Профессия воспитателя возникла. Воспитатель, славлю имя твое! Отрицательные стороны профессии

Не каждый человек может работать с детьми. У воспитателя должны быть железные нервы, чтобы выслушать и ответить на просьбы и требования по меньшей мере 25 малышей. Девушка, которая искренне влюблена в свою работу, поделилась мыслями на этот счет, а также ответила на вопрос: "Почему я выбрала профессию воспитателя".

История профессии

Если взглянуть в прошлое, то такой деятельности, как воспитатель детского сада, не существовало. Она возникла в период появления нового вида воспитания детей дошкольного возраста и противостоящая гувернерам, которые занимались с детьми в домашних условиях. В Древней Греции дети находились под наблюдением раба. Затем это переросло в такую важную профессию как воспитатель, но в домашних условиях. Она в некоторой степени напоминала сегодняшнюю деятельность педагога детского сада.

В чем состоит работа воспитателя?

Первоначально необходимо понимать, что профессия предусматривает постоянный контакт с детьми, начиная с особо нежного возраста и заканчивая дошколятами. Если сказать проще, то воспитатель - человек, который ухаживает за детьми в период, когда родители заняты на работе.

Тогда зачем ему высшее образование, ведь работа заключается в том, чтобы постоянно следить за малышами, чтобы они не поранились? Как говорят воспитатели, присмотр и уход - общее описание. Необходимо обладать обширными знаниями и умениями, которые может дать только педагогический институт. В данных вузах будущие педагоги овладевают знаниями, которые касаются детской психологии и развивающих методик. Ведь малышу на занятиях необходимо донести нужные сведения в понятной для него форме.

Почему я выбрала профессию воспитателя? Все педагоги отвечают на это так: эта профессия креативная и творческая и подходит для людей с особенным мышлением. Поэтому в воспитатели пойдет не каждый человек, это дело нужно не только по-настоящему любить, но и жить им.

Особенности работы в детском саду

Чтобы работать воспитателем, можно закончить педагогическое училище или институт по специальности воспитателя дошкольного учреждения. А далее пойдет рассказ о самой деятельности.

Каково описание профессии воспитателя? Обычно он работает в 2 смены. В 6 часов 30 минут начинается рабочий день, и воспитатель принимает детей. Их необходимо встречать с улыбкой и радостью на лице, чтобы создать хорошее настроение на целый день и малышам, и родителям.

В 08:15 малыши делают утреннюю зарядку для того, чтобы они полностью проснулись и получили заряд бодрости. В 9:00 дети завтракают. После этого в каждой группе проводятся возрастные занятия, которые утверждаются методистом в начале каждого учебного года. Они направлены на развитие у малышей различных талантов. Занимаются они лепкой, рисованием, аппликацией и математикой. После игр детей в группе их сопровождают на прогулку.

В 11:30 начинается вторая смена, но первый воспитатель не покидает группу до 13:30. Он помогает малышам обедать и укладывает их спать. Подъем после дневного сна происходит в 15:00, после полдника педагог играет с детьми в спокойные игры или рассказывает им сказки.

В течение всего дня с малышами в группе находится младший воспитатель (няня), благодаря ей соблюдается чистота в помещении. Она моет полы, окна, кормит, одевает детей и оказывает им всестороннюю помощь.

Какими качествами должен обладать педагог?

А теперь хотелось бы рассказать какими личными качествами следует обладать педагогу. С момента появления этой профессии основными требованиями к человеку, который мечтает стать воспитателем, стали любовь к детям, чуткость и доброта. Поскольку работа заключается в контроле за 20-25 детьми, то педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и огромным терпением.

Профессия воспитателя детского сада требует от человека:

  • наблюдательности;
  • внимательности;
  • ответственности;
  • справедливости;
  • эрудированности;
  • активности;
  • жизнерадостности.

Помимо этого, хороший педагог способен мгновенно переключать свое внимание, иметь отличное зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и логическим мышлением.

