История возникновения макияжа урок. История макияжа: от древности до наших дней. ХХ век: захватывающая история мейк-апа

Каждое утро женщины проводят перед зеркалом десятки минут, чтобы выглядеть привлекательнее и красивее. Но мало кто задумывается о том, откуда пришла к нам мода "красить лицо". И напрасно.

История макияжа насчитывает тысячелетия. Изначально, в первобытном обществе, макияж носил ритуальный и вполне функциональный характер, а пользовались им в основном мужчины - с его помощью выделяли вождя племени, воина, устрашали врагов. Но вскоре он начал выполнять функцию, которая стала его основной: делать людей привлекательнее. Французы любят говорить: «Чтобы быть красивой надо родиться красивой, а чтобы казаться красивой - надо страдать».

На протяжении всех веков человеческой цивилизации красота женского лица была, возможно, самой важной и изнурительной заботой прекрасного пола. Лицо белили и румянили, подставляли под солнце или, наоборот, держали в тени, выщипывали ресницы или, напротив, наклеивали их, рисовали большие и страстные губы или совсем маленькие - «сердечком», открывали лоб и сбривали до пяти сантиметров волосы над ним или упорно прятали лбы под густыми, непроницаемыми челками, обрамляли лицо женственными локонами или мальчиковыми стрижками, ценили упитанные, раздутые щеки или пытались получить на них загадочные ямочки и для этого вырывали коренные зубы, предпочитали карие глаза или вставляли сиреневые линзы - вот перед Вами очень краткий перечень внешних изменений канонов красоты лица. А чтобы соответствовать им, одним из самых важных и традиционных методов трансформации внешности была и есть декоративная косметика, иначе говоря, грим и макияж.

Он родился очень давно, в незапамятные доисторические времена. Самым первым был грим не только лица, но и всего тела, что носило ритуальный или религиозный характер. И сегодня некоторые африканские, океанские и южноамериканские племена и народности сохраняют эту традицию, возраст которой насчитывает несколько тысячелетий. Конечно, тогда мало думали о декоративном аспекте, такого грима - было важнее испугать, поразить, повергнуть в смятение соперника или врага, внушить уважение, ужас, обожание, близкое к обожествлению. Племена Нуба в Судане и Криапо в Бразилии, а также жители новой Гвинеи до сих пор имеют самый творческий, можно сказать первородный, ритуал макияжа.

Родиной косметики считается Древний Восток, где искусство украшения лица и тела достигло высокого развития, но само слово "косметика" происходит от греческого "kosmetike", что означает искусство украшать. Представление об украшении лица и тела у каждого народа было своеобразным. Так, индейцы майя использовали красную мазь с добавлением очень липкой смолы стиракса. Этой смесью они смазывали особый брусок, вроде мыла, с вырезанными на нем узорами, натирали им грудь, руки, плечи. Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко.

Искусством изготовления косметических средств владели в основном жрецы. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), используя для этого специальные вещества, а менее богатые использовали простые "народные" средства. Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им была хорошо известна помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты арсенала современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время). В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра.

Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи лица использовала мазь, основным компонентом которой был размельченный крокодилий помет вместе с белилами.

К периоду Древнего Египта относится первый известный нам сборник косметических рецептов, составленный царицей Клеопатрой. Подтверждением моды на косметику служит и то, что в древнеегипетских захоронениях найдено множество сосудов для благовоний и красок, ступочек и пестиков для их приготовления - рядом с усопшей клали не менее семи видов масел и двух сортов притираний. Греческая мифология приписывает изобретение косметических средств богине Афродите, а их распространение - Елене Прекрасной. Гречанки не только чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой, а губы и щеки румянили с помощью сурика. Позже богатые римлянки красили веки золотистой краской и подводили брови углем. В Древнем Риме существовали так называемые "косметы" - рабыни, украшающие тело и лицо женщин Древнего Рима.

Отношение к косметике в Средние века менялось от века к веку. Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе все плотское считалось "от дьявола" и изгонялось - в том числе, разумеется, и косметика. Однако известно, уже в Древней Италии в I-IX веках было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии и центром его был город Капуя (близ Неаполя). Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады. Из Италии искусство косметики распространилось во Францию. Интересно, что в 1190 году король Филипп-Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, "кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия". В то время считалось модным "малевать" лицо, руки, шею - это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что для этого часто приглашали художников. Вместе с тем общая гигиена была не в почете - голова и даже руки мылись довольно редко.

Позже - в эпоху Людовика XVI - было принято покрывать лицо очень толстым слоем пудры - таким, что он осыпался как штукатурка. Особенно красивой считалась такая кожа, через которую просвечивали сосуды - и поэтому жилки на лице порой рисовали поверх белил, а пудру не снимали по несколько дней. Так же неумеренно пользовались и румянами. Популярными были черные мушки, изготовлявшиеся из шелковой ткани в форме небольшого кружочка или какой-либо фигурки. Из наклеивали на лицо, шею, грудь, причем каждая мушка имела определенное значение. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность.

Мода проникла и в Россию. Получили распространения румяна, грим, пудра, белила и др. На Руси для освежения кожи делали массаж с мазями, содержащими экстракты лекарственных трав; женщины из состоятельных семей обязательно накладывали на лицо румяна, специальные белила, сурьмили брови. Только в середине XIX века появились большие предприятия, выпускающие косметические и парфюмерные средства. Содружество медиков, химиков, фармакологов и физиологов способствовало рождению новой науки - косметологии. Постепенно косметика перестала быть только искусством украшения - она стала включать в себя и гигиенический уход за кожей, волосами, ногтями, а также лечение ряда косметических дефектов.

В настоящее время различают медицинскую и декоративную косметику. Первая изучает и разрабатывает методы профилактики и лечения косметических дефектов различного происхождения и подразделяется на профилактическую, лечебную и хирургическую или пластическую. Профилактическая косметика, пожалуй, наиболее важна, поскольку предупредить старение и заболевание кожи значительно легче, чем потом лечить. Она направлена то, чтобы сохранить естественную красоту человеческого тела. Чистота и аккуратность - спутники красоты, поэтому навыки гигиенического ухода за собой надо развивать с девства.

Очень важно научиться с юности сохранять свежесть кожи, красоту волос, белизну зубов и пр. Лечебная косметика включает предупреждение и устранение неблагоприятных изменений кожи, косметических дефектов и заболеваний консервативными методами. Неблагоприятные изменения кожи обычно связаны с возрастом и проявляются потерей упругости, эластичности и мягкости кожи, ее истоньшением, изменением цвета, поредением волос и пр. При неправильном уходе за кожей лица и шеи довольно рано могут появиться морщины, чему способствуют ветер, мороз, солнце, длительное переутомление, болезни, злоупотребление алкоголем, курение. У молодых людей они часто появляются из-за привычки морщить лоб, щурить глаза, а так же вследствие неумеренного применения средств декоративной косметики.

Хирургическая или пластическая косметика стала развиваться в нашей стране сравнительно недавно. Косметические операции производятся с целью устранения некоторых внешних дефектов (морщин на лице, пигментных пятен), исправления формы носа, губ, век, ушных раковин, молочных желез и и др. При этом используют принцип кожной пластики, применяют различные костные и хрящевые трансплантаты. Декоративная косметика подразделяется на бытовую и театральную. Бытовая - это применение различных средств с целью скрыть или сделать менее заметными некоторые дефекты (например, жирность кожи, мелкие рубцы, красноту щек или носа), или оттенить, подчеркнуть какие-то черты лица. В декоративной косметике используется специальный уход за кожей лица и шеи (массаж), уход за ногтями рук (маникюр) и ног (педикюр). К средствам декоративной косметики относятся: всевозможные кремы, пудры, румяна, губная помада, тушь для ресниц, карандаши и краска для бровей. Умение пользоваться косметическими средствами - своего рода искусство, которым необходимо овладеть каждому человеку. Театральная косметика с помощью гримировальных красок позволяет очень сильно менять облик актера, в зависимости от исполняемой им роли.

Натуральный, или, как его еще называют, естественный макияж подходит всем, это идеальный вариант для дневного мейка. И его основная задача – скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства.

1. Очень важно, чтобы оттенок тонального средства совпадал с оттенком кожи на шеи, в противном случае возникнет эффект маски на лице.

2. После нанесения тона лицо немного теряет свой естественный рельеф, поэтому нужна светотеневая коррекция скул и висков. Удобнее всего делать ее немного скошенной кистью . Можно использовать как специальный корректор, так и матовые тени, оттенок которых совпадает с оттенком кожи на тех участках, где на нее ложится естественная тень.

3. Если лицо округлое, то светотеневую коррекцию скул нужно делать более диагонально,таким образом лицо будет казаться более вытянутым. Если же лицо, наоборот, вытянутое, удлиненное, то тогда движения кистью должны быть более горизонтальными. И не забывайте тщательно растушевывать границы!

4. В макияже глаз начинайте с самых светлых теней. Главное правило: светлыми тенями подчеркиваются наиболее выпуклые участки, а все впадины – затемняются более темными. Например, если нанести немного светлых теней под бровь – это «поднимет» ее и сделает взгляд более открытым. А чтобы визуально увеличить глаза, нужно нанести немного теней в складку верхнего века и над ней и тщательно растушевать по направлению к брови и виску.

5. Чтобы не возникло эффекта «падающих глаз», затемняйте внешние углы, держа глаза открытыми. Там вы будете хорошо видеть, в каком направлении растушевывать тени.

