Познавательный вечер досуга для средней группы детского сада "Вот когда большим я стану…". Материал (средняя группа) на тему: Досуг в средней группе "Праздник добрых дел"

Ирина Губина
Досуг-развлечение в средней группе «Эти разные животные»

Цель:

Воспитывать желание участвовать в совместных играх.

Учить различать птиц от животных.

Развивать память, внимание, смекалку

Чувство уверенности в себе

Предварительная работа: чтение книг, отгадывание загадок, рассматривание картинок, беседы, занятия.

Материалы:

Картинки с частями животных (из игры «Лапы, крылья и хвосты»)

Картинки с животными

Карточки с ребусами

Загадки

Ребята, что вы больше всего любите делать? (играть)

Вот давайте и сегодня будем играть, отгадывать загадки, выполнять задания и все про животных. Но для начала надо разделится на две команды.

- Первое задание: придумать название команды. Сами ребята посовещавшись называют:

1 команда – Утконос 2 команда – Белочка

- Второе задание для самых сообразительных . Загадки отгадывать будете по очереди. За каждый правильный ответ дается фишка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой - зимой,

А в рыжей шубке - летом. (белка)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (бобры)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (заяц)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки! (кошка)

По реке плывёт бревно -

Ох и злющее оно!

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход (крокодил)

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. (крот)

Когда он в клетке, то приятен.

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (гепард)

Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? (черепаха)

В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу (слон)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой (хомяк)

Молодцы! Все справились с заданием.

Следующее задание посложнее. Лапы, крылья и хвосты.

Я каждому раздам карточки, с какой-то частью животного или птицы. Вы должны угадать, что это за животное. Если кто-то в команде не узнал животное, ему помогает вся команда.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Следующее задание будет непростым. Каждая команда выбирает себе карточку с животным. Не показывая соперникам, не называть, и не произнося звуков, и даже то как оно кричит, показать это животное. Показывать может вся команда.

ФИЗМИНУТКА

А когда животные хотят пить, куда они идут? (На водопой) вот и мы свами все пойдем на водопой. Только я буду мамой, а вы мои детеныши, а детеныши повторяют все за мамой.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шел медвежонок.

За мамою белкой скакали бельчата.

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Отдохнули? А сейчас новое задание. Я вас научу разгадывать ребусы-загадки.

За каждый отгаданный ребус дается фишка. В ребусах зашифрованы животные.

Вывешивается по очереди картинки-ребусы

- Следующее задание: нужно назвать сказки в которых присутствует животные. Называть будете по очереди. За каждый правильный ответ дается фишка.

Ребята, сколько вы много знаете сказок, умеете отгадывать загадки про животных, даже показывать их. А теперь и ребусы научились разгадывать. Молодцы! Ну вот и пришло время посчитать фишки, и определить победителя.

Награждение поощрительными призами.

Публикации по теме:

На прошлой неделе у нас в детском саду в средней группе «Земляничка» завершился педагогический проект «Каких мы знаем животных». Он был.

«Загадки на грядке» досуг-развлечение для детей средней группы Досуг-развлечение «Загадки на грядке» средняя группа Музыку и оборудование можно менять исходя из собственных предпочтений и наличия материальной.

Дидактическая игра- явление многоплановое и сложное. Это и метод обучение и форма обучения,и самостоятельная игровая деятельность,и средство.

Ход мероприятия Построение в шеренгу. Ведущая: Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим. Спорт - помощник! Спорт - здоровье.

Задачи: 1. Воспитывать у детей смелость, внимание, выносливость, меткость, доброжелательность, по отношению к друг к другу; 2. Создать бодрое.

Мастер-класс для девочек «Блюда разные нужны - продукты разные важны» Целью мастер-классов является: - расширение игровых замыслов и.

Досуг для детей 4-5 лет «Забытые игрушки»

Оборудование : раздвижной пластмассовый модуль, плюшевые игрушки — зайка, бычок и лягушка, галстук на липучке, звонок на ленточке, носовой платок.

В центре зала стоит раздвижной модуль, в разных местах зала находятся игрушки. Под легкую спокойную музыку входят дети.

Педагог. Ребята, осмотрите наш зал. Не заметили ли вы в нем что-то удивительное, необычное?

Дети указывают на яркий передвижной модуль.

Да, я тоже заметила, что-то тут стоит, на вид очень странное. Как вы думаете, что это?

Дети. Тумбочка, бочка, мешалка.

Педагог. Здесь есть ручка. Может быть, ее можно покрутить? Давайте, я попробую это сделать.

Педагог и дети подходят к модулю, взрослый крутит ручку модуля — выдвигаются ящички.

Ой, здесь... ящички такие

Яркие и выдвижные!

А внутри здесь что?

Тут пусто.

Даже стало как-то грустно...

А что бы каждый из вас в эти ящички положил?

Дети . Конфеты, фрукты, разные вещи, игрушки.

Педагог . Игрушки? Хорошо бы.

Только где же нам их взять?

Может, стоит поискать?

(Говорит таинственно.)

Может быть, игрушки тут,

Ждут, когда же их найдут?

Педагог и дети осматривают зал, обнаруживают сидящего в углу на стуле Зайку. Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики и рассмотреть найденную игрушку.

Такой милый и такой... грустный Зайка! Как вы думаете, ребята, что могло с ним случиться, отчего он грустит?

Дети. Зайка заболел, он соскучился по солнышку, по лету.

Педагог. А может быть, дело совсем в другом? Может, он грустит от того, что о нем забыли? Ну вот, пришли дети, поиграли с ним, повеселились и... убежали в группу. А маленький Зайка остался один в этом большом зале, и настроение его перестало быть радостным... Оно стало каким?

Дети . Грустным, печальным, тоскливым, унылым, кислым. Педагог. Этого Зайку забыли в большом светлом зале, а я знаю историю о Зайке, которого однажды забыли в лесу. Представляете, как страшно ему там было? Не просто страшно, а даже «жутко» — что это значит?

Дети отвечают.

Зайку пугала пролетавшая над ним стрекоза... Как ее можно показать руками?

Дети показывают.

У нее были большие глаза, а как их можно показать?

Дети показывают.

Над его ухом жужжала пчела! Как?

Дети произносят звукоподражание.

А у пчелы есть еще и жало! А зачем пчеле жало?

Дети отвечают.

А как можно руками его показать?

Дети жестами показывают разные варианты.

