Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?". Вот какая буква Ц! Нарисовать рисунок на что похожа буква ц

Людмила Васильченко
Конспект НОД по обучению грамоте «С мамой в цирк идём. Знакомство с буквой «Ц» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Цель : Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Задачи :

Учить слышать звук [ц], обозначать его буквой Ц ; формировать навыки чтения, развивать фонематический слух; учить делить слова на слоги.

Совершенствовать технику складывания бумаги «оригами» .

Воспитывать заботливое отношение к маме, желание сделать подарок.

Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом

Оборудование : тетради, буквы на яблочках , карточки с изображением цирковых артистов ; гимнастическая скамейка, мячи, цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, простые и цветные карандаши.

Воспитатель : Букв немало мы узнали ,

Добрались до буквы Ц .

Есть слова, где Ц – в начале,

Есть слова, где Ц – в конце…

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы;

Цирк откроется в субботу ,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы –

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце.

- Произнесите : Ц-Ц-Ц.

Когда мы произносим звук [ц], кончик языка – за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» . И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Гласный или согласный звук [ц]? (согласный)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? (Глухой, «горлышко» не дрожит)

Работа в тетрадях.

На что похожа буква Ц ?

Вот какая буква Ц :

С коготками на конце,

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

Давайте, ребята, посмотрим, с какими гласными дружит буква Ц .

(На магнитную доску крепятся яблочки с гласными буквами )

Я буду ставить гласные буквы после согласной , а вы будите хором читать.

Так как буква Ц обозначает глухой и всегда твёрдый звук, то слоги ЦЫ и ЦИ читаются одинаково.

А теперь представьте, что вы берёте маму за руку и идёте в цирк .

Звучит цирковая музыка и воспитатель открывает картинки.

Мы с вами на представлении. Выступают гимнасты.

Ходьба в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Стойка на коленях, сидя на пятках. Передача мяча прямыми руками следующему игроку, в одну и другую сторону (2 раза в каждую сторону) .

Ребята, я буду указывать на картинку, а вы должны прочитать предложение, которое подходит к этой картинке.

Клоун крутит палку. А на палке тарелка.

Тигры прыгают сквозь кольцо.

Медведи катаются на мотоциклах.

Собачки танцуют под музыку.

Ребята, а кто больше всего вам нравится в цирке ?

Расскажите, что вы сами видели в цирке ?

Вот какие хорошие у вас мамы. Давайте для них сделаем подарки.

Что ваши мамы любят больше всего? (цветы)

Я предлагаю мамам подарить букет цветов, согласны?

Практическая работа

1. Для одного цветка вырезаем четыре круга из цветной бумаги (два одинаковых и два – с разницей в диаметре в 1см) .

2. Из каждого круга складываем юбочки (для мамы, для дочки, для Барби) .

3. Закругляем нижний правый угол.

4. Приклеиваем стебли.

5. Приклеиваем цветы (сначала два самые большие заготовки, намазывая только середину, затем среднюю, и, наконец, самую маленькую)

6. Вырезаем тычинки из бархатной бумаги.

Итог У вас получились прекрасные цветы, вы все большие молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «В царстве букв» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «В царстве букв». Программное содержание: совершенствовать.

Конспект НОД по обучению грамоте и ФЭМП для детей подготовительной к школе группы Цель: закрепить с детьми знания о структуре предложения, о геометрических фигурах. Продолжить упражнять в проведении звукового анализа слов,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект открытого занятия по обучению.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Цирк зажигает огни» в подготовительной группе Цель: Расширить знания детей о цирке и цирковых артистах. Познакомить с новым звуком и обозначать буквой, учить давать характеристику звуков.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

  • познакомить учащихся с согласной буквой “Ц”,
  • продолжить знакомство с согласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой “Ц”;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв,
  • развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: таблицы с буквами для кроссворда, картинки с буквой “Ц” и с предметами, на что она похожа, замок с цепочкой, картинки-задания, листочки для составления словосочетаний, магнитные буквы, карточки со слогами для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

3. Знакомство со звуком и буквой “Ц, ц”

– Чтобы отправиться в путешествие по карте, мы должны открыть вот этот замочек. А для этого послушайте 1 задание: я прочитаю слова, а вам необходимо внимательно послушать их и назвать одинаковый звук во всех этих словах.

