Повышенная сенсорная чувствительность у ребенка. Развитие тактильно-кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения. Ребенок и тактильная гиперчувствительность

Нарушение модуляции ощущений (гиперчувствительность) как одна из категорий нарушения сенсорной интеграции.

Стратегия работы с детьми с гиперчувствительностью.

План:

1.Что такое нарушение сенсорной интеграции?

4. Симптомы гиперчувствительности.

5.Стратегия работы или способы помощи детям с гиперчувствительностью.

1.Что такое нарушения сенсорной интеграции?

Нарушение процесса обработки сенсорной информации часто называют нарушением сенсорной интеграции и дисфункцией сенсорной интеграции – это отсутствие способности пользоваться информацией, получаемой через ощущения для благополучного функционирования в повседневной жизни и включает в себя разнообразные неврологические нарушения .

Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно что нарушение пищеварения для кишечника. Слова дисфункция и нарушение синонимы, их используют, говоря о том, что мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. Слово сенсорная означает, что страдают именно сенсорные системы , мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире.

Термин дисфункция указывает на возможность успешного решения проблемы.

Многие признаки нарушения процесса обработки сенсорной информации похожи на признаки других общих нарушений. Многие симптомы могут накладываться друг на друга.

  • Дети в условии депривации;
  • дети с гиперактивностью, отвлекаемостью;
  • с трудностями в обучении;
  • с нарушениями речи;
  • с функциональными расстройствами пищи;
  • одаренные дети;
  • с аутистическим спектром;
  • с глобальной задержкой в психомоторном развитии;
  • с псевдоспастическими нарушениями;
  • с нарушением сна;
  • с недоношенностью;
  • С функциональными рвотами.

3.Актуальность знаний об особенностях восприятия детей с гиперчувствительностью.

Мы уже говорили о том, что при нарушении сенсорной интеграции мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов, мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов ведет к ряду проблем, связанных с питанием, засыпанием, нарушением в системе пищеварения и выделения, влияет на его уровень активности и внимания, что сказывается на поведении и обучении; человек как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

У ребенка с гиперчувствительностью это обстоит очень остро.

Поэтому так важно знать об особенностях восприятия гиперчувствительного ребенка, чтобы вовремя выявлять таких детей,с пониманием относится к их проблемам и оказывать необходимую помощь для их дальнейшего успешного развития.

Разберем каковы же особенности восприятия у детей с гиперчувствительностью, что приводит к нарушению сенсорной интеграции.

Тактильная гиперчувствительность – это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновения.

Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной интеграции часто связаны с прикосновениями, или тактильными ощущениями, однако сходные реакции наблюдаются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или иных зрительных ощущений, а также движений и изменений положения тела.

Тактильная система- система кожной чувствительности выполняет 2 функции:

  • Различения (предполагает получение данных о размере, форме и фактуре предмета).
  • Защитная (связана с получением информации о типе прикосновения: легкое, сильное).

Защитные процессы являются простыми автоматическими реакциями, дискриминационные (различительные) же включают сложную настройку в полушариях мозга. Мы автоматически включаем тот режим,в котором нуждаемся в данную минуту. Когда мы трогаем горячую плиту или когда нас кусает насекомое, мгновенно включается защитный режим. Если же мы хотим на ощупь отличить однокопеечную монету от пятикопеечной или шерсть от хлопка, запускается различительный режим.

Тип прикосновения, которое мы ощущаем кожей, помогает определить, какой из режимов будет управлять нашей реакцией- защитный или различительный. Болевые ощущения активизируют защитную систему.

Человек с гиперчувствительностью даже простое прикосновение к руке ощущает порой как базовую (жизненную) угрозу- примерно также отреагировало бы дикое животное. Базовая угроза порождает базовую реакцию – агрессию, ответный удар или желание убежать.

Иногда ребенок может описать свои ощущения, сравнив, например, касание карандаша с уколом иглы, электрическим разрядом, укусом насекомого. Как правило, дети с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями.

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается, но является серьезным неврологическим нарушением. Ее часто можно встретить у детей с проблемами в обучении, задержкой развития, а также при более серьезных заболеваниях.

Подавление (торможение) – это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные (и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную активность.

Если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведении.

В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные стимулы, например, на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше.

