Сколько существует производных третичных цветов. Понятия первичных, вторичных и третичных цветов. Эмоциональный отклик на цвет

Первичные цвета : разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов. Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту(пурпурный), циан(голубой) и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Вторичные цвета : получаются путем смешивания двух первичных цветов.

Третичные цвета : образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов.

Дополнительные цвета:

располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый

RGB (аббревиатура английских слов

Red, Green, Blue - красный, зелёный,

синий) - аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения.

Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Цветовая модель RGB нашла широкое применение в технике.

Модель CMY : основана на голубом (Cyan), пурпурном (Magenta) и желтом (Yellow) цветах. Модель описывает отраженные цвета (краски), которые образуются в результате вычитания части спектра падающего света на поверхность. При смешении двух цветов результат темнее обоих исходных. От английского Subtract (вычитать) модель CMY называют субтрактивной.

Модель CMYK : Модель CMYK описывает реальный процесс цветной печати на офсетной машине и цветном принтере. Четвертый компонент K – черный (blacK) цвет. Основные субтрактивные цвета достаточно яркие и поэтому не годятся для воспроизведения темных цветов. Используя только голубой, пурпурный и желтый цвета нельзя вывести на печать черный цвет – получается грязно-коричневый цвет. Черный цвет в модели CMYK также используется для подчеркивания теней, создания темных оттенков. Использование черной краски позволяет существенно уменьшить расход других красок. Интенсивность цветов изменяется от 0% до 100%.

5)Система HSL

Другой популярной цветовой системой является HSL (от "hue, saturation, lightness" - "тон, насыщенность, яркость"). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светимость (luminance) вместе с яркостью (value)

(HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

YUV - цветовая модель, в которой цвет представляется как 3 компоненты - яркость (Y) и две цветоразностных (U и V).

Модель широко применяется в телевещании и хранении/обработке видеоданных. Яркостная компонента содержит «черно-белое» (в оттенках серого) изображение, а оставшиеся две компоненты содержат информацию для восстановления требуемого цвета. Это было удобно в момент появления цветного ТВ для совместимости со старыми черно-белыми телевизорами.

В цветовом пространстве YUV есть один компонент, который представляет яркость (сигнал яркости), и два других компонента, которые представляют цвет (сигнал цветности). В то время как яркость передается со всеми деталями, некоторые детали в компонентах цветоразностного сигнала, лишённого информации о яркости, могут быть удалены путем понижения разрешения отсчетов (фильтрация или усреднение), что может быть сделано несколькими способами (т.о. есть много форматов для сохранения изображения в цветовом пространстве YUV).

6. Общая характеристика базовых алгоритмов ОИ. Задачи дискретизации и квантования.

Обработка изображений (Computer Vision) - это преобразования изображений. Входными данными является изображение, и результат обработки - тоже изображение. Примерами обработки изображений могут служить: повышение контраста, чёткости, коррекция цветов, редукция цветов, сглаживание, уменьшение шумов и так далее. В качестве материала для обработки могут использоваться космические снимки, сканированные изображения, радиолокационные, инфракрасные изображения и т. п.Задачей обработки изображений может быть как улучшение в зависимости от определенного критерия (реставрация, восстановление), так и специальное преобразование, кардинально меняющее изображения. В последнем случае обработка изображений может быть промежуточным этапом для дальнейшего распознавания изображения. Например, перед распознаванием часто необходимо выделять контуры, создавать бинарное изображение, разделять по цветам.

Методы обработки изображений могут существенно отличаться в зависимости от того, каким путем получено изображение - синтезировано системой КГ либо это результат оцифровки черно-белой или цветной фотографии.

Дискретизация.

Раскрывающийся список Sub Sampling (Дискретизация) задает количество пикселей однородного участка. При установленном по умолчанию значении 1: 1 тонируются все пиксели. Значение 8: 1 задает тонирование каждого восьмого пикселя. Увеличение дискретности часто используется при экспериментировании с различными источниками света и материалами для предварительного просмотра результатов тонирования, поскольку, чем выше дискретность, тем меньше время тонирования. Получив удовлетворительный результат, можно опять установить значение 1: 1, обеспечивающее наилучшее качество изображения.

Квантование.

В этом разделе задается точность, с которой вычисляется каждый пиксель. Норма квантования (sample rate) определяет, сколько квантов (т.е. участков одного цвета) вычисляется на каждый пиксель. Например, если норма квантования равна ¼, то один квант вычисляется на каждые четыре пикселя. Если норма квантования больше единицы, для каждого пикселя вычисляется больше одного кванта. Чем меньше минимальная норма квантования, тем быстрее выполняется тонирование, однако тем менее аккуратным будет результат. Максимальная норма квантования применяется, когда соседние пиксели недостаточно контрастные. Параметр Contrast color (Контрастность цветов) используется для определения текущих норм квантования с учетом минимальной и максимальной нормы.

7)Гамма-характеристика. Задача коррекции гамма-характеристики

Блок-схема аппаратуры ввода

Линейный

Наблюдаемая

Насыщение

Воспринятая

пространственный

логарифмирования

Логарифмическое преобразование, введённое в блок-схеме, является большим упрощением. Но, не смотря на недостатки, эта модель является полезной и реализуемой в виде гаммахарактеристики.

Термин «Гамма» в системах КГ и ОИ относится к нелинейной характеристике электроннолучевой трубки (ЭЛТ) монитора. ЭЛТ не производит световую интенсивность, равную входному напряжению, а имеет место нелинейная зависимость, называемая γ-характеристика. Гамма регулирует электростатические заряды в электронных пушках, а не светимость люминофора. Значение гаммы для большинства ЭЛТ приблизительно 2.0-2.5

Гамма характеристика – характеристика передачи уровней (яркости) – зависимость уровней яркости телевизионного изображения от уровней яркости объекта.

Информация о яркости в аналоговом виде в телевидении и в цифровом виде в большинстве распространенных графических форматов, хранится в нелинейной шкале. Яркость пиксела на экране монитора в первом приближении можно считать пропорциональной:

I ~ Vγ

I – яркость пиксела на экране дисплея (или яркость составляющих а: красный, зеленый, синий в отдельности),

V – численное значение цвета, γ – показатель гамма-коррекции.

График γ-характеристики

Нижняя линия - гамма монитора, верхняя - гамма файла, прямая линия - гамма изображения

Коррекция гаммы

Исторически это обусловлено тем, что у электронно-лучевой трубки зависимость между количеством испускаемых фотонов и напряжением на катоде близка к экспоненциальной зависимости. Для ЖК мониторов, проекторов и т.д., где зависимость между напряжением и яркостью имеет более сложный характер, используются специальные компенсационные схемы.

Калибровка устройств.

Гамма-коррекция – формула для исправления гаммы: y=1 , Где- гамма монитора.

Гамма коррекция необходима для более точной передачи интенсивностей монитором. Не все компьютерные мониторы имеют гамму точно 2.5; некоторые могут быть 2.2, в то время как другие могут быть ближе к 2.7. Кроме того, красные, зеленые и синие электронные пушки могут иметь индивидуальные значения напряжения/яркость.

Рисунок показывает исправленные значения гаммы системой

калибровки монитора. Гамма Красного, зеленого, и синего различны.

При переносе графического файла между компьютерами копия изображения может выглядеть светлее или темнее, чем оригинал. В разных операционных системах (например Microsoft Windows, GNU/Linux и Macintosh) существуют разные стандарты встроенной гамма коррекции.

Например, встроенная в формат PNG гамма-коррекция работает следующим образом: данные о настройках дисплея, видеоплаты и программного обеспечения (информация о гамме) сохраняется в файле вместе с самим изображением, что и обеспечивает идентичность копии оригиналу при переносе на другой компьютер.

Цвет — один из фундаментальных признаков, на которых основан дизайн. В руках профессионала он может стать мощным инструментом. Он влияет на многие факторы, которые играют большую роль в визуальном восприятии. Цвет оказывает огромное воздействие на наше сознание, он меняет наше отношение к любому предмету буквально за секунды, а также заставляет людей реагировать на него и даже предпринимать определенные действия.

На первый взгляд учение о цвете может показаться не таким уж и сложным для освоения, но если углубиться в детали, становится понятно, что необходимо учитывать множество тонкостей. В статье «Теория цвета: краткий гид для дизайнеров» затронуты основы этого учения, помогающие дизайнеру в работе. А в этой статье мы собрали все основные термины теории цвета в удобный глоссарий, который поможет графическим и UI-дизайнерам лучше понимать принципы работы цвета.


Цвет

Прежде чем идти дальше, важно понять саму суть цвета. В словаре Уэбстера он определяется как световое явление (например, красное, коричневое, розовое или серое) или явление визуального восприятия, позволяющее человеку различать объекты, которые в противном случае казались бы одинаковыми. Проще говоря, цвет — это признак объекта, который возникает из-за света, излучаемого или отражаемого этим объектом. Цвет можно визуально «проверить», оценив его свойства (тон, насыщенность, хроматичность и яркость). Для полноценного понимания значения цвета давайте дадим определения его характеристикам.

Свойства цвета

К основным свойствам цвета относятся тон, яркость, хроматичность и насыщенность.

Тон (hue)

Термин «тон» часто путают с «цветом», поэтому придется остановиться на этих определениях поподробнее. Во-первых, нужно понимать, что «цвет» — это обобщенное понятие, которым пользуются люди для обозначения всех тонов, полутонов и тональностей. С другой стороны, тон — это именно то, что мы имеем в виду, спрашивая «какого цвета эта вещь?». В целом, тон — это совокупность двенадцати чистых и ярких цветов, представленных на цветовом круге.

Тон — это базовый материал, который можно изменить тремя разными способами: затушевать, затенить и тонировать. В зависимости от применяемой техники тон превращается в оттенок, тень или тональность.

Различить их легко. Оттенок создается смешением какого-либо тона с белым, в то время как тень — это смешение какого-либо тона с черным. Тон представляет собой более тонкий процесс, так как оно требует добавление как черного, так и белого цвета, и поэтому результат будет выглядеть более естественным по сравнению с полутонами и оттенками.

Яркость (Value)

Как уже говорилось, у цветов есть определенные характеристики, по которым их можно узнать. Яркость — это свойство, указывающее, насколько светлым/темным является цвет. Этот признак определяется степенью белизны. Чем больше белого было добавлено в тон, тем выше его яркость.

Хроматичность (Chromacity)

Хром, или хроматичность, показывает чистоту тона. Этот признак оценивается на основе наличия белого, серого или черного в цвете. Двенадцать основных тонов, описанных ниже, имеют самую высокую степень хроматичности, так как не содержат никаких дополнительных элементов. Цвета с высоким хромом яркие и живые.

Насыщенность (Saturation)

Этот признак имеет много общего с яркостью и хромом, поэтому иногда их могут путать. Тут очень важно понимать разницу. В отличие от двух предыдущих свойств, насыщенность не предполагает смешение тонов с другими цветами. Насыщенность — это то, как выглядит цвет в разных световых условиях, насколько ярким или бледным кажется цвет при дневном или слабом освещении. Это свойство еще называют интенсивностью цвета.


Цветовой круг

Если вы когда-либо посещали занятия по живописи, вы точно видели окружность, состоящую из разных цветов. Она называется цветовым кругом и помогает понять, как цвета взаимосвязаны между собой и как их лучше сочетать. Цветовой круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, которые также известны как тоны.

Цветовой круг был придуман Исааком Ньютоном в 1666 году и поначалу выглядел как схема. С тех пор он претерпел множество трансформаций, но по-прежнему остается главным инструментом для работы с сочетаемостью цветов. Согласно задумке, цветовой круг должен работать так, чтобы вам было легче грамотно смешивать цвета.


Типы цвета

По типу цвет делится на первичные, вторичные и третичные; а также на холодные, теплые и нейтральные.

Первичные цвета (Primary)

Они представляют собой три пигментных цвета, которые не могут быть созданы при помощи смешения других цветов. Они — основа всей цветовой системы. Первичные цвета варьируются в зависимости от типа цветовой системы. В основе субтрактивной цветовой модели CMYK лежат голубой, фиолетовый и желтый цвета, аддитивную цветовую модель RGB образуют красный, зеленый и синий. А в историческую цветовую модель художников RYB входят красный, желтый и синий.

Вторичные цвета (Secondary)

Эти цвета появляются при помощи смешения двух первичных. Так как у каждой системы свои основные цвета, вторичные цвета также варьируются. Ниже приведено схематичное пояснение, какие вторичные цвета могут быть образованы в каждой из моделей.

зеленый + красный = желтый

красный + синий = фиолетовый

синий + зеленый = голубой

желтый + фиолетовый = красный

фиолетовый + голубой = синий

голубой + желтый = зеленый

желтый + красный = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Третичные цвета (Tertiary)

В результате смешения первичных и вторичных получаются третичные цвета, которые обычно имеют составные названия, например, красно-сиреневый или желто-оранжевый.

Холодные, теплые и нейтральные цвета

Все описанные выше цвета можно также разделить на три вида: холодные, теплые и нейтральные.

Холодные цвета находятся на сине-зеленой части цветового круга. Их называют холодными, так как они создают ощущение прохлады. Теплые цвета являются их противоположностью из-за ассоциаций с теплом. Желтый, оранжевый и красный — это тоны, относящиеся к виду теплых цветов. И последнее, но не менее важное: нейтральные цвета не являются частью цветового круга. Среди них — серый, коричневый и бежевый.


Приложение по прогнозу погоды (Tubik)

Цветовые модели

Существует несколько цветовых моделей: RGB, RYB, CMY, CMYK.

RGB

Первичными цветами модели RGB являются красный, синий и зеленый. Данная модель является основой для всех цветов, использующихся на экране. Сочетание первичных цветов этой модели в равных пропорциях в результате дает вторичные цвета — голубой, фиолетовый и желтый, однако необходимо помнить: чем больше вы добавляете света, тем ярче и светлее становится цвет. Результаты, полученные после смешения добавочных цветов, часто неожиданны для людей, привыкших к субтрактивной цветовой модели красок, красителей, чернил и других осязаемых объектов.

RYB и CMY

RYB (R — красный, Y — желтый, B — синий) — еще одна цветовая модель, которая часто используется в художественном образовании, особенно в живописи. Она послужила основой для современной научной теории цвета, в которой было установлено, что голубой, фиолетовый и желтый являются наиболее удачным трехцветным сочетанием для смешения. Таким образом появилась цветовая модель CMY.

CMYK

Модель CMY была видоизменена с появлением фотомеханической печати. Ее ключевым компонентом стали черные чернила, и модель была переименована в CMYK (C — голубой, M — фиолетовый, Y — желтый, K — черный). Без этого дополнительного пигмента ближайший к черному оттенок был бы грязно-коричневого цвета. В настоящий момент данная цветовая модель чаще всего используется в печати.


Цветовые палитры

В дизайне цветовой баланс имеет огромное значение, так как впечатление о сайте или приложении у пользователей складывается с первого взгляда, и цвета оказывают на это сильное влияние. Дизайнеры определили основные и наиболее эффективные цветовые палитры, или цветовые гармонии.

Монохромная

Она основана на одном цвете и его различных тонах и оттенках. Монохромная палитра всегда представляет собой беспроигрышный вариант, так как тут придется постараться, чтобы ошибиться и сделать все безвкусно.


Аналоговая

Для создания аналоговой палитры используются цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Этот вид цветовой палитры используется там, где не нужен контраст, в том числе на фоне веб-страниц или баннеров.


Комплементарная

Комплементарная палитра представляет собой смешение цветов, которые находятся друг напротив друга на цветовом круге. Эта схема противоположна аналогичной и монохромной, так как ее целью является создание контраста. Например, в любом интерфейсе сложно будет не увидеть оранжевую кнопку на синем фоне.


Раздельно-комплементарная

Данная палитра работает по аналогии с предыдущей, но использует больше цветов. Например, при выборе синего цвета необходимо еще добавить два смежных оттенка его противоположного цвета, то есть, желтый и оранжевый. Здесь контраст будет не таким резким по сравнению с комплементарной схемой, но зато можно использовать больше цветов.


Триадическая

Когда дизайну требуется больше красок, можно прибегнуть к триадической схеме. Она основана на трех отдельных равноудаленных друг от друга цветах. Для сохранения баланса в схеме рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других как акцентные.


Четвертичная/Сдвоенно-комплементарная

Четвертичная цветовая схема предназначена для использования опытными дизайнерами, так как в ней сложнее всего достичь баланса. Она задействует четыре цвета из круга, которые составляют комплементарные пары. Если соединить точки на выбранных цветах, они образуют прямоугольник. В этой схеме достаточно сложно достигнуть гармонии, но если все делать правильно, результаты будут поразительными.

Я бы хотел закончить прозаичной цитатой Ру Пола: «Весь смысл в том, чтобы проживать жизнь и быть — использовать все цвета из коробки карандашей». Научитесь эффективно пользоваться цветами как в жизни, так и в работе, и результаты вам придутся по душе.

ВСТУПЛЕНИЕ

Привет всем. Меня зовут Саша Стоуерс (Sasha Stowers) (или просто sashas), и этот урок посвящен цвету и тому, как эффективно применить его в своем творчестве. Я слегка коснусь теории цвета, но большую часть урока я буду говорить о применении цвета для создании привлекательной композиции, о том, как цвет воспринимается, и как он получается. Я также затрону некоторые распространенные «ошибки», которые могут привести к неграмотному подбору цвета. Должна сразу предупредить, урок не из коротких. Но (надеюсь) полны полезной для вас информации.

ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?

Цвет – это восприятие. Когда свет попадает на наши глаза, специальные световые рецепторы собирают всю информацию об этом свете и записывают все данные о том, какой он – яркий или приглушенный, имеет ли оттенок (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.). После сбора всех этих данных глаз посылает в наш мозг сигнал. Мозг прочитывает всю посланную информацию и говорит нам «Яблоко красное».

Таким образом, чтобы воспринять цвет нам нужно, чтобы:
1. наши глаза были чувствительны к свету и собирали информацию о нем
2. наш мозг перерабатывал информацию, которую мы получаем от глаз.
Особое внимание нужно уделить второму пункту. Наш мозг выполняет очень много работы; он восполняет различные световые ситуации, давая нам знать, что яблоко красное, даже если оно освещено синим светом; он позволяет нам определить форму яблока, расстояние между объектами и многое другое. В данном уроке мы разберемся, как работает наш мозг, чтобы понять цвет, и как это можно использовать в своих художественных целях.

ШИРОКО РАСКРЫТЫЕ ГЛАЗА

ПАЛОЧКИ И КОЛБОЧКИ

У наших глаз есть два вида рецепторов света – палочки и колбочки. Палочки хороши при плохом освещении. Они хорошо распознают движение и расположены больше по периферии, формируя наше боковое зрение. Колбочки отвечают за восприятие цвета. Существует три типа колбочек: L (длинная длина волны света), M (средняя длинна волны света), S (короткая длина волны света). Именно они отвечают за восприятие нашими глазами красного, зеленого и синего цвета.*

*Это не совсем верный термин, потому что данные колбочки дают намного больше возможностей, чем просто восприятие красного, зеленого и синего цветов.

Так как же имея всего три рецептора, мы можем распознавать множество различных цвета? На самом деле, эти колбочки работают не по одиночке (если только у вас не дальтонизм, вызванный наличием только одного типа колбочек), они все работают сообща, чтобы собирать всю информацию о цвете. Каждый рецептор колбочки может распознавать до 100 градаций цвета. Если собрать информацию со всех трех колбочек, то получается, что человеческий глаз распознает около 1.000.000 цветов.

КАЧЕСТВО ЦВЕТА

Итак, у нас целый 1.000.000 цветов, с которыми можно поиграть. Это довольно много. И было бы неплохо каким-то образом рассортировать эту груду информации. К счастью, такой способ существует. Как-то собрались вместе ученые и художники и начали думать, как бы разделить цвета так, чтобы им можно было дать четкое описание. И так, цвета были разделены по тону, чистоте и насыщенности.

ТОНА КАК СИНИЙ

Первое качество цвета – это тон. Тон относится к имени, которое больше всего ассоциируется с цветом – например, желтый, желто-зеленый, синий и т.д. – и устанавливает положение цветов на видимом световом спектре. Именно об этом думают люди, когда говорят о цвете. Ниже представлено несколько свотчей (образцов) цветов. На шкале HSB (Hue/Тон, Saturation/Насыщенность, Brightness/Светлота) цвета отличаются только лишь по Тону.

ЧИСТЫЙ КАК БИРЮЗА

Второе качество цвета – это его чистота. У этого определения есть и другие названия, такие как интенсивность и хроматичность. Чистота выражает количество насыщенности или тусклости цвета по сравнению с нейтральным (белым, черным или серым) цветом. Цвет с высоким уровнем чистоты будет далек от нейтрального, тогда как цвет с низкой частотой будет намного ближе к нейтральному цвету. Ниже вы увидите шкалу, где видно, как уменьшается чистота цвета по мере добавления белого.

Не путайте чистоту цвета с насыщенностью. Темный цвет все же может быть чистым и далеким от серого.

Если вы хотите уменьшить чистоту цвета, можно сделать это, разбавив его черным, белый или серым цветом. Вы также можете использовать для этой цели комплементарные (дополняющие) цвета, если рисуете красками, т.к. комплементарные цвета вроде как дают серый цвет, однако в результате обычно получается более насыщенный цвет, чем, если бы вы добавили просто нейтральный серый или коричневый цвет.

ЯРКИЙ КАК БЕЛЫЙ

Третье качество цвета – это светотень, которую иногда называют яркостью. Светотень – это светлота или темнота цвета. Они измеряется тем, как цвет отражает свет на шкале от белого до черного.

Не игнорируйте светотень только потому, что она не так эффективна, как другие качества цвета. Среди млекопитающих редко можно встретить особей с цветным зрением, но, тем не менее, все они могут созерцать мир в черно-белом цвете. Почему? Потому что насыщенность может дать нам столько информации о цвете, сколько не могут ни тон, ни хроматичность.