6. Если глаза круглые, то накрашенные тушью нижние ресницы только подчеркнут это. И, соответственно, накрасив тушью нижние ресницы, вы зрительно «распахнете» узкие глаза.

7. Финальный штрих в макияже глаз – расставление бликов. Для этого удобно использовать перламутровые рассыпчатые тени. Блики ставятся под бровями, на середине подвижного века, на самых выступающих участках наверху скул, во внутренних уголках глаз (если глаза широко поставлены, последнего делать не следует). Главное не переборщить с перламутром и тщательно растушевать тени.

8. Для натурального макияжа очень хорошо подходят розоватые румяна, придающие лицу «свежесть». Наносите их на выпуклые части щек, чтобы определить точное место, нужно просто слегка улыбнуться.

9. Завершение – макияж губ. В повседневном нейтральном макияже можно просто обойтись блеском натурального оттенка.

Благодарим салон красоты «Даниэль» на ул. Лебедянская, 38 за помощь в организации съемки .

Французы любят говорить:
"Чтобы быть красивой - надо родиться красивой,
а чтобы казаться красивой - надо страдать."

На протяжении всех веков человек пытался стать красивее с помощью косметики, и это было для него самой важной и изнурительной заботой. С развитием человеческого общества косметика постоянно видоизменялась под влиянием объективных и субъективных причин, а также со сменой эпох менялись и эстетические идеалы. То, что в одно время считалось прекрасным, в другое было примитивным, а иногда даже безобразным.

Искусство украшать себя уходит корнями в далекое прошлое:

1) Доисторическая эпоха.
Истоки эстетики восходят к доисторической эпохе, об этом позволяют судить дошедшие до наших дней предметы обихода, произведения искусства, предметы материальной культуры. Они помогли узнать, как выглядели люди, жившие в прошлые эпохи. Уже тогда стремление выглядеть привлекательно было велико. Идеалом женской красоты являлся символ- способность к деторождению. В пещерах ледникового периода археологами были найдены: карандаши губной помады, палочки для окрашивания глаз и бровей, стержни для татуировки, острые раковины для накалывания узора на лице и теле. Во время празднеств, рождения ребенка, сбора урожая, религиозных ритуальных церемоний и обрядов, военных походов первобытные люди окрашивали свое тело и лицо примитивными красителями: цветными глинами и мелками, древесным углем, соком трав и листьев. Жиром животных натирали тело, предохраняя кожу от холода и жары.

2) Древний Египет.
Ряд археологических и этнографических памятников свидетельствует о том, что в Египте косметика была известна уже за 2000 лет до нашей эры. Древний Египет был не только кастовым, но и эстетически совершенным государством. Декоративная косметика была доступна только для цариц и фараонов, а также для их бальзамирования. Правившие в Египте фараоны выбирали себе в жены не только знатных, но и красивых цариц, обожавших грим. Фрески и раскрашенные известняковые скульптуры, а также деревянные саркофаги донесли до нашего времени образы древнеегипетских красавиц это царица Нефертити и царица Клеопатра, именно им удалось добиться наибольшей красоты и поразить нас великолепием макияжа. Так, например, царица Клеопатра написала книгу о косметике "О лекарствах для лица", а почти 1000 лет назад написал книгу "Канон врачебной науки" ученый Ибн- Сина (Авиценна), в которой вопросам косметики он уделил серьезное внимание и разработал более 500 рецептов, среди них лекарственные средства, применяемые с косметической целью (по устранению болезней кожи, мышц).

В конце 80- х годов учение Института прикладной технологии национального совета научных исследований Италии восстановили около 200 рецептов по косметике, некоторые из них можно применять и сейчас, т. к. компоненты не устарели, также были обнаружены остатки парфюмерной Фабрики царицы Клеопатры. Среди находок - ручные жернова для растирания трав и растений, косметическая утварь: котлы, горшки для кипячения и варения составов и настоев (иные из них до сих пор хранят остатки притираний мазей), ложечки и лопаточки, ступки и пестики для отмеривания, смешивания, перемалывания цветных порошков, украшенные орнаментом футляры для красительных палочек, амфоры, флакончики с ароматическими веществами, а также отделанные драгоценными камнями кувшины из под духов, металлические зеркала, и даже парикмахерские инструменты из редких пород дерева и полудрагоценных камней - гребни и щипцы для завивки, ножи для бритья, расчески, бигуди.

Существовали и в Египте "Институты красоты", массажистки, торговцы гримом (флакончики от которого, а также и коробочки от румян, хранятся сейчас во многих музеях мира), нанесение мазей на тело египтяне довели до высокого искусства, в том числе и врачебного. Основой всевозможных припарок, натираний, бальзамов, мазей, минеральных красителей, благовоний служили: смолы, тертый малахит, сульфид сурьмы, терракот, растения, полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость, кости и внутренности разнообразных животных, а также для питания, дезинфекции кожи и защиты ее от солнца использовался воловий и овечий жир, оливковое, кунжутное, касторовое масла. Для обретения мягкой, гладкой кожи без морщин египтянки пользовались кремом на основе тертого мела. А с неприятным запахом изо рта боролись при помощи сосательных конфеток из пастилы из мирры, ягод можжевельника, изюма, клея из бараньего рога и ладана. В трех дошедших до нас египетских папирусах упоминается рецепт "превращения старика в двадцатилетнего юношу" путем устранения и маскировки неблагоприятных признаков возраста, и приводится состав мазей, рекомендуемых для "придания суставам большей гибкости". Огромное значение придавалось и личной гигиене, например, Клеопатра применяла ванны из смягчающего кожу молока ослицы.Косметические средства обладали лечебными и декоративными свойствами. Их употребляли все слои населения, а искусством изготовления занимались шаманы, знахари, жрецы. Египтяне превратили процесс нанесения косметики в целый ритуал. Они следовали требованиям тогдашней моды, прибегали к искусственным изменениям форм: расширяли губы, удлиняли уши и т. д. Египтяне знали секреты приготовления ярких, иллюминированных, светящихся красок, которые получали из раковин или морских моллюсков. Рецепты приготовления порошков, придающих коже матовость и скрывавших естественные дефекты и недостатки кожи, хранили в глубокой тайне. Египтянки окрашивали глаза черными порошками "косметикой", подбровное пространство покрывали медным купоросом или мелкотертым малахитом, также, чтобы подчеркнуть верхнее веко мужчины и женщины пользовались смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. Такая краска для век (репеллент) придавала глазам не только большую, красивую миндалевидную форму, но и применялась как средство для отпугивания насекомых, служила лекарством от нагноения глаз и от трахомы. Пользовались египтянки и белилами для придания лицу бледности, для щек применяли оранжево- красные румяна, изготовленные из сырья растений и кустарников, также румянились и красили губы порошком из красной глины, ладони, ступни и ногти на руках и ногах покрывали розовой хной. Смывали грязь пеплом, толченым кирпичом или мелким песком.

В силу серьезного отношения к ритуалам в Древнем Египте гримировались не только живые. Ежедневно с благоговейной тщательностью украшали косметикой статуи богов. Также поступали с теми, кто отправлялся в мир иной. Для макияжа покойных и умащения их благовониями существовали специальные сосуды, мази и гримерные принадлежности.

Из Египта косметика проникла в Грецию, а позднее в Рим.

3) Древняя Греция- культ красоты.
Само слово «косметика» идет от греков, оно означает «порядок» или «приведение в порядок». Этот термин толковался, как искусство поддерживать здоровье, совершенствовать красоту тела и исправлять недостатки. Древняя Греция была цивилизацией красоты, ее влияние на более поздние западные культуры оказалось столь велико, что культура и искусство сформировали так называемый классический идеал красоты. В отличие от Египта стремление к красоте здесь разделяли все слои общества. Также греки распространили в Европе множество косметических средств и рецептов, а также культ тела и бани и понятия о красоте. Наибольшее внимание уделялось уходу за телом. Женщины и мужчины занимались спортом, т. к. каноны греческой эстетики не допускали ни пышных форм, ни объемной груди. Пристрастия по уходу за телом материализировались в банях. Банной процедуре предшествовали разнообразные физические упражнения. Важную роль здесь играл и массаж тела. Греческие философы признавали красоту одной из доблестей человека, полагая, что красота и здоровье - главные достоинства, а благосостояние относили на третье место.

Косметика в Древней Греции и Риме была обязательным дополнением костюма. О разнообразных косметических средствах упоминается во многих древнегреческих памятниках, в том числе и в «Одиссею» Гомера. Также о секретах женской красоты говорят сведения отца Медицины Гиппократа, который утверждал, что красоту можно сохранить с помощью умеренного питания, соблюдения диеты, массажа, занятием спортом и активного отдыха. Сохранились и изображения гречанок и римлянок за совершением туалета.

Грим в Греции и Риме был умеренным, человечным, т. к. чрезмерное употребление косметики являлось уделом публичных женщин, которых было много в Древнем Мире. Рождение христианства умерило страсти и приучило женщин совсем не украшаться и избегать тщеславного соблазна, быть красивой душой и сердцем, а не губами, считавшимися исчадием порока. Но, тем не менее, именно грекам мы обязаны появлением белой пудры на основе свинца, которой пользовались вплоть до 19 века. Ее накладывали толстым слоем на лицо, и она придавала человеку томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия кожных заболеваний, хотя свинец, в конце концов, довершал разрушения, причиненные недугом. Основу макияжа гречанок составляли черная и голубая краски для глаз, щеки румянили кармином, губы и ногти окрашивали в тон, употребляли огромное количество белил, пудры для плеч и рук, лица, порошки для ресниц и глаз, духи. Ароматические эссенции, духи, цветочные масла помещали в керамические изящные флаконы. Полированные бронзовые зеркала были предметом роскоши и стоили очень дорого. Косметические средства хранились в красиво расписанных сосудах, которые часто являлись произведениями искусства. В Древней Греции не только женщины, но и мужчины следили за своей внешностью.

