Режим дня и его значение для детей раннего возраста. Правильный режим дня новорожденного Какой бывает режим дня у ребенка до

О режиме дня ребенка

Дети — консерваторы по натуре. Им надо, чтобы все было в определенном порядке и соответствовало какой-то системе. Вы, наверное, замечали, что дети предпочитают есть из одной и той же тарелки одной и той же ложкой (то, что называется «любимая тарелка», «любимая ложка» и т.п.). Наши дети очень расстраиваются и даже отказываются есть, если мы вдруг путаем их тарелки.

Или другой пример. Дети быстро запоминают, что утром они едят кашу, в обед — суп, а перед сном пьют йогурт. И потом уже сами напоминают вам, чем их покормить. Так, наша полуторагодовалая Танюшка утром брала кого-нибудь из взрослых за руку и со словами «кашка» вела на кухню.

То же касается и режима дня. Если у ребенка есть определенный порядок действий в течение дня, он чувствует себя спокойно и уверенно. Впоследствии он и сам начинает напоминать, что пора кушать, спать или купаться.

Если же у ребенка каждый день «как сюрприз», то это может спровоцировать у него расторможенность, гиперактивность, тревожность, иногда и агрессивность. Для того чтобы понять состояние малыша, взрослому достаточно поставить себя на его место: что он будет чувствовать, если ему каждый день нужно будет в разное время ходить на работу, выполнять разные обязанности и требования, порой прямо противоположные тем, что были вчера?

Безусловно, распорядок дня не нужно делать строгим. Ничего страшного не произойдет, если в какой-то день ребенок позавтракает не в 9.00, а в 9.30, ляжет спать днем не в 12.00, а в 13.00 или в 11.00 (тем более, если в этот день он проснулся не в 7.00, как обычно, а в 6.00). Но надо, чтобы режим соответствовал природе вашего ребенка. К примеру, наши дети установили так, что обедают они не до дневного сна, а после.

Режим дня должен быть удобен не для родителей, а для самого ребенка. Хотя, на самом деле, его можно сделать удобным для всех.

Что же должно происходить с ребенком каждый день? Это, безусловно, питание, прогулки, игры и сон (вопрос гигиенических процедур утром и вечером даже не обсуждается — это само собой, что ребенок должен каждый день умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.). Чередовать их следует в определенном порядке и в соответствии с возрастными особенностями.

Питание ребенка, к сожалению, часто становится «смыслом жизни» взрослых. Им кажется, если малыш ест с аппетитом, значит, у него все хорошо. Однако не надо делать «культа» из еды. Аппетит ребенка прямо пропорционально зависит от его двигательной активности. Голодный ребенок ест все. Поэтому это еще один повод подумать о правильно организованном распорядке дня.

Прогулки . Евгений Комаровский рекомендует с младенчества формировать у ребенка потребность в прогулках. Тогда прогулки будут восприниматься им как «норма, как обязательное условие разумного образа жизни». Чем дольше вы гуляете, тем лучше. И стоит придерживаться этого правила каждый день. Препятствием для прогулки может быть только ветреная погода.

Игры понятны и близки уровню сознания ребенка. Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Играя, они учатся и развиваются. Главное, учитывайте возраст ребенка и особенности его внимания. С ребенком в возрасте до 3 лет необходимо менять вид игры каждые 5—10 минут. Например, собрали пирамидку, потом покидали мяч, после этого наклеили картинки и т.д.

И наконец, сон. Организм ребенка функционирует по особым правилам, определяющим период и продолжительность сна. И это нужно обязательно учитывать. Если перефразировать известную пословицу, то получится такое утверждение: «Как ребенок поспит, так он будет вести себя во время бодрствования». Педиатры считают, что хорошо, когда ребенок засыпает вечером до 21.00. Однако должна признаться, что наши дети чаще засыпают чуточку позже.

Распорядок дня с 1 года

7.00. — 8.00 Первый завтрак

9.00 — 10.00 Второй завтрак

10.00 — 11.00 Игры, прогулка

11.00 — 14.00 Первый дневной сон

14.00 - 15.00 Обед

15.00 — 16.00 Игры, прогулка

16.00 — 16.30 Полдник

16.30 — 18.30 Второй дневной сон

19.00 - 20.00 Ужин

20.00 — 21.30 Спокойные игры, чтение книжек

21.30 — 22.00 Купание

22.00 — 22.15 Второй ужин

22.15 — 7.00 Ночной сон

Распорядок дня с 1.5 лет

7.00. — 8.00 Первый завтрак

8.00 — 9.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание

9.00 — 10.00 Второй завтрак

10.30 — 12.00 Игры, прогулка

12.00 — 15.00 Дневной сон

15.00 - 16.00 Обед

16.00 — 17.00 Прогулка

17.00 — 17.30 Полдник

17.30 — 18.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

18.00 — 19.00 Игры, прогулка

19.00 - 19.30 Ужин

19.30 — 20.30 Спокойные игры, чтение книжек

20.30 — 21.00 Купание

21.00 — 21.15 Второй ужин

21.15 — 7.00 Ночной сон

Распорядок дня с 2 лет (когда ребенок не в детском саду)