В траве ползали жуки рогатые. Как они ползали, покажите! Дети повторяют.

Зайка вздрагивал в испуге и каждый раз делал так: «Ах!»

Дети отвечают.

А не побоитесь ли вы вместе со мной рассказать эту историю? Вот мы и узнаем, каково это оказаться одному в незнакомом месте?

Дети отвечают.

Тогда слушайте и делайте, пожалуйста, вместе со мной.

Пальчиковая игра «Игрушечный зайчик в лесу»

(Дети прижимают ладони к щекам, покачивают головой.)

Бедному игрушечному зайке.

(Приставляют ладони к голове — «ушки».)

Кружится над зайкой стрекоза

(Быстро перебирают указательными и средними пальцами — «крылышками».)

И глядит, глядит во все глаза.

(Приставляют соединенные в кольцо указательные и большие пальцы к глазам.)

И пчела все уши прожужжала —

(Закрывают ладонями уши.)

У нее ужаснейшее жало.

(Резко выставляют безымянные пальцы рук, остальные сжаты в кулаки — «жало».)

И жуки рогатые ползут,

(Быстро перебирают всеми пальцами рук по телу — «жуки ползут».)

Ахнуть не успеешь — загрызут.

(Прижимают ладони к лицу.)

Ах, как жутко на лесной лужайке

(Подносят ладони к щекам, покачивают головой.)

Бедному игрушечному зайке.

(Приставляют руки к голове — «ушки».)

В. Берестов

Педагог. Бедный Зайчик! Конечно, одному в лесу страшно. А когда с тобой рядом друзья, тогда тоже страшно?

Дети отвечают.

Верно! Тогда ты уже ничего не боишься! Зайка, смотри, сколько теперь у тебя друзей! Давай с нами знакомиться! Ребята, а знаете ли вы, что делают люди, когда знакомятся?

Дети отвечают.

Верно, называют свои имена. И мы сейчас с вами скажем зайке, кого как зовут. Согласны? Но вот что меня волнует: вас много, зайка не сможет запомнить все ваши имена сразу, особенно если вы их будете произносить одинаково. Поэтому попробуйте так произнести свое имя, чтобы оно зайке чем-нибудь запомнилось, например необычной интонацией голоса, каким-нибудь сопроводительным жестом.

Итак, начинаем знакомство!

Речевая игра-импровизация «Знакомство»

Педагог с зайкой в руках задает вопрос «Как тебя зовут?» и подходит поочередно к каждому ребенку, дети называют свои имена с разной речевой интонацией: задорно, важно, просто, сердечно, ласково, таинственно и т.д. и сопровождают произнесение своего имени каким-либо простым движением: взмахом руки, поклоном головы, хлопком в ладоши и т.п.

Педагог . Вот сколько, зайчик, у тебя теперь появилось много новых друзей! Ничего и никого больше не бойся, тебя здесь все любят, никогда не обидят. Давайте, ребята, чтобы зайка окончательно успокоился и забыл про свои страхи и обиды, сделаем ему что-нибудь приятное. Вот что, например?

Дети отвечают.

А я ему что-нибудь подарю, например вот такой галстук.

Педагог надевает зайке заранее приготовленный галстук.

Ой, как он идет ему! Смотрите, зайка улыбается! Молодцы мы с вами! Смогли зайку успокоить, развеселить... Оставайся с нами, зайка, вот здесь, на этой лесенке. (Усаживает зайку на модуль-лесенку.)

А мы с вами еще раз внимательно осмотрим этот зал — может, здесь еще найдутся игрушки, которым надо помочь.

Дети вновь осматривают зал и обнаруживают плюшевого бычка.

Ребята, присаживайтесь на стульчики и давайте рассмотрим бычка.

Вот смотрю я на него, и вспоминается мне стихотворение Агнии Барто «Бычок»: «Идет бычок, качается...» А дальше как?

Дети читают стихотворение.

И у поэта Валентина Берестова тоже есть стихотворение с таким же названием «Бычок», да такое, словно про нашего бычка написано. Помните его?

Дети отвечают.

Вот, оказывается, что! Наш бычок отстал от своего стада! А что такое «стадо»?

Дети отвечают.

Коровки в стаде весь день ходят, гуляют вместе. А наш бычок остался на лужайке один — вот ему и: «Му-у-у! Ску-у-чно одному-у-у!...»

Ребята, вот мы зайке помогли, а бычку мы сможем помочь? Как?

Дети отвечают.

А еще мы тебя, бычок, приласкаем и с тобой поиграем! Скажем ему ласково: «Бык-бычок, беленький бочок».

Дети повторяют слова.

Игра со скороговоркой

Педагог . Бык-бычок, беленький бочок.

1. «Бычок большой — бычок маленький»: педагог говорит, что бычок маленький, хорошенький, его так и хочется погладить, приласкать.

Педагог и дети внятно и четко произносят слова скороговорки в высоком голосовом регистре, и при этом гладят правой рукой воображаемого маленького бычка; произносят текст в среднем голосовом регистре — гладят подросшего воображаемого бычка; в низком — бычка большого.

2. «Прогулка с бычком»: педагог предлагает погулять с бычком. Педагог и дети ходят по залу и произносят слова скороговорки, но каждый раз по-разному. Например, говорят весело — «мы шагаем по залитой солнцем летней полянке», отрывисто — «мы пришли на болото, а там кочки, прыгаем с кочки на кочку»; громким шепотом — «ступаем осторожно, идем по лесу, а под ногами хвойные иголки лежат, надо не наколоть ножки»; жалобно — «ножки не накололи, зато... поцарапались об острые веточки, жалуемся друг другу, показываем царапину — у кого она где». Дети показывают друг другу воображаемые царапины.

Игра на развитие фантазии «Удивился...»

Педагог. А царапина уже совсем и не болит, зато мы пришли на поляну, где под каждым кустиком есть что-то удивительное. Заглядываем под каждый кустик и... удивляемся! А я потом спрошу, что увидели. Вот я, маленький бычок, увидел под этим кустиком чью- то норку! А ты что увидел? А чему ты удивился? А что удивительного было под твоим кустиком?

Дети. Грибок, ежика, бабочку.

Педагог . Ребята, вот мы с вами снова пришли в детский сад. Бычок наш наигрался и развеселился. А давайте и ему что-нибудь на память такое подарим, что поможет ему больше никогда не теряться. Что бы это могло быть, как вы думаете?