4) Рим- продолжение эстетических традиций Древнего Египта и Греции.
В разные периоды развития Римского государства, особенно во времена Империи, на косметические товары тратились баснословные суммы денег. Благодаря торговым связям с Египтом и Средним Востоком, в Рим стекалось огромное количество экзотических белил, теней для век, средств для удаления или окраски волос, кремов, втираний и экзотических мазей. Особенно ценились порошки и мази, которые якобы придавали коже отблеск золота, привезенные из Египта. Им приписывали магические свойства. Таким образом, казна пустела и денежные средства таяли, Римский Сенат, чтобы остановить утечку денежных средств, ограничил ввоз парфюмерных товаров извне. Римский ученый Плиний старший писал, что Индия, Китай, страны Аравийского полуострова, по самым скромным подсчетам, выкачивают из римской казны ежегодно сто миллионов сестерций.

Все римляне хотели выглядеть привлекательно и стремились к этому, заботясь о своей внешности. Однако в противоположность Греции единого идеала красоты не существовало. В римских парфюмерных лавочках продавались ароматические средства, предназначавшиеся для мужчин и женщин. Плиний старший описал многие косметические средства, популярные у римлян: мыло для окраски волос в рыжий цвет, свинцовые белила для лица, лосьон из миндального масла с молоком, зубной порошок из измельченного рога и пемзы. А для борьбы морщинами Плиний рекомендовал помаду из льняного масла с жиром, извлеченным из бычьей ноги. Для кожи, тела и лица имелись масла пальмового дерева, для рук - мятные масла, для волос - мази из эфирно- масличного растения майорана. Римские женщины натирали лицо, спину, груди и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами для придания коже белизны. Румянец на щеках наводили с помощью винных дрожжей и охры. Глаза и брови подводили специальными черными карандашами, грифелями, сажей. Для наведения всей этой красоты римляне держали специальных рабов. Также римлянки прибегали к народным средствам. На ночь они обкладывали свои щеки печеным хлебом и во время утреннего туалета, служанка, в первую очередь удаляла с хозяйки приставший хлеб. Затем лицо омывалось молоком ослицы, которому приписывалась сила, сохраняющая красивый цвет кожи. По свидетельству Плиния, некоторые римлянки обмывали свое лицо до семидесяти раз в день.

В Римской империи все были одержимы истиной, мужчины наравне с женщинами собирали косметические рецепты. Древнеримский врач Гален осчастливил красавиц своим знаменитым кремом, рецепт которого, положил начало косметической рецептуре. Кольдкрем Галена представляет собой ароматизированную эмульсию воска и спермацета в равных количествах и какого - нибудь масла, обычно миндального. Римляне сохраняли свои мази в алебастровых горшках или роговых склянках.

Также древние римляне часто прибегали к использованию сильных отбеливателей и красок для волос, и частенько оказывались лысыми. Однако прежде чем светская дама вынуждена была надеть парик, она зачастую пыталась поправить дело с помощью пикантных бальзамов и притираний из обычного навоза. Римлянки буквально были помешаны на белокурых волосах. Для прически использовали материалы и драгоценности.

Также большим спросом пользовались духи, но они были совершенно не такими, какими мы привыкли их видеть. Функции духов выполняли мази. Любимым ароматическим веществом полководца Гай Юлия Цезаря были твердые духи - мазь «Телиум», изготовленная из оливкового масла и цедры апельсинов особого сорта. Духи добавляли в дорогие вина, обрызгивали арену цирка, сцену в театрах. Император Нерон израсходовал на похороны своей жены огромное количество духов, душистых порошков, смол, эссенций. Богатые матроны имели специальные несессеры («женский мир»), содержавшие краски, инструменты для косметики. До нашего времени дошли язвительные сатиры римских поэтов Овидия, Горация, Лукиана, которые высмеивали римских матрон за чрезмерное увлечение косметикой.

Также косметика в Риме была тесно связана с гигиеной всего тела. Были созданы первые широко известные общественные бани: каракаловы бани на 1600 человек, еще более крупные диоклетиановы термы на 3000 человек, а также существовали солярии. Древнеримские бани (термы) были своего рода клубами, и римляне могли не выходить из них целыми днями там им прислуживали специальные рабы. Воздух терм был пропитан ароматом. Рабы специализировались на отдельных процедурах: баня - рабы косметы, которые натирали тело ароматическими составами, делали массажи, лечебные составы и души. Тонсоресы - стригли и брили, т. к. они были обучены мастерству парикмахеров и брадобреев. Были и мастера, выполняющие макияж и создающие одежду, они, как правило, обслуживали римлян, не имеющих собственных рабов.

Культ ванны цвел пышным цветом и любой уважающий себя римлянин или грек обязательно строил ванну. Аристократам уже мало было холодной или теплой воды - в моду вошли благовонные ванны. Калигула и Нерон купались в благовонных маслах, и египетская царица Клеопатра и известная римская красавица Поппея. ставшая второй женой императора Нерона, систематически принимала ванны из ослиного молока в надежде избавиться, таким образом, от морщин. Даже во время путешествий Поппею сопровождал обоз из 500 ослиц. По всей видимости, белковые вещества в натуральном молоке были незаменимы. Поппея - была первой женщиной в истории, явившаяся автором косметических рецептов.

5) Византия.
Византия постепенно, благодаря близости Востока, стала возвращать моду на декоративную косметику. Среди константинопольских красавиц особенно известна была легендарная императрица Теодора, в прошлом актриса цирка, понимавшая толк во внешних эффектах. Но вот только волосам в Византии отводилась минимальная роль, их постоянно прятали под вуаль мафор, что сохранилось в Европе и в средние века, вплоть до эпохи Ренессанса.

6) Средние века - упадок эстетики.
Женщина средневековья испытывала на себе последствия эпохи отмеченной суровостью нравов, бесконечными войнами повальными эпидемиями. Полчища крестоносцев, возвращаясь из аравийских земель, привезли в Европу восточные косметические средства и среди них освежающую розовую воду, которая приготовлялась из лепестков розы по особому рецепту. Тонкий, приятный аромат навевал воспоминания о прекрасном цветке. Профессор анатомии Генрих Мондвил в книге по косметике, созданным им для знатных особ в 1306 году, писал о влиянии ароматических средств на общее состояние человека, уверял в их волшебной силе. Также крестовые походы познакомили, рыцарей и их спутниц с мусульманским и арабским гримом - насурьмленными пышными бровями, подведенными глазами, темным ртом и даже раскраской рук и ног, что и сегодня сохранилось в странах Магриба.

Одним словом эти войны породили контакты и обмен с другими культурами. В результате в обиход вошли, несмотря на строгие запреты церкви, новые способы нанесения грима и рецепты косметических средств. Появился первый туалетный столик- бюро. С течением времени привычки по уходу и гигиене тела все более ослабевали, духи с сильным ароматом все чаще стали служить заменой элементарной гигиене тела.

7) Эпоха Возрождения - новый расцвет эстетики.
Вслед за средними веками приходит эпоха Возрождения - эпоха, в которую эстетические ценности преданные забвению со времен средневековья, получают новое развитие- это период расцвета итальянского искусства, процветание меценатов, утверждение философской концепции человека, как «человека целое» без специализации. Эстетика достигает небывалых вершин утонченности во всех сферах творчества, красоты становится всеобобщающей, а потому и женская эстетика становится частью гармонии, охватывающей жизнь Италии в эпоху Ренессанса, эта страна превращается в Европейский центр элегантности. Новые веяния в моде, в искусстве красоты и эстетики распределились за пределы Италии, и их влияние сказывалось при дворах Европы. В 16 веке монахи в церкви Сайта-Марио-Навелло во Флоренции создают первую крупнейшую лабораторию по производству косметических и лекарственных средств.

Идеалом красоты знатных итальянских дам было тело весьма округлых форм, большой открытый лоб, чуть заметные брови и кожа беловатого оттенка (избегали загара), белокурые волосы были синонимом хорошего вкуса, и чтобы сделать их такими приготовляли самые невероятные смеси из экстрактов. В этот период во Франции и Италии появились первые трактаты по искусству красоты и косметики.

Итальянским монахом А. Фиренцуолой был составлен трактат о женской красоте. Он писал, что лоб должен быть в ширину больше в два раза, чем в высоту; со светлой гладкой кожей и не слишком узкими висками. Брови темные, шелковистые, более густые к середине; белок глаза синеватый, глаза - достаточно велики и выпуклы, веки и глазные впадины должны иметь белую кожу с едва заметными жилками, а ресницы - не слишком темные, губы должны быть не слишком тонкие и красиво лежать одна на другой. Зубы не слишком острые, цвета слоновой кости. Шея белая и скорее длинная, чем короткая, плечи широкие и т. д.

Итальянская живопись 16 века Рафаэля, Леонардо да Винчи, Веронезе, Тициана дает возможность любоваться красавицами, которые соответствовали идеалу красоты, описанному в трактате. В городах- государствах Италии- Риме, Неаполе, Флоренции - возникали специальные парфюмерные лавочки, где продавали всевозможные средства «для поддержания красоты», но часто в них входили ядовитые компоненты. Известно было более 300 косметических рецептов. В косметике преобладали красный и белый цвета. Подкрашивание лица стало большим искусством, владеть которым должна была каждая женщина. Особую виртуозность в деле раскрашивания лица выказали - флорентийки. Даже почтенные матроны по праздникам прибегали к этому искусству. Миланская герцогиня Екатерина Сфорца написала трактат, который ознакомил с правилами наложения красок и приемами гримирования. Как у женщин, так и у мужчин красивым считался открытый высокий лоб. Поэтому прибегали к выщипыванию бровей и даже ресниц, чтобы не нарушать плавности линий, соответствуя моде.

Екатерина Медичи интересовалась всем, что касалось эстетики, она много времени уделяла изучению мазей и сочетаний кремов. Позднее став королевой Франции она увезла с собой лучших из парфюмеров Флоренции. Именно она и ее ближайшая подруга первыми открыли Институт Красоты.

Таким образом, Ренессанс, родившийся в Италии, вернул интерес к человеческой плотской красе, которая стала носить достаточно эротическое начало в 16 веке с появлением корсетов, которые смогли приподнять аппетитные груди и затянуть талию. Но, несмотря на происходящие перемены, личная гигиена все еще оставляла желать лучшего. Королеве Маргарите Валуа (Марго) всякий раз стоило неимоверных усилий расчесать волосы, поскольку делала она это не часто, и руки мыла раз в неделю.

8)Барокко.
Барокко любило плоть. Об этом можно судить по огромной серии полотен Рубенса, где он запечатлел образы пышущих здоровьем дам, любивших выпить, покушать и заняться любовными утехами. В моду вошли красные румяна, цветущий вид, здоровый цвет лица. Даже духи, следуя барочной традиции, стали иметь «кухонные запахи» рыбы, мяса, фруктов.

9) Дальний Восток.
Косметика развивалась главным образом в южных странах - Персии, Индии, Аравии, Южной Америке, Китае, Японии и Корее, здесь присутствовала утонченная фантазия в эстетике. Применялись всевозможные средства, чтобы скрыть типичный желтоватый оттенок кожи.

Древняя Персия.
В Персии изготавливались самые различные косметические средства: благоуханные масла, мази, пудры, краски и т. д. Также большое значение придавалось уходу за кожей не только лица, но и всего тела. В условиях жаркого климата люди старались защитить ее от солнца. Женщинам привилегированных сословий в течение шести месяцев и более производились мирровые и бальзамовые втирания и омовения молоком и ароматическими веществами, т. к. возможно, что уже тогда люди предполагали, что натирания тела различными эфирными маслами помогает коже отражать солнечные лучи и предохраняет ее от ожогов, укусов насекомых, а также способствует красивому темному и ровному загару.

Индия.
Индия представляла собой страну богатую сырьем для искусства красоты. С незапамятных времен декоративной косметикой пользовались в Индии при проведении религиозных обрядов и в быту. Причем она не претерпела значительных изменений. Цветами и шафрановой пудрой пользуются повседневно. В одной из древнейших в мире книг «Сусруте» по медицине даются пояснения по уходу за внешностью с помощью эфирных масел наряду с множеством рецептов использования растительных экстрактов в косметических целях.

Китай.
Традиция Китая в косметике, как и во многом другом, насчитывает многовековую историю. Ее эстетические каноны основывались на базе женщины с безукоризненно выполненным гримом и с максимально ухоженной кожей. Образ китайских красавиц, описанный Марко Поло, волновал трубадуров и рыцарей. Макияж состоял в нанесении тонкого слоя пудры розового, красного или оранжевого цвета. Глаза подводили палочками, обмакнутыми в тушь. Также, чтобы больше походить на бледную луну, дамы выщипывали ресницы и брови, сбривали волосы вокруг лба. Кожу обрабатывали кремами, изготовленными из мякоти фруктов, чайных масел, или животных жиров. Для духов использовали цветы жасмин, камелии или ароматические сорта древесины, типа пачули, а также мускус. Четкое внимание, с которым китаянки относились к эстетике широко отражено в Китайской поэзии и в искусстве Китая в целом.

Япония.
«Страна восходящего солнца» во много испытала на себе влияние искусства красоты и косметики Китая. Уход за телом в Японии связан с религиозной жизнью, а потому мужчины и женщины, там всегда относились с почтением к миру эстетики. Масла, пигменты и пудры из красильного сафиора в числе прочих косметических средств использовались японками для создания привлекательной внешности. Выразительность их глазам придавала тушь, за волосами следили самым тщательным образом, т. к. черные, блестящие и пышные волосы были символом незаурядной красоты. В каждом веке японская живопись оставляла наглядные образы нежных забот, которые уделяли японки красоте тела и лица.

10) 17-18 век. Франция, Англия, Россия.
В Европе косметические средства широко применяли разные слои населения. С прибытием Екатерины Медичи во Французскую столицу Европейским центром моды и эстетики станет и остается по сей день - Париж. С конца 17 века и на протяжении всего 18 века парижанки были охвачены «румяной лихорадкой». При Генрихе 3 даже придворные кавалеры разряжались и румянились не хуже дам. А знатные дамы разрисовывали себе не только губы, щеки, брови, но даже уши, плечи и руки. Насколько живучей была эта мода, показывает инцидент с герцогиней Ниверне, женой французского посланника в Риме. Эта дама отказалась румяниться, но высокопоставленное окружение атаковало ее супруга настойчивыми просьбами повлиять на жену. И Герцогу, ненавидевшему румяна, пришлось послать курьера к жене, умоляя ее подчиниться господствующему во Франции обычаю.

Румяна приобрели такой вес и благодаря усилиям любовницы Людовика 14 Маркизы Помпадур именно при ней они стали неотъемлемой частью туалета. Того кто не желал употреблять их не допускали ко двору. При Помпадур вместе с румянами считалось модным пудрить волосы.

При Марии Антуанетте господство румян ослабло, но ненадолго. Жозефина, жена Наполеона 1, ввела в употребление смеси белил с румянами. Сам император поощрял эту моду. Однажды он строго спросил одну придворную даму: «Почему вы явились без румян? Вы слишком бледны». А когда та ответила, что позабыла, Наполеон воскликнул: «Возможно ли, чтобы дама забыла румяниться... женщинам две вещи к лицу румяна и слезы».

В 17 веке, прозванным «галантным», появилась мода на пудру, а раскрашенные лица среди мужчин и женщин были заурядным явлением и поражали многообразными вариациями. А первым кто ввел в моду пудру, которая сохранилась до Революции 1789 года, был законодатель в вопросах моды и грима король двора Версаля - Людовик 14. Также им была составлена «карта нежности», на которой обозначались краски губ, щек, глаз. Торговля с Китаем ввела в моду блеклую рисовую пудру, которая была в массовом употреблении и в 18 веке, когда пудрили не только лицо, но и парики и прически, защищая от пудры драгоценные одежды специальной накидкой- пудромантелем. Таким образом, во Франции придворные Людовика 14 дамы и кавалеры напоминали кокетливых, хрупких, фарфоровых, размалеванных кукол, т. к. пудра, румяна и парики белого цвета уравнивали все возрасты.

Разрисовка лица в это время была так сложна и требовала такого искусства, что дамы даже приглашали для этого художников, и все они казались скроенными по одному образцу.

Английская королева Елизавета 1, дабы подчеркнуть природную бледность, накладывала на лицо маски: из яичного белка, гипса, глины и белого свинца, что и породило моду на бескровное лицо, и чем толще был слой, тем лучше. Белизна лица, в отличие от крестьянской краснощекости, указывала на благородное происхождение по этой причине, дворяне тщательно избегали солнечных лучей. Тогдашняя мода тяготела к пышности и вычурности не только в макияже, но и в одежде и прическе, которую создавали при помощи всевозможных подушечек, подкладок и проволочных скелетов. Елизавета же, состарившись, прятала свои поредевшие волосы под замысловатые парики и рисовала голубые жилки на выбеленном лбу, чтобы создать впечатление молодой полупрозрачной кожи. Что же касалось одежды, то одежда придворных была настолько громоздка, что ее было очень трудно снять, не говоря уже о том, чтобы выстирать. Поэтому личная гигиена была сведена на нет - с неизбежными неприятными, дурными запахами отчаянно боролись, опрыскивая тело такими сильными ароматизаторами как - мускус. Исключением была мадам Дю Барри привлекшая внимание при дворе тем, что каждый день обливалась холодной водой. Но все это изменила великая французская революция. Эстетические излишества дворянства прекратились и лишь с приходом к власти Наполеона во Франции возродились традиции ухода за внешностью.

В 17 и 18 веках все эти абсурдные попытки скрыть признаки надвигающейся старости, а также скверное питание, порочная распутная жизнь и пудра из белого свинца, в немалой степени способствовали тому, что на лицах благородных особ появлялись прыщи и оспины, которые не могла скрыть никакая косметика. Как следствие, возникла мода на пластыри и мушки. Их, как правило, вырезали в форме маленьких кружочков или фигурок из черного или красного шелка, тафты, бархата, и наклеивали их на пораженные места лица и тела, показывая тем самым и знаки возлюбленным. Положение каждой мушки означало расположение духа или сердца, что делало объяснение в любви более наглядным. Такого же рода надежными украшениями служили накладные брови из мышиной шкурки или ворса куницы. Их охотно носили и женщины и мужчины, невзирая на то, что все эти ухищрения, не раз ставили их обладателя в пикантные ситуации. Не меньше неудобств причиняли изащечные подушечки. Они служили для того, чтобы восстановить естественную округлую форму щек, напрочь пропадавшую после удаления гнилых зубов. Из- за этих подушечек всякий разговор обычно прекращался, едва успев начаться. Еще более серьезный вред наносился глазам. В них закапывали беладонну, или «сонную одурь», чтобы расширить зрачки и стимулировать сексуальное возбуждение. Злоупотребление беладонной вело к безвозвратной потере зрения.

Тем временем парикмахеры постепенно вытесняли придворных камеристок, создавая эксцентричные парики и прически. На головах модников и модниц возводились многоэтажные лабиринты из рамок, прокладок и волос, державшихся на клею из свиного сала. Сооружение подобных конструкций сопровождалось огромными неудобствами, так что прически старались не трогать до тех пор, пока они не разваливались сами собой. Вполне естественно, что в волосяных лабиринтах находили приют вши, блохи и тараканы, а обнаружить в собственной прическе мышиное гнездо было делом вполне обычным. Находчивые парфюмеры, парикмахеры- куаферы изобрели: сложные пахучие мази, крема, ароматические эссенции, духи, одеколоны, туалетную воду, губные помады, румяна, карандаши, пудру из пшеничной и рисовой муки. Все эти средства больше не приготовляли кустарным способом, а купить их можно было в роскошных салонах. Иногда в некоторые косметические средства добавляли ядовитые порошки. Хитрые и злобные правители пользовались услугами парфюмеров. Так, например, знаменитый Рене Флорентиец, обосновавшийся на Мосту Менял, изготовлял помады, пудры, духи, которые под красивой упаковкой скрывали яд. Во времена королевы Екатерины Медичи было погублено немало людей, неугодных ей, из- за ее роскошных «подарков», содержащих смертельно- ядовитые вещества.

Также существовали определенные законы на все эти причуды прошлого. Например, Сенат во Франкфурте - на - Майне издал указ, в котором говорилось: «если кого-либо из мужчин в нашем городе обманом заставят вступить в брак, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, духи, вставные зубы, накладные волосы, подушечки вместо грудей и тому подобное, женщина подлежит суду за колдовство и суд может признать брак недействительным».

В России в эпоху Директории и ампира румян не носили, было модно быть мертвенно-бледными, болезненными и томными. Девушки ели мел, пили уксус и подкрашивали голубым вены на руках, чтобы выглядеть мраморно холодными. Лишь во времена правления Елизаветы и последовавшей за тем эпохе романтизма представления о цвете изменилось. Интерес к Италии и Востоку внес в модный грим более яркие краски румян и губной помады. Для этого использовали самые различные красители. Например, в деревнях использовались овощи и плоды сада. Щеки румянили вишней, малиной, свеклой, брови чернили сажей, углем или жженой пробкой, брови окрашивали тертым кирпичом, а для белизны лица использовали муку. Также белую кожу подчеркивали гримом зубов. Известная в Париже в 1860-е годы кокетка Кора Перл красила зубы желтым, чтобы выделить белизну кожи, а красавицы Второй Империи, особенно демимонденки вроде Паивы и Кастиглионе все еще опасались загара.

В книге «О государстве русском» известный английский дипломант и путешественник Дж. Флетчер писал, что «русские женщины, красивые от природы, сильно красят и румянятся, что каждый это может заметить. Однако там никто не обращает на это внимание, потому что у них таков обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица». Пудра и румяна накладывались густым слоем, из - за этого лицо напоминало маску. На многочасовых увеселительных празднествах дамы должны были поправлять грим, т. к. цинковые белила, пользовавшиеся большой популярностью среди модниц, подсыхая, отваливались кусками с лица.

Немецкий путешественник Адам Олеарий упоминает о поразившем его внешнем виде русских красавиц: «русские женщины в городах все почти румянятся, притом чрезвычайно грубо и неискусно; при взгляде на них можно подумать, что они намазали себе лицо мукой и потом кисточкой покрасили себе щеки; они красят брови и ресницы черной, а иногда коричневой краской». Вельможи, придворная знать приобретали краски и мази, привозимые из Европы. Особенно ценились французские, аромат которых и изящная упаковка никого не оставляли равнодушными. Применялась и так называемая травяная косметика, сохранившаяся на протяжении веков, это пахучие травы, настои, порошки из толченых лепестков и листьев.

Мода в высшем свете на мушки в Россию пришла из Франции. Они имели самые курьезные названия, не соответствовавшие ни форме, ни цвету и постепенно увеличивались в размере. Для них ювелиры специально изготовляли крохотные изящные коробочки-«мушечницы» из драгоценных пород дерева или слоновой кости, инкрустированные бриллиантами, сапфирами, аметистами. Мушечницы носили с собой, и они стали обязательной принадлежностью костюма. Косметику применяли и женщины и мужчины.
В конце 18 века в России стали выпускать дешевые книжки, а также женские журналы, в которых давалось огромное количество советов, как предотвратить и устранить морщины, этот первый признак уходящей молодости. Нинон Де Ланкло советовала «если желаете остаться красивой, цепляйтесь всеми силами отчаяния за уходящую молодость». Также для профилактики рекомендовалось сохранять ровное выражение лица, не хмурить постоянно брови, не морщить лоб, нос, не прижимать руки к лицу. Чтобы избежать морщин предлагались холодные и горячие умывания, обливания и различные косметические средства: туалетная вода, кремы, растительные экстракты. Уменьшить имеющиеся морщины рекомендовалось с помощью специальных ежедневных упражнений, массажа, а также с помощью сока трав, листьев, цветов. Особенно эффективным считался сок белой лилии с медом и лимонным соком. Чтобы добиться гладкости и белизны кожи, необходимо было использовать дынное семя, тертое с бобовой мукой, чередуя эту маску с протираниями огуречным соком, для мягкости кожи советовали обкладывать лицо на всю ночь парной телятиной. А чтобы избавиться от веснушек, неугомонным барышням нужно было натереть лицо раздавленными сорочьими яйцами.

Память о красавицах того времени сохранилась в бессмертных полотнах русских художников Матвеева, Аргунова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Никитина, Тропинина и др.

11) 19 век.
В 1860 году в Петербурге была создана технологическая лаборатория - сейчас это парфюмерное объединение «Северное сияние». В 1864 году в Москве открылось парфюмерно- косметическое заведение «Товарищество Брокар», которое после национализации фабрики в 1918 году было переименовано в «Новую Зарю», ставшую широко известной в нашей стране и в Европе. Предшественником Брокара французом Альфонсом Ралле была основана в Москве фабрика, выпускавшая: мыло, пудру, губную помаду, под названием «Товарищество Ралле» (в настоящее время это фабрика «Рассвет»).

Парфюмерия, изготовляемая в России, не уступала по своим качествам французской. Оригинально оформленная, высокого качества, отечественная парфюмерия получила признание на мировом рынке. Русские парфюмерные изделия завоевали призовые места на международных выставках, прославились и на внутрероссийских конкурсах. Много шума наделала «новинка», созданная на российской парфюмерной фабрике, - сюрпризная коробка из 10 миниатюрных изящных предметов: оригинальная упаковка духов, мыла, одеколона, пудры, помады, саше (сухих духов, изготовленных из ароматических растений), небольшие изящные шелковые, бархатные мешочки, содержащие ароматические вещества для белья, платья, щетки для волос. Все это покорило сердца модниц.

В конце 19 века стиль «ар нуво», или по-русски «модерн», еще более ценил мертвенно бледных декаденток. Дамы пудрились и белились, изящно подводили глаза и полировали полисуаром ногти.

В 20 веке в России впервые косметика была признана законом в 1908 году и учебным практическим центром ее стал Московский институт врачебной косметики. Был разработан и выпущен специальный циркуляр. В нем подробно говорилось, что надо сделать, чтобы получить свидетельство на право заниматься врачебной косметикой.

В 19 и 20 веках стал ощущаться подъем в развитии легкой промышленности, ученые делают много открытий в разных областях науки. Кроме того было открыто много частных салонов красоты. Появились специальные труды, сборники по косметическим препаратам, лечебной косметике и уходу за внешностью и пользованию декоративной косметикой. Все это наложило отпечаток на развитие косметики- она стала более совершенной.

Война 1914- 1918 годов, как и 2-я Мировая, отчасти избавила женщин от давящего на них стереотипа «королевы красоты». Женщины, работавшие на заводе, остригли волосы для безопасности и удобства, их уже не смущала необходимость освежить макияж под посторонними взглядами.

В 1918 году Max Factor вывел принцип цветовой гармонии макияжа. Своим новым рождением макияж обязан именно ему, впервые в истории косметики он указал на то, что пудра, румяна, тушь и помада должны быть согласованны по тонам и естественным цветом кожи лица. К концу 70-х он представил косметическую линию цветового макияжа.

В 1920 году в моду вошел загар на Лазурном берегу и стал престижным занятием.
Яркий грим пришел в моду 20 века со сцены благодаря Дягилеву и стал настоящим искусством. Немое кино эпохи первой Мировой войны переменило еще большее отношение к женскому гриму, на экране появились первые дамы- вампирессы, попросту женщины-вамп. Подрумяненные щеки, темные веки, яркий бордово- черный рот изящно изогнутый в форме лука и бледное как мел лицо актрисы Теды Бары стали последним криком моды и вдохновляли многих русских актрис - Зою Карабанову, Наталью Кованько и Веру Холодную. Окончание первой Мировой войны, разорившей и разрушевшей в Европе институт семьи, соответствовало по временам эпохе джаза. Чарльстон и девочки- мальчики создавали грим «ар деко». знаменитыми образами которого стали актрисы Луиз Брукс, Лиа де Путти и Глория Свенсон. Темные челки, маленький рот и черные веки были штрихами того бурного времени, когда мужчины пудрились темной пудрой желая походить на латинского любовника Рудольфа Валентино, а женщины все еще белились.

