Игры для детей 2 лет домашние. Во что поиграть с ребенком в два года, и что он должен уметь в этом возрасте. Изучаем с ребёнком цифры и геометрические фигуры

В два года ребёнок уже хорошо ориентируется в привычном для него окружающем мире, особенно там, где вы постоянно бываете с ним: дом, двор, улица, транспорт, в гостях у бабушки, парк. С 2-х лет мышление, логика и память имеют ассоциативную природу. Развивая у малыша наблюдательность и терпение, вы очень облегчите ему социальную адаптацию в детском саду. Внимание детей такого возраста всё ещё не может надолго сосредоточиться на одном предмете – нужно крутить головой и рассматривать новые интересные объекты. Тем не менее, выполнение отдельных упражнений для развития в течение 5 минут уже под силу двухлетнему карапузу.

Все занятия, как и прежде, проводятся только в игровой форме. Игровые сюжеты должны быть увлекательны и интересны именно для вашего ребёнка. Все дети разные и индивидуально развиваются, поэтому если ваш малыш не умеет чего-то, что может его друг-сверстник, не расстраивайтесь – всему своё время. Необходимо лишь помнить, что сейчас нельзя не играть с малышом в развивающие игры и игрушки.

Изучаем с ребёнком цифры и геометрические фигуры

Это первые шаги по ознакомлению ребёнка с математикой. Кроме книг, выпущенных для этого возраста (как правило, в стихах и картинках), вы сами можете поиграть с ним.

Идеальным материалом для таких игр могут стать карточки . Сейчас выпускают карточки для мальчиков и для девочек, чтобы повысить интерес к развивающим занятиям. Много примеров карточек в Интернете. И если у вас есть цветной принтер – дидактический материал готов.

Кубики остаются любимым предметом игр, но теперь ребёнок уже знает, что можно построить дом, в котором живет кукла или гараж для машины. Попросите маленького строителя брать определённые фигуры: кубик, конус, пирамиду, постепенно добавляя цветовую задачу. Например: «Давай построим синюю башню из кубиков, а крышу сделаем зелёной, из конуса».

Развиваем логическое мышление у двухлетнего ребёнка, память и внимание

В возрасте от 2-х до 3-х лет ребёнок должен уметь выполнять ваши просьбы , в которые входят 2–3 действия. Например: « Возьми полотенце и отнеси его на кухню, а мне принеси яблоко со стола». Если что-то не получается, пройдите все действия вместе, объясняя по пути, что вы сейчас делаете. Через короткое время ребёнок сможет совершать подобные действия самостоятельно.

Рисуем красками, карандашами, цветными маркерами на бумаге. При сильном желании раскрашивать стену, повесьте на неё большой лист ватмана или старые обои. Удобна в использовании доска для рисования – она имеют две стороны: одна для рисования, вторая – магнитная. Рисуем всё, что видим: от мамы и папы, до фруктов и машин.

Лепим из пластилина простые фигурки и композиции на доске или картоне. Теперь ваш ребёнок достаточно вырос, и не будет кушать пластилин. Для очень осторожных мам можно продолжить лепку из солёного теста.

Строим из кубиков и конструкторов башни, мосты, дороги. По дороге уже едут любимые машины, а в башне живёт принцесса. Интерес к расширенным смысловым играм в этом возрасте велик и мама может подавать идеи и сюжеты. Например, расскажите придуманную сказку, инсценируя её тут же в игре.

Собираем пазлы. Простые, крупные пазлы, состоящие из 4–8 деталей – это то, с чего нужно начать. Можно приобрести тематические пазлы для самых маленьких: транспорт, фрукты и овощи, животные. Сначала поясните сначала малышу, как собирать целый рисунок. Потом предложите ему самому разобраться в деталях, лишь изредка поправляя неверные действия. При этом важно пояснять, почему, например, колесо от машины не может быть наверху

Существуют двойные пазлы-картинки: на одном изображена кошка и к ней надо подобрать второй пазл с изображением котёнка. Определение парных предметов (чайник-чашка, велосипед-колесо, руки-перчатки) развивает логику и память.

Откуда заплатка? Такую игру можно сделать самим. Возьмите несколько изображений разных предметов, желательно крупных и ярких. Вырежьте в каждом их них по одному кусочку разной формы (кружок, овал, квадрат). Предложите ребёнку найти, от какого предмета какая заплатка. Помогите ему сориентироваться и вначале несколько раз подскажите решения. Дальше ему будет интересно самому.

Найди тень. Для этой игры можно взять листики деревьев различной формы и обвести их фломастером. В идеале – закрасить в чёрный цвет, как тень. Покажите малышу, какая тень соответствует каждому листику и попросите его позже самому определить все остальные. 4–5 примеров будет достаточно для начала.