Дети отвечают.

А хорошо бы ему подарить звоночек! Есть у меня как раз такой на ленточке яркой, вот он! (Достает припрятанный заранее звонок.) Носи его, бычок, с ним ты никогда больше не потеряешься. (Вешает на шею бычку ленточку со звонком, усаживает бычка на лесенку, рядом с зайкой.)

Ой, смотрите, наши зайка и бычок уже успели подружиться! Вот и ладно. А мы еще раз проверим наш зал — вдруг здесь еще кто из игрушек остался.

Дети ходят по залу и ищут забытые игрушки. Педагог обнаруживает лягушку, но пока не сообщает детям, где она находится.

Ой, ребята, знаете, кого я нашла? Отгадайте-ка!

Сидит зверушка,

Рот как ловушка,

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

(Лягушка.)

Да, это лягушка.

Пусть сейчас прозвучит веселая песенка — я знаю, все лягушки любят танцевать! А вы, ребята, любите?

Дети отвечают.

Тогда мы сейчас станцуем для нее... лягушачий танец! Мы станем приседать, кружиться, лапки выставлять, а еще мы будем комариков ловить и, конечно, квакать, ну, совсем как настоящие лягушата!

Звучит фонограмма песни «Ква-ква» (сл. М. Рябинина, муз. Р. Майорова). Дети и педагог исполняют танец-импровизацию.

А как же наши игрушки? Давайте посмотрим на них издали. Они все такие же грустные, обиженные? Или нет?

Дети. Радостные, веселые, довольные и т.п.

Педагог. Да, они именно такие, потому что их, наконец-то, нашли, спросили, что с каждой из них приключилось, мы посочувствовали им, сказали теплые слова, подарили маленькие приятные вещицы, подружились с ними, а они подружились с нами и друг с другом... А знаете, ребята, сколько еще разных игрушек грустят и ждут, когда же их найдут, когда и у них появятся, наконец-то, друзья... (Берет в руки приготовленную заранее коробку с «забытыми игрушками», показывает ее детям.)

Вот здесь в этой коробке есть игрушки, которые так хотят с вами играть, дружить. Но самое интересное — они уже знают имя своего лучшего друга, да-да! А вы хотите узнать, кто из игрушек хочет с вами подружиться?

Вот эта собачка хочет поскорее оказаться в руках... (называет имя мальчика), а зайчику так понравилась... (называет имя девочки) и т.п. (Раздает игрушки детям.)

Игрушки уже полюбили вас, полюбите и вы их — им этого так хочется, и никогда их не обижайте и не забывайте! До свидания, ребята!

Дети уходят в группу с игрушками.

Вышел тигр погулять

Оборудование : игрушки (мячи, книжки, куклы, машинки и т.п.), искусственные веточки деревьев, изображения товаров, продаваемых в ларьках (курица-гриль, фрукты, мороженое, гамбургеры, газеты и т.п.), шапочка-берет тигра, фонограмма песни Гр. Гладкова на стихи Э. Успенского «Тигр вышел погулять»*.

Под спокойную музыку входят дети, свободно располагаются в зале.

Педагог. Ребята, я предлагаю вам сегодня научиться приветствовать друг друга стихами. Мы будем желать доброго утра всем тем, кого увидим или кого могли бы увидеть, идя утром в детский сад. Согласны? Тогда я начинаю, а вы мне помогайте.

Речевая игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

(Дети разводят руки в стороны мягким, приветливым жестом.)

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

— Доброе утро, — нам шепчут цветки,

(Соединяют запястья и кончики пальцев, медленно поднимают руки вверх — «цветок растет».)

— Доброе утро, журчат ручейки, ла-о-а... ла-о-а...

(Легко перебирают пальчиками в воздухе — «ручеек бежит по камушкам», произносят свободный набор звуков — «играем язычком».)

— Доброе утро, нам птица поет, ви-вить, ви-вить,

(Соединяют крест-накрест запястья рук, покачивают ими вправо, влево — «птица летит», говорят в высоком голосовом регистре.)

— Доброе утро, скажет нам кот, мя-я-у!

(Ходят по залу в пластике кошки, мягко перебирая руками-«лапка- ми», средний регистр.)

— Доброе утро, жужжит нам пчела, з-з-з... з-з-з...

(Соединяют указательные и средние пальцы и быстро перебирают ими — «крылышками», говорят, глиссандируя, вверх-вниз.)

— Доброе утро. Как ваши дела?

(Разводят руки в стороны с легким поклоном, средний голосовой регистр.)

— Доброе утро, — лягушка сказала, ква-ква, ква-ква,

(Сгибают руки в локтях, пальцы разведены — «лягушачьи лапки», говорят отрывистым голосом, легко прыгая на двух ногах.)

— Доброе утро, нам мышь пропищала, пи-пи-пи, пи-пи.

(Легко бегут по залу мелкими шажками в пластике мышки, руки перед грудью, говорят в высоком голосовом регистре.)

Даже ползущий пятнистый питон:

(Соединяют запястья и кончики пальцев рук, выполняют волнообразные движения руками — «питон ползет».)

— Доброе утро, — вымолвил он, ш-ш-ш-ш...

(Разъединяют и вновь соединяют кончики пальцев рук — «питон разговаривает», говорят громким шепотом в низком голосовом регистре.)

— Доброе утро, — шумят тополя, ля, ля, ля, ля.

(Расставляют слегка ноги и покачивают поднятыми над головой руками — «дерево», говорят нараспев в среднем голосовом регистре.)

— Доброе утро, родная земля,

(Разводят руки в стороны, смотрят под ноги — «земля», говорят в среднем голосовом регистре.)

— Доброе утро солнцу...

(Кладут ладони друг на друга, пальцы в стороны — «солнце», высокий голосовой регистр.)

И пти-и-и-ицам,

(Соединяют крест-накрест запястья рук — «птица», глиссандируют вниз.)

— Доброе утро улыбчивым лицам, ля-ля-ля-ля-ля.

(Кладут подбородок на соединенные кулачки, говорят с улыбкой.)

И каждый становится добрым,

(Отводят правую руку в сторону, раскрыв ладонь.)

доверчивым,

(Отводят левую руку в сторону, раскрыв ладонь.)

Пусть доброе утро длится...

(Прижимают обе ладони к груди.)

до вечера!

(Разводят обе руки в стороны.)