На рисунке выше приведены примеры того, как бы мы видели, если разделить три свойства цвета.** С тоном и чистотой, объект почти невозможно распознать. Это просто что-то, похожее на человеческую фигуру. При светотени же мы можем разобрать такие детали картинки, которые ни в одном другом случае не были видны. Мы уже точно можем сказать, что на рисунке изображено, мы можем распознать шарф и направление света – в общем, мы четко можем понять, на что мы смотрим.

**Нельзя, конечно, разделить эти свойства на 100%. Чтобы передать тон и чистоту цвета, вам обязательно нужно варьировать насыщенность, также как и невозможно получить чистый цвет без вмешательства тона.

СОВЕТ: если вы используете Photoshop, то можете наложить на свой рисунок черно-белый корректирующий слой, который можно включать и прятать, чтобы контролировать композицию.

ГОТОВИМ КАРАНДАШИ

ТЕОРИЯ

Теперь, когда мы понимаем, что такое цвет и как его описать, можно попытаться организовать его для нашего удобства. Теория цвета – это способ организации цвета таким образом, чтобы нам было удобно смешивать цвета и создавать новые цветовые сочетания с целью достижения благоприятной композиции. Я пройдусь по самым базовым принципам теории цвета, а также расскажу, как ими пользоваться.

КОЛЕСО

Скорее всего, вы уже знакомы с цветовым колесом. Если нет, то определение ему звучит следующим образом: цветовое колесо – это просто цвета видимого светового спектра, сгруппированные в определенном порядке (от красного до фиолетовому) по кругу. Исаак Ньютон, основатель множества принципов света и цвета, был первым, кто организовал цвета в таком порядке. Подобная организация цветов помогает найти, например, комплементы (или дополняющие цвета) (это противоположные тона), а также другие цветовые сочетания.

Альтернативное цветовое колесо в CYM. Традиционным считается колесо (на рисунке выше) в RGB цветах.

ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА

Первое, что нам нужно сделать, это ознакомиться с некоторыми ключевыми терминами цветовое колеса. Самое первое и самое важное, что мы должны запомнить – это наши первичные цвета. Существует три первичных цвета: красный, желтый и синий.*** Они называются первичными, потому что не могут быть образованы путем смешивания других цветов, но вы можете образовать большинство других цветов путем смешивания этих трех.

***Некоторые считают первичными цветами пурпурный, желтый и бирюзовый (см. выше), но «настоящие» версии этих цветов в красках найти крайне сложно. В любом случае, используя только эти три цвета, вы можете создать столько новых цветов, что можно даже не покупать новые краски.

ВТОРИЧНЫЕ ЦВЕТА

Вторичные цвета – это те цвета, которые получаются в результате смешивания первичных. Желтый и синий образуют зеленый. Синий и красный дают фиолетовый, а при смешении красного с желтым получается оранжевый. Если вы вдруг забудете об этом, можете просто посмотреть на цветовое колесо. Результат смешивания двух цветов будет располагаться непосредственно между ними.

ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА

Третичные цвета располагаются на цветовом колесе между первичными и вторичными цветами (часто оттенки коричневого и серого приписывают к третичным цветам, не смотря на то, что их нет на традиционном цветовом колесе). Названия этих цветов обычно пишутся через дефис (желто-зеленый, сине-зеленый, красно-фиолетовый). Некоторые определяют третичные цвета как комбинацию первичных и вторичных¸ но я предпочитаю говорить, что они являются результатом неравномерного добавления первичных цветов. Таким образом, у вас не будет чувства, что бы можете добавить только зеленый, чтобы получить желто-зеленый.

ОТТЕНКИ

Вы можете заметить, что даже при такой организации цвета, мы теряем из виду множество других цветов. Главное в первичных, вторичных и третичных цветах это тон, не чистота или насыщенность. Чтобы создать более светлый, темный или менее насыщенный цвет, нам нужно создать светлые оттенки, тона и темные оттенки (вы также можете добавить комплементарный цвет для нейтрализации другого цвета, но мы не можем назвать это тоном, потому что не использовали при этом нейтральный цвет). Светлые оттенки (tints) появляются в результате добавления белого цвета. Тона (tones) – это результат добавления серого цвета. А темные оттенки (shades) получаются при добавлении черного цвета. Заметьте, что даже когда вы добавляете нейтральные тона, вы можете получить изменения в цвете. Белые оттенки смещают цвет больше к синему тону. Черные – к зеленому (попробуйте с желтым). При добавлении нейтрального цвета к любому другому цвету, вы получите уменьшение чистоты цвета.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Цветовые колеса – это не просто красивые диски, которые помогают при смешивании цветов. Мы можем использовать цветовые колеса с целью создания цветовых схем и подбора таких цветов, которые бы гармонировали друг с другом.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Комплементарные (или дополняющие) цвета – это те, что располагаются на цветовом колесе друг против друга. Они называются дополнительными, потому что ДОПОЛНЯЮТ друг друга. Такие цвета повышают свою интенсивность и чистоту, потому что более далекого тона найти просто невозможно. Это то же самое, что поместить черный цвет рядом с белым на светотеневой шкале.

СПЛИТ КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Сплит комплементарные цвета почти аналогичны комплементарным. Единственная разница между ними в том, что вы берете оттенки смежные (соседние), а не просто противоположные. Например, вместо создания цветовой схемы из оранжевого и синего, вы возьмете оранжевый, сине-фиолетовый и сине-зеленый. Вместо двух оттенков, привлекающих внимание друг к другу, у нас получается сочетание двух оттенков, которые работают на то, чтобы усилить эффект от противоположного на колесе оттенка.

ПРАВИЛО ПРЯМОУГОЛЬНИКА

По правилу прямоугольника выбираются комплементарные цвета по обе стороны цветового колеса. Обратите внимание, что в результате у нас получается два набора комплементарных цветов (красный с зеленым и желтый с фиолетовым). Главный плюс такого подхода – широкий спектр цветов. Вместо двух или трех цветов, в вашем распоряжении – целых четыре.