Кризис 1930-х годов создал грим любовницы- патриотки с выщипанными и высоко подведенными бровями, высокими «славянскими» скулами и красными губами, в сочетании с ярким лаком для ногтей и накладными «голливудскими» ресницами, а также волнистыми белокурыми волосами. Подобный грим остался вечным благодаря бессмертным образам княжны Натали Палей, актрисы Джин Харлоу, Король Ломбард, Мерлин Монро, Марлен Дитрих, Вивьен Ли.

В 1935 году российским косметологом и парфюмером Р. А. Фридманом была разработана классификация, получившая распространение во всем мире. Он выделил в косметике 3 вида: декоративная, врачебная (лечебная), гигиеническая (профилактическая).

В 1937 году в Москве был организован институт красоты и гигиены, впоследствии переименованный в институт врачебной косметики. Подобные институты стали работать в разных городах.

1940 годы прошли под знаком Марлен Дитрих. Томный взгляд из- под густых ресниц, манящая улыбка, волосы, уложенные в волны и локоны с нарисованными карандашом бровями дугообразной формы, сильно накрашенные ресницы в несколько слоев.

В 1950-е годы с появлением журналов мод эталоном красоты были женщины модели (стиль тинэйджер). Длинные яркие пухлые губы в сочетании с азиатской подводкой глаз и очень пышные ресницы, вошли в моду благодаря русской манекенщице Кристиана Диора-Алле Ильчун. В макияже преобладают легкие светлые тона, появляются специальные карандаши для бровей, черная жидкая подводка и увеличивающая объем тушь, а также устойчивая матовая помада красных оттенков.

1960-е годы молодежная революция «эра твиста и космоса» предпочитала блондинок и светлую губную помаду, а стиль «хиппи» в 1969 году ввел в моду грим с цветочным рисунком на щеках и лбу. В начале 60-х меньшая акцентированность губ привела к большей выразительности глаз - жидкая подводка, накладные ресницы, начинают применять подушечки для удаления макияжа.

Ретро 1970-х годов вернуло в моду многое от довоенной косметики, а «диско» предпочитало перламутровые тени и натуральный блеск для губ и макияж стал возбуждающий, радостный, но движение «хиппи» вдохновило в жизнь новое направление зовущее «назад к природе», и многие женщины повыбрасывали всю свою косметику и забыли об уходе за своей внешностью. Но даже самая красивая женщина выглядит во сто крат лучше, если заботится о своей внешности, поэтому результаты этого движения оказались большей части бледны и неинтересны.

1980-е годы- пик моды. Контрастные цвета, яркая раскраска, очень широкие темные брови, розовая и черная помада, черная и синяя подводки по верхнему и нижнему веку, выполненная аи лайнером или темным контурным карандашом начинают применять косметику и мужчины. Одновременно с приходом 80-х возродился оживленный спрос на натуральные товары, такие как ланолин, толокно, лесной орех и травы. Огурец, масло авокадо, лимон и клубника возглавили список «фруктово-овощного» косметического сырья.

В начале 1990-х меняются краски макияжа. В моде лохматые длинные ресницы, терракот и природные оттенки в макияже, бум красной помады. В середине 90-х возрождается подводка «аля 60-е» и в моде пухлые губы. Конец 90-х- эпоха естественного минимализма. Появляются новые тональные крема со светоотражающим эффектом, узкие брови, макияж - «умытое лицо» прозрачен, легок, естественен, помада и румяна светлых, нежных, сиреневых, фиолетовых оттенков. Также в зависимости от возраста и вкуса пользовались помадами темных тонов (например, черной) наряду с яркими и насыщенными цветами теней.

2000-е годы в моде металлические светящиеся цвета, серебристый, бронзовый, золотой, актуальны продукты, содержащие блестки, перламутр, используются всевозможные прикладные материалы. Макияж ощущение праздника, кожа сияет и светится, используется блеск для губ. Макияж 2000-х годов - чувственный и сексуальный.

Конец 20 века- начало 21 века стали называть эпохой «вседозволенности». На смену кринолинам, корсетам, турнюрам пришло обнаженное тело. Интерес к хорошей фигуре подтолкнул развитие новых направлений в спорте (аэробика, шейпинг, боди-билдинг). С культом тела связаны и новые возродившиеся направления: татуашь, пирсинг, «боди-арт». Появились новые профессии: визажист, колорист, стилист.

Введение

Сделав макияж, можно не только освежить лицо, придать ему здоровый вид, но и исправить небольшие недостатки (маленький размер глаз, короткие и неровные брови, узкие или, наоборот, слишком пухлые губы, светлые и короткие ресницы). А с помощью коррекционного макияжа можно скорректировать (овал лица, форму носа и губ). Необходимо соблюдать меру в наложении красок, помнить о том, что толстый слой грима может только испортить лицо. Макияж требует серьезного индивидуального подхода. Нельзя слепо следовать моде. Однако независимо от того, какой тип макияжа вы предпочитаете: дневной повседневный или вечерний в стиле «роковой женщины» - в первую очередь вам необходимо подготовить лицо. Делается это с помощью нескольких кремов, в том числе тонального, корректоров и пудры.

Цель: изучить роль коррекции и моделирования лица в макияже.

Задачи: -рассмотреть историю макияжа и косметики

  • -изучить технологию макияжа
  • -изучить коррекционный макияж
  • -выполнить на практике коррекционный макияж

История развития макияжа и косметики

Слово "макияж" имеет французские корни, и в русский язык вошло недавно, всего пару десятков лет назад. Однако история макияжа началась еще много веков назад. Слово "косметика" имеет греческое происхождение от слова "kosmetike", и означает искусство украшать. Только вот представления об этом искусстве у каждого народа были свои.

Изначально макияж, а, точнее, раскрашивание лица, использовалось в обрядах - религиозных и магических.

Макияж, если тогда его было можно так назвать, использовался для боевой раскраски воинов, а также как знак принадлежности к определенной касте. Поэтому он играл не "украшательную" роль, а имел серьезный социальный или религиозный смысл. Конечно, тогда мало думали о декоративном аспекте, такого грима - было важнее испугать, поразить, повергнуть в смятение соперника или врага, внушить уважение, ужас, обожание, близкое к обожествлению. Племена Нуба в Судане и Криапо в Бразилии, а также жители новой Гвинеи до сих пор имеют самый творческий, можно сказать первородный, ритуал макияжа.

Еще люди каменного века пытались различными способами украсить свои лица, делая на них самые разнообразные изображения. Это были орнаменты, элементы растительного и животного мира, символические обозначения и многое другое.

Например, племена майори из Новой Зеландии славились маскообразными татуировками на лице, которые именовались "мокко". Рисунок "мокко" представлял собой достаточно сложный и сугубо индивидуальный узор. Он выполнял сразу несколько функций. Это и показатель заслуг, и обозначение общественного положения, и особый элемент украшения. Погибшему во время битвы воину с маской "мокко" воздавались особые почести - его голова отрезалась и бережно хранилась как память о прошлом. А вот с несчастными, кому довелось умереть без такого украшения лица, обращались достаточно сурово. Их тела оставлялись на растерзание диким животным и птицам.

Но это длилось не так долго - женщины стали использовать макияж из стремления быть красивыми. С древних времен раскрашиванию лица женщин уделялось особое внимание. Так, жены японских аборигенов айну имели пометы на лице, выдающие их семейное положение, количество детей. Кроме того, изображение на лице было признаком выносливости и плодовитости.

Первооткрывателями искусства красоты были, древние египтяне. Именно они, изобретая составы для бальзамирования, открывали много различных лечебных и косметических веществ, которые способны были исправить недостатки кожи, украсить лицо и тело. Уже во времена Нефертити существовал традиционный набор для макияжа - губная помада, румяна, подводка для глаз и бровей.

Археологические раскопки, доказали то, что в Египте, не просто пользовались косметикой, здесь искусство макияжа было доведено до культа. Высеченные на стенах гробниц и храмов, рецепты многочисленных косметических средств: благовония, мази, кремы, краски, которые изначально использовались жрецами для совершения богослужения. Именно служители храма были первыми потребителями и создателями косметики. Но быстро приобретая популярность, ею начали пользоваться и богатые люди, желая улучшить свой внешний вид, причем как мужчины, так и женщины. А менее богатые, искали замену в простых и подручных средствах. Забота о своей внешности, была для каждого египтянина первоочередным делом. Египтянки использовали карандаш для бровей, помаду, краску для ногтей и волос, и даже "пахучую воду", т.е. наша парфюмерия в будущем. А так же, румяна - для этого использовали сок ириса, который вызывал раздражения кожи, тем самым придавая коже красный оттенок. И пудра - порошок, придающий коже матовый оттенок и маскирующий возможные дефекты. Конечно же, рецепт хранился под семью замками. В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра. Кстати, именно великая Клеопатра, создала, первое пособие за всю историю косметологии, книгу - "О лекарствах для лица"

Однако макияж в те времена приветствовался далеко не везде. К примеру, иудеи считали косметику большим грехом, ведь она подчеркивает чувственность человека. Зато жители Карфагена не только использовали макияж повседневно. Они пошли дальше - и кроме подводки для глаз, румян и помады стали использовать также татуаж лица. В Древней Греции красились исключительно уроженки Азии, куртизанки. И только после походов Александра Македонского греки начали покрывать лицо белилами, подводить губы, глаза и брови, румянить щеки и осветлять волосы. За ними эту моду переняли и римляне. Всем известные мифы Древней Греции, знакомили нас с таким персонажем, как Афродита. О её красоте знают все и вся, поэтому неудивительно, что греки считают её прародительницей средств, для поддержания красоты. Гречанки в своей "косметичке", так же использовали белила для лица, черную краску для подведения глаз, чернили ресницы сажей, а губы и щеки румянились с помощью растения сурика. Хотя, возможно именно благодаря фараонам, Греция узнала о косметике. Но это не столь важно, учитывая тот вклад, который внесли греки в историю макияжа, написав много книг по уходу за лицом, среди которых "Косметикон", сочинения врачей Галена, Крития и Гиппократа.

