Что делать если ребенок не хочет есть в садике. Что делать, если ребенок не ест в детском саду

Текст: Евгения Бородина, консультант - Ирина Волошина, воспитатель

Ребенок не ест в саду. Родители винят поваров, что те готовят невкусно, а воспитатели сетуют на родителей, балующих своих детей. И все сходятся в одном мнении: малыш с хорошим аппетитом в наши дни редкость и даже дома карапузы едят плоховато. Но со временем с большинством воспитанников происходят чудеса - дети и в садике съедают все без остатка, и дома просят добавку. А порой Даши и Саши предпочитают казенную пищу домашней стряпне. Мамины деликатесы хороши уже тем, что подаются на любимой тарелке, зато в активе садовского меню - разнообразие, режим и, самое главное, хорошая компания.

Ребенок не ест в детском саду: мнение специалиста

Что там говорить, садовское меню рассчитано на среднестатистического здорового ребенка, - рассуждает воспитатель одного из столичных детских садов Ирина Волошина. - Малышам с пищевой аллергией некоторые блюда не подходят, но готовить на заказ мы не можем. Если у нас на завтрак молочная каша, то ее ставят перед каждым ребенком, даже перед тем, у кого, скажем, имеется непереносимость коровьего молока. Тут уж родители сами приспосабливаются. Не только аллергику, но и капризному, избалованному малышу на первых порах придется непросто. Многие кушанья - пропаренные-проваренные, чтобы у детей не возникло никаких проблем со здоровьем. В рационе много свежих и тушеных овощей. А к такой пище привычны далеко не все ребятишки.

Домашним карапузам на первых порах приходится привыкать к питанию в саду . Но родители должны знать, что ничего невозможного нет и со временем даже отъявленные привереды бодро застучат ложками по тарелкам. По наблюдению нянечек и воспитательниц, в младших группах многие воспитанники вяло размазывают еду по тарелкам, а вот чем ближе к школе, тем лучше аппетит. И нелюбимый когда-то рыбный суп идет на ура.

Ребенок не ест в детском саду: привыкаем к завтракам

Как же сделать этот переход от домашних котлеток к садовским суфле? Нам жалко нашего малыша, особенно если он единственный. Трудно представить, что он не сможет проглотить утром овсянку, проигнорирует второй завтрак в виде банана и откажется от овощного супчика. Некоторые мамы так и видят, как кроха падает в голодный обморок. Поэтому встают пораньше, чтобы не только успеть подкраситься перед работой, но и приготовить что-то вкусненькое любимому капризуле. А потом на всех парах мчатся с сытым ребенком в садик, тысячу раз извиняясь за опоздание и обещая, что больше такое не повторится. Конечно, о том, чтобы малыш сел со сверстниками за стол, в таком случае не может быть и речи. Успели к занятиям - и ладно.

Родители должны понимать, что такой путь - ошибочный, - объясняет Ирина Волошина. - Вы идете на поводу у собственного ребенка, осложняя жизнь и ему, и себе. Не стоит поддаваться манипуляциям маленького хитрюги. Раз почувствовав, что ему уступили, он научится манипулировать вами. Если садик расположен близко к дому, то кроха не успеет проголодаться раньше, чем умоется, оденется и доберется до своей группы. Как раз за это время у малыша и проснется хороший аппетит. Если же до садика приходится долго идти или ехать, то лучше утром попотчевать ребенка кефиром или дать ему какой-нибудь фрукт. В любом случае такой вынужденный перекус не отнимет много времени. В конце концов, дисциплина есть дисциплина. Чем раньше вы приучите малыша к режиму, тем проще ему потом придется в жизни.

Ребенок не ест в детском саду: домашние гостинцы

В любом саду воспитатели обязательно припомнят бабушек и мамочек, которые, забирая детей, приносят с собой кулечки с едой. И затем пытаются кормить любимчиков прямо в раздевалках, на виду у всех детей. Что и говорить, не все воспитанники едят садовский полдник, но и не у каждой семьи есть возможность делегировать в сад заботливую бабушку с деликатесами. Кто-то из малышей живет по суровым законам - мама с папой на работе и заберут его самым последним. Таким детям не объяснишь, почему Настя или Петя перед прогулкой лакомятся пирожками и плюшками, сидя на коленях у одевающих их бабушек.

Ребенок не ест в детском саду: добавки не будет!

В последнее время система питания в садах изменилась. Теперь здесь больше нет своих продовольственных хранилищ с запасами круп и овощей. Провиант поступает в садики ежедневно и рассчитан строго на количество детей, которые, как предполагается, должны присутствовать в саду.