7.00 — 8.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание

8.00 — 9.00 Завтрак

9.00 — 10.00 Уборка

10.00 — 10.30 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

10.30 — 12.00 Игры, прогулка

12.00 - 12.30 Обед

12.30 — 15.00 Дневной сон

15.00 — 16.30 Свободное время

16.30 — 17.00 Полдник

17.00 — 18.30 Игры, прогулка

18.30 — 19.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

19.00 - 19.30 Ужин

19.30 — 20.00 Спокойные игры, чтение книжек

20.00 — 20.30 Вечерние гигиенические процедуры

20.30 — 21.00 Второй ужин

21.00 — 7.00 Ночной сон

Еще раз хочу подчеркнуть, что это примерный распорядок дня. Составляется он индивидуально для ребенка. Так, например, Денис у нас в 1 год чаще спал один раз днем— 4 часа подряд или же первый дневной сон у него длился 3 часа, второй — 1 час; Танюшка же четко спала 2 раза по 2 часа.

А еще, наверное, вы обратили внимание, что в распорядке дня ребенка до 2 лет у нас был первый завтрак до гигиенических процедур — такой порядок тоже завели наши дети. После первого завтрака они могли еще немного поспать, поэтому в качестве первого завтрака у нас был, как правило, питьевой йогурт.

Режим дня дошкольника - это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Приучать сына или дочь к распорядку дня следует с самого раннего возраста. Это сформирует у них привычку, которая может остаться с ними на всю жизнь. Дети младше 6 лет намного легче приспосабливаются к установленному дневному режиму, поэтому рекомендуется составлять его именно в этот период жизни.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.

Основные моменты , которые следует учитывать при выборе продуктов:

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 - днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

  • шумные игры;

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Режим дня дошкольника - это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Маленький ребёнок – большая ответственность. На его развитие влияет огромное количество факторов, поэтому необходимо составить правильный режим дня малыша.

Распорядок дня ребёнка – планирование времени на выполнения определённых каждодневных потребностей малыша в течение суток.

Он нужен для того, чтобы распределить время на питание, бодрствование и сон крохи.

Для составления правильного распорядка дня нужно иметь в виду:

  • чтобы он в случае необходимости изменялся;
  • чтобы он был разумным;
  • чтобы принимал во внимание интересы данного ребёнка.

Положительные моменты в соблюдении режима дня:

Когда в доме появляется долгожданный ребёнок, возникает очень много обязанностей, поэтому все их нужно разумно распределить. Правильно распределённый режим дня способствует правильному развитию крохи. Родителям следует помнить , что привыкание малыша к распорядку дня займёт не малое количество времени, следовательно, нужно запастись терпением. Каждый маленький человечек индивидуален, поэтому не стоит его насильно укладывать спать или кормить в тот момент, когда он этого не хочет. Нужно просто отодвинуть необходимый процесс на некоторое время.

Нынешние педиатры советуют до того, как ребёнку исполнится один месяц, никакие графики не строить, а подождать его полного приспособления к новой среде и затем уже можно к чему-то приучать малыша. Одни выдерживают перерывы в питание 4 часа и при этом не голодны, а другие, через 1,5 – 2 часа уже просят есть, но не стоит сильно нервничать и переживать по этой причине.

Так точно может быть и со сном крохи, одни рано встают и рано ложатся спать, а другие, наоборот, поздно встают и поздно ложатся. Лучшим вариантом будет , если родители возьмут за пример себя и подстроят график под себя, но на это потребуется время. Можно в течение недели постепенно передвигать сон на несколько минут в нужную сторону и всё вскоре наладится.

Таблица сна малыша

Возраст (месяцы) Сон ночью, в часах Сон днём, в часах Количество часов сна в сутки
0 9 9 18
1 9 9 18
2 10 8 18
3 11 6 17
4 11 6 17
5 10 5 15
6 10 3,5–4,5 13,5–14,5
7 10 3,5–4,5 13,5–14,5
8 10 3,5–4,5 13,5–14,5
9 10 3,5–4 13,5–14
10 10 4 14
11 10 3 13
12 10 3 13
18 10 3 13
24 10 2 12
36 10 2 12

Как ребёнку привыкнуть к режиму дня

Ребёнок первого месяца жизни много спит, около 20 часов и просыпается, только когда голоден. А по прошествии первого месяца ребёнок начинает рассматривать и изучать, что окружает его. Кормить малыша в этом возрасте необходимо по требованию, так как пищеварительная система ещё полностью не настроена и голод у малыша может возникнуть и через час, и через три часа. Это касается только детей на грудном вскармливания, искусственников же нужно стараться сразу приучать к режиму , так как смеси сбалансированы и ребёнок не сможет быстро проголодаться. Ребёнок первого месяца жизни должен съедать от 90 до 100 грамм за одно кормление.

Нужно взять за правило проводить водные процедуры за час до отхода ко сну, так как во время их проведения ребёнок расслабляется, что хорошо повлияет на быстрое его засыпание. А также можно проводить детский массаж перед сном, это тоже имеет хорошее действие.

Новорождённого кроху необходимо приучать к прогулкам, начинать нужно с десяти минут, ежедневно увеличивая пребывание на улице. Свежий воздух полезен маленькому организму, а также в летнее время кроха будет получать витамин Д, который ему очень необходим.

В трёхмесячном возрасте ребёнок становится активнее, для сна ему понадобится не больше двух часов, трижды в день. В этом возрасте благоприятны прогулки на воздухе , когда ребёнок может уснуть в колясочке. А также в этот период малыш начинает чаще требовать грудь, как будто он не наедается, это происходит из-за значительного роста крохи.

Малыш в возрасте трёх месяцев с большим интересом начинает изучать окружающий мир. Теперь продолжительность водных процедур можно увеличить, так же как и ранее малышу необходим массаж и гимнастика, чтобы легче переносились колики.

0–3 месяцев

6.30 – просыпание;

6.40 – первое питание;

с 6.50 - по 7.30 – бодрствование;

с 7.30 - по 9.30 – первый сон;

9.40 – второе питание;

с 9.50 - по 10.20 – активное времяпрепровождение;

с 10.20 - по 12.00 – пребывание на свежем воздухе и второй сон;

12.10 – третье питание;

с 12.20 - по 13.00 – бодрствование, активное времяпрепровождение;

с 13.10 - по 15.00 – третий сон;

15.15 – четвёртое питание;

16.00 – активное времяпрепровождение;

с 16.15 - по 18.00 – пребывание на свежем воздухе и четвёртый сон;

18.00 – пятое питание;

18.10 – активное времяпрепровождение;

с 19.00 - по 20.15 – пятый сон;

с 20.15 - по 20.45 – спокойное времяпрепровождение и процедуры в ванной комнате;

20.50 – шестое питание;

21.00 – сон в ночное время;

1.00 – питание в ночное время.

Ребёнок в возрасте от четырёх месяцев до шести

В четырёхмесячном возрасте ребёнок уже должен привыкнуть к режиму, он помнит когда время есть, а когда спать. Суммарное количество времени для сна составляет 16 часов в сутки (10 часов ночью и 6 - днём). В пяти-шести месячном возрасте начинают резаться первые зубки, что может повлиять на режим сна, еды и немного их нарушить. Это связано с тем, что малыш может испытывать боль и дискомфорт.

В шестимесячном возрасте ребёнку необходим первый прикорм. Если малыш получает грудное молоко, то первый раз можно дать ему овощи или фрукты в виде пюре. Новую еду рекомендуют давать в утреннее время и внимательно следить за состоянием ребёнка, чтобы не было аллергической реакции. Нужно иметь в виду, все дети разные , а это значит, что ему что-то понравится, а что-то нет, поэтому нет надобности заставлять кушать его через силу. Необходимо искать альтернативные варианты.

Для деток на искусственном вскармливании можно составить приблизительное меню:

6.45 – молочная смесь или кефир (180–200 грамм);

9.45 – каша из рисовой, гречневой, кукурузной крупы в количестве 150 грамм;

13.15 – суп из овощей, пюре в количестве 150 грамм;

16.45 – молочная смесь или кефир в количестве 180–200 грамм;

19.15 – молочная смесь.

6.30 – просыпание;

6.45 – первое питание;

7.30 – активное времяпрепровождение;

с 7.45 - по 9.30 – первый сон;

9.45 – второе питание;

11.00 – активное времяпрепровождение;

с 11.30 - по 13.00 – второй сон и пребывание на улице;

13.15 – третье питание;

13.30 – активный отдых;

с 15.00 - по 16.30 – третий сон;

16.45 – четвёртое питание;

17.00 – активное времяпрепровождение;

с 17.45 - по 19.00 – четвёртый сон, совмещённый с пребыванием на свежем воздухе;

19.15 – пятое питание;

19.30 – активное времяпрепровождение;

21.15 – ночной сон;

Кушают детки в этом возрасте уже пять раз, с интервалом между едой 4 часа, порции уже нужно увеличивать, потому что детки активно двигаются, сидят, а некоторые уже и ходят. В периоды бодрствования кроху можно занять развивающими играми.

