Свадьба Грейс Келли и Ренье III. Грейс Келли и принц Ренье III: культовая свадьба

Ренье III: свадьба века" data-essbishovercontainer="">

Принц Монако и принцесса Голливуда

Князь Ренье III, наследник одного из древнейших европейских родов Гримальди, вступил на престол в 26 лет. Он унаследовал эту маленькую страну, тогда еще не представлявшую собой пристанища миллионеров, которую Сомерсет Моэм описывал как «солнечное место для темных личностей».

Также читайте:

Ренье никогда не был ближайшим родственником правящих европейских династий, в его роду с одной стороны множество второстепенных королевских предков, как, например, король Джеймс IV Шотландский или Стефания де Богарне, приемная дочь Наполеона Бонапарта.

С другой — «пролетарское происхождение». Его мать Шарлотта была незаконнорожденной дочерью князя Луи II и Марии Жюльетты Луве, работавшей… певицей в кабаре.

Также читайте:

По закону, наследовать трон должен был дальний родственник Гримальди, немецкий подданный Вильгельм фон Урах. Но в разгар Первой мировой такая перспектива не радовала никого, в том числе и французское правительство. В итоге Шарлотте был дарован титул и право наследования, от которого она впоследствии отказалась в пользу сына.

Брак родителей Ренье был классическим союзом по договоренности и закончился разводом. Его отец, князь Пьер де Полиньяк, стал гражданином Монако лишь за месяц до свадьбы с Шарлоттой.

Также читайте:

Принц Ренье (на руках у отца) и Грейс Келли в детстве

Грейс Келли происходила из семьи потомков иммигрантов (ее отец по крови был ирландцем, мать — немкой), всего в жизни добившихся самостоятельно. Ее мать была моделью и спортсменкой, став в итоге первой женщиной-преподавателем физкультуры в Университете Филадельфии.

Отец тоже преуспел сначала в спорте, он занимался греблей и выиграл золото на двух Олимпиадах в 1920-м и в 1924-м. А затем в бизнесе — начав работать простым каменщиком, он выстроил собственный бизнес, который принес ему миллионное состояние.

Грейс выросла в большой и дружной семье — у супругов Келли было четверо детей — и получила строгое католическое воспитание. Все это, вкупе с ее бурным нравом и сильным характером, и породило «феномен» по имени Грейс Келли.

Альфред Хичкок однажды описал ее очень точной метафорой — «вулкан под снегом». Под маской воспитания и прекрасного вкуса скрывалась отчаянная и страстная натура.

Она решительно переехала в Нью-Йорк, чтобы учиться в Академии драматического искусства, одновременно подрабатывая моделью. В 20 лет получила первую роль на Бродвее, в 22 года — первую роль на ТВ, в 24 — первую номинацию на «Оскар» за роль в «Могамбо», а еще через год завоевала заветную статуэтку за фильм «Деревенская девушка».

Оба уже не раз были влюблены. Ренье связывали долгие отношения с актрисой Жизель Паскаль, они были вместе почти 6 лет, но девушка предпочла карьеру. Грейс часто увлекалась партнерами по фильмам, так, на съемках «Могамбо» у нее завязался роман с самим Кларком Гейблом.

Однако, несмотря на многочисленные увлечения, официально Грейс была помолвлена лишь раз, с Олегом Кассини, модельером русского происхождения, в будущем — стилистом Джеки Кеннеди.

Против брака с Кассини были настроены прежде всего родители Грейс. Он был намного старше, разведен и обладал вспыльчивым темпераментом. Уже намного позже, после гибели Грейс, Кассини рассказывал в интервью журналу People, что влюбился в нее, когда увидел на экране в ленте «Могамбо», и был очень увлечен ей.

Я к вам пишу

Знакомство принца и актрисы состоялось в 1955 году. Грейс Келли в составе американской делегации приехала на Каннский кинофестиваль: множество официальных встреч и фотосессий, среди которых была одна, предложенная фотографом Paris Match — в Монако, вместе с молодым князем. И Грейс согласилась.

День намеченной съемки для Грейс и Ренье не задался с самого утра. Волнуясь перед встречей с коронованной особой, Грейс была недовольна платьем и прической, а по дороге попала в небольшую аварию.

