Конспект фольклорного занятия во второй младшей группе с использованием макета «На бабушкином дворе. Конспект ООД по развитию речи с элементами русского фольклора во второй младшей группе на тему: «Едем в гости к бабушке, на вкусные оладушки

Конспект интегрированного занятия с элементами фольклора в младшей группе «Прогулка по сказочному лесу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №175 г.Тула

Выполнила воспитатель: Белкина Ольга Владимировна Г.Тула 2015 г.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних и диких животных; создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно- познавательного общения; стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность.

Образовательные задачи:

  • Пополнить и закрепить знания детей об устном народном творчестве;
  • закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
  • закреплять и расширять знания детей о диких и домашних животных;
  • обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов по данной теме.

Развивающие задачи:

  • развивать связанную речь;
  • подводить к умению выразительно имитировать голоса животных;
  • развивать любознательность, память и мышление детей;
  • развивать зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание рассказывать знакомые потешки вместе с воспитателем и самостоятельно;
  • воспитывать любовь к русскому народному фольклору;
  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
  • интерес к художественной литературе.

Интеграция образовательных областей.

  1. Здоровье. Укрепление физического и психического здоровья. Обеспечение двигательной активности детей во время занятия, формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной осанки; развитие психических процессов. Развитие творческой инициативы.
  2. Физкультура. Использование подвижной игры во время образовательной деятельности.
  3. Социально-коммуникативное. Формирование представления о домашних и диких животных; формирование любови к русскому народному фольклору.
  4. Познание. Расширение кругозора детей, развитие познавательной активности; знакомство детей с характерными признаками осени, развитие интереса к красоте леса и его жителей. Создание в сознании детей представления о целостности мира, взаимосвязях всего окружающего.
  5. Коммуникация. Совершенствование лексической, грамматической и произносительной сторон речи детей. Активизация словаря – осень, листопад, дикие и домашние животные, потешка.
  6. Чтение художественной литературы. Знакомство детей с элементами русского народного фольклора.
  7. Музыка. Развитие музыкально-слуховых представлений, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю.

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент.
  • Создание игровой ситуации, художественное слово.
  • Физ. минутка.
  • Помощь воспитателя: вопросы, показ, похвала, поощрение.

Предварительная работа: заучивание: потешек «Лиса по лесу ходила…» , «Как у нашего кота…» , «Петушок, петушок…» ; стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» ;

танца под композицию «Виноватая тучка» , рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных, разучивание русской народной игры «По лесной лужайке» , беседы с детьми о диких и домашних животных.

Материал: Игрушки – лиса, зайчик, медведь, петушок, кот, лошадка; всё необходимое для имитации леса; записи звука леса, дождя, домашних животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети с воспитателем входят в группу. Здороваются с гостями.

В: Детишки давайте сегодня с вами отправимся в сказочный лес.

По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
Совсем не устают.
Вот деточки попляшут,
Покружатся на месте,
И дальше все пойдут!

(дети идут друг за другом, выставляя ножки, делают пружинку, движения руками, кружатся) .

Запись звука леса.

В: Шли мы, шли, вот и в сказочный лес попали. Ой, посмотрите кто это здесь спрятался за деревом. (дети видят лису) Давайте скажем ей здравствуй и вспомним про неё потешку и она к нам выйдет.

Лиса по лесу ходила,
Звонки песни заводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.

В: Посмотрите и лисичка к вам вышла, погладьте её. Скажите ей до свидания и пойдём дальше. (звук леса)

В: Посмотрите, ребята, сколько вокруг разноцветных листиков. А почему они такие? Какое у нас сейчас время года? (Осень) А когда ветерок осенью срывает листья с деревьев и они падают, как это называется? (листопад)

(Звучит шум дождя.)

В: Ой, дети начался осенний дождик. Давайте чтоб он прошёл быстрее, потанцуем для него.

(Танец под композицию «Виноватая тучка» )

В: Молодцы, вот и дождик закончился. (Где-то слышен плач)

В: Кто это там плачет? (Подходит к зайчику) Это кто сидит?

Д: Зайчик.