Г. Ладонщиков

Педагог. Ребята, мне кажется, что после наших теплых, искренних слов стало больше радостных, светлых лиц вокруг! Вот оказывается, что может слово!

А давайте-ка мы отправимся сейчас с вами в гости к добрым улыбчивым людям. Согласны?

Дети отвечают.

Знаю я, есть такой необычный дом, где все ступеньки звучат. Наступишь на первую — она запоет. (Звучит нота «ре».) Ра-аз. Наступишь на вторую — и она отзовется. (Звучит нота «ми».) Два-а. (Звучит нота «фа».) Три-и. Слышите? Нас уже ждут.

Мы пойдем по лесенке

Вместе с нашей песенкой,

Песенку-считалку,

Ну-ка, запевай-ка!

Дети исполняют попевку «Квартира».

Ну вот, мы пришли. Что же вы стоите, ребята? Проходите, пожалуйста, садитесь поудобнее.

Дети садятся на стульчики.

А теперь настала пора сказать вам, у кого мы в гостях. Слушайте загадку.

Усатенькие,

Хвостатенькие,

Они зернышки грызут,

В темных норочках живут.

У кого же мы, ребята, в гостях?

Дети. У мышек.

Педагог . Сколько здесь живет мышей?

Дети. Сорок.

Педагог. Сколько же у них грошей?

Дети. Сорок.

Педагог. Давайте-ка, ребята, поиграем в историю про сорок мышей.

Игра со скороговоркой

Педагог

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

1. «Хлопки-топотки»: дети произносят текст, одновременно выполняя хлопки по разным частям тела или ритмично топая ногами по показу педагога. Можно чередовать хлопки с «топотками».

2. «Выключенное радио»: рука педагога собрана в щепоть, она — регулятор громкости звука «радио», дети произносят текст беззвучно. Рука начинает совершать небольшие вращательные движения — радио включили, текст начинает произноситься вслух. Рука педагога постепенно раскрывается — прибавляет громкость радио, текст произносится все громче.

3. «Говорим как...»: дети произносят текст и двигаются в пластике мыши с разным настроением: мыши веселые, грустные, сердитые. Педагог дает им задание придумать и объяснить причину того или иного настроения мышки.

Ребята, как вы думаете, зачем мышатам столько грошей?

Как они ими могут распорядиться?

Дети отвечают.

А знаете, что придумала я? Пойдемте, я расскажу.

Дети встают и свободно располагаются в зале.

Итак, я рассказываю историю мышек, а вы показываете ее, делаете все то, о чем будет в ней говориться. Причем каждый из вас придумывает свои движения.

Театрализованная игра-импровизация «Мышки в зоопарке»

Наши мышки шли да шли,

(Дети свободно ходят в разных направлениях.)

В зоопарк они пришли. О-о-о! (Удивляются.)

Купили на сорок грошей (Вынимают «гроши».)

Билеты на всех мышей. (Показывают «билеты».)

Хотят они видеть тигра (Ходят и рычат по-тигриному.)

Хвостатого, (Показывают «хвост».)

Большого (Показывают «большого» тигра.)

И усатого. (Показывают «усы».)

Хорошо, идите за мной. (Идут за воспитателем.)

Вот его клетка... Ой! (Удивляются.)

А тигра не оказалось, (Везде ищут «тигра».)

Только... записка осталась: (Находят «записку».)

«Сегодня меня нет.

Пошел погулять. Привет».

(Водят пальцем по воображаемой «записке».)

Что в городе с ним приключилось,

Историю эту мы знаем —

В нее мы сейчас поиграем!

А история эта называется «Вышел тигр погулять». Вы помните, кто ее придумал?

Дети отвечают.

Теперь давайте приготовим все, что нам понадобится для игры.

Звучит спокойная музыка. Девочки-«бабушки» надевают платочки, остальные дети берут игрушки. Педагог прикрепляет «вывески» ларьков к спинкам стульев.

Ребята, сейчас мы с вами будем артистами, а вы помните, как должен говорить артист?

Дети . Громко, четко, понятно, чтобы его все услышали.

Педагог. А лица у них какие?

Дети . Очень выразительные и у всех разные.

Педагог. А еще настоящие артисты общаются не с воздухом, а с кем?

Дети. Друг с другом.

Педагог . Верно. А теперь давайте расскажем эту историю, да так, чтоб нам самим понравилось! Начинаем.

Театрализованная инсценировка «Вышел тигр погулять»

Звучит веселая музыка.

Педагог . В одном веселом детском саду играли дети.

Дети произвольно располагаются на ковре и играют: катают мячик, листают книжки, играют с куклами, машинками, самолетиками и т.п.

Но однажды все старые игры им надоели.

Дети перестают играть, уносят игрушки, возвращаются грустные. Музыка постепенно стихает.

Ребятки, а не придумать ли нам с вами... новую игру!

Дети (с интересом). Конечно, придумать! А какую?

Педагог. Какую? Я еще не знаю. Зато я знаю, что начинаться она будет так.

Педагог и дети. Раз, два, три, четыре, пять!

Дети. Вышел тигр погулять!

Педагог (удивившись). Вышел тигр?

Дети (хвалясь). Вышел тигр.

Педагог (скептически). Погулять?

Дети (с сомнением). Погулять...

Все (ходят и думают). Вышел... тигр... погулять...

Педагог (неуверенно). Его в гости пригласили?

Дети (разочарованно). Не-ет.

Педагог (с надеждой). Ему клетку заменили?

Дети (с раздражением). Нет!

Педагог (обрадовано). А! Запереть его забыли!

Дети (радостно). Запереть его забыли! Раз!

(Спокойно). Два.

(Настороженно.) Три...

(С опаской, поглядывая друг на друга.) Четыре...

(С ужасом, вглядываясь вдаль.) Пять...

Словно увидев приближающегося тигра, взвизгнув от страха, дети бегут к своим стульчикам, садятся, прижимаются друг к другу и дрожат от страха.

Педагог смотрит им вслед, пожимает плечами, так ничего и не поняв. Затем надевает на голову берет, становясь «тигром».

Тигр (весело маршируя). Он по городу идет,

(Разводит руки в стороны.) Ни к кому не пристает,

(Смотрит на детей.) Но от тигра почему-то...

Дети, увидев, что на них смотрит «тигр», вскакивают со своих мест, прячутся за стульчики, берут из-под них веточки.

(С удивлением.) Разбегается народ!