Принц на встречу с актрисой опаздывал, из-за чего нервничал и злился. По легенде, Ренье увидел Грейс впервые в зале, где должна была намечена встреча, когда она репетировала реверанс перед зеркалом. Это так очаровало Ренье, что плохое настроение улетучилось.

Съемка прошла без эксцессов, и Грейс вернулась в Канны. Там, во время беседы с еще одним бывшим поклонником, французским актером Жаном-Пьером Омоном, она лишь вскользь упомянула, что Ренье был «очень мил».

Однако сразу после знакомства у них завязалась тайная переписка, длившаяся почти полгода. Посредником в этом деле выступил один из ближайших помощников принца — американский священник отец Фрэнсис Такер.

Позже Ренье рассказывал, что с каждым письмом они с Грейс «все больше и больше открывались друг другу». Биографу Грейс Дональду Спото он говорил, что это была сложная задача — найти кого-то, кто мог быть одновременно и его родной душой, единомышленником, и в то же время любовницей. Они стали друзьями задолго до того, как «священник соединил их руки».

Их роман по переписке долгое время был тайной даже для близких людей. Подруга Грейс Рита Гэм вспоминала: однажды Грейс обмолвилась, что «нашла своего принца». Не зная, о ком идет речь, Гэм сначала подумала, что Грейс имеет в виду обобщенное понятие «прекрасного принца», о котором мечтают девушки, и только потом выяснилось, что принц — самый настоящий.

Приданое и «кольцо дружбы»

Почти через полгода после знакомства князь Монако совершил официальный визит в США. Журналисты, наслышанные о матримониальных намерениях Ренье, на первой же пресс-конференции спросили его в лоб, приехал ли он в Америку на поиски жены.

После ответа «нет», они задали следующий «наводящий» вопрос: «Если бы вы искали жену, то какой бы она была?»

Ренье улыбнулся и ответил: «Я не знаю, наверное, самой лучшей», а затем добавил загадочное описание своей будущей жены, как «некой дамы с волосами цвета уходящей осени и глазами голубыми или фиолетовыми с крапинками золота».

Несколько дней спустя Ренье встретился с Грейс и ее семьей для официального знакомства.

Ренье долгие годы мечтал о невозможном: найти идеальную принцессу для своей маленькой страны и в то же время жениться по любви. Грейс казалась абсолютным воплощением его мечты, но и ей пришлось преодолевать некоторые «формальные препятствия».

Также читайте:

Ренье привез с собой доктора, задача которого была в том, чтобы убедиться в способности невесты родить наследника. Грейс же в первый момент решила, что цель осмотра — убедиться в ее девственности, от которой давно не осталось и следа, и поначалу отказалась.

Вторым препятствием оказалось приданое. И сама актриса, и ее семья были не из бедных, но родителям актрисы пришлось собрать 2 миллиона долларов для принца.

Перед официальной помолвкой Ренье забросил, так сказать, пробный шар. Подарил невесте «кольцо дружбы» с бриллиантами и рубинами в цвет флага Монако, и лишь позже преподнес то самое знаменитое кольцо с 10,5-ти каратным бриллиантом от Cartier.

Когда помолвка стала достоянием общественности, Грейс делилась со своей подругой Ритой Гэм: «Я люблю его глаза. Я могу смотреть в них часами».

Ренье попросил Грейс выйти за него в канун рождества 1955 года, а 5 января 1956-го о помолвке было объявлено на пресс-конференции в доме Келли в Филадельфии.

Свадьба века

Подготовка к этой «свадьбе века» заняла несколько месяцев, а самой церемонии предшествовала почти неделя празднеств.

4 апреля 1956 года нью-йоркские журналисты провожали яхту «Конституция» в Монако, на борту были Грейс Келли, ее семья, 60 друзей и пудель Оливер, подаренный актрисе Кэри Грантом. Восемь дней спустя, утром 12-го апреля, корабль вместе со всей честной компанией вошел в бухту Геракла и бросил якорь.

Навстречу ей из порта Монте-Карло вышла новенькая яхта принца Ренье Deo Juvante II — название яхты, оно же девиз дома Гримальди, написанный на гербе Монако, означает «с божьей помощью».

В божьей помощью принц добрался до яхты невесты и наконец обнял ее, пока с небес на них сыпались тысячи белых и красных гвоздик. Тут постарался не бог, а Аристотель Онассис, гидросамолет которого устроил это красочное шоу.

Жители Монте-Карло наблюдали прибытие своей новой принцессы, оккупировав пирс и окна домов, выходящих на бухту. Жениха и невесту восторженными криками, аплодисментами и вспышками камер. Грейс была в темно-синем костюме и широкополой белой шляпе, чем весьма расстроила собравшуюся толпу, мечтавшую увидеть ее лицо.

По закону Грейс и Ренье ждали две церемонии: гражданская и религиозная. Гражданская, более скромная, состоялась 18 апреля 1956 года, с молодыми было пять официальных свидетелей, включая сестру Грейс Пегги и сестру Ренье принцессу Антуанетту.

На следующий день состоялась религиозная церемония. MGM, в обмен на освобождение Грейс от ее контракта, снимала и транслировала обе свадьбы по телевидению и на киноэкране.

Грандиозное платье невесты тоже было подарком студии MGM. Его придумала костюмер и подруга актрисы Хэлен Роуз, а шили 36 портних в течение трех недель. Платье было украшено антикварным кружевом, купленным почти за 2500 долларов, а лиф, фата и туфли расшиты жемчугом. В руках невесты был небольшой букетик белых ландышей.

Грейс выбрала шесть подруг и свою сестру Пегги в качестве подружек невесты. Принца же сопровождали его кузен граф Шарль де Полиньяк и брат невесты Джон Келли.

Обе церемонии заканчивались грандиозными приемами, на которых присутствовали почти 700 гостей, включая Аристотеля Онассиса, владельца отелей Конрада Хилтона, представлявшего здесь президента США Эйзенхауэра, Франсуа Миттерана, который был тогда министром юстиции Франции, и кинозвезд: Дэвида Нивена, Кэри Гранта, Глорию Свенсон и Аву Гарднер. Был даже специальный представитель Папы Римского Пия XII.

Неудивительно, что жених и особенно невеста перенесли это «веселье» с трудом. Вечером 19 апреля они уплыли в закат на той же яхте принца Ренье, но буквально сразу вновь бросили якорь: первую неделю медового месяца Грейс провалялась с гриппом. В следующие дни наверстывали упущенное, путешествуя по французской Ривьере, побережью Испании и Корсике.

Жизнь после свадьбы

«Я стала принцессой до того, как у меня было время подумать об этом», — сказала однажды Грейс. Сплетники поговаривали, что их брак был простой договоренностью, друзья лишь замечали, что они были двумя противоположностями.

Ренье — прагматичен, любил спорт, дорогие автомобили и животных в своем зоопарке. Грейс, напротив, чувствительна, любила искусство. Со временем непонимание между ними стало нарастать.

В первые годы принцесса Грейс полностью посвятила себя семье и своей новой маленькой родине. Ее слава привела в страну сотни туристов, а продуманное правление Ренье в итоге сделало Монако и его граждан одним из богатейших государств мира.

Грейс родила Ренье троих детей: принцесс Каролину и Стефанию и наследного принца Альбера. Она активно занималась благотворительностью, а в свободное время делала картины из засушенных цветов.

Несколько лет спустя ее вновь пригласили сниматься в кино, и ей очень хотелось вернуться, но принять это решение в одиночку она не могла. Решение принимала страна. Монегаски дружно воспротивились возвращению их принцессы в Голливуд.

Тем временем дети росли, и монаршая семья все меньше напоминала тот идеал, к которому стремилась Грейс. Ее старшая дочь Каролина вышла замуж и почти сразу со скандалом развелась. Сын был увлечен спортом и девушками и вовсе не стремился остепениться.

Младшая — Стефания, увлеченно строила музыкальную карьеру и игнорировала светские условности не меньше старших. Муж был слишком занят государственными делами и, если верить слухам, Грейс со временем стала заводить себе молодых любовников в попытке удержать уходящую молодость.

***

13 сентября 1982 года Грейс Келли возвращалась в Монако на автомобиле вместе с дочерью Стефанией. Под предлогом того, что ей нужно серьезно поговорить с дочкой, она отпустила водителя и сама села за руль.

На одном из поворотов серпантина ее автомобиль Rover 3500 вылетел в пропасть. Принцесса Стефания чудом выжила, однако ее мать получила травмы, несовместимые с жизнью. Как позже выяснилось, за рулем у Грейс Келли случился микроинсульт, из-за которого она потеряла управление.

Ее похороны стали трагедией, князь Ренье шел за гробом жены, не скрывая слез, никакие прошлые разногласия и слухи уже не играли роли. Ренье пережил супругу почти на четверть века, скончавшись в апреле 2006-го. Их дети по-прежнему правят маленьким королевством, до сих пор боготворящим свою прекрасную принцессу Грейс.

Также читайте:


Каждая девушка мечтает о встрече с принцем. Красавица-актриса Грейс Келли не просто встретила и полюбила 33-летнего князя Монако, но и построила с ним крепкую семью. Их союз считался идеальным. Грейс же, которая была самой счастливой женщиной в начале брака, оказалась птицей, заточенной в золотую клетку, в конце жизни.

Грейс Келли

Грейс Келли появилась на свет в 1929 году в Филадельфии в семье миллионера Джека Келли, который заработал свои первые большие деньги, будучи владельцем фирмы «Келли. Кирпичные работы». В семье было четверо детей. Все дети росли в строгих правилах и не были избалованы родителями. Главную роль в формировании будущей личности Грейс сыграл дядя девушки, актер Джордж Келли, именно он заметил ее талант еще в юном возрасте.


К четырнадцати годам Грейс Келли уже играла в театре, и на глазах девушка превращалась из гадкого утенка в настоящую красавицу. У нее было много поклонников, но Джек Келли пытался оградить дочь от ранних любовных увлечений.

Переезд в Нью-Йорк


Избавится от опеки отца девушке удалось лишь после переезда в Нью-Йорк. В большом городе Грейс завела множество новых знакомств. В компании друзей она чувствовала себя раскрепощено. Грейс Келли проходила обучение в академии драматического искусства. Там она познакомилась со студентом Херби Миллером, и привлекательный парень стал ее другом. Девушка подрабатывала манекенщицей, а все заработанные деньги отправляла семье.


Удача улыбнулась девушке вовремя кастинга на фильм «Ровно в полдень», который собирались снимать в Голливуде. В апреле 1952 года Грейс проснулась знаменитой, фильм «Ровно в полдень» где она снималась, получил сразу три «Оскара».

Знакомство Грейс Келли с Ренье III


В 1955 году, когда Грейс Келли стала по-настоящему знаменитой и возглавляла делегацию кинематографистов США вовремя Каннского фестиваля, ей поступило предложение посетить княжество Монако. Тогда об этом мечтали многие знаменитости, Грейс же отнеслась к этому предложению достаточно сдержанно.


Все с самого начала шло не по плану. Из-за того что в ее гостинице отключили электричество, актрисе удалось до конца высушить волосы, она пришла на встречу с принцем в помятом платье и с пучком на голове. Ренье так же был не восторге от предстоящей встречи, но как только князь увидел привлекательную блондинку, которая у зеркала репетировала поклон приветствия, влюбился в нее с первого взгляда. Дальше была увлекательная прогулка по парку и милая беседа. Оказалось, что общих тем у них более, чем достаточно. Несмотря на свою беззаботность, Грейс Келли была достаточно образованной и смогла покорить князя не только внешностью, но и своей осведомленностью во многих темах.


Встреча закончилась, и девушка улетела домой, она отправила Ренье письмо, в котором поблагодарила его за прием. Князю Монако было за тридцать, он искал себе будущую жену и мать его детей. Что ни говори, Грейс оказалась в нужное и время в нужном месте.

Свадьба и супружеская жизнь Грейс Келли и Ренье III


К этому времени карьера актрисы Грейс Келли достигла пика. Восхищённые взгляды мужчин ей надоели, нужно было принимать решение, как жить дальше. 25 декабря семью Келли посетил князь Ренье, он предложил Грейс выйти замуж, и она ему сказала «да». Свадебная церемония прошла в Монако 18 апреля 1956 года. Невеста была в платье, на которое ушло сто метров старинного кружева, которое искали по всем музеям Франции, а её фату украшала одна тысяча жемчужин


Это была поистине королевская свадьба. Приданое будущей княгини составило два миллиона долларов. На тот момент Грейс определилась, чего хочет от жизни. Девушка полностью отказалась от карьеры актрисы, семья волновала ее, куда больше чем работа в кино. Не прошло и года, как Грейс родила мужу дочь, которую назвали Каролина Луиза Маргарита, через несколько лет родился Альбер Александр Луи Пьер - наследник престола.


Пребывание Грейс Келли в Монако положительно повлияло на рост экономики в княжестве. Еще до свадьбы с Ренье, Грейс Келли была достаточно узнаваемой личность, именно ее имя добавило количество туристов, которые стали посещать Монако. Грейс Келли посвятила все свое свободное время благотворительности, помимо этого она занималась воспитанием собственных детей.


В 1965 году у супругов родился третий ребенок, это была девочка, ее назвали Стефания Мария Элизавета. К сожалению, больше Грейс Келли не могла иметь детей - четвертый мальчик умер, так и не родившись. Поговаривали, что после этого князь Ренье охладел к жене: он стал настоящим тираном, ревновал ее и унижал, считая, что жители Монако больше любят его жену, нежели его самого. Грейс же все прощала мужу. В 1981 году они отпраздновали серебряную свадьбу.

Последние годы


Время шло, дети росли. Каролина имела громкий и скандальный брак за плечами, Альбер, который был будущим наследником, не интересовался ничем, кроме спорта и девушек, а младшая дочь Стефания росла "пацанкой" - гоняла на мотоцикле и презирала женственную одежду. Образ безупречной семьи, который так старательно выстраивала Грейс, рушился. Она уже не считала свою жизнь сказочной, а семью идеальной, хотя и старалась не выказывать на публику своего разочарования.

Незадолго до катастрофы, унесшей ее жизнь, Грейс, по словам современников, завела любовника в Париже и практически переехала жить к нему. В самом конце жизненного пути она мечтала лишь об одном - возобновить актерскую карьеру. Ее буйная и неспокойная натура, которая так долго скрывалась за фасадом неприступной "снежной королевы", рвалась наружу.

Как-то она решила поговорить с дочерью с глазу на глаз, а для этого решила отказаться от услуг водителя и сама села за руль автомобиля. Это была роковая ошибка. Погружена то ли в свои мысли, то ли в разговор супруга князя Ренье допустила оплошность, машина съехала с дороги и упала с большой высоты.


Журналисты поговаривали, что в салоне автомобиля произошла cсора, и у Грейс Келли случился инсульт. Так и не оправившись после аварии, княгиня умерла, это произошло 14 сентября 1982 года. На тот момент ей исполнилось всего 52 года. Младшая дочь Стефания, которая была с матерью в машине, осталась жива. На ней не было практически ни царапины. Великая любовь оборвалась трагически, и это была огромная потеря для Монако и всего мира.

Жизнь Ренье после смерти Грейс


На похороны принцессы съехались знаменитости и монархи из Америки и Европы, местные жители рыдали прямо на улицах, а Ренье шел под руку с дочерью и не скрывал слез. Своим указом он запретил на территории Монако показ фильмов, в которых снималась его супруга. Он всё чаще оставался наедине собой, и всё реже появлялся на светских приемах.
восточная сказка на фоне мировой политики покорила весь мир и закончилась, к сожалению, трагедией.

Грейс Келли и князь Ренье III - такая пара была просто обречена на всеобщее внимание, и их свадьба, состоявшаяся 19 апреля 1956 года, вошла в историю, как одна из самых знаменитых. Ну а великолепное платье невесты было ей под стать, и тоже прославилось, на долгие годы став образцом безумно элегантного и изысканного свадебного наряда. Прошло уже более полувека, но оно по-прежнему служит источником вдохновения для множества невест...

Что ж, если вы выходите замуж за принца, то должны выглядеть, как принцесса. В день своего венчания красавица Грейс выглядела именно принцессой - правда, скорее, не настоящей, а сказочной.


Один из ее биографов, раскритиковав яркий, «опереточный» мундир жениха, правителя крошечной мирной страны, о самой Грейс писал: «Голливуд - следует отдать ему должное - проявил больше вкуса и такта в выборе элегантного, однако довольно простого на вид подвенечного платья невесты: двадцать ярдов шелка, двадцать пять ярдов шелковой тафты, девяносто восемь ярдов шелкового тюля и более трехсот ярдов валансьеннских кружев. Грейс великолепно смотрелась в подвенечном наряде, созданном для нее Хелен Роуз , и чем-то напоминала гордого лебедя. Волосы ее, гладко зачесанные назад, были убраны под небольшую шапочку в стиле шекспировской Джульетты, и поэтому в ее облике было нечто от елизаветинской эпохи. А так как за неделю до прибытия в Монако Грейс похудела почти на четыре килограмма, то талия ее стала еще более тонкой и элегантной. Под облаком фаты, оборок и складок угадывался силуэт прекраснейшей из женщин».


За день до того Грейс и Ренье прошли обряд гражданской регистрации - разумеется, невеста и тогда была в изящном наряде, хотя куда более сдержанном. Автором обоих была Хелен Роуз, художник по костюмам киностудии «Метро Голдвин Майер», где снималась Грейс Келли. Хелен, к тому же, специализировалась на свадебных платьях. И хотя другой известнейший художник по костюмам Эдит Хед, которая десятилетиями одевала весь Голливуд и в жизни, и на экране, и к тому же близко была знакома с Грейс, рассчитывала, что создавать свадебный наряд позовут именно ее, выбор, тем не менее, пал на Хелен Роуз (до этого она работала над костюмами Келли в нескольких фильмах, самыми известными из которых стали «Высшее общество» и «Лебедь»). А платье стало подарком MGM своей красавице-актрисе - могла ли киностудия желать лучшей рекламы?..


Хелен Роуз, которая была мастером своего дела, полагала, что наряд должен быть и элегантным, и по-королевски величественным, однако при этом он не должен затмевать красоту Грейс. И ей удалось создать шедевр, который отвечал этим требованиям - он был прекрасен, достоин свадьбы монарха, и при этом только обрамлял и подчеркивал красоту невесты.

Плотно облегающий лиф и пышная юбка - на этой основе можно построить самые разные варианты, и Роуз удался один из самых эффектных.

Лиф платья без декольте, наоборот, с маленьким стоячим воротником, закрывавшим основание шеи, и лишь с небольшим вырезом у горла, застегивающийся спереди на маленькие пуговки (их около тридцати), с длинными рукавами, был сделан из кружева. Казалось, на нем не было швов - на самом деле их там множество, однако они совершенно незаметны, поскольку отдельные фрагменты драгоценного кружева были вырезаны, отделены от основы и соединены заново точно по фигуре. Разумеется, лиф не мог быть прозрачным, так что он состоял из двух слоев: корсаж без рукавов из тафты цвета слоновой кости, и вышеописанный кружевной лиф поверх него.


К лифу был пришит коротенький, чуть ниже середины бедра, кринолин, который должен был поддерживать пышную юбку. Поверх кринолина лежали четыре пышные, отделанные узкими полосками-кружевами, оборки. Под кринолином была еще нижняя юбка, отделанная более широким кружевом.

Словом, платье представляло собой довольно сложное сооружение (недаром к нему прилагалась инструкция, как правильно его надевать), а ведь это еще не все!

Далее следовала пышнейшая верхняя юбка; плотно охватывающий талию широкий шелковый пояс с заложенными поперечными складками еще больше подчеркивал контраст - между тонкой талией и массивной юбкой, между кружевами верхней части платья, расшитыми крошечными жемчужинками , и гладкой шелковистостью нижней.


Юбка имела не А-образный силуэт с его постепенным расширением, а, благодаря крою и поддерживающим ее кринолину и нижним юбкам, резко расширялась, начиная с самого верха, и напоминала перевернутый венчик цветка. Нижних юбок было три - первая, так сказать, основная, далее юбка с пышными оборками, и, наконец, третья, которая эти оборки сглаживала.

Спереди юбка была гладкой, а вот сзади располагались складки. На невесту в день торжеств обращено множество взглядов, и зачастую при этом она повернута к гостям спиной, так что очень важно, чтобы с той стороны платье смотрелось не менее эффектно, чем спереди. Так что Хелен Роуз прибегла к изящному приему - сзади на верхней юбке из тафты был разрез от талии и до самого низа . Несколько бантов прихватывали его приблизительно до уровня колен, не давая полам расходиться, а вот дальше выглядывал шлейф, сделанный из шелковой сетки и кружева . Внизу тафтяная юбка распахивалась окончательно, эффектно демонстрируя скрывавшиеся под ней кружева шлейфа.

Словом, можно понять, почему даже в наше время, когда, казалось бы, пресыщенного зрителя уже трудно удивить, свадебный наряд Грейс Келли производит ошеломляющий эффект - как издали, так и вблизи.


В отличие от множества невест королей и принцев, в качестве головного убора Грейс выбрала не тиару с бриллиантами, как можно было бы ожидать, а прелестную «шапочку Джульетты», «джульеттку». Она, сделанная из шелка и кружева, расшитая жемчугом, с уложенным поверх всего этого веночком из флердоранжа , с изящным треугольным мысом спереди, плотно облегала голову, приоткрывая при этом светлые, гладко зачесанные волосы невесты. Это было и красиво, и необычно, и навевало воспоминания о предыдущих эпохах, так что классическая красота Грейс Келли казалась окутанной флером некоей прекрасной старины.

Впрочем, и вполне реальным флером - своей фаты - Грейс тоже была окутана. Будучи разложенной, фата представляла собой круг, приколотый на затылке так, чтобы сзади фата была длинной (там она доходила до пола), а спереди, если накинуть на лицо, короткой, приблизительно до пояса. Она была сделана из тончайшей шелковой сетки, и ее тоже украшали аппликации из кружева. Чтобы не скрывать лицо Грейс, и не заслонять красоту платья, их пустили только по краю фаты. Мотив узоров был цветочным, однако среди цветов скрывались и маленькие птички, символизировавшие влюбленных.


Кружева и жемчуг украшали не только платье, но и туфли-лодочки , и обложку молитвенника. В руках невесты был букет - нет, не из роз или других пышных цветов, а из ландышей. Словом, все было продумано до мельчайших деталей, да и как иначе, учитывая, насколько «звездной» была свадьба?

И на самом деле не так уж важно, сколько стоили старинные кружева, сколько жемчужин было нашито на ткань, сколько часов ушло на шитье. Важно, что в результате возник единый ансамбль, который уже много лет служит образцом самого настоящего свадебного наряда принцессы.

Хотя правильнее будет сказать, княгини.

Сыграв роль принцессы в фильме "Лебедь", в этом же году Грейс Келли превратилась в принцессу в реальности. Свадьба голливудской актрисы и князя Монако Ренье III состоялась 19 апреля 1956 года и стала одним из самых ярких светских событий XX века.

В этот день улицы Монте-Карло были переполнены людьми - более 20 тысяч жителей княжества и поклонников актрисы собралось у собора Святого Николая. Саму церемонию бракосочетания 30 миллионов жителей планеты наблюдало по телевидению, а порядка 1000 почетных гостей присутствовало в соборе во время венчания. Среди них - представители европейских монарших семей и голливудские звезды. Говорят, что такой наплыв знаменитостей британская королева Елизавета II посчитала "чрезмерным" и отказалась от приглашения на свадьбу.

Роскошное платье невесты было создано дизайнером киностудии Metro Goldwyn Mayer MGM Хелен Роуз. По сей день оно является самой дорогой работой дизайнера и эталоном свадебной моды. На изготовление платья цвета слоновой кости ушло 25 метров шелковой тафты и старинного бельгийского кружева 125-летней давности. Его, к слову, князь Ренье выкупил из музея. Голову невесты украшала кружевная диадема, в руках она держала маленький букет из ландышей.

По завершении церемонии венчания новобрачные сели в Rolls-Royce с открытым верхом, подаренный паре подданными княжества, и проехали по Монте-Карло с праздничным кортежем. Затем молодоженов и их гостей ждал торжественный ужин, на котором князь Ренье отсек верхушку шестиэтажного торта шпагой.

В качестве свадебного подарка Грейс Келли получила яхту, на которой новобрачные отправились в свадебное путешествие по Средиземному морю. Когда яхта отчалила от берега, на нее из частного самолета миллиардера Аристотеля Онассиса, который способствовал знакомству молодоженов, посыпались гвоздики. Так начался новый виток в истории Монако и закончилась актерская карьера Грейс Келли - после свадьбы муж запретил ей сниматься в кино.

Завтра, наконец, свадьба сына Грейс Келли, князя Монако Альбера II. По этому поводу, неизбежно вспоминается роскошное платье его матери.
Когда несколько лет назад в Москву привозили из Монако выставку, посвященную Грейс Келли, меня больше всего поразили не ее бриллианты и сумочки, а свадебное платье.

Для меня оно - самое элегантное свадебное платье из всех виденных.
Кстати, этот наряд занимает 5 строчку в рейтинге самых дорогостоящих свадебных платьев мира и оценивается в 300 000 долларов.

Его придумала художник по костюмам МГМ Хелен Роуз (1904 - 1985), которая уже одевала Грейс в фильмах «Лебедь», «Высшее общество» и других.


Хелен Роуз


Дело в том, что когда Грэйс Келли приняла предложение принца Ренье, она все еще была связана контрактом с Metro-Goldwyn-Mayer.
В то время, МГМ тщательно и ревностно следили за имиджем своих звезд. Поэтому, они даже шили и дарили актрисам свадебные платья: во-первых, те выглядели подобающим образом, во-вторых, это была прекрасная реклама.
Первое платье, о котором я хочу рассказать, это платье для венчания, которое состоялось 19 апреля 1956 года, в 9:30.
Для свадебного платья Грэйс Келли Роуз использовала более двадцати пяти ярдов шелковой тафты, сто ярдов шелковой сетки и 125-летнее брюссельское кружево, расшитое морским жемчугом, над этим шедевром работало в течение 6 недель больше 30 человек. Говорят, что ткани оплатил супруг актрисы, а брюссельское кружево он даже выкупил в каком-то музее.
Верх платья кажется бесшовным, потому что кружевные фрагменты были отделены от кружевного полотна и соединены уже на готовом лифе (кстати, так по такой технологии и шьют кружевные платья, тут нет ничего уникального).

Хелен Роуз говорила, что платье должно быть: «…простым, но элегантным, женственным, благородным, и обязательно по-королевски величественным. И самое главное, платье не должно затмевать красоту Грейс»

Платье прибыло в Монако с инструкцией по сборке.

Само платье состоит из 4-х частей:

Кружевного лифа с вшитыми боди и маленьким кринолином;

Тафтяных подъюбников;

Покрывала на голову с головным убором;

И верхней юбки с треном.


Хелен Роуз разумно полагала, что со спины это платье должно выглядеть не хуже, чем спереди.

Голову вместо привычной для принцесс тиары венчал головной убор – «джульетка», сшитый из шелка и кружева, а верх его украшал веночек из флёрдоранжа.

Покрывало было изготовлено из шелковой сетки, украшенной кружевными аппликациями. Причем, сделано это было деликатно – чтобы сквозь него было видно лицо Грейс.

По просьбе невесты, кружевом еще обтянули молитвенник и туфли.

Принцесса подарила подвенечное платье Художественному музею родной Филадельфии. Они настолько дорожат им, что даже не разрешили дать его для выставки, посвященной Грейс Келли. В итоге, мы видели его реплику. Но даже в таком варианте оно производит неизгладимое впечатление.

Платья подружек невесты разрабатывал другой дизайнер Joe Allen Hong. Причем, перед этим он сначала выиграл конкурс на лучший эскиз.

Желтый цвет был любимым цветом Грейс Келли.


Но было еще одно свадебное платье, тоже работы Роуз.
До венчания, сначала в Монако, 18 апреля 1956 года, произошла гражданская церемония бракосочетания в тронном зале дворца. На Грейс было элегантное бледно-розовое платье из тафты, перекрытой кремовыми алансонскими кружевами, белые лайковые перчатки и шапка - «Джульетка».


Для меня Грейс Келли осталась самым изысканным, аристократичным символом 50-х. Когда мне посчастливилось побывать в Монако, меня удивило, какое это игрушечное государство. Аккуратненькие домики, красивые, цветущие изгороди, словно помытые шампунем улицы... Монте-Вилле (там, где находится резиденция Ренье и Кафедральный собор) напоминает тщательно исполненные декорации старого европейского города. Поэтому, в них так органично вписалась голливудская принцесса, которая даже на свадьбу надела костюм, созданный кинопрофессионалом:-)

http://www.philamuseum.org/collections/permanent/56621.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Grace_Kelly