Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами. Система поощрений для ребенка, или как родителям добиться от ребенка нужного поведения Доска мотивации для детей

Н.В. Федина, С.П. Максомова

Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничества по Программе «Успех» является «Успех. Календарь», в организационно-педагогической основе которого, лежит примерный календарь праздников, интересных событий. Их можно с нетерпением ждать, к ним можно готовиться, их можно эмоционально переживать вместе с семьей, сверстниками, воспитателями. Темы этих праздников понятны детям и вызывают у них положительное отношение, необходимое для возникновения мотивации в образовательном процессе.

Образовательная деятельность представляет собой технологию реализации Программы «Успех», или описание средств (форм, способов, методов и приёмов) решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех» в соответствии с примерным календарём праздников.

Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.

«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

· явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);

· окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

· миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

· традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

· наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

· событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

«Успех. Календарь» приглашает детей на обзорную экскурсию по российскому и международному календарю праздников.

Вы заглянете в историю праздника, узнаете, как отмечают и понимают этот праздник в нашей стране и в других странах мира, узнаете много нового и интересного о своей стране и других странах, о Земле, на которой мы живём, познакомите детей с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Путешествие с «Успех. Календарём» будет увлекательным и полезным, если все его участники (педагоги, родители, дети) внесут свою посильную лепту в познание большого мира под названием «Планета людей» (отыщут нужную книгу, найдут необходимую информацию в Интернете, смастерят, слепят и т.д.).



При работе с «Успех. Календарём» необходимо учитывать следующее :

· количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными и российскими праздниками или событиями);

· указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями;

· краткая информационная справка о каждом празднике адресована педагогам, реализующим Программу «Успех», и родителям детей дошкольного возраста;

· рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу;

· период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы «Успех», тематикой праздника;



· возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения праздника, формы работы по подготовке к празднику носят рекомендательный характер;

· формы подготовки к праздникам и их проведения являются конкретизацией и дополнением форм работы, представленных в разделе «Организация деятельности педагогов и детей по реализации и освоению Программы «Успех»», носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

· формы работы по подготовке к празднику детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к празднику детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.);

· подготовка к праздникам представляет собой описание средств решения задач психолого-­педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех».

«Успех. Календарь» состоит из 12 листов календаря, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.

На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы». «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).

«Успех. Календарь» выполняет следующие функции:

Ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;

С помощью конкретных приёмов и способов решать задачи психолого-педагогической работы на основе принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:

1. Развивает мотивационно-потребностную сферу (формирует положительную мотивацию к образовательной деятельности, осуществляемой на основе комплексно-тематического принципа с учетом международного и российского календарей праздников).

2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).

Алгоритм действий взрослого и детей «Успех. Календарь»
Этапы Последовательность деятельности
1 этап Внесение календаря – плаката.
2 этап Интеллектуальная игра «Зачем нужен календарь?»
3 этап Внесение календаря-плаката в предметно-развивающую среду группы.
4 этап Первоначальное рассматривание календаря-плаката.
5 этап Рассматривание фишек с изображением символов – праздников.
6 этап Нахождение изображения предстоящего праздника на плакате.
7 этап Нахождение на плакате признаков живой и неживой природы.
8 этап Выполнение игровых упражнений, заданий, направленных на осознание детьми событий, праздников, природных явлений изображенных на плакате.
9 этап Моделирование ситуаций на «игровых дорожках времени».
10 этап Сравнение плакатов между собой.

1. Игра – умозаключение «Зачем нам нужен календарь?» (детям дается краткая библиографическая справка из истории происхождения календаря).

2. Внесение календаря – плаката (Вместе с детьми находим ему удобное место в интерьере группы. При этом учитываем требования: освещенность; широкий обзор для рассматривания; удобный подход для выставления, перемещения фишек по «игровым дорожкам времени», для дорисовывания необходимых деталей).