Развиваем речь ребёнка в 2 года

В период от двух до трёх лет ребёнок уже прекрасно понимает и осознает бытовые фразы и слова, которые говорят ему родители и посторонние. В ответ малыш отвечает фразами из 5–6 слов. Если ваш мальчик (в 90% именно мальчики!) пока говорит лишь отдельные слова, удвойте свои усилия по занятиям с ним – читайте постоянно книги и просите его сказать (а не показать их!) название предметов, просьбы или описать действия (дай кашу, кошка убежала, стол на кухне). Хорошо, если это будет не монолог с вашей стороны – папа или бабушка повторяют по очереди вашу просьбу вслух, показывая пример ребёнку.

Учим буквы. Самые первые буквы могут быть нарисованы на кубиках с изображением предметов. В процессе постройки дома, повторяйте буквы с малышом. Карточки с азбукой можно приобрести в любом книжном магазине. Заинтересуйте карапуза цветными картинками на них и разным цветом букв (гласные – красные, согласные – синие). Книги со стихами про буквы тоже должны стать вашим постоянным чтением.

Учим стишки. В возрасте от двух лет ребёнок может запоминать простые коротенькие стишки и потешки. Главное, чтобы они нравились ему, тогда и запоминаться будут легче.

Речь и слух. Для лучшего развития речи необходимо научить ребёнка правильно определять на слух звучание предметов. Возьмите коробки от спичек или контейнеры от «Киндер-сюрприза», наполните их небольшим количеством разных круп (гречка, сахар, рис и прочие). Потрусите контейнер – услышав звучание, откройте его и нараспев скажите малышу, что там внутри: «Са-а-ахар», «Ри-и-ис». Пусть он попробует тоже угадать содержимое и повторить.

Если у ребёнка достаточно развита разговорная речь (произносимые фразы, понятные не только маме), то можно проговаривать с ним чистоговорки, найти их можно в книжках или Интернете.

Познаём окружающий мир

Умение в два года знать и показывать части тела и лица – показатель хорошего развития вашего малыша. Для закрепления навыка, берите игрушки (это могут быть куклы, медведи, зайцы) и зеркало. Показывая на части тела и называя их самому на одной игрушке, попросите ребёнка показать их на другой. Перед зеркалом показывайте пальцем на части своего лица, а малыш пусть повторяет то же, но на своём личике. Существуют карточки для таких занятий.

Ещё одно важное умение в этом возрасте – называть, какой транспорт ездит, какой летает, а какой – плавает. Книжки и карточки при этом обучении очень удобны, но не упускайте простых возможностей на прогулке. Вот проехал мимо грузовик – он перевозит тяжёлые грузы, а тут – скорая помощь: спасает жизни людей; пожарная машина – тушит пожары и так далее. Полетел самолёт, а водитель в нём – пилот! По реке плывёт корабль, за штурвалом – капитан. На велосипеде едет велосипедист, на мотоцикле – мотоциклист.

Хорошо, когда вы кушаете фрукты и ягоды, проговаривать их названия. Овощи до чистки и готовки необходимо показать ребёнку и рассказать, как они называются и что из них готовят. Например, в борщ мы положим: картошку, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок. Играя позже, с детской посудой , ваш маленький повар обязательно вспомнит и повторит все овощи. Попросите его приготовить вам компот или суп понарошку. Для этого хорошо иметь небольшие вырезанные изображения овощей и фруктов .

Такая же игра может быть связана с названиями животных : какие бывают животные, как называются их детёныши и что они едят. Хорошо, если у вас есть домашние питомцы. Если нет и нет возможности завести даже рыбок в аквариуме – воспользуйтесь карточками, книжками и походами в зоопарк.

Детки от двух до трёх лет требуют уже сюжетных игр , даже если они не готовы к ним. Вносите простые, но увлекательные элементы и участвуйте вместе с ним в игре и учёбе. Сбивание мячом кеглей (пластиковых бутылок), набрасывание колец от пирамидки на ножки табуретки, прятки, бег наперегонки – всё это развивает повседневные навыки и умения ребёнка.

На прогулке не сидите на скамейке – катайте малыша на качелях, каруселях, придерживайте его на лестницах и в лабиринтах, на горках. Дети с двух лет уже достаточно смелы и самостоятельны для таких активных физических упражнений на воздухе. Песочница и вода в ванной по-прежнему остаются интересными и полезными объектами игр для мелкой моторики.

Не жалейте времени для своего непоседы и он поразит вас своими успехами.

Двухлетний малыш является очень любознательным и начинает проявлять небывалый интерес к окружающему миру. Ему просто необходимы развивающие игры для малышей от 2-х лет. Он уже уверенно ходит и его маленькие ручки тянутся ко всему, что видит. Пусть этот непоседа и доставляет много хлопот маме, но она должна радоваться. Ребенок развивается и познает мир, а не сидит на месте.