(Подбежав к одним детям.) Кто на дерево забрался...

Дети берут ветки, встают и покачивают ими, изображая деревья.

(Перебежав к другим.) Кто укрылся за ларек...

Дети присаживаются за стульчики, кладут под них ветки, тихо сидят.

(Перебежав к третьим.) Кто на крыше оказался...

Дети встают, поднимают руки над головой, соединяя пальцы рук — делают «крышу».

(Перебежав к четвертым.) Кто забился в водосток!

Дети присаживаются на корточки и прячут лица в проеме стульев. «Тигр» подбегает к двум девочкам-«старушкам», встает между ними.

(Поднимает руки вверх.) А на елке (С укором, сложив руки на груди.) ...как игрушки (Выводит девочек на середину зала.) ...разместились... Девочки. Две старушки!

Взглянув на «тигра», взвизгнув, девочки-«старушки» убегают, прячутся за стульчики.

Тигр (оглядевшись). Опустел весь город мигом,

(С отчаянием.) Опустел!... весь город!., мигом...

Дети (привстав, громким шепотом друг другу). Ведь опасны шутки с тигром...

Дети снова прячутся за стульчики.

Тигр (грустно). Видит тигр, город пуст,

(Словно в последний раз.) Видит тигр... город... пуст! (Руки рупором у рта.)

Все дети (привстав, «эхом»). Пуст... пуст... пуст...

Тигр (задумчиво). Дай-ка, думает, вернусь...

Дети (удивленно, привстав). Вернусь?

Тигр (решительно). Вернусь! (Зрителям.)

В зоопарке веселей,

Там всегда полно людей!

Дети (выбегают на середину зала). В зоопарке веселей,

Все (вместе). Там всегда... полно... людей!

Дети весело пляшут под фонограмму песни Гр. Гладкова на стихи

Э. Успенского «Тигр вышел погулять». Постепенно музыка стихает.

Педагог. Вот такая у нас получилась новая игра — история про тигра.

Игра не простая,

Умная такая,

Те, кто в нее играют

Тигров не обижают.

А нам же, друзья, на прощанье

Осталось сказать...

Дети

До свиданья!

Снова звучит песня Гр. Гладкова «Тигр». Дети уходят.

Задачи : продолжать расширять знания детей об окружающем мире; развивать физические качества (ловкость, скорость, глазомер, выносливость), укреплять мышечную систему, упражнять в беге, прыжках, метании, лазаньи и ходьбе; доставить детям чувство радости.

Оборудование: шведская стенка; мешочки с песком по количеству детей; аудиозапись музыки; корзинка с орешками и грибочками; белочка-игрушка на стульчике; кольца, подвешенные на верёвке; яблоки по количеству детей.

Ход досуга

Дети входят в спортивный зал и становятся в круг в центре зала.

Инструктор . Сегодня утром у меня зазвонил телефон. Одна знакомая Белочка из леса пригласила нас к себе в гости. Пойдёте? (Ответы детей.) Без подарков в гости ходить не принято, поэтому я приготовила для Белочки орешки и грибочки. Они лежат у меня в корзинке.

Инструктор . Отправляемся в гости к Белочке. До леса путь неблизкий.

1. Идём по тропинке.

Ходьба друг за другом.

2. По пути перешагиваем брёвнышки.

Ходьба, высоко поднимая колени.

3. Перепрыгиваем овражки.

Прыжки с продвижением вперед.

Инструктор . Вот мы и пришли. А Белочка уже ждет нас! (Обращается к белке-игрушке.) Вот тебе подарки от нас, Белочка! Белочка говорит, что она очень рада нас видеть и очень довольна таким подаркам. И говорит, что с удовольствием посмотрит, как вы, ребята, умеете прыгать. Вот висят орешки на дереве - достаньте их.

Прыжки детей в высоту.

Инструктор . Наша Белочка не простая, а волшебная. Она превратила всех ребят в котят и щенят.

Игра «Котята и щенята».

Дети делятся на две команды. Одна - «котята», другая - «щенята».

«Котята» весело бегают по лужайке. По сигналу выбегают «щенята» и догоняют «котят», которые прячутся от «щенят» на деревьях (лазанье по шведской стенке). При повторе игры - дети меняются ролями.

Инструктор . А теперь Белочка превратила вас в охотников и зайцев.

Игра «Охотники и зайцы».

Дети делятся на две команды: одна - «охотники», вторая - «зайцы». В руках у «охотников» лёгкие мешочки с песком для метания. Дети, изображающие зайцев, прыгают, перемещаются по залу. По сигналу выбегают «охотники», которые догоняют «зайцев», осаливая их мешочками («стреляют»). При повторе игры «охотники» и «зайцы» меняются ролями.

Инструктор. А теперь Белочка хочет, чтобы вы с ней поиграли в игру «Угадай, чей голосок?».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В середине круга - водящий с закрытыми глазами. Играющие говорят слова и действуют в соответствии с ними:

Мы составили все круг - идут по кругу.

Повернёмся разом вдруг - идут в противоположную сторону.

Скажем дружно: «Скок, скок, скок.

Кто-либо из детей называет водящего по имени. Если водящий отгадывает, кто его позвал, то меняется с этим ребёнком местами. Если не отгадал, то игра продолжается с прежним водящим (4 раза).

Инструктор. Ребятки, Белочка говорит, что она была очень рада с вами познакомиться, и дарит вам яблочки красивые и румяные, как ваши щёчки.

Дети благодарят Белочку за угощение и под музыку выходят из зала.

Название: Конспект познавательного досуга «В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок»
Месторасположение: Архангельская область, город Коряжма

Конспект познавательного досуга в средней группе
В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ

Номинация

Лучший конспект познавательного досуга в средней группе

Тема

В гости к солнышку

Цель: учить детей понимать значение Солнца для жизни нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

— показать зависимость всех живых организмов на Земле от солнечного тепла и энергии;

Учить пользоваться различными способами запоминания слов, стихотворений, рассказов;

— формировать представление детей о таких понятиях как: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, родственные слова;

— обучать правильно использовать в речи согласование прилагательных с существительным; подбирать однородные прилагательные к существительному; практически употреблять притяжательные прилагательные;

— формировать у детей диалогическую форму речи;

— обучать детей составлению описательного рассказа.

