, что выгоните сына или дочь из дома, если сделают что-то не так. Допустим, будут плохо учиться, начнут употреблять алкоголь, пробовать наркотики, иметь сексуальные связи и т.д; - старайтесь организовать досуг подростка, если он будет занят полезными делами, проблем будет меньше. Что все-таки делать, если подросток ушел из дома? В подростковом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию.

дочь- подросток уходит из дома, ставит ультиматум | Форум - forums.rusmedserv.com

Отключили домашний телефон (часами висела на нем, больше вообще ничего не делала) - ушла из дома. Запретили гулять (за прогулы) - ушла из дома. Сейчас заблокировали симку. Сейчас она дома 5-й день, никуда не выходила (даже не делала попыток), в школу тоже не ходит (пока не подключим телефон и все прочее). Мы предпочли подержать ее в изоляции - пусть успокоится.

Если сын ушел из дома | Калуга-Поиск - www.Kaluga-poisk.ru

Почему дети уходят из дома, как их вернуть, и, главное, что делать родителям в столь непростой ситуации – рассказывает Олеся Игнатова, кандидат психологических наук, заместитель директора по организационно-методической работе психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования г. Калуги. Если подросток уходит из дома, в первую очередь, ищите причину в доме: ни один нормальный человек не покинет родное и уютное место, если его не подтолкнуть.

Ребенок ушел из дома - что делать? - nmedicine.net

Что делать, если ребенок ушел из дома? Принято считать, что дети уходят из неблагополучного дома, но это верно лишь для трети пропавших детей, остальные сбегают из вполне благополучных и достаточно состоятельных семей. Часто дети покидают дом из-за тяги к перемене мест, острым ощущениям, желания взрослой жизни. Во многих поступках подростков сказывается отсутствие собственного жизненного опыта.

Почему подростки уходят из дома - udoktora.net

Подростки уходят из дома по разным причинам, но самой распространенной причиной является непонимание. Размолвки подростков с родителями происходят по самым разным поводам, иногда родителям не нравятся друзья дочери или сына, иногда ребенку не нравится, что родители постоянно навязывают ему свое виденье мира. Что делать, если подросток ушел из дома.

Подросток ушел из дома: возможные причины и последствия - KabinetDoktora.com

Если подросток ушел из дома, какие действия предпринимать, в целом, понятно: подавать заявление в полицию, искать по друзьям, родственникам, выяснять, куда он мог пойти. Нередко помогают расклеенные объявления, опрос соседей, игравших во дворе детей, знакомых, приятелей, с которыми ваш отпрыск обычно общался. Возникает другой вопрос: что делать дальше? Как вести себя с подростком?

Если ваш ребенок не вернулся домой, от вашей реакции, выдержки и ваших действий может зависеть его судьба.

Многие родители, чьи дети входят в подростковый возраст , жалуются, что они становятся неуправляемыми, у них появляется агрессия, они перечат родителям . И часто одной из реакций подросткового возраста является уход из дома. Если у вас есть информация о местонахождении ребенка, лучше запастись терпением и не осуществлять поспешных шагов, чтобы не усугубить разрыв с ребенком. Если же вы не знаете, где находится ребенок и даже не в курсе, ушел он из дома или пропал, Управление связей с общественностью МВД Украины в ответ на запрос lady.tsn.ua советует придерживаться определенного алгоритма действий.

Советы родителям в случае пропажи ребенка содержатся в информационном бюллетене "Милиция информирует, предупреждает, советует". Если вы не знаете, где находится ваш ребенок, если он не вернулся домой, следует действовать таким образом:

Сразу после обнаружения факта пропажи ребенка , обратитесь с заявлением в милицию. Не теряйте времени и сами начинайте поиски. Информацию об исчезновении ребенка вы можете передать в милицию по телефону 102. Оперативный дежурный обязан принять ваше сообщение. Если вы обратитесь в органы внутренних дел сразу, как только обнаружите пропажу, это позволит начать поиски "по горячим следам".

Обязательно возьмите в милицию свежую фотографию ребенка, на которой четко видно его лицо.

Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения. Также обратите внимание на то, о чем ребенок говорил в последнее время, с удовольствием ли ходил в школу и т.д.

Для того чтобы поиски были успешными, информируйте органы внутренних дел о любой новой информации, которая каким-то образом может касаться розысков ребенка.

В Управлении связей с общественностью МВД Украины также рекомендуют не ругать и не наказывать ребенка, как только он найдется. Возможно, ребенок сам напуган. Выдержите паузу, чтобы успокоиться, а затем серьезно поговорите. Расскажите о своих чувствах, как вы переживали за ребенка. Если ребенок пропал по собственной инициативе, попросите его пообещать вам больше так не поступать. Но прежде честно расскажите, чем может угрожать его исчезновение.

Однако подключение милиции - не лучший выход, если подросток ушел из дома по собственной инициативе. По словам врач-психотерапевта, сексолога, Международного тренера-консультанта по вопросам сохранения здоровья тренингового центра "Инновация и развитие", члена правления Всеукраинской благотворительной ассоциации "Равный – равному" Елены Голоцван , ребенок может убежать, если нарушена связь между ним и родителями. Если родители либо не занимаются вообще его воспитанием, либо контролируют каждый его шаг, как будто пытаясь за него прожить его жизнь. В подростковом возрасте ребенок испытывает потребность отделиться от родителей, стать автономным и самостоятельным, и если родители не будут уважительно относиться к его бунтарским реакциям, то возможно, что подросток будет искать поддержку в другом месте, как вариант - в уличной компании.

Если подросток начинает убегать из-под родительской опеки, почти не появляется дома, а то и вовсе уходит, оставив записку (как, например, в одном случае из практики дочь ушла к подруге, написав родителям: "Я сама разберусь"), часто родители подключают милицию, родственников, людей, которые как-то могут повлиять на подростка. Если он найден и возвращен домой, начинают его отчитывать, ведут его к психологу, обвиняют в предательстве и неблагодарности. Но это еще больше отдаляет ребенка от родителей.

Как вернуть подростка домой?

По словам Елены Голоцван, универсального совета быть не может. Как ни парадоксально это выглядит, уход подростка - это не осознаваемая попытка показать родителям свою значимость, сказать: "Я есть! Вы про меня забыли, а я здесь". Своим уходом он хочет обратить на себя внимание. Когда же его начинают ругать, он дополнительно получает подтверждение того, что он ничтожен. Тактика должна быть очень спокойной и последовательной. Нельзя бросаться из крайности в крайность, то ругая ребенка и крича на него, то разговаривая с ним и пытаясь понять. У родителей всегда должен быть маячок: "Если он не хочет жить дома, значит, мы что-то не так делаем, он хочет обратить на это наше внимание". Тогда вам следует сесть всей семьей за стол и спокойно поговорить, узнать у ребенка, в чем вы были неправы. И говорить с ним нужно на равных. Лишь признав свою неправоту, позволив себе стать понятными ребенку, можно ожидать, что он позволит понять себя.

Если родители не теряют связь с ребенком, интересуются его жизнью, то, даже когда начинается подростковый бум, им легче найти мостик к его доверию. "Одна мама сказала, что когда ее дочь начала увлекаться субкультурой эмо, они с отцом начали слушать музыку эмо, чтобы понять ценности этой группы, - делится Елена Голоцван. - Таким образом, мостик не был нарушен, они знали, чем живет ребенок, и это позволило понемногу начать процесс воспитания, актуализировать другие ценности в жизни: почему нужно учиться, создавать семью и так далее. Это и есть процесс воспитания".

Воспитание родителям нужно начинать не с ребенка, а с себя, с оздоровления межличностных отношений, прекращая грубить ребенку и использовать назидательный тон, общение должно быть на равных, чтобы ребенок не чувствовал, что его воспитывают.