В: Давайте ему скажем здравствуй! Он какой-то грустный, одинокий. А… догадалась, это тот самый зайка из стихотворения А. Барто. Ребята, давайте вспомним этот стишок. (Дети хором читают стишок) . Надо его пожалеть, давайте его погладим. Вот он и повеселел. (Дети подходят к зайке, гладят его и говорят ему до свидания) .

В: А хотите все вместе в русскую народную игру поиграем «По лесной лужайке поскакали зайки…» (игра повторяется 2-3 раза)

В: Зайка по лесу гулял, а в берлоге мишка спал.
Ближе зайка подбежал, и зайчат к себе позвал.
Услыхал медведь и давай реветь:
«Кто тут смеет так шуметь?» (Дети прыгают, В. Имитирует действия медведя, зовет к себе зайчат-детишек и грозит пальцем)

В: А вот мишка проснулся. Мишка, не ругайся, не шуми, у тебя голова болит что-ли? Лучше про себя стишок послушай. (Д. читают стих «Мишка косолапый…» , имитируя действия медведя) .

В: Вот и мишутка перестал сердиться. Давайте скажем ему до свидания и отправимся дальше по сказочному лесу.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Через лужу – прыг, через ямку – скок,
Бух – упали. Куда же мы попали?

В: Перед нами сказочный теремок. Интересно кто в нём живёт? (Из теремка выходит бабушка – забавушка) .

В. и Д. – Здравствуйте! (Все вместе здороваются)

В: Мы гуляли по сказочному лесу и вот, к вашему теремку забрели.

Б-З: Здравствуйте гости дорогие. Меня зовут Бабушка-Забавушка. Вы, наверное устали? Так присядьте, а я вам расскажу, с кем я в теремке живу. Хотите?

Д: Да (рассаживаются на стульчики) .

Б-З: Так как всё здесь сказочное, давайте поиграем. Как услышите звук, вы должны отгадать животное, которое его издаёт. И тогда поймёте с кем я живу. (раздаётся крик петуха) Кто это?

Д: Петушок.

В: Давайте потешку про него вспомним:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

(раздаётся мяуканье кошки)

Б-З: Узнали кто?

В: Дети расскажите про котика потешку

Как у нашего кота, (руки на поясе; повороты туловища вправо-влево)
Шубка очень хороша, (гладим себя от плеча до запястья)
Как у котика усы, («подкручиваем» усики)
Удивительной красы, (ладошки к щёчкам и качаем головой вправо-влево)
Глазки смелые, (моргаем глазками)
Зубки белые. (показываем зубки)

(звучит звук лошади)

Б-З: И это животное знаете?

В: Расскажем про лошадку? (Дети рассказывают «Я люблю свою лошадку» ) .

Б-З: Вот вы всех моих животных и отгадали. Молодцы!

В:Дети, давайте расскажем бабушке-Забавушке кого мы встретили пока по волшебному лесу шли: Лису, Зайку (кот. Бросила хозяйка) и Мишку косолапого (с шишкой на лбу) . Ребята, а эти животные какие дикие или домашние? (дикие) А те которые у бабушке живут? (домашние)

В: Хорошо тут у вас, но нам пора прощаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» (собирает всех детей возле себя)

Б-З: А я вам в дорожку угощение собрала! (корзина с баранками) Доброго вам пути!

В. и Д. Спасибо и до свидание!

Вот как мы шагаем – посмотри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – в группу мы пришли!

В: Вот мы и пришли в группу. Вам понравилось наше путешествие. Давайте вспомним кого мы с вами встретили.

В: Вы сегодня были молодцы! Давайте теперь помоем ручки и будем кушать угощение Бабушки-Забавушки!

Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Фольклор во второй младшей группе

Белова Е.А

Бочкова М. А.

Работая с детьми, мы заметили, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, мы вывели такое правило: «Если наша речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то мы решаем сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» И мы пришли к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». детский фольклор дошкольный урок

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»? Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, мы решили, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:

· Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

· Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

· Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

· Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

· Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

· Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор используем в разных видах деятельности: - в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности.

Мы хотели бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Кот и мыши» мы используем закличку:

Кошка мохнатенька, Кошка усатенька, Лапки мягоньки, Коготки востры.

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики, Летели голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок - Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для нас такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей. Следующий вид игр, в которых используем детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

· Шевеление пальчиков.

· Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

· Разведение пальцев и их сведение.

· Хлопки.

· Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

· Помахивание кистями - сверху вниз.

· Помахивание кистями к себе и от себя.

· Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат, У бабы Фроси пяток внучат, (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую). Все каши просят, Все криком кричат: (Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею). Акулька - в люльке, Аленка - в пеленке, Аринка - на перинке, Степан - на печке, Иван - на крылечке. (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, мы учим их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица Я бегать мастерица, я по лесу бежала, я зайку догоняла. И в ямку - бух! - дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводим шутке, веселью. Для этого применяем докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

Например, такой диалог: - Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Петр что делает? - Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы). Детский фольклор используем и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки:

· Га-га-га -- у оленя есть рога.

· Град по крыше грохотал.

· Горемыка горевал -- долго нос отогревал.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот, К себе кошечку ждет, На балалаечке поигрывает, Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляем тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Перчатки», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учим детей доброжелательно относится друг к другу.

Дети с удовольствием принимают участие в играх. Фольклор помогает увеличивать запас слов, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Таким образом, чтение и разучивание потешек с детьми способствует:

1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.

2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.

3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.

4. Всестороннему развитию личности ребёнка.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи старших дошкольников. Экспериментальное исследование по проблеме влияния фольклора, анализ полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2011

    Понятие и роль фольклора, его возникновение и развитие. История изучения и собирания произведений устного народного творчества. Классификация детского фольклора. Работа с пословицами, потешками, скороговорками и загадками на уроках литературного чтения.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Малые фольклорные формы в жизни детей. Проблема взаимодействия танца и фольклора. Творческая направленность в танцевальной деятельности детей. Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Развитие творческих способностей средствами музыкального фольклора. Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине. Система жанров музыкального фольклора и их характеристика. Содержание и формы фольклора в работе с детьми.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Роль фольклора в воспитании младших школьников. Жанрово-стилистические особенности малых жанров фольклора. Вариативные направления в изучении пословиц, поговорок, загадок на уроках литературного чтения. Уроки и упражнения для эффективного изучения темы.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2015

    Определение понятия детского фольклора как художественной творческой деятельности трудового народа: поэзии, музыки, сказок и календарного фольклора. Методика знакомства дошкольников с песенками и потешками, рассмотрение их воспитательной ценности.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2012

    Теоретические основы и особенности развития образной речи у детей пяти-шести лет. Методика использования фольклора в народной педагогике. Характеристика художественной формы детского фольклора: образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Особенности развития личности младших школьников и формирования их творческих способностей. Изучение русского музыкального фольклора в условиях урока музыки. Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2011

    Психологические особенности речи детей I младшей группы. Связь между развитием речи и мышлением ребенка. Роль индивидуального общения детей со взрослыми. Детский фольклор русского народа. Особенности методики работы с фольклором в группе раннего возраста.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, анализ ее актуальности и мероприятия по разрешению. Содержание и структура программы "Наследие" под редакцией О.Л. Князевой, а также условия ее эффективного применения.

Рябова Любовь Анатольевна
Занятие по ознакомлению с русским фольклором во второй младшей группе «Хороший гость - дому радость»

Занятие во второй младшей группе

«Хороший гость- дому радость »

Цель : Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором . Формировать познавательную активность , внимание, память, разговорную речь. Воспитывать доброе отношение к животным.

Активизация словаря : кисонька, котик-коток, пушистый, ласковый, прянички.

Материал : игрушка-кот, клубки ниток большие и маленькие, две корзины большая и маленькая, пряники.

Ход занятия:

В деревенской избе сидит бабушка (воспитатель) . Входят дети.

Бабушка :

Здравствуйте гости дорогие . Гостям я всегда рада . Хороший гость- дому радость . (дети здороваются) . Проходите в избу, усаживайтесь поудобнее. Сядем рядком. Да поговорим ладком.

Дети проходят и садятся.

Бабушка :

Какие вы молодцы, что вы ко мне пришли. Знаете, я ведь дома живу ни одна, со мной живет мой кот Васька. Да куда же он пропал? (ходит, ищет) . А давайте его позовем!

Дети : - Кис-кис-кис!

За дверью раздается мяуканье. Бабушка идет к двери, берет кота (игрушку) .

Бабушка :

Вот мой кот-Васька, он у меня хороший (гладит кота, сажает на стол) .