Сотрудники детских дошкольных учреждений жалуются на беспечность родителей. Порой мамы и папы, отпросив чадо на 5 законных дней без справки, вдруг сваливаются с ребенком как снег на голову на день-другой пораньше. Поварам приходится колдовать, чтобы вместо 15 котлет состряпать 17. Воспитатели вздыхают: суп сегодня жидкий. А родители возмущаются тем, что их детки в отличие от других не получили йогурт.

Ребенок не ест в детском саду: вместо бутербродов - каша

Мой старший сын ходит в сад, и поначалу проблема еды была для нас весьма болезненной, - рассказывает Вероника, мама двоих детей. - Я ему готовила по утрам, перед работой. Воспитатели посматривали на меня косо и жаловались, что сынишка плохо ест. Я уставала и нервничала. А потом забеременела и поняла, что надо что-то менять. В конце концов, сады придуманы для облегчения жизни родителей! В один прекрасный день я решительно сказала сыну, что завтракать надо в саду. На удивление обошлось без капризов. Утром папа разбудил его чуть позже и отвел к завтраку. Постепенно наш малыш стал хорошо кушать и в садике, и дома.

Что же предпочитают дети в садовском меню? В лидерах по‑прежнему макароны. И традиционно остаются нетронутыми суп из шпината и цветная капуста. Вывод? Тот, кто привык к бутербродам, не притронется утром к овсяной каше. Приучайте малышей к простой здоровой пище с пеленок! И детям для здоровья полезно, и родителям легче.

Все о детском питании в нашем специальном разделе!

«Ребенок ничего не ест» — это одна из самых частых жалоб, которые предъявляет воспитатель детского сада растерянным родителям, особенно в период адаптации малыша к яслям. Почему кроха «объявляет голодовку» и как этого избежать?

Почему ребенок отказывается в саду от еды

Дети, которым подошла очередь идти в детский сад, отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по темпераменту, уровню психического и речевого развития, степени освоения и пользования навыками самообслуживания. Немаловажное значение имеют и особенности воспитания в семье. Поэтому педагоги-психологи выделяют несколько групп причин, объясняющих, почему ребенок плохо ест:

  1. Физиологическая (то есть не выходящая за границы нормы) адаптация малыша к детскому саду.
  2. Ошибки взрослых: родителей и воспитателей.
  3. Тяжелая (патологическая) адаптация ребенка.

Как правило, в каждом дошкольном учреждении существует выработанная и годами поддерживаемая схема постепенного увеличения времени пребывания ребенка в группе. Начиная с нескольких часов, в течение 3-10 дней основная масса детей уже остается в саду на весь день. Нам, взрослым, кажется, что это достаточный период для адаптации. Но, вопреки ожиданиям, многие родители вынуждены решать внезапно возникшие проблемы, связанные с нарушением поведения своего чада. Это и беспричинные (на наш взгляд) капризы и истерики, и ночные пробуждения с безутешным плачем, и будто ниоткуда возникающие простуды. А тут еще воспитатель, провожая карапуза в раздевалку, с тяжким вздохом говорит: «Ребенок перестал совсем есть». И мы растерянно смотрим на свое дитя, не зная, что предпринять. Попробуем вместе найти ответ.

Взглянем на детский сад глазами своего малыша

Дети, которые начинают посещать детский сад, еще не умеют формулировать свои мысли, а тем более ощущения. Но попробуем поставить себя на их место и представить, что они могут думать. А вариантов может быть много. Выбирайте:

1. Я пришел только поиграть!

Первые дни малыши приходят в садик после того, как мама дома накормит их завтраком. Пробыв пару часов в помещении или на площадке, они уходят домой обедать. Многие матери, желая помочь своему стеснительному чаду получше адаптироваться среди шумной ватаги ребятишек, затягивают этот период на несколько недель. А в итоге у него закрепляется представление, что детский сад – это место, где можно весело поиграть. Что же тогда мы удивляемся, когда он сопротивляется предложению покушать и даже не подходит к обеденному столу?

2. Меня только что разбудили. Я хочу спать, а не есть.

Комментарии излишни, не правда ли? А всего лишь и надо – еще до начала посещения детского сада построить и придерживаться такого режима дня, при котором ребенок просыпался бы сам к тому времени, когда пора вставать.

3. Зачем мне ваша каша? Меня мама дома накормила любимыми макаронами с сосиской. И в кармашек положила пару конфет.

Маме так хочется, чтобы ненаглядное чадо не погибло от голода в ожидании завтрака в саду. А в результате, перекусив рано утром или «заморив червячка» сладеньким, он рискует слушать требовательное урчание в желудке до самого обеда.