Татьяна Корякина

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей , которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры:
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

СКУКА

Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
1. Отсутствие смысла жизни:
-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
-чрезмерной критичности взрослых.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры:
Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
Развивайте в ребёнке творческие способности.
Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
Развивайте в ребёнке физическую силу.
Развивайте в ребёнке умение общаться

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ
(СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома . Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Причины самовольного ухода подростков из дома

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Другая причина ухода дочери или сына от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.
Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

ТРИ ШАГА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ТАКОВЫ:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам
Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.
3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.
Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.
Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований»

Профилактика самовольных уходов из дома

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
- у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
- у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

легкая:

Не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
- ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
- частичная критика подростком своего поведения;
- нет противоправных действий;
- нет химических и поведенческих зависимостей;
- встречается при ситуационных личностных реакциях;
- пограничная интеллектуальная недостаточность.

средняя:

Уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
- попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
- противоправные действия

- агрессивность;
- свое поведение подросток не критикует;
- встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

тяжёлая:

Уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
- асоциальная жизнь;
- противоправные действия;
- алкоголизация, токсикомания;
- агрессивность;
- невозможность контролировать своё поведение;
- встречается при психических заболеваниях.

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

ПОМНИТЕ!

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

Беспризоный ребенок! Не проходите мимо!

Основной причиной беспризорности является нестабильность жизненного уровня значительных слоев населения.
Социологические исследования говорят о том, что:
- 90% уличных детей имеют родителей;
- 100% безнадзорных детей употребляют алкоголь;
- 80% употребляют психотропные вещества;
- 90% уличных детей нуждаются в квалифицированной помощи психиатров и наркологов.

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить 2 категории:
Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.
Такие дети выносливы физически, неприхотливы в еде и одежде. Они знакомы с ночными улицами, не боятся крыс, умеют приручать бездомных собак.
Равнодушны к чужой боли и терпеливы к своей. Они быстро находят общий язык с подвыпившими дяденьками и тетеньками, их не пугает ночевка в подвале или на чердаке, курят, пробовали спиртные напитки.
Они имеют опыт совершения правонарушения и наказания за свои деяния, многие прошли через комиссию по делам несовершеннолетних, милицию, центр временного содержания несовершеннолетних.
Им хорошо известно, что стеклотара из-под спиртного представляет определенную ценность, знают много способов «зарабатывания» на жизнь.
У таких детей уходы из дома часто перерастают в дромоманию («дромос» - от греческого «дорога», «мания» - одержимость, страстное влечение), а безнадзорность трансформируется в беспризорность.
Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.
Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.
Причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность
. Беспризорные дети этой категории выделяются свои внешним видом и поведением.
Они часто одеты не по сезону, не по размеру, неряшливы. Лица и руки грязные, иногда в темных пятнах от клея и красителей (многие страдают токсикоманией). Для них характерны запахи немытого тела, бытовых химических веществ. Нередко болеют чесоткой и педикулезом. Они не знают чувства сытости, постоянно голодные, очень любят хлеб. Способны сочинить любую историю, чтобы вызвать к себе жалость взрослых. В группе способны совершать разбойные нападения на сверстников: могут снять обувь, одежду, отобрать деньги, ценные вещи. Часто сами становятся жертвами преступлений.
Вторая категория уходящих из дома детей – это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. В таких семьях родители видят свои функции только в том, чтобы одеть, обуть, накормить, дать на карманные расходы.
Особенности благополучных семей, из которых уходят дети.
- Часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни.
- Это дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились.
- Дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей.
- Это могут быть дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание.
- Это дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.
Как правило эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились, пока это удавалось им без особых усилий над собой.
В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.
И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Эти люди впоследствии за свою помощь требуют от них непомерно высокую плату, цена которой судьба и даже жизнь.
Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании.
Дети из этой категории мало приспособлены к жизни, они изнежены, брезгливы и потому более зависимы от взрослых. Могут первое время ночевать у родственников, знакомых, затем у знакомых знакомых и, наконец, где придется. В результате оказываются на социальном дне – приобщаются к наркотикам и проституции. В поведении проявляется крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтоб взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях видят врагов номер один. Нередки случаи привлечения таких детей к уголовной ответственности за распространение, хранение наркотиков, либо за участие в организованных преступных группах.
При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье!

Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним.
Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.
Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей – с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком:

Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.