Совсем скоро он вступит в возраст собственного осознания и станет отстаивать, даже перед родителями, свои личные границы. Появятся первые признаки самостоятельных решений. Чтоб привить необходимые малютке навыки и исключить возникновение проблем с развитием, следует никогда не переставать заниматься с малышом. Достигнутый возраст двух лет открывает огромную вселенную допустимых развивающих игр.

Бушующую энергию ребенка, которая ищет выход, следует направлять в «нужное русло». Главное в этом деле - грамотно заинтересовать малыша. Любящая мама обязательно справится с этим.

На что обратить внимание

В занятиях с ребенком стоит обратить внимание на:

  • понимание малышом поставленной задачи. Бывает так, что ребенку сложно, он ощущает дискомфорт, не понимает, что от него требуется. В таком случае следует изменить методику игры или вообще переключиться на другую;
  • важно, чтоб игры были нацелены именно на развитие и соответствовали возрасту. Если неправильно подобрать игру, то продуктивность малыша будет минимальной, а результат нулевой;
  • игры и упражнения нужно подбирать по возрасту и индивидуальным способностям малыша;
  • при логопедических занятиях родителям следует тщательно проговаривать каждое слово ;
  • подвижные игры должны быть безопасны. Нельзя допускать упражнений, где малыш мог бы удариться или упасть;
  • к ребенку нужно относиться с пониманием и уважительно . Не нужно ругать его за то, что у него не получается. Малыш маленький и ему бывает сложно полностью понять, что от него требуется. Вы уже прошли детство, а ребенок только учится. Родители должны быть терпимы;
  • не нужно стараться всё делать за чадо. Предоставьте ему максимум самостоятельности , сделайте вид, что не контролируете его. Приходите на помощь только в том случае, когда малыш действительно не справляется. В случае успешного выполнения упражнения и поставленной цели, непременно хвалите маленького человечка;
  • в случае, когда малышу разрешены самостоятельные действия, родитель всё равно должен контролировать ход игры . Это нужно на случай, если ребенок потянет в рот то, что не нужно, или начнет отвлекаться;
  • даже в повседневной жизни не стоит ограничивать маленького человечка в общении с миром . Пусть трогает журналы, книжки, игрушки. Не выхватывайте у него из рук каждый предмет. Из-за этого может возникнуть недоверие или протесты с капризами;
  • если получилось так, что вещь пришлось забрать из шаловливых ручек, следует сразу объяснить, почему ее трогать не следует . Обязательно всё расписывать на понятном ребенку языке. Одним словом «нельзя» ограничиваться не нужно;
  • принимайте участие в исследованиях малыша. Разъясняйте и описывайте ему то, что он держит в руках;
  • потенциально опасные предметы нужно сразу убирать в недоступные места. Ребенок не должен внезапно найти ножи, спички или зажигалки;
  • деньги, кошелек лучше тоже убрать подальше. Дети, помимо простого рассматривания вещей, также любят их ломать и рвать;
  • не стоит думать, что ребенок играет не с теми вещами. Даже рассматривание обычной ложки или газеты несет свой вклад в познание окружающего мира.

Двигательная активность

Вы наверняка заметили, что как только малыш начал ходить, он стал очень непоседливым. За ним нужен «глаз да глаз», как говорится. Он падает, встает, начинает бегать, хватает всё, что видит. Через этот этап развития и познания мира проходил каждый взрослый.

Родителям не стоит каждый раз поднимать своего кроху, как только он упал. При очередном падении - понаблюдайте за ним. Он начнет перекатываться с бока на бок, неумело опираться на ножки, цепляться за предметы. Но в итоге он встанет. И, поверьте, он будет этому очень рад. Первое время, родителям стоит его хвалить за то, что он поднялся сам. Через слова старайтесь передать ребенку, что он молодец и проявил самостоятельность. Это закрепит для него ваше уважение, он подсознательно начнет гордиться собой.

При самостоятельных поднятиях, малыш стимулирует и развивает свои мышцы, напрягая их. А походка, в дальнейшем, станет еще более уверенной. Время на поднятие сократится. Происходит развитие вестибулярного аппарата , маленький человек учится держать равновесие.

Бывает так, что ваш малыш перестал проявлять двигательную активность, он сидит и вяло что-то делает. Это признак либо сильной усталости, либо он заболевает.

Подвижные игры

В возрасте 2-х лет ребенок, как никогда, нуждается в физическом развитии . Он уже научился ходить, но другие навыки тоже следует развивать. Укрепление мышечного каркаса, развитие гибкости, выносливости, быстроты и ловкости - все это нужно для полноценного развития крошки. Пора учить его прыгать, бегать, приучать к утренней зарядке.

Для развития каждого аспекта физического здоровья, существуют отдельные упражнения.