Римская империя в свои времена определила два основных направления в косметике - декоративное и лечебное. При этом многие декоративные средства готовились на основе токсичных, а иногда даже ядовитых веществ.

В Римской империи косметика была прибыльным бизнесом. Ежегодно тратились огромные деньги, на покупку мазей и кремов из Египта. Им приписывали магические свойства, т.к они прекрасно смотрелись, придавая лицу неповторимый отблеск золота. А так же в Риме часто использовались всевозможные масла и жиры в качестве мазей, женщины начали удалять нежелательные волосы на теле, чистить зубы и окрашивать волосы в более насыщенные тона. Именно римляне произвели на свет "Телиум", "твердые духи" для тела, из оливкового масла и цедры апельсинов, которые так обожал Юлий Цезарь. Кстати, рабыней, украшающие тело и лицо гречанок, называли "косметы", а сейчас это наши незаменимые косметологи.

Древний Восток. Китай, Япония, Корея - женщины отдавали предпочтение белилам и румянам, пытаясь скрыть желтоватый оттенок кожи.

Луноликие изящные китаянки пользовались косметикой подчас без меры. Они густо белились, особому предмету гордости - дугообразным бровям - придавали зеленый оттенок, пудрились рисовым крахмалом, к румянам добавляли шафран, зубы - золотили. Поскольку все эти косметические средства были чрезвычайно дороги, ими могли пользоваться лишь немногие представительницы избранного сословия. Но и для простых женщин, всегда было место для эксперимента с помощью даров природы, а именно: растений, листьев и плодов деревьев, ягод.

В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой применяли бальзамы, экстракты растений, тушь, белила для лица, лак для ногтей. За тысячу лет до нашей эры индийский писатель Суструта в книге "Познания жизни" описал даже пластическую операцию носа. Косметика всегда имела одни корни с медициной. Папирусы посвященные вопросам медицины, содержат косметические рецепты зачастую вперемешку с молитвами и заклинаниями.

А сказочная Индия, с её легкими сари, оригинальными украшениями и утонченными традициями, использовали косметику по минимуму, лишь подчеркивая красоту лица. Как женщины, так и мужчины, красили глаза сурьмой, брови чернили углем, щеки - киноварью, губам придавали золотистый оттенок, а зубам коричневый. Ногти на руках и ногах, как и пробор в волосах, окрашивали в красный или оранжевый цвета. В мусульманских странах, особенно в гаремах женщины, уделяли своей внешности особое внимание. Массажи, прием ванн с добавлением разных масел, удаление нежелательных волос, уход за ногтями рук, ног и конечно, лицом - это каждодневный ритуал.

Древняя Русь. С уверенностью можно сказать, что женщины в Киевской Руси знали толк в уходе за кожей лица и тела. Девушки часто умывались утренней росой, которая придавала неповторимую свежесть и заряжала энергией на целый день. Косметику для лица, в основном основывалась на натуральных природных компонентах и животного происхождения. Например, яйцом мыли волосы, а настоями трав их ополаскивали. Для эластичности кожи лица, шеи и рук, использовали кисломолочные продукты, для смягчения и восстановления - жиры и масла. Приходили на помощь и сборы трав: мята, ромашка, василек, зверобой, мать-и-мачеха, подорожник, лопух, крапива, хмель, дубовая кора. Из них делали всевозможные мази, настойки, часто лечебного характера. И было замечено в "косметичке" русских барышень: для румян они использовали вишню, малину и свеклу, для белизны лица - муку, брови и ресницы чернили углем или сажей. В Киевской Руси женщины делали это крайне неумело и, по выражению Олеария, походили на "размалеванных кукол". В 1661г. новгородский митрополит запретил пускать в церковь "набеленных" женщин.

После падения Рима традиции макияжа сохранились только в Италии, Византии и мусульманских странах - христианская церковь строго осуждала косметику.

При этом европейцы в ту пору не соблюдали элементарных правил гигиены. Представьте: Екатерина Медичи мылась только два раза в жизни - при крещении, и когда её обмывали перед погребением. Что уж тут говорить о простолюдинах. Бедствием того времени стал рахит. В конце XIV - начале XV женщины, подражая рахитичным дамам, стали выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы подчеркнуть белизну кожи, они выпускали из-под головного убора один игривый локон или повязывали лоб узкой черной лентой.

Примерно в это же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (всё из того же подражания рахитичным "красоткам"), а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Необычная мода, пройдя по Европе, достигла и России, но как-то не прижилась. По свидетельству Радищева, в XVIII веке только купчихи чернили зубы.

Косметика, несмотря на противодействие церкви, окончательно укоренилась в Европе в XV веке, и ею пользовались не только женщины, но и мужчины.

Герцогиня Ньюкастльская изобрела для скрытия дефектов кожи знаменитые мушки. Они вырезались из тафты или бархата в форме различных кружочков и цветочков. Их наклеивали на лицо, шею, грудь, причем каждая мушка имела определенное значение. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность. Дамы быстро подхватили моду на новинку, и стали использовать особый, "мушечный", язык. В 1680 году маркиза де Монтеспан, любовница Людовика XIV, стала появляться при Дворе в полной "боевой" раскраске - она сильно белилась и ярко румянилась. Придворные щеголихи быстро подхватили эту моду, и благодаря этому она продержалась до начала XVIII века.

Уже в это время медики были серьезно обеспокоены состоянием женского здоровья. Выяснилось, что их белила вредят не только коже, но и почкам, содействуя накапливанию в них ядовитых веществ. В 1779 году французское Медицинское королевское общество начало тестировать косметические средства. Однако их система осталась до 1906 года лишь теорией.

В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку столь "прекрасная" дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.

В XVIII веке косметику стали производить массово, на мануфактурах. В газетах и на специальных афишах появилась реклама косметических средств. Косметика продавалась в красивых фарфоровых баночках и стоила очень дорого. В начале и середине XVIII века был в моде контрастный макияж: белая кожа (чтобы подчеркнуть белизну кожи, модницы рисовали на висках тонкие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, черные ресницы и жирно подведенные брови, а также напудренный парик. Косметика по-прежнему оставалась опасной для здоровья - к примеру, бывали случаи отравления помадой.

В России XVII-го века с приходом европейских нарядов стали значительно шире использовать косметические средства. Пудра и румяна накладывались толстым слоем. На балах дамам по несколько раз за вечер приходилось поправлять грим, так как цинковые белила, очень модные в то время, подсыхая, отваливались кусками с лица. В XVIII веке в России появилась декоративная косметика на основе минеральных солей. В эпоху Петра I русские дамы уже ничуть не отставали от европейских. При этом они мылись регулярнее, чем сильно удивляли иностранцев.

XVIII век стал веком расцвета французской косметики. Считалось, что белизна лица должна быть неравномерной: лоб должен быть более светлым, чем виски. В альманахе "Библиотека для дам", выпущенном в 1764 году, писалось, что "вокруг рта белый цвет должен отливать желтизной алебастра". В фаворе был красный цвет, настолько яркий, что производил ненатуральный эффект. Особенно это было заметно на выбеленном лице.

Во Франции XVIII века светские львицы не имели права игнорировать румяна. Версальский двор времен Людовика XV был шокирован, когда во Францию прибыла невеста дофина, ничего не знавшая в своей стране о румянах. Чтобы принцесса стала румяниться, понадобился придворный вердикт.

В США тоже не приветствовалась косметика. Вплоть до 20-х годов XX века к ней благосклонно относились только на театральных подмостках. Впоследствии именно Голливуд смог переубедить американцев, подав пример в использовании макияжа.

Начало научной эпохи в косметике принято относить к XIX веку. В понятие "Косметика" стали включать процедуры для лечения заболеваний кожи, профилактику и устранение косметических её дефектов, уход за кожей лица, шеи, волосистой части головы, рук и ног. Постепенно косметика разделилась на лечебную и декоративную. Это обстоятельство очень важно, так как связано с переделом финансовых потоков - всякое заверение о лечебном эффекте должно быть подтверждено.

Белоснежная кожа была по прежнему в моде и в начале XIX века - правда, уже естественная, без всяких белил. Красавицы скрывались от солнца под вуалью. Губная помада стала прошлым, а чистота тела и зубов считалась верхом цивилизованности. Наступила эпоха романтизма с её идеалом "воздушной" красоты - белая до прозрачности кожа и темные волосы. С париками было покончено на целое столетия. Однако и здесь не обошлось без переборов: юные красавицы пили уксус и лимонный сок, голодали, не спали ночами, в уверенности, что бледность и голубизна под глазами придадут им аристократического шика.

Тем временем производство косметики развивалось, изобретались всё новые средства, рынок красоты расширялся, и косметика дешевела.