3. Первоначальное рассматривание календаря – плаката:

· «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур». Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни», а оранжевые – «выходные».

· «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.

· «Закрепляем понятие начало и конец месяца» На начало месяца – ставим зеленую фишку. Вместе с детьми отсчитываем количество дней в месяце – ставим красную фишку.

· Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»

4. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми педагог отбирает символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Краткая беседа с детьми о предстоящем празднике. Установление фишки с символом праздника на конкретный день месяца.

5. Находим изображение предстоящего праздника на плакате. «Кто догадался, о каком празднике идет речь?»

6. Дид. упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).

7. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения!»

8. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Дорисовывание или наклеивание соответствующего изображения.

9. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходств и отличий. Дид. упражнение «Что было, что будет?»

10. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!»

11. «Оживление календаря» (дорисовывание, раскрашивание, обведение по контуру, аппликация в различных техниках и др.)

12. Воплощение собственных замыслов ребенка, связанных с содержанием календаря, в пении и танцах, в рисунках, постройках, рассказах, в движениях и других видах творческой деятельности.

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.



Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.


Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.


Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).



Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?



Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ ПРОХОДИТ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ЧАСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ.

ПРОСИМ ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ДАННОНГО ПРОЕКТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА!

Таблица поощрения ребенка 7 лет

Наказания и поощрения

Поощрения и наказания – это не кнут и пряник. Это две сложные воспитательные технологии, которыми каждый родитель должен владеть в совершенстве. Вот только таких компетентных родителей встречается довольно мало. По правилам поощрения и наказания написана не одна методика, и было бы неплохо маме и папе с такими методиками знакомиться.

Первое, что следует знать – все поощрения и наказания должны отвечать нескольким принципам:

1) Он должны служить внешним побудителем внутренней активности ребенка.

2) Они должны быть существенными, затрагивать интересы ребенка.

3) Они должны быть справедливыми.

4) Должны учитывать все возрастные особенности, характер отношений ребенка в коллективе, отношения с педагогом или воспитателем.

5) В обязательном порядке должен проводиться анализ ситуации и причин

Наказания

Существует четыре вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы наказать правильно. Это вопросы «Кого?», «За что?», «Когда?» и «Как?». Возможно, кому-то эти вопросы покажутся смешными – мол, и так понятно, за что, кого и как. На самом деле, очень часто взрослые недостаточно ясно отвечают себе на них, а наказание получается не только мало эффективным, так еще и усугубляет ситуацию.

Итак, прежде всего, вопрос «Кого?». Понятное дело, что ребенка! Но ведь и дети бывают разные. Учитывать нужно все: физическое состояние ребенка, особенности развития, особенности мышления и восприятия. Наказание не может быть универсальным для всех детей – к каждому необходим особый подход.

Второй вопрос – «За что?». Представьте ситуацию: ребенок играл в мяч и разбил окно. Родители кричат на него и начинают припоминать, что он оболтус, учится плохо, посуду мыть не хочет, да и вообще по всем параметрам никудышный сын, и наказывают его даже не столько за разбитое окно, сколько за то, что им не нравится его поведение в целом. Это огромная педагогическая ошибка. Наказывать ребенка можно за конкретный проступок. Все, что было раньше, забудьте и не приплетайте к данному случаю, иначе малыш просто не поймет, в чем он конкретно виноват, и просто обозлится на вас.

Кроме того, уверены ли вы, что ребенок действительно заслуживает какого бы то ни было наказания? Или это просто влияние минутных эмоций?

Вопрос «Когда?» - это вопрос срока давности, который, в общем-то, вытекает из предыдущего. Припоминать ребенку старые проступки бессмысленно – он уже не испытывает чувства вины, уже не помнит, что сделал что-то не так. Это неэффективно и очень повредит вашим отношениям.

Последний вопрос – «Как?». Наказание должно быть соразмерно проступку. Нельзя запирать ребенка дома на неделю за невымытую посуду. Но нельзя и ограничиваться излишне легким наказанием за серьезный проступок, а то и совсем не наказывать за него.

