Что такое впр у беременных. ВПР плода – что это? Какая методика лучше

Органы мочевыделительной системы подразделяются на почки и мочевыводящие пути. Почки фильтруют кровь и выделяют с мочой токсические продукты обмена. При наличии блока в мочевыводящих путях жидкость, выделяемая почками, не может выводиться из организма, и развивается односторонний или двусторонний гидронефроз.

Перевод с латинского языка «гидронефроз» означает «вода в почках» (гидро – вода и нефрос – почка).

Это специфическая патология является не отдельным заболеванием, а скорее последствием других болезней мочеполовой системы. Поэтому лечение гидронефроза основано на устранении первичной патологии.

Виды гидронефротической трансформации

Почка состоит из коркового вещества, мозгового вещества и собирательной системы, которая включает чашечки и лоханку. Из лоханки выходит мочеточник и впадает в мочевой пузырь. В начале патологии жидкость скапливается в лоханке, вызывая ее увеличение. После, при прогрессировании болезни, давление в почке повышается, и в процесс вовлекаются чашечки. Кроме расширения собирательной системы, двусторонний гидронефроз приводит к истончению вещества почек. Это, в свою очередь, является причиной атрофии и хронической почечной недостаточности.

В зависимости от причины возникновения гидронефротическая трансформация может быть врожденной и приобретенной. Врожденная патология почек выявляется у плода или у новорожденного и развивается из-за пороков внутриутробного развития мочеполовой системы. А приобретенный развивается из-за воспалительных и метаболических заболеваний органов мочеотделения.

По распространенности гидронефроз может быть односторонний и двусторонний. В зависимости от выраженности заболевания выделяют 4 стадии поражения почек:

  • Первая стадия проявляется расширением лоханок с сохранением практически 100% функции почки.
  • При второй стадии функция сохранена лишь на 60% в связи с тем, что паренхима почки истончается под давлением жидкости.
  • Третья стадия гидронефроза характеризуется полной атрофией коркового и мозгового вещества. Если патология развивается с двух сторон, то почки не функционируют полностью. А при одностороннем поражении функциональные единицы почки замещаются соединительной тканью, и развивается почечная недостаточность.

Почему развивается врожденный гидронефроз?

Врожденный гидронефроз у плода развивается из-за пороков развития мочеполовой системы (впр мпс), которые составляют 40% от всех выявляемых пороков. Развивается двусторонняя патология почек из-за полной или частичной обструкции мочеточников или уретры. Чаще всего заболевание развивается при таких пороках:

  • Недоразвитие мочевыводящего тракта
  • Сужения мочеточника
  • Врожденные клапаны в мочеточниках
  • Нарушения расположения мочевыводящих путей
  • Неправильное отхождение мочеточников от лоханок
  • Добавочные сосуды почек, сдавливающие мочевыводящие пути.

Причиной развития врожденных пороков мочеполовой системы является наследственная предрасположенность и воздействие на беременную вредных веществ.

Факторы риска возникновения впр мпс:

  • Проживание возле атомных электростанций и крупных производств
  • Воздействие ионизирующего излучения
  • Воздействие токсических веществ
  • Перенесенные вирусные заболевания, в частности, краснуха в первом триместре
  • Прием лекарственных препаратов, обладающих тератогенным эффектом
  • Курение и прием алкоголя во время беременности.

Внутриутробная диагностика двустороннего гидронефроза

Выявление гидронефроза у плода возможно только при проведении сонографии. Ультразвуковое исследование показано к проведению 1 раз в триместре (всего 3 УЗИ за всю беременность). Если на одном из них выявляются признаки гидронефротической трансформации, то количество исследований увеличивается. Выявление гидронефроза становится возможным на 15 неделе беременности, когда заканчивается развитие мочевыделительной системы ребенка.

Ультразвуковые признаки гидронефротической трансформации следующие:

  • Жидкость в лоханках
  • Истончение вещества почки
  • Увеличение переднезаднего размера лоханки с одной стороны или с обеих, если патология двусторонняя.

Последний признак является наиболее достоверным свидетельством гидронефроза. Также при ультразвуковой диагностике выявляются другие патологии развития, которые свидетельствуют о нарушениях внутриутробного развития.

Проблема врожденного гидронефроза

Врожденная гидронефротическая трансформация, особенно при двустороннем поражении, приводит к нарушению функции почек, и ребенок может родиться с почечной недостаточностью. Однако при правильном ведении беременности врач не допускает развития такого тяжелого поражения. Гораздо чаще двустороннее поражение почек у плода приводит к маловодию.

Маловодие – это уменьшение объема околоплодных вод, которые в норме составляют 1100-1500 мл. Эта патология имеет мало клинических признаков, основным из которых являются тянущие боли внизу живота при движении плода.

Диагноз маловодия устанавливается на основании несоответствия размеров живота и высоты стояния дна матки со сроком беременности.

Маловодие приводит к нарушению внутриутробного развития, а также к гипоксии. Кроме этого при снижении количества околоплодных вод развивается слабость родовой деятельности, что также грозит повреждением ребенка при родах. Поэтому если выставлен диагноз двустороннего гидронефроза, следует тщательно соблюдать врачебные назначения и не отказываться от предложенного лечения.

На этом видео рассказывается о связи маловодия и патологии почек плода:

Лечение гидронефроза у новорожденного

Лечение гидронефроза во внутриутробном периоде проводится редко. Выраженная патология почек плода в сочетании с другими пороками развития может послужить показанием к прерыванию беременности. При легкой своевременно выявленной форме беременная должна чаще посещать врача и выполнять УЗИ для контроля над развитием болезни. Женщине дают общие рекомендации о правильном питании, отдыхе, исключении стрессов и т. п. Окончательное лечение гидронефроза проводится уже после родов.

Терапия врожденной патологии заключается в проведении хирургического лечения. Во время операции врач проводит пластику органов мочеотделения и устраняет причину гидронефроза, восстанавливая нормальную проходимость мочевыводящих путей.

Следует отметить, что в редких случаях проводится оперативное лечение гидронефроза во внутриутробном периоде. Оно заключается в аспирации мочи из полостей почки, при запущенном гидронефрозе.

Прогноз при двустороннем гидронефрозе

Прогноз при двустороннем гидронефрозе зависит от степени обструкции мочеточников и срока, на котором развилось заболевание. Если гидронефроз возникает до 10 недели беременности и сопровождается полной обструкцией мочевыводящих путей, то у плода развивается поликистоз почек. Если же заболевание образуется на более поздних сроках гестации и сопровождается неполным перекрытием мочеточника, то при правильном ведении беременности шансы на дальнейшее выздоровление ребенка благоприятные.

Прогноз при двустороннем гидронефрозе у младенца также зависит от степени перекрытия мочеточников. Здесь играет роль быстрота проведения лечения. Чем больше существует заболевание, тем сильнее поражается функция почек.

Врожденные пороки развития (ВПР) являются самыми опасными осложнениями беременности. Вследствие ВПР плода ребенок может получить инвалидность, а в тяжелых случаях это приводит к летальному исходу. К относят ВПР ЦНС плода:

  • анэнцефалия (отсутствует головной мозг);
  • спина бифида (открытая форма грыжи спинного мозга);
  • ВПР МВС плода;
  • патологические изменения сердечно-сосудистой системы (порок сердца);
  • пороки конечностей – атрезии (конечности отсутствуют);
  • челюстно-лицевые деформации – волчья пасть или заячья губа.

Причины возникновения ВПР плода

Развитие пороков плода может происходить под действием многих факторов. Большая часть из них так и остаются невыясненными. Этиологические признаки всех ВПР плода разделяют на:

  • наследственные – отклонения в хромосомных наборах родителей;
  • тератогенные – плод или эмбрион был поврежден действием пестицидов, инфекций, лекарственных препаратов и так далее;
  • мультифакторные – совместное влияние на плод генетических и средовых факторов, которые отдельно не могут являться причиной порока.

Существуют данные, по которым загрязнение биосферы является причиной семидесяти процентов случаев заболеваний, шестидесяти процентов случаев развития с патологиями и более пятидесяти процентов случаев смерти детей. Рождение детей с последующим аномальным развитием связывают с профессиональной деятельностью: эмоциональное напряжение, воздействие высоких и низких температур или пыли, контакт с продуктами химической промышленности и солями тяжелых металлов.