Полотенце, заяц, цыплёнок, цена, овца, цель.

Дети. Это звук [Ц].

Учитель: Верно, теперь откроем первое кольцо цепи.

– Произнесите звук [Ц] все вместе. Какой этот звук? Что о нём вы можете сказать? Давайте за ним понаблюдаем. (Он произносится с шумом, воздух встречает преграды, он не тянется и не поётся.)

– Значит, какой этот звук? (Согласный.)

– Верно. Мы откроем следующую цепь. Что ещё вы можете сказать об этом звуке? (Он глухой, не звучит и не звенит.)

– Верно, откроем третью цепочку. Что ещё вы можете сказать о нём, если услышите слова: цапля, цель? (Он твёрдый, в не зависимости от следующей за ним букве.)

– У него есть мягкая пара? (Нет.)

– Значит, что о нём мы скажем? (Он всегда твёрдый.)

– Верно. Откроем последнюю цепь.

– Итак, подведём итог: [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

– Какой буквой обозначается звук [ Ц ]? (Буквой “Цэ”.)

– На что похожа буква [Ц]? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

4. Звуковая разминка

1. Повтори звуки.

– Но замочек мы не весь открыли. Нам необходимо провести звуковую зарядку.
– Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.
Вот мы и открыли 1 часть замочка.

2. Чтение чистоговорки.

– А теперь мы потренируемся в чтении и произношении слов со звуком [Ц].
– Откройте “Учимся читать” на стр. 59. Прочитаем чистоговорку по строчкам. Теперь прочитаем её по рядам. Затем выразительно читают 2 ученика.
– Ну вот, замочек мы отк5рыли. Мы можем отправляться в путешествие. (Учитель открывает доску.)

5. Лесенка. Лексическое значение слов

– Наш путь проходит по городу под названием “Буква Ц”.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы [Ц].
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине,
Где – в конце.

6. Работа с загадкой

– Теперь пойдём по дорожке до следующей станции. А для этого мы должны отгадать загадку.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. Что это? (Огурец.)

– Что такое кадка, кадушка? (Бочка.)
– Перевернём дорожку и проверим. Верно, это огурец.

7. Игра “Живые слова”

Есть конец у строчки,
А в начале – точки.

– Мои слова рассыпались на слоги. Их надо собрать. Для этого соедините своё начало слова и конец, чтобы мы могли прочитать слова. Концом слов будут те дети, у кого карточки со слогами: ЦА , ЦО , ЦЫ . Итак, распределитесь на группы.

СКВОР
КОН
КУЗНЕ
ОГУР
МОЛОД
ДВОР
КОЛОД
НОЖНИ
ПТЕН
ЩИП
ТАН
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ОВ
КУРИ
ЕДИНИ
СИНИ
ЛУКОВИ
ГУСЕНИ
ГОРЧИ
ЛИСИ
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
КОЛЬ
КРЫЛЬ
ЯЙ
ЛИ
ЦО
ЦО
ЦО
ЦО

– И с этим заданием вы справились.

8. Физкультминутка

– “Окончания” слов будут показывать движения, а вы все будете за ними повторять.

10. Работа со сказкой “Цыплёнок Цып”

– Следующим нашим заданием будет – прочитать сказку как раз про этого цыплёнка. Откройте учебник “Учимся читать” на стр. 58. (Дети читают текст вслух по очереди.)
– Кто является главным героем сказки?
– Докажите, что это сказка.
– Кого встречал цыплёнок и с кем он беседовал? (С курицей, с цветком, с гусеницей, с цаплей.)
– Подчеркните слова с буквой [Ц]. Проверим, что вы подчеркнули.

11. Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

– Чтобы пройти по дорожке, мы должны сделать правильный выбор. Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Назовите их. Я вытащу из коробочки предмет и покажу вам. Вы в ответ должны сказать, людям какой профессии необходим данный предмет. И придумать предложение.

Врач – шприц, портной – ножницы, повар – яйцо, продавец – чек, учителю – циркуль.

Предмет, который останется в коробке, будет являться нашей дорожкой.

12. Составление пары слов (словосочетаний), с учётом характеристики героев

– Вспомните героев сегодняшней сказки про цыплёнка. Сейчас на листочках вам нужно составить правильные пары слов, которые рассказывали нам о героях сказки.