Вообще, в педагогике существует 7 основных правил любого наказания:

1) Наказание не должно нести вред здоровью ребенка.

2) Если вы сомневаетесь, стоит наказывать или нет, то не наказывайте.

3) За один проступок может быть только одно наказание.

4) У каждого наказания есть срок давности.

5) Если ребенок наказан, значит, он прощен.

6) Ребенка нельзя унижать.

7) Ребенок не должен бояться наказания, а должен бояться огорчения.

Есть случаи, в которых наказывать ребенка нельзя вообще – когда он болен, когда ест, сразу после сна, перед сном, когда играет. Нельзя наказывать после физической или душевной травмы, если у ребенка что-то не получается, если вам непонятны внутренние мотивы его поступка и если вы сами не в себе.

И помните, что физическое наказание – это признание собственной несостоятельности как воспитателя.

Поощрения

Когда вы хотите поощрить за что-то ребенка, то руководствуйтесь все теми же четырьмя вопросами. Но помимо них существует множество нюансов правильной похвальбы.

Во-первых, надо учитывать тип ребенка. По отношению к похвале разделяют три типа детей:

  1. «Омега» или «якобы неполноценный» - это дети, которые по своему мнению и мнению окружающих детей имеют какой-то недостаток, хотя эта оценка не совсем объективна. Например, это дети, которые носят очки или дети с избыточным весом. Таких детей нужно хвалить почаще, чтобы у них не формировались комплексы.
  1. «Альфа» или «сверхполноценные» - это талантливые и умные дети. Их нужно хвалить за уже совершенные достижения, но не за будущие, иначе они легко могут зазнаться и у них пропадет стремление к совершенству.
  1. «Тата» или «сверхчувствительные» - у этих детей обостренная чувствительность к оценкам. Они тяжело переживают критику, а в похвалах и поощрениях нуждаются, пожалуй, больше всех.

Обязательно хвалите и поощряйте ребенка не только за достижения, но и после потерь, неудач, несчастной любви… И просто так.

Видов поощрений и похвалы тоже бывает несколько:

  1. Компенсация – когда хвалят за то, что есть.
  2. Аванс – когда хвалят за то, что будет. Довольно опасный вид поощрения, в некоторых случаях может подстегнуть ребенка к достижению цели, а в некоторых – отбить желание что-либо делать.
  3. Косвенное одобрение – это способность хвалить не хваля. К нему относится, например, равенство прав с ребенком. Иногда такое поощрение действует лучше любого материального.
  4. Взрыв любви – это похвала за то, чего никогда не будет. Используется лишь в самых крайних случаях, например, если ребенок угрожает самоубийством.

Учитесь правильно ругать и правильно хвалить, а еще любите своего ребенка. Это те столпы, на которых держится хорошее воспитание.

www.prodetey.ru

Как поощрять ребенка? Большинство психологов утверждают, что зачастую родители делают это неправильно. Поэтому малыш может вырасти капризным эгоистом. Давайте разбираться вместе, используя распространенные методы.

Похвала

Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.

Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.

Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.

Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей. Особенно, если заслужил.

как правильно наказывать ребенка

Ласка

Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.

Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.

Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?

Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.

Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.

Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет - всегда, почаще и к месту.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку - прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

как правильно воспитывать детей

Совместное времяпрепровождение

Как ни грустно это звучит, но современный ритм жизни не позволяет родителям проводить с ребенком много времени. А иногда бывает еще хуже: папа в «танчиках», мама в социальных сетях, ребенок играет сам с собой.

Используйте в качестве поощрения совместные игры, занятия. Только не обучающие! Это должны быть именно игры, чтение книг, просмотр мультиков.

Для детей постарше правильным поощрением будет прогулка в парке, на детской площадке, катание на роликах вместе с родителями.

Подросткам подойдет совместный поход в кино, зоопарк, на аттракционы. Включайте фантазию, интересуйтесь у отпрыска, чем бы он хотел заняться вместе с вами.