Избыточное реагирование на прикосновения мешает, ко всему прочему, и социальным отношениям. Родственники и друзья иногда обижаются, если ребенок избегает объятий и поцелуев: им кажется,что он их не любит. На самом же деле такое неприятие не носит личного характера. Приветливый родственник, погладив ребенка по голове, может тем самым перевозбудить его тактильную систему, или вызвать чувство дискомфорта простым объятием за плечи.

Совместные игры со сверстниками чреваты проблемами. Внезапное касание или прикосновение сзади порождают особенно сильную тревогу,поэтому заставлять такого ребенка встать в шеренгу вместе с другими детьми значит просто- напросто провоцировать инцидент.

Гиперчувствительный ребенок может вести себя агрессивно при общении с окружающими, так как внешние стимулы могут его напрягать, раздражать.

Симптомы гиперчувствительности :

В области тактильных ощущений-

  • Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится слишком близко к нему.
  • Не любит мыть лицо, голову.
  • Боится осмотра у стоматолога больше, чем другие дети.
  • Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах.
  • Не любит,когда его касаются,даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями. Хотя с удовольствием болтает и общается с ними.
  • Может быть через чур обидчивым или упрямым
  • Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом.
  • Слишком чувствительный по отношению к физической боли, «создающей проблему из-за незначительной царапины или занозы. Об этом он может говорить или вспоминать долгое время.
  • Не любит одеваться и раздеваться (трение кожи). Ярлыки,пришитые на одежде с изнанки приходится срезать- они царапают. Предпочитает носить одежду с длинными рукавами и штанинами, может настаивать на том,чтобы носить шапку или перчатки даже летом, чтобы закрыть кожу.
  • Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего.
  • Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или толпе).
  • Испытывает необычную потребность в прикосновениях или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, такими,как одеяла, ковры или мягкие игрушки.
  • Избегает контакта с грязью, песком;не любит макать пальцы в специальные краски, касаться клея.
  • Может отказываться от купания в ванной или настаивать на том, что вода слишком горячая или слишком холодная.
  • Не может ходить босиком по траве и даже по некоторым коврам, отказываться заниматься поделками.
  • Грубо обращается с домашними животными или избегает их.

Движение и баланс:

  • Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.
  • Неуверен и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.

Положение тела и контроль мускулатуры, мышечный контроль:

  • Может быть зажатым и нескоординированным.
  • Избегает на игровой площадке занятий, создающих сильное мышечное напряжение.

Зрение:

  • Становится перевозбужденным при долгом рассматривании(картинок, игрушек или людей)
  • Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом,гиперреакция на яркий свет.
  • Всегда встревожен и бдителен.

Запахи,вкусы:

  • Еда, косметика,средства по уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слишком сильно для такого ребенка.
  • Жестко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды может часто давиться.

Звуки.

  • Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.
  • Рев пожарной машины, музыка, болтовня сверстников могут казаться слишком громкими для него.

Стратегия работы с ребенком, имеющим тактильно – защитное поведение или способы помощи ребенку с симптомами тактильной гиперчувствительности.

  • Прикасаться к ребенку уверенно, избегая легких, «щекочущих « прикосновений. Касаться ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев.
  • Когда детей строят в шеренгу,такому ребенку,возможно, будет комфортнее стоять в самом начале или в самом конце ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними.
  • Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек)- это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
  • Необходимо обращать внимание на виды тканей,одежды, игрушек и на повседневные ситуации(например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у ребенка отрицательные реакции.Пока проблема стоит остро необходимо избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани,которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).
  • Постепенно вводить новые тактильные ощущения- во время игр,мытья, еды и т.д., и позволять ребенку самостоятельно определять,как долго он может вытерпеть каждое упражнение. Ребенку будет легче освоить новый опыт,если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Необходимо показывать все на себе,превращая свои действия в игру, стимулировать его воображение, не форсировать события: не принуждать его к участию.
  • Необходимо поддерживать у ребенка желание приобрести новый тактильный опыт.
  • «Тяжелая работа»,когда ребенок помогает нести сумки с покупками,надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры,где надо толкать или тянуть что- либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему.
  • Не заставлять доводить до конца задание, которое вызывает у него отвращение. В случае проявления защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе,недовольные возгласы)немедленно прекратить занятие. Возобновлять работу постепенно.
  • Выполнять работу в комфортном для него темпе.
  • Желательно, чтобы ребенок прикасался ко взрослому,а не наоборот,если это возможно.
  • Слишком возбужденному ребенку поможет медленное раскачивание в кресле – качалке.
  • Некоторым детям необходимо четкое определение границ личного пространства.