Игры с мячом

Упражнения с мячом всегда приносят массу удовольствия для ребенка . Ему интересно ловить мячик, пинать, наблюдать, как отскакивает от пола или стен. Такие занятия развивают в ребенке ловкость, быстроту действий. Малыш учится оценивать происходящую ситуацию, координировать свои движения, чтоб поймать мячик.

Как нужно играть:

  • для развития силы броска, просите ребенка кидать мячик в стену или пол. Пусть малыш понаблюдает, как он отскакивает от поверхности;
  • покажите малютке, как можно закатывать мячик между ножек стула. Потом дайте ему тоже попробовать попасть в «ворота». Такое упражнение хорошо тренирует точность;
  • посоревнуйтесь с малышом в том, кто дальше пнёт мячик. Это тоже развивает силу удара. Поддайтесь ребенку, сделайте так, чтоб у него мяч откатился дальше. Не забудьте похвалить кроху, мотивируйте его! Это даст ему сил и уверенность в следующих своих маленьких победах;
  • пусть малютка догоняет катящийся мячик;
  • начните кидать мячик малышу, а он пусть его старается поймать. Это разовьет ловкость;
  • пусть сынок или дочка подбрасывает мяч вверх и тут же пытается его поймать. Продемонстрируйте это на собственном примере.

В таких играх должны участвовать только легкие мячи, которые не принесут вреда ребенку. Поверьте, в процессе, малыш не раз столкнется с игрушкой.

Попрыгаем

Для данного развивающего упражнения нам понадобиться маленькая скамейка. Ставим малыша на нее и предлагаем прыгнуть с нее на пол . Продемонстрируйте сначала принцип действий на собственном примере. Комментируйте то, что делаете. Когда малыш решится выполнить упражнение первый раз, придерживайте его за ручку. Так ему не будет страшно, да и не упадет в случае чего. Наставляйте его словами к действию, чтоб он пригнул ноги, оттолкнулся и прыгнул. По завершению прыжка непременно похвалите ребенка. Скажите ему, какой он молодец и как ловко справился с задачей.

Дети очень хорошо воспринимают поставленные задачи через сказочных персонажей. В этом случае, они сами хотят быть сказочным героем и превзойти в достижениях персонажа. Придумайте какую-нибудь сказку, где лисичка не умела прыгать, от чего застряла на пеньке. Начался дождик, и она промокла, так как не могла спрыгнуть. Рассказав такую сказку ребенку, предложите малышу продемонстрировать «лисичке» как нужно правильно прыгать. И вот, ваш ребенок не только умеет прыгать, но и чувствует себя героем, что помог лисичке спуститься с пенька.

Подпрыгивание

Еще один важный элемент в физическом развитии - умение подпрыгивать . Научить этому ребенка довольно просто. Опять же, надо прибегнуть к мотивационным методам. Натяните веревку на чуть большем уровне вытянутых рук малыша. На веревку нацепите различные игрушки или любимые конфетки. После этого предложите крохе допрыгнуть и дотянуться до нужного предмета.

Хождение по веревке

Растяните по прямой длинную веревку и предложите малышу пройти по ней, не оступаясь. На конец веревки можно посадить любимую игрушку, чтоб малыш дошел до нее. Когда крошка с успехом справиться с хождением по прямой, начните изгибать траекторию. Пусть теперь ходит по изгибам.

Прибираем комнату

В два года ребенок уже может различать предметы по цветам, знает их название. Поэтому, приучите ребенка укладывать все игрушки на место , называя их. Малыш будет ходить по комнате и собирать игрушки, раскладывая их. Выполняя эти действия, вы побуждаете ребенка к физической активности, одновременно приучая к порядку в доме. Ребенок осознает ответственность за чистоту и порядок в своей комнате. Комментируйте его действия, направляйте его подобными фразами: «Санечка, убери львенка! Он уже наверно соскучился по своим друзьям. И не забудь загнать машину в гараж!» Во время такого диалога, малыш будет осознавать свою важность.

Когда комната прибрана, не забудьте похвалить малютку . Скажите ему, какой он ответственный и трудолюбивый. Как хорошо он помогает мамочке.

Развитие речи

Дети могут начать произносить свое первое слово уже после полугода. Но формировать свои мысли в понятные предложения они научатся еще не скоро. В возрасте 2-х лет, ребенок уже должен уметь составлять простые предложения по типу: «Это мне дала мама! Я хочу игрушку! Хочу гулять с папой! Когда придет папа?» Как видно, речь у ребенка достаточно примитивна. Но она находится на стадии развития. В возрасте 2-4х лет ребенок узнает столько новых слов, сколько не узнает больше никогда в жизни. Этот период является основным в закладке словарного запаса.