В 1863 году косметическая фирма "Bourjois" выпустила рисовую пудру, мгновенно ставшую бестселлером. В 1890 году они же изобрели компактную пудру "Манон Леско", открыв новую эру в косметике. За пудрой последовали и сухие компактные румяна "Pastel joues".

Российская промышленность также не стояла на месте. В 1843 году был построен первый парфюмерный завод, его основателем был французский подданный, купец Альфонс Антонович Рале. Сырье по-прежнему брали из-за границы, но при этом готовый товар успешно экспортировался. Завод Ралле выпускал мыло, туалетную воду, туалетный уксус, духи, пудру, помаду. На базе этого завода в советское время было основана фабрика, носившая название "Свобода".

В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Развитие кинематографа сделало косметике отличную рекламу, кинозвезды стали законодательницами моды. В это же время открылись первые институты красоты.

1919 год стал истинно революционным в мире моды - манекенщицы стали выходить на подиум в полном гриме. Их макияж выглядел довольно своеобразно - густо напудренное лицо, губы "сердечком" пурпурно-бордового цвета, брови полностью выщипаны и нарисованы заново тонким полукругом.

Мода на бледность сменилась загаром, ставшим символом благополучия. В 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи стали рекомендовать морской отдых - и сразу же появилась на свет водостойкая тушь.

Косметологи стали активно сотрудничать с физиологами и химиками. Требования к косметике с этого момента радикально поменялись: она стала не только безвредной, но по возможности еще и лечебной.

Вторая половина XX века внесла понятие имиджа - гармоничного образа женщины: в едином стилистическом ансамбле сочеталась одежда, косметика и прическа. К каждой новой коллекции высокой моды стал прилагаться и новый стиль макияжа.

В 60-е годы в моде были юбки выше колена, платья-рубашки, брюки, туфли на платформе. Имидж "пай-девочки" завершали тени пастельных тонов, губная помада светлого, естественного оттенка, накладные ресницы, которые придавали шарм и особую "детскую" наивность.

В 70-х акцент ставился на глаза, цвет пудры и помады приблизился к телесному. К вечернему макияжу добавились блестки.А в начале 80-х в моде вновь "роковые" женщины. Модельеры предлагают широкий выбор одежды темных тонов, стилисты - контрастный макияж: белая кожа, яркие румяна и красная помада.

Вывод: Последнее время журналы мод постоянно печатают обзоры тенденций в макияже, причем от разных визажистов. Свобода творчества поистине безгранична, и мода не диктует строгих правил.С развитием человечества меняется многое, и косметика тоже. И сейчас появляются все новые и новые средства, технологии и производители. Это уже рынок, где выживает сильнейший. А еще, это целое искусство, искусство макияжа. Где главное правило - подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.

Обилие рекламы и передач о красоте невольно наталкивают на мысль, что только женщины XXI века серьезно озабочены своим внешним видом. Однако история косметики доказывает, что женщины во все времена были неистовы в своем желании оставаться красивыми.

Подводка для глаз, пудра и румяна, татуаж тела, притирания и мази для кожи – все эти средства известны с незапамятных времён. И разница между нами и древними лишь в том, что сегодня уход за собой стоит гораздо дороже, чем в неолите.

Древний Мир

Экспозиции археологических музеев свидетельствуют, что древние люди не были чужды красоте: воины и женщины носили ожерелья, браслеты, сделанные из раковин или высушенных плодов, кулоны из слоновой кости. В железном веке (приблизительно 3 300 лет до н.э.) в особой «моде» был татуаж. Но что более удивительно, найденные археологами останки тел указывают на то, что уже в те времена люди делали себе маникюр.

Древние цивилизации Востока известны своим пристрастием к косметике разного рода. Например, в Ираке 2 000 лет до н.э. в большом почёте были духи, а также пигментная краска для глаз и губ. Первую декоративную косметику делали из различных полезных ископаемых необходимых цветов, а состав хранили в морских раковинах.

Классическим примером использования косметики, конечно же, является Древний Египет. Здесь были популярны чёрный карандаш для глаз, зелёный пигмент для век и румяна для щёк. Египтяне обожали всевозможные благовония и духи.

Европа тоже не отставала от продвинутого Востока. Греки и римляне с удовольствием применяли духи и помаду. Но, в отличие от культуры Востока, здесь ценилась белизна кожи. Поэтому западные красавицы отдавали предпочтение белой пудре для придания благородной бледности своей внешности, а для выразительности - помаду и тени для век. Римские женщины ввели в практику использование омолаживающих масок для лица. Любопытно, что основой для них были экскременты крокодила. Интересно, кто из современных красавиц решится на подобный шаг сегодня?

Греческие и римские женщины славились тщательно продуманными и сложными причёсками. Они красили волосы, а иногда использовали парики. В то же время именно римлянки начали активно бороться с растительностью на теле. Для этого они использовали стальное лезвие, камень пемзы, пинцет и кремы для депиляции.

Средние века

Следует, наконец, развенчать миф о том, что средневековые люди были грязнулями, и от них дурно пахло. Большинство из живущих тогда заботилось о своей внешности и старалось содержать себя в чистоте. Во многих городах были люди, готовые заплатить за прием ванны. И именно в Средние века в обиходе человека появились зубочистки и жидкости для полоскания рта, лопатки для чистки ушей и маникюрные наборы для ногтей.

В Средние века особой популярностью пользовались блондинки, и множество женщин шли на любые ухищрения, чтобы высветлить свои волосы. Погоня за модным оттенком заканчивалась для волос, а иногда и для самих хозяек весьма плачевно. Кроме того, что средневековые женщины красили волосы, они их еще и завивали горячими щипцами. Также они активно применяли овощные красители или красную охру, чтобы добавить румянца щекам и акцентировать маникюр. В то время в моду вошло выщипывание бровей - но не тот щадящий вариант, когда бровь «удивленно приподнята», а абсолютное избавление от бровей.

В конце XVI столетия второе рождение получает использование в make-up свинцовых белил как лучшего средства для придания лицу благородной бледности. Увы, в те времена загар был признаком плебейства – ведь он появлялся у женщин во время работы на открытом воздухе.

Одно время популярностью пользовались маски на лице: полностью напудренное лицо с нарисованными на нём бровями. Некоторые дамы, в погоне за модой, носили сделанные из шерстки мышей ложные брови, которые приклеивались к лицу.

В следующем, XVII столетии , модницы добавили к вышеописанному макияжу нанесение на маску чёрных мушек (имитации родинок), которые часто имели необычную форму – сердечко, звёздочка, полумесяц.

Красота всегда шла рука об руку с гигиеной и поддержанием здоровья. В конце века на смену зубочисткам пришли зубные щётки. Но понадобился целый век, чтобы люди смогли по достоинству оценить удобство и эффективность восточного изобретения - зубные щётки прибыли в Европу из Китая. Первое упоминание о них относится к 1498 году.

В XVIII столетии бледная кожа всё ещё была в моде, так же как и тёмные брови. Женщины продолжали в изобилии использовать помаду и духи. В начале века в Кёльне появился новый аромат, который позже стал известен как «Eau de Cologne» (Одеколон).

В конце века была выпущена первая книга-руководство по нанесению макияжа: «Туалет Флоры» (издание 1784 г.)

Современность

Промышленная революция XIX столетия сделала возможным массовое производство косметики. Хотя некоторые любители продолжали делать её в домашних условиях. В это время активное распространение получили идеи пуританства, и в обществе начали неодобрительно относиться к женщинам, применяющим косметику. Это привело к тому, что дамам частенько приходилось покупать её нелегально на черном рынке. Выходило так, что женщинам XIX века приходилось бороться не только за равноправие полов и всеобщее избирательное право, но и возможность быть красивыми. Несмотря на все преграды, именно в этом столетии помада на губах стала обязательным элементом make-up для дам. Бледность лица продолжала оставаться в приоритете, но на смену свинцовым белилам пришел оксид цинка.

1875. Изобретена эпиляция с помощью электролиза (лазерное удаление волос было развито в конце XX века).

1882. Вашингтон Шеффилд изобрел разборную трубу (тюбик) для зубной пасты.

1888. Изобретён первый современный дезодорант. Его назвали «Mom» (Мама).

XX столетие ознаменовалось полным разгромом пуританства. Возрастающий жизненный уровень женщин требовал всё больше не только косметики, но и внимания к вопросам красоты.

1901. Проведена первая операция по подтяжке лица.

1907. Изобретён первый синтетический краситель.

С 1910-х годов женщины начинают постоянно брить подмышки.

1913. Изобретена тушь.

1915. Помаду для губ начали выпускать не в баночках, а в выдвижных пеналах. Новый вид упаковки прижился только к 20-ым годам XX века.

1915. После окончания Первой мировой войны платья стали короче, что вынудило женщин начать борьбу с волосами на ногах. В этом году была выпущена первая многоразовая бритва для женщин. Современный одноразовый вариант появился только 60 лет спустя.

1916. Режиссер Д.В. Гриффит изобрёл накладные ресницы.

1917. Изобретён современный лак. Спустя более полусотни лет (в 1975 году) появился французский маникюр.

В 20- е год XX века Коко Шанель вводит в моду загар. Первый солярий (горизонтальный) появился только полвека спустя, в 1978 году.

1930. Изобретён современный блеск для губ. Правда, в продажу он поступил только 2 года спустя.

1948. Изобретён лак для волос.

1962. Проведена первая операция по увеличению объема груди.

1974. Проведена первая операция липосакции.

Как далеко зайдут женщины в поисках новых способов совершенствования своей внешности? Кто знает… но красота всегда была и остаётся для нас в приоритете. Потому что мы – женщины! И этим всё сказано.