Д. Айрес говорит,что для улучшения конечного результата мы должны работать на стадиях,предшествующих желаемому уровню развития.Начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там где он чувствует себя уверенно и уравновешенно. В терапии это означает: не работать с кожей,если нервная система оказывает сопротивление.Следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.

Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции при засыпании.

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции может нуждаться в необычно длительном дневном сне или он может иногда не спать, даже если изнурен. Причиной такого сбоя у гиперчувствительного ребенка может быть чувство дискомфорта, вызванное,например, простынью, которая для него кажется слишком царапающей.Ребенок с гипочувствительностью плохо спит, если недостаточно двигался в течение дня.

Проблемам сна может сопутствовать высокая потребность в движениях. Если ребенок в течение дня мало двигался, то его уровень возбуждения может быть неустойчив,и он будет ночью перевозбужден.

Меры помощи.

В течение дня необходимо совершать достаточное количество движений: качание на качелях, бег трусцой, «тяжелая работа»-перенесение соответсвующих тяжестей; диетические добавки, успокаивающие мозг, такие как магний, полиненасыщенные жирные кислоты, гамма- аминомаслянная кислота; никакой пищи с добавками, включая аспартам (подслащивающее вещество), глютомат (искусственные вкусовые добавки)и искусственные красители, которые возбуждают мозг.

Перед тем как лечь спать- теплая ванна. За 2 часа до сна никакого телевизора.

В постеле один длинный рассказ; массаж спины и глубокое и плотное пожимание плеч, рук и ног; плотно подоткнуть утяжеленное одеяло и сказать: «Просто притворись, что ты спишь».После того,как одеяло подоткнуто,включить ночник, если ребенок боится темноты, и включить успокаивающие мелодии, например, адажио Моцарта или Баха, или звуки природы.

Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции в питании.


Прием пищи может быть испытанием для расбалансированого ребенка. Причиной может быть повышенная чувствительность к тактильным ощущениям. Текстура и консистенция картофельного пюре, рисового пуденга …могут быть неприемлемыми для чувствительного рта.

Повышенную тактильную чувствительность рта еще называют «оральной защитой»

Другой причиной может стать внешний вид пищи, ее запах, непереносимость вкуса этой еды.

Причиной может быть неразвитые сенсорно- моторные навыки, включая координацию сосания, глотания и дыхания.

Какой бы ни была причина избирательности в еде, у разборчивого едока существуют пищевые предпочтения.

В результате дефицит питания и пристрастия могут повлиять на его развитие, вес и сопротивляемость организма и вызывать подъемы и спады настроения.

Обычно в диете разборчивого едока,его теле и мозге отсуствуют незаменимые жирные кислоты, витамины группы В, минералы и жирорастворимые антиоксиданты.Дефицит магния может привести к повреждению слуха,проблеме с обработкой слуховых сигналов, спазмам мускулов, беспокойному сну, сенсорно-моторным проблемам, с сопутствующим частым инфекциям уха.

Дефицит цинка (находящийся в яйцах, арахисе, отрубях. Какао и т.д. 0может влиять на ощущение вкуса у ребенка и, таким образом, на его интерес к еде. Это также может привести к низкому тонусу мышц. Проблемам со слухом и зрением. Появлению сыпи и выпадению волос.

При гипочувствительности ребенок может не распознавать сигналы голода и жажды,насыщения.

Другой причиной плохого пищеварения является пассивность.

  • Избегать нездоровой пищи.
  • Обеспечить пищевые добавки,особенно Омега -3 полиненасыщенные

жирные кислоты(находящиеся в льняном семени, грецком орехе и лососе),поскольку нервная система состоит на 60 % из жиров.

  • Использовать электрическую зубную щетку или массажер для полости рта и щек ребенка.
  • Обеспечить сенсорную диету.