Более высокий риск возникновения ВПР у плода у женщин с значительным ожирением. Это может стать причиной аномалий развития нервной трубки. Но к таким изменениям в организме плода приводит не только лишний вес беременной, а и резкое снижение веса на ранних сроках беременности.

Беременность после ВПР плода

Планировать беременность после прерывания по причине развития у плода ВПР можно уже через шесть месяцев после предыдущей. В некоторых случаях паре рекомендуют подождать год. В процессе планирования будущие родители проходят ряд и исследований, по результатам которых врач рекомендует, когда можно зачинать ребенка. В период подготовки к следующей беременности паре необходимо вести здоровый образ жизни, избегать влияния негативных факторов, принимать витамины и другие полезные вещества, чтобы укрепить свой организм.

Врожденные пороки развития плода (ВПР) – одно из самых опасных осложнений беременности, которое выходит на первое место среди причин, приводящих к детской инвалидности и смертности. Появление на свет ребенка с врожденными дефектами развития всегда ошеломляет семью, эта тема - одна из самых тяжелых.

Статистика пугает, на фоне снижающейся детской смертности рост количества врожденных пороков развития наблюдается в большинстве стран мира. Если в странах Европы частота ВПР составляет 3-4 случая на 1000 родов, то в России она достигает 5-6 случаев на 1000.

К врожденным порокам развития относятся пороки развития нервной системы - анэнцефалия (отсутствие головного мозга), спина бифида (открытая грыжа спинного мозга), пороки сердечно-сосудистой системы (пороки сердца и т.п.), пороки конечностей - атрезии (отсутствие), челюстно-лицевые деформации - заячья губа, волчья пасть и многое другое.

Причины возникновения ВПР плода

Причины, вызывающие формирование врожденных пороков развития различны. Эта патология может быть наследственной, если у будущих родителей есть отклонения в хромосомном наборе. В других случаях источником проблемы являются различные вредные факторы: инфекции, частое употребление алкоголя, наркотики.

Одна из причин – недостаток витаминов в питании беременной женщины, в частности – фолиевой кислоты. Рекомендуемая норма микронутриентов для беременной женщины в полтора раза больше, чем для женщин детородного возраста. И это не случайно – от этого зависит здоровье ребенка и когда он находится в утробе матери, и уже после его рождения.

Педиатры считают, что, помимо ВПР, такие заболевания новорожденных, как железодефицитная анемия, рахит или отставание в развитии, нередко связаны с тем, что будущей матери не хватало витаминов и минералов во время беременности.

Другие нарушения могут дать знать о себе гораздо позже – уже в детском саду и школе: это заболевания желудочно-кишечного тракта и болезни обмена веществ, в первую очередь, а также, сахарный диабет и ожирение.

Важно помнить, что образ жизни будущей мамы, ее питание, вредные привычки создают основу здоровья ее будущего малыша. А недостаток витаминов может послужить причиной нарушений физического и умственного развития ребенка. Это в значительной степени увеличивает риск рождения детей с различными отклонениями в развитии и малой массой тела.

Ключевой фактор: фолиевая кислота

Главенствующая роль в профилактике предупреждения возникновения врожденных пороков развития у плода является фолиевая кислота. Она необходима для деления клеток, роста и развития всех органов и тканей, нормального развития зародыша, процессов кроветворения. Фолиевая кислота предотвращает вероятность возникновения преждевременных родов и прорыва околоплодной оболочки.

Этот витамин обеспечивает необходимую скорость роста и развития будущего ребенка, особенно на ранних сроках беременности. Дефицит фолиевой кислоты при беременности существенно повышает риск развития у плода врожденных пороков, в частности дефектов нервной трубки, гидроцефалии и анэнцефалии. Для предотвращения нарушений развития нервной трубки у эмбриона женщина должна ежедневно принимать не менее 800 мкг (0,8 мг) фолиевой кислоты как до, так и в течение всей беременности.

Сегодня медики уверены в необходимости масштабных просветительских мероприятий, пропагандирующих планируемую беременность и профилактические меры, способные значительно уменьшить риск рождения ребенка с ВПР – в частности, прием препаратов, содержащих фолиевую кислоту.

Ряд стран, такие как Аргентина и Турция, уже реализуют государственные программы по предотвращению врожденных патологий развития. Они состоят из образовательной части, разъясняющей медицинским специалистам и самим женщинам пути профилактики пороков развития плода и стимулирующей части - компенсации 70-80% стоимости поливитаминных препаратов, содержащих фолиевую кислоту.

Витамины – для жизни

Бытует мнение, что хорошо сбалансированный ежедневный рацион беременной женщины содержит достаточное количество витаминов, микроэлементов и в этом случае не требуется дополнительного назначения мультивитаминных комплексов. Однако, по европейским данным, витаминная недостаточность у беременных составляет 20-30% даже при самом сбалансированном и разнообразном рационе питания.

Современные исследования, регулярно проводимые в последние годы РАМН, показали, что рацион современной женщины, составленный из натуральных продуктов, вполне адекватный нашим энергозатратам и даже избыточный по калорийности, оказывается не в состоянии обеспечить организм необходимым количеством витаминов при беременности и кормлении.

Более подробную информацию вы можете найти на сайте elevite.ru

*A.E.Czeizel Применение поливитаминов, содержащих фолиевую кислоту, в период зачатия. Europ. J. Obstetr. Gynecol. Reproductive Biology, 1998, 151-161.

Анализ летных происшествий еще ни разу не показал, что причиной катастрофы являются неправильно рассчитанные минимумы или их малые значения.

В минимумах есть два основных параметра: ВПР (МВС) и L-вид.

Эта безопасная высота учитывает препятствия в зонах, размеры и конфигурация которых связаны с точностными характеристиками конкретной посадочной системы и скоростной категорией ВС.

Все существующие методики при определении ВПР(МВС) берут за основу OCA/H, которая публикуется в АИП.

Поэтому причиной катастроф при заходе на посадку являются не низкие значения минимумов (по какой бы из существующих методик они не рассчитывались), а их нарушение.

Надо предлагать меры способствующие тому, чтобы ни при каких условиях экипаж не снижался ниже ВПР/МВС без надежного визуального контакта и полной уверенности в безопасности посадки.

Если, достигнув ВПР/МВС или точки МАPt, КВС не установил надежный визуальный контакт с земными ориентирами, или установил, но положение ВС в пространстве, или параметры его движения не гарантируют безопасности посадки, то обязательно должен выполняться маневр ухода на второй круг.

Минимумы посадки

Факторы, влияющие на расчет и определение минимумов:

  • радиотехническое средство наведение: точность наведения, расположение относительно ВПП;
  • светотехническое оборудование захода на посадку и ВПП;
  • точность бортовых систем наведения и управления;
  • правила и способы построения зоны учета препятствий (определение ОСА/Н);
  • значение высоты и расположения препятствия, попадающего в зону учета препятствий;
  • категория ВС;
  • значении минимумов опубликованное в РЛЭ ВС;
  • методика определения минимумов.

Какая методика лучше

Методика определения минимумов аэродромов для взлета и посадки может считаться хорошей, когда в ней, содержатся:

  • все существующие средства наведения на конечном этапе захода на посадку, все виды и режимы захода на посадку;
  • все разнообразие светотехнического обеспечения, учет их возможных отказов;
  • все варианты бортового оборудования, включая HUD, HUDLS , EVS;
  • требования и рекомендации по подготовке пилотов к заходу на посадку при тех или иных минимумах;
  • рекомендации эксплуатантам по установлению эксплуатационных минимумов.

Исходя их этих критериев рассмотрим существующие методики.

Существующие методики определения минимумов

Россия :

  • Приказ ДВТ Минтранса РФ № ДВ-123/38 от 20.09.1993 г. «О внедрении в практику гражданской авиации визуальных заходов на посадку воздушных судов 1-3 класса»;
  • Указание ДВТ Минтранса РФ от 14.12.1994 г. №172/и «Об установлении минимумов для взлета и посадки самолетов типа В-757, В-737»;
  • Приказ ДВТ Минтранса РФ от 28.12.1993 г. № ДВ-160 «Об установлении категорий для воздушных судов ГА России согласно правилам ИКАО и о введении в действие методики определения минимумов аэродрома для визуального захода на посадку»;
  • Приказ ФСВТ от 08.08.1994 г. №ДВ-86 «О введении в действие «Руководство по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий»;
  • Приказ МО РФ и Минтранса РФ от 15.12.1994 г. № 270/ДВ-123 «О введении в действие Единой методики определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов» (далее - ЕМ);
  • Письмо ФАС России от 09.07.1997 г. №53/и «О публикации минимумов для взлета и посадки воздушных судов на зарубежные аэродромы в документах аэронавигационной информации».

ИКАО . Руководство по всепогодным полетам, Doc 9365, 1991 г. издания.

США . Order 8260.3, U.S. Standard for Terminal Instrument Procedures (TERPS), 25 поправка от 09.03.2012.

Jeppesen Explanation of Common Minimum Specification (ECOM). Базируется на TERPS.

Государства ЕС . EU OPS Subpart E - All Weather Operations, Appendix 1 (New) to OPS 1.430 New. Aerodrome Operating Minima. Применяется с 16.07.2011

Краткий сравнительный анализ методик

Единая методика :

  1. точный заход на посадку по ILS - отсутствует определение минимумов по Категории III;
  2. неточный заход на посадку ограничен для применения набор РТС;
  3. применяются тренировочные минимумы;
  4. отсутствует порядок определения минимума при:
    • применении зональной навигации;
    • выполнении непрерывного снижения при неточном заходе на посадку;
    • применении HUD, HUDLS;
  5. соотношение МВС - RVR/VIS консервативное;
  6. светотехническое оборудование захода на посадку не подразделяется по длине огней подхода;
  7. не используется значение перерассчитанной метеорологической видимости в RVR/CMV;
  8. не устанавливаются минимумы для запасных аэродромов.

Doc 9365 :

  1. не рассматривается минимум захода на посадку:
    • по ILS для Категории IIIС;
    • методом зональной навигации;
  2. отсутствует упоминание о вертолетах;
  3. не рассматривается:
    • применение световой визуальной глиссады;
    • установление минимума с AVP;
    • минимум для запасных аэродромов.

TERPS - во многом гармонизирована с EU OPS, но есть отличия:

  1. рассматривается:
    • установление минимума по Категории I, II, III;
    • применение 4-х типов (по длине) огней похода;
    • заход на посадку с применением зональной навигации: LPV, LNAV/VNAV, Baro VNAV (отличие);
    • траектории для угов глиссады 3° - 6.4° (отличие);
    • минимумы для военной авиации (отличие);
    • минимумы для вертолетов (отличие);
    • значение видимости при применении HUD;
  2. не рассматривается применение световой визуальной глиссады;
  3. основное отличие - рассматривается зоны учета препятствий и определение ОСН.

EU OPS

Отличия от TERPS:

  1. рассматривается применение:
    • HUD, HUDLS, EVS;
    • CDFA (продолженное снижение на конечном участке захода на посадку);
    • преобразование метеорологической видимости в RVR/CMV;
    • RNAV/LNAV (зональная навигация в горизонтальном направлении);
    • VDF пеленгатор;
    • Категории I, II и IIIA, IIIB.
  2. Нет минимумов для вертолетов.

Единая методика

Руководство по всепогодным полетам, Doc 9365 - на эксплуатантов и государств аэродромов, чтобы иметь представление о методике разработки эксплуатационных минимумов аэродромов.

Коммерческие транспортные самолеты (многодвигательные самолеты).

EU OPS - на эксплуатантов.

TERPS - на аэродромы и эксплуатантов.

Данные, учитываемые при определении посадочных минимумов

Применяемые системы захода на посадку


Сравнение огней подхода



Сравнение огней подхода в РФ данные на 01.01.12


Определение ОСН

Для захода по ILS во всех методиках ОСН определяется одинаково.
В США для неточного захода на посадку ОСН определяется согласно TERPS.
В EU OPS используется Doc 8168, т. 2.
В России применяется Руководство по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий (далее - Руководство).

Руководство рассматривает определение ОСН для:

  • ОСП без учета дополнительной зоны;
  • VOR без учета дополнительной зоны на участке ухода на второй круг;
  • ПРЛ без учета дополнительной зоны;
  • КРМ, но минимум не публикуется;
  • RNAV10 для начального участка и RNAV4 для конечного участка захода на посадку.