4. Как много разных игрушек! Если отвлекусь на еду – не успею со всеми поиграть.

Как правило, это мысли малыша, который ходит в садик только несколько дней. Все так ново и интересно, что отвлекаться на набившую оскомину процедуру принятия пищи просто некогда.

5. Пока кушать не хочется. Может быть, через семь минут… А потом еще через двадцать две…

Это говорит вредная привычка перекусывать. Дома ведь мама не оставит голодным, если отказаться пообедать. Пряник, чашка молока, банан (нужное подчеркнуть и добавить) найдутся всегда и по первому требованию. Зачем же наедаться за один обед?!

6. Как же я устал…

Чем младше ребенок, тем больше он устает от посещения детского сада, пока не привыкнет к новой обстановке. При этом то, что холерику приходится себя сдерживать (с тетей-воспитательницей не пошалишь так, как дома), напрягает его так же сильно, как флегматика – необходимость себя подгонять, чтобы успевать за остальными детьми. За несколько часов совершенно обессилевший малыш может только тихо сидеть на стульчике, плакать или громко рыдать, вспоминая маму, а то и заснуть прямо над тарелкой супа с ложкой в руке. Особенно тяжело приходится детям, которые легли накануне поздно спать, а утром были вырваны из объятий теплой постельки еще не проснувшимися.

7. Мама ушла?! Насовсем!!!

Даже если мама бесконечно повторяет, что она сейчас вернется, ребенок расстается с ней НАВСЕГДА. Это особенность детской психики ясельного возраста. От переживаемого горя аппетит пропадает! Требуется время, прежде чем малыш привыкнет к ежедневным уходам родителей и перестанет переживать ужас потери. И здесь все зависит от его способности понимать речь и объяснения, от доверчивости и общительности. Психологи рекомендуют начинать заранее приучать ребенка не бояться ухода мамы или папы, оставаясь ненадолго одному в гостях у родственников или знакомых.

8. Я слушаюсь только маму, а чужие тети пусть не пристают!

Крохе необходимо объяснить, что воспитательница – это не тетя с улицы, ей надо доверять и обязательно слушаться. Если не удастся уговорить, ему придется дойти до этого самому, подсматривая за другими детьми. А пока это не произойдет, уговорить его безропотно сесть за стол и покушать будет трудно.

9. Какая злая тетя, заставляющая меня кушать. Прямо тошнит от страха.

В период адаптации обиды родителей на воспитателей, «оставляющих детей голодными», безосновательны. Пусть ребенок и не доел, но зато его не вырвало. Поверьте, через несколько дней ребенок будет есть охотнее, а с привычной рвотой справиться бывает очень трудно.

10. Сейчас откажусь кушать – тетя позвонит маме, и она заберет меня домой.

Подобные ситуации встречаются достаточно часто. Казалось бы, маме, еще не вышедшей на работу из декретного отпуска, не трудно забрать малыша домой в обед. Но к хорошему дети так быстро привыкают…

11. Кушать нельзя – мамина вкуснятина не влезет.

Какое первое желание приходит вам на ум, когда воспитатель жалуется на плохой аппетит ребенка? Правильно: бежать домой и кормить в один присест за весь прошедший день. И обязательно теми блюдами, которые малыш любит больше всего. Ему ведь так много надо съесть! А что случается дальше – смотри выше фразу с многоточием.

Интересно, сможете ли вместо этого прогуляться не менее часа по улице, не дав своему чаду даже чупа-чупс? А на его просьбу покушать эмоционально удивиться: «Как, ты не ел в саду такую вкусную запеканку с киселем? Ай-яй-яй! Смотри, завтра сразу после сада запланирован поход в парк – хорошо поешь, если хочешь покататься на машинке».

12. Я дома сижу за большим столом в высоком стульчике один!

Вам же тоже плохо спится у родственников на их кровати.

13. Это не моя любимая тарелка!

Да, но ребенок привыкнет быстро.

14. Не хочу пить из чашки — где мой поильник?! (еще хуже – бутылочка)

Вы намного облегчите не только ребенку, но и себе, период адаптации к саду, если вовремя смените соску на чашку и научите его пользоваться «взрослой» посудой.

15. Интересно, а что там ест сосед справа? И что в кармашке у девочки слева?

Любопытство – прекрасное качество детей, способствующее их гармоничному психическому развитию, но очень мешающее спокойно и аккуратно принимать пищу. Подождем, когда подрастут, а слишком шустрых «приструнит» воспитательница.

16. А что: меня никто не покормит?