Бывает и так, когда малыш начинает выговаривать звуки неверно, от чего его речь становится непонятной. Если вы заметили, что чадо стало шепелявить, картавить, проглатывать звуки, то обращаться к дефектологу нужно уже сейчас. Когда ребенок маленький, все его умения только формируются. А значит, любой дефект речи легче исправить именно на стадии формирования, чем в более зрелом возрасте.

Логопедические занятия

Для того, чтоб у ребенка формировалась четкая дикция, родителям следует помогать в ее развитии. Этому может способствовать:

  • логопедические упражнения на четкое проговаривание каждого звука;
  • упражнения для языка;
  • чтение стишков;
  • заучивание различных скороговорок;
  • тренировка слуха;
  • звукоподражание животным. Для большей эффективности, сводите ребенка в зоопарк. Пусть он послушает настоящие голоса животных. После похода, спросите у ребенка, кто ему больше всего понравился. Пусть попробует изобразить, как это животное говорит;
  • игры с пальчиками;
  • артикуляционные занятия.

Развитие детской моторики

Когда ребенок достигает возраста 2-х лет, он входит в период развития мелкой моторики рук . Это очень важная сфера развития, когда малыш через касательные действия познает мир. Трогая каждый предмет дома или на улице, он невольно закладывает информацию об окружающем мире себе в память. Формируется представление обо всём, что было ощупано.

На данном этапе развития ребенка, родители должны быть помощниками и спутниками в познании мира. Только мама и папа могут помочь в развитии малыша осязательными функциями.

Так как ребенок уже способен различать формы предметов и их цвета, следует задействовать эту информацию в играх. Чтоб дети, помимо осязательного контакта, могли задействовать органы зрения, памяти. Малыши должны включать сразу несколько органов чувств.

Сыпучие предметы

Очень хорошо развивают ловкость и чувствительность рук игры с сыпучими предметами . За их основу можно взять различные крупы: рис, греча, пшено, горох. Можно их покрасить пищевым красителем, чтоб малышу было еще интереснее играть. Снова показываем все на собственном примере. Демонстрируем ребенку, как красиво можно насыпать слоями рис, а на него горох, а сверху пшено. Потом даем волю ребенку.

Не страшно, если ребенок не будет пересыпать предметы, а начнет разглядывать все в руках и ощупывать. Это нормальная реакция малыша на незнакомые предметы. Когда ребенку будет уже не интересно рассматривать крупы, начните импровизировать. Достаньте поднос с широкими бортиками и насыпьте туда немного крупы. Продемонстрируйте крошке, какие рисунки можно создавать пальчиками. Хорошо, если вы возьмете руку малыша в свою и нарисуете его пальчиком круг . Как видите, во время такого занятия можно изучать и простейшие геометрические фигуры. Это очень полезна для всестороннего развития малыша.

Разноцветные пирамидки

Всеми известная и примитивная пирамидка. Разноцветные кружочки, которые надевают на торчащую палку. Чего тут необычного, сложного и интересного может быть, скажите вы. Но малыши интересуются этим очень сильно. Взяв один кружочек, они с особым старанием пытаются надеть его на пирамидный каркас . Очень хорошо будет, если вы начнете спрашивать у ребенка цвета кружков. Вот он надел первый. А какого он цвета? Пусть проговаривает поочередно каждый надетый кружочек .

Мини-версии взрослых предметов

Всем известно, как дети любят подражать взрослым . Они хотят во всем быть похожими на них и делать то, что делают они. Для таких любопытных и были созданы мини-версии взрослых предметов . Это детская кухня, детский сервиз, детский набор инструментов. Точь-в-точь, как у мамы или папы, только меньше! С такими игрушками детки чувствуют себя деловыми и взрослыми, ведь они делают то же, что и родители! Дочки с небывалым интересом играют в кухню, разливая своим игрушкам чай по маленьким кружкам. Сынки могут поиграть в собственную мастерскую, закручивать гайки и болты, как это делает папа. Девочки могут переодевать кукол, задействуя необходимые навыки.

Такие игрушки развивают не только моторику, но и готовят детей к взрослой жизни , тренируя их.

В некотором плане, кубики будут даже сложнее пирамидок. Их нужно ровно ставить и сопоставлять по рисунку, чтоб сложилась целая картинка. Покажите ребенку, как должна выглядеть правильно собранная картинка, а потом разбросайте их. Пусть попробует повторить то, что собрали вы.

Пальчиковые игры

Ныне стали продавать специальные напальчники, которые имеют форму разных зверюшек и прочих сказочных персонажей. Надеваем их на палец и начинаем проигрывать различные игровые сценки. Дайте своему ребенку пару таких вещиц, пусть тоже присоединяется к игре. Покажите ему, как можно двигать пальцами, чтоб изобразить то или иное действие игрового персонажа.

Мозаика

Для развития мелкой моторики рук очень полезна разноцветная мозаика . Мелкие частицы нужно укладывать на специальную доску. Деталь установится только тогда, когда совпадут нужные грани. Благодаря различным цветам можно составлять различные композиции. Конечно, ребенок не составит поначалу даже цветка, но это можете сделать вы. Составьте из мозаики цветочек и спросите у малыша, какого он цвета.

Естественно, предоставьте ему свободу, чтоб он собирал то, что хочет.

Лучше выбирайте ту мозаику, которая имеет большие детали. Детали поменьше лучше брать для детей постарше.

Конструктор

Конструктор для детей младшего детсадовского возраста очень полезен для развития точности, координации движения, расчета силы надавливания . Начните соревноваться с малышом, кто построит пирамидку выше. Для соревнования приготовьте разноцветные детали и разбросайте их по игровой зоне. Главное условие - каждый должен строить пирамидку только своего цвета. К примеру, у мамы красный, у дочки или сына зеленый, а у папы желтые. Малыш должен выбирать только детали своего цвета, не прибегая к использованию другого.

Упражнение такого типа формирует в ребенке цветоориентированность.

Лепка из пластилина

Для развития моторики очень полезны игры с пластилином. Непременно научите малыша играть с ним и лепить фигурки . Пусть малыш разминает и раскатывает шарики различного диаметра, а вы из них будете лепить разных зверят. Покажите, как можно скатывать «колбаску» на доске для творчества. Пусть ребенок начнет пластиковым ножичком разрезать эту колбаску.

Рисование руками

Ребятишки очень любят, когда всё ярко и можно потрогать. А теперь представьте их восторг, когда можно самому создать это «яркое» путем касания! Двухлетнему ребенку будет очень интересно поработать с предоставленными ему красками. Покажите чаду, какие рисунки можно создавать при помощи рук. После, дайте ему полную свободу - пусть рисует и смешивает все цвета, как только захочет. Главное, присматривайте за ним, чтоб эти разноцветные руки не потянулись ко рту.

Во время одного такого красочного занятия можно создать семейный «портрет» из ладошек . Мама, папа и ребенок разукрашивают свою ладонь целиком, а потом ставят отпечаток на листе. Такое произведение искусства можно смело ставить в рамку и вешать на стену! Вы только что запечатлели незабываемый момент.

Создайте свой первый семейный шедевр

С третьего года жизни игры малыша немного меняются. Он становится более самостоятельным. И родителям важно предоставлять ему больше свободы, несмотря на то, что контролировать действия ребенка все равно надо. В два года ребенок уже понимает, что такое порядок и его можно начинать приучать к чистоте.

Примеры игр:

Рисование

Если вы еще не достали кисточки, краски и цветные карандаши — то сейчас самое время это сделать. В два года дети начинают раскрашивать раскраски. Лучше всего покупать раскраски с крупными рисунками.
Насыпьте на сухой поднос манку и предложите ребенком порисовать пальчиками.

Матрёшка

Вместо матрёшки можно вкладывать одна в другую и баночки, коробочки, ведерки — любые предметы разной величины.

Доски с вкладышами

В два года можно брать доску с фигурками, различающимися по форме и величине. Другой вариант — брать сразу две доски и перемешивать фигурки, чтобы ребенок искал подходящие отверстия.

Сортировка

Нам понадобятся вещи двух различных форм или цветов. Простой вариант — смешать белую и красную фасоль и попробовать разложить по двум кучкам. Можно оформить эту игру более интересно — например, вырезать из картона капусту и грибочки — по 3-6 штук. Потом взять игрушки — овечку и ёжика. Расскажите ребенку, что овечка любит капусту, а ежик — грибочки. И попросите накормить зверюшек.

Изучение цветов

Вводить цветы в игры лучше как можно мягче. Вопрос “Какого это цвета?” сложноват для ребенка двух лет. Лучше предложить: «Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой», — и покажите красный кубик.

Спортивные упражнения

Подпрыгивание

Можно нанизывать на веревочку конфеты или игрушки так, чтобы ребенок, подпрыгнув на двух ногах, смог схватить этот предмет.

Упражнение с веревочкой

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Затем можно усложнить задание — положить веревку извилисто.

Игры с мячом

Игры с мячом очень полезны в любом возрасте. Они развивают ловкость, глазомер, учат действовать быстро и хорошо координировать движения. Можно придумывать самые разные варианты игры с мячом:
— бросать мяч и ловить двумя руками;
— ударить по мячу ногой — у кого дальше укатится;
— попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние;
— вы можете откатывать мячик вперед и предлагать малышу обгонять его;
— попробовать прокатить мяч между ножками стула.

Бусины

Возьмите шнур, подберите разноцветные бусинки. Лучше купить готовый набор с крупными бусинами. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали. Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур.

Чего не хватает?

Расставьте на столе несколько игрушек (можно начать с трех и постепенно усложнять до шести). Потом попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Можно поменяться ролями. А можно и переделать игру таким образом: “Что появилось на столе? Какая новая игрушка?”

Разрезные картинки

Найдите картинку с хорошо известным ребенку предметом или персонажем. Потом разрежьте ее на две части, попросите угадать, что это за предмет и соединить картинку. Когда у ребенка будет хорошо получаться, можно предлагать ему картинки, разрезанные на 3-4 части. Можно купить и готовые задания.

Загадки

Ты не бойся — это гусь,
Я сама его … (боюсь)

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему … (штанишки)

Кто один имеет рог?
Это толстый…(носорог)

У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок)

Апельсины и бананы
Очень любят … (обезьяны)

Не «стоять» на месте малышу помогут развивающие игры для детей 2 лет. Они направлены на совершенствование психических, интеллектуальных, социальных и физических качеств, которые к тому моменту времени уже в некоторой степени сформировались.

Как развивать ребенка в 2 года

К этому сверхответственному занятию спонтанно приступать нельзя. Сначала родителям важно проанализировать, какие навыки уже приобрел их карапуз. К тому моменту времени дети должны овладеть следующими умениями:

  • ходить;
  • подпрыгивать;
  • сохранять равновесие;
  • ударять по мячу ногой;
  • строить из кубиков башню;
  • мыть самостоятельно руки и ;
  • кушать, не пачкаясь;
  • знать до 200 слов;
  • повторять небольшие ;
  • имитировать поведение взрослых.

Развивающие занятия для детей 2 лет направлены на совершенствование таких сторон личности малыша:

  • физическая;
  • эмоциональная;
  • социальная;
  • интеллектуальная и так далее.

Игры, развивающие память

Такие задания способствуют запоминанию различного рода информации, которая отличается сложностью. Одновременно тренируется слуховая и зрительная память. В таких играх используются развивающие картинки для детей 2 лет. Эти занятия очень увлекательные. Дети 2 лет испытывают массу положительных эмоций. Развивающие игры могут быть такими:

  1. «Найди пару». Взрослый показывает крохе картинку, потом прячет ее и просит карапуза отыскать такую же.
  2. «Что на картинке?» Детям дают карточку с изображением нескольких предметов или какого-то сюжета. Потом взрослый забирает картинку и задает вопросы по увиденному.
  3. «Что исчезло?». Мама раскладывает на столе игрушки или игровые карточки, потом убирает что-то одно и просит ребенка сказать, что исчезло.
  4. «Мои приключения». Вечером или следующим утром взрослый может попросить кроху рассказать, что он делал на детской площадке или в парке.

Игры, развивающие мышление

Эти логические задания помогают детям 2 лет сравнивать предоставляемую им информацию, анализировать ее и устанавливать элементарные закономерности. Умения, приобретаемые благодаря таким развивающим играм, в дальнейшим помогут детям решать сложные школьные задачи и справляться с житейскими тяготами. Такие задания учат рассуждать и самостоятельно делать заключения. Вот какие развивающие игры для детей 2 лет могут использоваться:

  1. «Пазлы» – они могут состоять первоначально из 2-4 элементов;
  2. Сортирование предметов по признакам – по размеру, цветовому соотношению, форме, типа материала, из которого изготовлены;
  3. «Кто чем питается» – для такой игры детям 2 лет понадобятся специальные развивающие карточки;
  4. Сопоставление понятий – много-мало, высокий-низкий, мягкий-твердый и так далее;
  5. Загадки – малыш должен по описанию узнавать предмет или животное;
  6. «Часть и целое» – суть таких зданий состоит в том, чтобы по фрагменту (хвост, лапа, хобот или что-то другое) дети узнали, кто перед ними.

Игры, развивающие внимание

Эти задания потребуют от детей 2 лет усидчивости. К тому же они научат крох концентрироваться на конкретном объекте. Развивающие игры для детей на внимание могут быть следующими:

  • «прятки»;
  • «найди по силуэту предмет»;
  • «отыщи пару»;
  • «какой кусочек откололся от картинки»;
  • поиск предметов – по 1-му или 2-м признакам;
  • «найди такой же узор» и так далее.

Игры, развивающие речь


Такие увлекательные занятия направлены на обогащение словарного запаса карапуза. Первоначально взрослые столкнуться могут с тем, что малыш отвечает «детским языком». Психологи и логопеды сходятся во мнении, что все крохи, начавшие постигать развивающие игры для детей 2 лет, проходят этот этап. Через время они уже начинают отвечать по-взрослому.

