Комплексно – тематическое планирование в средней группе. Тема: «Мы друзья зимующих птиц». Тематическая неделя «Волшебница вода» Планирование в средней группе тема воздух

МАРТ

Первая неделя

Вид деятельности

Тема

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда чайная, столовая, кухонная» Беседа «Для чего нужна посуда и её классификация» Игра «Накроем стол к чаю» Изготовление совместно с родителями посуды (Попье маше)

Игра-эксперимент «Стекло – фарфор» Игра с мячом «Какая посуда?»

с/р игра «У куклы Кати на празднике» Игра «чего не стало?»

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Цветы

Научить детей приготовить подарки дорогим мамам, бабушкам; воспитывать любовь к родным

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Хозяйственно-бытовой труд:

Стирка кукольной одежды;

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Уборка мусора на участке.

Формирование основ

безопасности

« Ребёнок дома»

Задачи:

«Это не игрушки, это опасно»

Цель:

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материал : мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"В мире пластмассы".

Речевое развитие

Развитие речи

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Художественная

литература

А. Плещеев "Весна", И. Косяков "Все она", "Привередница", обр. В. Даля, С. Вангели. "Подснежники" (главы из книги "Гугуцэ - капитан корабля"), пер. с молд. В. Берестова, чтение по выбору детей (пятница).

Приобщение к

искусству

«Весна, весна, поди сюда» традициям русского народа .

Изо – деятельность

Рисование

"Расцвели красивые цветы". стр.64

Лепка

"Мисочка". стр. 66

Конструктивно-

модельная

деятельность

"Корабли".

Музыкальное

воспитание

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

"Пробеги тихо", "Дети и волк", "Кот и мыши".

Физическая культура

По выбору физкультурного работника.

I часть. Игровое упражнение "Ловишки".

II часть. Игровые упражнения: "Быстрые и ловкие", "Сбей кеглю".

Подвижная игра "Зайка беленький".

III часть. Ходьба в колонне по одному. Игра малой подвижности "Найдем зайку".

Взаимодействие с семьёй

Досуги и развлечения

МАРТ

Вторая неделя

Тема « Знакомство с народной культурой и традициями »

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда и продукты питания»

Цель

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Весна

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

« Ребёнок дома»

Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома.

«Это не игрушки, это опасно»

Цель: закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от размера предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Развивать мышление, внимание, память.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Тема: «Движение. Инерция»

Занятие: «Упрямые предметы»

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.

Материал : игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"Мир комнатных растений".

Речевое развитие

Развитие речи

Звуковая культура речи: звуки щ - ч.

Художественная

литература

И. Сельвинский "Что правильно?", "Идет лисичка по мосту...", бр. Гримм. "Бременские музыканты", нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака, Н.Носов. "Затейники", чтени е по выбору детей (пятница).

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

Рассматривание с детьми народных игрушек (дымковская игрушка, матрешка и др.). Рассказы о народных промыслах. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи.

Изо – деятельность

Рисование

Декоративное рисование "Украсим кукле платьице". стр 68

Аппликация

"Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное " стр. 66

Конструктивно-

модельная

деятельность

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Новый мячик", муз. М. Иорданского.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

Организация народных игр.

Физическая культура

I часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу перепрыгивание через 5 - 6 шнуров (расстояние между шнурами 40 см); по команде изменение направления движения. Бег в умеренном темпе до 1 минуты, в чередовании с ходьбой.

II часть. Игровые упражнения. "Подбрось - поймай". "Прокати - не задень".

Подвижная игра "Лошадка".

III часть. "Угадай, кто кричит?".

Взаимодействие с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Знакомство родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Досуги и развлечения

Фольклорный праздник.

МАРТ

Третья неделя

Тема « Знакомство с народной культурой и традициями » (продолжение)

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда и продукты питания»

Цель : познакомить с чайной, столовой и кухонной посудой, уточнить её название и назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также предметы сходные по назначению, развивать зрительное внимание, активизировать словарь, учить группировать предметы по общему признаку.

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Весна

Помочь детям замечать сезонные изменения в природе

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

«Ребёнок на улице»

Задачи:

Цель:

Познавательное развитие

ФЭМП

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4 - 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Наблюдение за черепахой

Цель : обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.

Материал : живая черепаха

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Беседы о Масленице.

Ознакомление с миром

природы

"В гостях музыкального руководителя".