Думаете, только взрослые любят лениться? Даже если малыш умеет пользоваться ложкой лучше, чем его родители, он все равно должен проверить: а вдруг, если он откажется есть, воспитательница покормит его сама? Мама же дома так делает?

17. Без «Спокойной ночи, малыши» или «Ментов» есть не буду! Нет телевизора? – расскажите сказку.

Даже в садике мудрые воспитатели какое-то время вводят в процесс приема пищи игровые элементы. Понаблюдайте, как они приговаривают: «ложку за маму», или «посмотрим, кто сегодня самый первый съест суп», или «цветочки польёт тот, у кого будет чистая чашка». Но во всем нужна мера. А одновременный просмотр телевизора вместе с приемом пищи ухудшает ее пережевывание, что повышает вероятность несварения желудка.

18. ЭТО в тарелке совсем не похоже на мамину еду!

Малыш прав! В домашнем меню должны присутствовать блюда, которые он будет регулярно кушать в саду. Причем по вкусу они тоже должны совпадать. Не поленитесь, сходите и изучите технологию их приготовления. Поверьте – именно эта еда, а не колбаса с жареной картошкой, поддерживает и укрепляет здоровье детей.

19. Мало соли! Несладко! Гадкая морковка! Запеканка? Лук?! – НИКОГДА!

Как бы обидно это ни звучало, но причина излишней переборчивости в пище в подавляющем большинстве случаев кроется в недостатках воспитания. Наверняка ребенок, сидя за столом, регулярно слышит от домочадцев «не люблю», «не готовь», «специй побольше», «кетчупа хочу», «зелень – это для козликов», «пенка на молоке – фуу» (список можете дополнить сами). Особенно сложно объяснить маме, что даже если она не любит молоко, она ОБЯЗАНА давать его своему дитяти, потому что только так он сможет вырасти здоровым. И делать это не скривившись от отвращения, а со счастливой улыбкой на лице и с похвалами в адрес этого самого молока. У вас получится – ведь любящие родители готовы на все, даже отдать свою почку. А тут всего лишь улыбнуться (искренне!) молоку…

20. Как мама классно отчитывает тетю заведующую: повара готовить не умеют, любимую колбасу и газировку не дают, воспитательница покормить меня ложкой ленится. Значит, я прав, что отказываюсь от их салатов, суфле и пудингов. А дома она еще и папе все расскажет. Уж он им покажет!

Дети в поведении и отношении к другим людям копируют своих родителей. И у них всегда «ушки на макушке». Нельзя в их присутствии конфликтовать с работниками сада или обсуждать их с другими! При выяснении отношений ребенок присутствовать не должен. Как он сможет доверять тете, о которой мама отзывается так плохо? Почему он должен с радостью идти к ней играть? А вдруг это еще и обидит маму?

Хотите помочь своему малышу? В его присутствии детский сад надо только хвалить с тем же выражением лица, которое припасено для молока. А все недовольство высказывать на родительском собрании.

Ну что? Нашли среди двадцати пунктов мысли своего ребенка? Поздравляю: вы замечательные родители! Вам очень хочется, чтобы солнышко росло здоровым и счастливым. Найдя, в чем вы искренне ошибались, вы сможете без труда исправить положение. Если адаптация к саду будет протекать тяжело, вы мудро сможете с благодарностью принять помощь методиста и психолога детского сада. Все будет хорошо!

Многим родителям знакома такая проблема, когда малыш отказывается кушать. Но если дома этот вопрос легче решить и проконтролировать, в детском саду он вызывает некоторые трудности. Проблема осложняется и тем, что в таких учреждениях действует строгий распорядок и режим. И малыш, не поев в определенное время, не сможет покушать в другое, когда захочет. В этой статье мы рассмотрим, что делать, если ребенок отказывается есть в детском саду.

Почему ребенок не ест в детскому садике

Чтобы найти решение, важно выяснить, почему ребенок не ест в детском саду. Наиболее распространенной причиной является адаптационный период, когда малыш только начал ходить в садик. В первое время он должен привыкать к новым условиям и разлуке с мамой, в результате чего испытывает сильный стресс. Часто ребенок плачет, капризничает и отказывается от еды. В данном случае нужно помочь малышу адаптироваться к новым условиям. Как это сделать, мы рассмотрим ниже.

Вторая причина – ребенок не привык пище, которой кормят в детском садике. В новом месте он столкнется с разнообразием блюд, среди которых будут и новые. Кроме того, в садике вряд ли будут давать любимую еду крохи. В данном случае важно разнообразить домашний рацион ребёнка и включить блюда, которые дают в садике.

Если дома не установлен определенный режим дня, это негативно скажется на поведении и желаниях ребёнка. Если здесь он может сесть кушать, когда захочет, в садике так сделать не получится. Обязательно приучайте ребенка к распорядку дня и кормите после пробуждения не позднее 1-1,5 часа, обед и ужин давайте каждый день в одно и то же время. Со временем выработается условный рефлекс, и кроха начнет сам просить кушать в определенный момент.

Если ребенок поел дома перед садиком, там он уже не захочет кушать завтрак. Поэтому не кормите малыша перед выходом, чтобы он проголодался. Не давайте ребенку с собой конфеты и печенье, чтобы он не перебил аппетит.

Иногда отказ от еды – манипуляции со стороны ребенка, чтобы вызвать жалость, чтобы не ходить в садик или, чтобы родители забрали пораньше. Ведь он знает, что мама и папа будут переживать, что кроха остается голодным. В результате они забирают чадо из садика пораньше или вовсе иногда разрешают туда не ходить.

В этом случае важно поговорить с малышом и объяснить, что поход в садик необходим и это его “работа”. Не потакайте капризам и соблюдайте режим! Подробнее, что делать, если ребенок не слушается, постоянно капризничает и использует различные манипуляции, читайте .

Еще одной причиной, когда ребенок не хочет есть, может стать заболевание. При начинающейся простуде, гриппе или ОРВИ, аппетит значительно снижается или вообще исчезает. Кроме того, у крохи может болеть живот, наблюдаться расстройство пищеварения и нарушение стула, рвота или тошнота. В данном случае малыш ничего не ест, но каждое заболевание сопровождается и другими симптомами. Поэтому обратите пристальное внимание на состояние малыша.

Что делать, если малыш не ест в садике

  • Не заставляйте малыша кушать насильно и не ругайте его. Это может только усугубить ситуацию и напугать кроху;
  • При первом походе в садик или переходе в новый подождите, пока кроха привыкнет. Вскоре он сам начнет кушать;
  • Попросите воспитателя посадить ребенка за столик или рядом с малышами, которые быстро и хорошо кушают. Наблюдая за такими детьми, возможно он начнет подражать им;
  • Если малыш съел что-то в детском саду, обязательно похвалите его;
  • Готовьте дома подобные и примерные блюда, что дают в садике. Пусть малыш привыкает к такой пище;
  • Обязательно научите грудничка обращаться со столовыми приборами и посудой, кушать ложкой и пить из чашки без помощи взрослых;
  • Не кормите малыша перед выходом из дома и не давайте в дорогу конфеты, печенье, фрукты и другой перекус;
  • Приучайте грудничка быть благодарным людям, которые приготовили для него еду. Постарайтесь объяснить крохе, что отказ от пищи станет неуважением к повару и очень обидит его. Из-за хорошего и правильного воспитания ребенок не станет отказываться от предложенной еды;
  • Готовьте домашние блюда вместе с ребенком. Пусть он научится уважать труд повара. Обязательно похвалите кроху за старания;
  • Не забирайте ребенка из садика раньше, чтобы покормить дома;
  • Не зацикливайтесь на проблеме, не устраивайте допросы и не ругайте малыша. После садика можно поинтересоваться, чем сегодня кормили, и что ребенок съел, не более того.

Адаптация к детскому саду

Часто от еды отказываются детки, которые только пошли в садик. Нарушение привычного ритма жизни и продолжительная разлука с родителями, новое окружение и правила вызывают стресс у каждого ребенка. Особенно у малыша, который до этого не испытывал самостоятельности и не контактировал с другими детьми. Из-за этого может повыситься капризность и нервозность, появятся отказы от еды и конфликты со сверстниками. Некоторые детки замыкаются в себе и тоже перестают кушать.

Ребенка может пугать страх перед неизвестностью. Кроме того, из-за переизбытка впечатлений, новых событий, эмоций и впечатлений детская психика еще может не справиться. Крохе может не понравиться строгость воспитателей и большое количество запретов. Кроме того, теперь он должен многие вещи делать самостоятельно.

Как помочь ребенку привыкнуть к садику

  • До похода в садик обязательно обучите ребенка самостоятельному выполнению элементарных вещей, чтобы он мог кушать, одеваться и раздеваться, обуваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых;
  • За два-три месяца до похода в детский сад начинайте переходить на режим, установленный в детском саду. Особое внимание уделите режиму питания и подъему. Строго соблюдайте режим даже по выходным дням, тогда малыш без проблем вольется в новый график и ритм жизни;
  • Подробно расскажите ребенку о садике. Объясните, что это за место и зачем туда ходить. Можно сказать, что это детская “работа”, где он должен проводить день. Расскажите, чему он сможет научиться в садике, что он может играть и гулять, что он познакомиться там с новыми детками и сможет найти новых друзей;
  • Заранее узнайте примерное меню садика и приучайте ребенка к новым блюдам, если он не кушал такую пищу до этого;
    С ранних лет организуйте совместные игры, досуг и общение со сверстниками, чтобы малыш социализировался, привыкал к другим деткам и не боялся общаться;
  • Первые две недели оставляйте ребенка в садике на два-три часа и постепенно готовьте кроху к продолжительному отрыву от родителей и дома. При необходимости два-три дня можно побыть в группе вместе с малышом;
  • Постепенно и плавно увеличивайте время пребывания в садике до четырех часов, а затем и переходите на полный день. Делать это нужно, когда эмоциональное состояние малыша придет в норму, он будет хорошо спать и кушать;
  • Не кричите на кроху с утра, когда собираетесь в садик, если он что-то не успевает или вы опаздываете. Лучше помогите ему собраться;
  • Не пугайте малыша детским садом и не используйте детское учреждение, как наказание. Не говорите, что не заберете малыша вечером домой! Это вызовет сильнейший страх и стресс у крохи, а садик будет ассоциироваться со страшным местом;
  • Обязательно уделяйте внимание ребенку. Расспрашивайте, что он делал, как у него дела. Важно, чтобы малыш не чувствовал себя брошенным. А разлука с родителями не должна ощущаться так остро;
  • Но и не доставайте ребенка чрезмерной опекой. Не допускайте затянутое и сложное расставание утром, немедленное или преждевременное возвращение домой из садика;
  • Строго придерживайтесь режима и не потакайте капризам ребенка;
  • Не высказывайтесь негативно в адрес воспитателей и детского учреждения при ребенке. Он будет чувствовать негатив и недовольство по отношению к садику.

В любом случае у ребенка должен быть адаптационный период, при котором он начинает ходить в садик только на два-три часа. Причем в первое время это лучше делать в сопровождении родителей. Постепенно увеличивайте время нахождения в садике, и уже через месяц малыш сможет спокойно оставаться там.

«Ваш опять ничего не ел, как ни уговаривали», – разводит руками воспитательница. Кроха говорит, что не голоден, а в группе супы и запеканки остаются нетронутыми. Как быть?

Ребёнок, отказывающийся есть детсадовскую пищу - достаточно распространенная ситуация, которая вызывает тревогу и у воспитателей, стремящихся напичкать малыша едой, и у родителей. Что же делать?

Ищем причину

Для начала нужно разобраться, почему ваш кроха не ест. Понаблюдайте, как он принимает пищу дома:

  • Полный отказ от еды может быть симптомом болезни или стресса, в таком случае необходимо обратиться к педиатру.
  • Слабый аппетит может быть индивидуальной особенностью ребёнка. Вам кажется, что он должен съедать двойную порцию, но ему достаточно и половины. Кроме того, медики установили, что аппетит зависит от нескольких составляющих: роста и телосложения ребёнка и его родителей (у малышей небольшого роста с невысокими мамой и папой аппетит хуже); от времени года (считается, что зимой дети едят меньше), от подвижности (чем спокойнее ребёнок, тем хуже аппетит - в таком случае нужно ввести больше подвижных игр и прогулки на свежем воздухе).
  • Избирательный аппетит, то есть ребенок - привереда: это ест, а это не ест. Пища в саду не нравится, поэтому он отказывается ее принимать. А дома всё в порядке. Если вы обнаружили, что ваш ребёнок не ест именно по третьей причине, необходимо принять меры.

Исправляем аппетит педагогикой

Считается, что избирательный аппетит не имеет под собой медицинских оснований. Проще говоря, ребёнку дома привили не совсем правильные пищевые привычки. Понаблюдайте за поведением других членов семьи. Не бывает ли у вас похожих ситуаций?

  • Ребёнок не ест суп, и вы, вместо того, чтобы отправить его из-за стола нагуливать аппетит, ругаете и заставляете есть силой;
  • Ребёнок не ест, и вы придумываете ему новые блюда, даете что-то взамен, лишь бы ел;
  • В промежутках между едой ребёнок регулярно «перехватывает» что-то вкусненькое: сладости, конфеты, орехи и пр.