Игры, развивающие речь ребенка в 2 года, могут быть такими:

  1. «Вопрос-ответ». Взрослый в упрошенной форме расспрашивает малыша, что он видит на картинке.
  2. Обсуждение прочитанного – стишка, сказки, рассказа.
  3. Обучение использования в речи эпитетов. Нужно помочь малышу не просто упоминать какие-то предметы, рассказывая, что видит на картинке, а описывать их.
  4. «Сказочник». Ребенок 2 лет вместе со взрослым пытается пересказывать короткие истории.
  5. Изучение с малышом предлогов, наречий и местоимений.
  6. Прослушивание песен и сказок.
  7. Знакомство с новыми предметами. Важно не просто называть их, а показывать, из каких элементов состоят, для чего нужны и так далее.

Развивающие игры для детей 2 лет дома

Для таких увлекательных занятий могут использоваться покупные наборы или подручные средства. Крохам очень нравятся такие игры. Направлены они могут быть на развитие различных навыков и способностей детей. Очень нравится малышам 2 лет лепка. Такие развивающие занятия для детей могут включать следующие упражнения:

  • раскатывание ;
  • игра с тестом;
  • работа с пластмассовым ножом;
  • лепка фигурок из пластилина либо теста.

К тому же развивающие занятия для детей 2 лет дома могут включать в себя рисование. Сначала кроха осваивает выполнения простых линий: дорожек, прямых и волнистых. В этом же периоде дети учатся правильно подбирать цвета: если рисуют солнышко – желтый, траву – зеленый, море – синий и так далее. К тому же ребенок во время таких занятий осваивает работу с кисточкой.

Также развивающие игры для детей 2 лет стимулируют мелкую и общую моторику. Они могут включать в себя такие занятия:

  • застегивание липучек;
  • пересыпание круп;
  • лепка;
  • аппликации;
  • взбивание венчиком мыльной пены;
  • собирание воды губкой;
  • сминание бумаги;
  • игра с прищепками;
  • составление узоров при помощи макаронных изделий, круп;
  • перекладывание бусинок пинцетом.

Развивающие компьютерные игры для детей 2 лет


Между бабушками-дедушка и родителями не утихают споры по поводу того, можно ли в таком возрасте сидеть у монитора. Люди старой закалки считают, что лучшие развивающие игры для совершенствования навыков детей 2 лет – это беготня во дворе. Такую точку зрения они аргументируют тем, что у компьютера зрение падает, осанка портится, да и ребенок становится нервным. Однако если подойти с умом к такому развивающему занятию, все эти последствия пожинать не придется.

У малыша должны быть установлены временные ограничения пребывания у компьютера. К тому же родителям следует ответственно отнестись к тому, какую игру запустить чаду. Существуют развивающие программы для детей 2 лет. Их суть заключается в том, что крохе нужно перевернуть картинку, достроить домик, собрать или найти того, кто спрятался. Такие занятия очень увлекательные.

Развивающие настольные игры для детей 2 лет


К этому возрасту ребенок уже способен воспринимать элементарные правила и может манипулировать предлагаемыми ему предметами. Однако домашние развивающие игры для детей 2 лет несколько отличаются от тех настольных карточек, что предусмотрены для малышей постарше. Можно выделить 3 основных различия:

  1. Простота правил.
  2. Игра заканчивается раньше, чем успевает надоесть непоседе.
  3. Все элементы выполнены из натурального прочного материала.

Различают такие познавательные пособия:

  • развивающие игры для детей 2 лет - раскраски;
  • карточки для изучения транспорта, времен года, профессий и так далее;
  • игра «продуктовый магазин»;
  • карточки «съедобное-несъедобное»;
  • пособие «учим время» и другие.

Развивающие подвижные игры для детей 2 лет


Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.

Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет

В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.

Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии

Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.

  • Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
  • Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
  • Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
  • Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
  • Хороводы и танцы;
  • Игра в прятки или жмурки;
  • Зарядка игровая или со стихами;
  • Катание на велосипеде, самокате или беговеле;

Игры на развитие мелкой моторики

У нас на блоге уже есть отдельная статья — , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.

Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!

  • Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
  • Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
  • Играем с различными вкладышами и сортерами;
  • Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
  • Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
  • Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
  • Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
  • Играем , кубиками, блоками, ;
  • Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.

Творческие занятия с детьми от года до трех

  • Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
  • Лепим из пластилина или теста;
  • Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
  • Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
  • Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
  • Собираем и делаем поделки из природных материалов;
  • Учимся обводить различные предметы и формы;
  • Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.

Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры

  • Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
  • Играем в магазин;
  • Играем в парикмахерскую;
  • Играем во врача;
  • Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.

Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем

  • Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
  • Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
  • Играем в домино и лото;
  • Собираем пазлы и разрезные картинки;
  • Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.

Читаем, считаем и развиваем речь

  • Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
  • Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
  • Читаем и учим детские стихи;
  • Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
  • Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
  • Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.

Изучаем с малышами окружающий мир

  • Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
  • Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
  • Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
  • Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
  • Ходим гулять и кормить птиц;
  • Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
  • Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
  • Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
  • Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
  • Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
  • Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
  • Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
  • Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
  • Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.

Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