«Сдирание кожи с продажного судьи», или как боролись со взяточниками от Фемиды в античные времена

Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса» , отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота

Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.


Но художник Давид Герард, живший в 15 веке, не ставил перед собой цель отразить ту далекую эпоху достоверно в том далеком времени. Он просто взял древний сюжет и перенес в современном ему мир. А именно, в 1498 год, о чем гласит надпись на стене. Да и действующих лиц он писал со своих современников в одеждах, соответствующих времени средних веков. И на дальнем плане в проемах видны торговые ряды Брюгге - средневековые постройки, сохранившиеся до нашего времени.

События, изображенные художником, происходят в двух временных срезах. Поэтому художник использовал популярную в те времена форму живописного полотна - диптих. Обе части которого явились последовательным описанием сюжета, где изображен персидский правитель Камбис и многочисленные свидетели ареста и экзекуции нерадивого судьи. Живописец мастерски решил композиционную задачу и последовательно "рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

Ниже к центру видим сцену ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам правитель Камбис перечисляет взяточнику на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За спиной видим стражника, крепко держащего "вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.


Справа на диптихе изображена непосредственно ужасная казнь, где видим, как палачи начали снимать с живого судьи кожу. А вокруг собрались свидетели во главе с Камбисом, дабы удостовериться, что казнь будет проведена должным образом. Поэтому страшно даже представить какие муки испытывал в тот момент осужденный.

И наконец, в правом верхнем углу в проходе галерей в судейском кресле, покрытом человечьей кожей, восседает Отан, отпрыск Сисамна. Слева над входом в здание суда висят гербы Фландрии и Брюгге, как напоминание новому судье о его присяге верой и правдой служить жителям города.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни

Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.


Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.


И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной.

Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».

В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время

В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса» , отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота


Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.

рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/G233rard_David_-004.jpg" alt=" «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха. Автор: Давид Герард." title=" «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни


Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.


Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.


И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной.


Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».


В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время


В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

К слову, диптих "Суд Камбиса" на сегодняшний день находится в Бельгии в музее города Брюгге.

В средневековье были очень популярны ужасающие , имеющие вид разложившихся трупов.

"За обслугу пахана в мантиях"


Картина Сдирание кожи с продажного судьи (другое название Суд Камбиса) написана художником Герардом Давидом в 1460 году специально для зала ратуши г.Брюгге, в котором проводились судебные заседания. Картина помогала судьям помнить о том, что судить надо справедливо.

Суд Камбиса. Левая панель. 1498. Муниципальная художественная галерея.

Суд Камбиса. Правая панель 1498. Муниципальная художественная галерея.


Герард Давид (нидерл. Gerard David ; ок. 1460, Аудеватер, Утрехт — 13 августа 1523, Брюгге) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения .

Сюжет картины основан на рассказе Геродота:

"Отец Отана Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд".

Во времена, когда картина была написана, с судей кожу живьем уже не сдирали. Картина была предназначена для того зала ратуши города Брюгге, в котором вершился суд, и была призвана напоминать судьям об их долге.

Другой перевод:

"25. Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

Геродот, История. Книга 5, глава 25

"Любители" судей в Инете и такое понапридумали:

"Если бы кресло каждого судьи было обтянуто кожей предшественника, то уважения к судебным инстанциям прибавилось бы. А наши законодатели даже от штрафов за дорожные правонарушения судей освободили и дискуссии разводят надо ли им и их родственникам декларировать доходы!! Сколько бы крокодилов, змей и другой живности уберегли если бы судейскую кожу на кресла пустили..." sutyajnik.ru/

"Сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Учитывая, что уровень демократии в [...одной из стран бывшего СССР...] сейчас примерно соответствует иранскому, предлагаю распространить это правило на [...одну из стран бывшего СССР...]. Причем портреты судей с отсеченными руками необходимо развешивать на стенах судов, рядом с портретами [... руководителей высшего эшелона власти...], по всей стране, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения." becky-sharpe.livejournal.com/

"Учитывая размах коррупции- судейской кожей можно обтянуть не только стулья, а наладить производство по пошиву ремней, перчаток, чехлов и т.д. " sutyajnik.ru/news/

Про традицию сдирать кожу с живого человека и очень много других способов поразвлекаться см. на странице сайта

Вот уже третий месяц в фейсбуке и ЖЖ очередное поветрие: все перепащивают картину Герарда Давида "Суд Камбиса" (1498, правая панель) с присовокуплением соответствующей цитаты из Геродота:

За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.

История, V, 25

И сопровождают такими, например, комментами:

Сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Учитывая, что уровень демократии в России сейчас примерно соответствует иранскому, предлагаю распространить это правило на Российскую Федерацию. Причем портреты судей с отсеченными руками необходимо развешивать на стенах судов, рядом с портретами Путина и Медведева, по всей стране, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Камбис интересный был царь, конечно. И своеобразно относился к правосудию. У того же Геродота читаем:

Камбис воспылал страстью к одной из своих сестер и задумал взять ее в жены хотя бы вопреки обычаю. Для этого царь созвал царских судей, и спросил, нет ли закона, разрешающего по желанию вступать в брак с сестрами. А царские судьи - это знатные персы - выбирались [на эту должность] пожизненно или пока их не уличат в каком либо беззаконии. Они судят тяжбы между персами, толкуют законы и обычаи предков и разбирают все сложные дела. Так вот, судьи отвечали на вопрос Камбиса, сообразуясь с законом и соблюдая собственную безопасность: нет такого закона, разрешающего брак с сестрой, но есть, конечно, другой закон, который позволяет царю делать все, что ему угодно. Таким образом, судьи не нарушили закона из страха перед Камбисом, но, чтобы самим не погибнуть, оберегая [отеческий] закон, они нашли другой, более благоприятный для его желания жениться на сестре. Так Камбис вступил в брак с любимой сестрой, но все же немного спустя, он взял в жены и вторую сестру. Младшую же из этих сестер, которая сопровождала его в Египет, он убил.

История, II, 31

У меня только один вопрос: зачем нарезать кожу на ремни, чтобы обтягивать ими кресло? Непрактично как-то. Впрочем, Камбис, как пишет тот же Геродот, вообще был сумасшедший.

Ну и, разумеется, как тут не вспомнить любовную драму, описанную Зощенко:

Персидский царь Камбиз, выпив стаканчик какого-нибудь там шери-бренди,
с восхищением любуется своей прелестной супругой и бормочет ей разные
утешительные слова: дескать, "ах ты моя египтяночка!.. Ну, как там у вас
в Египте?.. Папаша фараон, наверно, тебя чересчур баловал. И вообще, как
же можно тебя не баловать, когда ты такая у меня душечка, и я полюбил
вас, моя дорогая принцесса, с первого взгляда за вашу царственную поход-
ку и так далее".

Тут или она понадеялась на свои женские чары, или уже неизвестно,
что случилось в ее женском сердечке, только она, засмеявшись серебристым
смехом, сказала, что вот, дескать, какой нелепый случай: дочка-то фарао-
на существует сама по себе в Египте, а он вот, персидский царь Камбиз,
без ума полюбил ее, ничего общего с дочкой фараона не имеющую. Он полю-
бил простую девицу из рабынь. Вот что делает любовь с сердцем мужчины.
Тут без содрогания нельзя представить дальнейшую сцену.
Наверно, он заорал диким голосом. Вскочил с дивана в одних подштанни-
ках. С одной босой ноги туфля упала. Губы побелели. Руки трясутся. Коле-
ни подгибаются.
- Как?! - закричал он по-персидски. - Повтори, что ты сказала! Госпо-
да министры! Арестуйте нахалку!