Как у нашего кота

Шубка очень хороша .

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Дети повторяю потешку вместе с воспитателем.

Бабушка :

А вы знаете, что умеет делать кот? (ответы детей) . Правильно, коты ловкие, умеют высоко прыгать, быстро бегать. Они пушистые, ласковые. Живут вместе с детьми, ребята их кормят, ухаживают за ними.

А еще мой кот проказник.

Украл котик клубочек,

Спрятался в уголочек, что бы бабушка ни узнала,

Серые ушки не помяла.

Бабушка :

Ах, он, проказник! Посмотрите, все мои клубочки раскидал. Ребята, помогите мне их собрать. Маленькие клубочки собираем в маленькую корзину, а большие - в большую.

Дети собирают раскиданные клубочки.

Бабушка :

Вот спасибо! Васька, что это ты такой грустный?

Идет кисонька из кухни

У ней глазоньки припухли.

О чем, кисонька, ревешь,

О чем, серенька, ревешь?

Как мне, кисоньке, не плакать,

Как больной не горевать.

Кто-то пеночку слизал,

Да на кисоньку сказал.

Бабушка успокаивает котика.

Не плач, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной.

Куплю другой.

Слезы утри

Дам тебе три.

Ребята, а кто еще хочет пожалеть котика? (выходят дети. Проговаривают потешку)

Бабушка :

Не расстраивайся, Васька! Давай лучше с ребятами играть.

Что-то мне не хочется играть. На небе солнышка- нет, оно не светит и мне скучно.

Бабушка :

А мы сейчас вместе с ребятами позовем солнышко! (Дети говорят потешку)

Солнышко-ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят

Еще малых ребят (выставляется солнышко)

Бабушка : -Вот и солнышко к нам в гости пришло и всем улыбнулось : и детям, и котику. Давайте и мы ему улыбнемся. Посмотрите и котик мой повеселел, и хочет с вами поиграть.

Подвижная игра : Тень-тень-потетень

Села кошка на плетень

Налетели воробьи

Хлопни им в ладоши.

Улетайте воробьи,

Берегитесь кошки.

Дети садятся на стульчики, котик шепчет что-то бабушке на ушко.

Бабушка :

Дети мои милые, котик что-то мне говорит… А, вот оно что!

Оказывается, он побывал сегодня на мельнице, где муку делаю для хлеба (выставляется картинка мельницы) .

Давайте спросим, что он там делал?

Котик-коток, где ты был?

На мельнице

Котик-коток, ты что там делал?

Муку молол.

Котик-коток, что из муки пек?

Прянички.

Котик-коток, с кем прянички ел?

Дети грозят пальчиком – не ешь один, не ешь один!

Конечно, у меня пряничков столько, что на всех хватит.

Бабушка :

Проголодались, мои гости дорогие ? Усаживайтесь за столы, да отведайте угощение.

Дети кушают пряники.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Я - педагог XXI века» Муз. руководитель: Здравствуйте, я рада снова видеть Вас. Давайте ещё поздороваемся с гостями, которые присутствуют.

Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.

«Семья, это радость моя» Цель: формировать представление детей о семье. Задачи: -закреплять умение определять наименование родственных.

Занятие для детей второй младшей группы «Сельская изба русским духом полна» «Воспитание детей в традициях русской национальной культуры». Задачи методического материала для детей 2ой мл. группы: 1. Расширять словарный.

НОД во второй младшей группе «Семья, радость моя» НОД Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Тема: «Семья, радость моя» во второй младшей группе МДОУ детский сад.

Черепанова Е. Н., Ковалева Э. Г. Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Радость».

Елена Чигрик
Конспект фольклорного занятия во второй младшей группе с использованием макета «На бабушкином дворе»

Цель занятия : Познакомить детей с фольклорными произведениями , в которых рассказывается о кошке, собачке, курочке, цыплятках.

Расширять ориентировку в окружающем мире. Формировать познавательную активность.

Эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии. Передать средствами национального искусства яркие, светлые чувства при встречи с любимыми персонажами. Воспитывать гуманистическое доброе отношение к «братьям нашим меньшим» .

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать речь словами и строчками стихов, потешек, песен.

В процессе занятия использовать музыкальные приёмы , эмоциональной и художественной выразительности, а также другие приёмы ориентировочного подкрепления.