АНАЛОГОВЫЕ ЦВЕТА

Аналоговая цветовая схема является полной противоположностью схеме с комплементарными цветами. Вместо цветов, драматически контрастирующих в тоне, в аналоговой схеме мы получаем похожие оттенки, расположенные на цветовом колесе по соседству. Чаще всего именно аналоговые цвета считаются наиболее гармоничными.

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цветовое колесо можно разделить на две равные части: на теплые и холодные цвета. Холодные цвета умственно и эмоционально ассоциируются с холодом (оттенки синего, зеленого и фиолетового). Теплые же цвета напоминают о тепле (желтый, оранжевый, красный). Хотя, умственные и эмоциональные ассоциации, связанные с этими цветами, немного расходятся с точкой зрения, опирающейся на физику. Красный, например, это цвет самых холодных звезд во вселенной, а синие/фиолетовые – одни из самых горячих. Также стоит отметить, что фиолетовый и зеленый могут быть как холодными, так и теплыми цветами, поэтому деление колеса можно произвести по-разному.
Самым теплым цветом считается желтый (потому что он отражает больше всего света), поэтому, добавление этого цвета в любой другой, делает последний более теплым. Синий же считается самым холодным, поэтому разбавив какой-то цвет синим, он станет более холодным.

МОНОХРОМНЫЕ ЦВЕТА

В монохромных цветовых схемах используется только один тон. Многие думают, что это сочетание цветов слишком скучное, но это вовсе не так. Несмотря на ограниченность в вариативности тона, это вовсе не значит, что ограниченной будет и чистота и светлота/темнота цвета.

ТРИАДА (ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА)

Как видно из названия, данная схема включает в себя цвета, выбранные по правилу треугольника (равностороннего, если быть точнее). Таким образом, колесо делится на три равные части с обширным выбором цвета. Заметьте, что наши первичные цвета являются частью этой триады.

ТЕТРАДА (ПРАВИЛО КВАДРАТА)

По правилу тетрады внутри нашего цветового колеса образуется равносторонний квадрат. Данная цветовая схема считается гармоничной, потому что включается в себя два холодных и два теплых тона, которые идеально дополняют друг друга. Не смотря на то, что данные цвета являются комбинацией комплементарных (в данном случае красного с зеленым и желто-оранжевого с сине-фиолетовым), они более распространены, чем сплит комплементарные, и дают возможность уменьшать контраст тона.

ДРУГИЕ ТЕОРИИ

Как и многое в искусстве, система классифицирования цвета по цветовому колесу не является единственным методом. Не смотря на то, что цветовое колесо подходит для определения цветовых сочетаний, оно не охватывает два других аспекта цвета – чистоту и насыщенность (светлоту/темноту). Рассмотрим еще одну популярную систему организации цвета – систему Манселла (Munsell). В отличие от цветового колеса, система Манселла трехмерна. На одной оси у нас чистота/хроматичность цвета, на второй – насыщенность (светлота/темнота), и на третьей – тональность.

Обратите внимание на «пропуски» в этой 3D-модели системы Манселла, которая основывается на восприятии тона, хроматичности и насыщенности. Некоторые цвета, такие как желтый, по своей природе выглядят намного ярче, чем другие; какие-то цвета всегда выглядят темнее остальных, и именно из-за этой разницы в восприятии и появляются данные «пробелы».

В отличие от трех первичных цветов, выделяемых на традиционном цветовом колесе, Манселл делит тон на пять принципиальных цветов – красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, – но как и на традиционном цветовом колесе, комплементарные цвета располагаются друг против друга.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫПУСК

Если вы художник (в любом ремесле), то наверняка заметили, что есть цвета, которые очень сложно поддаются воспроизведению. И не важно, используете ли вы краски, компьютерные экраны, или распечатки, ваши цвета просто не «тянут». Чаще всего это происходит из-за того, что ваша цветовая гамма ограничена. Гамма – это полный диапазон возможных цветов на определенном носителе, будь то компьютер, или набор красок, или картридж в принтере.

Компьютерный экран работает за счет оптического смешивания Красного, Зеленого и Синего цветов (RGB). Принтер смешивает Бирюзовый, Пурпурный, Желтый и Черный цвета (CMYK). Если дело касается красок, то смешивается Красный, Желтый и Синий цвета. Но, не смотря на то, что при смешивании этих красок мы получаем в результате широкий спектр новых цветов, гамма все же остается лимитированной.

Посмотрите на рисунок ниже. Серым выделен диапазон цветов, который виден человеческому глазу. Буквы A, B и C демонстрируют цвета, которые может воспроизводить ЭЛТ-монитор: красный, зеленый и синий. Эти цвета образуют треугольник. Почему же сюда не входит весь спектр цветов? При смешивании двух цветов мы получаем новый цвет, который будет располагаться непосредственно между ними. Мы не можем смешать синий с зеленым и получить цвет, более синий, чем оригинальный синий, или цвет зеленее нашего зеленого. Из-за того, что мы может работать только с цветами между A, B и C, наш монитор никогда не сможет создать цвет D, который находился бы далеко за пределами данной гаммы.

РАСШИРЕННЫЙ ВЫПУСК

Так как же можно расширить гамму цветов, если вы рисуете красками или печатаете на принтере? Легко. Добавьте новые цвета. Когда вы ограничиваете себя красным, желтым и синим, вы ограничиваете и диапазон цветов, который используете. Иногда вам нужен небесно-голубой или бирюзовый. Иногда розовый совсем не подходит, когда вам нужен пурпурный. Не бойтесь выходить за границу первичных цветов.