Речевое развитие

Развитие речи

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко".

Художественная

литература

"Петушок и бобовое зернышко", обр. О. Капицы, "Барашеньки...", Д. Биссет. "Про мальчика, который рычал на тигров", пер. с англ. Н. Шерешевской; Е. Баратынский. "Весна, весна" (в сокр.), чтение по выбору детей (пятница).

Художественно - эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

Рассказы о народных промыслах. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Рассматривание изделий из керамики, с вышивкой.

Изо – деятельность

Рисование

"Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок". стр. 69

Лепка

"Козленочек" стр 69

Конструктивно-

модельная

деятельность

"Корабли".

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Подснежник", муз. П.Чайковского.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

Организация народных игр.

Физическая культура

По плану физкультурного работника.

I часть. Ходьба в колонне по одному и бег в умеренном темпе (до 1 минуты).

Ходьба между предметами (расстояние между предметами 30 см).

II часть. Игровые упражнения: "На одной ножке вдоль дорожки", "Брось через веревочку".

Подвижная игра "Самолеты".

III часть. Игра малой подвижности.

Взаимодействие с семьёй

Оформление родительского уголка по теме "Знакомство с народной культурой и традициями".

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Информирование родителей о важности семейных посещений музеев, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Совместное проведение праздника, посвященного Масленице.

Досуги и развлечения

Фольклорный праздник.

МАРТ

Четвертая неделя

Тема « Весна »

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Витамины на грядке и на дереве»

Цель : обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах и овощах. Учить узнавать фрукты и овощи на ощупь, по вкусу, по запаху. Беседа о витаминах. Игра «Опиши на вкус» Посетить вместе с родителями овощной отдел магазина и рассмотреть товар на прилавке.

Игра «Овощи и фрукты»

С/Р игра «Овощной магазин» Игра «Чего не стало?»

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Знакомство с народно – прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки)

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

«Ребёнок на улице»

Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице.

«Контакты с незнакомыми людьми на улице» Цель: Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять детей в умении двигаться в заданном направлении.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

Цель : выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

Материал : емкости с водой и снегом

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"В гости к хозяйке луга".

Речевое развитие

Развитие речи

Составление рассказов по картине.

Художественная

литература

"Солнышко - ведрышко...", Ю. Мориц. "Песенка про сказку"; В. Бианки. "Подкидыш"; Д. Самойлов. "У слоненка день рождения", чтение по выбору детей (пятниа).

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

«Весна, весна, поди сюда» Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа .

Изо - деятельность

Рисование

"Как мы играли в подвижную игру "Бездомный заяц"".стр 71

Аппликация

"Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку". стр.66

Конструктивно-

модельная

деятельность

По замыслу детей. Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Итальянская полька", муз. С. Рахманинова.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

"Бегите ко мне!", "Птички и птенчики", "Мыши и кот".

Физическая культура

По плану физкультурного работника.

I часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу ходьба широким шагом в медленном темпе; обычная ходьба и ходьба мелким, семенящим шагом в чередовании.

II часть. Игровые упражнения. "Перепрыгни ручеек". "Бег по дорожке" (ширина 15 см). "Ловкие ребята" (бросание мяча о землю, вверх и ловля двумя руками.

Взаимодействие с семьёй

Оформление родительского уголка по теме "Весна".

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

Досуги и развлечения

Праздник "Весна".

— Образовательные задачи :

1. Расширить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, прозрачный, не имеет запаха).

2. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

3. Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

— Развивающие задачи :

1. Развивать любознательность, наблюдательность.

2. Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

3. Расширять словарный запас детей.

— Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы : полиэтиленовые пакеты (по количеству детей ), веер, апельсин, коробочки из-под киндер-сюрпризов с наполнителями (апельсин, чеснок ) на каждого ребенка, таз с водой, кораблик, воздушные шары, карточки-схемы, музыка, магнитофон.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вводная часть

— Организационный момент :

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, посмотрите и улыбнитесь им! Наши гости очень хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух

— Определение темы занятия, сюрпризный момент:

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

(В группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: Кого к нам ветром занесло?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: У нас занятие, мы с ребятами будем говорить о воздухе.

2. Основная часть.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы ребята видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый

Карлсон: Вот-вот невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили (карточка №1, №2) .

Карлсон : Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Мы, Карлсон, на тебя сейчас ветерком подуем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

(Берёт веер, машет на себя)

Карлсон : А вам не жарко? (Машет на ребят веером) Что вы чувствуете? Это ветер дует!