Литература:

  1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
  2. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
  3. Кэрол Сток Крановец «Разбалансированный ребенок».Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной интеграции. / Санкт- Петербург, Издательство «Редактор»,2012

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат.tangere - касаться иreceptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: -лепка из глины, пластилина, теста; -аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); -аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); -конструирование из бумаги (оригами); -макраме (плетение из ниток, веревок); -рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; -игры с крупной и мелкоймозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); -собирание пазлов; -сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционнойпальчиковой гимнастике , об использовании элементовмассажа исамомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использованиемассажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно изготовить«осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса. Игровое тактильноепанно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др. По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др. Очень полезны для учеников (особенно первого класса)игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.)бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита. В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность. Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия. Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания. Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной. Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них: - ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; - нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов); - нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов); - определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; - нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности. Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

«Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

«Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Учитель-дефектолог:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

г. Хотьково, 2012г

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) - осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности , прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

Лепка из глины, пластилина, теста;

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с задержкой психического развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с задержкой психического развития лучше, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Этапы развития тактильной чувствительности:

Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);

Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску» Педагог касается мягкой игрушкой (киской») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару» Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой , рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
-«Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
- «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай» Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка» Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Тактильная чувствительность – это чувствительность эфирного тела. Можно сказать, что это первый уровень экстрасенсорики. Это способность собирать информацию руками. И сразу после медитации на 17-м аркане переходите к следующему упражнению.

Вытяните руки на уровне плеч ладонями друг к другу. Начните концентрироваться на покалываниях в пальцах и ладонях. Попробуйте мысленно усилить их. Это можно сделать, если мысленно сближать ладони друг к другу, оставляя их на самом деле на месте.

Добившись максимального ощущения на ладонях, начинайте действительно сдвигать их в направлении друг друга пружинистыми движениями, словно сжимаете гармошку. Делайте это медленно, при этом всё ваше внимание сосредоточено в пространстве 2–3 см от поверхности ладоней. Ваша задача найти границы эфирных рук. То есть столкнуть эфирные руки. При этом возникнет ощущение, что руки отталкиваются друг от друга, словно разные полюса магнита.

Далее начните одной ладонью водить по поверхности руки, тела, не прикасаясь к ним и стараясь почувствовать эфирное тело на каждом участке. Затем поменяйте руки. Чем дольше и чем чаще вы прибегаете к этой практике, тем сильнее эта способность будет прописываться в вашем договоре. И если вначале для увеличения эфирной чувствительности вам надо войти в 17-й аркан, то со временем вам достаточно будет лишь сконцентрировать внимание на ладонях, и вы сразу начнёте чувствовать эфирное тело.

При этом я бы хотел прояснить важность медитации на 17-й аркан. Дело в том, что многие от природы обладают мощным эфирным телом и могут его почувствовать сразу, однако это не даёт их сознанию включиться в 4-мерное восприятие. Другими словами, если ТС на анахате, то сканирование эфирным телом, помимо тактильной чувствительности, даёт ещё и информацию об объекте. Например, водя руками по поверхности эфирного тела человека, вы будете чувствовать не только границы этого тела, но и ощущать проблемные участки, что даст вам информацию о состоянии внутренних органов и системах организма. То есть разница такого восприятия в том, что если сознание начнет работать на частоте анахаты, то вы не только будете тактильно чувствовать, но и осозновать объект. Но это позже, а пока учитесь развивать тактильную чувствительность на более простых вещах.

Сначала ощупывайте всё. Стены, предметы, животных и растения. Дальше – пусть кто-нибудь на столе разложит несколько предметов, а вы закрытыми глазами попытайтесь определить их местонахождение. Затем положите на стол предметы из различных материалов – металлические, деревянные, из камня. Посканируйте их. Найдите разницу в тактильном восприятии. И с закрытыми глазами попробуйте определить, из чего сделан тот или иной предмет.

Положите на стол два листа бумаги, один, например, красного цвета, а другой – синего. Даже цвет даёт разные ощущения. И опять с закрытыми глазами попытайтесь определить цвет.

Вы можете придумать сотню упражнений на развитие тактильной чувствительности. Если вы этому будете уделять по часу в день, то уже через пару месяцев ваша тактильная чувствительность станет настолько мощной, что вы сами этому удивитесь. Однако будьте осторожны при сканировании людей. Во-первых, никогда не предлагайте это людям, которые «не в теме». Они могут неправильно вас понять, а особо пугливые могут вызвать психушку. Также можно нахвататься всякой энергетической грязи, так что потом не удивляйтесь, почему у вас болит живот или ослаб иммунитет.

Практикуйтесь. Переходить к более высоким областям магии, не зная азов, опасная затея.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике , об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др.
По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Очень полезны для учеников (особенно первого класса) игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.

Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислим основные из них:
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву)
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей