Развитие мелкой моторики вторая младшая группа. Картотека игр на развитие мелкой моторики рук во второй младшей группе. картотека (младшая группа) на тему. Дидактических игр для

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

    стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

    развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

    развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

    подготовка кисти руки к письму;

    развитие сенсомоторной координации рук;

    влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

    формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

    развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

    развитие внимания, восприятия, мышления;

    Пуговицы

    Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

    1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

      « Пуговки-застежки ». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

      Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

      Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

      Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

      Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

    Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

      Игра "Пуговица ".

    Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Тематическая

Картотека

Дидактических игр для

Развития мелкой моторики.

Составитель:

Воспитатель: Кишиева З.С.


Карточка №1

«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.


Карточка №2

«Выгладим платочки для мамы»

Цель

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.


Карточка №3

«Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.


Карточка №4

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом

Дидактический материал :

На поляне дом стоит. Фигура «Дом»

Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются

В этот домик приглашаем Фигура «Дом»

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №5

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Методы, приемы: объяснение, показ


Карточка №6

«Погремушка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.


Карточка №7

«Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .


Карточка №8

Маты для выкладывания

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор

Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №9

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)


Карточка №10

«Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.


Карточка №11

«Разноцветные прищепки»

Цель

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.


Карточка №12

«Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.


Карточка №13

«Собери все камешки»

Цель игры

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .


Карточка №14

« Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.


Карточка №15

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.


"Найди цветок для бабочки".

Цель

Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.


Карточка №17

Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.


"Весёлые шарики".

Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.


Карточка №19

«Сухой аквариум.»

Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.


Карточка №20

«Фруктовые бусы»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.

Айдакова Александра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: ЯНАО, Шурышкарский район, село Горки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НООД по развитию мелкой моторики во второй младшей группе "На поиски ключика"
Дата публикации: 09.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию мелкой моторики

во второй младшей группе

«На поиски ключика»

Цель : проработать с детьми различные приемы и виды деятельности

для развития мелкой моторики рук.

Задачи :

Учить детей различным приемам самомассажа;

Р а з в и в а т ь

т а к т и л ь н у ю

ч у в с т в и т е л ь н о с т ь

с л о ж н о

координированных движений пальцев и кистей рук в играх с

предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

Совершенствовать

артикуляцию

моторику,

координацию речи с движениями;

Активизировать

стимулировать

использование

активной речи слова;

Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы

нетрадиционного рисования;

Формировать

познавательный

эмоционально-

положительные

взаимоотношения

воспитанниками,

вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.

Материал: сундук,

прищепки,

заготовки

прищепками.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались не просто

рисовать,

разгадывать

з а г а д к и,

путешествовать?

Я с собой принесла волшебную шкатулку, но вот беда, ключик

потеряла, а без него шкатулка не откроется. Вы поможете мне его

Предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие «На поиски

ключика»

Впереди нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их

нам помогут наши помощники.

Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку -

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель:

помощники

пальчики.

пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют

здороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую!

(Дети

каждую

строчку

стихотворения

поочередно

соединяют одноименные пальчики).

Воспитатель:

Молодцы, пальчики размяли. Готовы к путешествию?

Волшебный ключик мы найдём

Сундучок мы отопрём.

Сначала мы полетим на самолёте, заводим мотор, расправили

крылья и полетели.

(передвигаясь по группе, прилетаем к первому столу)

говорили,

волшебные

помощники – наши пальчики. Они обязательно должны трудиться.

Первое задание

(перед

детьми

«сухой

бассейн»,

наполненный

каштанами).

пальчики

превратятся

волшебных

гномиков

помогут нам отыскать «сокровища», которые здесь спрятаны.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки).

Воспитатель:

Для чего же эти прищепки?

Послушайте первую загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть, но не мигаю,

Крылья есть, но не летаю. (Рыба)

(Воспитатель

достает

бумажную

заготовку

рыбы

плавников и хвоста).

прищепок,

нашли. (Дети

прикрепляют

прищепки на место плавников и хвоста).

Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих

зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно -

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Замечательно, первое задание выполнили, ребята, а

ключик не нашли?

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

взяли весло и поплыли.

Второе задание

«Сундучок вы отопрёте, если рисовать начнёте»

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на

цветок? У цветочка есть лепестки, а у солнышка лучики. А какое оно,

солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После

того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня

солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в

волшебные карандашики, нарисуем солнышко, и тогда у нас будет

еще светлее и теплее.

Манку в кучу соберём

Сделаем огромный круг,

Чтобы светло стало вокруг.

(Дети подходят к подносу с манной крупой и образуют из

манной крупы круг).

Воспитатель:

посмотрите,

солнышку?

(Лучиков)

Я предлагаю вам их нарисовать, а как мы это сделаем, я вам

(Объясняю,

берём

воронку,

пальчиком

закрываем

отверстие,

насыпаю

манку

затем

рисую

лучи,

высыпая

манку через отверстие)

Воспитатель:

выполнили

сделали? Ключик не находили?

Что такое? Как же так?

Не открыть сундук никак!

Воспитатель:

последняя

последняя

остановка,

машине,

(имитация

движений)

Стоп, приехали.

Третье задание

Осталось последнее задание, может быть, здесь найдём ключик.

«Есть у меня друзья, а кто они отгадайте загадку»

В дупле живет

Да орешки грызет.

(Белка)

Открываю скатерть

голодные,

покормить. Поможете мне? А как мы будем их кормить? (ответ

детей)

Игра на развитие мелкой моторики рук «Покорми бельчат»

(на столе ведёрки с изображением бельчат, орехи. Дети

берут

орехи

одному

кладут

бельчатам

находят ключик)

Воспитатель: Ура,

ключик. Выполнили

делали, на чём предвигались?

(На самолёте, на лодке плыли, на машине ехали. Отгадали

загадки,

нарисовали

солнышко,

стало

светло

тепло,

покормили белочек)

Давайте откроем сундучок.

Где наш ключик дорогой,

Сундучок скорей открой,

Что внутри ты покажи

И ребяткам подари.

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь чупики лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель

открывает

сундучок

обнаруживает

нем чупа-чупс).

Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнить

волшебные

помощники

пальчики. Они обязательно должны трудиться, не лениться.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Спасибо Вам за помощь.

До свиданья, до свиданья,

Скоро я приду опять,

До свиданья, до свиданья,

Будете со мной играть?

Зензина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12"Березка"
Населённый пункт: НСО г.Искитим
Наименование материала: Конспект родительского собрания во 2-й младшей группе
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект родительского собрания во второй младшей

группе по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего

дошкольного возраста»

Цель собрания: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у

детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие мелкой моторики;

Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Повысить компетентностьродителей в вопросе мелкой моторики

Предварительная

работа:

Родители

заполняют

моторика»?

Ход мероприятия:

Здравствуйте,

уважаемые

родители!

собрании. Сегодня тема нашего собрания» Развития мелкой моторики у детей

младшего дошкольного возраста». Разговор хочу начать, такого вопроса как: Что

такое мелкая моторика, Зачем её развивать и Способы её развития. И так начнём

по порядку.

Вопрос к родителям: Как вы считаете, что такое мелкая моторика? (Обмен

мнениями)

Моторика

совокупность

двигательных

двигательных действий, свойственных человеку.

Иными словами можно сказать: что мелкая моторика это

– сфера двигательных

организма.

Моторику различают

моторику

(движение

ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба)

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического

развития

является

развитие

принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно

Педагоги и

психологи, занимаю

щиеся проблемами развития дошколь

единодушно

сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее

развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление,

координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

амять, а так же

Абсолютно

неоспоримый

изменился.

Большинство родителей забыли, что такое колыбельная или сказка, рассказанная

или прочитанная на ночь, не говоря уже об играх с пальчиками или ладошками.

Многим проще посадить ребенка у телевизора или дать в руки современный

гаджет (телефон или планшет), чем заняться с ребенком полезной, а главное

развивающей игрой: полепить, порисовать, поиграть с мозаикой. Современные

торопятся,

опаздывают,

ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботиночки или застегнет

пуговицы.

большинства

современных

движения

перестают

главенствующую

отрицательно

сказывается

развитии,

развитии

мышления

ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро

устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильно нарисовать,

написать, раскрасить. Но если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать

различные способы развития мелкой моторики эти серьёзные проблемы можно

успешно решить.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, когда нужно развивать мелкую

моторику?(Обмен мнений)

Как мы уже выяснили, что развитие мелкой моторики играет важную роль для

общего развития ребенка, то и развивать её нужно с раннего возраста, а затем

продолжая и в младшем,и старшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика

развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он

проходит своими темпами.

Вопрос к родителям: Как, какими способами нужно развивать мелкую

моторику? (Обмен мнениями)

развития

моторики

использовать

упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Сначала поговорим о средствах развития мелкой моторики - это пластилин,

бумага, крупа, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки,

шнурки, ткани, куклы, песок, вода карандаши, счетные палочки и т.д. Как видите

средств очень много! Остановимся на некоторых из них.