Преимущества профессии

Если написать эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", то в нем обязательно будут описаны все плюсы и минусы такой работы. Плюсов в работе педагога имеется множество. Поэтому когда педагогам приходиться отвечать на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя", они выделяют несколько моментов:

  1. Общение с детьми, ненавязчивая игровая атмосфера.
  2. Участие в развитии ребенка и возможность дать ему что-то новое.
  3. Творческие люди способны реализовать свой потенциал и делать с детьми поделки, аппликации и придумывать свои сказки и рассказы.
  4. Многие воспитатели отзываются о работе положительно, говоря, что назвать ее однообразной и рутинной нельзя.
  5. Продолжительный отпуск (42-56 дней) в зависимости от продолжительности работы на этой должности.
  6. Востребованность - хорошие воспитатели нужны всегда.

Несмотря на то, что плюсы профессии воспитателя превышают минусы, но они существуют, как и в любой другой работе.

Отрицательные стороны профессии

Главный недостаток в работе воспитателя - низкая заработная плата, о которой не осведомлен только человек, полностью оторванный от реальности. К остальным недостаткам профессии можно отнести:

  • шумную обстановку;
  • постоянное нервное напряжение;
  • огромную ответственность, в том числе и уголовную, за жизнь и здоровье детей;
  • постоянный контроль собственных эмоций;
  • непрерывное присутствие на рабочем месте, из-за полной ответственности педагога за безопасность малышей.

При ответах на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя" многие педагоги, любящие свою работу, всячески преуменьшают ее минусы.

Однако, несмотря на это, они часто пребывают в состоянии стресса. Многие воспитатели настолько завязаны на своей работе, что их жизнь уходит на второй план. В этом случае педагогам необходимо заботиться о своем моральном здоровье и относится к своей деятельности спокойно.

Где можно получить профессию воспитателя детского сада?

В настоящее время профильное образование можно получить только в профильном или гуманитарном ВУЗе, на базе которого готовят таких специалистов. Во многих российских институтах подготовка по специальности воспитателя дошкольного учреждения хорошо отработана, поэтому выбор учебного учреждения принципиального значения не имеет.

В заключение

Почему я выбрала профессию воспитатель? Когда педагоги с огромным стажем работы рассказывают о преимуществах своей работы, то предлагают молодым людям хорошо обдумать, прежде чем стать воспитателем. Ведь ему придется проводить много времени с детьми, читать им, заплетать косички и убирать за ними. Отличная работа для молодой мамы, но сама профессия очень сложная. Часто девушки, получившие подобное образование, сталкиваются со многими трудностями, ведь в институтах не учат, что нужно будет помогать ребенку сходить в туалет, или тому, как понять, что у малыша болит живот, если самостоятельно сказать об этом он не может.

Нужно учить детей находить компромиссы в общении между собой, иногда воспитателю приходится учить их пониманию в отношениях с родителями, что иногда бывает очень сложно, а в некоторых случаях нереально.

Поэтому можно написать в эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", что дорога открыта только для людей, которые любят детей и вдохновляются ими, обладают качествами актеров-фантазеров. Если человек миролюбив и полностью открыт для общения, то работа принесет ему только удовольствие.

Профессия воспитатель детского сада

История профессии воспитатель Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы. Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции, но не была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя. В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной. Профессия воспитателя появилась в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти. Работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Профессия воспитатель - описание Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень. Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель. С врачом всё понятно - люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь. Профессия педагога обязывает ничуть не меньше. Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться. Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо". И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка. Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Где получить профессию "воспитатель" Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого. Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников. Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах. Воспитатель - почетная профессия на все века!

Уникальные стороны профессии: Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление. Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.

Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.

Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

В 90-х годах детские сады закрывались, воспитателям приходилось менять работу, а здания детских садов переоборудовались и открылись различные фирмы, клиники и др. Сегодня профессия воспитателя вновь востребована как в государственных дошкольных учреждениях, так и в частных, есть потребность в профессиональных и порядочных нянях и гувернерах. Эта тенденция продолжается и в современном обществе.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека
В. Г. Белинский

История профессии ВОСПИТАТЕЛЬ

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.

Интересна этимология русского слова "воспитатель" . Оно происходит от основы слова "питать" . Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Профессия воспитателя относится к типу «Человек – Человек» , которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми (в данном случае с детьми). Профессия воспитатель относится к классу эвристических, т.к. она связана с воспитанием и обучением детей.

Сотрудник, который работает с детьми в условиях дошкольного учреждения, следит за безопасностью жизни ребенка, создает условия для его всестороннего развития.

Воспитатель занимается образованием ребенка : его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядку, занятия по развитию речи, обучает устному счету, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.


Работает воспитатель в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Порой очень трудно справиться с одним ребенком, а когда их больше двадцати, то одному взрослому это и вовсе не под силу. Именно поэтому в группе всегда есть два человека, которые осуществляют надзор за воспитанниками: старший и младший воспитатели.

Работа старшего воспитателя детского сада заключается в следующем:

  • принятие детей утром в сад и возвращение малышей родителям вечером;
  • проведение игр, инсценировок и других мероприятий по развитию моторики, речи, памяти, их организация и разработка необходимой для этого методической базы;
  • посещение экскурсий, театров, музеев. Вместе с музыкальным руководителем проведение различных занятий: утренников, праздников, игр;
  • воспитатель с медработником также обязаны следить за тем, чтобы всем малышам были сделаны необходимые прививки для профилактики заболеваний;
  • выведение детей на улицу;
  • проведение оздоровительных мероприятий вместе с воспитателем по физическим занятиям;
  • оказание помощи малышам при переодеваниях, посещении туалета, мытье рук и т. д.

Профессия воспитателя довольно кропотливая, требующая терпения, внимательности, усидчивости. Ведь кроме организации педагогического и воспитательного процессов, педагог также занимается и подготовкой методических пособий. Старший воспитатель разрабатывает наглядные материалы, проводит не только всевозможные семинары для своих коллег, но и открытые занятия для родителей.

Важным аспектом, который свидетельствует о наличии профессионального опыта, является портфолио воспитателя . В этом документе описана вся история его деятельности, достижения и успехи, связанные с воспитанием детей.

День воспитателя очень насыщенный, и справиться в одиночку никому не под силу. Именно поэтому воспитатели работают посменно. Чаще всего они сменяют друг друга в полдень. В некоторых садах оба воспитателя находятся вместе в группе с 12 до 14 часов.

Младший воспитатель помогает старшему следить за правильным и здоровым питанием детей и организацией их сна. В обязанности помощника воспитателя, другими словами, младшего воспитателя, входит предоставление помощи в воспитательно-образовательном процессе:

  • приносить и раздавать еду;
  • убирать со стола посуду, мыть ее;
  • старший воспитатель и его помощник умывают малышей и моют им руки;
  • дважды в день в группе необходимо проводить как влажную уборку, так и проветривать помещение;
  • вовремя менять постельное белье
  • убирать площадки для прогулок;
  • младший воспитатель помогает одевать детей, выводить их на улицу и раздевать малышей после прогулки.

В обиходе таких воспитателей называют нянечками. Все педагоги работают в дружном коллективе, тесно контактируя друг с другом, чтобы создать наилучшую атмосферу для полноценного развития своих воспитанников.

  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • устойчивые нарушения зрения и слуха;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • вредные привычки

Пути получения профессии

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж

44.02.01 – «Дошкольное образование»

44.02.04 – «Специальное дошкольное образование»

Воспитатель должен знать:

  • нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
  • педагогику и методику дошкольного воспитания;
  • детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
  • основы дефектологии;
  • детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
  • различные методики обучения и развития детей;
  • правила охраны жизни и здоровья детей;
  • основы доврачебной помощи
Воспитатель должен уметь:
  • понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;
  • поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;
  • применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;
  • выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;
  • общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.