Примечание: сегодня можно купить принтер с чернилами больше четырех стандартных цветов (CMYK). Если не ошибаюсь, у моего принтера их шесть: синий, бирюзовый, желтый, красный, пурпурный, черный и матовый черный. Также вы можете использовать цвета системы Пантон (Pantone) – это специализированные тона для печати.

ДА БУДЕТ СВЕТ

ОДИН МИНУС ОДИН

До этого момента мы говорили о смешивании цветов посредством смешивания пигментов. Когда мы смешиваем пигмент, краситель или чернила, мы используем определенный способ смешивания цветов – субтрактивный. Называется этот метод так, потому что наши цвета создаются путем абсорбации (или вычитания) определенных цветов, одновременно отражая другие. Если вы осветите белым светом красное яблоко, поверхность этого яблока впитает в себя большую часть лучей, но будет отражать длинные волны света вокруг красной части спектра на наши глаза. Именно поэтому яблоко становится красным, и именно по этой причине традиционные краски и пигменты приобретают те цвета, которыми они являются.

ОДИН ПЛЮС ОДИН

Как вы, наверное, заметили, в последнем определении мы коснулись только способности поглощать и отражать свет. А что на счет тех вещей, которые окрашиваются по другому принципу? Я говорю об объектах, которые излучают свет. Смешивание цветов света называется аддитивным (добавляющим) смешиванием. Данное название обусловлено тем, что разные источники света добавляют цветной свет для выработки цвета. Аддитивное смешивание цветов используется в светоизлучающих приборах.

Первичными цветами для аддитивного цвета являются красный, синий и зеленый, что должно вам о чем-то напомнить, если вы читали пункт про то, как работают наши глаза. Вторичные цвета для такого вида смешивания цветов: пурпурный, желтый и бирюзовый. Скажу честно, я только поверхностно затронула тему аддитивного смешивания цветов, поскольку большинство светоизлучающих приборов, которые работают по шкале RGB, могут конвертировать цвет в CMYK или HSB, которые работают внутри системы аддитивного смешивания.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ

Итак, мы определили следующие способы создания цвета – поглощение/отражение и излучение, но эти методы не являются единственными. Следующие способы создания цвета встречаются редко, поэтому я расскажу о них коротко:

РАССЕИВАНИЕ

При прохождении через материал свет имеет свойство рассеиваться. Так наше небо окрашивается в синий цвет. При минимальном рассеивании, оно станет голубым. Если рассеять свет больше, то можно получить более глубокие цвета, такие как красный или оранжевый. Когда солнце находится прямо над головой, оно преодолевает меньше атмосферы, чем когда оно образует острый угол, как, например, при закате или рассвете. Если хотите проверить эту теорию на практике, попробуйте добавить молоко в стакан с водой и просветить его светом.

ИРИЗАЦИЯ (РАДУЖНОСТЬ)

Иногда, когда вы смотрите на какой-то объект, его цвета начинают меняться (например, на мыльных пузырях, перьях павлина, или крыльях некоторых бабочек). Этот феномен называется иризацией. Это происходит из-за того, что тонкие светопроницаемые и прозрачные слои смещают цвета. Угол, под которым вы смотрите на объект, меняет ваше взаимодействие со слоями, таким образом, меняются и цвета.

ФЛЮОРЕСЦЕНЦИЯ (СВЕЧЕНИЕ)

Данный эффект проявляется, когда объект абсорбирует волны света разной длинны, а излучает волны другой длинны. Вы можете посветить ультрафиолетовым светом (который не видим человеческому глазу), но в результате увидите зеленый. Фактически, объект переводит свет в другую частоту, отличную от той, с которой вы начали. Хороший пример – урановое стекло.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Итак, вы прошли через самую скучную часть урока. На самом деле я не хотела так углубляться в теорию цвета, но вы должны сначала познакомиться с основами, прежде чем перейдете к другим пунктам, касающимся цвета. В следующей части я затрону тему уже непосредственно восприятия цвета.

Немного истории: В 1666 году во время великой чумы, когда Кембриджский университет был закрыт, И. Ньютону пришлось заниматься научными опытами дома, в частности это были опыты по изучению природы света. Затмив окно и оставив в нём небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие стеклянную призму. Белый луч света, пройдя через призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране.

Так, благодаря злой иронии судьбы - великой чуме 17 века, давшей возможность Ньютону отвлечься от насущных университетских дел и заняться давно интересующей его проблемой цвета, человечество приблизилось к научному определению природы цвета. Именно, приблизилось, так как это потрясающе красивое природное явление вызывало многочисленные споры учёных на протяжении последующих веков и до сих пор приносит новые и новые загадки.

1.Теория цвета

Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света.
Свет в виде обычного дневного света воспринимается нашими глазами как «белый» т.е. бесцветный свет. На самом деле он фактически состоит из ряда цветов: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Без сомнения вы хотя бы раз видели после дождя радугу, разноцветной полосой цвета опоясывающую небо. Почему мы видим в радуге так много цветов, Мы знаем что солнечный свет представляет собой комбинацию цветных лучей света, и различные цвета преломляют различным образом. Другими словами свет расщепляется, т.е. имеет место явление дифракции.