Сравнение методик по соотношению VIS/RVR - ВПР/МВС




Минимумы взлета


США. Минимумы меньше стандартного


В ФАП 128 в разделе Эксплуатационные минимумы аэродромов отсутствует информация, в каких точках должно быть представлено значение RVR для взлета.

Публикация минимумов по регионам государствами ИКАО на 01.03.2012 г.

Приложение 6. Часть I, п. 4.2.8 Эксплуатационные минимумы аэродромов

Примечание. Настоящий Стандарт не требует, чтобы государство, на территории которого расположен аэродром, устанавливало эксплуатационные минимумы аэродрома.


Статус и публикация минимумов в России

  • В АИП России минимумы для взлета и посадки не публикуются, а указываются OCA/Н для захода на посадку.
  • Вывод: в России не устанавливаются государственные минимумы.
  • В ИПП минимумы рассчитываются аэропортом по EМ, а затем публикуются бортовых сборниках ЦАИ.
  • Основания публикации минимумов: Приказ Минтранса России от 31.01.2011 №29 «Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки».

Пункт приказа Минтранса России №29

  • 2.3. Минимумы аэродромов, вертодромов аэроузла.
  • Минимумы аэродромов, вертодромов аэроузла для взлета и посадки по правилам полетов по приборам. Минимумы при отказах отдельных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи, светосигнального и метеорологического оборудования.

ФАП 128 определяет в п. 5.17. Эксплуатант устанавливает эксплуатационные минимумы каждого используемого аэродрома на основании методов, изложенных в РПП.

Приложение 6. Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты.

4.2.8 Эксплуатационные минимумы аэродромов

4.2.8.1 Государство эксплуатанта требует, чтобы эксплуатант устанавливал эксплуатационные минимумы каждого используемого для производства полетов аэродрома, и утверждает методы определения таких минимумов. …

Разные минимумы

  • Минимум определенный эксплуатантом и аэропортом может быть разный.
  • Поэтому статус минимумов в ИПП и в сборниках ЦАИ не понятен, т.к. сборники ЦАИ не являются документом утвержденной полномочным органом в области гражданской авиации. Сборники ЦАИ коммерческий продукт такой же, как и сборник фирмы JEPPESEN.
  • В авиационном сообществе нет единства: должен ли аэропорт определять и публиковать минимумы? Но однозначно - его задача - рассчитать и опубликовать ОСА/Н для каждой посадочной системы и предоставить сведения о светотехническом оборудовании.
  • Для контроля со стороны органов ОВД за соблюдением минимумов можно предложить эксплуатантам представлять свои минимумы заинтересованным структурам, базирующимся в аэропорту.

Эксплуатант решает, а Росавиация согласовывает методику.

Условиями согласования методики являются:

  1. значения ВПР/МВС не ниже безопасных высот в соответствии с Doc 8168 PANS OPS;
  2. имеется возможность установить минимумы для всех применяемых средств и методов захода на посадку на конкретных типах ВС с учетом различных комбинаций технических и визуальных средств наведения;
  3. содержатся правила подготовки и допуска экипажей для захода на посадку в сложных метеоусловиях.

Какие методики использовать для определения минимумов?

  • ЕМ соответствовала оборудованию поколению ВС созданных 70-80 годы. Она показала свою состоятельность. Можно высказать слова благодарности создателям ЕМ: Белогородскому С.Л., Музалеву А.А., Ройзензону А.Л. и др. авторам и продолжать ее использование для этого парка ВС.
  • Появление ВС с более широкими навигационными возможностями наводит на мысль, что необходимо использовать современные методы определения эксплуатационных минимумов.
  • EU OPS приемлема для самолетов, но в ней нет правил определения минимумов для вертолетов. TERPS содержит такие правила.
  • В этой связи целесообразно иметь такую методику в России, которая включала бы в себя все лучшее, что есть на сегодня.

Комментарий

23.03.2012 г. в Росавиации состоялось совещание на тему:
Профилактика нарушений метеорологических минимумов погоды, профилактика авиационных происшествий по причине столкновения воздушных судов с земной поверхностью и препятствиями в управляемом полете, вопросы обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации (CFIT).
В работе совещания приняли участие: специалисты центрального аппарата, Межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта ФАВТ, представители Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России, ФГУП «ГосНИИ ГА», ГУ «Безопасность полетов на воздушном транспорте», летные директоры (заместители по ОЛР), начальники инспек-ций по безопасности полетов российский авиакомпаний, специалисты ФГУП «Гос-корпорация по ОрВД».

В своем выступлении Директор по ОрВД и ИВП ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Погребной С.Н. высказался о нецелесообразности предложения: «Для контроля со стороны органов ОВД за соблюдением минимумов можно предложить эксплуатантам представлять свои минимумы заинтересованным структурам, базирующимся в аэропорту».

Диспетчерами органов ОВД контролировать минимумы большого количества авиакомпаний выполняющих полет в аэропорты Московской воздушной зоны не представляется возможным.

Автор согласен с мнением Погребного С.Н. и в качестве альтернативы предлагает использовать положения ИКАО, в отношении соблюдения минимумов. Они представлены в двух документах: Руководство по радиотелефон-ной связи (Doc 9432) и Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения (Doc 4444).

Выдержка из Doc 9432, п. 7.6 Заход на посадку с помощью обзорной РЛС:

Approach control

FASTAIR 345 WICKEN APPROACH

THIS WILL BE A SURVEILLANCE RADAR

APPROACH RUNWAY 27 TERMINATING

A 1 MILE FROM TOUCHDOWN

OBSTACLE CLEARANCE ALTITUDE 600 FEET

MAINTAIN 2 200 FEET

CHECK YOUR MINIMA

WICKEN APPROACH

FASTAIR 345 HEAVY

MAINTAINING 2 200 FEET

RUNWAY 27 FASTAIR 345

Выдержка из Doc 4444, п. 12.3 Фразеология УВД:

Из Doc 9432 и Doc 4444 видно, что диспетчер Подхода только напоминает пилоту о проверке его минимума.

В ПРАПИ - 98 имеется Приложение 1. “Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации”. Согласно п. 16 этого Приложения нарушение минимума погоды при взлете и посадке подлежит расследованию. В случае нарушения минимума руководитель полета обязан отправить ТЛГ АЛР (первичное сообщение об авиационном происшествии, инциденте, серьезном инциденте, а также любой информации об угрозе безопасности ВС, экипажу и пассажирам) в адреса, установленные в ТС-95 и сообщить в инспекцию.

Возникает вопрос: нарушение, какого минимума? Ведь диспетчер ОВД не знает значение эксплуатационного минимума экипажа заходящего на посадку. Он ориентируется на минимум, опубликованный в ИПП, а он ни какого отношения к заходящему на посадку ВС не имеет.

Может быть, стоит в Российской Федерации узаконить норму об информировании диспетчера органа ОВД о минимуме экипажа при заходе на посадку на аэродроме в условиях близких к эксплуатационному минимуму экипажа не только по посадочному радиолокатору, но и по другим системам захода на посадку.

Можно предложить внести в ФАП 128 дополнения следующего содержания после п. 3.89 (дано заливкой).

3.89. Если значение сообщенной метеорологической видимости или контрольной RVR ниже эксплуатационного минимума для посадки, заход на посадку по ППП не продолжается ниже установленной в документах аэронавигационной информации высоты начала конечного этапа захода на посадку.

КВС сообщает диспетчеру органа ОВД о значении эксплуатационного минимума экипажа для посадки.

Дополнить п. 3.50. Перед взлетом:

КВС сообщает диспетчеру органа ОВД о значении эксплуатационного минимума экипажа для взлета. значение

*м) МИНИМУМ [ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ НА ВПП (или RVR) или ВИДИМОСТЬ (значение) (единицы измерения )]

*y) OPERATING MINIMA

Может быть, у авиационного сообщества будут другие мнения на этот счет, но с целью профилактики уменьшения авиационных происшествий по причине столкновения ВС с земной поверхностью и препятствиями в управляемом полете по причине нарушения минимумов целесообразно информировать диспетчера ОВД о значении эксплуатационного минимума экипажа. Такой доклад позволит летному экипажу создать дополнительный психологический барьер о не нарушении минимума, а органу ОВД иметь четкое представление о заявленном КВС значении минимума.

НПП ГА, пусть даже 2008 года редакции - несуществующий документ несуществующего ведомства несуществующей страны. Данный документ нигде в новой России не зарегистрирован.