Воспитателем можно устроиться как в государственный детский сад, так и в частное учреждение дошкольного образования. Конечно, во втором случае зарплата будет на порядок выше, а количество детей в группе будет гораздо меньше. Стоит отметить, что и требования к педагогам будут соответствующие. В наши дни открывается довольно много центров детского развития, где также необходимы воспитатели с педагогическим образованием.

Профессия воспитателя становится все более востребованной. Через два-три года работы воспитатель может получить вторую категорию, еще через три года - первую, далее - высшую. За категорию в заработную плату включаются надбавки. С увеличением категории увеличивается и круг обязанностей, например, воспитатель высшей категории при необходимости проводит занятия для молодых специалистов.

Воспитатель может подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы и стать главным по воспитательной работе в детском саду – методистом. Методист проверяет работу воспитателей, анализирует образовательный процесс и выдвигает предложения по его совершенствованию, в общем, занимается организацией работы в дошкольном учреждении. Правда, для этой должности необходимо высшее образование. При наличии способностей и определенных амбиций воспитатель может подняться еще выше по карьерной лестнице и стать заведующим дошкольного учреждения.

– «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк фабрикант Роберт Оуэн. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.

Кстати, сам Роберт, сын мелкого лавочника, не получил систематического образования . Вся его учеба ограничилась двумя классами школы уэльского городка Ньютаун. Однако Оуэн страстно увлекался наукой, не боялся тяжелой работы и довольно быстро выбился в управляющего мануфактурой. А затем стал владельцем текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн верил, что характер человека формируют обстоятельства и социальное окружение. А значит, чем раньше начинается обучение и воспитание ребенка, тем больше шансов вырастить самостоятельно и рационально мыслящую личность. Большое значение Роберт придавал .

Свои взгляды он решил проверить на практике, когда организовал «школу для маленьких детей». В ней занимались малыши в возрасте от года до 5 лет. Их обучали чтению, танцам, много времени отводилось играм на свежем воздухе . Дети 5-10 лет учились в дневной школе при фабрике. Им преподавали язык, арифметику, географию, естествознание, историю, а также привлекали к работе в мастерских, в саду и в поле. Подростки и взрослые, работающие на фабрике, учились по вечерам.

Нью-ланаркская фабрика прославилась далеко за пределами Шотландии как своими коммерческими успехами, так и благосостоянием рабочих. Ее даже посетил будущий император Николай I . Говорят, он предлагал Роберту Оуэну вместе с двумя миллионами британских рабочих переселиться в Россию, однако фабрикант предпочел остаться на родине.

Фридрих Фрёбель

Хотя Роберт Оуэн создал первое по типу дошкольное учреждение, основоположником дошкольного воспитания и создателем понятия « » стал педагог Фридрих Фрёбель. Свой первый «детский сад» он открыл в 1840 году в Бланкенбурге.

Фрёбель был убежден, что в ребенке от природы заложены 4 инстинкта: деятельности, познания, художественный и религиозный. И цель правильного воспитания – развить природные особенности ребенка, помочь им раскрыться . Этим и должны заниматься в детском саду.

Большое внимание Фридрих уделял физическому развитию. Но стержнем его воспитательного метода для детского сада стала .

Педагог разработал практические пособия для развития маленьких детей, которые называют «дары Фрёбеля» . Например, связанные из шерсти разноцветные мячи на ниточках, благодаря которым дети знакомились с цветами, учились понимать пространство. Или деревянные шар, куб и цилиндр, с помощью которых дети узнавали о формах разных предметов.

В детском саду Фрёбеля воспитанники занимались с «дарами», рисовали, лепили, плели и вырезали из бумаги, вышивали. Много времени отводилось на подвижные игры. Кстати, некоторые из этих упражнений, усовершенствованных и переработанных, используются и в современных садах.

Хотя в жизни в детских садах чаще встречаешь воспитательниц, режиссерам интереснее перевернуть все с ног на голову и посмотреть, как будут справляться с этой непростой работой мужчины. Вот почему самые популярные экранные воспитатели – "усатый нянь" Кеша Четвергов и «джентльмен удачи» Евгений Трошкин, которому пришлось на время превратиться в "доцента", не прощаясь с педагогикой, ведь на его перевоспитании оказалось трое преступников.

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович – первый в нашей стране теоретик и практик общественного дошкольного воспитания. Она хотела навсегда эмигрировать в Швейцарию, однако там услышала курс лекций по системе дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля, затем увидела, как работают женевские детсады, – и вернулась в Россию.

В 1863 году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад». Например, она считала, что дошкольников нельзя отдавать в школу, но и только в семье ребенку в возрасте 3-7 лет расти неполезно. Он непременно должен воспитываться в детском саду вместе со сверстниками и друзьями – под руководством «садовниц»- .

«Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка <…> Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад ».

Работая с детьми, Аделаида обнаружила минус фрёбелевской системы: все развивающие занятия с детьми сводились к работе с дидактическими материалами (рисунками, кубиками, мячами). Получалось, что ребенок просто заучивал названия, свойства этих предметов, а также то, какие с ними нужно производить действия, но не понимал смысла своих игр.

«Попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. <…> В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду», – предупреждала ярых фрёбелистов Симонович.

Мария Монтессори

Методы воспитания применяются в детских садах и развивающих центрах всего мира. А ведь начиналась ее работа с детьми с отклонениями в развитии. Однако после того, как ее воспитанники превзошли своих здоровых сверстников в письме, счете и чтении, Мария поняла, как плохо обстоят дела с обучением здоровых детей в Италии .

«Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали», – признавалась педагог.

Занятия в «Доме ребенка» проходили в группах, в которых занимались дошкольники разного возраста. Старшие заботились о младших, а те в свою очередь наблюдали и учились у старших детей. Воспитателям в «Доме ребенка» отводилась роль помощников, которые , чем, сколько и как ему заниматься, и ждали, когда он сам попросит их совета.

Дети занимались в помещениях, где все организовали для их самостоятельных игр и занятий. У каждой вещи в классах было свое место, на которое ее нужно вернуть. Дети знали, что после игр их ожидала уборка, и потом уже ставили все на место без напоминаний взрослых.

"Засветился" в роли воспитателя дошкольников и Арнольд Шварценеггер в фильме "Детсадовский полицейский". Суровому копу ради выполнения важного задания пришлось устроиться в сад, заниматься с "мелюзгой" и, конечно, стать жертвой их проделок. Смотреть на это очень весело, но на месте "железного Арни" оказаться совсем не хочется.

Януш Корчак

Пожалуй, главное свое педагогическое правило – «Воспитатель должен любить детей» – польский врач и педагог Януш Корчак проиллюстрировал всей своей жизнью. В 1911 году он стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей. Он добровольно отправился в концлагерь, когда туда повезли его учеников . И погиб вместе с ними, до конца жизни оставаясь воспитателем.

«Дом сирот» Януша Корчака был организован как государство в государстве. И управлялся он детьми. У них были своя «конституция», выборный детский парламент, товарищеский суд, причем его решения были обязательны и для взрослых сотрудников учреждения .

Корчак с другими педагогами готовил детей к реальной жизни за стенами «Дома сирот»: «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Главные принципы метода Корчака заключались в том, чтобы любить ребенка, наблюдать за его поведением, не применять насилия в воспитании, быть с ним честным и требовать от него лишь то, что можно выполнить. Простые требования только на первый взгляд кажутся такими: «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребенка“ и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться… ».

Но какое усилие требуется сделать некоторым взрослым, чтобы признать, по завету Корчака, «что дети – разные».

А каких воспитателей знаете вы?