7.00 – просыпание, умывание;

7.15 – первое питание;

с 7.30 - по 8.15 – развивающие активные занятия, игры;

с 8.15 - по 9.15 – массаж, гимнастика;

с 9.15 - по 11.00 – первый сон;

11.15 – второе питание;

с 11.30 - по 13.00 – активный отдых, совмещённый с пребыванием на улице;

с 13.15 - по 15.00 – второй сон;

15.15 – третье питание;

с 15.30 - по 17.00 – активное времяпрепровождение, совмещённое с прогулкой на улице;

с 17.15 - по 18.45 – третий сон;

19.00 – четвёртое питание;

с 19.15 - по 20.45 – свободное времяпрепровождение и развивающие спокойные игры;

с 20.45 - по 21.00 – процедуры в ванной комнате;

21.15 – отход к ночному сну;

2.00 – пятое питание.

Некоторые малыши в этом возрасте спят дважды в день, с общим количеством дневного сна, примерно, пять часов, а некоторые перешли на один сон, длящийся около трёх часов. Очень важно подстроить режим крохи под подходящий родителям, ведь если они не смогут уделять время себе, к хорошему это не приведёт.

К году обычно все детки уже имеют разностороннее питание, кушают они четыре раза в день. Время для игр становится больше, мамам нужно придумать, чем занять малыша в периоды бодрствования.

7.45 – просыпание и процедуры в ванной комнате;

8.10 – утреннее питание;

с 8.30 - по 11.00 – зарядка, активные и развивающие занятия;

с 11.15 - по 12.30 – пребывание на улице;

12.45 – дневное питание;

с 13.00 - по 15.45 – сон в дневное время;

16.00 – полдник;

с 16.15 - по 17.45 – пребывание на свежем воздухе;

18.00 – вечернее питание;

с 18.15 - по 20.30 – спокойное времяпрепровождение;

20.50 – процедуры в ванной комнате;

21.00 – сон в ночное время.

Такой распорядок дня будет у малыша до трёхлетнего возраста, пока ребёнок не начнёт посещать детские дошкольные учреждения. За некоторое время до посещения детского сада, распорядок дня нужно немного подстроить под «садиковский», чтобы крохе было легче приспособиться. Педиатры рекомендуют соблюдать распорядок дня и в выходные дни, а не только в будние.

7.45 – просыпание, процедуры в ванной комнате;

8.00 – завтрак;

с 8.15 – по 10.15 – зарядка, активные игры;

с 10.30 - по 12.30 – пребывание на улице;

12.45 – обед;

с 13.00 – по 15.30 – сон в дневное время;

15.40 – полдник;

с 15.50 - по 16.20 – подвижные игры;

с 16.30 - по 18.00 – пребывание на улице;

18.15 – ужин;

с18.30 – по 20.50 – игры перед сном, чтение на ночь;

21.00 – процедуры в ванной комнате;

21.15 – ночной сон.

Последующий этап в жизни детей – школа. Режим дня ребёнка младшего школьного возраста зависит от уроков и внешкольных занятий, ведь сейчас многие дети заняты в спортивных секциях, музыкальных, художественных, танцевальных школах и других творческих кружках. Для растущего организма очень важно, чтобы ребёнок был отдохнувшим, проводил больше времени на свежем воздухе и наравне с этим, успевал делать домашние задания, играл и занимался любимыми занятиями.

7.00 – подъём;

7.10 – зарядка, процедуры в ванной комнате;

7.20 – завтрак;

7.40 – дорога в школу;

с 8.00 - по 12.30 – уроки в школе;

12.40 – дорога домой;

13.00 – обед;

с 13.15 - по 14.00 – отдых;

с 14.15 - по 15.30 – выполнение заданного домашнего задания;

15.45 – полдник;

с 16.00 - по 18.45 – посещение внешкольных учреждений, совмещённое с прогулкой;

19.00 – ужин;

с19.15 - по 20.30 – спокойные игры, свободное время для хобби;

20.40 – процедуры в ванной комнате;

21.00 – книги на ночь;

21.15 – ночной сон.

Это лишь примерный распорядок дня для ребёнка от рождения и до семи лет, который можно взять как пример, для составления таблицы своего личного режима дня.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать , а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка , подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет


Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка:
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.


Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.


Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.