Финансовое вознаграждение

Современные родители используют этот вид поощрения чаще всего. Вместо карманных денег ребенку выдается определенная сумма денег за положительные действия или поступки. Например, за уборку в доме или хорошую учебу.

Здесь психологи особенно активно стучат себя пятками в грудь, доказывая, что так делать нельзя! Но давайте уже посмотрим правде в глаза: без денег сейчас никуда и нигде. Особенно, если родители друзей или одноклассников просто дают своим детям деньги без повода. Вам нужна зависть вашего ребенка по отношению к окружающим? Нет? Значит, идем в ногу со временем, и поощряем отпрыска материально.

Но есть некоторое важные нюансы, которые следует соблюдать, используя денежный эквивалент похвалы:

  1. Сумма должна быть соразмерна поступку. Нельзя давать за мытье посуды 500 рублей, а за уборку комнаты 50.
  2. Об этих деньгах родители должны забыть. Ребенок имеет полное право воспользоваться ими по собственному усмотрению. Нельзя говорить, к примеру: «Это тебе на новые ботинки.»
  3. Установите ограничение. Например, за пятерку 10 рублей, но не более 100 рублей в неделю. Иначе чадо замучает учителей желанием отвечать у доски. Или вообще возьмет педагога в долю.

В противном случае, если платить ребенку за любую мелочь (надевание колготок или подметание пола), то можно добиться совершенно противоположного эффекта. Чадо будет требовать законное денежное вознаграждение постоянно и в возрастающих объемах.

Совет. Вот только не надо сейчас про ценность учебы и багаж знаний. Нынешняя реальность не позволит быть сытым и одетым, опираясь только на знания. И в магазинах за учебу не продают еду. Просто подходите к финансовому поощрению с осторожностью и тщательно все обдумав. Но не исключайте полностью.

как воспитать из мальчика настоящего мужчину

Подарки

Принцип действия такого поощрения сродни описанному в предыдущем пункте. Разница только в том, что деньги заменяются сладостями, игрушками, гаджетами, одеждой. Пресловутые психологи практически в один голос утверждают, что так поступать нельзя. Осмелюсь поспорить.

Ребенку важна не сама покупка или вожделенный предмет. Кто не сталкивался с ситуацией, когда игрушка-поощрение забывалась через 10 минут после покупки? Малышу нужно именно родительское одобрение сделанного поступка. Пусть даже это будет коробочка сока или упаковка фломастеров.

Приведу пример из собственной жизни. Сыну в 4 года был куплен леденец на палочке. Просто так, без повода. Размахивая конфетой во время прогулки, он ее уронил и даже не заметил. Через пару дней абсолютно такой же леденец был куплен в качестве поощрения за вытирание пыли на своем столе. И точно также конфета благополучно улетела на землю во время прогулки. О, что это было за горе! Слезы лились такие, что любой крокодил бы умер от зависти. «Мамуля, ну я же его заслужил! Я убирался, так старался!»

Естественно, сопли и слезы были вытерты, и третий леденец был торжественно вручен опечаленному ребенку. А вы говорите - не стоит поощрять чадо подарками.

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки - платим, за плохие - вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

как правильно воспитывать девочку

Видео: поощрение как метод воспитания детей

howtogetrid.ru

Виды поощрений и их эффекты в воспитании ребенка

Разрешение активности и расширение прав

Важно, чтобы такое поощрение не связывалось у ребенка с каким-то его конкретным достижением, оно должно говорить о принятии родителем самостоятельности ребенка. То есть применение такого поощрения должно восприниматься ребенком не как дань со стороны взрослого, наделенного властью, а как символ принятие родителем «взрослости» ребенка, высоким уровнем самостоятельности и ответственности. Безусловно, смысл применения такого поощрения есть только тогда, когда ребенок доказал перечисленные качества в своей ежедневной деятельности.