Удивительность нашей страны проявляется в том, что, имея ФАПы, мы принимаем пункты из НПП и вносим их в РПП, несмотря на различия между НПП и ФАП. Я уж не говорю о том, что пилотов лишают талонов на основании нарушений НПП ГА СССР, изданного МГА для Аэрофлота.

ФАП Выполнения полетов в ВП РФ:

33) "высота принятия решения" - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки (далее именуется - ВПР);

95) "точный заход на посадку" - заход на посадку по приборам с навигационным наведением по азимуту и глиссаде, формируемым с помощью электронных средств;

56) "минимальная высота снижения" - высота, установленная для неточного захода на посадку, ниже которой снижение не может производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами (далее именуется - МВС)

57) "неточный заход на посадку" - заход на посадку по приборам без навигационного наведения по глиссаде, формируемой с помощью электронных средств;

Тут кто-то про визуальный заход писал:

21) "визуальный заход на посадку" - заход на посадку, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;

Визуальный заход по НПП - это смесь бегемота с крокодилом, и больше похож на Circling Approach с его зонами визуального маневрирования, устанавливаемыми для категорий ВС.

К слову, в ФАП ПиВП, НАКОНЕЦ ТО, разделили "визуальный заход" (почти как по Doc 4444), и "заход на посадку с круга" (практически, Circling Approach)

11.5.14. Заход на посадку с круга выполняется:

при непрерывном визуальном контакте с порогом ВПП или светотехническими средствами захода на посадку;
днем и в сумерках на аэродромах, для которых такой заход предусмотрен.
В сумерках заход выполняется при включенных светотехнических средствах ВПП.
Летный экипаж обеспечивает нахождение воздушного судна в пределах установленной зоны визуального маневрирования.
Заход на посадку с круга на контролируемом аэродроме выполняется после получения разрешения органа ОВДи в соответствии с процедурой, разработанной эксплуатантом при использовании сборников аэронавигационной информации (на основе инструкции по производству полетов или аэронавигационного паспорта).
Снижение по приборам по установленной схеме захода на посадку с круга производится до высоты, установленной в точке начала захода по предписанной траектории или указанной органом ОВД.

11.5.15. Снижение воздушного судна в зоне визуального маневрирования после начала разворота на предпосадочную прямую и на предпосадочной прямой возможно при наличии визуального контакта с наземными ориентирами и ВПП.
При потере визуального контакта с ВПП в любой точке зоны визуального маневрирования снижение летным экипажем прекращается и выполняется полет в сторону ВПП с набором высоты и входом в схему прерванного захода на посадку (ухода на второй круг) по приборам.

11.5.16. Визуальный заход на посадку выполняется в соответствии с процедурами,
определенными в сборнике аэронавигационной информации или с инструкцией по производству полетов (аэронавигационным паспортом) аэродрома, или в другом установленном порядке.
Визуальный заход на посадку может начинаться в любой точке маршрута прибытия или любой точке схемы захода на посадку по приборам при условии установления необходимого визуального контакта с наземными ориентирами и ВПП.
На контролируемом аэродроме для выполнения визуального захода на посадку требуется разрешение органа ОВД.
Летный экипаж докладывает органу ОВД об установлении визуального контакта с ВПП.
Визуальный заход на посадку выполняется при условии, что высота нижней границы облаков не ниже минимальной высоты полета на начальном этапе захода на посадку, а видимость не менее:

5 км – на аэродроме, расположенном в равнинной, холмистой или горной местности с высотой рельефа до 1000 м;

8 км – на аэродроме, расположенном в горной местности с высотой рельефа 1000 м и более.

При одновременном визуальном заходе на посадку двух воздушных судов одного типа, преимущество в заходе на посадку имеет воздушное судно, летящее впереди, слева или ниже.
Летный экипаж более легкого воздушного судна предоставляет возможность более тяжелому воздушному судну совершить посадку первым.

Визуальный заход на посадку не может выполняться, если летный экипаж не знает рельефа местности и характерных наземных ориентиров, на которых основана процедура захода на посадку.

Чувствует схожесть визуального захода по НПП и "захода на посадку с круга" по ФАП ПиВП?