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Карлсон машет веером, толкает воздух и воздух движется, получается ветерок.

Карлсон: Ребята, а мы с Малышом любим пускать кораблики. Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики»

(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик .)

Воспитатель: Посмотрите, Карлсон махнул веером, появился ветер и кораблики задвигались.

Воспитатель: Если он не будем махать веером, толкать воздух, наши кораблики будут стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблики и они снова будут двигаться.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Долго лодочку качало,

Ветер стих и лодка встала.

ВЫВОД :

Воспитатель: Ветер — это движение воздуха. (карточка №3)

Карлсон: Ой, что-то есть хочется? (принюхивается и идет к столу)

Опыт 3. «Воздух без запаха»

Карлсон: Ребята, что я нашёл? (Открывает лимонницу ).

Воспитатель: Ребята, что это? (апельсин )

Воспитатель: Я поднесу к вам тарелочку с апельсином, что вы чувствуете? (Пахнет апельсином ) А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат? (апельсин).

Карлсон: А вот и нет, это воздух пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Игра «Отгадай по запаху»

(коробочки из-под киндер-сюрпризов одна пустая, а вторая с долькой чеснока)

Воспитатель: Возьмите коробочки, понюхайте и определите что там.

Воспитатель: Что спрятано в оранжевой коробочке? А что спрятано в жёлтой?

Воспитатель: Да, в оранжевой коробочке я спрятала дольку чеснока, в желтой коробочке ничего нет, там только воздух.

ВЫВОД:

Воспитатель: Значит, сам воздух запаха не имеет, он ничем не пахнет, а воздух только передает запах. (Карточка 4 )

Динамическая пауза «Ветерок»

Если шарик накачать, будет он тогда летать.

Надо нитку привязать, чтобы шарик удержать.

Шарики воздушные ветерку послушные.

Воспитатель: А сейчас я на вас подую и вы полетите на свои стульчики.

Воспитатель: Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет)

Почему? (Человеку нужно дышать )

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 4 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют )

Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД :

Воспитатель: Да, человеку нужен воздух.

А кому ещё нужен воздух? Да, людям, животным, рыбам, растениям. (карточка 5)

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки)

Дети:

1. Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть надо поймать.)

2. Когда воздух движется, получается ветер.

3. Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.

4. Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: А куда у нас Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар ) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие.

воспитатель МБОУ «Пинежская СОШ № 117» СП «Детский сад»,

п. Пинега, Пинежский район, Архангельская область, Россия.

Перспективно – тематическое планирование по теме проекта

«Воздух - невидимка» (декабрь - февраль)

Описание

работы

Материал и оборудование

Декабрь

Игровое упражнение «Почувствуй воздух»

Дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуете?

Лист бумаги

«Имеет ли воздух свой запах».

Дидактическая игра «Узнай по запаху» Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсин, духи, ванилин, чеснок)

Тарелочка с апельсином, чесноком, ванилью, ароматизированные салфетки, духи

2 неделя

«Можно ли взвесить воздух».

Дети кладут на весы надутый шарик, пустой шарик. Какой тяжелее? (Надутый) Почему?

Два воздушных шарика (надутый и нет), чашечные весы

«Воздух имеет вес».

Возьмём палку длиной 60 см. На её середине закрепляем верёвку. К обеим сторонам палки привязываем одинаково надутые воздушные шарики. Подвесьте палку за верёвку в горизонтальном положении. Проткнуть один шарик, затем второй. Сделать выводы.

Два воздушных шарика, палка длиной 60 см, верёвочки

3 неделя

«Где можно найти сразу много воздуха?»

Дети надувают воздушные шарики сильно, но так чтобы они не лопнули.

Воздушные шарики на каждого ребёнка

«Загадочные пузырьки».

Дети рассматривают предметы, погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это, откуда эти пузырьки. Определяют, что изменилось в предметах.

Ёмкость с водой, кусочки поролона, ткани, комочки земли, брусочек дерева

4 неделя

«Воздух в мячике.»

Игра с резиновыми мячами (отбивание от пола)

Два резиновых мяча (надутый и спущенный)

«Первый воздушный шар» (рассказ воспитателя)

Надуть воздушный шар с помощью насоса

Воздушные шарики, насос

Январь

Шприцы, ёмкость с водой (подкрашенной)

«Воздух работает»

Дети запускают в воду пустую пластмассовую ванночку, дуют на неё. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляют «парус», снова заставляют лодочку двигаться. Наблюдают, делают выводы.

Большая ёмкость с водой, пластмассовая ванночка, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка

3 неделя

«Движение воздушных масс»

Дети на улице с помощью вертушки определяют силу ветра.

Вертушки

«Ветер – это движение воздуха»

Дети машут веером над водой (каждый ребёнок машет с разной силой). Сравнивают, делают выводы.

Миски с водой, веер (на каждого ребёнка)

4 неделя

Природное явление «Цунами»

Рассказ воспитателя. Дети опускают кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Что происходит с кораблём, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (Всё это могут дети продемонстрировать).

Большая ёмкость с водой (надувной бассейн), кораблики

Сравнить свойства воды и воздуха.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, с воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Переливают воду в стакан, растворяют в нём краску. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.

Два целлофановых пакета (один с воздухом, другой с водой), прозрачный стакан, акварельные краски

Февраль

Ёмкость с водой, прозрачные пластиковые стаканы, изогнутые трубочки для коктейля

«Почему гаснет пламя»

Возьмём 2 свечи, зажжём их. Одну банку накроем. Наблюдаем. Делаем вывод (в банке кончился кислород, который находится в воздухе. Вот так и мы не можем жить без кислорода в воздухе).

Две свечи, спички, стеклянная банка

4 неделя

Обобщаются результаты исследований.

Проводится итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух».

Организация «МУЗЕЯ ВОЗДУХА»

Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка»

Цель занятия: формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.

Образовательные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методы и приёмы

На занятие используются следующие методы и приемы:

Практические: опыты с воздушными шаром, трубочками, мыльными пузырями; физкультминутка, дыхательная гимнастика;

Наглядные: презентация, для иллюстрированного сопровождения занятия; наблюдение.

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы к детям.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

Оборудование

К занятию потребуется следующее оборудование:

Телевизор;

Ноутбук;

Песочные часы;

Стаканы, чашки с водой;

Воздушные шарики;

Соломки для коктейля;

Мыльные пузыри, поднос;

Веер,

- ёмкости для воды,

Одежда исследователей;

Полиэтиленовые мешки;

Медальки;

Салфетки бумажные;

Камень, деревянный кубик, губка.

Предварительная работа

Предварительная работа включает в себя:

Наблюдения на прогулках, за погодой за ветром;

Беседа на тему «Как человек использует воздух»;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях;

Рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления»;

Вееров;

Игры с мыльными пузырями, воздушным шариком.

Словарная работа

Обогатить словарь детей словами:

Лаборатория;

Прозрачный;

Невидимый;

Упругий;

Опыты;

Экологи.

Ход занятия

. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Слайд 1) А какие 5 помощников будут нам помогать?

Дети: глаза, уши, нос, рот и руки.

Психогимнастика

Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза (Слайд 2)

Руки к солнцу поднимаем

И вдыхаем, и вдыхаем.

Ну, и руки опускаем,

Воздух тихо выдыхаем «ф-ф-ф»

Открываем глазки, улыбнулись.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно,- это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем отгадав загадку. (Слайд 3)

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: воздух

Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?

Дети: он легкий.

Воспитатель: Так значит, получается, что воздух легкий. А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вы его увидели?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?

А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?

. Основная часть

Разрешение проблемы с помощью опытов:

Воспитатель: Почему мы можем назвать воздух невидимкой?

Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.

Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?

Дети: Не получается.

Воспитатель: А давайте попробуем пакетом.

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотрите. (Слайд 4)

вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Опыт 2 «С соломинкой»

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? (Слайд 5)

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вначале тихо,

потом сильнее. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух находится везде.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные. (Слайд 6) с музыкой .

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

Воспитатель : -Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Опыт 3 «С небольшими предметами»

Воспитатель: Воздух есть во всех предметах. (Слайд 7) На столе у меня стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) Есть ли воздух в этих предметах? Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?

Дети: предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх, потому что они лёгкие.

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт 4 «Со стаканом»

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. (Слайд 8)

Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

Дети: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

Воспитатель: А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде?

Дети: Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель : Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги?

Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Вывод: воздух занимает пространство.

Физкультминутка «Дует ветерок»

Слова

Действия

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,

заниматься нам пора.

Руки вытягиваем вверх

Махи руками из стороны в сторону

Наклоны в стороны медленно

Наклоны в стороны быстро

Прыжки на месте

Прыжки в высоту

Ходьба на месте

Остановились

Улыбнулись

Опыт 5 «Нагреваем воздух»

Воспитатель: Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Слайд 9)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Вывод: теплый воздух поднимается вверх.

Опыт 6 «С веером»

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! (Слайд 10) Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.

Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

Воспитатель : Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шар»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это воздушные шарики. (Слайд 11)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему шарик грустный? Дети: Он сдутый.

Воспитатель: что нам нужно сделать чтобы шарик улыбался. Был веселый и радостным?

Дети: Нужно надуть его

Воспитатель: Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Посмотрите теперь шарик улыбается.

Опыт 7 «С песочными часами»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Слайд 12)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, человек сможет прожить без воздуха? Ставим песочные часы, зажимаем нос и стараемся не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! - Значит, для чего нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Без дыхания нет жизни.

Вывод: человек не может без воздуха, воздух нужен всему живому на Земле.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.

Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Слайд 13)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

Воспитатель: Чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

III . Заключительная часть

Итог

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (Слайд 14)

Ребята: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; Что воздух легче воды; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей; Без воздуха ничто живое не может жить; что воздух не пахнет и может передавать запахи; узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха; Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные. Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам. Нам, ребята, пора на прогулку, сейчас оденемся, пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! (Слайд 15)

Выполнила: воспитатель Кезина Евгения Александровна

Светлана Егорова
Тематический план работы на неделю по теме «Воздух - невидимка» для подготовительной группы

Понедельник :

Круг общения : «Что мы знаем о воздухе ; понятие «воздух » , его свойства и роль в жизни человека, животных, растений.

Игра – инсценировка «Мы – ветры» ; закрепление понятий «ветер – потоки воздуха » , «ураган» , «смерч» , «вихрь» , «метель» .

Прогулка : Наблюдение за ветром (использовать вертушку) .

Исследовательская деятельность : Опыт «Пузырьки в стакане» (чем дышит человек : вдох-выдох) .

Вторник :

Круг общения : Взаимосвязь человека и природы (человек-воздух ) ; беседа об условиях выживания человека.

Опыт : «Ветряной перезвон» ; определить действие ветра на предметы из бумаги, ткани, металла, пластмассы, дерева.

Прогулка : Наблюдение за ветром (кольцо с ленточкой)

П/игра «Ветряная мельница»

Рисование экологических плакатов на тему «Защита воздуха » .

Среда :

Круг общения : «Воздух в жизни растений » ; закрепить знания детей о том, что воздух необходим растениям для жизни, роста, дыхания, размножения, выживания.

Чтение «Путешествие семечки» А. Дитрих.

Прогулка : Наблюдение за ветром : сила, направление, как ведут себя люди, деревья, облака на небе, проволока на столбах.

Опыт : «Необычные корни» (выявление взаимосвязи повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений – сциндапсус).

Задание родителям : Приготовить стихи, загадки на тему «Воздух » .

Четверг :

Круг общения : «Воздух и вода – наши лучшие друзья» ; значение водных и воздушных процедур для закаливания организма.

Составление кроссворда : «Воздух и вода »

Чтение А. С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч» .

Прогулка : наблюдение за порывами ветра.

П/игра «Льдинки» (воздух – предмет ) .

Творческая мастерская : Оформление значка «Юный эколог» ; закрепить знания об экосистеме и охране окружающего мира.

Задание родителям : «Флюгер» (поделки из бросового материала) .

Пятница :

Круг общения : «Вот труба – над нею дым» ; источники загрязнения воздуха , назначение противогаза, правила экологической безопасности.

Экологический практикум «Воздух и аромат »

(свежий воздух , едкий дым от костра, выхлопные газы машин, ароматы парфюма, свежих фруктов и т. д.).

Прогулка : Наблюдение за небом в разное время суток. Запуск самодельных летательных аппаратов из бумаги.

Игра – викторина «Воздухоплаватели » ; самые красивые места на нашей планете и рукотворный мир человека.

Публикации по теме:

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Конспект занятия по ФЦКМ для подготовительной группы «Воздух-невидимка и волшебница вода» Цель:закрепить знания о свойствах воздуха и воды и их роли в жизни живых организмов,дать представление о функции дыхания,значения прогулок.

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».