Детско-родительская деятельность

Такой способ поощрения ребенка заключается в предложении ему принять участие в какой-либо деятельности или игре с взрослым, которая привлекательная для ребенка. Несмотря на эффективность этого метода, нельзя допускать, чтобы время, проведенное с ребенком, выделялось только как средство поощрения. Родитель должен держать в уме, что общение с взрослыми, особенно в дошкольном возрасте, ведущая деятельность для малыша. Именно через общение он познает мир и выстраивает свою первую социальную позицию относительно других людей. Через общение развиваются все высшие психические функции ребенка. Само по себе общение – должно быть регулярным, а вот совместная деятельность в какой-либо сфере должна стать позитивным методом награждения ребенка.

Ласка как поощрение

Этим словом обозначается приятный для родителя и ребенка, теплый, эмоциональный и позитивно заряженный контакт с ребенком в вербальном и невербальном плане (например, тактильный контакт). Для малыша ласка выступает символом полного его принятия личности и поступков. Ласка способствуют становлению у ребенка:

  • Здравой самоуверенности
  • Ощущения безопасности, а как следствие – открытость новому
  • Позитивной самооценки
  • Самоуважения

Опять же важно, чтобы ласка не использовалась как единственный способ поощрения и только как «спасибо» за что-то. Важно, чтобы ребенок чувствовал любовь со стороны родителей при любых обстоятельствах, а ласка не была лишь следствием его достижений.

Материальное вознаграждение

В принципе, этот метод может давать позитивные результаты, но он не так прост, как кажется. Важно понимать, что подарочную систему не стоит связывать с директивным исполнением ребенком наставлений родителей. Схема, вроде «ты делаешь что-то, а за это я куплю тебе то-то», приводит к прагматизму со стороны ребенка, а исполнение требований и следование нормам будет не самоценностью, а лишь методом зарабатывания подарков. Другой подводный камень этого подхода: ребенок может попробовать терроризировать родителей, выдвигая свои требования. Как и ласку, ребенок не должен принимать подарки от родителей только как награду за что-то. Через них ребенку должна передаваться любовь и его безусловное принятие, а не «зарплата» за какой-то поступок. Похвала

Самый распространенный метод воздействия родителей на ребенка, но стоит признать, что не всякая похвала равноценна по своей значимости и не всегда она помогает ребенку позитивно сформировать свое Я. Похвала – это поощрение из двух компонент: слова родителей, направленные на ребенка, и смысл, который видит в них ребенок. И, как мы понимаем, вторая компонента в разы важнее для развития малыша.

Если похвала уместна, а более того – адекватна ситуации и поступку, то такой способ поощрения поможет ребенку сформировать свою собственную систему регуляции поведения, которая будет основана на общепринятых нормах и правилах.

Само высказывание, относящееся к похвале, должно включать подытоживание действий ребенка, а также значимость и то, как это повлияло на окружающих.

В случае неоправданной похвалы оценивается не поступок, а личность малыша, такая похвала никак не соотносится с реальными достижениями ребенка и не учитывает его возможностей.

То, по каким переменным взрослые оценивают деяние, ребенок усваивает очень рано, поэтому похвала необходима тогда, когда система оценки еще не сформирована. Если же у ребенка уже есть свой принцип оценки поступков, и он не совпадает с родительским, то похвала с их стороны может переживаться им как издевательство или насмешка. Во избежание этого важно, чтобы родители, хваля ребенка, максимально разворачивали и описывали поступок ребенка, вынося на первое место его позитивные эффекты.

А вот чрезмерная похвала может быть опасна. Постоянные нахваливания могут сформировать в ребенке ощущения своей зависимости от родителей: ведь они имеют право его хвалить. Это опасно тем, что могут формироваться:

  • Тревожность
  • Страх
  • Ощущение подчинения
  • Зависимая позиция
  • Ощущение манипулирования
  • У подростков – переживание неравноправия

Ребенок начинает бояться остаться без позитивного оценивания со стороны взрослого, теряет свою уверенность и боится браться за что-либо. В противном случае происходит обратное: ребенок считает себя королем мира, развивается комплекс «сверхполноценности».