Ход занятия:

Тень -тень- потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладошки :

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

Дети, а вы хотите поехать на прогулку?

Тогда предлагайте на чём поедем :

Ребёнок : Чики- чики- чикалочки

Едет Олег на палочке,

А Яна в тележке

Щёлкает орешки.

Интересное предложение, а кто ещё что предложит :

Ребёнок : Из-за леса, из- за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Света предложи ты :

Стучит, бренчит по улице :

Фома едет на курице,

Тимошка- на кошке

По кривой дорожке.

Воспитатель : У-у-у-у

Паровоз загудел

Он вагончики повёз

Чу-чу далеко я укачу.

Дети с воспитателем едут- ходьба друг за другом.

Приехали!

А к кому мы приехали.

К бабушке .

Здравствуйте детки, мои внучатки. Проходите. Ой, а кто это улёгся у нас на пути и не даёт нам пройти.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Убежала киска.

А вы хотите узнать, кто живёт у меня во дворе ? (ответы детей) .

-Отгадайте загадку :

Квохчет, квохчет,детей созывает,

Всех под крыло собирает, (дети отвечают- КУРОЧКА)

А вот ещё отгадайте загадку :

Явились в жёлтой шубке

Прощайте две скорлупки. (ЦЫПЛЯТА) .

А теперь давайте с вами поиграем. Я буду мамой- курочкой, а вы моими цыплятками. Инсценировка песни «Курочка и цыплята» .

Ку- кА- ре- ку! Дети кто это? (ПЕТУШОК) .

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй»

На ногах его сапожки

На ушах висят серёжки

На голове гребешок

Вот какой он петушок!

Давайте все вместе расскажем про петушка.

Идёт, идёт петушок, набок гребешок,

Красная бородка, масляна головка.

Сам рано встаёт и другим спать не даёт.

На заборе сидит- громче всех кричит!

Как ребятки кричит петушок? (ответы детей) .

Давайте вы будете петушками, будете по двору ходить , как петушки, зёрнышки искать.

Дети под музыку ходят по залу, размахивают «крылышками» , кукарекуют, клюют зёрнышки. Бабушка незаметно берёт собачку (игрушку) и пугает петушков. Игра повторяется несколько раз .

Ребятки, кажется дождик начинается. Давайте приговорочки про дождик все вместе расскажем.

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Погулять нам не даёшь.

«Дождик- дождик полно лить,

Малых детушек мочить!»

Скорее прячьтесь все ко мне под зонт.

А теперь все вместе позовём солнышко :

Дети : «Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко

Ждут тебя детки

Ждут малолетки».

Понравилось вам у меня? (дети отвечают) .

А я вам на дорожку оладушек испеку.

Ладушки, ладушки

Пекла бабка оладушки

Маслом поливала,

Детушкам давала

Даше два, Олегу два.

Хороши оладушки у нашей бабушки

Дети благодарят бабушку (воспитатель снимает фартук и платок) .

Поедем в группу кушать оладушки нашей бабушки .

Пора нам возвращаться. Садимся в паровозик и поехали.

Чу- чу- чу- домой я покачу!

Дети с воспитателем уезжают.

Публикации по теме:

Конспект занятия с использованием компьютерной презентации «На птичьем дворе» «На птичьем дворе» (с использованием компьютерной презентации) Цель: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Задачи: Развивать.

Конспект фольклорного занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Продолжать развивать интерес детей к истории некоторых предметов русского быта, к русскому фольклору. Задачи: 1. Образовательная Продолжать.

Дидактическое пособие: макет "На бабушкином дворе". Совместная работа воспитателей и родителей нашей группы "Солнечные лучики".Дети с большим.

Конспект НОД «На бабушкином дворе» (средняя группа) Цели: конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальное представление об их образе жизни и приносимой ими пользе;.

Конспект занятия с использованием ИКТ во второй младшей группе «Дикие животные зимой» Конспект занятия с использованием ИКТ во 2 младшей группе «Дикие животные зимой» Составила: воспитатель Андреева Е. А. Цели: -расширять.

Методическая разработка тематического дня во второй младшей группе «На птичьем дворе» УТРО: Беседа: «На птичьем дворе» - уточнить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. Игра – имитация «Два гуся». Д/и с картинками:.