1.ИГРЫ - ШНУРОВКИ, ЗАСТЁЖКИ -эти игры развивают сенсомоторную

координацию,мелкую моторику рук, пространственное ориентирование;

способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

формируют навыки шнуровки, самообслуживания, способствуют развитию речи;

внимание, развивают творческие способности.

(Показ пособий)

2. ИГРЫ НА НАНИЗЫВАНИЯ -этиотлично развивают кисти рук и пальцы,

глазомер, внимание, а это в свою очередь влияет на формирование головного

мозга и становление речи.

Нанизывать можно все что угодно: рожки и большие макароны, макаронные

изделия в форме колеса, сушки, бусинки, пробки. Такие упражнения для рук и

пальчиков

развивают

логическое

мышление,

аккуратности и усидчивости. Эти полезные навыки очень пригодятся ему в

школе. Пример и показ:

Мы вмести с детьми

из солёного теста

слепили баранки, а потом их

раскрасили. Теперь они их нанизывают на шнурочки, делая бусы. Сколько при

этом радости т.к. сделано своими руками. Или раскрасили рожки в разные цвета

и ими дети с удовольствием играют. Что-то похожие можно придумать и дома!

3. ИГРЫ НА ВЫКЛАДЫВАНИЕ

Выкладывать можно узоры из мозаики; картинки из семечек арбуза, тыквы,

различные

карандашей, соломинок и т.д.

Нехитрые

внимание,

воображение,

познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Занимательная,

развивающая

обучающая

игры-пазлы

усидчивости,

аккуратности,

терпения

внимательности.

ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и

мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо

владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью

переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.

(Показываю, какие игры-пазлы имеются в группе)

4. ИГРЫ С БУМАГОЙ - это не только развивают моторику, но и помогают

освободиться

накопившегося

раздражения,

сбросить

негативную

энергию, развить творческий потенциал и практические навыки. Бумагу можно

рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут

ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и

забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают

плетение

ковриков

бумажных

«оригами»:

складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

познакомились

некоторыми

множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто

желает, я могу

подобрать нужную литературу, что не понятно объяснить,

показать. Для вас я также подготовила памятку, какие предметы подойдут для

развития мелкой моторики.

Так же предлагаю сделать выставку, из игр которые вы сделаете дома вместе с

детьми. Посмотрим, какие игры у нас

получатся и, таким образом, в нашей

группе появятся новые игры для развития мелкой моторики рук.

заметить,

упражнение

развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с

вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно

быть терпеливыми и спокойными. На этом наше собрание закончено!

На следующей нашей встречи, а это будет семинар-практикум мы рассмотрим и

по играем вмести с детьми в разнообразные дидактические игры.

Есть ко мне вопросы? До свидание

2017 - 2018 учебный год

Воспитатели группы № 4 «Золотые рыбки»:

Резникова О.А.

Касатикова Р.В.

Пояснительная записка

«Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Цель кружка: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно - волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Задачи кружка:

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно - двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Расписание работы кружка.

Занятие проводится один раз в неделю по вторникам во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 15 минут. Количество детей: 23 человек.

Методы, используемые в работе кружка:

Игровой метод;

Словесный метод;

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);

Практический - показ способов действия с предметами.

Ожидаемые результаты:

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

1. Развитие речевых функций.

2. Развитие двигательных функций.

3. Развитие слуховых функций.

4. Развитие зрительных функций.

5. Развитие осязательной функции.

Формы подведения итогов:

Диагностическое обследование детей в сентябре и итоговое в мае;

Создание памятки по развитию мелкой моторики- для родителей воспитанников.

Взаимодействие с родителями:

Индивидуальные консультации;

Тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

Анкетирование;

Информирование о результативности работы;

Открытые занятия.

Методическая литература:

Узорова О.В., Нефедова Е.А «Пальчиковая гимнастика»;

М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;

М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»;

О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования».

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

Сентябрь

1. Нанизываем кольца.

Логоритмика "Платье".

Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Учить произносить текст с выполнением движений.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Заучивание текста.

Д/игра "Стержни и кольца".

Аудиозапись.

2.Цветные вкладыши.

Пальчиковая гимнастика
"Пальчики здороваются"

Я здороваюсь везде —Дома и на улице.

Даже «здравствуй! » говорю

Я соседской курице.

Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Учить детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Д/игра "Цветные вкладыши". 3 шт.

3. Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

Катание ребристого

карандаша между ладонями (массаж).

Раскрашивание игрушек.

Развивать мелкую

моторику пальцев,

тактильную

чувствительность.

Формировать графические

умения и навыки.

Показ. Объяснение.

Совместная работа.

Показ. Объяснение.

Совместная работа.

Цветные карандаши, раскраски с игрушками.

4. Игра «Ежики и ежата».

Логоритмика"Тапки".

Учить детей вставлять спички в большой и маленький пластилиновый комочек.

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Заучивание текста.
Показ и повтор выполнения движений.

Пластилин, спички, дощечки для лепки.

Аудиозапись.

Октябрь

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

Игра с прищепками «Нарядим дерево».

«Осенние деревья» - рисование ладошками.

Развивать мелкую моторику рук.

Научить детей завязывать узелки, бантики.

Стимулировать тактильные ощущения.

Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

Заучивание текста.
Показ движений.

Объяснение.
Вопросы-ответы.
Показ.

Дид.маериал,

гуашь, листы бумаги.

2. Д/игра "Чудесный мешочек".

Пальчиковая гимнастика
"Овощи"

Раз - капуста, два - горошек,

Три - редис такой хороший.

А четыре - репка

Желтый мячик крепкий.

Пять - пузатый кабачок,

Все зажали в кулачок.

Раскрашивание овощей.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Учить детей на каждое название овоща загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.

Развивать координацию

движений пальцев рук.

Учить раскрашивать

не выходя за контур.

Объяснение.
Вопросы-ответы.
Показ.

Заучивание текста.
Показ движений.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Мешочек, овощи..

Цветные карандаши, раскраски с овощами.

3. «Сорока-белобока кашу варила».

Познакомить детей с малыми формами фольклора: потешкой «Сорока-белобока…». Развитие речи; мелкой моторики рук.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Глиняный горшок, листы бумаги с нарисованным контуром горшка, фасоль.

4. «Русская народная потешка».

Развивать умение внимательно слушать художественное слово.

Воспитывать любовь к художественному слову.

Показ. Объяснение.

Совместная работа.

Мягкие игрушки, аудиозапись.

Ноябрь

1. Перекладывание из одной емкости в другую.

Логоритмика Упражнение
- "Это я!"

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Показ.
Совместная работа.

Заучивание текста.
Показ и повтор выполнения движений.

Две емкости,
фасоль.

Аудиозапись.

2. Д/игра "Сухой бассейн".

Пальчиковая гимнастика
«Котята» У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Развивать мелкую моторику рук.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу.

Объяснение.
Словесные указания.

Заучивание текста.
Показ движений.

Сухой бассейн, мелкие игрушки.

3. «Петушок».

Развивать мелкую моторик и координацию движений, тактильно-кинестетической чувствительности пальцев рук; ф ормировать способности соотносить цвета и размер фигур; с тимулировать развитие речевых центров. Развивать артикуляционный аппарат; развивать навыки общения и способов сотрудничества.

Объяснение.
Показ.
Совместные действия.
Поощрение.

Игрушки или изображения домашних животных; игрушка «Петушок»; имитация двора с животными; поднос с крупой.

4. «Курочка Ряба».

Познакомить с русской народной сказкой; вызвать у детей желание повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы; способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством; формировать интонационную выразительность речи.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Мини-музей, пальчиковый театр.

Декабрь

1. Выкладывание "Елка из лесу пришла".

Самомассаж колючим ежиком.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

Показ.

Объяснения.

Помощь.

С четные палочки. Треугольники (маленький, средний, большой).

2. Пальчиковая гимнастика
"Новогодний праздник". - Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок - «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Самомассаж грецкие орехи.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Заучивание и показ движений.
Повтор.

3. «Купим мы бабушке курочку....».

Обогащать сенсорный (чувственный опыт; развивать конструктивные способности в работе с разрезными картинками; учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых; формировать умения наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии; активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

Показ.

Совместная работа.

Объяснения.

Помощь.

Сухой бассейн, домашние птицы, разрезные картинки, листочки с изображением утки с не до-крашенными перьями на крыльях и в хвосте, краски

4. «Новогодняя елка».

Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями; отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильное - слабое надавливание указательным пальцем на шарик).

Объяснение.
Показ.
Совместные действия.
Поощрение.

Пластилин разных цветов, трафарет елки из зеленого картона .