Если же похвала не соотносится с представлениями малыша о самом себе, то он может прийти к выводу, что взрослые попросту не могут понять его. Большое количество похвалы приводит к реальной зависимости от оценки взрослого – уже не необходимой, а патологической.

Похвала в виде сравнения с кем-то может унизить ребенка. Подобный метод приводит к неадекватной конкуренции, завистливость и может даже негативно влиять на отношения с друзьями. Похвала по типу сравнения не лучший метод поощрения, так как в ней отрицается самоценность ребенка, его уникальность важно лишь его превосходство над кем-то. Более того, такой метод может крайне негативно повлиять на ребенка, если его оценка происходит в кругу сверстников, где его действиям дается другая, противоположная оценка.

Выводы

Важно, что наказания в жизни ребенка должны занимать меньше места, чем поощрения. Разве может их быть много? Просто родители должны так выстроить систему воспитания, чтобы поощрения были логичными во всей структуре. Поощрения должны оценивать поступки ребенка, но использоваться и не только как метод подкрепления того или иного действия. Через поощрения создается уникальная среда, в которой ребенок чувствует себя ценным и значимым, принимаемым родителями. В принципе, всем родителям знакомы эти методы работы с детьми, но психологически верно использует их достаточно небольшой круг лиц.

love-mother.ru

Наказание детей или поощрение для воспитания лучше?

Что в воспитании детей лучше работает: наказание или поощрение?

Казалось бы банальный вопрос, и любой родитель, пребывающий в благодушном настроении скажет: «Зачем же наказывать детей? Надо воздействовать словом, примером…» И будет, естественно, прав по всем канонам педагогики. Но тот же родитель на третьем часу препирательства с ребенком по пустяковому поводу или истерики дитяти на пустом месте, уже задумается над ответом.

Что такое наказание?

Наказание - это физическое, материальное или психологическое воздействие негативного характера на того, кто совершил проступок.

Зачем мы хотим наказать ребенка? Наверное, можно предположить, мы наказываем детей, что научить их что-то не делать. Хотим, чтобы они исправились и стали нам, родителям, беспрекословно подчиняться. Потому, как мы, АПРИОРИ, знаем лучше, у нас больше опыта, мы много прожили на свете лет. Впрочем, все это на виду и выскакивает из головы на автомате. А если задуматься?

Может, мы наказываем детей потому, что у нас уже не хватает терпения выдерживать их выходки? Что нас переполняет гнев? Что мы просто не знаем, как их воспитывать? И надавить авторитетом в любом виде, ремня или нотации, для нас единственный выход?

Защитники традиционного воспитания скажут: «Детей испокон веку наказывали и наказывали физически». Да, наказывали, но сказать, что это сильно меняло детей, заставляло их слушаться и с радостью подчиняться, не скажешь. Дети принимали наказание, затаивали злобу, взращивали в себе агрессию или, в худшем случае, ломались и «зарабатывали» психическую травму.

Что же на самом деле происходит с ребенком, когда его наказывают?

  • Одно неправильное поведение ребенка заменяется другим поведением, так же не правильным. Ребенок начинает скрывать свои поступки, лгать, изворачиваться.
  • В душе ребенка происходит острый конфликт между любовью к родителям и обидой, гневом на «вершителей его судьбы».
  • Наказание может стать суррогатом получения родительского внимания. Для ребенка всегда ЛУЧШЕ НЕГАТИВ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИКАКОЙ РЕАКЦИИ на его поведение и поступки.
  • Привычка к наказанием вызывает у ребенка инфантильность реакций, он просто расплачивается за все прегрешения наказанием. Наказали, он расплатился и совесть чиста.

Итак, мы поняли, что наказание не «прокатывает». Точнее, результат получается вовсе не тот, ради которого старались. А что же вместо наказания может продемонстрировать продвинутый в вопросах воспитания родитель?

Альтернатива наказанию

  • Терпение. О, далеко не каждый родитель может похвастаться этой добродетелью. В ритмах нашего суматошного мира, гонки за миражами преуспевания, счастьем и блистательным будущим, мы забыванием, что жизнь идет именно СЕЙЧАС, дети получают уроки воспитания именно тут и теперь. И от нас зависит, чему он научится.
  • Неторопливость. Не стоит сразу же наказывать ребенка, сначала предупреждение, краткое разъяснение неправильности проступка и позиции родителя по этому поводу. Не исключено, что проступок больше не повторится и вы своей невыдержанностью не воспитаете «рецидивиста».
  • Переключение. Маленьких детей достаточно легко переключить на более интересное занятие.
  • Поощрение. Награда за хорошее поведение более эффективна, чем наказание. Всегда хочется повторить приятные моменты. И ребенок тут не является исключением.
  • Временное лишение привилегий. Вы разъясняли, предупреждали и теперь вы просто держите свое слово. Мысль о том, что сам ребенок может изменить ситуацию в любой момент делает дисциплинарное воздействие не таким тягостным.

Добиваясь послушания, не переусердствуйте, примерный ребенок - не значит счастливый ребенок.

Поощрение и наказание является двумя составляющими золотого воспитания ребенка.

Сегодня психологами разработано большое количество других способов, не приветствующих методов «ремнем по попе» и пропагандирующих воспитывать детей без криков и наказаний.

Жестокое обращение с маленькими непоседами любого возраста даст негативные результаты, поэтому врачи рекомендуют не прибегать к указанным методикам, выбрав более щадящие способы воспитания.

Возможно ли воспитывать детей без криков и наказаний?

Отсутствие наказания для шалунов будет означать вседозволенность, поэтому меры пресечения плохого поведения также имеют место.

Непослушание ребенка всегда вызывает гнев, раздражительность мамы, нередко просящей папу «повлиять» на малыша.

Мужчина со своей стороны способен применять силу по отношению к крохе, что воспитает в подростке страх.

В психологии существует несколько принципов, разработанных специально для родителей, не практикующих угрозы, телесные и физические наказания:

  1. Терпение. Родители, выбравшие данный путь, рискуют вырастить самодостаточного, счастливого подростка, при этом устные наказания также должны присутствовать.

    Они чередуются с поощрениями, разработанными согласно системе.

  2. Принимать ребенка таким, какой он есть. Малыш должен чувствовать, что его любят, но при этом не рекомендуется уделять чрезмерное внимание несамостоятельности крохи.

    Ребенок с поведением, где все позволено; за которого все действия выполняют родители – зачастую вырастает наглым и требовательным.

  3. Личный пример. Меры наказания не понадобятся, если мама объяснит своему чаду на собственном примере нормы поведения, общения.

    Иногда одного устного объяснения бывает мало, поэтому придется лично продемонстрировать крохе, как необходимо себя вести.

  4. Меньше давления. Чем больше родители «пилят» своих маленьких детей, тем более в них становится выраженным протест.

    Устраните постоянное давление и вскоре не придется применять разные виды наказаний.

Не стоит забывать о поощрениях, ведь добрых дел, правильных действий у малыша станет больше, когда он поймет, что за них можно получить одобрение от мамы.

Доктор Комаровский о наказании детей

Известный педиатр полагает, что правильная адаптация малыша к окружающему миру поможет легче справиться с его воспитанием уже с ранних лет жизни.

Комаровский утверждает, что физическое наказание не может применяться, лучше отдать предпочтение другим видам поведения:

  1. «Стая не идет на поводу у детеныша». Когда кроха начинает добиваться слезами и капризами желаемого, родители делятся на 2 вида.

    Комаровский же советует в таких ситуациях просто не обращать внимания на малыша и уйти в другую комнату, а вернуться только после его успокоения.

  2. Одинаковые запреты от папы и мамы. Без наказания можно обойтись и в том случае, если папа и мама имеют одно мнение: четкий ответ «нет» и «нельзя» на непослушание.

    В современных семьях малыш не боится папы, потому как запреты всегда поступают со стороны мамы. Стоит отметить, что запреты должны происходить обдуманно, с полным объяснением последствий.

  3. Рукоприкладство – не выход. Способы наказаний по типу шлепков по попе и более строгих мер пресечения баловства не всегда заканчиваются легкими повреждениями.

    Родители, не умеющие держать себя в руках, могут причинять страшный вред крохе, вплоть до уголовной ответственности.

    В таком случае Комаровский советует срочно обратиться к семейному психологу.

Доктор считает, что повышенный тон также обижает кроху: объяснять неправоту малыша можно в спокойном духе, при этом обязательно подкрепляя примерами.

Важно! При больших повинностях педиатр допускает отправление ребенка в угол. Именно так малыш может понять, что поступил плохо.

Комаровский настаивает на методике воспитания без наказаний. В доме должна присутствовать формула «делай, как я», демонстрируемая взрослыми.

Однако многие родители пытаются заменить обратной «делай, как я сказал», допуская большую ошибку.

Какими способами можно поощрять ребенка?

Количество взглядов на методику поощрения в семье равно количеству педагогов. Каждый из них придерживается определенных вариантов, поэтому стоит рассмотреть наиболее применяемые сегодня, а также одобренные психологами способы.

Обратите внимание! Стоит заранее исключить метод поощрения сладкими изделиями: это не только навредит здоровью зубов, но создаст из еды культ для малыша.

Рассмотрим несколько способов поощрения детей в семье, по праву считающихся действенными.

Родители на основе предложенных методов могут придумать свою систему:

Поощрение Когда использовать?
Похвала Искренняя похвала позволяет малышу повысить свою самооценку, особенно, когда она исходит от родителей и старших детей.

Слова поощрения должны использоваться, если малыш сам сделал что-то полезное, интересное.

Если же ребенок сделал естественные вещи: убрал игрушки, помыл лицо или руки, похвалы быть не должно

Доверие Существует такая форма поощрения, как доверие. Именно оно позволяет ребенку почувствовать себя нужным.

Гуляя на площадке с малышом многие мамы пытаются все сделать за него, чтобы не допустить травмы. Тогда малыш чувствует, что мать ему не доверяет.

Такая особенность воспитания позже перерастает в беспомощность подростка и отсутствие самодостаточности. Доверие от мамы будет лучшим поощрением ребенку

Исполнение желаний Радость воспитания заключается в наблюдении, как с помощью усилий родителей из ребенка вырастает умный, самостоятельный, интересный человек.

Поощрение в виде исполнения заветного желания отлично подойдет как награда за успешные оценки на протяжении четверти

Жетонная система поощрений детей в семье

Чтобы выстроить сотрудничество между детьми и родителями, психологи и педагоги приложили все усилия для разработки жетонной системы поощрений.

В таком случае дети активнее реагируют на похвалу, пытаясь сделать как можно больше «полезных и правильных» действий.

Основные правила такого метода заключаются в следующем:

  • За определенное целевое поведение малышу выдается жетон или звездочка, в дальнейшем подлежащая обмену.
  • Определитесь с целевым поведением, которое под силу выполнить малышу.
  • Подкрепления и награждения должны быть разными, иначе малышу скоро станет скучно.
  • Установите расписание для выдачи подкрепления.
  • Систему необходимо использовать в каждой сфере жизни малыша, иначе он поймет, что она необязательна.
  • Ребенку необходимо демонстрировать, что мама полностью поддерживает данную систему.

Отвечая на извечный вопрос, возможно ли воспитать кроху без наказаний, стоит отметить, что порка – не самый подходящий метод для родителей.

Только грамотно построенный процесс поощрений поможет качественно воспитать малыша.

Полезное видео

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Растем уверенными!