Развивающие:

— развивать ассоциативное и образное мышление; устойчивое внимание; слуховую, зрительную, тактильную память детей;

— развивать у детей общую моторику и умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

— воспитывать у них умение связно и последовательно передавать содержание рассказа с опорой на схему-модель;

— воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их беречь всё живое, что есть на Земле.

Методы и приёмы:

Наглядность, демонстрация, показ, словесные, рассказывание, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, метод практических работ, метод игры.

Оборудование:

Игрушки – солнышко, облачко (на палочке или шпателе с прорезанным окошком). Игрушки-животные: крот, лиса, жаворонок. Картинки «Солнышко улыбается», «Солнышко спит», игрушка «Солнечный зайчик» — силуэтное изображение зайчика. Коробочка. Искусственный цветок-подсолнух. Макет деревца. Компас. Аудиозапись «Песня жаворонка». Листочки с картинкой-схемой, простые и цветные карандаши на всех детей.

Предварительная работа:

— Беседа «Что такое Солнце?».

— Наблюдение за Солнцем на прогулке. Игра с солнечными зайчиками с помощью зеркальца.

— Разучивание народных загадок, потешек, песенок, пословиц о Солнышке.

— Рисование на тему «Где Солнышко живёт?».

— Чтение словацкой народной сказки «У Солнышка в гостях»; чтение рассказов «Солнце – тепло» Л. Толстого, «Утренние лучи» К. Ушинского.

— Определение сторон света с помощью компаса, обучение детей работе с компасом.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята! Отгадайте загадку:

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт –

И всех разбудит.

Дети. Это Солнце.

Воспитатель. Ребята! А Солнышка-то сегодня и нет! И настроение у меня от этого что-то не очень весёлое. А у вас?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте подойдём к окошку и позовём Солнышко, споём ему песенку.

Дети. Солнышко, покажись,

Красное, снарядись,

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Нет, не показывается. Ребята, как вы думаете, почему Солнышка сегодня нет?

Ответы детей.

Воспитатель. А знаете ли вы, кто детки у Солнышка?

Дети. Солнечные зайчики.

Воспитатель. А вы умеете прыгать как они?

Динамическая пауза «Солнечные зайчики»

Дети. Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Прыг! Скок!

Вверх – вниз – вбок!

Мы зовём их –

Были тут – И нет их тут.

Прыг! Скок!

Вверх – вниз – вбок!

Прыг, прыг

По углам.

Были там –

И нет их там.

Где же побегайчики –

Солнечные зайчики?

(А. Бродский)

Дети выполняют движения по показу воспитателя. Появляется Солнечный зайчик.

Солнечный зайчик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй!

Воспитатель. Ты кто?

Солнечный зайчик. Я последний Солнечный зайчик. Сегодня мне очень грустно. Раньше я радовался, прыгал, грелся на солнцепеке – это место такое, где солнышко особенно припекает. Но скоро я погибну без солнечного света и тепла.

Воспитатель. Ребята! Надо спасти Солнечного зайчика.

Придумайте, как это сделать.

Ответы детей.

Воспитатель.

Ответы детей.

Воспитатель. Зайчик, ложись пока в эту коробочку. А мы постараемся тебя донести до Солнышка. Будем нести коробочку по очереди.

Ребята! Где солнышко живет, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Предлагаю вам, друзья мои, отправиться домик Солнышка поискать. Надо его на небо вернуть! Согласны?

Дети. Да (шагают ).

Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речки, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

И на весь народ.

(Русская народная закличка)

Воспитатель выставляет подсолнушек, у которого головка опущена вниз.

Воспитатель. Ой, что это?

Дети. Это подсолнух.

Воспитатель. Ребята! Вы ничего не хотите у него спросить?

Дети. Подсолнушек, почему ты такой грустный?

Подсолнух. Вы не знаете, куда это Солнышко подевалось?

Я весь день за ним поворачиваю свою головку, греюсь. А сейчас моя головка опустилась.

Дети. Мы знаем. Мы идем Солнышко искать.

Подсолнух. Как жаль, что я не могу с вами пойти. И я, и все мои друзья: травка, кустики, деревья грустят без Солнышка. От него мы получаем свет, тепло и силу. Солнечное утро, солнечный день, солнечная погода… как это приятно! А что еще солнечным бывает?

Воспитатель. Вот ребята сейчас тебе и ответят.

Игра «Какой, какая, какое»

Воспитатель. Ребята! Я буду называть слово, а вы назовите слова, которые к нему подходят.

Солнечный…

Дети. Зайчик, загар, день, свет, удар, ожог…

Воспитатель. Солнечное…

Дети. Лето, утро, затмение…

Воспитатель. Солнечная…

Дети. Погода, поляна, весна…

Воспитатель. Солнечные…

Дети. Денёчки, лучики, веснушки, пятна…

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали много предметов и явлений природы.

Подсолнух. Надо поскорей Солнышко на небо вернуть.

Дети. Ты не знаешь где оно живет?

Подсолнух. Я- то незнаю. Может, кротик знает?

Воспитатель. Ой, ребятки! Посмотрите! Под ногами у нас земля поднимается! Кто это?

Крот. Это я кротик!

Воспитатель. Что вы ребята, у кротика спросите?

Дети. Кротик, не знаешь ли ты, где Солнышко живет?

Крот. А какое оно, Солнышко?

Игра «Подбери слова»

Воспитатель. Сейчас дети тебе в ходе игры расскажут. Ребята! Я буду называть слова, которые подходят к слову Солнце: и те, которые к нему не подходят. Если вы услышите подходящее слово – хлопните в ладоши, а если услышите неподходящее слово – топните ножкой.

Предлагаемые слова: красное, яркое, зелёное, золотое, щедрое, красивое, летнее, чудесное, овальное, ясное…

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали слова-признаки. Кто из вас может эти слова-признаки повторить?

Один-два ребенка выполняют задание.

Крот. Какое хорошее оно, оказывается, Солнышко!

Воспитатель. Солнышко бывает очень добрым. Если оно сердится, появляются пересохшие реки, выжженная земля, лесные пожары, солнечные ожоги у людей. Как вы думаете, ребята, какое оно бывает в это время?

Дети. Горячее, жгучее, палящее, жаркое, обжигающее.

Крот. Ой, боюсь я такое Солнышко! (Прячется )

Воспитатель. Ну вот, пропал! Где мы будем Солнышко искать?

Ребята, смотрите, на опушке леса из-за дерева торчит чей-то рыжий, пушистый, длинный хвостик. Кто это?

Дети. Это лисичка.

Лисичка выглядывает.

Лиса. Здравствуйте ребятки, что вы тут делаете?

Дети. Здравствуй, лисичка! Мы идем Солнышко искать.

Лиса. Я очень люблю Солнышко. Оно даже чем- то на меня похоже. Угадайте, чем?

Дети. Оно такое же яркое, оранжевое…

Воспитатель. Какая ты умная, лисичка. А наши ребята тоже умные. Солнышко не только на тебя похоже, но и на другие предметы. Вот ребята сейчас скажут, на какие и почему.

Дети. На арбуз, тыкву, яблоко, мяч, Землю, потому что круглое. На костер, огонь, чай, блины, утюг, потому что они горячие. На апельсин, золото – по цвету.

Лиса. Ищите вы Солнышко, ищете. А вы знаете, что оно умеет делать? Почему его все любят, а иногда и боятся?

Воспитатель. Конечно, знаем. Ребята, расскажите, пожалуйста, что солнышко делает? Пусть каждый назовет по одному слову.

Дети. Встает, плывет (по небу), садится, светит, греет, ласкает, припекает, блестит, радует, улыбается, а еще печет, обжигает, ударяет, жжет, выжигает.

Воспитатель. Вы назвали слова-действия. Дорогая лисичка! Нам пора опять в дорогу. Не подскажешь ли, где Солнышко живет?

Лиса. Знаю, что Солнышко поднимается на востоке, а садится на западе. Наверное, там его дом. Идите на запад.

Воспитатель. Ребята! Хорошо, что у меня оказался компас. Посмотрим, в какой стороне запад.

Воспитатель и дети кладут компас на коврик, садятся вокруг него, ищут и находят правильное направление. Затем все встают и шагают в сторону запада.

Дети. Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речки, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

И на весь народ.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Ребята, стойте! Солнышко-то на небе живет. Надо птичек спросить, где его дом. А вот птичка. Да это жаворонок!

Воспитатель берет в руки птицу.

Дети. Жаворонок, жаворонок, не знаешь ли, где Солнышко живет?

Жаворонок. Здесь оно, совсем близко, в своем домике спит. Я очень люблю это слово – «солнце». Есть еще слова, которые на него похожи. А вы ребята, их знаете?

Игра «Семья слов»

Воспитатель. Ребята, назовите для жаворонка такие слова. Это слова-родственники. Все они должны быть похожими на слово «солнце».

Дети. Солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнушек, подсолнечник, солнцепёк…

Воспитатель. Ребята, давайте попросим жаворонка Солнышко разбудить!

Жаворонок. С радостью! Все свои самые лучшие песни мы – птицы посвящаем нашему самому любимому другу.

Помощник воспитателя включает аудиозапись «Песня жаворонка».

Воспитатель поднимает на палочке облачко. В окошечко игрушечного домика видно, что Солнышко спит.

Воспитатель. Дети, давайте Солнышко разбудим.

Дети. Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

Солнышко. Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Дети. Это мы, дети.

Солнышко. Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда радо.

Воспитатель под пенье жаворонка переворачивает картину-солнышко обратной стороной. Все видят его улыбающееся лицо. Дети радуются, хлопают в ладоши.

Воспитатель. Вот Солнышко к нам и вернулось. Давайте его попросим никогда надолго не прятаться и расскажем ему, что мы о нём узнали у растений, птиц и зверей. А поможет нам вот эта схема-помогалочка.

Дети садятся на места.

Воспитатель. Что такое Солнце?

Дети. Солнце – это огромное и очень горячее светило, вокруг которого вращается наша Земля и ещё восемь других планет.

Воспитатель и дети в центральном кружочке рисуют Солнце.

Воспитатель. Опишите наше Солнышко. Какое оно?

Дети. Большое, круглое, золотое, яркое, чудесное, волшебное, ласковое, тёплое…, но может быть и недобрым, жгучим, палящим…

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 1 знак «?», который обозначает, что надо назвать слова-признаки.

Воспитатель. Как путешествует Солнышко по небу?

Дети. С раннего утра до позднего вечера Солнышко путешествует по небу с востока на запад.

Воспитатель и дети рисуются в кружочке № 2 буквы «В» и «З», проводят между ними стрелку, направленную к букве «З».

Воспитатель. Какие растения любят Солнышко и почему? Деревья, кусты, травы, цветы тянут к нему свои ладошки-листочки. Все расцветает под его тёплыми лучиками.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 3 дерево, травку, цветочки.

Воспитатель. Как относятся к Солнышку домашние и дикие животные?

Дети. Домашние животные и лесные звери радуются Солнышку. Оно помогает им находить пищу, жильё, помогает обсушиться после дождика, вырастить своих детёнышей в тепле.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 4 головы животных.

Воспитатель. Как относятся к Солнышку птицы?

Дети. Птицы тоже очень любят Солнышко. Они посвящают ему самые лучшие песни.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 5 головку птички с вылетающими из клюва нотками.

Воспитатель. Есть ли у Солнышка детки, чем они нас радуют?

Дети. У Солнышка есть детки – это весёлые Солнечные зайчики. С ними можно попрыгать, поиграть, повеселиться.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 зайчика с направленными на него лучиками.

Воспитатель. Правильно, ребята, в природе всё начинается с Солнышка. У него очень много друзей. Это и растения, и звери, и птицы. Даже камни любят Солнышко, им нравится погреть свои бока на солнцепёке. Солнышко помогает всем видеть красоту природы и весь наш мир. Оно дарит своим друзьям тепло и свет. Может ли человек прожить без Солнца?

Дети. Без Солнца жить нельзя, поэтому его любят и взрослые, и дети. Люди сочинили про него рассказы, песни, стихи, потешки, загадки, пословицы.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 7 лица людей и детей.

Воспитатель. А теперь, ребята, давайте повторим наш рассказ о Солнышке, используя схему.

Дети выполняют задание – пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей поочерёдно самостоятельно пересказывают рассказ.

Солнышко. Спасибо вам, дети, что вы обо мне много знаете, да и рассказывать умеете!

Воспитатель. Ребята! А мы с вами никого не забыли?

Дети. Солнышко! Мы принесли твоего зайчика! Погрей его!

Солнышко. С удовольствием!

Дети радуются вместе с Солнечным зайчиком, повторно выполняют упражнение «Солнечные зайчики».