Если хоть что-то из вышеперечисленного принято в вашей семье, то значит, в плохом аппетите ребёнка есть доля вашей вины. Чтобы малыш ел, нужно дождаться, когда аппетит придет, то есть выдержать время, не давая ничего взамен и исключив перекусы. Соответственно, и в детский сад он должен идти голодным, чтобы хотеть поесть за завтраком - перекусы дома нужно исключить полностью. И никаких конфет в карман не класть!

Одно меню

Малыш ходит в садик голодный и все равно плохо ест? Возможно, он не привык именно к тем блюдам, которые дают в саду. Узнайте меню и попробуйте дома готовить то же самое. Для начала разнообразьте садиковский вариант пищи, к примеру, в кашу положите ягоды клубники и малины, запеканку полейте сиропом. Привыкнув к таким вариантам, ребёнок постепенно приучится и к классическим.

Не требуем есть всё

Дети любят, когда у них есть выбор, поэтому малыш будет гораздо охотнее есть, если вы позволите ему съедать не всё, а только то, что хочется. Пусть поначалу в саду чадо съедает только картофельное пюре, а котлеты и суп отправляет обратно на кухню, зато он будет есть это по своей воле. Поговорите с воспитателями, чтобы они не давили, наказаниями и порицанием можно только отбить желание принимать пищу.

Дополняем рацион

Если ребенок избирателен в пище, и вы знаете, что он ест далеко не все, что дают в детском саду, дополняйте рацион дома. Старайтесь готовить разнообразные ужины, давайте малышу больше фруктов и овощей, чтобы он усваивал больше витаминов и полезных веществ.

На заметку:

Для привередливых в еде малышей хороши игры, в которых вы проиграете ситуацию с приемом пищи:

  • Поменяйтесь с ребенком ролями. Вы будете капризничать за столом и хмуриться, а малыш пусть пытается вас накормить. Игра должна быть веселой, без нравоучений.
  • Предложите малышу «волшебное место, на котором всегда хорошо кушают», например, место папы. Если подействует, то можно договориться о таком месте с воспитателем в саду.
  • Придумайте историю про какого-то забавного зверька (щенка, котёнка), который не любил есть, но потом понял, что это очень полезно.

Столовая – это общественное место, которое сильно отличается от домашней атмосферы. Ведь в столовой он получает «нейтральную» пищу, приготовленную неизвестными ему людьми. Там существует свой собственный распорядок, к которому, возможно, ребенку нелегко привыкнуть. Следует также учитывать, что, как правило, меню в саду сильно отличается от блюд, которые предлагаются ребенку дома. Многие мамы редко готовят, например, рыбные котлеты или какао. Быть может, для ребенка все эти блюда новые и непривычные, он чувствует себя растерянным, столкнувшись с неизвестными вкусами и запахами. Часто в столовую приводят одновременно несколько групп, и большое количество незнакомых детей и чужих воспитательниц повергает малыша в смущение. Самые маленькие иногда взволнованы присутствием самых старших. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. И это приводит к растерянности родителей, потому что питание, по их мнению, очень важно для развития ребенка. Знать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он сыт, – первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Но тут первое, что могут сделать родители, – это избавиться от тревоги.

Ребенок отказывается от еды: ищем причину

Постарайтесь понять, что отказ малыша от пищи не всегда является бедой, а точнее, почти всегда не является такой серьезной проблемой, как это представляется родителям. Спросите себя: почему малыш не ест – потому что не может или не хочет? Ест ли он дома или также отказывается от пищи? Бывает, что малыш всем своим поведением демонстрирует готовность поесть: охотно усаживается за стол, но непосредственно после начала процесса поглощения пищи начинает капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Важно исключить те причины, по которым ребенок хочет, но не может принимать пищу. Причиной тому может быть какая-то болезнь, например заложенный нос, больной или шатающийся зуб, проблема с кишечником или воспалительный процесс во рту. В этом случае надо обратиться за медицинской помощью.

Другой проблемой может оказаться отсутствие аппетита, которое тревожит маму и папу, но не связано с болезнью малыша. Он просто не хочет кушать или очень мало ест.

От чего же зависит аппетит? Не только от нашего понимания того, каким он должен быть у здорового малыша. В первую очередь нужно помнить, что потребность в пище у каждого человека, в том числе у ребенка, сугубо индивидуальна. Другой фактор, влияющий на аппетит, – интенсивность роста, которая зависит от генетических особенностей человека. Если мама и папа невысокого роста, то ребенок, скорее всего, будет есть меньше, чем его товарищ по группе, чьи родители могли бы играть в местной баскетбольной команде. Существуют и сезонные закономерности: зимой, как правило, малыши растут медленней, чем летом, соответственно, и кушают не так много. Ну и, конечно, стоит учитывать уровень энергозатрат маленького едока. Чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше он кушает. А что взять с малыша, который днем из-за дождя или мороза просидел весь день в группе, играя на коврике, а вечером пролежал на диване перед телевизором? Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, что надо использовать, это гимнастику, прохладную воду, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – вот великолепные помощники в борьбе с плохим аппетитом.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

Накормить «любой ценой» - плохой метод

Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть – пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.

Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка – главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, – первое, второе или и то и другое.

Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.

Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.

Дети лучше едят, когда все сидят за обеденным столом. Можно привлечь к обеду других деток (сестренок, братишек, друзей). Можно заменить детей большими игрушками, чтобы приучать кушать в коллективе, как в саду. Покажите, как нужно это делать, чтобы не мешать соседу за столом.

Поменяйте отношение ребенка к еде

Посвятите малышу время утром, приготовив вместе вкусный завтрак. Вечером и на выходных уделяйте приему пищи особое внимание, делая любимые блюда малыша.

Кормите ребенка разнообразной пищей, чтобы он привык есть все. Узнайте вместе с ребенком, чем кормят детей в саду. Спросите, что ему понравилось, предложите приготовить те же блюда дома.

Приучите малыша относиться с уважением к труду тех, кто старался, с любовью готовя это блюдо. Отказаться от пищи – значит проявить неуважение; съесть хоть немного – значит выразить благодарность. Участие в приготовлении пищи самого ребенка поможет этому. Есть то, что приготовил сам, намного интереснее и вкуснее. Не забывайте благодарить малыша за помощь, которую он оказывает вам на кухне.

Вместе с ребенком познакомьтесь с персоналом столовой и, если это возможно, узнайте, как проходит прием пищи. Если на следующий день ребенок отказывается идти в столовую, спросите, не поссорился ли он со своими друзьями. Может быть, ему не нравится еда? Условия питания? Его ругают? Заставляют доедать?

Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. При этом не нужно потакать всем капризам малыша – лучше предложите ему возможность выбора из сбалансированных здоровых продуктов.

Спрашивать ребенка, что он хочет на обед или ужин, - не ошибка, это разумно и даже необходимо. Еда должна предлагаться, а не навязываться (для детей питание – фактор, который легко может стать негативным).

Разговаривайте с малышом, не отмахивайтесь от его проблем, узнайте, что его волнует. Предложите крохе теплый успокаивающий чай (с валерианой, зверобоем, ромашкой, медом). После разговора за чашечкой чая у малыша снимется напряжение, и аппетит появится сам собой.

И если кроха игнорирует обед в детском саду, не стоит паниковать: довольно скоро он решится попробовать то, что ему предлагают. Педиатры сходятся во мнении, что со временем дети начинают есть почти все, что им дают в детском саду, то есть сбалансированную еду. Правила детского сада следует уважать: они ненавязчиво приглашают детей попробовать разные блюда. Это надо поддерживать и в семейном кругу.

Полезные советы родителям ребенка с плохим аппетитом:

  • Исключите во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны.
  • Во время приема пищи избегайте любых неприятных переживаний, особенно тревоги.
  • Создавайте такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.
  • Проявите понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки. Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей или белочек. Можно придумать и обыграть историю про щенка или котенка, который не любил кушать. Во время игры постарайтесь научить малыша правилам поведения за столом, помогите почувствовать, что прием пищи может приносить удовольствие, объясните, как важно для человека полноценно питаться.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Привередливый малыш за столом», возьмите роль такого ребенка на себя, а малыш пусть будет мамой. При этом не говорите: «Я буду капризничать за столом, так же как это делаешь ты». Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз.
  • Попробуйте сломать стандартный стереотип приема пищи. Предложите ребенку сесть на место папы и кушать, как папа. При этом независимо от того, сколько ребенок съел, хвалите малыша и говорите, что «это место волшебное, и тот, кто на нем сидит, всегда хорошо кушает». Можно повторить известную игру «Собираемся в космос». Пусть ребенок представит, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи . Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы – за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Прием пищи должен быть приятной процедурой, но не перегните палку: обеденная трапеза не должна превращаться в «шоу», когда малыша развлекают, выплясывая перед ним вприсядку, используют хитрости с ложками-самолетами или невообразимыми скульптурами из каши. Помните: воспитатель в детском саду не будет уделять столько внимания вашему ребенку и придумывать различные уловки, лишь бы только он поел. Также не устраивайте из домашнего обеда конкурс рестораторов или соревнование в изысках. Так вы окажете медвежью услугу своему крохе: утонченный гурман вряд ли снизойдет до неприхотливой детсадовской еды.