Для восприятия цвета нужно 3 условия:

1. Источник света
2. Отражающая поверхность
3. Человеческий глаз

Цвета разделяют на:

1.Хроматичесие- все цвета радуги
2.Ахроматические- белый и черный

Различные цвета создаются световыми волнами которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон.
1 микрон или 1мк = 1/1000мм = 1/1000000м
1 миллимикрон или 1ммк = 1/1000000мм
Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

Цвет Длина волны в н/м Чистота колебаний в секунду

КРАСНЫЙ 800 - 650 400 – 470 млрд.
ОРАНЖЕВЫЙ 640 - 510 470 – 520 млрд.
ЖЁЛТЫЙ 580 - 550 520 – 590 млрд.
ЗЕЛЁНЫЙ 530 – 490 590 – 650 млрд.
ГОЛУБОЙ 480 - 460 650 – 700 млрд.
СИНИЙ 450 – 440 700 – 760 млрд.
ФИОЛЕТОВЫЙ 430 - 390 760 – 800 млрд.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Цвет предметов возникает главным образом в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового спектра кроме красного.

Белый - цвет отражения. Предмет воспринимается белым, поскольку он отражает все цвета радуги. Черный - цвет поглощения. Предмет воспринимается черным, поскольку он поглощает все цвета радуги.

Предметы любого цвета, кроме черного и белого, отражают все цвета спектра и отражают все цвета спектра и поглощают только дополнительный цвет к тому цвету, который принимает предмет.

ПРИМЕР: Зеленый предмет, освещаемый дневным светом будет отражать все составляющие света и поглощать лучи красного света, который является дополнительным цветом зеленого.
Следовательно, мы можем сказать, что поскольку цвет представляет собой отражение, для его образования необходим источник света. Если нет света, то нет и цвета, в темноте все цвета черные.

В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только 3 базовых цвета: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, и лишь правильные пропорции смешивания и концентрация красящих веществ имеют решающее значение при появлении того или иного оттенка. Если смешивают цвета «находящиеся рядом», то появляется цвет совершенно иного характера. Из желтого и красного получится оранжевый, синий и красный дают фиолетовый цвет, в то время как синий и желтый образуют зеленый цвет.

Хроматические цвета делятся на первичные и производные цвета.

Первичные цвета- красный, синий и желтый являются основой всех хроматических цветов и фактически без них не существует никакой цвет. Первичные цвета являются основными компонентами красителей для волос.

Производные цвета делятся на вторичные, третичные и т.д. Вторичные цвета получаем путем смешения двух основных(первичных) цветов.
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + желтый = зеленый

Третичные цвета- добавляя вторичный цвет к одному из двух образующих его первичных, мы получаем новые цвета, которые будем называть третичными.

НАПРИМЕР: фиолетовый + красный = красное дерево(махагон)
Фиолетовый + синий = жемчужный

Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.

Характер цвета- это теплый или холодный цвета. Теплые цвета: желтый и красный; холодный- синий. Если в цвете преобладают желтый или красный цвета, то этот цвет является теплым, если преобладает синий- холодный цвет.

Нейтрализация цвета – важной особенностью хроматических цветов является способность взаимной нейтрализации (дополнения). Для каждого хроматического цвета (кроме коричневого) имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным даёт серый, серо-коричневый цвет.

Фиолетовый нейтрализует Жёлтый
Красный нейтрализует Зелёный
Синий нейтрализует Оранжевый

Первое впечатление - это все. Пословица «По одежке встречают, по уму провожают» актуальна не только в жизни, но и в дизайне. Впечатление от дизайна состоит из множества факторов, и один из важнейших - это цвет.

Понять, какие цвета сочетаются друг с другом не всегда просто, в этой статье описаны основы теории цвета, которые пригодятся при выборе цветовой схемы для дизайна сайта. Начнем с самого простого.

Основные цвета (Primary Colors)

Основные цвета палитры - красный, желтый и синий. Если говорить об основных цветах на экранах различных устройств - это RGB, красный, зеленый и синий.

Вторичные цвета (Secondary Colors)

Если равномерно смешать красный и желтый, желтый и синий, синий и красный получатся соответственно вторичные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сочетание этих цветов в проекте может придать дизайну контраст.

Третичные цвета (Tertiary Colors)

Третичный цвет получается если смешать основной и вторичный. Например, красный-фиолетовый, синий-фиолетовый, синий-зеленый, желтый-зеленый, красный-оранжевый, желтый-оранжевый.

Мы разобрались с основами «колеса цветов». С помощью него легко подбирать хорошо сочетающиеся цвета для дизайна. Перейдем к более сложным сочетаниям.

Дополняющие цвета (Complementary Colors)

Как понятно из схемы, дополняющие цвета противоположны друг другу на колесе. Придают дизайну больше контраста, но использовать их следует с осторожностью, иначе будет «вырви-глаз-дизайн»

Аналогичные цвета (Analogous Colors)

Располагаются рядом на колесе цветов. Соседние цвета создают ощущение разнообразия, например синий-зеленый или желтый-оранжевый.

Триады (Triads)

Используя триады на цветовом колесе можно добиться достаточного разнообразия, но в то же время хорошего баланса.

Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors)


Такое сочетание цветов добавляет контраста и разнообразия дизайну.

Квадратная схема (Square Colors)

Такая схема хорошо работает при одном усиленном цвете и трех приглушенных.

Прямоугольная схема (Tetradic Colors)

Похожа на предыдущую схему, а точнее просто ее вариация.

Использование света и тени (Tints and Shades)

Придает дизайну объем и цветовое разнообразие.

Теплые и холодные цвета (Warm and Cool Colors)

Холодные и теплые цвета сами по себе являются классическими цветовыми схемами. Главное их отличие в восприятии человеком. Теплые цвета вызывают летние ассоциации: тепло, солнце, зеленые пейзажи, а холодные цвета ассоциируется с зимой: холод, снег, пасмурная погода.

Понимание теории цвета и грамотное использование ее на практике - это один из важнейших навыков хорошего дизайнера. Правильное сочетания цветов на сайте улучшает общее восприятие дизайна и может вызывать различные эмоции.

В дополнение могу посоветовать