Январь

Февраль

1. "Декоративная пластина".

Логоритмика "Каша".

Учить детей работать с природным материалом, развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения. Активизация словарного запаса.

Учить детей держать перед собой руки, сложенные "ковшиком", тянуть руки вверх, пожимать плечами.

Объяснение.
Показ.
Совместные действия.
Поощрение.

Заучивание текста.
Повтор движений.

Картон 7х7 см, покрытый слоем пластилина, фасоль, арбузные семечки, скорлупа фисташек.

Аудиозапись.

2. Разбор красной и белой фасоли.

Пальчиковая гимнастика
"Помощник".

Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран.

Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Учить детей выполнять имитирующие движения, потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»), разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Объяснение.
Совместные действия.

Заучивание текста.
Повтор движений.

2 емкости, фасоль красная и белая.

3. « Посуда. Продукты питания».

Развивать мелкую моторик и координацию движений, тактильно-кинестетической чувствительности пальцев рук; развивать артикуляционный аппарат.

Показ.

Совместная работа.

Объяснения.

Помощь.

Дид.материал.Аудиозапись.

4. «Путешествие в лес».

продолжать учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, закреплять элементы самомассажа рук и ног.

Показ.

Объяснение.
Совместные действия.
Поощрение.

Дид. материал

Аудиозаписи.

1. . Д/игра "Мозаика".

Самомассаж теннисными мячиками.

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Совместные действия.
Показ.
Поощрение.

Крупная мозаика.

2.Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Илья Муромец - (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Самомассаж карандашами.

Р азвитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Заучивание текста.
Повтор движений.

3. «Птицы зимой».

Развивать общую и мелкую моторику. Прививать детям любовь к живой природе и желание помочь птицам зимой.

Показ.

Совместная работа.

Объяснения.

Помощь.

кормушка, птицы(игрушки), елки, разрезные картинки с изображением кормушки, сухие ягоды и семечки.

4 . «Витаминки для Котенка».

Развивать сенсорные способности детей; связную речь; способствовать развитию мелкой моторики; двигательной активности; воображения и эмоциональной отзывчивости детей.

Показ.

Совместная работа.

Объяснения.

Помощь.

Варежковая кукла котенок; тесто и тарелочки двух цветов: красный и желтый;
яркая коробочка;
шапочки зверят: зайчик, мишка, белочка, мышка, волчек, ежик.

Март

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.

Заучивание текста.
Повтор движений.

2 . «Потекли ручейки» -рисование пальцами на манке.

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.

Заучивание текста.
Повтор движений.

3. «Солнышко в ладошке».

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к развивающим играм.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Кукла -перчатка, прищепки, миски с крупой, шапочки- мышек, солнышко.

4. «Путешествие в весенний лес».

формировать у детей устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, поддерживать положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Дид. материал

Аудиозаписи.

Апрель

1. Рисование пластилином «Солнышко».

Самомассаж колючим мячиком.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Картон, пластилин, массажные мячки.

2. Выкладывание из палочек геометрических фигур.

Пальчиковая гимнастика
"Домашние птицы". Раз, два - шли утята. Три, четыре - за водой. А за ними плёлся пятый, Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый напугал.

Громко, громко запищал:

Пи - пи - пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

Учить детей поочерёдно сгибать все пальцы

правой, затем левой руки, начиная с большого.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Объяснение. Показ.
Художественное слово.
Индивидуальная помощь.

Повтор движений. Заучивание стихотворения.

Палочки, сделанные из цветных карандашей.

3. «В гостях у тети Вали».

Формировать умение выполнять действия, согласно тексту пальчиковой игры; развивать мелкую моторику, связную речь.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Театральная ширма; игрушка - кукла «Валя»; цв. карандаши; моталочки; мольберт.

4. «День рождения у Мышки».

Обогащение чувственного опыта посредством дидактических игр; развивать внимание, память, мелкую моторику рук в играх с крупой; развивать активную речь детей.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Дид.материал; воздушные шары.

Май

1. Д/игра "Чудесный мешочек".

Самомассаж грецкими орехами.

Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Совместная игра.
Объяснение.

Мешочек,
мелкие игрушки.

2. Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли".

Пальчиковая гимнастика
"На параде" . Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей!

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Учить детей сжимать, разжимать кулачки, хлопать в ладоши.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия.

Заучивание текста.
Повтор движений.

Фасоль красная и белая.

3. «Умные пальчики».

Развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.

Показ.

Совместная работа.

Объяснения.

Помощь.

Мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.