Схема-модель «Составление описательного рассказа»

Дополнительный литературный материал

Рассказы

Солнце – тепло

Откуда берется тепло на свете? Тепло от солнца.

Ходит солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, и ничто не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, отогревается все на свете и начнет шевелиться.

Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто это все сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал? Солнце.

Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее,- станет ветерок. Кто это сделал? Солнце.

Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться,- ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.

Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все приготовил? Солнце.

Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев; деревья вырастило солнце.

Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных, птиц? Травы. А травы вырастило солнце.

Человек строит каменный дом из кирпича и известки. Кирпич и известка обожжены дровами. Дрова заготовило солнце.

Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, все это заготовляется солнцем, и во все идет много солнечного тепла. Потому и нужен всем хлеб, что его растило солнце и что в нем много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.

Потому и нужны дрова и бревна, что в них много тепла. Кто закупит дров на зиму, тот закупит солнечного тепла; и зимой, когда захочет, то и зажжет дрова и выпустит тепло солнечное себе в горницу.

А когда есть тепло, то есть и движение. Какое ни на есть движение - все от тепла,- либо прямо от солнечного тепла, либо от тепла того, которое заготовило солнце: в угле, в дровах, и в хлебе, и в траве.

Лошади, быки возят, люди работают,- что их двигает? Тепло. А откуда они взяли тепло? Из корма. А корм заготовило солнце.

Водяные и ветряные мельницы вертятся и мелют. Кто их двигает? Ветер и вода. А ветер кто гонит? Тепло, А воду кто гонит? Тепло же. Оно подняло воду парами вверх, и без этого вода не падала бы книзу. Машина работает,- ее движет пар; а пар кто делает? Дрова. А в дровах тепло солнечное.

Из тепла делается движение, а из движения тепло. И тепло и движение от солнца.

(Л. Толстой)

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:

«Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

(К. Ушинский)

Стихотворения

Солнышко

Спозаранку солнышко
Над землей взошло.
Сразу стало празднично,
Весело, светло.

Мы на речку – солнышко
Плещется в реке;
В лес пошли мы, — солнышко

С нами в сосняке.

Хорошо под солнышком
Жить нам и расти!
Лучше нашей Родины
В мире не найти!
(И.Даренский)

Приди, приди, солнышко

Приди, приди, солнышко,

Под моё оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Лей щедрее, солнышко,

Золото в оконышко,

Деточки играют,

Тебя ожидают!

(Украинская народная песенка)

Заклички

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко,

На пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло.

Солнышко-вёдрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зелёную,

На грушицу кудрявую,

Берёзку кучерявую!

Загадки

Один костёр

Весь мир согревает.

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт,

И всех разбудит.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…(Солнце)

Пословицы и поговорки

Землю красит солнце, а человека – труд.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Всякий день солнце всходит.

И сокол выше не летает.

Красное солнышко на белом свете чёрное землю греет.

Конспект сценария досуга в средней группе

Тема: «Дружба»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71» г. Перми

Описание материала. Предлагаю вам конспект сценария досуга для детей среднего дошкольного возраста по теме «Дружба». Данный материал будет полезен воспитателям среднего дошкольного возраста и музыкальным руководителям.

Цель. Создать атмосферу доброжелательности, свободы, любви

Задачи.

    формировать умение детей управлять своими чувствами и эмоциями,

    расширять представление о дружбе;

    углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, умение размышлять нравственной сутью поступков, умение создавать новую ситуацию в знакомых сказках;

    развивать у детей коммуникативные навыки, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства;

    воспитывать интерес к сказкам, справедливое отношение к друг другу, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий .

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Все с друзьями пополам

Разделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Дружба – это удивительно волшебное слово. А как вы понимаете, что такое дружба?

Дети. Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.

Ведущий. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и ссорятся. Друзья – это люди, с которыми нам интересно и комфортно. Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да да).

Песня про дружбу.

Ведущий. Кто стихи про дружбу знает,

Нам сейчас их почитает.

1. Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир.

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье.

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь весной полна.

2. Друзей имею много я,

Они со мной везде, всегда.

Они поддержат и помогут

И от беды они не вздрогнут.

3. Настроение упало, дело валится из рук…

Но еще не все пропало, если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем, с облегчением вздохнем –

Настроение поднимем и от пыли отряхнем.

Ведущий. Ребята, а с чего начинается дружба?

Дети. С улыбки.

Ведущий. Если друг улыбнется тебе,

Ты тоже ему улыбнись.

Если друг поклонится тебе,

Ты тоже ему поклонись.

Если друг поделился с тобой,

А потом крепко-накрепко

Ты с ним обнимись.

Ведущий . Дружно за руки беритесь,

В круг все вместе становитесь.

А теперь нас ждет игра -

Интересная она.

Игра «Лиса, догони зайца»

Ведущий. А сейчас мы отдохнем,

Я с корзинкою не зря,
К вам пришла сюда, друзья.
В ней лежат мои загадки,
Отгадайте их, ребятки!

Звучат загадки про лето.

Расцвели в саду цветочки,
Есть грибы уже в лесочке,
Гром грохочет где-то,
Наступило… (Лето.)

Полосатая хозяйка
Закружилась над лужайкой.
И, усевшись на цветок,
Достаёт она медок. (Пчела.)

Катится по небу мячик
Жёлтый, круглый и горячий.
И планете целый год
Он тепло и свет несёт. (Солнце.)

В небе белые комочки:
Вот собачки, вот цветочки.
Мимо нас издалека
Проплывают… (Облака.)

Этот мостик разноцветный
И имеет семь цветов,
Он раскинулся по небу.
Кто его назвать готов? (Радуга.)

Эти хитрые ребятки
Целый день играют в прятки.
Их найду в лесу, в бору,
И в корзинке соберу! (Грибы.)

Отгадали все загадки,
Ну и умные ребятки!

Ведущий заглядывает в корзинку

Кроме полевых цветочков,
Есть в корзинке и грибочки.
Эй, ребята, не зевайте,
А грибочки собирайте!

Игра «Кто больше соберёт грибов».

Ух, ребята, молодцы,
Вы такие удальцы!

А сейчас мы отдохнём,
Песню звонкую споём!

Ведущий. Я хочу еще спросить: вы дружить со всеми рады?

Дети. Да!

Ведущий. Вам с друзьями веселей?

Дети. Да!

Ведущий. Будете одной командой?

Дети. Да!

Ведущий. Будете дружней теперь?

Дети. Да!