Молчаливый цветок, глупый цыплёнок, зелёная лягушка, любопытная гусеница, умная цапля.

13. Рассыпанное слово

– А чтобы узнать последнюю дорожку, мы должны вспомнить народное изречение…
У всего есть начало и … конец.
А теперь соберём рассыпанное слово и узнаем, что о нас думает буква “Ц”.

М О Л О Д Ц Ы!

14. Итог урока

– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему мы научились?
– Чем мы занимались на уроке?
– Что вам особенно понравилось?

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Вот какая буква Ц!
Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц -
С коготками на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

Закончите чистоговорку.

На доске:

Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц - буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] - всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске - рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

Цветовод - специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод - это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

Шестое задание - "Доскажите словечко".

Все мои подружки -
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке - сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Урок обучения грамоте. 1-й класс, образовательная система "Начальная школа XXI века". Тема: "Звук [ц] , обозначение их буквой Ц"

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации. Содержательные цели: познакомить с буквой Ц; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс; способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль). Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; парная; индивидуальная. Средства обучения:

    у учителя –компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;

    у учащихся – учебник “Букварь”, рабочая тетрадь “Я учусь писать и читать”, схемы, цветные карандаши.

* Задачи урока :

Предметные:

Формировать умение выделять изученные звуки, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

Понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные : развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные : проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I . Организационный

Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно - значимом уровне.

Проверка готовности. Прозвенел и смолк звонок, Всех собрал нас на урок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Личностные УУД:

1)

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организация повторения. Игра «Расскажи».

Характеристика звуков на выбор обучающегося.

Например: н – непарный, звонкий, мягкий, н - непарный, звонкий, твёрдый, и т. д.). Карточки с буквами цветные.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

III. Постановка учебной задачи.

Цель.

Формулирование темы урока.

IV . «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с буквой Ц,ц.

V . Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении звуков [ц] [ц , ]

V I . Построение проекта выхода из затруднения.

1.Просмотр видео о Букве Ц (Приложение1) –Кто может назвать тему нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?

- На что похожа буква Ц ?

Посмотрите друг на друга, произнесите звук, проследите, как работает речевой аппарат. Дайте характеристику звука.

Вот какая буква Ц
С коготочком на конце,
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.

2. Организует работу по слоговой таблице.

3. Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад.
Ищет в речке лягушат
.(цапля).

Желтенькое брюшко Воробья подружка (синица)

3. Составьте схему слова.

4. Чистоговорки. Доскажи словечко.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - птенец вылез из яйца.

Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо - умой свое лицо.

Цу-цу-цу - дай дневник отцу.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы - вырастают огурцы.

Эц-эц-эц - сказке конец.

5. Работа по учебнику. Чтение слов с. 138 в столбцах.

6. Страничка « В ГОСТЯХ У СЛОВА»

ЦУКАТ – сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (обычно цитрус или его кожура).

ЦИТРУС – плодовое дерево или кустарник с крупными сочными плодами, покрытыми толстой кожурой; плод такого дерева кустарника (апельсин, грейпфрут, лимон, мандарин)

7. Работа с текстом. Работа по учебнику.

I группа. Тексты- тренажеры. Квакша-кузнец.

Проверка прочитанного.

II группа. Самостоятельное чтение. «Цыпленок Цып». Г. Юдин.

Как называется рассказ? Рассмотрите картинки. Как выдумаете о чем рассказ?

8. Чтение по ролям.

I группа Составляет пары с. 140 учебника

Называют тему урока. Ставят цели урока.

Дети находят букву Ц,ц в кассе. Высказывают предположения.

Дают характеристику звука ц.

Дети читают слоги и дополняют их до слов.

Обучающие отгадывают загадку(загадка в таблице),.

составляют схему слова цапля,синица

Гласный или согласный.
(дают характеристику)

Обучающие сами придумывают чистоговорки

I группа читает, проводит самооценку, по таблице.

Группы работают в паре .

I группа. Читают, задание – ответы на вопросы.

II группа - читают, Составляют схематичный план прочитанного.

Взаимооценка.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в составлении схем слов.

9. Работа с информацией. 10. Дополнение слогов до целых слов.

ЦАрь

яйЦО

ЦУкаты

ЦИфра

огурЦЫ

Цена

ВЫВОД: Буква Ц обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.

Обращение к толковому словарю.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией .

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели.